Новости храм василия блаженного внутри

Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.

Собор Василия Блаженного в Москве: краткое описание, фото внутри, виртуальный тур

Что касается центральной главы на Покровской церкви, то она всегда была позолочена, а остальные главы во время капитальной реставрации 1967-1969 годов покрыли медью. Интересно, что в соборе не было предусмотрено подвальных помещений. Вместо них устроили перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через узкие отверстия, продухи. Это помещение использовали для хранения царской казны и денег богатых московских фамилий. Потом вход в подклет заложили, а обнаружили его реставраторы 1930-х годах. Иконостас для собора создал в 1895 году архитектор Андрей Павлинов. Иконостас велик для небольшого храма, поэтому «выходит» с алтарной на боковые стены. За свою историю собор Василия Блаженного пережил немало реставраций. Однако его подпорная стена еще ни разу не становилась объектом реставрационных работ.

Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»? Да Не сейчас 27 марта 2024, 14:09 В Храме Василия Блаженного показали уникальную находку XIX века В стенах святыни обнаружили икону, в центре которой изображен Спаситель с раскрытым Евангелием, а на переднем плане коленопреклоненные святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. По словам представителей Государственного исторического музея, она могла быть перенесена из снесенной Спасской часовни Московского Кремля.

Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма.

Световой барабан перекрыт сводом [114]. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского. Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111].

Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого. В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку».

Как и в XVII веке, стены побелены [114]. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь , шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью.

В церкви представлена слюдяная окончина — выносной фонарь XVII века [109]. Церковь Киприана и Иустины[ править править код ] Царские врата церкви Киприана и Иустины, 2012 год Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины , живших в III — IV веках в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции.

День их памяти — 2 15 октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань [111]. В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии , в верхнем — Киприана и Иустины.

Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей [111] [109]. В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название [114]. В церкви представлены хоругви XVIII века — иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них.

Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма [111]. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира — дни первый и четвёртый [127]. В 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке акционерного общества « Российские железные дороги » [114]. Церковь Николы Великорецкого[ править править код ] Купол церкви Николы Великорецкого, 2013 год Царские врата церкви Николы Великорецкого, 2007 год Южная церковь освящена в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца.

Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий» [128] [121]. В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного чудотворную икону пронесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву — по всем присоединённым землям, в знак их вхождения в православную державу [129]. Церковь — одна из больших, её высота 28 метров, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом [114]. Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года.

Впервые стены церкви были расписаны иконным письмом в 1786-м. Во второй половине XVIII — начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. Существующая масляная роспись относится уже к середине XIX столетия [130] [111]. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним [131].

В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы , в своде — образ Спаса Вседержителя [114]. Иконостас украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу , имитирующей парчовую ткань [114].

Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора [109].

И где, кстати, ров? Он дал обет построить храм, если его военный поход против Казанского хана увенчается успехом. Восемь небольших церквей, посвященных малым победам казанского похода, окружают главную, шатровую церковь, расположенную в центре и посвященную окончательной победе над Казанью, которая произошла в День Покрова. Над могилами двух русских святых - Василия Блаженного и Ивана Блаженного - были построены еще две церкви. Вы можете посетить 11 церквей на двух ярусах собора Василия Блаженного. В дневное время посетители могут послушать ансамбль духовной музыки, поющий а капелла. Резонаторы в стенах создают хорошую акустику, поэтому голоса очень хорошо слышны в разных местах собора.

Москва. Красная площадь. Собор Василия блаженного внутри.

Первая среда месяца — санитарный день; 1 июня — 31 августа: 10:00—18:00, ежедневно. Касса и территория закрываются за 45 мин. В летнее время территория Покровского собора работает с 9:00 до 19:00, ежедневно При температуре ниже —15 музей сокращает часы работы. Уточняйте время закрытия музея по телефону: 8 495 698-33-04 В период зимних и весенних школьных каникул время работы музея продлевается на 1 час.

Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают силуэт собора [114]. Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку», сохранились кирпичи XVI века — более тёмные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи [114].

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI века инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов квадратов , рёбра которых выполнены из фигурного кирпича [114]. На этом участке галереи пол выложен узором «в розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному [113]. Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль.

Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры». На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа [114]. Церковь Василия Блаженного[ править править код ] Картина Николая Дубовского «Церковь Василия Блаженного», 1916—1917 годы Арка, украшенная резной сенью, над захоронением Василия Блаженного, 2012 год Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене [115] [116].

Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора [114]. Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья [113]. Масляная роспись придела выполнена в 1905 году — к 350-летию начала строительства собора. В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане — праотцы , в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный , Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — евангелисты.

На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата , Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины. На южной стене придела находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 [114].

Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он продолжается на боковых стенах придела [117]. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». Над захоронением Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью — одна из наиболее почитаемых московских святынь. Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время.

Однако сохранился лежащий на ней покров с шитым образом Василия Блаженного, изготовленный в мастерских царицы Ирины Годуновой и выполненный из атласа и шёлка золотыми нитями, что способствовало сохранности ткани. После 1917 года , когда в соборе создали музей, его сотрудники понимали ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства и сумели сохранить [119] [18]. Придел Василия Блаженного был закрыт в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено его декоративное убранство. Первое после закрытия придела богослужение в Покровском соборе состоялось на Пасху в 1991 году.

На сегодняшний момент это единственный придел в храме, где проходят регулярные богослужения [120] [121]. Церковь Александра Свирского[ править править код ] Купол церкви Александра Свирского, 2011 год Юго-восточная церковь освящена во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского , потому что 30 августа 1552 года, в день памяти святого, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле [121] [122]. Основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом [114]. Первоначальный облик интерьера церкви XVI века восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979—1980-х годов: кирпичный пол рисунком «в ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку.

В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности [109]. Иконостас церкви также был реконструирован. Нижнюю часть иконостаса закрывают искусно вышитые подвесные бархатные пелены , на которых изображён традиционный Голгофский крест. Церковь Варлаама Хутынского[ править править код ] Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского, 2011 год Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского , новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря — в честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III взял иноческое имя в предсмертном постриге , потому что он особо почитался как покровитель царского рода [3] [44] [121]. Свидетельства указывают, что этому святому молился великий князь Василий, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич.

Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода [123].

Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение. В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок».

Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного. Красным отмечена церковь Василия Блаженного в соборе. Как видите, она самая маленькая. Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу Не все церкви собора имеют связь с этим событием.

Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим.

Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца. Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент.

Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете. Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.

Хаос или "космос"? Фактически собор состоит из разных храмов, архитектура которых сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» — это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны.

Как пишет один из основных исследователей собора, А. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность — примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы». Карл Иванович Рабус. Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой это, конечно, не так — А.

Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов. Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…». И — закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность»!

В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, — высшая похвала. Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их? Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения.

К тому же, узорные главы — не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы». Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку».

Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря — это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году.

Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 — центральный шатер «работает» на оба пятиглавия.

В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного. Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов. При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей. Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом. Храмы, как правило, из него тогда не строили. Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным красно-белым. Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку. Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи. Внутри тоже появляется растительный орнамент. Скажите, что-то из перечисленного ставило под вопрос дальнейшее существование собора? В летописях мы постоянно читаем, что у Покровского собора «погорели верхи». Однако это были не те пожары, которые нанесли существенный урон собору. В то же время в 1737 году в Москве произошёл очень сильный пожар, причиной которого стала горящая свеча. У собора тогда даже обрушился купол одной из церквей — эта церковь выгорела, но собор устоял. Далее — уже в 1917 году — большевики обстреливали Кремль, где засели юнкера. Тогда очень сильно пострадала одна из церквей — церковь Входа Господня в Иерусалим. Осколки одного из запущенных снарядов попали в купол, разорвали его покрытие, пробили кирпичный свод и попали внутрь церкви. Кстати, повреждения от осколков на стене видны даже сегодня.

Собор Василия Блаженного в Москве: краткое описание, фото внутри, виртуальный тур

Знакомство с Покровский собором продолжим внутри храма, в церкви Василия Блаженного. 462 года исполнится храму Василия Блаженного 12 июля. Покровский собор был построен в 1555-1561 годах. Над многоцветием фигурных глав восьми церквей храма Василия Блаженного возвышается. Уникальные факты и фотографии Покровского собора (храма Василия Блаженного), актуальная информация об экскурсиях и событиях музея. Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 года. В Покровском соборе (храм Василия Блаженного) установили две тактильные модели, которые сделают всемирно известный памятник архитектуры более доступным для незрячих и слабовидящих людей.

В Москве открылся храм Василия Блаженного после режима КТО

православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. История Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Благодаря сайту можно в подробностях узнать историю Храма Василия Блаженного точное его месторасположение. Церковь Василия Блаженного закрыли в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено ее декоративное убранство. Церковь Василия Блаженного была пристроена к сооружению одной из последних, 1588 году.

Внутри собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве

На этот счет существует несколько версий. Одна из самых популярных гласит, что Собор был создан усилиями русских зодчих Ивана Бармы и Постника Яковлева. Некоторые источники утверждают, что речь идет не о двух, а об одном человеке, которого звали Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник. Существует страшная легенда о том, что царь повелел после окончания строительства Покровского Собора ослепить его мастеров, чтобы они не смогли создать равного по красоте и величию сооружения. Однако документальные источники опровергают этот рассказ. Например, Постник Яковлев упоминается в более поздних казанских книгах как строитель Казанского Кремля, также ему приписывают и другие архитектурные, преимущественно церковные, объекты. Некоторые исследователи склоняются к версии, что Покровский Собор возводили не русские, а западноевропейские, скорее всего, итальянские мастера.

Оценить красоту и великолепие здания можно во время экскурсий по собору Василия Блаженного, о часах работы которого расскажем далее. Сильные повреждения храму нанес пожар 1737 года, после которого здание подверглось серьезной реконструкции. Первую целенаправленную попытку разрушить собор предпринял Наполеон Бонапарт, размещавший на его территории свои конюшни. Покидая Москву, он отдал приказ сжечь здание. Однако внезапно начавшийся дождь помешал этим планам, погасив уже зажженные пушечные фитили. В период Советской власти храм также мог исчезнуть с лица земли и карты Москвы.

В 30-е годы проводилась архитектурная модернизация столицы, шла она под руководством Лазаря Кагановича. Он хотел снести храм, чтобы освободить дополнительное место для проведения военных парадов и демонстраций. Каганович представил Сталину модель Красной площади, на которой собора Василия Блаженного не было. Однако "отец народов" приказал вернуть здание назад. Также, по слухам, за храм "заступился" и архитектор Петр Барановский, отказавшись измерять его площадь для последующего сноса. За это он поплатился несколькими годами тюремного заключения, однако цель была достигнута - собор остался стоять на Красной площади.

Современный статус собора, и как он менялся Сегодня право пользования собором делят между собой РПЦ и Государственный исторический музей. Церковные службы там проходят по воскресеньям, а чтобы посетить храм как музейный объект, надо знать часы работы собора Василия Блаженного. На протяжении своей долгой истории храм использовался в разных целях. Помимо основной функции - проведение богослужений - собор выполнял также роль хранилища: в нем находилась царская казна и имущество привилегированных горожан.

А вот с европейскими — есть сходство. Например, в центре можно увидеть не привычный для храмов купол, а так называемый — «шатёр».

Тогда, для России — суперредкое решение! Но не для Европы. Храм Василия Блаженного в Париже. Если верить легенде, это могло произойти в 19 веке — когда Москву занял Наполеон. Якобы ему так понравился собор, что он захотел перенести его в Париж! Но осознав, что дело это не осуществимое, приказал храм взорвать!

Кстати, решение о сносе — не миф. Бонапарт и впрямь отдал приказ его разрушить, когда французы уходили из Москвы. Но сделать этого попросту не успели. Ещё парочка легенд о соборе в следующей статье… Подписывайся, чтобы не пропустить!

В мае, сентябре и ноябре храм открыт с 11 до 18 часов, с ноября по апрель - с 11 до 17 часов. Цена билета для взрослых граждан РФ - 500 рублей, для детей-граждан РФ от 7 до 17 лет - 250 рублей. Кстати Впервые в истории Покровского собора сегодня проводится фотоконкурс "Один день из жизни храма Василия Блаженного". Конкурс длится ровно 24 часа.

Еще есть время поучаствовать. Он был построен по приказу Ивана Грозного. Молясь перед началом военного похода на Казань, царь дал обет Богу в случае победы построить храм, который Русь не видывала прежде.

Верхний ярус расписан фресками святых — покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Предтечи, святой Анастасии Узорешительницы и Федора Стратилата. На южной стороне — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга. Паруса свода треугольники под потолком расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия — иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом — образ Спаса Вседержителя.

Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Путешествие сквозь время Собор несколько раз был на краю гибели. В 1812 году во время войны с Наполеоном здесь размещались французские конюшни, в Москве полыхали пожары, а храм заминировали, чтобы взорвать. Вопреки всему, он сохранился, будто сама Богородица оберегала его. Разграбив ценности, завоеватели оставили церковь. Во времена запрета на богослужения храм Василия Блаженного не тронули.

В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли. С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации. Первое богослужение в храме состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года.

В церковь храма Василия Блаженного вернули отреставрированный иконостас

Внутри собора Василия Блаженного также находится музей, в котором представлены подлинные вещи, которые использовались в храме, например дарохранительница и хоругви. Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 Sputnik также сообщило, что президент РФ Владимир Путин передал РПЦ икону "Троица" для размещения в Троицком Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Но хоть раз побывав внутри храма Василия Блаженного, хочется возвращаться туда снова и снова.

Храм Василия Блаженного: показать всё, что скрыто!

Храм Василия Блаженного, пожалуй, самый знаменитый собор России и визитная карточка страны. Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Богородицы на Рву, – одна из визитных карточек Москвы. Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) или главный храм Красной площади и всей Москвы отзыв.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий