праздник начала нового года.
Навруз 2024. Как отмечать праздник персоязычных и тюркоязычных народов
Навруз Байрам – праздник прихода весны: когда отмечают, история, традиции. Навруз в Таджикистане — государственный праздник, который отмечается с 21 по 24 марта. Своими корнями этот праздник, который получил название «Навруз», уходит в далекое прошлое и как утверждают историки, насчитывает более 5000 лет, когда главенствующей религией мира был зороастризм. Как отмечать праздник Навруз: пророщенная пшеница, зеленые яйца и 7 продуктов хафт син.
Что такое навруз праздник у мусульман
Иногда детей, которые появились на свет в эти дни, нарекали именами Наврузбай или Наврузбика, впоследствии на карте башкирского края по именам основателей селений появились и деревни с названием Наврузово. Отметим, что в башкирском Наврузе нет традиции разжигания костров, не используются в оформлении обрядов тюльпаны, розы, ветви 7 деревьев, не обязательна пища из 7 злаков, почти не сохранилась традиция приготовления блюда сумаляк. Эти и другие особенности проведения праздника Навруз можно наблюдать у других тюркских народов. Республиканский праздник Навруз Первый Республиканский праздник «Навруз» в Башкортостане отмечался 24 марта 2001 года на площади около Уфимского татарского театра «Нур». С тех пор, на протяжении почти 20 лет, праздник проводится в Уфе ежегодно в день весеннего равноденствия или в ближайшие к нему даты.
Организуют мероприятие Министерство культуры Республики Башкортостан, республиканский Дом дружбы народов, Ассамблея народов Республики Башкортостан и национально-культурные общественные объединения региона. Межнациональный праздник Навруз проводится для сохранения народных традиций и объединения народов республики. Праздничные народные гуляния собирают на одной площадке представителей самых разных национальностей, проживающих в республике. Ежегодно активное участие в проведении Навруза принимают филиалы Дома дружбы народов РБ — Башкирский историко-культурный центр «Саитбаба», Татарский историко-культурный центр «Килимово», таджикская, казахская, узбекская, туркменская, азербайджанская, дагестанская национально-культурные общественные организации.
Каждая организация оформляет красиво украшенную юрту или подворье. В них встречают гостей песнями и танцами, проводят народные игры, демонстрируют предметы народного ремесла, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. На праздник принято приходить в национальных костюмах, обмениваться поздравлениями на родном языке и подарками. Рядом с юртами гостей приветствуют творческие коллективы, всех желающих угощают национальными блюдами: здесь и ароматный плов, и дымящийся шашлык, и сочная самса.
Замерзшие гости согреваются горячим чаем со сладким чак-чаком и другой национальной выпечкой. Народы Средней Азии и Кавказа приносят сэмэни — побеги проросшей пшеницы, символизирующие жизнь, богатство, здоровье и благополучие. В праздничном концерте, состоящем из национальных песен и танцев разных народов, принимают участие профессиональные и самодеятельные артисты и творческие коллективы. Собравшихся приветствуют почетные гости — представители республиканской власти, духовенства.
В разные годы праздник проводился на площади им. Салавата Юлаева, в саду им. Аксакова, в парке им. Якутова, в парке «Кашкадан», на площади у Дворца спорта.
С 2019 года республиканский праздник «Навруз» было решено проводить на площадке агропарка «ЕврАзия» в микрорайоне Затон.
Так, допустимы на столе, например, яблоко, черные косточки, маслина, уксус, чеснок и проросшее зерно, зелень, а также традиционные сладости - шекербура, пахлава, бадамбура, гогал. Ставят на стол и другие декоративные вещи, например, зеркала, свечи и крашеные яйца. В праздничные дни входные двери не запираются - так люди дают понять, что хозяева рады видеть гостей. Дети посещают родственников и знакомых, оставляют на их пороге мешочки для подарков, а взрослые обязательно радуют малышей сюрпризами.
Кстати, в самом Иране, где народ широко отмечает этот праздник, духовные лидеры, в том числе аятолла Хомейни, призывал не отмечать его как не соответствующий Исламу. Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. По древней зороастрийской традиции эту ночь люди проводят с большим количеством огня и веселья.
Официальный статус он приобрёл в Ахеменидской Империи как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие. Многие по ошибке считают Навруз исламским праздником, хотя к Исламу он никакого отношения не имеет.
Айдын Али-заде напоминает, что главными противоречиями, отторгающими данные отголоски зороастризма от ислама, являются единобожие и отрицание преклонения перед природными силами в одной из основных мировых религий. В сборниках хадисов пророка Мухаммада, в частности, говорится, что для мусульманина существуют только те праздники, которые появились в исламскую эпоху в частности, Курбан и Ураза. Есть в этих текстах и описание диалога пророка и некоего мусульманина, хотевшего зарезать жертвенного верблюда. Человек поинтересовался у пророка, можно ли совершить данный ритуал именно на этом месте. На что Мухаммад спросил, не стояли ли здесь идолы и не совершались ли языческие ритуалы. Только получив отрицательные ответы, пророк дозволил зарезать животное, добавив: исполняя обет, нужно это делать во имя Аллаха. То есть ни в коем случае действия, одобряемые исламом, не должны корреспондироваться с языческими верованиями, чтобы не было искушения связывать их с идолопоклонничеством. Более радикальное изречение пророка Мухаммада, прямо касающееся языческих верований, сводится к тому, что проклятие Аллаха ожидает каждого радетеля привносящих нововведения в ислам — то есть все неисламские праздники Навруз тоже суть неповиновение канонам этой религии.
Навруз 21 марта 2023 года: значение мусульманского праздника, традиции и запреты
Современное значение Празднование Навруза под различными названиями широко распространено во многих культурах Передней и Средней Азии, входивших ранее в зону влияния Персидской империи и персидской культуры. Вот список вариантов названия этого праздника на разных языках: перс. Novruz, алб. Dita e Sulltan Novruzit, арм. Newroz, макед. Новруз, узб. Nowruz, каз. Наурыз, кит. Наурыз, уйг. Нооруз, тат. Nevruz, крымскотат.
Наврез, ног. Навруз, башк. Науруз, чуваш. В других языках встречаются и другие названия, в том числе местные. Ашуги на празднике Новруз в Баку В настоящее время Навруз отмечается 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. Среди народов, отмечающих Навруз, повелось: чем щедрее праздник, тем благополучнее пройдёт год. Как национальный праздник Навруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России , таких как Дагестан , Татарстан , Башкортостан и других. Навруз является началом года также по календарю бахаи. Решение о включении данных 76 элементов нематериального наследия было принято 24 государствами-участниками Межправительственного комитета по сохранению нематериального наследия. Традиции праздника Новруз — первый день иранского календаря , начало весны, соответствующий дню Ураза месяца Фарвардин перс.
Само слово «Навруз» с персидского языка переводится как «новый день». В Иране празднование длится обычно 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сиздах-бе-дар перс. В Азербайджане в последние годы также целая неделя объявляется праздничной и нерабочей. Здесь есть такая традиция: нужно зажечь костёр, который называют «тонгал», и семь раз прыгнуть через него. В 2010 году Навруз отмечался в таджикском городе Дангара , в 2011 году в иранской столице Тегеране , в 2013 году в туркменском Ашхабаде [13]. Мечеть Хазрата Абдул-Азима, Тегеран , 2018 г. Праздничное оформление в Душанбе.
Также занимаются приготовлением праздничных блюд. Еда в праздник должна состоять из семи элементов, каждый из которых начинается на букву «С» персидского алфавита. Так, допустимы на столе, например, яблоко, черные косточки, маслина, уксус, чеснок и проросшее зерно, зелень, а также традиционные сладости - шекербура, пахлава, бадамбура, гогал. Ставят на стол и другие декоративные вещи, например, зеркала, свечи и крашеные яйца. В праздничные дни входные двери не запираются - так люди дают понять, что хозяева рады видеть гостей.
Так называют праздник Нового дня. Дата торжества является фиксированной, несмотря на то, что представители мусульманства используют лунный календарь. Это связано с тем, что сам праздник появился еще задолго до возникновения ислама. Некоторые эксперты говорят, что Навруз Байрам — это исключительно мусульманский праздник. Однако в официальных источниках сказано, что торжество имеет языческие корни. В этот день язычники приносят своим богам жертву в виде одного дня в году, когда они отдыхали, проводили время в спокойствии и умиротворении. За это в течение следующих двенадцати месяцев им дарилась милость высших сил. Во многих государствах Навруз отмечают по-разному.
В «среду радости» последнюю среду перед Наврузом на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов. В ночь перед Новым годом садятся за стол, на который ставят новую посуду. На праздничном ковре расставляют хафсин — семь предметов, название которых по-персидски начинаются на букву «син» : яблоко, чеснок, уксус, зерно, зеленые колосья, руту, плоды лоха. Ритуальная пища символизирует плодородие природы и человека и служит своего рода приношением солнцу. Обязателен также бокал воды с живой рыбкой. Люди сидят молча, держа в руках монеты, что должно обеспечить им богатство в новом году. Прикоснуться к еде можно только с его наступлением. На Навруз принято посещать больных и одиноких.
История и суть Навруза
- Суть Навруза
- Навруз – не исламский праздник | Ислам в Дагестане
- Навруз – не исламский праздник | Ислам в Дагестане
- Какой праздник отмечают мусульмане 21 марта: история и традиции Новруз-байрама
Ураза-байрам 2024: традиции и значение мусульманского праздника разговения
- О традициях праздника Навруз-байрам.
- Обычаи и запреты
- Навруз в 2024 году: когда отмечают и какие семь продуктов должны быть на столе
- Не пловом единым: как отмечают Навруз в Центральной Азии и Азербайджане
- Навруз — Википедия
Сегодня — самый древний праздник на Земле: как в разных странах отмечают Навруз
Навруз в Таджикистане — государственный праздник, который отмечается с 21 по 24 марта. Считается, что Навруз стал официальным религиозным праздником зороастрийцев в Ахаменидской Империи (VI—IV века до н. э.), его отмечали народы, населяющие Великую Армению, Ассирию (Месопотамию), Кавказ, Персию и северо-восток Африки – еще до того, как. В этот вторник представители иранских и тюркских народов отмечают праздник прихода весны — Навруз Байрам. Навруз символизирует наступление нового года по солнечному календарю. Навруз Байрам: Мусульмане отмечают праздник весны 21 марта. Навруз официально начинают отмечать 21 марта, однако в ряде государств веселье начинается еще с 20 числа. Навруз Байрам: Мусульмане отмечают праздник весны 21 марта. Навруз официально начинают отмечать 21 марта, однако в ряде государств веселье начинается еще с 20 числа.
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
Это позволяет нам учиться Это также день обучения. У нас есть возможность отпраздновать и оценить культуру и традиции Туркменистана и других стран Центральной Азии. Посетите своих друзей и семью или пригласите их к себе домой на традиционный праздник. Создавайте и делитесь традиционными персидскими рецептами и проводите время со своими близкими. Поделитесь в социальных сетях Пусть все знают о важности этого дня.
Сфотографируйте, как вы празднуете Новруз Байрам с друзьями и родственниками, и разместите их на своей странице в социальных сетях. Очистите свой дом Новруз Байрам знаменует собой начало весны и Нового года. Встречайте первый день Нового года на позитивной ноте, избавившись от хлама и наведя порядок в доме. Традиционная еда нравится Некоторые из деликатесов, приготовленных на Новруз Байрам, — это саману, нан-э-ноходчи и сабзи поло.
Кроме того, сохранилось много рассказов об этом дне, свидетельствующих о надеждах и чаяниях иранских народов, мечтавших о справедливом и добром царе, заботившемся о людях, ибо, как известно в день Навруза, то есть в первый день нового года солнце входит в созвездие Овна и происходит весеннее равноденствие. Спящая природа пробуждается, и все сущее начинает новую жизнь. Навруз после принятия ислама Нет ни какого сомнения, что народ, принадлежащий к древнейшей мировой цивилизации и имеющий богатейшую историю и традиции, огромную территорию и создавший три великие империи, жил благополучно и радостно. После принятия ислама, этот народ, по справедливому замечанию советского востоковеда, критика и литературоведа Иосифа Брагинского, «некоторое время грустил, а затем очень быстро освоил новую культуру и новый язык». Были династии иранского происхождения, управляющие арабским исламским Халифатом и благодаря усилиям этих правителей древнеиранские традиции возродились. Влияние иранской аристократии было настолько значительно, что она могла убедить халифов, подражая Сасанидским правителям, во время празднования Навруза выходить к народу в дорогостоящих одеждах с сияющими жемчугами и общаться с ним. Был так же возрожден древний обряд песнопений. Спустя некоторое время персидские поэты и писатели во дворцах относительно самостоятельных от Халифата иранских государств, таких как Саффаридов, Тахиридов, и особенно Саманидов стали воспевать былое величие Ирана и этим способствовали возрождению Навруза.
Навруз в Иране Слова персидско-таджикских поэтов и мыслителей были настолько сильны и пленительны, что невозможно было оставаться равнодушным, и влияние это было так велико, что правители не могли пренебрегать иранскими традициями и обычаями, иначе они подписались бы в своей собственной несостоятельности. Несмотря на то, что изначально арабами не была по достоинству оценена иранская культура, иранцы уже на арабском языке продолжали обращаться к имамам своего времени и объясняли важность своих обычаев и традиций и, таким образом, укрепляли их в исламской среде. Они сумели убедить общество, что эти традиции не противоречат законам Шариата, а, наоборот, украшают его. Благодаря этому стало возможным принятие летоисчисления по солнечному календарю и празднование Навруза. Много достойных людей того времени приложили усилия для закрепления статуса Навруза. Иранец по имени Мулло бен Ханис, которому покровительствовал Имам Джафар Содик, включил праздник Навруз в тридцатидневный месяц лунного календаря. Он обратился к имаму Садыку Да будет мир над ним и получил от него одобрение, после чего этот праздник среди иранцев также как и во времена Сасанидов вновь приобрел религиозную окраску, но теперь уже исламскую. Об этом было изложено в рассказе книги «Бустон-аль-Орифин» Цветник суфиев , которую ходжа Насредин Туси привел в поэтической форме.
Навруз в Узбекистане www. В этот благоприятный день больные начинают чувствовать себя лучше, легкими бывают роды, человек, рожденный в этот день должен быть счастливым». Кроме того, есть поверье, что в исламском мире Навруз распространялся при содействии Салмони Форси, который был одним из приближенных исламского пророка Хазрата Мухаммада Да приветствует Аллах его и род его. Рассказывают, что Салмони Фарси говорил, что первый день месяца Фарвардин назван одним из имен Всевышнего-Хурмузд, и этот день является самым счастливым. Так же рассказывают, что Хазрат Имам Садик наказывал: «в день Навруза хорошенько омойте свое тело и сохраняйте его в чистоте, наденьте свои лучшие одежды, используйте благовония и восхваляйте Всевышнего». Иранцы сделали все зависящее для сохранения и возрождения своих национальных традиций и обычаев в новых условиях. Они преданно верили в святость Навруза, а так же считали его днем, когда архангел Джабраил явился к исламскому пророку Мохамаду с посланием от Бога, и когда Ибрахим Авраам разрушил идолов. Суманак www.
Обряды Навруза Об обычаях и традициях празднования Навруза в эпоху Ахеменидов и Ашканидов подробной информации в первоисточниках очень мало. Но из известных барельефов и надписей ахеменидских царей становится ясно, что ежегодно в дни Навруза из всех стран, входящих в империю Ахеменидов, прибывали делегации с дарами для иранского шахиншаха царя царей. Это происходило в Персиполисе, в резиденции ахеменидских царей, которая по легенде была сожжена Александром Македонским. По некоторым данным, делегаты отчитывались за проделанную работу и получали новые указания центральной власти. О том, как праздновался Навруз в эпоху Сасанидов, есть огромное количество сведений.
А например, в Казахстане в ночь после прихода Навруза, согласно древнему казахскому преданию, дома обходит Кыдыр Ата, который приносит счастье и исполняет желания. Кыдыр Ата — популярный мифический персонаж, который существовал в степи еще до появления ислама.
В мифах Кыдыр — это древнее божество мира флоры, под ногами которого все расцветает. В казахском фольклоре "кыдыр" и "хыдыр" переводится как "ангел". Они, как и в России Дед Мороз, поздравляют с Новым годом, а также настраивают на позитивные изменения с наступлением Навруза. В Центральную Азию на Навруз С каждым годом Навруз отмечают все с большим размахом, а Центральная Азия становится все более привлекательным направлением для туристов, поэтому эксперты рассказали, что нужно сделать и попробовать, оказавшись там на праздник. В Казахстане, Киргизии нужно куда-то и за город выбраться, чтобы посмотреть на игры кочевников", — считает Сапрынская. Она советует поиграть на каком-нибудь национальном инструменте, обязательно попробовать сумаляк и послушать национальную музыку. Огнев же советует в первую очередь пойти в парк.
Согласно исламским традициям, мусульманам нельзя отмечать это торжество. Персидский Новый год Навруз — один из самых любимых праздников у восточных народов. Люди к нему начинают готовиться заранее.
Считается, что до начала празднования надо разобраться со всеми своими долгами. Помимо этого, надо завершить все начатые дела и сделать генеральную уборку в доме. Также не мешало бы навести порядок и в своих мыслях.
Хозяйки готовят праздничные блюда. Согласно персидским традициям, обязательными ингредиентами на столе являются уксус, чеснок, маслины и т.
Когда отмечают Новруз?
- Навруз 2023: история, значение, традиции, суть праздника
- Новруз байрам: что это за праздник? | Вестник Кавказа
- Навруз - мусульманский праздник? Должны ли мусульмане отмечать праздник весны
- Как появился Навруз?
Мусульманский праздник весны Навруз
Навруз – как празднуют самый древний Новый год? | Что за праздник Навруз-байрам Согласно исламским традициям, большую часть праздников, популярных среди восточного народа, принято отмечать по лунному календарю. |
Празднование навруза: каким мусульманам это запрещается | Расскажем, какие религиозные праздники есть у мусульман, чем мусульманский календарь отличается от стандартного и о других особенностях ислама. |
Навруз 2023: какого числа будет, история и традиции праздника | Расскажем, какие религиозные праздники есть у мусульман, чем мусульманский календарь отличается от стандартного и о других особенностях ислама. |
Навруз – как празднуют самый древний Новый год? | Ураза-байрам — мусульманский праздник, традиции которого восходят к раннему периоду ислама. |
Сегодня — самый древний праздник на Земле: как в разных странах отмечают Навруз | В мусульманских странах Навруз не относится к религиозным событиям, а считается народным праздником. |
Навруз 2025: история и традиции праздника
Весенний праздник равноденствия Навруз зародился в Хорасане — исторической области на северо-востоке Ирана — более трех тысяч лет назад. Как отмечать праздник Навруз: пророщенная пшеница, зеленые яйца и 7 продуктов хафт син. Главная» Новости» 21 марта праздник навруз. весенний праздник Нового года дружно отмечают все народы на Великом Шелковом Пути. Поэтому навруз не просто не имеет отношения к Исламу, но и справлять его мусульманам не положено.
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
Корни Навруза уходят в зороастризм. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Фирдоуси и Омар Хайям , служивший при дворе туркменского царя Мелик-шаха, связывали возникновение Навруза с именами легендарных царей Джемшида, Каюмурса и других.
Традиционным угощением на праздник стали выпеченные лепёшки, что готовят из пшеницы, проса, кукурузы и прочих злаков.
Однако главным блюдом Навруза считается сумаляк, основой для которого становятся ростки пшеницы, предварительно пророщенные. К примеру, в Узбекистане гостей принято встречать словами-пожеланиями счастливого Навруза. Гость отвечает взаимным приветствием и желает добра хозяевам дома.
В Таджикистане на праздничном столе в Навруз можно увидеть не только традиционные блюда. Важнейшими элементами становятся зеркало, яйца и свеча, причём каждый из них символизирует один из аспектов праздника. Свеча ассоциируется со светом и огнём, освобождением от мрака, приходом тепла.
Зеркало и яйца стали символом ухода старого и наступления нового года. В Азербайджане Навруз также начинается словами приветствия. Одним из главных праздничных блюд у азербайджанцев считается рыба с головой, фаршированная орехами и кишмишем.
Отмечать его во многих странах Азии стали ещё в далёком прошлом, много тысяч лет назад. С тех пор, как ни странно, традиции Навруза не претерпели существенных изменений. А сегодня этот праздник остаётся любимым многими народами, ведь он открывает людям надежду, веру в чудеса, способность примириться и лучше понять друг друга.
Чтение баитов приравнивалось к чтению молитвы, считалось делом, достойным божьей благодати сауап. Тексты полюбившихся баитов включались затем в ежегодные летописи деревни или города. Они сохранились как тетради «Баитов Навруза». Одну из таких тетрадей во время фольклорной экспедиции в Учалинском районе обнаружил ученый-филолог Гайса Хусаинов. Каждая строфа одного из таких баитов завершается фразой: «Есть у Навруза благодать! Из самых красивых и умных девушек выбирали красавицу праздника — Наврузбику. Символизирующая наступившую Весну девушка должна была ответить на вопросы о предстоящем лете и урожае. Ее предсказания создавали позитивный настрой и уверенность в завтрашнем дне. Старики, сидевшие рядом с ней, поддакивали ее словам, сулящим добро: «Пусть будет так, как ты сказала!
Пусть слова твои добром обернутся, Наврузбика! Излюбленным зрелищем была погоня за бараном или козлом: ловкий всадник на ходу подхватывал животное с земли и скакал с ним во всю прыть, за ним гнались остальные конники. Сегодня нам трудно представить, что в холодном климате башкирского края, когда в марте еще бушуют бураны, лежит снег, могли проводиться такие спортивные и культурные состязания на природе. Такие развлечения более характерны для праздников конца весны-начала лета. Однако, по словам Розалии Султангареевой, древние люди не думали об удобствах, а игры могли проводиться на снегу и на льду. По описанию фольклорных источников, проводился во время Навруза еще один обряд, который перекликается с традиционным восточнославянским праздником Масленицей, — сжигание чучела. Большую куклу — символ всего негативного, болезней и бед — делали из соломы, украшали бахромой, лоскутками, а потом сжигали, произнося пожелания добра. Во время праздника Навруз все должны были проявлять щедрость и великодушие, раздавать подаяния неимущим. Люди считали, что это помогает умилостивить силы природы.
Особо счастливыми становились те, кто во время Навруза женился или проводил семейное торжество. Иногда детей, которые появились на свет в эти дни, нарекали именами Наврузбай или Наврузбика, впоследствии на карте башкирского края по именам основателей селений появились и деревни с названием Наврузово. Отметим, что в башкирском Наврузе нет традиции разжигания костров, не используются в оформлении обрядов тюльпаны, розы, ветви 7 деревьев, не обязательна пища из 7 злаков, почти не сохранилась традиция приготовления блюда сумаляк. Эти и другие особенности проведения праздника Навруз можно наблюдать у других тюркских народов.
В избранное Поделиться В день весеннего равноденствия 20 марта тюркские и иранские народы отмечают Навруз. Этот праздник открывает астрономический Новый год по солнечному календарю и символизирует наступление весны и возрождение природы. В преддверии события люди наводят порядок в доме, раздают долги и, конечно же, готовят праздничные угощения. Во все времена главными атрибутами праздника оставались символы изобилия и порядка. Готовиться к Новому году начинают за несколько недель, а от разнообразия кулинарных шедевров и блюд по семейным рецептам ломятся столы.
Пикантные пироги, слоеная самса со шпинатом и ароматный плов, который готовят в дымящихся казанах на костре, — лишь малая часть традиционных угощений. Однако, особое место здесь занимают семь обязательных продуктов, которые символизируют удачу.
Могут ли соблюдающие каноны мусульмане отмечать Новруз
Однако, особое место здесь занимают семь обязательных продуктов, которые символизируют удачу. Все они в персидском языке начинаются на букву «С»: семена руты — сипанд, яблоко — себ, черные орехи — сияхдане, дикая малина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и пророщенное зерно — сабзи. Наравне с общими традициями, есть в разных странах, республиках и даже отдельных селениях свои уникальные традиции праздника. Так, в Азербайджане гостям принято подавать больше сладостей, среди которых пахлава и шекербура. На новогоднем столе в Узбекистане можно встретить лакомство нишалду. Угощение представляет собой питательную и тягучую белую массу. Сладкий десерт готовят из яичных белков, взбитых с сахаром, и ароматных кореньев.
Считается, что огонь защитит от злых духов, а зеркало завершит «старое» и начнет «новое». В самом центре стола среди изобилия мясных и рыбных блюд размещают сумаляк. Это ритуальное яство готовится долго, поэтому хозяйки начинают им заниматься еще накануне. Блюдом обязательно угощают всех своих гостей. А для детей имеется масса угощений в виде фруктов, пахлавы и прочих восточных сладостей. Традиции Важность этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество традиций, обрядов и обычаев — все они связаны с магическими действиями, культом природы и плодородия. Готовиться к Наврузу мусульмане начинают за месяц до праздника — особенно предпраздничными считаются вторники чершенбе.
Каждый из них имеет свое название в соответствии с стихией природы воды, огня, земли и ветру , "пробуждению" которой она посвящается. Свои древние традиции и обряды имеет каждый вторник, многие из них сохранились по сей день. В первый вторник сажают "сямяни" проросшие семена пшеницы , неотъемлемый символ Навруза — символ жизни, богатства, здоровья и благополучия семьи. Традиции празднования Навруза во всех странах примерно одинаковы существует традиция в ночь перед праздником окуривать жилища дымящимися веточками арчи, чтобы изгнать злых духов. Перед праздником, по традиции, также нужно примириться с недругами, простить долги и покаяться в грехах. В дни Навруза, согласно поверью, добрые ангелы-фаришта приносят благоденствие и изобилие тем, у кого помыслы чисты, кто душой светел, у кого в доме убрано. Поэтому хозяева перед Наврузом стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его.
Все работы по дому, связанные с празднованием Навруза, по традиции нужно завершить накануне, в том числе уборку, приготовление блюд к празднику, украшение жилища зелеными ветками яблони и граната.
Нельзя его отмечать. На следующий вопрос « Будете его отмечать? Да, я тоже отмечаю. Мусульманский это праздник или нет, я не могу ничего сказать, потому что я нигде не читал, чтобы это был именно мусульманский праздник. Это весенний праздник. А с теми, кто будет отмечать, я не буду спорить. Потому что каждый отвечает за себя. Наш пророк саллаллаху алейхи ва салям делал хиджру в Мадину. Он сказал людям Медины «Аллах нам дал два праздника: это Курбан-байрам и Ураза-байрам».
Я сам с Киргизии. Но я - категорически против. На вопрос же «А должны ли вообще мусульмане праздновать этот праздник? А просто когда весна наступает, у нас его отмечают.
Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел в обычай праздник. Цари и другие люди последовали ему. Рассказывают, что когда царь Ирана Кайумарс Первый стал царем, он решил дать названия дням года и месяца и установить летосчисление, чтобы люди знали это. Он установил тот день, когда утром солнце входит в первую минуту «созвездия Овна, собрал мубадов Ирана и приказал начать летосчисление с этого момента. Мубады собрались и установили летосчисление с этого момента», - пишет великий Омар Хайям в книге «Навруз-наме». Разнообразная информация о Наврузе в персидских источниках в большинстве случаев связана с традициями, обычаями, культурой иранских народов. Согласно одному из известных повествований «Истории Табари», переведенной в X веке на фарси Абуали Балами, о царствовании Джамшеда написано: «…затем он собрал ученых и спросил у них: «Отчего столько времени я царствую и почему? Ему ответили: «От того, что ты был справедливым и добрым по отношению к народу». Затем он захотел расширить границы своей доброты и сказал ученым: «Когда я соберу всех угнетенных и сяду с ними, и вы приходите ко мне. Справедливостью и добром одарю я всех нуждающихся в этом. Я сделаю все, что вы хотите». И день, когда он вышел к народу искупить свои грехи и покаяться, был первым днем месяца Фарвардин. С этого дня он стал называться Наврузом…». Кроме того, сохранилось много рассказов об этом дне, свидетельствующих о надеждах и чаяниях иранских народов, мечтавших о справедливом и добром царе, заботившемся о людях, ибо, как известно в день Навруза, то есть в первый день нового года солнце входит в созвездие Овна и происходит весеннее равноденствие. Спящая природа пробуждается, и все сущее начинает новую жизнь. Навруз после принятия ислама Нет ни какого сомнения, что народ, принадлежащий к древнейшей мировой цивилизации и имеющий богатейшую историю и традиции, огромную территорию и создавший три великие империи, жил благополучно и радостно. После принятия ислама, этот народ, по справедливому замечанию советского востоковеда, критика и литературоведа Иосифа Брагинского, «некоторое время грустил, а затем очень быстро освоил новую культуру и новый язык». Были династии иранского происхождения, управляющие арабским исламским Халифатом и благодаря усилиям этих правителей древнеиранские традиции возродились. Влияние иранской аристократии было настолько значительно, что она могла убедить халифов, подражая Сасанидским правителям, во время празднования Навруза выходить к народу в дорогостоящих одеждах с сияющими жемчугами и общаться с ним. Был так же возрожден древний обряд песнопений. Спустя некоторое время персидские поэты и писатели во дворцах относительно самостоятельных от Халифата иранских государств, таких как Саффаридов, Тахиридов, и особенно Саманидов стали воспевать былое величие Ирана и этим способствовали возрождению Навруза. Навруз в Иране Слова персидско-таджикских поэтов и мыслителей были настолько сильны и пленительны, что невозможно было оставаться равнодушным, и влияние это было так велико, что правители не могли пренебрегать иранскими традициями и обычаями, иначе они подписались бы в своей собственной несостоятельности. Несмотря на то, что изначально арабами не была по достоинству оценена иранская культура, иранцы уже на арабском языке продолжали обращаться к имамам своего времени и объясняли важность своих обычаев и традиций и, таким образом, укрепляли их в исламской среде. Они сумели убедить общество, что эти традиции не противоречат законам Шариата, а, наоборот, украшают его. Благодаря этому стало возможным принятие летоисчисления по солнечному календарю и празднование Навруза. Много достойных людей того времени приложили усилия для закрепления статуса Навруза. Иранец по имени Мулло бен Ханис, которому покровительствовал Имам Джафар Содик, включил праздник Навруз в тридцатидневный месяц лунного календаря. Он обратился к имаму Садыку Да будет мир над ним и получил от него одобрение, после чего этот праздник среди иранцев также как и во времена Сасанидов вновь приобрел религиозную окраску, но теперь уже исламскую. Об этом было изложено в рассказе книги «Бустон-аль-Орифин» Цветник суфиев , которую ходжа Насредин Туси привел в поэтической форме.