7. Воскресение Иисуса Христа стало прочной основой веры христиан. Православные по всему миру будут отмечать главный христианский праздник, установленный в память о воскрешении Иисуса Христа. "Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
Семь фактов, подтверждающих воскресение Христа
Воскресение Иисуса Христа — история праздника. Как воскрес Иисус Христос. | Как воскрес Иисус Христос: точная дата и время, где это произошло. |
Пасха: почему главный христианский праздник каждый год отмечается в разный день | "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша", — говорил апостол Павел в послании к есть парадокс: дату, призванную объединить всех "в радости воскресения", отмечают в разные дни. |
Почему воскрес Иисус Христос? (8 причин) | В то же время и у православных, и у католиков принято красить куриные яйца и приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе!». |
Лазарева суббота 2024: история, традиции, что можно и нельзя делать, приметы | На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых и покинул пещеру, не тронув камень и не повредив печать. |
Лазарь Четверодневный, друг Христов. Несколько фактов о воскресшем Лазаре и его дальнейшей судьбе | Более авторитетного свидетельства нам не найти и Дионисий Малый утверждал, что Христос воскрес 25 марта, а распят 23 марта. |
И. Моторин: Явления воскресшего Иисуса Христа
Христос пошёл к пещере, где погребли Лазаря, и попросил отодвинуть валун, закрывавший вход в неё. Иудеи подобное восприняли крайне странно, так как, согласно закону Моисея, категорически воспрещалось подходить к телам умерших, начавшим разлагаться. А спустя 4 дня труп начал источать неприятный запах гниения. Но гробницу всё же открыли. Оттуда повеяло тлением. Все, кроме Спасителя, смутились из-за этого. Христос громко сказал: "Лазарь, тебе говорю — восстань! Ушедший из жизни друг Иисуса вернулся к жизни.
Ему удалось, хоть и с трудом, выбраться из пещеры. Ему мешали окутывавшие погребальные пелены.
Поэтому для определения ежегодного дня Пасхи за основу берется солнечно-лунный календарь, как было принято Первым Вселенским собором в 325 году. При вычислении даты Пасхи опираются на такие астрономические явления: День весеннего равноденствия, которым принято считать 21 марта. Первое полнолуние после дня весеннего равноденствия.
Первое воскресенье после полнолуния. В православии придерживаются принципиального решения не отмечать Пасху в один день с иудейским Песахом. Тем самым, как отмечает специалист по древним текстам Елена Сморгунова , христианство становилось независимым от иудейского праздника, когда Иисус был распят. В случае, если расчетные дни все-таки совпадают, дату православной Пасхи переносят. Так было в 2021 году, когда расчетная дата пришлась на 4 апреля, но из-за совпадения с иудейским праздником была перенесена на воскресенье после апрельского полнолуния.
Расхождение в датах празднования православной и католической церкви началось в XVI веке после принятия григорианского календаря. Тогда западные страны перешли на новое исчисление, а церковь восточного обряда осталась на старом, юлианском. Влияет на вычисление дат Пасхи также разное понимание равноденствия и полнолуния. При расчетах пасхалий православная церковь опирается на дату равноденствия 21 марта по юлианскому календарю, а католическая — по григорианскому. Для вычисления полнолуния принимаются сложные алгоритмы с учетом фаз Луны, ее возраста и других сложностей.
Но случаются и совпадения дат в католичестве и православии: последний раз православные и католики отмечали Пасху вместе в 2017 году, следующий раз это произойдет в 2025-м. Его называют «праздник праздников и торжество из торжеств». Как православные празднуют Пасху?
В первые века христианства Пасху праздновали каждую неделю, а во II веке она стала ежегодной. Слово «Пасха» приняли для обозначения Воскресения Христова в V веке. Что нужно делать перед Пасхой Перед Пасхой идет Великий пост, который делится на седьмицы. В этом году он начался 27 февраля. Все это время верующие, в частности, не едят мясо и производные от него продукты, а также выпечку и сладости, не пьют молоко и алкоголь. Читают молитвы и вспоминают святых. Ей предшествует Вербное воскресенье. В этот день православные соблюдают строгий пост: можно есть лишь растительную пищу без масла. В пятницу и субботу от пищи нужно вовсе отказаться.
Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» Лк. Святитель Амфилохий Иконийский После убиения первомученика Стефана Лазарь был посажен в лодку без весел и отправлен в море Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом? Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием слепым, исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии Китиона, у евреев называвшегося Хетим. Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра из жития Лазаря Четверодневного. Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками Синаксарь. Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул». Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Византийский император Лев Мудрый 886—911 повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря. В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь. Крипта церкви Лазаря.
История православной Пасхи
Особое значение на Страстной неделе имеют три последних дня до Пасхи. В Чистый четверг все верующие причащаются в церкви. В этот день принято наводить уборку в доме, готовить четверговую соль , начинать печь куличи и красить яйца. Христиане вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса Христа.
В этот день вечером совершается служба с выносом полотна с изображением Сына Божьего. В последние сутки перед Воскресением, в Страстную субботу, проходят службы в храмах, после которых освящают яйца и куличи. В этот же день, примерно в 14-15 часов, в храме Воскресения Христова в Иерусалиме спускается благодатный огонь — символ Пасхи и веры для миллионов православных христиан.
Воскресение Христово С наступлением полуночи верующие поздравляют друг друга и приветствуют словами «Христос воскрес! Отвечать нужно: «Воистину Воскрес!
Тем более, что некоторые авторы до сих пор пишут название дня неправильно - "Лазорева суббота", через "о", видимо, забыв, что праздник установлен в честь воскрешения Христом уже умершего праведника Лазаря. А не повезло субботе накануне Вербного воскресенья и Страстной недели потому, что в 2024 году 27 апреля - день рабочий, и многие не смогут прийти в церковь на богослужение, по крайней мере на утреннее. Почему надо постараться попасть на вечернюю службу Лазаревой субботы - чуть ниже. Сначала про то, что же празднуют в этот день и кто такой Лазарь. Уверяю, его история гораздо интересней фейковых запретов и рекомендаций из вышеназванных статей - ведь речь в ней о смерти, жизни, воскрешении из мертвых. О том, чем воскрешение мертвого, то есть реанимация, отличается от Воскресения мертвых. А еще о том, почему плакал Христос. Ян Симонс Пейнас, ок.
Начнем с имени. Лазарь - греческая форма мужского имени еврейского происхождения. В переводе с иврита оно означает "Бог помог". И история с Лазарем, которая легла в основу Лазаревой субботы полностью это имя оправдывает. Потому что в основе праздника лежит событие воскрешения Иисусом умершего Лазаря. Причем в Церкви уточняют: "воскрешение четырехдневного Лазаря", то есть Лазаря, умершего четыре дня назад и "уже смердящего". Запомним, что речь идет о воскрешении мертвого - именно воскрешении, а не воскресении, про разницу позже. Кстати, согласно церковному преданию, Лазарь после воскрешения прожил еще 30 лет, а потом, как и все люди, он умер - в сане епископа Китиона, ныне остров Кипр. Ну а на момент смерти Лазарь был, скорее всего, небедным и совершенно точно почитаемым иудеем из Вифании. Другом Иисуса Христа - известно, что Иисус неоднократно гостил в доме Лазаря, обедал там со Своими учениками.
Были у Лазаря две сестры - Марфа и Мария, тоже хорошо знавших Христа. Маковский, 1860 г. Однажды Лазарь заболел, и его сестры, помня, что Иисус исцеляет больных и увечных, надеясь, что Он спасет и Лазаря, послали к Христу гонцов. Но, услышав нерадостную весть о болезни друга, Иисус, к удивлению многих, не поспешил к больному сразу же, нет. Как сообщает Евангелие, Он задержался еще "на два дня в том месте, где находился".
Это знает один Тот, Кто один, как Сам знал, воскрес.
Впрочем все святые отцы и учители единогласно говорят, что временем воскресения Иисуса Христа было первое пение петухов, которые предвещали уже свет воскресного дня. Поэтому после шестого, то есть двенадцатого, часа ночи люди благочестивые, прекратив пост, начинают торжество.
Спаситель часто гостил у них дома в селении под названием Вифания, видел в них самых близких по духу людей. Как только Лазарь занемог от недуга, Иисус практически незамедлительно узнал о его болезни.
Но не отправился сразу ему помогать. Это вызвало недоумение у апостолов. Однако Спаситель знал, какая удивительная судьба ожидает его друга и какой доброй цели может послужить смерть этого человека. Апостолы вместе с Христом последовали в Вифанию уже после смерти Лазаря.
Они прибыли туда после того, как прошли похороны. Спаситель был крайне опечален смертью своего друга, но знал о возможности изменить данную ситуацию. Христос пошёл к пещере, где погребли Лазаря, и попросил отодвинуть валун, закрывавший вход в неё. Иудеи подобное восприняли крайне странно, так как, согласно закону Моисея, категорически воспрещалось подходить к телам умерших, начавшим разлагаться.
Пасха: почему главный христианский праздник каждый год отмечается в разный день
Лазарева суббота в 2024 году: дата, история, традиции, что можно и нельзя есть | Если теперь гробница была покинутой, поскольку ученики были убеждены, что Иисус воскрес из мертвых, то встал очень важный вопрос: какими теперь должны быть отношения между учениками и воскресшим Христом? |
Что такое Лазарева суббота, кто такой Лазарь и как он воскрес? | В то же время и у православных, и у католиков принято красить куриные яйца и приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе!». |
В какое время время суток (во сколько) умер и когда воскрес Иисус Христос
Если Иисус Христос действительно воскрес, то только он один может знать ответ на вопросы о предназначении жизни и о том, что нас ждет после смерти. Убежденность в том, что Иисус воскрес из мертвых, содержится в самых ранних свидетельствах христианского происхождения.[10][примечание 3]. Праздник Лазарева суббота связан с одним из наиболее примечательных и важных событий в земной жизни Иисуса Христа, описанной в Евангелии, — воскрешением праведника Лазаря. В каком году воскрес Иисус Христос? Евангелия сообщают, что Христос начал свое служение, будучи примерно 30 лет, и оно продолжалось три года, следовательно Распятие и Воскресение произошло в 33 году нашей эры. После того как Иисус Христос восстал из мертвых, воскресли и другие умершие праведники.
Как распяли Христа и почему на Пасху говорят "Христос воскрес"
На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса. Все Евангелисты утверждают, что Иисус воскрес, но ни один не рассказывает, кáк это произошло. После того как Иисус Христос восстал из мертвых, воскресли и другие умершие праведники. Христос Воскрес! Праздник Лазарева суббота связан с одним из наиболее примечательных и важных событий в земной жизни Иисуса Христа, описанной в Евангелии, — воскрешением праведника Лазаря. Благая Весть: Христос Воскрес! В Евангелии от Луки 24:5-8 написано.
ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Но я не могу себе представить ту причину, по которой невозможно было бы определить истинную дату казни Иисуса Христа на Кресте, ставшем святым после окропления кровью Христовой? Почему бы именно в этот день не скорбеть о том страшном грехе, который совершило человечество когда-то? Почему бы не определить точную дату, когда Иисус Христос воскрес и всегда отмечать именно её, как дату второго рождения Сына Божьего после распятия, дату Его воскрешения уже для вечной жизни, без новых распятий в иные дни? Уверена, что этот вопрос мучает и других искренне верующих в Бога людей. А ещё мне совершенно не понятно, почему церковь предлагает во время причащения испить красного вина в качестве крови Христовой и вкусить просфоры, в качестве Его тела???
Что можно и нельзя делать 27 апреля 2024 года Источник: Commons.
Спаситель сотворил чудо, разозлившее фарисеев, не только из-за любви к своему усопшему другу и его сестрам, но и чтобы показать людям, что всеобщее воскресение в день Страшного Суда — реальность. Что вспоминают в Лазареву субботу? Святой праведный Лазарь жил в Вифании и был братом Марфы и Марии. Христос часто посещал их. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь сильно заболел, и его сестры — Марфа и Мария — сообщили об этом Христу.
На что Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией». Лазарь же умер, и когда Спаситель пришел в Вифанию. Марфа встретила его словами: «Господи!
Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом. Воскресение Лазаря. Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей? В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же — небедным.
Судя по тому, что у него были слуги Ин. В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании Ин. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» Ин. Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» Лк. Святитель Амфилохий Иконийский После убиения первомученика Стефана Лазарь был посажен в лодку без весел и отправлен в море Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом? Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи.
Возможно, это прозвучит кощунственно, но более точной фразы я подобрать попросту не могу. Как известно, крестины положено проводить в «Крови Божьей», которую заменяет святая вода. Помните, какая жидкость полилась из раны, нанесённой безымянным легионером Иисусу? Именно вода, смешанная с маслом. Достоверных сведений о том, как именно произошло крещение Дисмаса, мне найти так и не удалось. Очевидно, что каким-то образом «Кровь Божья» попала на тело разбойника, но вот каким именно, в Писании не поясняется. На мой взгляд, имеют место быть два варианта развития событий: Вариант первый К телу распятых слетались вороны. Да, они не трогали Иисуса, но, согласно всё тому же Писанию, последние слова Гестаса слишком дорого ему обошлись - падальщики в ту же секунду выклевали глаза разбойнику. Думаю, пора сделать ещё одно лирическое отступление. Дело в том, что ворон — грешная птица. Именно он сидел не верхушке дерева в тот момент, когда Адам и Ева вкусили Запретный Плод. Ворон же, наблюдая за гневом Божьим, даром времени терять не стал, и поспешил попробовать Яблоко Эдема. Не трудно предположить, что было дальше: ворон из рая изгнали, великолепные четырёхцветные перья сменились чёрными, а сладкий голос превратился в хриплое карканье. Согласно этой легенде, в ту минуту Иисусом были спасены две души: не только человеческая, но и птичья. Именно ворон, напившись «Крови Божьей», окропил ею разбойника. Вариант второй В нём тоже замешана птица. Только на этот раз главной героиней является белоснежная голубка, прилетевшая оплакать смерть Божью. Иисус повелел ей перенести часть своей «Крови» на Дисмаса, и душа бандита всё равно отправилась в рай. Так или иначе, Дисмас стал первым человеком, чья душа отправилась в Рай после смерти. Грехи его простил сам Господь, и с последними солнечными лучами дух разбойника покинул тело. Но куда же отправился сам Иисус Христос? Путешествие в Ад Иисус следовал человеческим путём до конца. И едва Он испустил последний вздох, душа Его отправилась в Ад. То, что произошло дальше, иначе как Чудом, назвать было нельзя. И узрел Господь Вездесущий многие тысячи душ грешных. А силы нечистые, вместе с Ангелами Падшими и самим Диаволом, попрятались куда только смогли, дабы не видеть лика Его, Светом озарённого». Бог милостив. Он готов был простить всех, кто находился в Аду на момент Пришествия. Иисус сказал только одно: «Уверуйте». Лишь одному человеку не был предоставлен выбор и не было даровано прощение. Этим человеком являлся удавившийся Иуда. Когда Господь спустился в Ад, самый грешный из людей находился в цепких лапах Диавола, испытывая невероятные мучения. Впрочем, за Спасителем последовали далеко не все: одни остались, боясь неизвестности, другие, осознав свои грехи и узрев Господа, раскаялись, и добровольно приняли муки Ада… Так или иначе, смертная жизнь Сына Божьего окончилась в Аду, откуда он ценой частички себя извлёк множество раскаявшихся душ. Что стало с телом Христа? Но что же стало с телом Христа, если душа Его отправилась в Ад? На самом деле, ничего необычного… до определённого момента. Пришедшие после заката римляне сняли распятых с крестов, и приказали слугам организовать похороны. Вот только если разбойников похоронили как обычных людей, то над телом мессии издевались после смерти. На него плевали, его ругали, били, пинали ногами… А после надгругательства на голову Спасителя возложили терновый венец, ставший символом мученичества в христианстве. Примечание: в некоторых источниках говорится, что Иисус был в терновом венце при жизни. Однако, я склонен считать этот факт ложным, так как ни на одном современном да и старинном тоже изображении Распятия не видел на Христе венец.
Лазарева суббота 2024: история, традиции, что можно и нельзя делать, приметы
ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ | На следующее утро, помня предсказание Иисуса воскреснуть на третий день, первосвященники пошли к Пилату и попросили у него выставить у пещеры охрану, чтобы последователи Христа не могли тайно выкрасть тело Иисуса. |
Лазарева суббота 2024: история, традиции, что можно и нельзя делать, приметы | Воскрешение Христа означает, что после того, как Иисус был распят и похоронен, Он воскрес из мертвых на третий день. |
Лазарева суббота 2024: история, традиции, что можно и нельзя делать, приметы | В то же время и у православных, и у католиков принято красить куриные яйца и приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе!». |
Свидетельства о Воскресении Христа
Под запретом любая физическая работа. За ней следует Фомина неделя. Потом период с начала недели жен-мироносиц, который длится до Вознесения Христова. И все эти дни люди здороваются особым образом. Что можно делать в период, когда верующие говорят друг другу «Христос Воскрес» В храмах бьют в колокола, а люди стараются делать добро, от чистого сердца, бескорыстно.
Важно помогать каждому, кто в этом нуждается. Подавать милостыню, делиться тем, что есть у самого, кормить голодных людей и бездомных животных. И не думать о том, что добро потом зачтется. Самое время для радости и веселья.
Не стоит унывать, грустить и придаваться унынию. Это плохая примета. В первую неделю после Пасхи в храмах не венчают, но проводят обряд крещения. Период подходит для отдыха.
В Новом Завете последние дни земной жизни Христа связаны с иудейской Пасхой. В преддверии этого праздника Иисус вошел в Иерусалим, а Тайная вечеря — последний ужин Спасителя с учениками — была пасхальной трапезой. На следующий день после Тайной вечери Понтий Пилат — римский префект — схватил Христа, приказал пытать его и казнить через распятие», — рассказала религиовед Ковалева. Согласно Новому завету, в Великую или Страстную пятницу Христа погребли после казни.
На третий день пришедшие умастить тело ученицы обнаружили пустой склеп. На камне, который закрывал вход в гробницу, сидел ангел. Испуганные женщины онемели от этого явления. На что ангел сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете: Иисуса распятого.
Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». В новозаветной традиции воскресение Христа символизирует переход от смерти к жизни и от земного бытия к вечности на небесах. Своей мученической смертью на кресте Иисус искупил грехи человечества, благодаря его самоотречению уверовавшие в Спасителя люди обретают вечную жизнь.
В этом основной сакральный посыл христианской Пасхи. Традиции и символы Пасхи Что принято делать в этот день Торжественные пасхальные службы начинаются поздно вечером в субботу, около 23:00. Верующие собираются в храме на короткую полунощницу. Усердные и ленивые, почтите день сей.
Постившиеся и не постившиеся, веселитесь сегодня. Угощение обильное, все насладитесь», — звучат послания Иоанна Златоуста верующим. После полунощницы начинается крестный ход. Прихожане, держа зажженные свечи, обходят храм, поют церковные песни и возвещают радостную новость о Воскресении.
Крестный ход проходит в темноте и заканчивается в освещенном храме, символизируя переход от тьмы к свету — от язычества к христианству. Вернувшись в храм, люди участвуют в заутрени и литургии, которые сопровождаются молитвами и песнопениями. В этот день церковнослужители надевают торжественные белые одеяния, которые символизируют божественный свет. На Пасху принято приветствие — обмен тремя поцелуями с фразой «Христос Воскресе!
Верующие разговляются после поста и наслаждаются праздничными блюдами. Они заканчивают свой Великий пост". Юлия Ковалева, религиовед Что готовят христиане на Пасху С Пасхой связаны и многие кулинарные традиции: выпекание куличей, приготовление творожной пасхи. Один из главных атрибутов праздника — крашеные яйца, которые символизируют новую жизнь и возрождение.
Существует несколько легенд, объясняющих обычай их красить.
Это событие является центральным в Священной истории. Название праздника Христианский праздник получил название от слова "пасах", что в переводе с иврита значит "миновать", "пройти мимо" отсюда - Песах, или иудейская Пасха; отмечается в память исхода еврейского народа из Египта. В православной традиции слово приобрело иной смысл - "прехождение от смерти к жизни, от земли к небу". Установление даты Дата праздника ежегодно исчисляется по лунно-солнечному календарю.
Согласно решению первого Вселенского собора Христианских церквей 325 года в Никее в настоящее время - Изник, Турция Пасха должна отмечаться после иудейской - в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, наступающего за весенним равноденствием. При этом если полнолуние выпадает на субботний или воскресный день, то она празднуется в следующее за ними воскресенье. Поэтому праздник не имеет постоянной календарной даты и приходится каждый год на разные дни - как правило, между 4 апреля и 8 мая 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю, или по старому стилю. Для их вычисления используется специальная методика пасхалия , служащая для определения Пасхи, а также зависящих от нее церковных праздников и постов. Даты празднования Пасхи у католиков и православных, как правило, различаются, так как западные христиане используют григорианский календарь, а восточные - юлианский.
Обычно католики встречают праздник раньше, однако раз в несколько лет католическая и православная Пасха совпадают в последний раз - в 2017 году. Евангельские события Сам момент воскрешения не описан в канонических новозаветных текстах.
Господь вдохнул жизнь в человека, который не просто скончался, но скончался давно и от тяжелой продолжительной болезни. Господь не спешил исцелять Лазаря, хотя мог сделать это, именно потому что намеревался воскресить.
Видевшие это событие и слышавшие о нем радовались приходу Христа в Иерусалим, так как надеялись, что Мессия неистово сокрушит врагов земных, въехав в город на ослике. Но Иисус пришел бороться с главными врагами — со смертью и адом. Земное процветание и благоденствие не входило в Его планы. Его ждал арест, пытки и смерть на Кресте.
Один из самых важных для христиан дней на Страстной седмице — Великий Четверг, когда Церковь вспоминает события Тайной Вечери. Ведь именно тогда было установлено таинство Евхаристии. В Страстную Пятницу, самый трудный день, вспоминается Крестная жертва Спасителя. Это — день Его страданий и смерти.
Церковь скорбит о страстях Христовых. Вместо литургии в этот день совершаются Царские Часы. На вечерне выносят плащаницу, это символ положения Тела Христова во гроб. Далее — затишье дня покоя, Великой Субботы, и радость Христова Воскресения.
Господь пришел в этот мир не для того, чтобы умереть, но для того, чтобы воскреснуть и подарить нам надежду на спасение от неизбежности смерти, отпущение грехов и жизнь вечную. Христиане празднуют принятие этой возможности. Подготовка к Пасхе в 2023 году, как и в любом другом церковном году, заключается в посте, молитве и размышлениях о том, что Господь пострадал за наши грехи. И мы должны достойно и праведно принимать дар жизни, который преподносит нам Пасха Христова.
Robert Anning Bell. Жены-мироносицы Традиции празднования Христова Воскресения Христиане поздравляют друг друга с праздником Пасхи радостным возгласом «Христос воскресе! Это не просто слова, но подтверждение нашей веры и преданности Христу. Мы верим, что Христос скинул оковы смерти и был Богом, а не просто человеком, который заснул летаргическим сном или впал в кому.
Воскрешение Христа было истинным чудом. Накануне этого светлого дня верующие освящают пасхальную трапезу, символы Пасхи — куличи, творожные пасхи, крашеные яйца. Куличи пекутся из квасного теста. Даже это приготовление является символом Воскресения Христова.
Тесто скисает, а потом оживает в руках готовящего, как ожил Христос.
Семь фактов, подтверждающих воскресение Христа
Ещё более невероятной кажется мысль, что тело украли ученики. Ни Пётр, ни Фома который, кстати, сомневался и не верил в воскресение Иисуса не были готовы к тому, чтобы напасть на римскую охрану, освободить из пелен тело, умышлено проповедовать ложь, что Иисус жив, и затем умереть за эту ложь. Все эти теории крайне неправдоподобны. Охрана была слишком сильна, камень был слишком тяжёл, и ученики были слишком подавлены, чтобы решиться на нападение. Иисус воистину воскрес! Многократные явления Иисуса Христа На протяжении сорока дней после Своей смерти Иисус являлся живым «со многими верными доказательствами» Деяния 1:3. Писание содержит как минимум десять упоминаний того, как воскресший Господь являлся отдельным лицам или группам людей.
Кто осмелился бы писать все это в Библии, если бы Иисус оставался в гробнице? Этот факт развенчивает теорию, что явления Иисуса были просто галлюцинациями. Среди свидетелей воскресения Христа были и мужчины, и женщины — причем, многие из них были скептически настроены к идее воскресения, пока им самим не явился Иисус в воскресшем теле. Фома, например, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» От Иоанна 20:25. Когда же Иисус в ответ на скептицизм Фомы явился ему лично и показал Свои пронзённые руки и бок, Фома уверовал и поклонился воскресшему Господу со словами «Господь мой и Бог мой! Радикальные изменения в жизни учеников После ареста Иисуса большинство Его учеников в страхе разбежались.
Пётр трижды отрёкся от Иисуса — клялся, что никогда не был Его учеником.
И ради Нее Он послал ангела, дабы он воссиял как молния, так чтобы пока еще было темно, благодаря обильному свету ангела, Она увидела не только пустой гроб, но и плащаницы положенные в порядке и многообразно свидетельствующие о воскресении Погребенного»[1]. Данное толкование, получившее распространение на православном Востоке во II тысячелетии, является попыткой объяснить факт отсутствия в евангельских повествованиях о воскресении Христа какого-либо упоминания о Деве Марии.
Петр и Иоанн у гроба Согласно Евангелию от Луки, после того, как женщины вернулись от гроба и возвестили то, что видели, «одиннадцати и всем прочим», «показались им слова их пустыми, и не поверили им. Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» Лк. Эпизод, которому Лука посвящает одно предложение, более подробно изложен Иоанном.
У него к Петру присоединяется «другой ученик»: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак ученики опять возвратились к себе» Ин.
Под «другим учеником» древнецерковная экзегетическая традиция понимает самого автора четвертого Евангелия; с этой атрибуцией согласно и большинство современных ученых. Он «увидел» то, о чем говорит, а не просто узнал от кого-то. Нельзя не вспомнить здесь начало 1-го Послания Иоанна Богослова: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни...
Иоанн подробно описывает свой путь к пустому гробу. Стартует он вместе с Петром, но бежит быстрее и приходит первым. Затем он наклоняется к гробу, но не входит внутрь.
Петр прибегает вторым, но в гроб заходит раньше Иоанна. В рассматриваемом эпизоде оба ученика — сначала Иоанн, затем Петр — видят лежащие пелены, но только об одном говорится: «и увидел, и уверовал». Этими словами Иоанн подчеркивает значимость собственного духовного опыта: в отличие от Марии Магдалины, которую пустой гроб натолкнул на мысль о том, что тело Господа куда-то унесли, для Иоанна вид пустого гроба и лежащих пелен стал неопровержимым доказательством того, что Христос воскрес.
Тема соотношения видения и веры вновь возникнет в эпизоде с Фомой, усомнившимся в воскресении Христа. Ему Иисус скажет: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» Ин. Почему Иоанн акцентирует внимание на пеленах и плате, отдельно лежащем и особым образом свитом?
Прежде всего, потому, что именно пелены и плат становятся для него доказательством воскресения Христа. Очевидна связь между рассматриваемым эпизодом и воскрешением Лазаря. Там умерший вышел из гроба, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком»; чтобы освободить его от пелен, потребовалась сторонняя помощь Ин.
Здесь пелены и плат остаются лежать в гробнице как ставшие ненужными атрибуты погребального обряда: воскресший Иисус самостоятельно, без чьей-либо помощи освободился от них. Помимо указанной причины, упоминание пелен и плата может иметь и другую: Иоанн мог счесть необходимым сказать о них потому, что и пелена, и плат бережно хранились в раннехристианской общине. Здесь вновь перед нами возникают истории Нерукотворного образа и Туринской плащаницы.
Хотя Евангелист ничего не говорит об изображении лика Христа или Его тела на плате или пеленах, само упоминание об этих предметах могло быть достаточным сигналом для читателя, знающего, как они выглядят. В таком случае слова «и увидел, и уверовал» обретают дополнительный обертон: Евангелист увидел не просто пелены и план, но увидел изображение умершего Иисуса на них, и именно это изображение убедило его в том, что Иисус воскрес. Первое явление воскресшего Иисуса Обратимся к свидетельствам о первом явлении воскресшего Иисуса.
Самое краткое из них принадлежит Марку: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили» Мк. В рассказе Матфея действующими лицами являются Мария Магдалина и «другая Мария», которые приходили к гробу, обнаружили его пустым, услышали весть о воскресении от ангела, а теперь «со страхом и радостью великою» бегут, чтобы возвестить ученикам то, что они увидели и услышали: «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь!
И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» Мф. Слово «радуйтесь» является обычным восточным приветствием, однако в контексте первого явления воскресшего Иисуса имеет совершенно особый смысл.
Оно должно привести испуганных женщин в то состояние, которое Иисус обещал ученикам перед Своим арестом, сравнивая предстоящую им скорбь со скорбью женщины при родах: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» Ин. Стоя у креста распятого Учителя, женщины испытали эти родовые муки скорби, но теперь Его воскресение открывает им новую, доселе не изведанную радость — ту, которую никто не сможет отнять.
С наибольшими подробностями явление воскресшего Христа Марии Магдалине описано у Иоанна: «А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена!
Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена!
Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни!
Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей» Ин. Мы помним, что во всех трех синоптических Евангелиях женщины узнают о воскресении Христа от одного или двух ангелов. Рассказ Иоанна отличается от синоптических тем, что при первом посещении гробницы Мария Магдалина не видит ничего, кроме отваленного от нее камня.
Она возвещает об увиденном Петру и другому ученику; те бегут к гробнице, видят погребальные пелены и возвращаются к себе. Только после этого Мария, вновь оказавшаяся у гроба, видит ангелов и слышит от них не весть о воскресении, а вопрос: «Жена! Диалог Марии с воскресшим Учителем напоминает многие другие диалоги из Евангелия от Иоанна, в которых собеседники выказывают образ мыслей, полностью зацикленный на предметах и явлениях земной жизни.
К числу таких диалогов относятся беседы Иисуса с Никодимом Ин. Нет никаких оснований видеть в этих диалогах лишь стремление Евангелиста показать, насколько отличался духовный уровень собеседников Иисуса от Его духовного уровня. Скорее, они отражают ту истину, которая многообразно раскрывается на страницах каждого из Евангелий: в лице Иисуса земные люди, мужчины и женщины, встречали Того, Чьи слова и действия превосходили их разумение; то, что происходило с Ним и вокруг Него, не укладывалось в рамки обыденного.
Воскресение Христа является кульминацией евангельской истории. И хотя первому явлению Воскресшего предшествовало возвещение об этом ангелов, именно это первое явление становится тем переломным моментом, когда самая страшная скорбь прелагается в самую великую радость. И в этот момент в центре повествования оказывается не Петр, которому было уделено столько внимания во всех четырех Евангелиях, не кто-либо иной из апостолов, а женщина, ранее не игравшая никакой существенной роли в евангельской истории.
Она первой увидела пустой гроб, и она же первой видит Воскресшего из гроба. Они отражают широко распространенное в иудейской среде мнение о недостоверности свидетельских показаний женщин. Между тем, именно женщины принесли ученикам Иисуса весть о Его воскресении.
Тот факт, что во всех четырех Евангелиях свидетельство женщин не только принимается во внимание, но в каком-то смысле играет ключевую роль, лишний раз свидетельствует о решительной смене традиционной для иудаизма культурной парадигмы в христианстве. Отныне женщина — не менее достоверный свидетель, чем мужчины. Если же рассматривать поведение женщин и мужчин, как оно отражено в последних главах евангельской истории, в нравственном аспекте, то превосходство женщин оказывается очевидным.
Когда Иисус был арестован, все ученики-мужчины, оставив Его, бежали. Один из учеников оказался предателем, другой трижды прилюдно отрекся от Учителя. При кресте Иисуса мы видим лишь одного из двенадцати учеников, при погребении — ни одного.
Женщины же неотступно следуют за Иисусом, стоят у Его креста, присутствуют при Его погребении и первыми, раньше мужчин, приходят к Его гробу в утро воскресения. Вполне естественно, что именно они первыми узнают о Его воскресении: им Он является, им адресует призыв к радости, тогда как первое, что услышат от Него одиннадцать учеников-мужчин, будет упрек в неверии Мк. Мария поначалу принимает Иисуса за садовника.
Несмотря на то, что Иисус заговорил с Марией, она продолжает не узнавать его. И только после того, как Он называет ее по имени, та понимает, Кто перед ней. Почему Мария Магдалина не узнает воскресшего Иисуса?
Вряд ли можно это объяснить тем, что она плакала, или тем, что было еще темно. Скорее, причина в том, что изменился Его внешний вид. Этот вывод подтверждается свидетельствами других Евангелистов: у Луки два ученика не узнают Иисуса, когда Он присоединяется к ним по дороге Лк.
У Иоанна Иисус в доказательство того, что это Он, а не кто-то другой, показывает ученикам Свои руки, ноги и ребра Ин. Когда Иисус стоит на берегу, ученики не узнают Его Ин. В евангельских рассказах о воскресении перед нами предстает Христос, имеющий руки, ноги, ребра, раны на теле.
В то же время узнают Его не сразу, а если и узнают, то, скорее, по косвенным признакам: голосу, знакомому жесту, произносимым словам. Мария узнала Его «не по виду, но по голосу»[3], и то не сразу, а только когда Он назвал ее по имени. Можно вспомнить слова Иисуса о добром пастыре, чьи овцы «слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени...
Явление двум ученикам на пути в Эммаус Обратимся к повествованию о явлении Иисуса двум ученикам на пути в Эммаус. Основным источником здесь служит Евангелие от Луки, однако эпизод кратко упоминается и у Марка: «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили» Мр.
Выражение «в ином образе» заслуживает внимания. Оно, по-видимому, указывает на изменение не только внешнего вида Иисуса, но и природы Его тела, которое после воскресения обрело сверхъестественные свойства. У Луки эпизод описан более подробно: «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях.
И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба» Лк.
Почему Лука уделяет такое внимание данному эпизоду? Возможно, потому, что Лука был одним из двух учеников, о которых в нем идет речь. Косвенным свидетельством в пользу того, что именно Лука был одним из двух упомянутых учеников, является тот факт, что оба героя повествования были не из числа одиннадцати апостолов это явствует из окончания истории, в котором они возвращаются в Иерусалим и находят там одиннадцать.
Тем не менее, они были учениками «двое из них» значит «двое из учеников». Только у Луки упоминаются «других семьдесят учеников» Лк. Есть достаточные основания полагать, что двое учеников, о которых идет речь в Лк.
Лука в своем Евангелии не претендует на роль очевидца: в прологе он прямо говорит о том, что опирается на свидетельства «очевидцев и служителей Слова», к которым себя не причисляет Лк. Тем не менее, он вполне мог быть очевидцем части событий, вошедших в его повествование, и рассматриваемая сцена вполне могла принадлежать к их числу. Подробности, с которыми он ее описывает, и место, которое она занимает в завершающей главе его Евангелия, являются весомым аргументом в пользу того, что в данном случае мы имеем свидетельство из первых уст.
Теперь видим, как два ученика не узнают Его. Параллелизм двух историй усматривается еще и в том, что Иисус начинает беседу с вопроса. Там Он спрашивал Марию: «жена!
Здесь Он спрашивает учеников: «о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Они признают Его не за Мессию, а за «пророка, сильного в деле и слове пред Богом и всем народом». Более того, они выражают нескрываемое разочарование в связи с тем, что мессианские чаяния в отношении Его, как кажется, не сбылись: «а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля».
Это знает один Тот, Кто один, как Сам знал, воскрес. Впрочем все святые отцы и учители единогласно говорят, что временем воскресения Иисуса Христа было первое пение петухов, которые предвещали уже свет воскресного дня. Поэтому после шестого, то есть двенадцатого, часа ночи люди благочестивые, прекратив пост, начинают торжество.
В это время верующие вспоминают суд, распятие и смерть Иисуса Христа. А затем следует Пасха — праздник победы жизни над смертью. Пасха в этом году придется на 19 апреля. Рассказываем, за что судили и казнили Иисуса Христа, что произошло потом и почему на Пасху принято говорить "Христос воскрес". За что судили Иисуса Христа? Иисус Христос проповедовал несколько лет. Он совершил много чудес, в том числе воскресил своего друга Лазаря. Что произошло потом? В I веке нашей эры Иудея находилась под властью римлян. Все смертные приговоры нужно было "согласовывать" с римской администрацией. Иисуса Христа привели к Понтию Пилату — правителю провинции Иудея.
Какого числа Пасха в 2024 году у православных христиан
Ангел сказал Марии, что Иисуса в гробнице нет — он воскрес. Воскреснув из мертвых, Иисус Христос еще сорок дней являлся Своим ученикам, много беседовал с ними и только затем вознесся к Богу Отцу. В полночь наступает светлый праздник Пасхи – день, когда воскрес Иисус Христос. Христос воскрес из мертвых, первенец (то есть первым) из умерших. Смысл воскрешения Христа для христианской веры Воскрешение Христа является одной из главных и наиболее важных доктрин христианской веры.