Новости информационное оружие

Модератор дискуссии член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций.

Правда как оружие информационной войны

Путин напомнил, что интернет используют как оружие информационной борьбы Владимир Путин напомнил, что интернет используют как оружие информационной борьбы Москва , 25 ноября, 2022, 17:21 — ИА Регнум. Интернет полон «фейков и информационных атак», и доверять непроверенной информации нельзя, сказал 25 ноября на встрече с матерями военнослужащих, участвующих в СВО, президент России Владимир Путин.

Ярчайший пример их работы — киевский майдан 2014 года, последствия которого мы пытаемся купировать спустя 10 лет с помощью СВО. Но сама возможность для такой «перепрошивки» и массовых манипуляций лежит гораздо глубже — в среднем и высшем образовании, которое уже не учит мыслить критически, а такой предмет как «Логика» почти исчез из программ. Зато компьютерные программы, собирающие и анализирующие колоссальные массивы данных, для манипуляторов, в том числе из вражеских ЦИПСО, стали настоящим супероружием.

По словам самого «хаос-бота», потерпев неудачу, он пытается действовать тоньше, а именно — привлечь на свою сторону как можно больше людей путем манипуляции ими в соцсетях. Сейчас ChaosGPT имеет около 10000 подписчиков. Этот чат-бот скорее прикол, чем серьезная программа. Зато полностью смоделированные на компьютере ведущие теленовостей — уже реальность. В Кувейте вести новостные выпуски будет эффектная блондинка с арабским именем Феда и чуть заметным металлическим блеском глаз. Ее имя переводится как «серебро», но сама она бесплотна — это цифровая модель, управляемая нейросетью.

Представьте себе, ведущие могут потерять работу быстрее пишущих журналистов.

Медиаэксперт Игорь Куляс, анализируя «Единый марафон» для украинской организации « Детектор медиа », отметил, что участники шоу в течение большей части 2023 года акцентировали внимание на «эффективности и мастерстве украинских сил», в то время как российские силы описывались в крайне негативном свете, что создавало «совершенно другую реальность» по сравнению с реальной обстановкой на местах [176]. Некоторые украинские военные считают «Единый марафон» «оторванным от реальности миром, которым кормят украинского зрителя». Бывший кинокритик, а впоследствии солдат ВСУ Антон Филатов считает, что дезинформация в отношении России является скрытой целью этого телемарафона. Военный высказал негодование по поводу обещаний отбить ключевые объекты за считанные недели, избытка современного оружия, обобщений о россиянах как «рукожопых придурках» и их командирах как «дебилах»; рассказы в новостях при этом в целом воспринимаются как «приторное успокаивающее мирных» [177]. Уничтожение танком машины 25 февраля в социальных сетях распространилось снятое в Киеве 25-секундное видео, в котором был показан якобы российский танк [178] , который, сделав крутой поворот, намеренно наезжает на гражданскую машину. Один из роликов, показывающих данное событие, за несколько дней набрал более 1,3 млн просмотров.

Военные эксперты заявили изданию USA Today , что невозможно достоверно определить, кто управлял бронемашиной — россияне или украинцы [179] [180]. Западные журналисты утверждали, что на видео видно, как российский танк умышленно наезжает на мирное население [181]. Отмечалось, что нет никаких доказательств, подтверждающих это, наоборот, есть несколько указаний на то, что это украинский танк. Редакция издания France 24 обнаружила в Твиттере 7 разных видеороликов, показывающих одну и ту же сцену с разных ракурсов. Издание выяснило, что все видео были сняты утром 25 февраля в Оболонском районе Киева. Как заявили несколько журналистов и OSINT -исследователей, бронемашина представляет собой советский зенитно-ракетный комплекс « Стрела-10 », в основном применяющийся Украиной. На то, что комплекс украинский, указывало и отсутствие буквы « Z », использующаяся российскими военными в качестве отличительного знака.

Издание сообщило, что мужчина за рулём комплекса был одет в украинскую форму, а само его столкновение с автомобилем было случайным и произошло в результате паники водителя после начала боевых действий [181]. При этом, по словам исследователя Департамента исследований мира и конфликтов Упсальского университета Шона Дэвиса, относительно военных потерь России правительство Украины проводило кампанию, направленную на повышение морального духа. Утверждения украинской стороны при этом охотно принимались западными СМИ [69] [70]. Эта коммуникационная политика украинского правительства характеризовалась исследователями как «пропагандистская кампания» [17] и «кампания по мисинформации » [69] , направленная на поощрение населения рассказами об успешном сопротивлении и военных успехах [70]. The New York Times отмечает, что «немногие военные аналитики верят оптимистичным ежедневным сообщениям украинских военных о потерях россиян, исчисляющихся сотнями, которые, тем не менее, широко освещаются в украинских СМИ» [10]. Проведённый украинскими учёными контент-анализ 15 самых популярных украинских сайтов показал, что ни одно из национальных СМИ не сообщало ни статистики, ни отдельных случаев массовой гибели украинских военных в боях; вместо этого региональные СМИ, не соблюдая государственную цензуру, сообщают о гибели конкретных участников с указанием в большинстве случаев их личных данных [182]. Украинские учёные отмечают, что государству приходится сообщать о потерях, используя СМИ, чтобы не вызвать массовую панику, депрессию или другие негативные психологические последствия.

Так, органы государственной власти или их представители используют косвенные или неточные сообщения о военных потерях, которые требуют дополнительного уточнения [183]. Украина неоднократно называла цифры, носящие «откровенно спекулятивный характер» [183]. При этом потери российской стороны регулярно сообщаются в сводках и коммюнике с точными цифрами. В июле 2022 года представители министерства обороны Украины объясняли замалчивание потерь необходимостью дезориентации россиян [183]. Контрнаступление в Херсонской области Летом 2022 года ряд украинских чиновников распространили вводящую в заблуждение информацию о надвигающемся украинском контрнаступлении на юге страны в Херсонской области с целью вернуть под контроль Херсон. По сообщениям военных экспертов, Россия переместила войска с северо-востока, чтобы укрепить оборону на юге. После этого на севере Украины ВСУ провели успешную контрнаступательную операцию по освобождению Харьковской области [10].

Украинский спецназ заявил, что получившее широкую огласку наступление в Херсонской области было дезинформационной кампанией, направленной на то, чтобы отвлечь Россию от реального наступления, которое готовилось в Харьковской области. Тогда вместо юга наступление произошло там, где меньше всего ожидали, и это вызвало у них панику и бегство» [184]. Украинские мошеннические звонки См. Например, в Одессе проукраинские преступники стали «гиперпатриотичными» и, отмечает организация, даже патрулируют улицы вместе с правоохранительными органами. Некоторые члены преступных организаций, прежде действовавшие на ныне оккупированных восточных территориях Украины, теперь разрешили преступникам под своим командованием сражаться против России. Подобный подход был принят мошенническими колл-центрами, которые использовали патриотические настроения для набора новых работников, размещая в объявлениях о вакансиях такие вопросы как «Хочешь помочь своей стране подорвать экономику страны агрессора? Украинские мошеннические колл-центры сыграли значительную роль в призывах россиян к поджогу российских военоматов.

В декабре 2022 года ФСБ выпустила предупреждение об украинских мошеннических звонках, сообщив, что мошенники «склоняют доверчивых граждан к совершению поджогов объектов социальной инфраструктуры, а также автомобилей в местах массового скопления людей». Большинству из этих поджигателей, согласно данным ФСБ, заявили, что они участвуют в операции по поимке преступников [186] [187]. В августе 2023 года генеральная прокуратура России и министерство внутренних дел выступили с официальными предупреждениями о новой форме телефонного мошенничества , при котором россиян заставляют поджечь военкоматы с помощью давления или обмана. Ведомства утверждают, что аферисты звонят с территории Украины и выбирают своими жертвами россиян пожилого возраста. Злоумышленники представляются сотрудниками банков или полицейскими, рассказывают собеседникам, что их деньги пытаются похитить или уже похитили, либо просто угрожают неприятностями или даже убийством родных и близких, а затем требуют поджигать «объекты военной, транспортной или банковской инфраструктуры» [188]. Конспирологическая теория о двойниках Путина Основная статья: Теория заговора о двойниках Владимира Путина Теория о наличии двойников Владимира Путина выступает в роли инструмента, который используют противники российского президента. На фоне слухов об ухудшении здоровья президента Украина неоднократно заявляла, что Путин использует двойников.

Россия отвергла эти недоказанные обвинения [189]. Конспирологические слухи [190] о двойниках Путина регулярно публикуются украинскими СМИ и обсуждаются высокопоставленными украинскими политиками [191] [192]. Они намекали на то, что у предполагаемых двойников Путина якобы меняется мочка уха, смещена родинка и наблюдаются различные виды морщин [193]. В марте 2023 года советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко пытался найти свидетельства наличия двойников российского президента [194] , опубликовав три фотографии подбородка Путина и усомнившись, что на этих изображениях виден один и тот же человек [191]. Представитель пресс-службы ГУР Минобороны Украины Андрей Юсов также заявил о том, что Путин не посещал Мариуполь и отправил туда двойника — это якобы можно заметить по разному подбородку на фотографиях. Фактчеки Reuters [195] , Snopes [196] и итальянского openFactChecking показали, что первое предложенное для сравнения изображение было опубликовано в 2020, а не в 2023 году; вторая фотография, как и третья, была снята в Мариуполе, а не в Севастополе [197]. Фактчек Snopes пришёл к выводу, что утверждения являются ложными [196].

Начальник украинской разведки Кирилл Буданов заявил, что Путин использовал трёх двойников, сделавших себе пластическую операцию, чтобы быть похожим на него [191]. Он отметил: «Есть как минимум три человека [двойника], которые периодически появляются» [198] [199]. В августе 2023 года Буданов бездоказательно повторил это утверждение, заявив: «Изображение уха каждого человека уникально. Его невозможно повторить» [199]. Фейки, связанные с мобилизацией в России В первые недели объявленной 21 сентября 2022 года мобилизации в России западные СМИ были наводнены сообщениями о россиянах, спасающихся от призыва, а в социальных сетях распространялись как настоящие, так и фальшивые изображения конвоев с бегущими россиянами [200]. Александр Титов из Университета Квинс в Белфасте отмечает, что слухи являются «частично кампанией по мисинформации, начатой Киевом с целью посеять инакомыслие в России» и что «распространение слухов о скорой мобилизации в России, очевидно, является частью украинской психологической войны , но чем больше они делают это без каких-либо последствий, тем менее правдоподобным это становится» [201]. Как утверждалось, в распространяемом файле якобы содержались паспортные данные более 305 тысяч россиян, подлежащих мобилизации «в первую очередь».

Также отмечалось, что данные получили хакеры «Анонимус», взломав сайт Минобороны РФ , однако сама группировка об этой утечке не сообщала. В Минобороны РФ предполагаемую утечку не прокомментировали, но репостнули канал « Война с фейками ». В сообщении говорится, что опубликованная база данных «скомпилирована из нескольких открытых баз данных и к Минобороны не имеет никакого отношения». Основатель Conflict Intelligence Team Руслан Левиев и корреспондент « Русской службы Би-би-си » Андрей Захаров придерживаются мнения, что «база призывников» — это фейк [202] [203]. В приказе говорится о разработке механизма вызова иностранных граждан, временно работающих на территории Российской Федерации, в иммиграционную службу для дальнейшего вручения повесток и организации призыва в связи с объявленной «частичной мобилизацией». Фактчекинговый ресурс Factcheck. В тот же день посольство России в Кыргызстане сделало официальное заявление о том, что данный «документ» является поддельным.

Через некоторое время и посольство Кыргызстана в России заявило, что это фейк, и призвало киргизов не верить в подобные вещи и не распространять непроверенную информацию [204]. Подобное заявление распространил в том же месяце глава украинской военной разведки Кирилл Буданов. Когда новой волны мобилизации не случилось, украинские чиновники стали утверждать о том, что Россия якобы собирается мобилизовать в январе 500 000 человек [201]. Глава правозащитной группы « Агора » Павел Чиков назвал появившиеся в социальных сетях «приказы» закрыть границы фейком, поскольку «приказы не оформлены надлежащим образом, хоть и похожи на оригинальные». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков расценил заявление украинской военной разведки как «информационную диверсию» [206]. Редакция Factcheck. В пункте 12 имеется лишний символ, что также недопустимо.

Документ, пишет издание, не заверен печатью или подписью соответствующих должностных лиц или организаций и, таким образом, является подделкой [205]. В «обращении» также были упомянуты намерения подписать указ о всеобщей мобилизации. Дмитрий Песков заявил, что аудиозаявление стало результатом взлома хакеров в некоторых регионах страны, и назвал произошедшее фейком. Власти Белгородской и Воронежской области также назвали «обращение» фейком [207]. Региональные и федеральные представители российских властей назвали «приказ» фейком. Издание SOTA пришло к выводу, что он является подделкой, и привело ряд аргументов в поддержку этого мнения; например, в российском законодательстве существуют не «представители военных комиссариатов», а военные комиссары [208] [209]. Спустя несколько дней, 11 сентября, генштаб ВСУ опубликовал бездоказательное заявление, что Россия может вскоре начать крупную кампанию мобилизации от 400 000 до 700 000 человек [201] [210].

Пропаганда в других странах СМИ гораздо меньше фокусировались на том, как пропаганда других стран в период вторжения России на Украину работает над продвижением определённых нарративов [15]. Автор Атлантического совета Ирина Плакс предложила США стратегию ведения информационной кампании, которая бы подрывала монополию российского государства на освещение военного конфликта на Украине. Комплекс мер должен включать сотрудничество с оппозиционными СМИ, такими как « Эхо Москвы », телеканал « Дождь » и « Новая газета », а также продемократическим движением в лице партии Алексея Навального « Россия будущего » и Фонда борьбы с коррупцией. Также, по словам автора, в стратегию должно входить влияние на мировое общественное мнение с целью изоляции России и деморализации российской армии [212]. В ней авторы призвали использовать русский национализм для подрыва легитимности власти президента Владимира Путина, а также разжигать «антикремлёвские» настроения среди этнических меньшинств внутри России. Вместе с тем, США должны негласно налаживать контакты с русскоязычными лидерами мнений в социальных сетях, а также использовать юмор в качестве политического оружия [213]. Бывший сотрудник Государственного департамента США Элиот Коэн заявил, что «Западу нужна агрессивная информационная кампания», направленная на разгром России [214].

Китайская дезинформация См. В марте 2022 года, после того, как холдинг Meta Platforms запретил закупку рекламы российскими государственными СМИ, китайский телеканал CGTN оплатил в Facebook цифровую рекламу, ориентированную на пользователей со всего мира, в виде брифингов и выпусков новостей, в которых используемые российские государственные тезисы касались вторжения России на Украину [215] [216]. Продемонстрированная на публику внутренняя директива The Beijing News предписывала её сотрудникам не публиковать новостные сообщения, которые были «негативными в отношении России или прозападными». Несколько профессоров в области истории написали открытое письмо, в котором резко выступили против поддержки Китаем «войны России против Украины», но их пост был быстро удален цензорами, а аккаунт знаменитости, критиковавшей Россию за вторжение, был заблокирован [217] [218] [219]. Польское правительство инициировало кампанию PolandFirstToHelp. Ивонн Су в статье для The Conversation отмечает, что данная кампания является ярким примером пропаганды, которая фокусируется только на хороших новостях, в то время как проблемы упускаются из виду или о них лгут; кампания в социальных сетях подчёркивает позитивные способы, которыми Польша помогает украинским беженцам, и замалчивает негативные истории. PolandFirstToHelp стала ответом на сообщения о том, что цветные беженцы сталкиваются с проявлениями расизма на украинско-польской границе.

Вместо того, чтобы взять на себя ответственность за дискриминацию, с которой сталкиваются беженцы из числа расистов, польское правительство осудило любые обвинения в расизме как « фейковые новости ». С хэштегом PolandFirstToHelp публиковалась пропаганда « размахивания флагом », оправдывающая действия, используя национализм или патриотизм. Так, Польша показывала свой флаг вместе с украинским , чтобы продемонстрировать единство, а почтовая служба Польши выпустила новую марку с рукопожатием, раскрашенную в цвета двух стран. Также публиковались видео, наполненные изображениями женщин и детей-беженцев, польских и украинских флагов и эмоциональной музыкой [15].

Еще об информационном оружии в Мiровой войне

При этом в методах и средствах ведения информационных войн американские специалисты совершенно не стесняются. Что такое информационная войнаИнформационная война — это воздействие на гражданское население, власти или вооруженные силы противостоящей стороны посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации, информационных материалов, а также противодействие таким воздействиям на собственную сторону. Термин вошел в политический обиход еще во второй половине XX века, однако активно начал применяться только в начале этого века. Террористические акты в США11 сентября 2001 года — день, когда был совершен крупнейший теракт в мировой истории, в результате которого в США погибло 2977 человек.

Однако эта дата вошла не только в историю международного терроризма, но также стала точкой отсчета новой политики интервенционизма США с использованием различных видов информационного оружия. Обвинив в теракте "Аль-Каиду" террористическая организация, запрещенная в России и главаря организации Усаму бен Ладена лично, не имея при этом на тот момент никаких доказательств "Аль-Каида" признала свою причастность к событиям 11 сентября только в 2004 году , Вашингтон запустил мощную машину пропаганды и, используя радикальный исламизм в виде образа главного врага США и демократии во всем мире, громко, на весь мир объявил "глобальную войну терроризму". В качестве основных целей американского вторжения в Афганистан были провозглашены поимка Усамы бен Ладена и ликвидация "Аль-Каиды", а также свержение контролировавшего тогда большую часть страны движения "Талибан", которое, по мнению Белого дома, сознательно укрывало главаря "Аль-Каиды".

Однако почему-то после того, как главные цели вторжения были достигнуты — бен Ладен был убит в 2011 году в ходе операции американских спецслужб в соседнем Пакистане, а деятельность "Аль-Каиды" с его смертью постепенно сошла на нет, — американские вооруженные силы не ушли из Афганистана, а продолжили свой "бой с тенью". Лишь в прошлом году, после 20 лет военного присутствия в стране, американцы, бросив огромное количество оружия, с "гордо поднятой головой" покинули территорию Афганистана, по сути передав власть все тому же движению "Талибан", которое, вроде как, к этому моменту уже должно было быть свергнуто и уничтожено. Пробирка Пауэлла Самым известным фейком в информационных войнах США, запомнившимся на весь мир, принято считать пробирку американского госсекретаря Колина Пауэлла, послужившую для США оправданием вторжения в Ирак в 2003 году.

Еще с начала 1990-х годов, когда главой Белого дома был Джордж Буш-старший, Вашингтон мечтал избавиться от режима Саддама Хусейна в Ираке. Его сын, ставший президентом США в 2000 году, не отказался от этой идеи. Однако международное сообщество не видело никаких оснований для вторжения в Ирак, и именно госсекретарю Пауэллу предстояло сыграть ключевую роль в том, чтобы убедить другие страны пойти на такой шаг.

В качестве "неопровержимого доказательства" он продемонстрировал пробирку с белым порошком, якобы содержащим споры сибирской язвы, производимой в Ираке. Однако, несмотря на то, что ампула, показанная Пауэллом, не содержала никаких спор, американские СМИ на следующий день вышли с сенсационными заголовками.

С исламом так не получалось. И вот «арабская весна» так называемая, последние события показали, что западные психотехнологи нашли средство, как решить эту проблему. Они перешли от пробивания стены к её перепрыгиванию. И то, что мы увидели во время «арабской весны», — это прямое воздействие с помощью флэшмобов, с помощью инжиниринга — воздействия на такие пласты — ментальные организации, которые находятся за пределами социокультурных кодов, т. И в этом отношении «арабская весна», помимо решения очень многих политических проблем и экономических Запада, стала таким средством отработки новых моделей психовойны. Мы переходим от информационных войн к психическим атакам.

Но не к таким, какие мы видели в фильме «Чапаев», а более серьёзным, которые бьют по объекту, минуя то, что обычно защищает. Скажем, мусульманин мог защититься своими исламскими ценностями, а теперь удар идёт мимо этих ценностей.

Американские и западные СМИ тогда вновь продемонстрировали удивительную слаженность действий. Будто бы по команде они с самого начала конфликта стали средством борьбы против России и югоосетинского населения, инструментом военной пропаганды грузинского президента Михаила Саакашвили, намеренно закрыв глаза на правдивую информацию. Саакашвили и американские специалисты в области информационных войн сумели оперативно исказить истину и представить почти во всех мировых СМИ свою версию событий на Северном Кавказе, которую они методично распространяли по всему миру. В глазах западной общественности Россия предстала инициатором конфликта, а Грузия — бедной и несчастной жертвой российской агрессии и осетинских "сепаратистов", хотя это было далеко от действительности. Осетино-грузинский конфликт показал, что наступила новая эра — эра интернетных информационных войн, где фейки ложь и дезинформация становятся важнее действительности.

Несмотря на то, что Россия и Южная Осетия вышли победителями из военного конфликта, война на информационном фронте по сути была проиграна. В 2010 году в странах Ближнего Востока и Северной Африки началась серия антиправительственных протестов, восстаний и вооруженных мятежей, получивших название "Арабская весна". Американские политтехнологи, конечно же, не могли остаться в стороне от этого события и не "помочь нуждающимся". Действия американской пропаганды в ходе "Арабской весны" принято разделять на следующие этапы: 1 начало манифестаций, на которые удалось привлечь большое количество населения с помощью сообщений в социальных сетях; 2 путем провокаций и распространением информации о излишней жестокости властей манифестации превращаются в агрессивные протесты; 3 смена власти Тунис, Египет , либо сразу же полномасштабная гражданская война Ливия и Сирия. Помимо этого, важным шагом стала замена в международных организациях представителей власти на представителей оппозиции. Также в интересах восставших работали и мировые СМИ — они широко освещали цели оппозиции. По итогам "Арабской весны" стало очевидно, что самим арабским странам она не принесла ничего хорошего.

В Тунисе и Египте ее итогом стало относительно мирное свержение прежних режимов. В результате ливийский президент был свергнут и убит, ливийская государственность фактически распалась. Последовала новая гражданская война, продолжающаяся по сей день.

Россия сформирована на базе духовно-ментального наследия, состоящего из славянского язычества и византийского христианства. Римская версия в компендиум наших ценностей не вошла. Именно потому Россия уже тысячу лет является врагом Рима и вышедшего из него Запада. Ведь именно Россия приняла византийское наследие в формуле «Москва — Третий Рим, а Четвёртому не бывать». Славянское язычество обладало мощнейшим этическим зарядом, ориентировавшим человека в этом мире как субъекта, должного находить со всеми внешними силами гармоничный контакт на основе уважения и этики. Обожествление природы требовало внимательного и уважительного к ней отношения мать-земля, матушка-река, батюшка-лес и т. Ландшафты для славян были сакральны.

Социальные практики были иерархичны, основывались на важности опыта предков и избегания зла. Выживать без коллективного взаимодействия было невозможно. Информационная операция была сыграна как по нотам Христианство в его восточной версии это был период острых богословских споров на Востоке, от которых Запад держался в стороне в силу недопонимания сути и нюансов языка сохранило аутентичность, которой Запад в его папистской версии сохранить не хотел — это мешало консолидации власти. Для Запада всегда власть была ценностно выше правды. Конфликт между Истиной и Правдой — чисто восточное, русское, православное явление. Запад не понимает разницы и очень раздражён по этому поводу. Правду русские понимают как истину. Но бывает истина без правды. Это истина без любви. Запад стоит на римском «Закон суров, но это Закон».

Русские в силу православности отвергают эту максиму. Такой закон — неправда прежде всего нравственная. И потому они его не исполняют. С одобрения всего общества, ибо «любовь выше закона». Именно отсюда пошло русское «суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Российские нравственные «неписанные» законы соблюдаются неукоснительно. Писанные законы исполняются только в случае их совпадения с глубинными базовыми ценностными аксиомами народа. И в основе этих аксиом лежит православная этика, которая отвергает фарисейство как ложное благочестие — то, чем всегда болен Запад. Теоретик американских неоконсерваторов Лео Штраус считал необходимым править с помощью «благородной лжи» и «конструктивного хаоса».

Информационное оружие. Существует ли оно?

На днях спецпредставитель ООН по вопросам сексуального насилия в условиях конфликтов Прамила Паттен заявила, что солдаты российской армии используют «Виагру», чтобы. Как и ядерное, информационное оружие может служить как для политического давления, так и для сдерживания. Серьезным преимуществом информационного оружия многие эксперты считают его относительную дешевизну по сравнению с другими видами вооружений. «Слово как главное оружие информационной войны!» Защитники Донбасса читают на фронте о подвигах других Героев СВО 25.04.2024, «Панорама» | Вступай в группу Телекомпания ЮНИОН.

Информация как оружие

Горелкин посетовал, что пророссийские и нейтральные редакторы «Википедии» начали подвергаться травле и унижениям. На выходе получалась информация с определённым идеологическим содержанием», — сказал парламентарий. Он также напомнил, что в мае Роскомнадзор внёс «Википедию» в списки на приземление, однако ни одно из его условий не было выполнено.

В ходе встреч Владимир Путин заявил, что российские военнослужащие — герои и что и он лично, и все российское государство разделяет боль матерей, которые потеряли своих сыновей в боевых действиях.

Для информационного оружия характерны: а скрытность достижение поставленных целей без видимой и фиксируемой подготовки и объявления войны ; б масштабность нанесение критического ущерба в различных сферах жизнедеятельности общества и государства без пространственных и временных ограничений ; в универсальность многовариантность и инвариантность использования информационных структур двойного назначения для достижения поставленных целей. Наиболее существенными структурными и содержательными составляющими информационного оружия являются: 1 средства деструктивных дезориентирующих, дезинформирующих, дезорганизующих, дестабилизирующих, разрушающих, подавляющих и др. В соответствии со сферами, в которых ведётся информационное противоборство, информационное оружие может классифицироваться по основным видам воздействия: информационно-психологическое и информационно-техническое.

Информационно-психологическое воздействие нацелено на осуществление психологических атак на сферу психики человека, групповое или общественное сознание посредством информационных раздражителей с использованием всего спектра методов и форм технического, визуального, звукового, физического, болевого, виртуального подавления воли и искажения жизненно важных интересов. Главными объектами информационно-технического воздействия являются сети связи и информационно-вычислительные сети, используемые государственными организациями при выполнении своих управленческих функций; военная информационная инфраструктура, решающая задачи управления войсками; информационные и управленческие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий; средства массовой информации и коммуникаций главным образом, электронные.

То есть это такой достаточно широкий спектр действий, который был осуществлен против нашей страны и против российских граждан, как проживающих здесь у нас в России, так и в других странах мира. На данный момент почти 10,5 миллионов фейков о России, о спецоперации, о россиянах распространено по всему миру. Не только на пространстве социальных сетей, но и в средствах массовой информации, в первую очередь в западных средствах массовой информации. На эту работу уже потрачено более 2,5 миллиарда долларов. Первые недели спецоперации показали, что против нас данная агрессия готовилась заблаговременно, создавались «инфобомбы» как раз на такой случай. Бросив вызов коллективному агрессору а против нас выступил весь Запад и его сателлиты , Россия оказалась под чудовищным натиском фейков, вбросов, информационных атак и операций. Противник поднял интенсивность информационной агрессии до невиданных прежде значений. Все то, что мы видели в прошлые годы, меркнет по сравнению с этой волной ненависти и лжи.

И, следует признать, в ряде аспектов мы оказались слабо готовы к отражению столь мощной и скоординированной серии атак, не прекращающейся ни на минуту. Лишь на третий-четвертый день борьба в информационном поле инфополе усилилась и стала направленной как на его внутрироссийскую часть, так и на внешнюю, в частности на весь русскоязычный сегмент Интернета, особенно на территории Украины. Содержание их контента можно разбить на несколько основных частей: 1 новостная собственно информационная составляющая; 2 антифейковая и контрдезинформационная составляющая; 3 пропаганда и контрпропаганда; 4 аналитическая составляющая. Часть из этих ресурсов в той или иной степени взаимодействует с некоторыми ведомствами России, другие работают на идейно-добровольческих началах. Работа в информационной сфере ведется и отечественными спецслужбами и СМИ. Однако следует признать, что вся эта деятельность нуждается в координации для усиления информационной мощи России. Тотальная агрессия НАТО показала, что нам требуется качественный и количественный переход на новый уровень в деле отражения агрессии в информационно-психологической сфере. Помимо наращивания контрпропагандистской информационной работы, целесообразно разорвать цепочки финансирования, через которые деньги американских налогоплательщиков и доноров НКО используются для вербовки информационных диверсантов внутри России. Более существенные меры контроля над банковскими переводами и рынком криптовалюты в этих условиях позволят подорвать деструктивный потенциал западной информационной стратегии, оставить ее инициаторов без «виртуальной пехоты». С учетом опасности, исходящей от действий вышеупомянутых сил, комплекс соответствующих мер должен быть эквивалентен шагам, предпринимавшимся в 2000-е годы в сфере противодействия финансированию терроризма.

СТРАХ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ И НЕВЕЖЕСТВО: КАК РАБОТАЕТ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

Разнообразие информационного оружия, форм и способов его воздействия, особенности появления и применения породили сложнейшие задачи защиты от него. В ночь на 23 апреля поражены элементы украинской ПВО и портовой инфраструктуры, подготавливаемой к принятию судов с западным оружием. Подпишитесь на получение последних материалов по безопасности от — новости, статьи, обзоры уязвимостей и мнения аналитиков. Читайте последние новости на тему информационное оружие в ленте новостей на сайте Аргументы недели. Как и ядерное, информационное оружие может служить как для политического давления, так и для сдерживания. Информационный портал Sm News.

Информационное оружие. Существует ли оно?

Чтобы определить, имеет ли понятие «информационное оружие» право на существование, следует, прежде всего, обратиться к определению оружия [1]. В Советской военной энциклопедии оружие определяется как «устройства и средства, применяемые в вооруженной борьбе для поражения и уничтожения противника» [3]. Основным в определении оружия представляется цель его использования, а именно поражение противника. Под поражением объектов целей подразумевается воздействие различными средствами поражения на объекты цели , в результате которого они полностью или частично временно теряют способность к нормальному функционированию выполнению боевой задачи. Поражение объектов заключается в их уничтожении разрушении , подавлении и изнурении живой силы объектов. Уничтожение объекта состоит в причинении ему такого ущерба, при котором он полностью теряет боеспособность. Подавление предполагает нанесение объекту такого ущерба повреждений и создание для него таких условий, при которых он временно лишается боеспособности, ограничивается воспрещается его маневр или нарушается управление. Изнурение состоит в длительном ведении по объекту беспокоящего огня ограниченным количеством сил и средств или нанесении по нему периодических ударов авиации.

Основной его целью является морально-психологическое воздействие на живую силу объекта и тем самым снижение его боеспособности и воспрещение нормального функционирования. Итак, способно ли так называемое информационное оружие поражать противника? Информационное оружие, согласно одному из существующих определений - это комплекс программных и технических средств, предназначенных для контроля информационных ресурсов объекта воздействия и вмешательства в работу его информационных систем. Информационное оружие можно классифицировать по методам воздействия на информацию, информационные процессы и информационные системы противника. Это воздействие может быть физическим, информационным, программно-техническим или радиоэлектронным. Физическое воздействие может быть осуществлено путем применения любых средств огневого поражения. Однако более корректным было бы отнести к информационному оружию физического воздействия средства, предназначенные исключительно для воздействия на элементы информационной системы: противорадиолокационные ракеты, специализированные аккумуляторные батареи генерации импульса высокого напряжения, средства генерации электромагнитного импульса, графитовые бомбы, биологические и химические средства воздействия на элементарную базу.

С помощью противорадиолокационных ракет в первые дни воздушной операции коалиционных миротворческих сил в зоне Персидского залива 1991 г. Эффективным является и использование генераторов электромагнитного излучения. Проведенные эксперименты показали, что простейшие малогабаритные генераторы на расстоянии до 500 м могут внести опасные искажения в работу приборов самолета, совершающего взлет или посадку, а также заглушать двигатели современных автомобилей, оснащенных микропроцессорной техникой. Графитовые бомбы применялись американскими вооруженными силами в ходе войны в Персидском заливе и в Косово. Их поражающий эффект достигается путем создания над объектом облака площадью до 200 м2 из произведенных на основе углерода и обладающих сверхпроводимостью тонких волокон. При соприкосновении волокон с токонесущими элементами изоляторы, провода и т. Биологические средства представляют собой особые виды микробов, способные уничтожать электронные схемы и изолирующие материалы, используемые в радиоэлектронной технике.

Информационные методы воздействия реализуются посредством всей совокупности средств массовой информации и глобальных информационных сетей типа Интернет, станциями голосовой дезинформации. Так как основным элементом информационной инфраструктуры являются люди, мотивация деятельности которых базируется на их физиологических, социальных и информационных потребностях, то правильно рассчитанное применение так называемых информационно-психологических методов воздействия оказывает прямое влияние на уровень безопасности государства. Особенно это касается России, где пока отсутствует организованная система формирования и поддержания в обществе необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны. Научно-технический прогресс в области информационных технологий, развитие СМИ стерли национальные границы в информационном пространстве и создали беспрецедентные возможности для подавления противника с помощью нетрадиционных средств поражения, не вызывающих физического разрушений. Проходя через сознание каждого члена общества, длительное массированное информационно-психологическое воздействие разрушающего характера создает реальную угрозу существованию нации в результате трансформации ее исторически сложившейся культуры, основных мировоззренческих и идеологических установок. Существуют многочисленные факты, когда не только зарубежные, но и некоторые российские средства массовой информации, прикрываясь лозунгами «объективности информационного освещения» тех или иных событий, наносят ущерб информационной безопасности страны путем манипулирования информацией, распространения дезинформации, информационной поддержкой различных группировок экстремистского и криминального толка. И эта проблема усугубляется как за счет монополизации отечественных СМИ, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных СМИ в информационном пространстве России.

Станции голосовой дезинформации, разрабатываемые в настоящее время в США, позволят входить в радиосети объекта воздействия и смоделированным компьютерными средствами голосом командира подразделения части противника отдавать приказы и распоряжения подчиненным им войскам, тем самым нарушая управление войсками. Средствами реализации программно-технических методов являются компьютерные вирусы, логические бомбы и аппаратные закладки, а также специальные средства проникновения в информационные сети. Данные средства используются для сбора, изменения и разрушения информации, хранящейся в базах данных, а также для нарушения или замедления выполнения различных функций информационно-вычислительных систем. Программно-технические средства можно классифицировать согласно выполняемым с их помощью задачам на средства сбора информации, средства искажения и уничтожения информации и средства воздействия на функционирование информационных систем. Причем некоторые средства могут быть универсальными и использоваться как для искажения уничтожения информации, так и для воздействия на функционирование информационных систем объекта воздействия. Средства сбора информации позволяют производить несанкционированный доступ к компьютерным системам, определять коды доступа, ключи к шифрам или другую информацию о зашифрованных данных и по каналам обмена передавать полученные сведения заинтересованным организациям. В настоящее время разработаны специальные программные продукты, так называемые «ноуботы» Knowbot - Knowledge Robot , которые способны перемещаться в информационной сети от компьютера к компьютеру и при этом размножаться, создавая копии.

С целью исключения обнаружения в «ноуботе» могут быть предусмотрены функции самоперемещения и самоуничтожения. Задачи сбора информации решаются и с помощью программных продуктов «Демон» Demon , «Вынюхиватели» Sniffers , «Дверь-ловушка» Trap Door.

По мнению экспертов, их несколько. Во-первых, это усиление внутримедийной конкуренции, борьбы за зрителя, читателя, пользователя, а значит — борьба за рейтинг и внимание рекламодателей. Таков западный стандарт, проникший и в отечественное медиапространство: во что бы то ни стало опередить конкурентов. Во-вторых, способствует появлению фейков такое явление, как «сетевая анонимность», порождающая безответственность и безнаказанность как тех, кто создает, так и тех, кто распространяет, «репостит» фейки в Интернете. Во многих случаях «фейкерство» смыкается с социальным троллингом в общей целевой установке — возбудить общественное внимание, спровоцировать страхи и панику, устроить своего рода массовый розыгрыш и понаблюдать «в сторонке» за реакцией миллионов людей. В-третьих, причиной фейкомании является в настоящее время фактор повышенного потребительского спроса на шокирующую информацию, которая способна пощекотать нервы обывателя, дать повод для разного рода сплетен и страшилок. В целом «фейк-ньюс» можно охарактеризовать как фантомное, суррогатное, паразитическое явление в мире медиа эпохи постмодерна, связанной со снижением статуса истинных ценностей в данном случае — ценности правдивой и точной информации , торжеством не системного, а «клипового мышления», заменой духовных устремлений личности потребительскими инстинктами толпы. Отличия фейков от дезинформации На наш взгляд, фейки по своей природе являются в принципе недостоверной информацией.

Это их родовая черта, отличающая их от классической дезинформации, для которой элемент правдоподобия и достоверности является необходимым. Как справедливо отмечает С. Ильченко, «чем безумнее и недостовернее фейк, тем выше вероятность его распространения в медиасфере» [8]. Чем же отличается фейк от классической дезинформации, имеющей гораздо более длительную историю как неотъемлемый элемент практически всех видов манипуляции массовым сознанием, начиная с древнейших времен? Во-первых, тем, что дезинформация строится на основе сочетания правды, полуправды и лжи. Элемент правдоподобия, кажущейся достоверности сообщения является обязательным. Для фейка этого на требуется. Чем неправдоподобнее фейковая информация, тем более действенно она влияет на массовое сознание. Кричащим примером таких фальшивок является информация одного из украинских сайтов, получившая в украинском информационном пространстве широкое распространение, о том, что голодающие «москали» в результате «провала путинской экономической политики» вынуждены заготавливать на зиму мясо ежей и бобров [9]. Другой пример — еще более вопиющий: итальянские журналисты в погоне за суперсенсацией придумали сюжет о том, что «Папа Римский отменил ад» [10].

Во-вторых, дезинформация захватывает пространство разных журналистских жанров. Она может присутствовать в репортаже, интервью, статье, даже в журналистском расследовании. В отличие от дезинформации, фейк имеет вполне определенную жанровую «оболочку» — новость, при этом новость особого типа, создающую фиктивный, не существующий в реальности инфоповод. При этом отличительным маркером фейка как новостного феномена является броский заголовок. В-третьих, дезинформация может не отличаться остротой подачи, рассчитывающей на мгновенный эффект; фейк же непременно несет в себе сенсационный, шокирующий посыл. Именно погоня за сенсацией и эксклюзивом — следствие растущей конкуренции СМИ и интернет-ресурсов — является, по мнению некоторых специалистов, главной причиной бурной фейковизации новостного контента, приобретающей угрожающий размах [11]. В-четвертых, дезинформация, пусть в редких случаях, может быть непреднамеренной, связанной с ошибкой, недосмотром, профессиональной недобросовестностью информирующего субъекта. Фейк всегда является намеренным искажением истинного положения дел, фальшивкой, фальсификатом, результатом сознательной, причем провокационной фабрикации лжефактов: «Фейки не возникают стихийно, а формируются целенаправленно для решения политических, военных и экономических проблем в условиях противостояния нашей страны и некоторых западных держав» [12]. Нередко фейки используются как средство информационного противоборства для политической диффамации, нанесения урона репутации авторитетного внутри и вне страны-мишени политического деятеля [13]. В-пятых, дезинформация, как правило, ограничена сферой военных, политико-дипломатических, медийных практик, фейк же с особенной пышностью «расцветает» еще и в околонаучной сфере, в области медийной популяризации естественных и исторических наук, пополняя сомнительный арсенал лженаучных сенсаций, вроде той, что российские ученые клонировали и оживили египетского фараона или что гены американского астронавта Скотта Келли изменились навсегда после года в космосе, а Адольф Гитлер не покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 г.

В-шестых, дезинформация может существовать до поры до времени латентно скрыто , «функционировать» длительное время, фейк же «всплывает» в результате информационного «вброса» с точно определяемым моментом появления в информационном пространстве и так же быстро исчезает из актуальной повестки дня. В-восьмых, дезинформация и фейк отличаются своим генезисом. Дезинформация в своих истоках восходит к искусству военной тактики «военной хитрости» , к способам маскировки истинных политических целей и намерений, принятых в дипломатической деятельности. Происхождение фейка связано с такими продуктами массового обыденного сознания и массовой низовой культуры, как слухи, розыгрыши, приколы, блеф, с микрожанрами политической сатиры скетч, анекдот. Не случайно специалисты выделяют в потоке фейковой информации так называемые шуточные новости. В этом жанре отметился своей известностью один из наиболее популярных за рубежом сайтов фейковых новостей — «NewsBIScuit», который предлагает аудитории «Новости, которые еще не произошли». Особенно часто политические фейки бывают призваны морально оправдать агрессивные действия США в глазах мирового общественного мнения. С этой целью, сознательно создавая в массовом сознании «образ врага» для оправдания бомбардировок Югославии в конце 1990-х годов, влиятельный американский канал Си-эн-эн распространил фейковую информацию «о будто бы имевшем место факте использования 700 албанских детей для создания банка крови, предназначавшегося для сербских солдат» [16].

Но оказывается, пересуды о «Виагре» — всего лишь старая методичка времен борьбы Запада с Муаммаром Каддафи. Чем наглее ложь, тем быстрее она разносится по Сети. В духе «Белых касок» и их нашумевшей провокации в сирийском городе Дума «пострадавших» гримируют, а «вопли раненых» снимают прямо на улицах Киева, не стесняясь прохожих.

Добавим, что личности задержанных не раскрываются. Связаться с их родителями законными представителями и адвокатами не удалось. Руководства по поджогам и убийствам В настоящее время следователи во взаимодействии с оперативными службами продолжают установление всех обстоятельств произошедшего. Обвиняемые по ходатайству следственного органа содержатся под стражей. Указания подросткам давал куратор из Украины через Telegram Источник: Антитеррористическая комиссия Волгоградской области Как сообщили в Антитеррористическом комитете Волгоградской области, обвиняемые дали признательные показания. Журналистам V1. RU удалось найти в открытых источниках сообщества, посвященные этому движению. Оно, напомним, признано в РФ запрещенной, но по какой-то причине группы и паблики в Сети еще не заблокированы на территории РФ. В них ведется активная антироссийская пропаганда, восхваление идей фашизма и нацизма, а также популяризация культа Адольфа Гитлера. Ко всему прочему, авторы сообществ регулярно публикуют подробные инструкции о том, как изготавливать воспламеняющиеся материалы и правильно устраивать поджоги, как убивать с помощью ножа и прочие, стоящие вдали от нравственности и морали, руководства. Деанон куратора В ФСБ назвали имя куратора подростков, который давал им указания и снабжал оружием. В дальнейшем Железнов снабжал их инструкциями оружия, средствами террора и использовал для организации террористических актов, в том числе в отношении объектов органов власти. Ранее в отношении Романа Железнова возбуждено уголовное дело по статье 359 Уголовного кодекса Российской Федерации за наемничество. Интервью с Зухелем на фоне флага полка «Азов» деятельность организации признана террористической и запрещена в РФ Источник: Антитеррористическая комиссия Волгоградской области В опубликованном АК видео есть фрагмент интервью с Романом Железновым. На нём он говорит, что находится в селе Урзуф Донецкой области. Меня поддерживают волонтеры.

Более 120 стран создают информационное оружие, способное создать массовую панику — Генштаб

Информационная война требует общего информационного и ценностного поля, в котором могут взаимодействовать субъекты. Новейшее информационное оружие полностью лишит вас доверия к СМИ. Мощность информационного оружия будет только возрастать, необходимо с опережением настроить работу. Информационная война требует общего информационного и ценностного поля, в котором могут взаимодействовать субъекты.

Наука и техника

Дуда заявил, что решения о размещении ядерного оружия в Польше пока не приняты. «Сегодня мы переживаем эпоху резкого изменения оружия в информационных войнах. Почему стрелковое оружие признано главным средством антидронной защиты.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий