Отношения между Европейским Союзом (ЕС) и Россией стали натянутыми после незаконной аннексии Россией Крыма и Севастополя в 2014 году и дестабилизирующей деятельности России на востоке Украины. в обозримом будущем никакого вступления России в Евросоюз не состоится и ни одна из сторон стремиться к этому не будет. Вряд ли страны «ассоциированного трио» вообще вступят в ЕС, считает эксперт, объясняя это тем, что их там просто не ждут. В вопросах расширения ЕС, политики в отношении беженцев и прочих важных для Евросоюза проблем мнения и интересы стран-членов зачастую диаметрально противоположны.
Будет ли «заморожена» российско-европейская дипломатия?
Наши слушатели Все права защищены. Предназначено для лиц старше 16 лет. Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны.
Традиционная стратегия ЕС всегда состояла в географическом распространении своих стандартов, правил и норм на других участников международной системы, а не в приспособлении внутренних стандартов, правил и норм ЕС к особенностям этих других участников. Оставаясь в рамках двусторонних отношений, преодолеть тупик, возникший на пути российско-европейского сотрудничества, не представляется возможным. По крайней мере, в ближайшие годы. Грубо говоря, Брюсселю нечего предложить Москве, кроме возвращения на два десятилетия назад, да и то лишь в том случае, если Москва откажется от всех своих реальных или воображаемых внешнеполитических достижений последних лет. У России даже с учетом совокупного потенциала ЕАЭС недостаточно сил, чтобы заставить Брюссель даже сильно ослабленный по сравнению с временами своего недавнего расцвета вести равноправный диалог с Москвой. Для ЕС равноправный диалог был невозможен даже в лучшие времена российско-европейских отношений, он тем более невозможен сегодня.
Эта патовая ситуация не изменится, даже если каким-то чудом удастся убрать с дороги главное препятствие, мешающее российско-европейскому сотрудничеству — незатухающий конфликт внутри и вокруг Украины. К этому стоит добавить, что Европейский союз за последние десятилетия так и не сложился в качестве независимого глобального центра силы. Попытки проведения самостоятельной внешней политики, движения в направлении «стратегической автономии» от Соединенных Штатов, повышения уровня внешнеполитической координации государств — членов ЕС постоянно предпринимались, особенно после прихода к власти США открытого евроскептика Дональда Трампа. Но стоило тому же Д. Трампу пригрозить Евросоюзу вторичными санкциями в случае нарушения европейскими компаниями односторонних американских ограничительных мер в отношении Ирана, и парадная карета европейской независимости тут же начала стремительное превращение обратно в тыкву. Понятно, что в любых серьезных вопросах взаимодействия с Кремлем Брюсселю неизбежно придется прислушиваться к мнению Вашингтона. А уж Вашингтон никак не может быть заинтересован в формировании стратегического партнерства между Евросоюзом и Россией. Скорее всего, американская политика будет этому всячески и отнюдь не безуспешно, препятствовать. В условиях очевидного неравновесия сил между Вашингтоном и Брюсселем последний может рассчитывать лишь на тактические победы над США в отстаивании своего права на независимый курс в отношении Москвы.
Да и то, только в тех случаях, когда между странами Евросоюза будет складываться консенсус по «российскому вопросу»; такой консенсус, как известно, возникает нечасто. Прыжок в Европу — с разбега из Азии? Игорь Иванов: Россия, Китай и новый миропорядок Как это ни парадоксально, единственный реалистический путь российского «возвращения» в Европу сегодня проходит через Азию. Если в одиночку такое «возвращение» нереально, то в формате создания совместно с Китаем, Индией и другими азиатскими партнерами «Большой Евразии» у России могут появиться принципиально иные переговорные позиции в диалоге с Брюсселем. Идея «разворота России на Восток», как известно, имеет длительную историю — ее пытались реализовать в различных исторических условиях и в разных форматах на протяжении, как минимум, последних полутора столетий. Результаты этих попыток были неоднозначными; в целом, несмотря на отдельные достижения, Россия пока так и не стала полноправным игроком в азиатско-тихоокеанском регионе. После резкого обострения отношений России с Евросоюзом в 2014 г. За последние четыре года на этом направлении было сделано очень много. Тем не менее, перспективы формирования единого евразийского экономического, стратегического, социально-культурного и гуманитарного пространства с участием России в качестве одного из основных создателей «Большой Евразии» остается туманной.
Более того, сохраняется долгосрочная тенденция к вытеснению России на периферию многих системообразующих интеграционных процессов в Евразии. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что «разворот на Восток» часто рассматривается в Москве как возможность уйти от решения по-настоящему фундаментальных для страны проблем или, по крайней мере, отложить их решение на неопределенное будущее. Считается, что «разворот на Восток» снимает необходимость или, по крайней мере, снижает срочность проведения глубоких структурных реформ российской экономики. В реальности этот разворот предъявляет еще более высокие требования не только к качеству российской дипломатии, но и к качеству российской экономики. Строительство «Большой Евразии» в любом случае окажется более сложным делом, чем строительство «Большой Европы» — при том, что последняя задача, которая была главным содержанием российской политики на протяжении двух десятилетий, так и не была решена. Преодоление многочисленных препятствий геополитических, стратегических, экономических, социальных, культурно-антропологических и пр. Надо исходить из того, что для полноценного встраивания в формирующееся евразийское сообщество России потребуется значительно больше, чем сохранение нынешней общей позитивной динамики в торговых отношениях с КНР, развитие «парадных» многосторонних институтов типа БРИКС и ШОС, проведение масштабных азиатских инвестиционных форумов, расширение традиционных торгово-экономических связей с азиатскими партнерами. Разворот России в сторону «Большой Евразии» ни в коей мере не означает, что Россия сама должна превращаться в азиатскую или даже в какую-то малопонятную гибридную «евразийскую» страну. Стартовые позиции России в Азии намного слабее, чем в Европе — здесь меньше наработанного опыта сотрудничества, хуже инфраструктура, больше культурно-цивилизационных проблем, отсутствуют крупные русскоговорящие диаспоры и пр.
Азия строже Европы, конкуренция на азиатских рынках носит более ожесточенный характер, в экономических отношениях царит право сильного и т. Однако на данный момент «евразийский проект» для России имеет как минимум два решающих преимущества по сравнению с «европейским проектом». Для иллюстрации глубоких различий в отношении европейских и азиатских стран к России сегодня достаточно сравнить списки участников последнего Петербургского международного экономического форума май 2018 г. Если на первое мероприятие из европейских лидеров приехал только президент Франции Эмманюэль Макрон, то во втором планируется участие председателя КНР, премьер-министров Индии и Японии, президента Южной Кореи, руководителей многих других стран Азии. Поставьте себя на место Владимира Путина и ответьте на вопрос: на каком географическом направлении России имеет смыл сосредоточиться в ближайшие годы? Во-вторых, «евразийский проект» в отличие от «европейского проекта» пока еще только начинается. Здесь еще не устоялись правила игры, раз и навсегда данные процедуры, мощные бюрократические структуры, давно и прочно укорененные в Евросоюзе. Более того, далеко не очевидно, что формирование «Большой Евразии» вообще будет копировать строительство тяжеловесных европейских конструкций — место европейской кирпичной кладки могут занять легкие сборно-разборные каркасы из полимерных материалов. А значит, России проще включиться в евразийские процессы на правах равноправного участника, а в каких-то сферах — и на правах лидера.
К этому можно добавить, что в качестве партнеров авторитарные или полу-авторитарные режимы Азии не только понятнее, но и надежнее европейских демократий. Взаимодействовать с президентом Реджепом Эрдоганом или с председателем Си Цзиньпином проще и понятнее, чем с председателем Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером или с лидерами отдельных европейских государств. Во всяком случае, в тех ситуациях, когда нужны быстрые и конкретные результаты. В нынешних, очень подвижных и мало предсказуемых международных условиях скорость принятия решений значит очень много. Это невозможно, а если и стало бы возможным, то было бы лишь пагубным и для России, и для всего «евразийского проекта». Ценность России для Азии заключается как раз в том, что Россия — иная, отличная от большинства азиатских стран. Она в большей степени дополняет этих страны, чем конкурирует с ними. Отказаться от своей европейской идентичности, растворившись в ныне несуществующей идентичности «евразийской», было бы для России национальной катастрофой. К счастью, такая эволюция не представляется возможной.
Вместо тщетных попыток сконструировать фантомную «евразийскую» идентичность, Москве стоит присмотреться к позитивному опыту Австралии и Новой Зеландии, которым удалось удачно вписаться в складывающееся азиатско-тихоокеанское сообщество в значительной степени благодаря своим очевидным экономическим, политическим и культурно-цивилизационным отличиям от большинства окружающих их азиатских обществ. Парадокс состоит в том, что по мере все более глубокого погружения в евразийский контекст, России придется все больше внимания уделять сохранению и укреплению своей европейской природы.
Рассуждает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов: Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «Традиционно России выдавали больше шенгенских виз, чем любой другой стране мира. Речь идет о миллионах людей, которые будут вынуждены отказаться от поездок в Европу. Такое сокращение человеческих гуманитарных связей ускорит стратегическую расстыковку России и Европейского союза. Конечно, все в этой жизни проходит.
Закончится, наверное, и российско-украинский конфликт, но восстанавливать эти связи будет трудней. Это сокращает возможности Европейского союза воздействовать на новое поколение россиян. Европейский союз — вольно или невольно — лишает себя одного из наиболее эффективных инструментов своей политики — той «мягкой силы», о которой в ЕС очень много говорят». Пока не очень понятно, как именно может быть оформлен запрет, тем более что прецедентов не было. Никогда раньше Евросоюз не запрещал въезд всем гражданам какой-либо страны. Менять основополагающие документы Евросоюза ради такого запрета, наверное, не будут.
И нас туда, вроде, никто не приглашал, и нам почтупаться частью своего суверенитета что неизбежно при вступлении в конфедерацию как бы ни к чему. K сведению Ларисы: к западу от России есть небольшая страна под названием Латвия.
«Марионеточная структура»: почему Россия прекращает участие в Совете Европы
Наконец, политика государства должна соответствовать целям и установкам Евросоюза и не расходиться с ними. Ведь смысл этого политического образования и заключается в том, чтобы иметь единый взгляд на политические, финансовые и экономические вопросы. Почему Россия не будет членом ЕС Если еще в начале XXI века высказывались какие-то предположения о вхождении России в Европейский союз, то в настоящее время они совершенно не обоснованы. Потому что ни по целям экономическим, ни по политическим мотивам нет у страны заинтересованности стать частью ЕС. Если предположить, что такое вступление случится, то какие выгоды получит российская сторона? Безвизовый режим со странами Европы Какие безвизовые страны для россиян в 2024 году можно узнать пройдя по этой ссылке. Свободный доступ к здравоохранению и образованию высокого уровня Про уровень жизни в Европе можно прочитать по этой ссылке.
Широкую возможность для получения хорошей работы в любой европейской стране Как найти работу в Европе можно посмотреть пройдя по данной ссылке. Но все эти выгоды перекрываются теми отрицательными моментами, которые неминуемо последуют после вступления в ЕС: Повысится уровень безработицы Статью про уровень безработицы в России в 2018-2019 годах можно почитать пройдя по данной ссылке. Закроются многие предприятия, а некоторые отрасли промышленности просто исчезнут например, отечественный автопром. Зависимость от европейской валюты превратит Россию в энергетический придаток Евросоюза.
Ведь россиянам сейчас крайне сложно попасть в страны ЕС даже при наличии визы. Например, в прошлые выходные Польша пыталась не пропустить следовавшего транзитом в Литву сотрудника одного из эмигрантских СМИ.
С большим скандалом он буквально прорвался на рейс польской авиакомпании, добрался до Варшавы и успел на автобус до Вильнюса. Будь он простым россиянином, ему, скорее всего, вообще не удалось бы оказаться в Польше. Такие же правила, кстати, действуют и в странах Балтии. Поэтому ограничения с автомобилями просто избыточны. Они продолжают действовать исключительно в целях убеждения европейского населения в эффективности проводимой в отношении России политики. Конечно, по части россиян подобные действия наносят ощутимый удар.
Например, по тем, у кого в Европе живут родственники. Или тем, у кого там был бизнес, хотя сейчас он и невозможен. Наконец, по любящей путешествия молодежи. И главный парадокс в том, что именно эти люди зачастую были настроены прозападно и критически относились к позиции Кремля, — но их наказали сильнее всех. Вряд ли российские власти против этого будут возражать. Узнать подробнее Еще одной пострадавшей категорией оказываются эмигранты, в том числе политические.
Плюс взаимная высылка дипломатов привела к тому, что де-факто оказалась замороженной выдача виз. Узнать подробнее Таким образом, сейчас въехать в Европу из России на машине с российскими номерами не получится. Если автомобиль уже в ЕС, то в некоторые страны попасть еще можно — например, в Грецию.
Кроме того, в тех же странах Балтии уже въехавшие машины надо либо перерегистрировать, либо продать, либо вывезти во избежание конфискации. И это, как правило, касается не тех, кто приехал временно, а тех, кто находится там постоянно с ВНЖ. Кстати, даже если Еврокомиссия примет во внимание позицию ряда депутатов и даст иные разъяснения по применению санкций, то со времен пандемии в ЕС остались правила, позволяющие странам Шенгена самим регулировать порядок пересечения границы.
Например, сейчас соседние со Словакией государства ставят посты для того, чтобы не пускать оттуда мигрантов из стран Африки. Поэтому можно не сомневаться — граничащие с Россией страны Европы установленный нынче порядок не отменят. При этом он лишен особого смысла.
Ведь россиянам сейчас крайне сложно попасть в страны ЕС даже при наличии визы. Например, в прошлые выходные Польша пыталась не пропустить следовавшего транзитом в Литву сотрудника одного из эмигрантских СМИ. С большим скандалом он буквально прорвался на рейс польской авиакомпании, добрался до Варшавы и успел на автобус до Вильнюса.
Будь он простым россиянином, ему, скорее всего, вообще не удалось бы оказаться в Польше. Такие же правила, кстати, действуют и в странах Балтии.
Россия и ЕС намерены вести усиленный диалог и сотрудничество, бороться с терроризмом и сотрудничать в кризисном регулировании, в борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Россия и ЕС намерены уделить особое внимание обеспечению международной стабильности.
Стороны намерены содействовать принятию системы сопоставимых степеней высшего образования, интеграции сотрудничества в рамках европейского пространства высшего образования в соответствии с Болонским процессом. В сфере культуры Россия и ЕС изъявили желание продвигать структурированный подход к культурному сотрудничеству, содействовать повышению доступности культуры для населения, распространению искусства и культуры, межкультурному диалогу, углублению знания истории и культурного наследия народов Европы. Сферы сотрудничества Соглашением 2003 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств "дорожные карты" : экономического, внешней безопасности, науки и образования. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.
В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима. Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем. По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику. В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом с учетом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004 достиг 92 млрд.
Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий. Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов.
Сменят ли страны Европы «шенген» на суверенитет?
Как следствие — участие России в этом европейском органе стало абсолютно нецелесообразным», — говорит Егорченков. Отношения России и Европейского Союза представляют собой отношения двух крупных геополитических игроков, поскольку ЕС. Механизмы СЕ использовались для политического и правового обеспечения экспансии НАТО и Евросоюза на восток, системного давления на Россию. Впрочем, отношения России с Европейским союзом все же оставались менее враждебными, чем с Вашингтоном.
Беспомощная злость и весеннее обострение: дипломат о принятой в ЕП антироссийской резолюции
С 16 сентября 2022 г. Россия перестает быть участником Европейской конвенции о правах человека. Россия автоматически денонсирует европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. После завершения специальной военной операции на Украине России и Европе придется заново выстраиват читать далее на "Интерфакс-Россия".
Будет ли «заморожена» российско-европейская дипломатия?
Страны Евросоюза спорят из-за того, как поделить доходы от реинвестирования замороженных российских активов, которые планируется изъять в 2024 году. Россия денонсировала соглашение между правительствами РФ и Латвии об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал. «Россия останется самой большой европейской страной, без которой никакой Совет Европы просто невозможен и не нужен. Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России было подписано в 1994 году. В итоге Россия оказалась на обочине европейской безопасности и «европейского проекта» в целом, не став серьезным акционером этого проекта. Главы МИД ЕС поддержали использование замороженных активов России для Украины.