Она 20 лет работает в музее Всеволода Мейерхольда, расположенного в его квартире по Брюсову переулку. Там дотла сгорела дача легендарного театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. В Московской области на исторической даче театрального режиссера Всеволода Мейерхольда произошел пожар, сообщают СМИ. Мейерхольд работал много, спал по пять-шесть часов в сутки, так как управлял театром, был режиссером и актером. Мейерхольда Александр Малич расскажут о присвоении площадке имени режиссера-реформатора, о развитии Новой сцены и междисциплинарном трехдневном.
ПРОЕКТЫ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА К 150-ЛЕТИЮ Вс. Э. МЕЙЕРХОЛЬДА. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Всеволод Мейерхольд являлся не только талантливым режиссером, но также пробовал себя как актер и педагог. В мае руку помощи Всеволоду Мейерхольду протянул Станиславский, назначив режиссером возглавляемого им Оперного театра. Февраль 2019 года – знаковое время для «Дома Мейерхольда»: 10 числа исполнилось 145 лет со дня рождения режиссера-реформатора Всеволода Эмильевича, а 24-го круглую дату, 35.
Открытие памятника режиссеру Всеволоду Мейерхольду - Россия 24
Сын звезды послевоенного кино и театра Василия Васильевича Меркурьева и Ирины Всеволодовны Мейерхольд – талантливого режиссера и театрального педагога. В 15.00 состоится торжественное открытие памятника Всеволоду Мейерхольду во дворе Новой сцены. В этой страсти к самосотворению Мейерхольд, тогда 26-летний артист МХТ, признавался в письме Антону Чехову: «Я часто страдаю, зная, что я не то, чем должен быть.
Гибель красного режиссера Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
Зеркальное отражение Мейерхольда, написанного Б. Григорьевым, Архипов превратил в памятник, в круглую скульптуру. Поступок остроумный, потому что сразу же позволил решить сложнейшую задачу: найти нетривиальные позу и жест. Таким остроумным способом Архипов вывел фигуру из статики, из бессмысленного покоя, сразу найдя выразительную динамику, опирающуюся на наполненный разнообразными смыслами художественный прецедент — портрет работы Григорьева. Такие поиски сейчас ведутся многими, сидящие или глупо стоящие фигуры давно надоели всем, но не всегда получается найти правильное решение. Очевидная неудача в таких поисках — бессмысленная фигура падающего А.
Блока недавний памятник работы Евгения Ротанова , оставляющая глубокое недоумение. Да, памятник Блоку несомненно динамичен, но при этом абсурден. Причем надо отметить, что памятник работы Архипова хорошо смотрится со всех сторон: и с тыльной стороны, и в профиль, пластическое решение хорошо продумано, объект рельефно выделяется на фоне стен и является доминантой, концентрирующей на себе внимание и приятно оживляющий то empty space, которое представляет собой двор Новой сцены. Михаил Золотоносов Фоторепортаж показывает памятник во всех его деталях и со всех точек обзора. Случайно вышло, что когда я пришел, чтобы фотографировать памятник, там оказался автор, скульптор Алексей Архипов.
Фото: kstolica. Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил огромный след в театральном искусстве царской, а затем и советской России. Его новаторские методы в авангардных постановках вызывали неоднозначную реакцию публики. Одни осуждали режиссера за чрезмерный гротеск, другие поддерживали стремление «сломать» прежнюю систему. Равнодушным к его экспериментальному творчеству не оставался никто. В революционный период Мейерхольд был обласкан большевицкой властью, но когда режиссер перестал вписываться в советскую идеологию, его, как и многих других талантливых личностей, расстреляли. Всеволод Мейерхольд в молодости.
Фото: rudocs. Отец был немцем-винозаводчиком, а мама любила устраивать собирать у себя дома местную аристократию, поэтому дети частенько получали небольшие роли в домашних спектаклях. Что касается прилежания в обучении, то будущий режиссер не обременял себя изучением наук, отчего его три года подряд оставляли учиться в одном и том же классе в гимназии. Наконец родители вздохнули спокойно, т. Карл отправился в Москву изучать юриспруденцию. Когда Мейерхольду исполнился 21 год, он крестился и взял себе имя Всеволода Михайловича Гаршина - писателя, любимого им с детства. Мейерхольд в роли клоуна Ландовского в пьесе «Акробаты».
Фото: gua. Все изменилось в жизни Мейерхольда, когда он посетил спектакль «Отелло», поставленный Константином Станиславским. Спектакль произвел настолько сильное впечатление на Мейерхольда, что он без тени сомнения бросил юриспруденцию и поступил на театральное отделение. В студенческие годы наставником Всеволода Эмильевича стал Владимир Немирович-Данченко, который спустя некоторое время пригласил выпускников в свой новый театр.
За три сезона в разных городах были показаны спектакли с использованием техники импровизации комедии дель арте, приемами клоунады, акробатики и пантомимы. Естественно, что все главные роли сыграла сама Комиссаржевская.
Вскоре творческие отношения режиссера и актрисы разладились, и Мейерхольд начал ставить спектакли в Александринском театре. После 1917 года режиссер руководил Инструкторскими курсами, читал лекции по основам режиссуры. После Первого съезда советских писателей в 1934 году, где был провозглашен единственно правильный метод создания художественных произведений — социалистический реализм, началась борьба с формализмом. Ученики Мейерхольда Эраст Гарин, Игорь Ильинский вынуждены были покинуть ГосТиМ, но до конца жизни оставались преданными последователями системы актерского тренинга, которую придумал их мастер и назвал ее биомеханикой. Во второй половине 1930-х годов искусство Всеволода Мейерхольда было объявлено чуждым советской действительности. Режиссера обвинили в формализме.
В 1938 году ГосТиМ был закрыт.
Сумятица человека, который каждый день открывает по несколько истин, одна другую толкающих! А, когда на «Мещанах» в зале вдруг стали шикать, отцы-основатели МХТ и вовсе стали воротить от Мейерхольда нос — подозревали, что это он рассадил в зале своих приятелей — мол, озлобился, что не дают главных ролей. В итоге Всеволод, чуть не единственный из труппы, не получил ссуды от Саввы Морозова и не стал пайщиком строящегося нового здания Художественного театра в Камергерском переулке. Не перенеся обиды, Мейерхольд ушел из театра.
Так началась чуть не двадцатилетняя полоса скитаний по театрам и городам: Херсон, Тифлис, снова Москва… Верная Ольга, да и Катя тоже — везде и всюду с Мейерхольдом. Детей у него уже трое, и все — девочки. И их всех нужно прокормить… А характер у Мейерхольда неуживчивый, трудный. Ему все казалось, что кругом враги, что коллеги только и делают, что плетут интриги, устраивают сговоры, пускают сплетни… Он торопился первым нанести удар тем, кого подозревал — и часто несправедливо. Что ж удивляться, что больше нескольких сезонов он ни в одном театре не задерживался.
Мейерхольд-актер В спектакле «Акробаты» Со временем он все реже играл на сцене, и все чаще режиссировал. В Петербурге, в театре у Комиссаржевской поставил«Балаганчик» Александра Блока — необычайный, ни на что ни похожий, символистский спектакль. Публика разделилась: одни бешено аплодировали, другие шикали и обзывали мейерхольдовское творение «Бедламчиком». Режиссеру в очередной раз указали на дверь. В газете напечатали карикатуру: нищий Мейерхольд уныло стоит с шарманкой и мартышкой и просит подаяние.
Им уже нечем было платить за квартиру, а Ольга Михайловна, усевшись с мужем на их излюбленное место — перед камином, прямо на ковер — гладила его по бедовой голове и все твердила: «Только не соглашайся на компромиссы! Нельзя в поисках благополучия изменять себе самому! Впрочем, предложение поработать на императорских сценах, в Александринке и Мариинке, Мейерхольдами решено было принять. Но тут уж актеры стали грудью против «Калифа на час». Его режиссуры боялись.
Про его актерские способности и слышать не хотели: «Настоящее чучело ходит по сцене и портит пьесу», — шипели недоброжелатели. И все же Мейерхольд прослужил там до самого октября 1917 года, хоть и жаловался: «Ни разу за годы службы в имперских театрах я не входил в двери без опасений, что могу получить в спину удар ножом». В Михайловском театре — собрание городской интеллигенции. Председательствует Горький. Слово берет и Мейерхольд.
Но вместо того, чтобы говорить о революции, он вдруг принимается ругать своих врагов, оспаривать несправедливую критику… Из зала крикнули: «Перестаньте перемывать грязное белье! Определите, наконец, свою политическую позицию! А для этого теперь нужно было непременно быть большевиком. Вот Мейерхольд — чуть не первый из всех деятелей театра — и вступил в коммунистическую партию. Актеры вздумали саботировать репетиции и спектакля «красного режиссера» — он отыскал на улице первого попавшегося красноармейца и потребовал арестовать «врагов революции» — пареньку-красноармейцу с трудом удалось объяснить Мейерхольду, что с этой целью нужно звонить в ЧК.
Впрочем, Мейерхольд скоро совсем порвал с опостылевшими труппами — на премьере неслыханной «Мистерии-буфф» исполнители, которых он наспех набрал по объявлению в газете, по ходу действия рвали в клочки афиши старых императорских театров. Весной 1918 года в Питере стало голодно. Из темной муки пеклись пироги с начинкой из конины. Распаривалась старая, каменная вобла. Варились картофельные очистки.
Мороженная капуста почиталась за счастье! Старшая дочь, Мария, еще в 1914 году перебравшаяся в Новороссийск, звала родителей и сестер к себе, откормиться сметаной, творогом и медом. Мейерхольд не поехал — некогда! А Ольгу Михайловну и двух младших дочерей отправил. Вскоре в Новороссийск вошли деникинцы, отрезав семью от Всеволода Эмильевича линией фронта.
Впрочем, сам Мейерхольд тоже вскоре оказался по ту сторону этой линии. В театральных баталиях он подорвал здоровье, и врачи отправили его немного подлечиться в Ялту — как раз накануне того, как белые заняли Крым. Так большевик Мейерхольд оказался «под белыми». Там его, действительно, арестовали, но обошлись мягко: давали читать книги из библиотеки и позволили поставить прямо в тюрьме спектакль. Чтобы задействовать всех арестантов — а их в камере набралось пятьдесят, Мейерхольд избрал многолюдного «Бориса Годунова».
Раздевал ли он бояр донага, как предположил Булгаков в «Роковых яйцах» — осталось неизвестным. В конце концов, благодаря униженным просьбам и неустанных хлопотам жены, Мейерхольда выпустили на поруки. В марте 1920 года в Новороссийск вошли войска Красной Армии, и семья получила возможность уехать. Предполагалось, что скоро они воссоединятся. Кто же мог предположить, что через несколько месяцев Мейерхольд встретит Райх?
Кстати, после развода с Ольгой он почти прекратил отношения и с дочерьми. Говорил: «Не хочу, чтобы мне рожали внуков — еще не хватало мне старости! Горе тому, кто зависел от него, как от человека». И в Москве очень скоро в полной мере оценили эти «горе» и «счастье». Началось с того, что Луначарский назначил Всеволода Эмильевича заведующим Театральным отделом Наркомпроса — что-то вроде комиссара советских театров.
Мейерхольд стал носить шинель, гимнастерку, брюки-галифе, военную фуражку с приколотой фотографией Ленина. Пристрастился к фразе: «Я говорю вам от имени революции! И перенял хамоватый, бесцеремонный пролетарский стиль. Друзья качали головами: «Только прирожденный актер может так вжиться в образ! Администратором Мейерхольд оказался смелым, но очень плохим.
Его идеи были одна завиральнее другой. К примеру, упразднить профессиональных актеров и предоставить возможность рабочим и крестьянам самим играть на сцене — в свободное от основной работы время мол, что будет хорошего, если артист будет целый день болтаться в театре? Ну а для быстрого обучения пролетариев актерскому ремеслу Мейерхольд планировал применять биомеханику — им же самим разработанную систему гимнастических упражнений, которая позволит исполнителю роли механически выполнить поставленную режиссером задачу. Заменить театральные билеты жетонами и раздавать их трудящимся и красноармейцам бесплатно по какой-то невероятно сложной и запутанной системе. Луначарский только и успевал отменять все это!
Упражнение по биомеханике: Стрельба из лука. Там ударялись в отчаянную «левизну»: с лож содрали перила, с потолка — лепнину, оголили стены до кирпичной кладки, повсюду развесили плакаты и лозунги. Актеры все-таки профессиональные — Мейерхольд быстро убедился, что с одними рабочими и крестьянами театральной каши не заваришь! Зрителям разрешилось лузгать семечки и курить махорку, но вменялось в обязанность заполнять длиннющие опросные листы — так Мейерхольд «нащупывал» интересы новой, пролетарской аудитории. При этом Мейерхольд был одержим настоящей шпиономанией.
Во время каждой репетиции несколько раз прерывался, чтобы осмотреть зал — нет ли здесь каких-либо недругов? Во время спектаклей стоял за кулисами и, прищурившись, напряженно следил за игрой актеров: нет ли какого саботажа? Спиной чувствуя его неподвижный, полубезумный взгляд, бедняги нервничали и играли значительно хуже, чем на репетициях — что, кстати, и считалось саботажем. Мейерхольда многие всерьез боялись. На всех заседаниях, собраниях и съездах он неизменно устраивал сумбур и скандал с истерическими криками, проклятьями, обвинениями вроде: «Вы — охвостье Чайковского!
Гнездо реакции! Враги революции! Наконец, в феврале 1921 года Всеволода Эмильевича сместили с комиссарского поста — ко всеобщему облегчению, не исключая и Луначарского. Сцена из спектакля «Баня» по Маяковскому. В главной роли И.
Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
Его художественная среда - режиссеры, артисты, художники, писатели, с которыми он вел диалог, порой через века. Борис Пастернак сравнивал Мейерхольда с демиургом. Особое внимание будет уделено тому, как творец творил самого себя. Режиссер неоднократно менял имя, отмечая этим символическим жестом рождение «нового себя»: из Карла Казимира Теодора он становится Всеволодом, затем доктором Дапертутто, и, наконец, Мейерхольдом-Райх.
За три сезона в разных городах были показаны спектакли с использованием техники импровизации комедии дель арте, приемами клоунады, акробатики и пантомимы. Естественно, что все главные роли сыграла сама Комиссаржевская. Вскоре творческие отношения режиссера и актрисы разладились, и Мейерхольд начал ставить спектакли в Александринском театре.
После 1917 года режиссер руководил Инструкторскими курсами, читал лекции по основам режиссуры. После Первого съезда советских писателей в 1934 году, где был провозглашен единственно правильный метод создания художественных произведений — социалистический реализм, началась борьба с формализмом. Ученики Мейерхольда Эраст Гарин, Игорь Ильинский вынуждены были покинуть ГосТиМ, но до конца жизни оставались преданными последователями системы актерского тренинга, которую придумал их мастер и назвал ее биомеханикой. Во второй половине 1930-х годов искусство Всеволода Мейерхольда было объявлено чуждым советской действительности. Режиссера обвинили в формализме. В 1938 году ГосТиМ был закрыт.
С русской классикой Всеволод Эмильевич обходился довольно смело, так, что от самого автора в постановке оставалось очень мало. В мейерхольдовском «Ревизоре» Хлестаков, например, становится авантюристом: сам Николай Васильевич утверждал, что его герой — сиюминутный врун, а не «лгун по ремеслу». Некоторые сцены Мейерхольд выкинул, посчитав, что они «утяжеляют» действие.
Актёров в финале заменил на куклы. Свободно обошёлся он и с «Лесом» Александра Островского. Однако мало кто знал, что режиссёр тщательно отбирал документальные материалы, годами изучал биографию и произведения автора, чтобы представить публике творчески переосмысленную пьесу.
Спектакль «Маскарад» по Лермонтову, например, готовился без малого 10 лет. Репетиции, пусть и эпизодически, длились в течение 6 лет. Мы пересмотрели множество картин, гравюр, увражей, осмотрели Публичную библиотеку, Академию наук, Академию художеств, интендантский музей, дворцы», — писал Мейерхольд.
Сцена из спектакля «Маскарад». На улицах была слышна стрельба, в разных частях города ежечасно собирались стихийные митинги. А «Маскарад» собрал полный зал, хотя билет в партер стоил больше 20 рублей.
Для сравнения — средняя зарплата рабочего в России составляла на тот момент 37 рублей. Декорации и костюмы обошлись в целое состояние. Кстати, сегодня эти костюмы можно увидеть в Музее русской драмы Александринского театра.
В новой, «красной» России Мейерхольд становится одним из главных театральных деятелей. Он поддерживает идею агитационного спектакля, который служит проводником официальной идеологии. Ставит пьесы Маяковского, с которым говорит одними и теми же образами.
Постановка «Великодушный рогоносец». Она стала противовесом системе Станиславского. Всеволод Эмильевич считал, что переживания, которые актёр испытывает на сцене, рано или поздно приведут его к эмоциональному выгоранию.
Документальный фильм? За лентой. Бесогон ТВ. Романтика мерзости?
Седьмая симфония.
Музей Мейерхольда закрыт
Вспыхнула от удара молнии: В Подмосковье сгорела дача советского режиссёра Мейерхольда. С 1907 года Мейерхольд занимал пост главного режиссера Александринского и Мариинского Императорских театров в Петербурге. Актер и журналист Станислав Садальский рассказал о том, какой смертью умерла Зинаида Райх, вторая жена Есенина, а впоследствии — муза Мейерхольда. 2 февраля 1940 года был приговорен к расстрелу народный артист РСФСР, "красный режиссер" Всеволод Мейерхольд. Издание узнало у пресс-службы Новой сцены театра Им. Мейерхольда, что Лисецкий находится дома и по рекомендации врачей временно не будет участвовать в премьере. Мейерхольда Дмитрий Волкострелов — о разногласиях с директором, горизонтали власти и «катке Станиславского».
Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь
В театре ее не любили. Все главные роли доставались ей, даже если она на них не подходила. В истории театра был такой эпизод: во время репетиции падает декорация, все в шоке, вбегает Райх, и Мейерхольд громко говорит ей при всех: «Зиночка, какое счастье, что тебя не было на сцене». Люди это запоминают. Надо вести себя так, чтобы никто ничего не заподозрил, а это сложно Она непроизвольно способствовала тому, чтобы судьба Мейерхольда сложилась именно таким образом.
Она написала письмо Сталину — не надо было его писать. Тот и так был раздражен. Ему не нравился Мейерхольд и эстетика его театра еще с двадцатых годов. К Сталину тоже надо относиться соответственно.
Все понятно, но он гениальный человек, куда от этого деваться, гениальное чудовище, называйте как угодно, я про него тоже ставил спектакль. Что-то притягивало его в этой драме белых офицеров: манера МХАТа, психологический театр, мужественные герои. А авангардные эксперименты ему не нравились. Поэтому он и не приходил в его театр, хотя Мейерхольд приглашал Сталина много раз.
В хорошие времена все наркомы перебывали в его театре: и Бубнов, и Семашко, не говоря уже про Троцкого, а он не ходил. Потом возникло такое объяснение: мол, ложи нет, когда будет ложа она была запроектирована в новом здании театра — я приду». Но дело было не в ложе. Можем ли солидаризироваться с его актерами и вместе с ними упрекать за возвеличивание Зинаиды Райх?
Возвеличивание Зинаиды Райх — естественный шаг, который может быть свойственен любому человеку. Как нельзя обвинять этих артистов, потому что мы не знаем, как бы мы повели себя в этих обстоятельствах. Они ведь боролись на этом собрании не за Мейерхольда, они боялись за собственную судьбу, за то, где они будут. Он ничего не делал плохого.
Да ,он был сложный человек со своими слабостями, но как художник он был честен. Мы должны рассматривать его путь как путь художника-новатора, который гениально сформулировал ряд важных законов профессии режиссера и принципы нового театра. Мы используем какие-то приемы в театре, и даже не задумываемся о том, что он это когда-то открыл. Мы зажигаем свет во время спектакля в зрительном зале и не удивляемся этому.
А ведь это он одним из первых зажег свет в 1910 году в Александринке, хотя это прием из старинного итальянского театра. Он использовал его, чтобы взбодрить зрителей. Помню, как я, будучи еще молодым человеком, вздрогнул, когда в Театре на Таганке вдруг зажгли свет в зрительном зале. Это было непривычно.
Это только один из примеров. Есть и более серьезные вещи. Об этом надо думать в связи с его судьбой. И о том, что он был мужественный человек.
Написать письмо Молотову и отказаться от показаний, сделанных под пытками, — это непросто.
Художественный руководитель отмечает, что движение режиссера в сторону реформации началось именно в Петербурге. Так что новая сцена исторического театра как нельзя лучше подходит для первого в городе полноценного памятника великому режиссеру. Картина дня.
Реклама «В 14:53 — локализация пожара, в 16:58 — ликвидация открытого горения», — сообщили в ведомстве. Всеволод Мейерхольд — российский и советский театральный режиссер. В 1939 году его арестовали в Ленинграде, а в феврале 1940-го — расстреляли.
Эрдмана и взаимодействие Мейерхольда с учениками Станиславского Вахтангов, М. Чехов , — ограничимся пунктиром событий.
После нескольких месяцев, когда Мейерхольд возобновлял в провинции спектакли Товарищества новой драмы, В. Комиссаржевская пригласила его главным режиссером в свой новый театр Театр на Офицерской. Андреева, «Победа смерти» Сологуба. Союз Комиссаржевской и Мейерхольда, однако, завершился разрывом. В 1908 г. Теляковский храбро позвал лидера тогдашнего авангарда в цитадель консерватизма, в Александринку. Здесь Мейерхольд работал вплоть до Октября 20 постановок. Вражда к современной рутине парадоксально привела его к увлечению глубинными традициями, техникой и идеями старинного театра. Он осуществил грандиозную, стилизующую зрелища времен Короля-солнца постановку «Дон Жуана» Мольера 1910. В 1914 г.
В журнале он публикует свою уничтожающую статью о программной работе Первой студии: «Сверчок на печи, или У замочной скважины». Притом, заслышав об интересе Станиславского к этому изданию, Мейерхольд любезно шлет ему вышедшие номера. Последней предреволюционной премьерой стал «Маскарад» Лермонтова: Мейерхольд ставил его вместе со своим постоянным художником, Александром Головиным, шел от образов Венеции, от ее мрачной избыточной пышности, от грозной зыбкости атмосферы ее игорных домов и празднеств: профиль смерти в венецианской бауте возникал снова и снова среди теней Петербурга. Мейерхольд первым из крупных режиссеров пошел на сближение с советской властью — не только как постановщик «Мистерия-буфф» Маяковского в оформлении К. Малевича, первая редакция — 1918 , но и как функционер несколько месяцев возглавлял ГКО Наркомпроса. Ориентирующаяся на него пресса атаковала академические театры в тоне политического доноса: поставленную Немировичем-Данченко в Музыкальной студии МХАТ «Дочь Анго» связывали с «антоновщиной», с Кронштадтским бунтом, а в ее публике предполагали тех, кто не успел уплыть с Врангелем. Мейерхольд, В. Бебутов и К. Державин завершали призывом к бунту «против того театра полутонов, скопческого лютеранства, храма с суконцами и дряблой мистикой психологизма, от которого всякого неискушенного зрителя тошнит. А тот, кто этим восторгается, лови себя на том, что заедает тебя всесильное мещанство, из пут которого надлежит тебе вырваться, если хочешь стать гражданином нового, коммунистического мира».
В следующем номере того же «Вестника театра» опубликована нашумевшая статья Мейерхольда и Бебутова «Одиночество Станиславского»: Станиславский изображен тут и замученной, обескровленной жертвой «переживальщиков», и притаившимся до поры могучим разрушителем «слащавой кроличьей идиллии». Режиссерская деятельность Мейерхольда с 20-х гг. Мейерхольд оставался художником с необычайно изменчивой, неуловимой творческой природой. Склонный говорить о других с безапелляционной и жестокой твердостью, сам он никак не укладывается в сколько-нибудь однозначное определение: всякие попытки такого рода упрощали и сужали образ мастера. Можно ли в то же время забыть философские проблемы, выдвигаемые его спектаклями? Как примирить ожесточенную вражду к традиционному театру и постоянное обращение к театру эпох расцвета? Как примирить его насмешки […] над слащавостью раннего Камерного театра с последовательной и изысканной эстетизацией его последних работ? Точно так же не исчерпывает загадки гения Мейерхольда и его метаний упоминание об его «первородной оппозиционности», о страсти к разрушению в том числе и к разрушению собственного театрального прошлого. Маркову принадлежит тонкая догадка, что тема одиночества, мало применимая к Станиславскому, есть лирическая тема самого Мейерхольда; он замечает, что оплодотворивший своими художественными идеями театр мастер несчастлив в учениках и часто оказывается одиноким исследователем в режиссерской лаборатории.