Вряд ли царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови. Интересно, что Константину пришлось несколько раз официально заявлять о своём отречении, тем не менее, 1 декабря 1825 года в Петербурге и Москве госучреждения присягнули ему на верность. Мог ли Николай II отречься от престола от имени малолетнего сына Алексея? Иван Васильевич в первый раз отрекся от престола в 1565 году. Смотрите видео онлайн «Истинная причина смерти Константина Константинова.
Почему Константин отрекся от престола?
Междуцарствие 1825 года | это... Что такое Междуцарствие 1825 года? | Междуца́рствие 1825 года — промежуток политической неопределённости в Российской империи, последовавший за смертью 19 ноября (1 декабря). |
Отречение от престола Константина Павловича с резолюцией Александра I | Если бы Константин приехал в Петербург и отрёкся там от престола, восстания декабристов можно было бы избежать. |
Какие правители добровольно отказались от русского престола и почему
Поэтому он не боролся за власть — да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ — после семидесяти лет безбожия — считает себя православным. К сожалению, большинство — не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники.
Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик. Комната великих княжон в Ипатьевском доме Революция: неизбежность катастрофы?
О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, — дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками. Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин.
В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».
А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля». Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны.
Венценосная семья. Запечатленные мгновения — Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину?
К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю.
Это, конечно, совершенно неправильно, в этом нет логики, последовательности и необходимости. Во главе этого мученического воинства стояли великие люди: патриарх Тихон, величайшие святители, такие, как митрополит Петр, митрополит Кирилл и, конечно, государь Николай II и его семья. Это такие великие образы!
И чем больше будет проходить времени, тем будет понятнее их величие и их значение. Я думаю, что сейчас, в наше время, мы можем более адекватно оценить то, что произошло в начале ХХ столетия. Знаете, когда бываешь в горах, открывается совершенно удивительная панорама — множество гор, хребтов, вершин.
А когда удаляешься от этих гор, то все хребты поменьше уходят за горизонт, но над этим горизонтом остается одна огромная снежная шапка. И понимаешь: вот доминанта! Так и здесь: проходит время, и мы убеждаемся в том, что эти наши новые святые были действительно исполины, богатыри духа.
Я думаю, что и значение подвига царской семьи со временем будет открываться все больше, и будет понятно, какую великую веру и любовь они явили своим страданием. Кроме того, спустя столетие видно, что никакой самый мощный вождь, никакой Петр I не смог бы своей человеческой волей сдержать то, что происходило тогда в России. Мы зачастую склонны идеализировать то время, но на самом деле все было далеко не безоблачно.
Народ наш причащался раз в год, и это было массовое явление. На всю Россию было несколько десятков епископов, патриаршество было отменено, самостоятельности Церковь не имела. Система церковноприходских школ по всей России — огромная заслуга обер-прокурора Святейшего Синода К.
Победоносцева — была создана только к концу XIX века. Это, безусловно, великое дело, народ стал учиться грамоте именно при Церкви, но произошло это слишком поздно. Многое можно перечислять.
Константин столкнулся с противостоянием различных христианских фракций, каждая из которых стремилась установить свою версию христианства как доминирующую. Сложившаяся ситуация привела к тому, что Константин не мог единообразно регулировать религиозные вопросы и управлять ими. Из-за этих и других проблем, связанных с религией, Константин принял решение отказаться от престола. Его отречение от власти имело серьезные последствия для Римской империи, однако это решение позволило ему уделить больше времени и внимания религиозным вопросам и установке христианской веры. Результаты отказа от престола Отказ Константина от престола имел значительные последствия для России и самого императора.
Вот некоторые из них: Изменение политической системы: Константин отказался от абсолютной власти и привел к созданию конституционного правления. Это открыло путь к развитию парламентаризма и установлению базовых свобод и прав граждан. Усиление гражданского общества: Отказ от престола подтолкнул различные слои общества к активному участию в политической жизни и обсуждению важных вопросов. Произошло расширение обсуждаемого круга тем и активизация общественных движений. Модернизация государства: Константин открыл реформы в армии, экономике и законодательстве.
Правда, план этот предстояло реализовать без участия Пестеля. Но это вообще полная авантюра. Но, по всей видимости, осколком этого плана стало восстание Черниговского полка. Сейчас трудно понять весь реальный замысел декабристов — перед нами разрозненные фрагменты большой картины, которую мы полностью не видим. Я много лет этим вопросом занимаюсь и могу обоснованно предполагать, что события 14 декабря 1825 года в Петербурге и восстание Черниговского полка — это части единого плана, развалившегося под влиянием внешних критических обстоятельств. Иначе декабристы просто выглядят кучкой странных людей, бессмысленно бегающих по столичным площадям и украинским селам.
Между тем этого быть не может: лидеры заговора прошли Отечественную войну 1812 года и не были новичками в военном деле. Конституция, крест и виселица Декабризм стал следствием победы в той войне, когда в стране активно пробудилось русское национальное чувство? На мой взгляд, следствием даже не войны, ибо Россия и раньше часто и долго воевала, а Заграничных походов русской армии. Огромное число русских людей впервые оказалось в Европе и смогло сравнить жизнь там и порядки здесь, сделав соответствующие выводы. У нас до сих пор многие считают, что декабристы прежде всего были озабочены народными чаяниями и первым делом хотели отменить в России крепостное право. Но не зря еще Ленин совершенно справедливо называл их страшно далекими от народа.
Ведь никто из декабристов своих собственных крестьян не освободил. Венедиктов в недавнем шоу Собчак парировал это тем, что они не имели права в одиночку принимать такие решения, поскольку были членами больших дворянских семейств. Венедиктов неправ — жаль, что мне не удалось принять участие в той программе. Среди декабристов было немало богатых людей, уже имевших собственные поместья и крестьян, — например, Сергей Волконский, Иван Якушкин, Сергей Трубецкой. Захотели бы — отпустили. Освобождение крестьян для них было вторичным.
Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья» Главная цель состояла в другом: вернувшись из европейского похода, где они рисковали своими жизнями ради отечества, будущие декабристы обнаружили, что тут, в России, их роль в общественной жизни равна нулю. Они по-прежнему оставались всего лишь безгласными, хоть и высокородными, подданными самодержца, не защищенными никаким законом. Это как в стихотворении Бродского «На смерть Жукова»: «Смело входили в чужие столицы, но возвращались в страхе в свою»? Да, вот именно. И, конечно, подобное положение вещей их категорически не устраивало. Они хотели открыто обсуждать будущее своей страны, заседать в парламенте и принимать законы.
Декабрист Гавриил Батеньков прямо заявлял на следствии, что хотел стать политиком. Но что им мог предложить Александр I в последние годы своего царствования? Разве что аракчеевщину. Я читал, что именно Сперанского, который готовил документацию для Верховного уголовного суда над декабристами, они намеревались назначить первым президентом России после провозглашения республики. О должности президента речи не шло, поскольку декабристам не удалось договориться между собой о форме будущего правления. Но некоторые из них после взятия власти действительно планировали ввести Сперанского в состав Временного революционного правления.
Вполне возможно, что Сперанский, знаменитый реформатор начала александровского царствования, в случае победы поддержал бы их, поскольку многие их идеи были ему близки. Кто именно из декабристов замышлял убийство всей императорской семьи, в том числе малолетних детей Николая Павловича? Прежде всего это был план Пестеля. В Южном обществе шли споры о целесообразности смерти всей «фамилии», однако необходимость убийства императора признавали большинство заговорщиков на юге. Этот вопрос они даже специально ставили на голосование. Что касается Северного общества, то там мнения разделились, и немало его членов возражали против цареубийства, а тем более — против уничтожения «фамилии».
Это правда, что солдаты восставших полков на Сенатской площади кричали «Да здравствует Константин и жена его Конституция! Нет, неправда. Это фраза из мемуаров Николая I, но такого не могло быть, поскольку нижние чины гвардейских полков наизусть учили имена всех членов императорской фамилии. Поэтому солдаты, стоявшие 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, отлично знали, как на самом деле звали супругу великого князя Константина Павловича.
Сдерживание внешних угроз В одно из самых трудных исторических периодов Римской империи, когда на востоке усиливались внешние угрозы, Константин принял решение отказаться от престола. Он осознавал, что для успешного сдерживания этих угроз требуется активное и полное внимание правителя, а его энергия и ресурсы, вместо этого, были сконцентрированы на разрешении внутренних проблем империи. Одна из главных причин отказа Константина от престола была связана с необходимостью обеспечить стабильность и единоначалие в империи в условиях роста военных угроз. В этот период Римская империя сталкивалась с многочисленными враждебными племенами и народами, готовыми завоевать ее территории и разделить ее богатства. Занимаясь внутренними проблемами, Константин осознал, что не может обеспечить империи необходимое военное руководство и адекватное сопротивление внешним угрозам. Кроме того, одним из последствий его отказа была передача престола своему сыну Констанцию, который был более молод и имел больше шансов эффективно справиться с грядущими проблемами.
Это позволило дать империи шанс на новый лидерский потенциал и свежее взгляды на решение ее проблем. Таким образом, сдерживание внешних угроз было одной из главных причин отказа Константина от престола. Он осознавал, что только в полной мере посвятив себя решению внутренних проблем, он сможет обеспечить империи нужное руководство и защиту от грядущих опасностей. Смягчение внутренних конфликтов Отказ Константина от такого высокого положения как престол императора, повлек за собой различные последствия. Одним из главных факторов, которые способствовали этому решению, было смягчение внутренних конфликтов. Во время правления Константина государство было столкнуто с серьезными внутренними противоречиями и борьбой за власть, что негативно сказывалось на стабильности и благополучии империи. Константин осознавал, что сохранение власти и престола может привести к еще большему разделению и конфликтам внутри государства. Вместо этого, он принял решение отойти от власти и преобразовать свою роль в империи, чтобы смягчить эти внутренние противоречия. Своим отказом от престола, Константин надеялся создать более единую и сбалансированную империю, где каждая часть, каждый класс и каждая культура имели свои права и интересы. Он стремился объединить государство под общие ценности и идеалы, чтобы обеспечить долгосрочную стабильность и процветание.
Последствия этого решения были смешанными. С одной стороны, отказ Константина от престола смягчил внутренние конфликты и привел к временному успокоению обстановки в империи. Однако, это также привело к переходу к долгому периоду неопределенности и хаоса, когда власть и престол были переданы другим правителям, которые не всегда имели решительность или способности удерживать империю вместе.
Последний король Греции Константин II умер в Афинах
В тайных актах говорилось от отречении Константина от престола в пользу Николая. Anonymous Quiz. Александр I не оставил наследников. Константин отрёкся от престола заранее. Николая не очень хотели видеть на престоле. Правда, прав на престол Константин не имел, поскольку еще в 1823 году отрекся от престола в пользу Николая, что было оформлено и духовным завещанием Александра. Но более, чем за два года до этого, Константин по настоянию Александра I отрекся от престола. В тайных актах говорилось от отречении Константина от престола в пользу Николая. Александра I. вспоминает, почему Константин не хотел быть императором.
Отречение от престола Константина Павловича с резолюцией Александра I
Отвратительное происшествие обсуждал весь Петербург, а Константин даже получил прозвище Покровитель разврата. Кто-то из насильников отправился в Шлиссельбург, кто-то — в отставку. Константин некоторое время пробыл под домашним арестом. К тому же отныне за ним прочно укрепилась репутация злодея: три года спустя, когда при невыясненных обстоятельствах погиб любовник императрицы Елизаветы Алексеевны Охотников, именно Константину молва приписала организацию его убийства. Благодаря этому скандалу впервые встал вопрос: имеет ли право такой человек занимать российский престол? Сам Константин Павлович был убежден, что, случись ему быть императором, его задушат так же, как его отца. С тех пор он посвятил себя военной карьере: занимался формированием уланских полков, участвовал в войнах с Францией, причем за Аустерлиц был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени. Во время Отечественной войны 1812 года снова проявил свой дурной нрав, перессорившись с главнокомандующим Барклаем-де-Толли. Помириться с женой ему не удалось, хотя великий князь специально ездил за этим в Кобург.
Утешался он с актрисами: француженка Фредерикс родила ему сына Павла, крестным отцом которого стал император. В честь него младенец получил фамилию Александров. Они воспитывались в доме князя Ивана Александровича Голицына и считались его приемными детьми. Из-за этого у них изменились отчества на «Ивановичи», а фамилия напоминала о настоящем отце — Константиновы. Впоследствии Константин Иванович Константинов стал видным военным инженером, артиллеристом. Так и текла жизнь великого князя Константина Павловича: он уже немолод, одинок, жена живет отдельно в Германии и требует развода; любовницы сменяют друг друга, дети воспитываются другими, сам он — не слишком желанный гость при дворе… Назначение наместником в Царство Польское напоминало почетную ссылку. И вдруг произошло чудо! Он встретил ее — юную польскую пани Жанетту Грудзинскую.
Тогда ей было двадцать лет, ему — тридцать шесть. Она была среднего роста, чуть курносая, голубоглазая, очень грациозная, изящная и элегантная. Жанетта не считалась красавицей, но была, по выражению Вяземского, «красивее всякой красавицы», так как от нее веяло необыкновенной «нравственной свежестью и чистотой». Константин влюбился. Но его репутация, национальность, вероисповедание, формальное положение женатого человека, даже титул великого князя — все было против него. А Жанетта Антоновна была девушкой строгих правил и, несмотря на стесненное материальное положение, не собиралась становиться содержанкой. Пять лет добивался Константин ее взаимности. Он развелся с женой, подписал отречение от престола, выучил польский язык и стал даже «думать по-польски».
Наконец Жанетта дала согласие, и свадьба была сыграна. Венчались дважды: сначала — в костеле, затем — в православной церкви. Молодожены поселились в Варшаве, в Бельведере — так назывался дворец наместника. Жанетта получила титул княгини Лович. Жаннетта Грудзинская. Неизвестный художник XIX в. Десять лет прожили они вместе. Эти годы не были безоблачными: слишком тяжелым и непостоянным был нрав великого князя.
Сложным было и положение Польши в Российской империи. Жанетту, искренне любившую свою родину, многие соотечественники считали изменницей. Известно, что она даже страдала нервным расстройством. Да и детей у них не было. Впрочем, все это не мешало окружающим считать их примером нежной супружеской любви. Современники писали, что она совершенно приручила жестокого, вспыльчивого великого князя и водила его словно дракона на веревочке. Она часто сдерживала его горячность и всегда покоряла его своею кротостью. С каждым днем он все более к ней привязывался.
Они жили душа в душу и не могли бы существовать друг без друга. Княгиня доказала это, так как не смогла его пережить. Когда здоровье ее не было расстроено, она бывала в прелестном настроении, добра, любезна, даже весела, и обладая неотразимым очарованием, могла быть уверена, что нравится. Но в последнее время, измученная болезнями, она сделалась раздражительна. Состояние ее нервов часто портило ей настроение и даже черты лица. Но привязанность Великого Князя никогда не изменялась. Он обожал ее и поклонялся ей. Он предпочел бы ее всем женщинам, он предпочел ее прекраснейшему на свете престолу».
Подписав документ об отречении, он словно снял с себя всю ответственность за империю. Он не приехал в Петербург даже в декабре 1825 года, когда на Сенатской площади собрались войска. Явился Константин Павлович только на коронацию. Неизвестно, теплым ли был прием, но на публике он и Николай являли пример братской любви. Впрочем, семейное отношение к непутевому великому князю хорошо демонстрирует следующий анекдот: «22 августа, в день коронования, стояла великолепная погода, но во время церемонии небо вдруг нахмурилось. Константин сказал Императору: — Видно, быть грозе. Крах Получив знак отличия за тридцать лет службы, великий князь принес его Жанетте со словами: «Вот, любезный друг, отдаю тебе 30 лет моей службы». Княгиня вдруг залилась слезами, словно предчувствовала недоброе… Шел 1830 год.
Однажды княгиня прохаживалась по комнатам, по обыкновению одна. Вдруг она услыхала ружейные выстрелы, подбежала к окну, и в ту минуту, как она раздвигала шторы, пуля пробила стекло и, пролетев над ее головою, ударилась в стену напротив. Испугавшись, Жанетта побежала в столовую, потом в переднюю и тут, желая открыть потайную дверь на лестницу, ведущую в кабинет великого князя, столкнулась со своим камердинером, греком по имени Дмитраки, который резко остановил ее и сказал, что подниматься нельзя. Она настаивала, но тот не пускал ее, уверяя, что великого князя нет в его покоях и что княгиня подвергает себя опасности. Великого князя спас его камердинер Фриц, выведя по лестнице, ведущей к генералу Куруте. Великий князь, оказавшись во флигеле генерала, тотчас вышел во двор, вскочил в седло и возглавил три полка кавалерии, стоявших в Аазенках и по первой же тревоге сумевших прибыть в Бельведер. Сама же княгиня чуть не стала жертвой убийц. Дмитраки спрятал ее в комнате горничных, и тем самым спас ей жизнь.
Князь Александр Голицын нашел ее там в состоянии, близком к обмороку. Увидев его, Жанетта сказала: «Стало быть, все кончено? С величайшим трудом Голицын убедил ее, что послан к ней великим князем. Жанетта подумала, что Константин убит! Так начиналось польское восстание. Всем русским и Жанетте Лович пришлось спешно бежать из Варшавы. Многие не успели захватить даже личные вещи и отправились в путь без еды и теплой одежды. Княгиня взяла с собою лишь несколько червонцев, жемчужное ожерелье, подарок императора Александра, и молитвенник.
Она, полька, вынуждена была бежать от своих же соотечественников в окружении людей, имевших теперь все основания ненавидеть ее родину. Один за другим изменяли люди, которые считались самыми преданными и самыми надежными. Даже адъютант великого князя Турно вдруг признался, что «чувствует себя истинным поляком, что неотразимое очарование мятежной родины зовет его и что он просит того, кто так рассчитывал на его помощь, отпустить его». Константин отпустил его. Прощаясь с великим князем и княгинею, Турно снял султан с треуголки так как польские офицеры революционных войск не носили оных и отдал его великому князю, сказав при этом, «что он надеется вернуться за ним когда-нибудь». Впоследствии Турно был схвачен, предан суду и сослан в Пермскую губернию. Подавление восстания возглавил генерал Дибич, но и Константин Павлович был тоже вынужден участвовать, что его вовсе не радовало. Между тем в Польше началась эпидемия холеры.
Доходили вести, что Константина с женой ждут в Петербурге, но он не спешил в столицу. В Варшаве он был независим — в Петербурге бы сделался зависим от многих. В Варшаве были люди, преданные его особе, даже среди поляков, но в Петербурге его не любили, и он платил взаимностью. Кроме того, ему бы, вполне вероятно, поставили в вину то, что он не сумел ни предвидеть варшавский мятеж, ни принять меры против оного. Смерть разрешила все трудности: холера, свирепствовавшая в Витебске, унесла его за 15 часов. Смерть Константина явилась огромным ударом для княгини Лович. Сопровождая поезд с телом мужа, она приехала в Петербург. Знакомые едва узнавали прежнюю красавицу Жанетту в измученной бледной женщине, с трудом державшейся на ногах.
Княгиня вскоре умерла в Царском Селе, тело ее погребено в тамошней католической церкви. Императрица также была под домашним арестом и не выходила. Эти неудачные роды очень огорчили императора, он продолжал гневаться, он хотел внука! Константин Павлович очень любил Тортуса и никогда не сердился на его грубые ответы и выходки. Однажды во время похода великий князь, приехав на бивуак, спросил Тортуса, хорошо ли ему при полку? Раз великий князь постращал за что-то Тортуса палками. В другой раз великий князь похвалил его за удачную операцию над хромою лошадью. Великий князь рассмеялся, велел Тортусу прийти к себе, накормил его досыта и сам напоил допьяна».
Дела Ливонские. Важное предприятие Мстислава. Пылкость юного Даниила. Тиранство Венгров в Галиче.
Константин Павлович в своём третьем письме от 8 20 декабря, полученном Николаем Павловичем 12 24 декабря, заверил брата в своей преданности, но в Санкт-Петербург приехать отказался, настаивая на том, что для вступления Николая на престол достаточно обнародования Манифеста 1823 г. Информация о заговоре декабристов , полученная Николаем Павловичем от начальника Главного штаба барона И. Дибича и адъютанта в дежурстве пехоты Гвардейского корпуса, члена Северного общества Я. Ростовцева 12 24 декабря, вынудила великого князя назначить на 14 26 декабря новую присягу — себе как императору.
Ситуацию междуцарствия использовали декабристы в качестве повода к восстанию на Сенатской площади 1825 г. Оценки в историографии В историографии существуют другие версии этих событий. Согласно гипотезе М. Сафонова, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна стремилась сама занять престол, для чего пыталась создать ситуацию, в которой Николай Павлович присягнул бы тем самым отрекаясь от собственных прав уже формально отказавшемуся от престола Константину Сафонов. По другой версии, которую разделяют В. Брюханов и А. Бондаренко, Николай знал о своих правах на престол, но считал Манифест 1823 г. Вследствие этого, опасаясь неполной легитимности своей власти, Николай хотел принять её из рук Константина Брюханов.
Развод им удалось оформить лишь через годы. Со своей следующей кандидаткой в супруга Константин встретился на варшавском балу, где он сразу выделил из толпы белокурую, грациозную панночку. Тогда и было озвучено добровольное отречение наследника от престола.
После из Польши была выслана долголетняя любовница Константина Павловича, Жозефина Фридрихс, и молодожены зажили мирно и счастливо. Вторая жена на удивление хорошо воздействовала на несостоявшегося императора — он стал вести себя сдержаннее, рассудительнее, гармоничнее. В письмах, отправленных воспитателю Лагарпу, князь строчил, что только теперь и благодаря супруге наслаждается истинным спокойствием семейных будней.
Возможные причины отречения от престола После кончины Александра I Константин не стал брать на себя ответственность за империю. Получалось, что ребята, потенциально рожденные от новой супруги Жанетты Грудзинской, будут лишены всяческих прав на русскую корону в соответствии с указом от 1820-го. Произошел бы парадокс: разрешив принять престол, императорские дети Константина не могли бы в последствии стать наследниками российской короны.
Некоторые историки видают в этом шаге лишь попытку снять с себя ответственность, идущую вразрез с мелким духом Константина. Возможно, великий князь элементарно страшился, что его рано или поздно заговорщически убьют подобно отцу. Кроме того, он мог реально оценивать свои не самые выдающиеся способности к управлению огромным страной.
Вольная варшавская жизнь с минимумом обязанностей вполне устраивала Константина Павловича. Все короны, которые с рождения приписывались ему императорской семьей, минули мимо. Ему не суждено было стать ни греческим, ни шведским, ни польским, ни французским государем.
Родина есть Родина. И Испания здорово выиграла от приезда этих российско-испанских интеллигентов, в СССР хорошо обученных, системой социализма выдрессированных, готовых вкалывать во всю катушку, чтобы занять собственное теплое место под испанским щедрым солнцем. Выезды начались еще в 1970-х, и даже такие, как я, системой вымуштрованные, не осуждали испанских друзей. Как отказаться от того, что отобрал у тебя мерзавец-генералиссимус и давал новый, относительно молодой и, как ни странно, прогрессивный король. Припоминаю горечь тех, кто не мог вернуться. Они честно и самоотверженно боролись против фашиствующего Франко, находясь в ставшем на десятилетия родном Советском Союзе. Назад им дороги уже не было.
Они были обречены на жизнь с нами. Мой старый знакомый, боец интербригад, превратившийся в журналиста, ведущего нашего радио на испанском и по совместительству преподавателя языка группы смелых русских ребят, грустил одно время, глуша горе совсем не испанским красным, не риохой. Потом сказал мне вещее: "Ничто не заменит дома, где родился". Но примирение в Испании настало.
Событие, перевернувшее ход истории. 105 лет назад в Пскове отрекся от престола Николай II
Главная» Новости» Как звали великого князя чей отказ от престола использовали для своего выступления декабристы. Если бы Константин приехал в Петербург и отрёкся там от престола, восстания декабристов можно было бы избежать. Причины восстания декабристов. Константин павлович отрекся от престола, в апреле того же года Шрёдингер вернулся в Вену и близко вступил в должность, прочитав капсулу в издании ряда москвичей, в том числе президента республики.
«Меня задушат, как отца»
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Последний король Греции Константин II умер в Афинах
- Ледяное сердце растаяло от любви
- Царь — не настоящий?
Царь на две недели: русский князь, имя которого вычеркнули из истории
Почему Константин решил отказаться от престола в пользу Николая. Отречение великого князя от престола оказалось удобным поводом для мятежа. Константин Павлович, старший сын императора Павла I, отрекся от престола ради неравного брака с Жанеттой Грудзинской.
Почему Константин отрекся от престола
Разговор оборвался. Собеседники поняли друг друга. Русин встал, попрощался и вышел из кабинета, даже не спросив для чего, собственно, его приглашал Алексеев». Генералитет во главе с начальником штаба Верховного Главнокомандующего М. Алексеевым и генералом от инфантерии, членом Военного и Государственного советов Н.
Рузским сыграли в подготовке беспрецедентного акта отречения решающую роль. Государь сдал морально. Он уступил силе, напористости, грубости, дошедшей один момент до топания ногами и до стучания рукою по столу. Об этой грубости Государь говорил с горечью позже своей Августейшей матушке и не мог забыть ее даже в Тобольске».
В оцифрованном «Камер-фурьерском журнале от 2 марта 1917 г. Гучков и член Государственной Думы В. Шульгин, они были приняты в императорском поезде. Николай II, выйдя к прибывшим, сказал: «Я всё это обдумал, решил отречься.
Но отрекаюсь не в пользу своего сына, так как я должен уехать из России, раз я оставляю верховную власть. Покинуть же в России сына, которого я очень люблю, оставить его на полную неизвестность ни в коем случае не считаю возможным. Вот почему я решил передать престол моему брату, Великому Князю Михаилу Александровичу». Гучков и Шульгин просили его величество ещё раз обдумать своё решение.
Наконец, что означала римская оккупация Израиля во времена земной жизни Спасителя? То же, что и октябрьская революция 1917 года с ее искушением земного благополучия без Бога. В том-то и дело, что желание сохранить православную монархию любой ценой ничем не отличается от того безбожия, которое обнаружилось в насильственном ее уничтожении. Это была бы та же попытка найти твердую опору помимо Бога — эта опора всегда, по слову пророка, оказывается «подпорою тростниковою» — «когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился и все плечо исколол им, и когда они оперлись на тебя, ты сломался и изранил все чресла их» Иез. После отречения от царя, в котором народ принял участие своим равнодушием, не могло не последовать небывалых доселе гонений на Церковь и массового отступничества от Бога. Господь очень ясно показал, чего лишаемся мы, лишаясь помазанника Божия, и что обретаем. Россия тотчас же обрела помазанников сатанинских.
Чем согрешаем мы, тем и наказываемся, говорит святитель Феофан Затворник, приводя различные примеры из отечественной истории. Ложное понимание Мессии как устроителя всемирного царства Израиля подчинило Израиль новому гигантскому царству, которое и поныне является символом всемирного владычества. Какая глубокая справедливость в том, что Бог послал им разрушение от римского кесаря вскоре после этого! Они взывали к кесарю, к кесарю они и пойдут — Бог даст им множество кесарей. Все завершится разорением народа сего и места сего, когда по пророчеству Спасителя император Тит до основания разрушит Иерусалим. Бог по справедливости воздает нам тем, что мы ставим выше Христа. Когда сербский народ на наших глазах снова восходил на свою Голгофу, нельзя было не вспомнить о царе Лазаре, который вышел на Косово поле, чтобы сразиться с турецкими завоевателями.
По преданию, ему явился ангел и сказал: «Ты можешь выбрать себе земное царство и оно тебе будет дано. Но тогда ты лишишь себя Царства Небесного. Ты должен выбрать либо одно, либо другое». Лазарь выбрал Царство Небесное. Вместе со своим народом он вышел на битву, жизнь свою положил за родной народ, и в этой битве турки победили. Однако эта битва спасла сербский народ от окончательного исчезновения в историческом плане, потому что всегда спасает только вера и верность Богу. С тех пор этот народ жил идеалом царя Лазаря, который отдал свою жизнь за Царство Небесное, за Церковь Божию.
Подвиг царя-страстотерпца Николая II как будто иной, но он тот же по сути, и Россия призывается жить идеалами святого царя. Как говорил в 1932 году святитель Николай Велимирович , «русские в наши дни повторили Косовскую битву. Если бы царь Николай прилепился к царствию земному, царству эгоистических мотивов и мелочных расчетов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел на своем троне в Петербурге. Но он прилепился к Царствию Небесному, к Царству небесных жертв и евангельской морали, и из-за этого лишился жизни сам, и чада его, и миллионы собратьев его. Еще один Лазарь и еще одно Косово! Победоносцева, когда все определяется большинством голосов, и, в конце концов, теми, кто громче кричит: «Не Его хотим, но Варавву» — не Христа, но антихриста. И, во-вторых, в лице ревнителей конституционной монархии он обличил всякий компромисс с ложью — не менее великую опасность нашего времени.
Но царь-страстотерпец Николай есть свидетель истинной православной государственности, власти, построенной на христианских принципах. Будем помнить слово святого Иоанна Златоустого о том, что почитать святого значит участвовать своей жизнью в его подвиге — в личном каждодневном стоянии за заповедь Божию и в ясном духовном видении смысла событий, происходящих сегодня. До конца времен, и в особенности в последние времена, Церковь будет искушаема диаволом, как Христос в Гефсимании и на Голгофе: «Сойди, сойди со Креста». Отступи от тех требований величия человека, о которых говорит Твое Евангелие, стань доступнее всем, и мы поверим в Тебя. Бывают обстоятельства, когда это необходимо сделать. Сойди со креста, и дела Церкви пойдут лучше. Главный духовный смысл сегодняшних событий — итог XX века — все более успешные усилия врага, чтобы «соль потеряла силу», чтобы высшие ценности человечества превратились в пустые, красивые слова.
Важно понимать, что в королевских семьях неравный союз не приветствовался. В результате морганатического брака супруга не получала того высокого социального положения, которым обладает муж. Но, желая подчеркнуть свое расположение к выбору младшего брата, император Александр I даровал Жанетте Грудзинской титул "Ее Светлость княгиня Лович". В их личной жизни наконец-то наступил мир и покой. Супруги были по-настоящему счастливы. Нежная и сдержанная Жанетта нашла подход к мужу. Смела критиковать и поучать, при этом делала это мягко и ненавязчиво.
В ответ правитель Царства Польского лишь смиренно качал головой, признавая правоту любимой жены. Отречение от престола и польское восстание То, что Александр I не оставит наследников, было понятно уже давно. Двору предстояло решить вопрос с престолонаследием. Задолго до смерти императора в 1825 году Великий князь Константин заявил, что не хочет садиться на трон. Мол, он не способен править Россией, ему это не по нутру. Брак с польской графиней лишь укрепил его в этом решении. То, что для общественности оказалось шоком, за кулисами знали загодя.
Константин заранее написал тайный манифест об отречении от престола, который был зачитан после кончины Александра I. Любопытно, что для младшего брата Николая I, который в итоге стал следующим императором, новость стала сюрпризом. Однако поначалу ни правительство, ни сенат, ни сам Николай не хотели освобождать князя от ответственности. Армия и светская власть присягнули на верность Константину Павловичу вопреки его воле и решению покойного императора. Великому князю пришлось дважды подтвердить свое решение. Он потребовал соблюдения условий манифеста. Фактически в стране разразился политический кризис, которым хотели воспользоваться декабристы, поднявшие восстание на Сенатской площади 26 декабря 1825 года.
В то время, когда родился второй сын у цесаревича Павла Петровича, императрица уже задумывалась над теми политическими планами, которые потом отлились в форму "Греческого проекта" — и новорожденному великому князю было дано имя Константин. Я отвечала: только мой друг Абдул Гамид мог бы быть ему восприемником. Но так как христианин не может быть крещен турком, то окажем ему, по крайней мере, почет, назвав младенца Константином.
И вот он стал Константином — величиной в кулак, а я очутилась с Александром по правую и с Константином по левую руку". Крестины происходили в Царском Селе. В день крещения выдано было отцу и матери высоконоворожденного по 60000 руб.