14 января 2024 года отмечается день Василия Кесарийского (Великого) и празднуется Обрезание Господне. Сам день — Обрезание Господне — до сих пор отмечают христиане разных конфессий. Солнечный день на Обрезание Господне значит, что будет изобилие фруктов и ягод. На 8-й день после Рождества Христова, 14 января, Русская православная церковь отмечает праздник Обрезания Господня.
Какого числа Обрезание Господне в 2024 году
А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви как Василий Великий — торжество ему тоже ослабляет Обрезание». С какого времени эти праздники отмечаются одновременно? Память святителя Василия Великого, почившего 1 января а по новому стилю 14 января 379 года в Кесарии Каппадокийской, довольно рано стала праздноваться в один день с Обрезанием Господнем, что зафиксировано уже в Иерусалимском Лекционарии шестого века. В этом документе после указания богослужебных чтений на праздник Обрезания Господня написано: «Прочее все Василию».
В современном Типиконе Русской православной церкви под 1 января старого стиля стоит знак креста в полном круге как обозначение службы на великие праздники в том числе двунадесятые. В этот день полагается всенощное бдение с малой вечерней и литией. Вообще богослужение в этот день особое, редкое — Литургия Василия Великого, составленная святым и совершаемая в православных храмах только десять раз в году.
Сейчас в день Обрезания Господня нередко отмечают и «Старый Новый год», поскольку это 1 января по старому стилю. Чем прославился святитель Василий Великий? Прежде всего, святостью, верностью Христу до конца.
Святителя повсюду преследовали обличаемые им еретики. Они угрожали святому разорением его и без того скудного имущества, изгнанием из родных земель, пытками и мучительной смертью. Однако врагам не удалось запугать епископа Церкви Божией, он сказал: «Смерть для меня благодеяние.
Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь». Также святитель прославился глубоким знанием Священного Писания и вообще редкой ученостью, говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
Святитель составил чин Литургии, названный его именем.
При великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, — этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется, как звезда при двух солнцах. Ему даже времени нет: 31 декабря по старому стилю. А на Обрезание остается всего-навсего лишь один день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только один день праздника. А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви, как Василий Великий , почившего 1 января; торжество ему тоже ослабляет Обрезание. А с Петра Великого, перенесшего «Новый год» с церковного празднования 1 сентября на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание. Может быть, даже многие и не знают этого праздника. Во всяком случае, в сознании верующих этот праздник — один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев.
Но нет ли причины и в самом существе праздника? Может быть, в нем мало праздничных элементов? Например, праздник Преполовения тоже проходит малозаметно… Ясно, что Обрезание как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему. В чем же дело? Не пропускаем ли мы его? Мало задумывались Я раньше и не задумывался над смыслом Обрезания. Знал, конечно, что в этот, восьмой, день по рождении принесли Господа в храм Иерусалимский для совершения над ним ветхозаветного чина, или таинства обрезания «крайней плоти». Помнил, что в Ветхом Завете это служило знамением заключения завета человека с Богом. Видел и на иконах, как священник стоит пред обнаженным тельцем Младенца Господа с ножом, готовый произвести операцию обрезания плоти.
После припоминал, что Господь очень строго требовал исполнения этого закона от иудеев, так что «обрезанный» считался Божиим, а «необрезанный» — язычником, как и у нас делили людей на крещеных и «нехристей», некрещеных… Сербы даже думают, что у некрещеных умерших младенцев и души нет; это я сам слышал от одной несчастной матери. Но все это мне казалось лишь простым исполнением ветхозаветного обряда, не имеющим никакого отношения к нам, христианам. А быстрое мелькание праздника между двумя великими «богоявлениями», да еще «заваленное» «Новым годом» не церковным празднованием не давало времени вдуматься в смысл этого праздника. Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезание а обрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение — как крещение у христиан , и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься. Может быть, что-либо да откроется нам? И уж во всяком случае узнаем, что мыслит Церковь в своих богослужениях. Праздник закона Божия Вот только в 1927 году, под первое января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению митрополита Антония и митрополита Евлогия. Долго я мучился.
Но, наконец, пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания. И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника «закона», когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого, этого законодавца церковного, управителя Церкви, еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви, митрополиту Сергию — и в тот же самый день. А ведь ничто у Бога не случайно. И тогда я подумал следующее. Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые.
Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения обрезание — первое священнодействие после рождения сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону. И после в службе я действительно усмотрел эту мысль и встретил постоянное употребление слова «закон». Но я не задумался тогда над тем, какое же это отношение имеет ко мне, к христианам вообще. Теперь продолжу это размышление. Если наш Господь исполнял закон, то и мы по примеру Его обязаны делать то же самое.
То есть прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волею»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви например, о постах ; прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования. Но далее: это лишь начало. Это лишь путь, который нужно перейти. Ведь остановиться на этом законе, борьбе, букве невозможно. И по очень простой причине. Ни закон, ни буква не спасают душу. Борьба в Ветхом Завете была бесплодна Рим. Человек, застывший на этом, духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы.
Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасающего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти «школу» законничества, чтобы, во-первых, почувствовать, как она тяжела операция «обрезания» своей воли , во-вторых, — понять, что мы своими грехами заслужили ее, эту рабскую школу, в-третьих и это, может быть, самое главное — опытно познать, что сама по себе школа закона буквы, обрядов, даже и в христианстве не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла. И что, следовательно, нужно искать какого-то иного пути спасения. А это и есть благодать. Там лишь оживает духовно человек, получая «Духа Животворящего». Вот и Господь, прежде чем получить в таинстве крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон. Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и так далее. Закон, следовательно, нужно исполнять сначала.
Иудеи были чрезвычайные «законники». Ведь они и распяли-то Господа в конце концов потому, что Он представлялся им «противником» закона. Это уж казалось им верхом беззакония. Да и действительно, если бы Спаситель не был Истинным Богом на самом деле, то это было бы ужасным беззаконием! Апостол Павел даже самое неверие их во Христа приписывает их обрядовой ревности к букве закона; а цель закона — Христа — просмотрели Рим. И потому всякому, кто как Господь хотел что-либо делать среди этого законнического народа, безусловно, необходимо было быть самому на высоте закона. Иначе они и слушать бы не стали. И Господь исполнил все предписания.
В переводе с арамейского языка «Йешу» означает «спаситель». Полная форма иудейского имени «Йехошуа» включает корень «Яхве» — имя Бога в Ветхом завете Таким образом ритуал обрезания дал Иисусу Христу право быть полноценным членом иудейского общества — он мог посещать храмы, жить в семье израильтян и совершать молитвы. Для необрезанных все это было невозможно. Ее заменил обряд Святого Крещения. С точки зрения христианства, замена обрезания крещением — это новый виток в развитии божественного Закона. Так, с приходом Христа грубый плотский ритуал заменяется духовным Крещением, урезанием сердца, а не тела, подчеркивая главенство духовной причастности к Богу над телесной. Иными словами, согласно Новому закону, Крещение — более сложная процедура, которую можно пройти лишь усилием своей души. Физического обрезания, которое можно провести номинально, уже не достаточно. При этом Иисус, который, приняв обрезание, с самого своего рождения сразу же начинает исполнять Закон Божий, принимает на себя и Крещение. В этом случае он также демонстрирует смирение — будучи чистым и безгрешным, он проходит обряд, обязательный для любого христианина, показывая, что сам повинуется воле Бога. В процессе крещения в Иордане Христос, согласно писанию, принял на себя грехи всего человечества. За это он будет невинно осужден и распят Какое значение для верующих имеет праздник Обрезания Господня Возвращаясь к Ветхому Завету, можно отметить, что праздник Обрезания Господня служит напоминанием о том, что верующий человек не только духом, но и телом является причастным к Богу.
На Обрезание Господне нельзя делать ремонт, убираться в доме и стирать — можно навлечь неприятности. Нельзя заниматься рукоделием, в том числе вышивать и штопать, чтобы не притягивать болезни. Согласно поверьям, на Обрезание Господне нельзя резать скотину и охотиться — можно накликать беду. Вовремя родись и загадай желание: особые приметы праздника Главные приметы православного праздника Обрезания Господня Вот главная из них: у того, кто родится на Обрезание Господне, вся жизнь пройдет в достатке. Не забудем и о том, что желание, загаданное в ночь на 14 января, обязательно исполнится. Также в этот праздник можно составлять прогнозы погоды и урожая на текущий год. Оттепель в этот день предвещает холодное лето, а снегопад — теплое. Если с утра выпал снег, то вся оставшаяся зима будет снежной, а весна — поздней. Если же на дворе туман, значит, год будет теплым и щедрым на урожай. Обилие фруктов и ягод предвещает солнечный день на Обрезание, а вот пасмурная погода 14 января — верная примета того, что уродится много грибов.
В этот день отмечается сразу несколько событий
- Интересные факты о празднике:
- Народные приметы на Васильев день: что сделать 14 января, чтобы 2024 год был удачным
- ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ
- Что нужно делать в праздник 14 января 2023 года
- Оптина пустынь
- Обрезание Господне — Википедия
Что можно, а что нельзя делать в праздник Обрезания Господня 14 января 2023 года
По данным ТАСС, у древних иудеев полагалось проводить процедуру обрезания на 8-й день жизни мальчика. По данным ТАСС, у древних иудеев полагалось проводить процедуру обрезания на 8-й день жизни мальчика. Обрезание Господне в 2024 году православными христианами будет праздноваться 14 января. праздничный день, который 14 января отмечают православные по церковному календарю. Обрезание было установлено Богом и заповедано чрез Авраама всему избранному народу еврейскому.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Праздник Обрезания Господня фиксированна, его отмечают на восьмой день после Рождества, то есть 14 января. Празднование Обрезания Господня установлено в память обряда обрезания, которое Господь наш Иисус Христос принял на восьмой день после Своего Рождества. Церковь вспоминает евангельское событие, когда, согласно еврейскому закону, восьмидневный младенец Христос принял обрезание: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк 2:21).
Смысл праздника, связанного с традицией иудаизма для христианских верующих
- Традиции и обряды праздника
- Оптина пустынь
- Что означает праздник Обрезания Господня и как его отмечать
- Стихира празднику Обрезания Господня
- Когда будет Обрезание Господне в 2022 году
Лазарева суббота, Вербное воскресенье: православные праздники сегодня
Сегодня совершается праздник Обрезания Господня и память 15 угодников Божиих, известных по именам. «» выяснила, как православная церковь отмечает День Обрезания Господня и какое значение этот праздник имеет для христиан. Обрезание Господне Обрезание Господне (Миниатюра Минология Василия II, 985 год, Ватиканская библиотека, ). Праздник Обрезания Господня в христианском календаре появился к IV веку и отмечается на восьмой день по Рождестве Христове, то есть 14 января.
Православный календарь на 2023 год
Традиции и обычаи: богослужения в храмах; посевание. История и традиции праздника Праздник Обрезание Господне, по отношению к некоторым другим Господским праздникам, получил свое начало, или, по крайней мере, сделался известным в истории уже в позднейшее время. Впрочем, из беседы Максима Тавринского, или Пиемонтского, сказанной им на день Обрезания, видно, что этот праздник, без сомнения, существовал уже в V веке; а из «Бесед»: Григория Нисского, Амфилохия Иконийского и Амвросия Медиоланского следует, что он был известен еще в IV веке. Можно думать, что праздник Обрезания Господня установлен был сколько для воспоминания Обрезания Иисус Христова, столько же для отвлечения христиан от участия в языческом празднестве, известном под именем январских календ, которое совершалось в первых числах января со всеми языческими бесчиниями.
Мысль эта подтверждается тем, что в беседах отцов Церкви на оный день до VI века были сильные обличения языческих календ. Сверх этого, основываясь на словах Епифания, что: «Иисус Христос, между прочим, обрезан был для того, дабы вопреки мнению утверждавших, что Он имел воображаемое только тело, показать, что Он принял на Себя истинную плоть человеческую, или, что то же, во всем подобен был прочим человекам, кроме греха,» - можно догадываться, что установление праздника Обрезания Господня направлено было и против ереси манихеев, между прочим утверждавших, что Иисус Христос по видимому только родился, а не на самом деле. Уже в VI веке, если не позже, когда отцы Церкви, при усильном старании, ослабили у язычников и христиан празднование январских календ, день Обрезания Господня явился в настоящем его виде, то есть вместо плача и сетования стал совершаться в веселии и радости, какие свойственны христианским праздникам.
Это можно видеть из того, что позже VI века уже не видно у отцов Церкви бесед, направленных против январских календ; между тем как до VI века они все почти писали против этого языческого праздника. Впрочем, во Франции, по свидетельству Бержье, первый день января и после сего долго был днем покаяния и поста для истребления суеверных обычаев и беспорядков, которым люди предавались в этот день и которые не что иное были, как остаток от язычества.
У израильтян этот обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками. Если бы Христос не принял обрезания, то никто бы не признал в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова. По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики. Богу было угодно, чтобы Пресвятая Богородица и обручник Ее, праведный Иосиф, исполнили все согласное ветхозаветному закону и Богомладенец на восьмой день был обрезан и получил имя, на сороковой — посвящен Богу, а с 12 лет стал ежегодно посещать Иерусалимский храм, как мы слышали в сегодняшнем евангелии. Таким образом, по человечеству Он соблюдал букву закона, по Божеству же, воплотившись для спасения человеческого рода, Он преисполнил весь закон, так что для нас теперь все внешнее, обрядовое стало лишь средством для достижения внутренней цели. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся. Праздник Обрезания Господня продолжается один день и в народе еще известен под именем Васильева дня, так как в этот день в 379 году скончался святитель Василий Великий, один из величайших учителей вселенской Церкви, являющий собою прекраснейший образец истинного «обрезания Христова».
Святитель Василий родился в 330 года в городе Кесарии Каппадокийской в благочестивой христианской семье. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых. Василий получил прекрасное образование. О нем говорили, что каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом, естествоведом, имел глубокие познания в медицине.
Иисус Христос был потомком Авраама, и по тому, как и все мальчики- израильтяне, Он должен был пройти этот обряд. Обрезание — это именины Спасителя. По толкованию святых отцов Церкви, Господь смиренно принял обрезание, чтобы указать людям, как неукоснительно следует исполнять Божественные установления, а также, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он — не только истинный Бог, но и истинный Человек, с плотью и кровью. Святой Ефрем Сирин говорит: «Он был воистину плотию, и обрезан был как Человек...
Следует сказать, что обрезание — это не магический ритуал, делающий человека избранным. Это завет, то есть договор, между Богом и человеком, знак того, что человек обязуется исполнять все законы, предписанные ему Богом в Ветхом Завете. Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» см.
В евангельском событии принципиален не сам еврейский ритуал обрезания, а именно наречение имени: Иисус по-еврейски — Иехошуа, то есть «Иегова спасает». По статусу этот день — из числа так называемых Господских праздников. Именование означает, что воспоминаются события земной жизни Христа.
Однако, в отличие от многих других таких праздников, этот не относится к числу двенадцати «великих», то есть наиболее значительных и торжественных. Празднование всегда приходится на 8 день после Рождества Христова. Библейское событие в честь, которого установлен праздник О нем в Евангелии: упоминает лишь один из 4 Евангелистов, св. Лука; говорится буквально одним предложением. Вот эти слова: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» Лк. Что такое обрезание Слова св.
Луки означают, что в отношении Родившегося Спасителя был исполнен Моисеев Закон — обрезание. Отсюда слова Евангелиста о том, что сделать это «надлежало», то есть было предписано. Действительно, по иудейскому Закону праведными исполнителями которого были прав. Иосиф и Мария — Богородица нужно было: совершать обрезание крайней плоти у всех родившихся мальчиков, на 8 день по их рождения — в ознаменование приобщения ребенка к Господу; это была своего рода жертва со стороны человека и в то же время — знак его принадлежности к избранному народу «Авраама, Исаака и Иакова»; после этого обряда давать младенцу имя — это знаменовало, что отныне он принадлежит к народу — хранителю истинной веры в Создателя. Впервые о ритуале упоминается в 17 главе Книги Бытия, когда Сам Бог предписывает обрезание праотцу Аврааму и всем мужчинам его семьи: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя в роды их: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» Быт. Именно обрезание долгое время было знаком принадлежности к иудейству — а язычников евреи именовали «необрезанными», что было синонимом нечестия. Расположена в Сикстинской капелле, Рим. Узнайте также: Почему Бог хотел убить Моисея? Требуется ли от Него приносить эту жертву? Конечно же, нет.
Обрезание Господне».