«Элегантность давалась кровью» В Большом театре Майя Плисецкая не продержалась в кордебалете и сезона: ее исключительный дар был слишком очевиден. Биография Майи Плисецкой. Майя Плисецкая – величайшая русская балерина, более сорока лет служившая сцене Большого театра.
Плисецкая, Майя
Отцовскую родню она очень любила. Они были совсем не театральные люди — физики, доктора, кандидаты наук. У нее была там двоюродная сестра Эрочка и еще родная сестра отца — Марина Эммануиловна Левицкая, очаровательная женщина, бывшая артистка Ленконцерта, пела русские романсы. А вот со своей родней со стороны матери, я не знаю почему, она была в конфликте. Особенно со своей родной теткой Суламифью. Вы знаете, что… у них были очень похожие с Суламифью характеры: обе очень эмоциональные и бешено взрывные. И, наверное, из-за этого у них несовместимость. Если судить по ее воспоминаниям, он был для нее единственный мужчина. И ее последние слова, как стало известно, обращены к нему: «Я тебя обожаю! Она была такая шикарная женщина, даже в преклонные годы выглядела великолепно. Он был министром юстиции США, сенатором, кандидатом в президенты… и он ухаживал за ней.
А у Майи там как раз были гастроли. Был траурный митинг, ему посвященный, на котором она единственный раз в жизни без всяких аплодисментов танцевала «Умирающего лебедя». На скрипке аккомпанировал знаменитый Исаак Стерн — он входит в пятерку самых знаменитых скрипачей мира. Потом был такой суперпопулярный тогда актер Уоррен Битти, голливудская звезда, играл в фильме «Бонни и Клайд». Он за ней ездил просто по всей Америке. Когда Майе присуждали Ленинскую премию, два известных тогда деятеля культуры были против нее категорически, но Екатерина Алексеевна сумела сделать так, чтобы возобладало противоположное мнение. Вообще они очень дружили, даже встречали вместе Новый год. Более того, Екатерина Алексеевна нас, всех ее поклонников, знала в лицо. У меня была такая смешная история. В 63-м году нас, студентов, отправили на картошку, в колхоз.
И мне в этот колхоз приходит телеграмма от девочек наших, поклонниц Плисецкой, что 4 сентября открывается сезон во Дворце съездов и Майя танцует «Вальпургиеву ночь» после очень долгого перерыва. Это, конечно, я не мог пропустить! Девчонки мне оставили пропуск, и я, как был, в телогрейке, в сапогах, примчался. Дворец съездов забит. Ищу себе место, не могу найти, и вдруг кто-то меня сзади за телогрейку дергает. Поворачиваюсь — Екатерина Алексеевна! У меня место свободное! Фирюбина муж Фурцевой. И я плюхнулся с ней. И когда Майя вышла, мы с ней как ударили в ладоши — и весь зал за нами.
Вот какие отношения были с Екатериной Алексеевной. Поэтому, когда Майя в своей книге о ней написала не очень хорошо, мне это было неприятно. Она тяжело шла к своему успеху. Нелегко ей было, но… она пришла. И очень много лет была настоящей хозяйкой театра. И от этого театра и от этой страны она получила все. Все регалии, все премии. Она жаловалась, что она не могла танцевать что хотела? Она не одна была в таком положении. Лемешева вообще никуда не выпускали.
А он был великий певец, а его никто за границей не знал. Когда сюда первый раз приехала труппа Ла Скала в 64-м, и в день, когда был перерыв между гастрольными спектаклями, вдруг поставили «Онегина» и Лемешева на партию Ленского. А он к тому времени много лет уже не пел, ему было за 60. Я стоял в первой ложе бельэтажа, и когда кончилась сцена дуэли, я открыл свой большой фибровый чемодан и стал доставать гвоздики и кидать их на сцену. Но чисто интуитивно чувствую, на меня кто-то смотрит из ложи. Я поворачиваюсь и вижу — там сидит Леонтина Прайс с Караяном. Она на меня смотрит, улыбается, и все лицо залито слезами.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра К сожалению, ее следующий спектакль таким новаторским не стал, но для публики он все равно был новым — в 1945 С. Прокофьев создал балет «Золушка». Майя была не первой, кто играл в главной роли, но это была одна из партий, в которых она вышла не на замену, а в качестве первой солистки. Дальнейший репертуар Плисецкой состоял из вещей, которые либо уже были признанной классикой, либо в то время как раз становились ею. В 47-ом было «Лебединое озеро». Майя быстро получила статус примы-балерины, и все ее выступления всегда описывались как будоражущие, всепоглощающие и берущие за душу. В интервью Плисецкая говорила, что всегда танцевала так, чтобы везде — будь то в России или заграницей, вне зависимости от языка и национальности — зритель испытывал эмоции и у него не возникало вопроса «А о чем этот балет? К 60-ым годам Майя официально стала первой балериной Большого. Ей было 35 лет — возраст, в котором многие звезды уже уходят с балетной сцены. На то время труппу Большого приглашали заграницу — Майя побывала в Америке. Италии, Франции, Англии и в других странах. Но останавливаться на своих достижениях она не собиралась. Ей хотелось сделать что-то свое. На то время главным балетмейстером Большого был Юрий Григорович. Майя поначалу была очень воодушевлена его назначением на пост, но спустя несколько лет стало понятно, что гений Григоровича остался в его родном Ленинграде. Также, он предпочитал задействовать во многих постановках свою будущую жену, а не Майю, что, конечно, балерина простить не могла. Брат Майи в своей книге рассказывал, что даже во Франции на один из спектаклей Григорович выдвинул свою пассию, когда публика ждала именно Плисецкую. В последствие к этому же конфликту присоединились и другие «обиженные Григоровичем» выдающиеся профессионалы балета — Марис Лиепа, Владимир Васильев, Екатерина Максимова. Всем им Григорович в какой-то момент отказывал в важных выходах на сцену, таким образом упиваясь своей властью и задвигая очевидные таланты на задворки театра. В 1967 Майе удалось стать первой в мире балериной, станцевавшей в «Кармен-сюите». Этот балет ставил Альберто Алонсо. Постановка, ставшая скандальной, писалась исключительно под саму Майю, и быстро стала одним из главных ее спектаклей. В 21 веке Плисецкая говорила, что нет ни дня, чтобы где-нибудь в какой-то части мира кто-то не танцевал «Кармен-сюиту». К сожалению, скандал вокруг постановки чуть не лишил Майю места в Большом театре. Партийная верхушка пыталась запретить балет, но Майя боролась за него до конца и сказала, что больше на сцене выступать не будет, если ей не дадут танцевать Кармен. Балет в итоге разрешили. В 1968 даже вышла его экранизация, в которой также задействовали Плисецкую. Еще десять лет спустя Феликс Слидовкер снял одноименный фильм-балет, снова с Плисецкой в главной роли. Из-за конфликта с Григоровичем Майя ставила спектакли со своими друзьями и Щедрином. Первым из них стал «Анна Каренина» — балет снискал огромный успех у публики в 1972 году. Следующие попытки Майи в балетмейстерской карьере не вызвали такого же сильного принятия.
В 1934 году талантливую девочку определили в Московскую хореографическую школу, однако, мечта о сцене была перечеркнута страшными событиями 1937 г. Во время хрущевской «оттепели» честное имя М. Плисецкого было реабилитировано. Спустя год после ареста отца из зала Большого театра забрали и мать — ей грозила ссылка в Казахстан. Туда Рахиль отправилась вместе с грудным младенцем — братом Майи, и приехала обратно в Москву лишь в 1941 г. В связи с этими событиями, многочисленной семье Мессерер пришлось взять заботу о детях Плисецких, в противном случае их отправили бы на воспитание в приют. Воспитанием Майи с этого момента занялась тетя Суламифь, которая и вернула девочке желание снова встать к балетному станку. Учёба и начало карьеры Осознавая, что без регулярных занятий с профессиональными педагогами в настоящем балетном классе, она растеряет свой артистизм, гибкость и выразительность, в военное время девушка принимает решение сбежать в Москву. Так, в 16 лет Майя возвращается в выпускной класс балетного училища и оканчивает его в 1943. Первый важный концерт Майи Плисецкой прошел накануне вторжения немецких войск на территорию Союза. Это было выступление выпускников хореографического класса на сцене филиала Государственного Академического Большого театра. Плисецкая Майя Михайловна получила первое признание публики в балетной постановке «Шопениана», где танцевала мазурку — это был её звездный час! Каждый прыжок юного дарования вызывал бурю аплодисментов. Благодаря превосходному чувству музыки и ритма, уже через несколько лет работы в Большом Плисецкой достаются сольные партии, а официальный статус примы ей присвоен в 1948 году — всего через 7 лет после выпускного концерта. Работа в Большом театре Кажущийся безоблачным сценический путь, на поверку оказывается не таким простым. Балетное искусство предполагает многочасовые упражнения ежедневно, любовью к которым Плисецкая отнюдь не отличалась. Причем, отрабатывая партию на сцене, балерина вкладывала всю свою страсть, однако монотонная отработка у станка навевала на неё тоску. Только повзрослев, Плисецкая осознала, что в балете не бывает второстепенных ролей, потому в каждой роли требуется оттачивать каждое движение. Лишь это понимание, впоследствии, сделало из одаренного ребенка настоящую звезду. Зрители раскупали билеты, чтобы полюбоваться на юную приму задолго до очередного концерта. Независимый характер и неприятие подхалимства наложили свой отпечаток на взаимоотношения с главным балетмейстером Большого театра, Григоровичем. Именно ему Майя Плисецкая обязана тем, что долгое время была «невыездной».
Чтобы девочка не была отдана в детдом, маленькую Майю удочерила тетя, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер. В 1943 году Майя Плисецкая окончила Московское хореографическое училище. Сразу принята в труппу Большого театра. Начинала в кордебалете, вскоре перешла на сольные партии. В 1948 году впервые танцевала партию Жизели в одноименном балете. С этого времени Плисецкая утвердилась в статусе прима-балерины. В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
Майя Плисецкая: все тайны Богини танца (биография)
Возвращаясь домой после катания на лыжах, она сильно устала, присела отдохнуть и заснула. Почти замерзшую девочку раскопала в сугробе домашняя овчарка по кличке Як. Органы опеки хотели отдать девочку в детский дом для врагов народа, но ее удочерила тетка Суламифь Мессерер — балерина Большого театра. Танец поставила тетя Суламифь. Она видела, насколько красивы и пластичны руки у Майи, и придумала выход балерины спиной к публике. Сама Плисецкая потом подсчитала, что станцевала «Лебединое озеро» ровно 800 раз. На одной из репетиций на гастролях в Праге балерина случайно попала партнеру локтем в нос. Его госпитализировали с открытым переломом, и с тех пор он не вставал в пару с Плисецкой. Но стал пить, и это сломало ему карьеру и жизнь.
И эту же бескомпромиссную позицию всю жизнь занимала Майя Плисецкая: «…Пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила». Плисецкие - Мессереры Родни у Майи Плисецкой было немало — 11 тетушек и дядюшек. Практически все они были связаны с искусством. Так, мать Майи в первые годы советской власти блистала в немом кино. Многие Мессереры посвятили себя балету. Суламифь Мессерер с 1929 года танцевала в Большом театре, стала там примой-балериной, в 1947 году получила Сталинскую премию. Дядя Майи, Асаф Мессерер, тоже более 30 лет 1921-1954 был солистом Большого театра и дважды удостаивался Сталинской премии. Сама Майя в 7 лет тоже начала заниматься балетом, в Москве ее отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. Родные братья Майи, Александр и Азарий, повзрослев, стали балетмейстерами. Так что за исключением родителей Майи советская власть к Мессерерам-Плисецким была достаточно благосклонна. Да и карьера Майи как балерины с первых же шагов складывалась успешно. После окончания хореографического училища в 1943 году девушку сразу взяли в Большой театр. Когда ушла со сцены Галина Уланова, Плисецкая стала примой-балериной Большого театра. Английская шпионка При Хрущеве начались поездки наших артистов за рубеж. В 1956 году, когда балет Большого театра собрался в Лондон, оказалось, что прима Плисецкая - «невыездная»! В чем дело? Позже узнала: Иван Серов председатель КГБ в 1954-1958 годах назвал ее агентом английской контрразведки. Потому, мол, ее выпускать нельзя ни в коем случае. Дело было в том, что в это время Плисецкая познакомилась и несколько раз встречалась с Джоном Морганом, вторым секретарем английского посольства в Москве. Для чекистов, как отмечала сама Майя Михайловна, это стало сигналом: либо Плисецкая останется в Англии и попросит политического убежища, либо она шпионка, новая Мата Харри. За ней 24 часа в сутки начала следовать машина КГБ.
А в «Спящей красавице» она начинала с образов фей. И лишь повзрослев, Майя поняла, что по сути в балете нет второстепенных ролей. Атмосферу спектакля создает каждый артист, даже массовка, поэтому выкладываться по полной надо всегда. Это и сделало ее настоящей звездой. Она начала оттачивать каждый взмах рук, каждый прыжок, и таким образом достигла того совершенства, которое принесло ей мировую славу. Во время ее танца практически не смолкали аплодисменты. Зрители буквально благотворили юную приму, а билеты на спектакли с ее участием невозможно было достать уже за несколько недель до объявленной даты. Из-за независимого нрава Плисецкой и отсутствия склонности к подхалимству у нее сложились очень непростые отношения с главным балетмейстером Большого, Григоровичем. Они вынуждены были работать вместе, но с годами взаимная неприязнь только усиливалась. Григорович приложил руку к тому, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Именно он привлек к дочери «врага народа» пристальное снимание спецслужб, которые и так следили за всеми ведущими артистами. В 1956 балерину несколько раз вызывали на допросы в КГБ, но уличить ее в чем-то серьезном не удалось. По подозрению в шпионской деятельности ее сделали невыездной, и вместо мировых турне отправляли на гастроли в провинциальные театры по всей стране. Мировая звезда После хрущевской оттепели и реабилитации ее отца с Майи наконец-то сняли официально все обвинения, и только тогда мир смог насладиться танцем великой балерины. Она начала активно гастролировать и прославила на весь мир школу советского балета. Великой исполнительнице аплодировали лучшие театры Европы, а стиль ее танца стал каноном балетного искусства. С 1972 года она начала самостоятельно ставить спектакли и тесном сотрудничестве со вторым мужем, композитором Родионом Щедриным. Естественно, все главные партии она оставляла себе. Так родились ставшие классикой «Чайка», «Дама с собачкой» и «Анна Каренина». К танцующим у нее балеринам Плисецкая предъявляла очень высокие требования, повторяя, что музыку надо чувствовать всем телом, а не просто двигаться под нее. Благодаря этому поставленные ею спектакли просто завораживали зрителя. Начиная с 1983 года она активно сотрудничает с лучшими европейскими театрами: ставит спектакли в Риме и Мадриде, одновременно представляя там свои постановки. А ее знаменитый «Умирающий лебедь», исполненный под голосовой аккомпанемент оперной звезды Монсерат Кабалье, покорил всю Европу. Свой последний спектакль в статусе примы Большого Майя Плисецкая дала в 1990, станцевав «Даму с собачкой».
Леонтьева и была принята в труппу Большого театра. Первая главная партия - Маша "Щелкунчик" Чайковского, 1944. В 1972 году поставила в Большом театре совместно с другими балетмейстерами балет «Анна Каренина» на музыку Р. Щедрина и исполнила в нем заглавную роль. В 1980 году также в Большом театре поставила балет «Чайка» Р. С большим успехом гастролировала во многих странах Европы и Америки. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. Майя Плисецкая возглавляла труппу Национального балета Испании. В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высший орден Испании и пожаловал ей дворянское звание. Доктор Сорбонны 1985. Почётный профессор Московского государственного университета 1993. Почётный доктор Венгерской академии танца Будапешт, 2008. С октября 1958 года была женой композитора Родиона Щедрина 1932 г. Чайковского 1943 — Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена 1944 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского 1944 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса 1944 — Жизель, «Жизель» А. Адана 1945 — Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова 1945 — Фея Осени, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров 1947 — Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского 1948 — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева 1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки 1949 — Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса 1949 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина 1950 — Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского 1950 — Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский 1952 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского 1954 — Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский 1955 на сцене филиала — Сюимбике, «Шурале» Ф.
Майя Плисецкая: все тайны Богини танца (биография)
Майя Плисецкая: биография великой балерины | Майю Плисецкую звездой сделала любовница Маяковского. |
Плисецкая Майя Михайловна | С балериной Майей Плисецкой Щедрин познакомился благодаря ее голосу. |
МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ ᐈ Биография и личная жизнь ✔ | Майя Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года от обширного инфаркта миокарда. |
Майя Плисецкая: Когда вся жизнь – балет
Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Биография Майи Плисецкой. Майя Плисецкая. Новости. Знакомства. 1950-е Плисецкая в партии Одетты в балете «Лебединое озеро» в постановке Асафа Мессерера.
Майя Плисецкая
Она прожила долгую и наполненную жизнь. Прима-балерина Большого театра СССР и известная на весь мир балерина, она стала символом своей эпохи, эталоном и примером для подражания. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф. У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем.
Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом. Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер в девичестве была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров.
Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин. Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей. А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности.
Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать.
Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР. Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского.
С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище.
Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль.
Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь.
В память о ней снят этот фильм... Она появилась на свет рыжая, как морковка, и зеленоглазая, как маленькая нимфа. Разумеется, она не могла быть как все… Ходили слухи, что она — английская шпионка, что мужчин меняет с той же страстью и легкостью, как танцует на сцене Большого театра, и, наконец, что ее брак с Родионом Щедриным — всего лишь выгодный альянс балетной примы и композитора.
Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» 1976, театр де ла Монне , «Леда» 1978, партнёр - Хорхе Донн, там же , «Курозука» 1995, новая версия балета 1988 года, партнёр - Патрик Дюпон, Дворец Шайо, Париж и номер «Ave Maya» 2000 ; начиная с 1978 года танцевала в его «Болеро». Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» на музыку Альбениса, 1991 и «Мария Стюарт». Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина, как «Анна Каренина» 1972, совместно с Н.
Рыженко и В. Смирновым-Головановым , «Чайка» 1980 , «Дама с собачкой» 1985 , сама исполняла в них главные женские партии. По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом она себя не считала, говоря: «я импровизатор, я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику». В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета 1983-1984 , а затем Испанского национального балета в Мадриде 1988-1990. В 1990 году, в возрасте 65 лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс.
После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 75-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром. Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.
Вскоре талантливая девушка стала ведущей балериной театра. Свою первую партию она исполнила в 1945 году — это была фея Осени в «Золушке» Прокофьева.
Спустя два года выступила в роли Одетты и Одилии в «Лебедином озере» Чайковского. Среди других наиболее известных партий балерины: Аврора в «Спящей красавице», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Мехмэнэ-Бану «Легенде о любви» Меликова. Она стала прима-балериной Большого театра. Плисецкая танцевала не только классику. В 1967 году кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее ставит «Кармен-сюиту».
Преследование КГБ, вражда с Григоровичем и другие конфликты Майи Плисецкой
«Личная жизнь Майи Плисецкой». Документальный фильм | Полная биография танцора Майи Плисецкой. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, спектакли театра на портале «». |
Биография и творчество Майи Плисецкой | Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни, прожив длинную, невероятно насыщенную жизнь, оставив яркий след в истории балета. |
Жизнь и творчество балерины Майи Плисецкой | Майя Плисецкая была выдающейся балериной, но ее личная жизнь была запутанной. |
МАЙЯ ПЛИСЕЦКАЯ ᐈ Биография и личная жизнь ✔ | Биография Майи Плисецкой. Майя Плисецкая. |
25+ фактов о Майе Плисецкой, которая почти 70 лет танцевала на пуантах | Майя Плисецкая: почему «неправильная балерина» всю жизнь не могла заснуть ночами. |
Как она стала Плисецкой. Было ли предопределено величие балерины?
2 мая 2015 года скончалась великая русская балерина Майя Плисецкая. Привычную жизнь семьи Плисецких перевернул 1937-й: репрессии лишили Майю семьи. Уход из жизни великой Майи Михайловны [Плисецкой], в творчестве которой воплотилась целая культурная эпоха, является невосполнимой потерей для русского и мирового искусства. Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни, прожив длинную, невероятно насыщенную жизнь, оставив яркий след в истории балета. В 2012 году, за три года до ухода Майи Плисецкой из жизни, в большом зале Московской консерватории юбилей её мужа Родиона Щедрина праздновался концертом.
Майя Плисецкая: биография и некролог
ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ | СМИ удерживали под пристальным вниманием личную жизнь Майи Плисецкой и ее знаменитого мужа. |
Как Крым вплетён в судьбу великой Плисецкой | В 2012 году, за три года до ухода Майи Плисецкой из жизни, в большом зале Московской консерватории юбилей её мужа Родиона Щедрина праздновался концертом. |
Майю Плисецкую звездой сделала любовница Маяковского | Майя Плисецкая называла коллег «недопеченными блинами» и даже в горы ходила на каблуках: 95 лет со дня рождения балерины-легенды Майя Плисецкая. |
Плисецкая, Майя | Личная жизнь Майи Плисецкой. Со своим мужем, легендарным композитором Родионом Щедриным, Майя Плисецкая познакомилась у Лили Брик. |
Майя Плисецкая: почему всю жизнь балерина чувствовала себя оскорбленной и униженной | Майя Плисецкая родилась в 1925 году. |
Майя Плисецкая. ЛИНИЯ ЖИЗНИ Интервью Канал Культура
В середине 90-х она стала председателем международного балетного конкурса «Майя», который начал проходить каждый год. Также Майя Михайловна снялась во многих кинолентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера. О ее творческой и личной биографии были сняты десятки кинофильмов Примечательно, что Плисецкая была одной из «муз» французского модельера Пьера Кардена. Специально для русской балерины он пошил десятки сценических костюмов, вечерних платьев, аксессуаров и прочих вещей, не беря за это никакой платы. Однако, когда Майя начала хорошо зарабатывать, она по собственному желанию оплатила Кардену все его подарки. Личная жизнь В собственных мемуарах Майя признавалась, что у нее были любовные отношения с солистами балета Вячеславом Голубиным и Эсфендьяром Кашани. Ее первым официальным мужем был Марис Лиепа, который также являлся солистом балета. Однако уже спустя 3 месяца супруги решили расстаться. Второй раз Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
Примечательно, что муж был на 7 лет младше своей жены. Этот союз продлился более полувека. Родион Щедрин и Майя Плисецкая Майя Михайловна так и не познала материнского счастья, так как осознанно не хотела иметь детей. По ее мнению, рождение ребенка не позволило бы ей достичь высот на сцене. В результате, страсть к балету оказалась сильнее материнского инстинкта. Смерть Майя Плисецкая умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене в возрасте 89 лет. Причиной ее кончины стал обширный инфаркт. После смерти великая балерина просила развеять ее прах вместе с прахом мужа над Россией.
Фото Плисецкой Маленькая Майя Если вам понравилась краткая биография Плисецкой — поделитесь ею в соцсетях.
Так, в балете «Дон Кихот» до того, как выйти на сцену в главной роли Китри, Майя отыграла абсолютно все женские партии. А в «Спящей красавице» она начинала с образов фей. И лишь повзрослев, Майя поняла, что по сути в балете нет второстепенных ролей. Атмосферу спектакля создает каждый артист, даже массовка, поэтому выкладываться по полной надо всегда. Это и сделало ее настоящей звездой. Она начала оттачивать каждый взмах рук, каждый прыжок, и таким образом достигла того совершенства, которое принесло ей мировую славу. Во время ее танца практически не смолкали аплодисменты. Зрители буквально благотворили юную приму, а билеты на спектакли с ее участием невозможно было достать уже за несколько недель до объявленной даты.
Из-за независимого нрава Плисецкой и отсутствия склонности к подхалимству у нее сложились очень непростые отношения с главным балетмейстером Большого, Григоровичем. Они вынуждены были работать вместе, но с годами взаимная неприязнь только усиливалась. Григорович приложил руку к тому, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Именно он привлек к дочери «врага народа» пристальное снимание спецслужб, которые и так следили за всеми ведущими артистами. В 1956 балерину несколько раз вызывали на допросы в КГБ, но уличить ее в чем-то серьезном не удалось. По подозрению в шпионской деятельности ее сделали невыездной, и вместо мировых турне отправляли на гастроли в провинциальные театры по всей стране. Мировая звезда После хрущевской оттепели и реабилитации ее отца с Майи наконец-то сняли официально все обвинения, и только тогда мир смог насладиться танцем великой балерины. Она начала активно гастролировать и прославила на весь мир школу советского балета. Великой исполнительнице аплодировали лучшие театры Европы, а стиль ее танца стал каноном балетного искусства.
С 1972 года она начала самостоятельно ставить спектакли и тесном сотрудничестве со вторым мужем, композитором Родионом Щедриным. Естественно, все главные партии она оставляла себе. Так родились ставшие классикой «Чайка», «Дама с собачкой» и «Анна Каренина». К танцующим у нее балеринам Плисецкая предъявляла очень высокие требования, повторяя, что музыку надо чувствовать всем телом, а не просто двигаться под нее. Благодаря этому поставленные ею спектакли просто завораживали зрителя. Начиная с 1983 года она активно сотрудничает с лучшими европейскими театрами: ставит спектакли в Риме и Мадриде, одновременно представляя там свои постановки. А ее знаменитый «Умирающий лебедь», исполненный под голосовой аккомпанемент оперной звезды Монсерат Кабалье, покорил всю Европу.
Она хотела стать актрисой, как мать — актриса немого кино Рахиль Мессерер. После того, как отец Плисецкой был расстрелян, а мать отправлена в лагерь для жен изменников родины, 13-летнюю Майю удочерила тетя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер, от которой она и унаследовала профессию. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Хорошие всегда исключение, подарок Неба. Про других не знаю. А про себя скажу. Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди судьбу мою решали. Ошейника не хочу на шее. Клетки, пусть даже платиновой, не хочу. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом. Ни на сцене, ни в жизни… Лишние слова тоже не нужны. Один раз мне повезло. Внезапно черный лебедь в нескольких метрах от меня расправил крылья во всю ширь, поднял свою перепончатую ногу-лапу и встал на другой в классический арабеск. Стоял он неправдоподобно долго. Помню, восхитилась — вот это устойчивость... Самое важное — как. Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало, — тогда это настоящее, иначе никак.
Роль Кармен в исполнении Плисецкой — одна из наиболее известных в истории мирового балета. В начале 1970-х годов Плисецкая успешно дебютировала в качестве хореографа. После ее постановки балета Щедрина «Чайка», Плисецкую приглашают художественным руководителем балета Римской оперы 1983-1984. В последующие годы она поставила еще несколько успешных балетов на различных мировых сценах. С конца 1980-х годов балерина работала в основном в Испании. В 1990 году ушла из Большого театра и спустя пять лет организовала и возглавила труппу «Имперский Русский Балет». Также она много снималась в кино и на телевидении.
Семья и детство Майи Плисецкой
- Как она стала Плисецкой. Было ли предопределено величие балерины?
- БИОГРАФИЯ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ
- Подписаться
- История Майи Плисецкой: продолжительная карьера, неудачный брак и Кеннеди
- Подписаться
- Кто на завалинке
История Майи Плисецкой: продолжительная карьера, неудачный брак и Кеннеди
В 2012 году, за три года до ухода Майи Плисецкой из жизни, в большом зале Московской консерватории юбилей её мужа Родиона Щедрина праздновался концертом. 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни Майя Плисецкая скончалась от обширного инфаркта миокарда. Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Именно тогда она и написала две книги воспоминаний (» Я, Майя Плисецкая» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах» – Правила жизни), снабдив их фотографиями рукописи, — чтобы никто не усомнился в авторстве.
Майя Плисецкая: Когда вся жизнь – балет
Майя Плисецкая. Maja Plisetskaja, 1982. Биография Майи Плисецкой, личная жизнь, фото, рост, возраст, балет, муж и дети, Родион Щедрин, причина смерти и последние новости о балерине на Биография Майи Плисецкой. Майя Плисецкая. Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями. Именно тогда она и написала две книги воспоминаний (» Я, Майя Плисецкая» и «Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах» – Правила жизни), снабдив их фотографиями рукописи, — чтобы никто не усомнился в авторстве.
Майя Плисецкая - великая балерина? Антисоветчица, полная ненависти и снобизма!
Полная биография танцора Майи Плисецкой. Личная жизнь, фотографии, интересные факты из жизни, спектакли театра на портале «». Биография Майи Плисецкой, личная жизнь, фото, рост, возраст, балет, муж и дети, Родион Щедрин, причина смерти и последние новости о балерине. Рассказываем о самых значимых ролях Майи Плисецкой, как появились «Умирающий лебедь» и «Кармен», и интересных фактах биографии балерины.