Решение: А) Антиордынскому восстанию в Твери соответствует убийство посла Чолхана. Решение: А) Антиордынскому восстанию в Твери соответствует убийство посла Чолхана. В Рогожском летописце и в Тверском сборнике помещен рассказ о восстании 1327 г. в Твери в наиболее ранней редакции[1626]. Летопись о восстании в твери. Антиордынское восстание в твери Какое событие произошло в 1327 году.
Участие в подавлении тверского восстания. Когда произошло антиордынское восстание в городе твери
После этого начались большие гонения на христиан. Цели тверской антиорды. Возвращение Тверского престола князю Александру. Участники восстания В восстании Против ханских корзин, большая часть тверских жители. Поводом послужила попытка татар отобрать лошадь у дьяка. Он начал сопротивляться и позвонил вечером. Народ собрался очень быстро.
Вскоре в толпе появились лидеры. Разъяренная толпа без разбора уничтожила все полчища. Историки расходятся во мнениях относительно роли князя Александра Михайловича. По словам Карамзина, губернатор собрал вооруженное ополчение и повел его в резиденцию хана Стены. Современные историки считают, что восстание произошло без вмешательства Александра, но с его молчаливого согласия. Сам Холхан был одним из первых, кто пострадал от рук горожан.
Тверичи убивали не только уважаемых ордынцев, но и простых сотрудников посольства и татарских купцов. Только пастухам, покинувшим город накануне, удалось спастись. План и этапы Антиордынские настроения «Щелкановщина» Бесчинства Чолкана и его окружения, которые грабили и оскорбляли местное население. В городе распространились слухи, что Чолкан скоро сядет на трон Твери и обратит все население в ислам. Недовольство народа и положение князя Александра. Грабежи и насилие привели к большому недовольству среди населения.
Люди обратились к князю за защитой и помощью, но он лишь посоветовал им «держаться». С другой стороны, князь и его друзья способствовали распространению слухов о скором восшествии на престол татарского монарха. Начало восстания 15 августа 1327 года Попытка татар отобрать лошадь у некроманта встретила сопротивление. Прозвучал сигнал тревоги, призывающий к бою. Массовое уничтожение захватчиками Твери и гибель самого Халкана.
ОР БАН. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века.
Русская летописная история. Книга 7. Непосредственным сигналом к началу восстания послужила попытка ордынцев 15 августа отобрать на торгу кобылицу у дьякона Дудко. Это было явным нарушением традиционных порядков Монгольской империи , поскольку монголы не притесняли духовенство, по крайней мере, в мирное время, не облагали его данью и не подвергали поборам. Дьякон призвал на помощь «мужей тверских».
В конце марта разгром восставших в Твери. В результате антиордынского восстания Тверское княжество смогло сохранить свою независимость, однако Орда продолжала оказывать влияние на регион и дальше.
Восстание в Твери исторически стало символом сопротивления монгольскому игу в Руси и оказало значительное влияние на дальнейшую историю страны. Видео:Игра престолов по-русски: борьба Москвы и Твери История ЕГЭ 2022 Умскул Скачать Причины восстания Антиордынское восстание в Твери было вызвано несколькими причинами, которые оказали значительное влияние на настроения и население города. Одной из главных причин были экономические проблемы, с которыми столкнулись жители Твери. В это время восстание происходило при длительном периоде внутреннего и внешнего экономического кризиса, что приводило к инфляции, дефициту товаров и росту безработицы. Многие жители Твери не могли обеспечить себе необходимое пропитание и обувь, что вызывало общее недовольство и гнев на правительство. Политическая обстановка также играла значительную роль в возникновении восстания. Противоречия между правительством и населением накалялись вследствие экономического кризиса и крайне негативного отношения к направлению развития страны.
Жители Твери не соглашались с политикой правительства, считая ее коррумпированной и несправедливой. Отсутствие социальной справедливости и равенства также стали одной из причин восстания. Большинство населения Твери жило в нищете и ужасных условиях, тогда как элита страны наслаждалась богатством и привилегиями. Неравенство и беспредел вызывали гнев и недовольство среди населения, что повлияло на восстание. Общая непопулярность и низкая легитимность правительства среди населения Твери также способствовали возникновению восстания. Отсутствие доверия к власти, ее действиям и решениям вызывали недовольство среди людей, что создавало благоприятную обстановку для массовых протестов. Итак, антиордынское восстание в Твери было результатом экономических проблем, политической нестабильности, неравенства и общего недовольства населения.
Все эти факторы привели к нарастанию напряженности в городе и возникновению активного сопротивления власти. Экономические проблемы Антиордынское восстание в Твери было вызвано не только политической обстановкой и неудовлетворенностью населения властью, но и серьезными экономическими проблемами. В начале 14 века в Твери произошла значительная демографическая экспансия, связанная с переселением населения из других регионов. В результате этого резко возросло население города, а его ресурсы и инфраструктура стали недостаточными для обеспечения всех потребностей горожан.
Об этом косвенно свидетельствуют летописи не Тверские. Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу.
Были перебиты не только знатные монголы из ближайшего окружения ордынского вельможи, но и рядовые участники посольства, а также все татары и купцы «бесермены», постоянно жившие в городе. Случайно уцелели только пастухи, которые вовремя вывели лошадей на водопой и сумели бежать. Подавление восстания Бежавшие монголы быстро добрались до Москвы. Князь Иван, признанный мастер политической интриги, верно оценил шаткое опасное положение тверского владетеля и его княжества и действовал энергично. Когда была Сталинградская решающая битва : кратко о сражении Поход объединенных сил В ставке Орды были всерьез озабочены и встревожены, монголы заподозрили в неповиновении и бунте и других русских князей. Простить убийство баскака Узбек не мог и готовил месть непокорным.
Однако Русь не была еще готова скинуть иго, разобщенные князья боялись возмездия за «самоубийственное» возмущение тверян. Когда князь Калита предложил Узбеку свою помощь в подавлении восстания в обмен на ярлык на великое княжение, он легко получил поддержку из 50 тысяч воинов под началом пяти темников и воеводы Федорчука. Московская дружина, усиленная татарской конницей, выдвинулась для подавления тверского восстания. К войску присоединились силы суздальского князя Александра Васильевича. Действовали решительно и жестоко. Объединенное русско-монгольское войско мечом и огнем прошло по тверским городам и весям.
Была разрушена и сожжена столица. Так кто же подавил первое восстание против монголо-татарских захватчиков в Твери? Народное возмущение было жестко подавлено князем московским Иваном Даниловичем, князем суздальским Александром Васильевичем и пятидесятитысячным войском хана Узбека под командованием воеводы Федорчука. Бегство князя Александр Тверской спешно покинул разоренное княжество. Великий Новгород не принял беглого князя, а от преследовавшей его федорчуковой рати он откупился двумя тысячами гривен. Пристанище нашлось в новгородском пригороде — Пскове.
Подавление антиордынского восстания в Твери при каком князе?
По отъезде Александра послы псковские отправились к великому князю московскому и сказали ему: «Князь Александр изо Пскова поехал прочь; а тебе, господину своему князю великому, весь Псков кланяется от мала и до велика: и попы, и чернецы, и черницы, и сироты, и вдовы, и жены, и малые дети». Услыхав, что Александр уехал изо Пскова, Калита заключил с псковичами мир вечный по старине, по отчине и по дедине, после чего митрополит Феогност с новгородским владыкою благословили посадника и весь Псков 1329 г. Цитата из «История государства Российского» Карамзина Н. Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. Тогда Князь Тверской мог умереть великодушно, или в славной битве, или предав себя одного в руки Моголов, чтобы спасти подданных; но сын Михаилов не имел добродетели отца.
Видя грозу, он пекся единственно о собственной безопасности и думал искать убежища в Новегороде. Туда ехали уже Наместники Московские: граждане не хотели об нем слышать. Между тем Иоанн и Князь Суздальский, верные слуги Узбековой мести, приближались ко Твери, несмотря на глубокие снега и морозы жестокой зимы. Малодушный Александр, оставив свой добрый, несчастный народ, ушел во Псков, а братья его, Константин и Василий, в Ладогу.
Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича.
История государства Российского. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.
Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар. Соловьев С. История России с древнейших времен: В 15 кн. Источниковедческие исследования этих памятников показали, что в них наличествуют поздние наслоения. Ранние достоверные свидетельства о восстании содержат Новгородская первая летопись старшего извода и вторая часть «тверской» версии, дошедшая в составе Рогожского летописца и Тверского сборника. Сопоставление даты восстания 15 августа 1327 г. Что касается характера восстания, то, согласно тверской версии, оно носило стихийный характер, будучи ответом на чинившиеся татарами притеснения, а по новгородской - инициатива избиения татар исходила от великого князя.
Последнее может быть интерпретацией новгородского летописца - современника событий, сделанной в начале 30-х годов XIV в. Иван Калита, узнав о случившемся, отправился в Орду. Александр Михайлович бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в Псков. В 1329 г. Последний вынужден был бежать в Литву, но спустя два года вернулся оттуда и сел в Пскове «из руки» великого князя литовского Гедимина. Здесь он княжил 6 лет. После смерти в 1331 г. Александра Васильевича Иван Калита вновь отправился в Орду.
Здесь путем щедрых даров и обещания больших выплат ему удалось получить все великое княжение и вдобавок половину Ростова.
На тот момент тверской князь Александр Михайлович был великим князем Владимирским и мог надеяться на поддержку других русских князей в борьбе против Орды. Но вместо этого московский князь вместе с ордынским войском принял участие в подавлении восстания. Назовите московского князя, участвовавшего в подавлении восстания.
Последствия А они были. Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо.
Иван Калита поспешил в Орду, предложив хану Узбеку помощь в наказании непокорной Твери. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. А великокняжеский ярлык достался Ивану Калите. Князь Александр Михайлович вернулся на Тверское княжение в 1338 году. Но властвовал только год, а в 1339-м, его вместе с сыном Федором казнили в Орде по приказу Узбека и, как считают, по навету Ивана Калиты. Иван Калита Вот так шла к власти и будущему величию Москва.
Не всегда пути были праведными. Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет 80.
Тверское восстание в 1327 году
Чолхан со свитой укрылся в княжеском дворце — в котором и был сожжен заживо со всей своей свитой. Перебили всех татар и ордынских купцов находившиеся в Твери. У историков мнение не однозначно по поводу роли князя Александра. Как считает Карамзин, князь сам собрал вооруженное ополчение и возглавил его. По мнению современных историков, восстание вспыхнуло без вмешательства Александра, но с его молчаливого согласия. Федорчукова рать Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее. Антиордынское восстание в Твери было выгодно Москве.
Московский князь воспользовавшись неожиданной удачей отправился в Золотую Орду. Иван Калита заверил хана в преданности и предложил военную помощь против восставших. Из Орды князь возвратился с пятью туменами татар 50 000 воинов под началом полководца Федорчука христианина. К ним присоединился и князь Александр Васильевич Суздальский. Карательный поход из 5-ти туменов степняков, полков московского и суздальского князей выступил на Тверь. Этот поход вошел в историю как «Федорчукова рать».
Среди населения ходили различные слухи о коррупции чиновников, злоупотреблениях власти и несправедливом распределении ресурсов. Эти слухи вызывали еще большее недовольство населения и усиливали его готовность противостоять власти. Неспокойство и недовольство были распространены не только среди крестьян, но и среди торговцев, ремесленников и даже некоторой части дворянства. Высокие налоги, ограничения на торговлю и другие факторы приводили к экономическим трудностям и создавали недовольство даже среди ранее преданных сторонников Ярослава Халифа IV.
Сказывался также процесс усиления общественного сознания и возрастание образованности населения. Развитие печати и доступность книг позволили людям получить информацию о происходящих в стране событиях и оценить действия власти с более критической точки зрения. Распространение недовольства населения представляло серьезную угрозу для власти и стабильности государства. Оно стало одной из основных причин возникновения и успешного развития антиордынского движения в Твери, которое привело к крушению правления Ярослава Халифа IV и смене режима.
Антиордынское восстание в Твери: ход событий Антиордынское восстание в Твери, произошедшее в XIV веке, было одним из наиболее значимых событий в истории города. Управление Тверью осуществлялось Ордой Золотой Орды, что приводило к экономическому и политическому угнетению русского населения. Восстание началось в 1327 году, под руководством купца Иоанна Даниловича. Восставшие обратились к помощи Великого князя Тверского Михаила Юрьевича.
Благодаря его поддержке восстание превратилось в национальное движение против ордынского ига. Восставшие граждане Твери взяли Кремль, пленяли и уничтожили несколько монгольских гарнизонов. Они также установили контроль над городским управлением, провозгласив Иоанна Даниловича главой города. Однако ордынские войска не собирались сдаваться.
Императору орды Золотой Орды было известно о происходящем восстании, и его Командующий назначил нового хана, который должен был подавить бунт в Твери. В 1328 году новый хан направил на Тверь огромную армию осаждать город. Однако восставшие тверичи не собирались сдаваться и долго сопротивлялись врагу. Они использовали тактику партизанской войны, а также сплотились национальным единством.
Осада длилась почти год. Горожане Твери сражались не только против монголов, но и против голода и эпидемий. Однако благодаря стойкости и решимости, в июне 1329 года они смогли отразить атаку осаждающих и заставить ханскую армию отступить. Победа восставших тверичей была значительным событием для всего русского народа.
Восстание стало примером сопротивления власти Орды и показало, что национальное единство и решимость могут победить даже самую мощную армию. Антиордынское восстание в Твери оказало серьезное влияние на ход исторического развития Руси. Оно позволило Твери стать одним из центров противостояния Орды и способствовало формированию сильного государства на северо-западе Руси. Антиордынское восстание в Твери остается ярким примером героизма и решимости русского народа в борьбе за свободу и независимость.
Оно продолжает жить и воспеваться в истории Тверского края, напоминая о силе и единстве, которые в нас есть.
Значение и значение антиордынского восстания Антиордынское восстание в Твери Причиной восстания стало недовольство населения Тверской земли экономическими и социальными условиями, а также ростом притеснений со стороны Монгольской Орды. Крестьяне и горожане Твери требовали освобождения от покорности орде и восстановления своих прав и свобод. Организацией и руководством восстания занимался Тверской князь Михаил Александрович. Он сумел объединить различные слои общества, включая княжескую знать, военные дружины и крестьян.
Кроме того, Михаил Александрович сумел установить союз с другими княжествами Руси. Восстание началось в 1370 году. Вооруженные отряды восставших под командованием Михаила Александровича сумели отразить гонения со стороны ордынских войск и добиться значительных успехов в борьбе против них. Они освободили множество городов и земель от ордынского ига, восстановили свою независимость и права. Однако, в 1375 году, восстание было подавлено ордынскими войсками.
Михаил Александрович был пленен и отправлен в Кафу, где скончался под сомнительными обстоятельствами. Последствия восстания были трагическими для Тверского княжества — города были разрушены, многие люди погибли, а область вновь подверглась игу Монгольской Орды. Тем не менее, антиордынское восстание в Твери стало важным этапом в борьбе русских земель против Орды. Оно стало примером сопротивления и вдохновило многих других князей и народов на борьбу за свободу. Исторический контекст и причины восстания В конце XIV века в Великом княжестве Тверском насчитывалось множество неразрешенных социальных и экономических проблем, которые стали катализаторами антиордынского восстания.
Эти проблемы в значительной мере были вызваны внешней политикой Золотой Орды в отношении Тверского княжества. Главной причиной восстания являлась непосредственная экономическая эксплуатация Тверского княжества Золотой Ордой. Орда требовала от Князя значительные платежи в виде дани и данников, что приводило к истощению ресурсов и населения княжества. Кроме того, ордынцы вмешивались во внутренние дела Тверского княжества, поддерживая конфликты и разжигая недовольство среди знати и простого населения. Второй причиной было усиление централизованной власти Московского княжества, которое стремилось установить контроль над Тверским княжеством.
Это вызывало апатию у тверских князей и их знати, которые не видели перспективы своего развития и самостоятельности.
Как и когда началось восстание против Орды в Твери В знак протеста против монгольского игмиграционного управления местное население восстало, заблокировало проход между реками Тверца и Тмакша и требовало от Джучи, главного управляющего Орды, отмены игмиграционного управления и установления справедливой налоговой системы. Восставшее население также выразило свое нежелание платить традиционные дань и пошлины Орде. Восстание в Твери привлекло внимание и других городов Русской земли. Вскоре боевики из Новгорода и Пскова пришли на помощь тверским повстанцам. Это привело к распространению восстания на другие регионы России и затянувшейся войне против Орды.
И хотя в конечном итоге антиордынское восстание в Твери было подавлено, его значение в российской истории трудно переоценить. Восстание против Орды привнесло идею национального единения на Русскую землю и стало одним из этапов пути к освобождению от монгольского ига. Основные лидеры и участники антиордынского движения Антиордынское восстание в Твери в начале XIV века имело своих основных лидеров и участников, которые сыграли важную роль в борьбе против монгольского иго и местных татарских правителей. Один из главных лидеров восстания был князь Михаил Тверской. Он отличался не только высоким родословным происхождением, но и политическими навыками. Михаил активно боролся против татарского влияния, стремясь восстановить независимость Тверского княжества.
Он сумел объединить своих сторонников и предоставить им организованное вооруженное сопротивление. Также значительную роль в восстании сыграл князь Александр Невский, который вёл активную политику против нашествия Тевтонского ордена. Он показал себя искусным военачальником и политиком, способным собирать поддержку народа и сохранять единство во время сложных боевых действий. Александр Невский также сумел добиться сотрудничества со своими союзниками в борьбе против Монгольской власти. Другим важным лидером антиордынского движения был великий князь Ярослав Тверской. Он продолжил дело своего отца Михаила Тверского, становясь одним из сторонников активной политики против монгольского иго.
Ярославу удалось укрепить и расширить влияние Тверского княжества, основав своей княжество независимой силой, не подчиненной ордынским правителям. Большую роль в антиордынском движении сыграли и другие бояре и дружины Тверского княжества. Они помогали в лидерстве и оказывали силовую поддержку во время сражений с татарскими войсками. Крестьяне и горожане также активно участвовали в восстании, проводя протестные акции и забастовки, требуя свободы и праведности. Причины возникновения антиордынского восстания в Твери Антиордынское восстание в Твери, которое произошло в XIV веке, было вызвано неудовлетворенностью населения истолкованием Тверского княжества под властью Монгольской орды.
Антиордынское восстание в Твери
История и причины Антиордынское восстание в Твери произошло при правлении князя Михаила Александровича в 1335 году. Во время антиордынского восстания в Твери при правлении князя Ивана Калиты были предприняты ряд мер для подавления мятежников и восстановления порядка в городе. 15 августа 1327 года вспыхнуло восстание, которое началось с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона.
6 причин антиордынского восстания в Твери
Антиордынское восстание в Твери миниатюра. Карательный поход на Тверь 1327. Поход Ивана Калиты на Тверь. Восстание в Твери Иван Калита. Антиордынскаое восстание втври. Восстание в Твери 1327 г..
Восстание в Твери против Ордынцев. Подавление Восстания в Твери 1327 год. Восстание в Твери 1327 Александр Михайлович. Тверское восстание 1327 князь. Восстание в Твери против родственника хана Чолхана.
Федорчукова рать 1327. Разгром Твери 1327. Последствия Тверского Восстания 1327 года. Тверское восстание 1327. Восстание в Твери 1327 картина.
Восстание в Твери 1327. Восстание в Твери 1327 карта. Последствия Восстания в Твери 1327. Восстание в Твери против татар произошло в:. Чолхан восстание в Твери.
Восстание в Твери 1327 участники. Причины Восстания в Твери 1327. Восстание 1327. Восстание в Твери 1327 миниатюра. Баскак Чолхан Калита восстание в Твери.
Восстание в Твери 1327 г участники. Тверь в 1327 году. Предпосылки Тверского Восстания 1327. Баскаки Иванов. Картина Баскаки художник Иванов.
Сергей Иванов картина Баскаки. Поход на Тверь 1327. Антиордынское восстание в Твери.
Связанный тем, что над ним нависла чуждая власть, он проявляет политическую беспомощность, бездеятельность и устраняется от активного участия в надвигающихся событиях. Его тактика — это тактика выжидания: он воспользуется плодами восстания, если оно будет удачно, но он отведет от себя гнев хана в случае провала движения указанием на то, что он призывал народ к «терпению» и не принял участия в его действиях. Переходим к рассмотрению самого движения 15 августа 1327 г. Оно началось рано утром, «как торг сънимается».
И место восстания «торг» и время начало торговли очень показательны. Как раз там, где бывает больше всего горожан, и в те часы дня, когда замечается их особенный наплыв, должно было произойти решительное выступление против татар, которого многие, вероятно, ждали. Восстание вспыхнуло, казалось бы, по ничтожному поводу. Один дьякон, по прозвищу Дудко, вел лошадь «кобылицу младу и зело тучну» к Волге, чтобы напоить ее водой, татары отняли лошадь, дьякон закричал: «О, мужи тферстии, не выдавайте! Весь этот рассказ полон непосредственности. Здесь, как почти можно быть уверенным, нет ничего выдуманного. И в этом простом и как бы протокольном описании событий содержится целая концепция восстания, которую не надо привносить исследователю.
Вероятно, ни дьякон, спускавшийся к Волге, ни многие из тех, кто вышел в это утро на торг, не знали, что из-за его молодой кобылицы разыграется кровавая драма. Но призыв дьякона к тверским «мужам» прозвучал как набат и был ими воспринят как таковой именно потому, что все ждали чего-то такого, что должно поднять народ. Народное терпение было настолько истощено, что скрытый гнев мог прорваться в любой момент наружу. К месту «сечи» подходили все новые люди «сътекошася человеци» , началось было смятение «смятошася людие» , но оно быстро сменилось в какой-то мере организованным народным выступлением. Это произошло потому, что зазвучали приведенные в ход чьими-то руками все имевшиеся в городе колокола «и удариша. И далее, судя по рассказу, действует уже не случайная кучка людей, привлеченная криком ограбленного дьякона, а выступает «град», как организация горожан, принявшая определенное решение на вече, как общенародном собрании «и сташа вечем, и поворотися град весь, и весь народ, в том часе събрася…». Разбираемый текст содержит, во-первых, рельефное противопоставление поведения татар, расцениваемого автором как полнейший произвол «самовластие» , и тверских горожан, дающих этому произволу единодушный отпор.
Столь же рельефно показано нарастание событий и переход их в высшее качество. Если дело началось, со столкновения с иноземными насильниками части горожан, заступившихся за своего земляка, и это столкновение грозило перейти в стихийно ширившееся, но беспорядочное побоище, то в ходе движения оно принимает характер общенародного движения, направляемого вечем и проходящего под определенными лозунгами. Эти лозунги, подготовленные, как можно думать, еще раньше, а сейчас выдвинутые на вечевом собрании, призывали к уничтожению всех татар, вплоть до самого Чол-хана. Из приведенных слов ясно, что избиение татар было делом не просто возбужденной, разошедшейся и не знавшей удержу толпы. Автор описания тверских событий 15 августа 1327 г. И производилась расправа, как можно судить по приведенному тексту, не беспорядочно, а в соответствии с каким-то, хотя и в весьма общих чертах, намеченным планом, «по ряду», т. Этот план, конечно, повторяю, лишь в самых грубых контурах определявший линии восстания, предусматривал, чтобы в конце концов не осталось никого из татар, кто мог бы сообщить в Орду о случившемся «не оставиша и вестоноши».
И только пастухи, пасшие конские стада в окрестностях Твери, воспользовавшись наиболее быстроходными конями, ускакали на них в Орду и Москву, принеся туда весть об убийстве Чол-хана «…иже на поли пастуси стадо коневое пасущей, тии похватавше лучшей жеребци, и скоро бежаша на Москву и тамо возвестиша кончину Шевкалову». На этом заканчивается рассказ современника о тверском восстании 15 августа 1327 г. Другой автор, включивший этот рассказ в текст летописного свода, говорит о последующих событиях на Руси. Из Золотой орды была прислана «на землю Русскую» карательная экспедиция «рать» во главе с пятью «темниками», из которых особенный страх внушал народу «воевода» Федорчук. Множество русских людей было перебито татарами, некоторые взяты в плен, Тверь и города Тверской земли сожжены. Тверской великий князь Александр, «не трьпя безбожныя их [татар] крамолы», бежал с семьей в Псков, «оставль княжение Русское и вся отъчствиа своя». Тогда же в Орде был убит князь Иван Ярославич рязанский.
Сокрушаясь по поводу всех этих несчастий, обрушившихся на Русь, летописец в то же время видит в них результат антитатарского восстания тверских горожан, не послушавшихся своего князя, который «трьпети им веляше». Религиозно-моралистический аспект летописного повествования осложняется определенной политической тенденцией в той его части, где автор говорит о Москве и московском князе Иване Даниловиче Калите. Умалчивая об участии последнего в действиях карательной экспедиции, прибывшей из Золотой орды, летописец пишет: «великыи же Спас, милостивыи человеколюбець господь своею милостию заступил благоверного князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отъчину от иноплеменник, поганых татар». Из летописного контекста следует, что здесь перед нами не просто молитвенное обращение к господу богу, а определенная политическая формула под религиозной оболочкой. Слова «великий милостивый Спас» указывают на Спасский собор в Твери и олицетворяют Тверское княжество как одну из богом хранимых русских земель. На мой взгляд, в приведенном выше тексте, если сопоставить его с введением к рассказу о тверском восстании, можно уловить примерно такую мысль: бог наказал за грехи русских людей Тверскую землю; тверичи не захотели терпеть этого наказания и восстали; за это их земля еще раз была предана огню и мечу со стороны иноплеменников; но тем самым Тверь искупила грехи русского народа, приняла на себя весь божий гнев, обрушившийся на нее в лице «Федорчуковой рати», и спасла от возмездия всевышнего другие русские земли и прежде всего Москву. В рассматриваемом летописном тексте мы можем вскрыть и религиозную философию, и политическую концепцию.
Мы можем найти в нем и осуждение правда, в спокойно-повествовательном тоне инициативы народа, учинившего избиение татар, и косвенное хотя и весьма завуалированное оправдание действий Ивана Калиты, выступившего вместе с татарскими темниками против своих же соотечественников о чем прямо вообще не говорится. Наконец, чувствуется защита летописцем своего собственного тверского князя Александра Михайловича от возможных обвинений и со стороны Орды — в противодействии ей доказывается его непричастность к антитатарскому восстанию и даже отрицательное к нему отношение , и со стороны русских людей — в измене национальному делу указывается, что он не мог. Наконец, внимание летописца устремляется на деятельность тверских князей Константина и Василия Михайловичей по восстановлению Твери после татарского погрома. В его повествовании здесь опять звучит мотив о Твери как богохранимом городе, о том, что милость «великого Спаса» распространяется на тех, кто «избыл от безбожных татар» и вернулся «по своим местом». Люди, понесшие наказание и теперь «преставшеот тугы», думают о возведении божиих церквей, «дабы в них молитва опять была»[1628]. Когда и в каких кругах могла сложиться такая концепция восстания 1327 г.? Думаю, что при дворе тверских князей, вскоре после того, как Иван Данилович Калита получил ярлык на великокняжеский стол, а Тверь несколько оправилась от татарского погрома.
Политические позиции тверских князей были слабы. Им надо было ладить и с Москвой и с Ордой. Эта политическая неустойчивость нашла отражение и в той оценке восстания в Твери, которая дана в Рогожском летописце и в Тверском сборнике. Но ценность этих двух памятников летописания заключается в том, что при всей их тенденциозности они воспроизводят наиболее близкую к реальной действительности версию о тверском восстании 1327 г. Указанные летописные памятники довели до нас живой и яркий рассказ современника, полный интересных деталей, позволяющих воссоздать конкретную, социально и политически насыщенную картину антитатарского выступления тверских горожан. Картина эта далеко не укладывается в ту схему русско-татарских отношений, которая создана летописцем, своей жизненностью она разрывает сеть морально-религиозных сентенций, им сплетенных. В связи с рассказом Рогожского летописца и Тверского сборника о событиях 1327 г.
Таким памятником устного народного творчества является песня о Щелкане Дюдентевиче, сохранившаяся в четырех вариантах: 1 одном наиболее раннем и наиболее полном «Сборник Кирши Данилова» середины XVIII в. Гильфердинга 70-х годов XIX в. Лишь в полном варианте песни говорится о деятельности Щелкана в Твери и его убийстве, в вариантах сокращенных конец песни утрачен. Седельников предполагал, что песня о Щелкане Дюдентевиче возникла в годы царствования Ивана Грозного, а сюжетом для нее послужили те насилия, которые чинил в Твери в 1569 г. Но точка зрения А. Седельникова не принята в советской исторической науке и ряд более поздних исследователей Н. Воронин, И.
Будовниц и др. Анализ песни о Щелкане Дюдентевиче в основу которого должен быть положен наиболее полный ее текст, с дополнительным привлечением сокращенных вариантов убеждает в том, что в ней прежде всего нашло отклик тверское восстание 1327 г. Начальным местом действия, на котором завязывается песня, является Большая орда «А и деялося в Орде, передеялось в Большой». Поскольку здесь фигурирует Большая орда очевидно, наряду с какими-то другими ордами, песнею не называемыми , можно думать, что текст песни относится не к XIV, а к XV в. Об этом же свидетельствует и образ хана «Азвяка Тавруловича» «Возвяка Таврольевича» , нарисованный в песне с известным сатирическим оттенком: «На стуле золоте, на рытом бархате, на червчатой камке сидит тут царь Азвяк, Азвяк Таврулович, суды рассуживает и ряды разряживает, костылем размахивает по бритым тем усам, по татарским тем головам, по синим плешам». Изображенный таким образом «Азвяк Таврулович» не внушает особого почтения или страха, а скорее вызывает насмешки. Ничего не пожаловал он сначала лишь своему любимому шурину по другим вариантам — «зятюшке» Щелкану Дюдентевичу.
Откуда взяла песня эти сведения? Ведь наиболее ранние летописные тексты, касающиеся Чол-хана Щелкана , ничего не говорят о пожалованиях ханом Узбеком русских городов своим слугам. Вероятно, это какое-то осмысливание русско-ордынских отношений прошлого в свете более поздних событий. Не могло ли найти поэтическое преломление в песне то обстоятельство, что во время нашествия на Русь Едигея в 1409 г.
Это предположение подтверждается и некоторыми дальнейшими наблюдениями.
Песня указывает, что Щелкан Дюдентевич первоначально не получил в дар от хана города на Руси, так как в тот момент, когда хан распределял города, «его дома не случилося, уезжал то млад Щелкан в дальнюю землю Литовскую, за моря синие[1634], брал он, млад Щелкан, дани, невыходы, царски невыплаты». Итак, Щелкан поехал из Орды собирать дань в Литву в тот момент, когда в Орде шел раздел русских городов между ханскими шурьями. Значит, «царь Азвяк» и его приближенные стремятся поживиться и за счет русских и за счет литовских земель. Конечно, перед нами памятник поэтического творчества, непременным элементом которого является вымысел, фантастика. Но и вымысел обычно возникает на основе сплетения каких-то элементов реальной действительности.
И в песне о Щелкане, думается, отразился какой-то период в истории Орды, когда она, наступая на Русь, старалась усилиться и за счет ослабления Литвы. Таким периодом было время Едигея, который, по свидетельству русской летописи, натравливал друг на друга Московское и Литовское княжества «…вражду положи межи има…» [1635]. Картина сбора дани Щелканом в Литве характерна, поскольку она показывает, как в народном сознании запечатлелись те насилия и бесчинства, которые творили татаро-монгольские захватчики на Руси. Щелкан «с князей брал по сту рублев, с бояр попятидесят, с крестьян по пяти рублев; у которого денег нет, у того дитя возмет; у которого дитя нет, у того жену возмет; у которого жены-то нет, того самого головой возмет». Здесь перед нами не только поэтические образы.
Здесь ряд бытовых деталей, характеризующих социальные отношения и осознание этих отношений народом. Хотя, говорит песня, с князей и бояр Щелкан брал гораздо большие денежные суммы, чем с крестьян, но вся тяжесть сбора недоимок падала на крестьянство под этим термином, очевидно, имеется в виду и сельское и городское население , у которого уже ничего не осталось для уплаты татарам. Должникам приходилось продавать в рабство жен, детей, самим отрабатывать долг по выплате дани, становясь холопами. Пожалуй, еще более красочная картина фискального нажима на население, проводившегося Щелканом Дюдентевичем, дана в тех вариантах песни, которые приведены Гильфердингом: «Он де с поля брал по колосу, с огороду по курици, с мужика по пяти рублей» или: «чорт-от с улицы брал по курицы, со избы брал он по петуху, со бела двора он по добру коню». Интересно, что, во-первых, объектом взысканий здесь являются не князья и бояре, а тяглое население; во-вторых, хорошо показан урон, который наносили эти взыскания народному хозяйству в городе и деревне.
Характеристика результатов деятельности Щелкана, приведшей к массовому разорению и закабалению народа, дана в песне в вариантах, записанных Гильфердингом в следующих выражениях: «у Щелкана не выробишься, со двора вон не вырядишься» или: «где ли Щелкан побывал, как будто Щелкан головней покатил». Образ Щелкана Дюдентевича, возвратившегося из Литвы на дорогом коне, с богатой сбруей, олицетворяет облик татаро-монгольского захватчика, разбогатевшего на грабеже завоеванного трудового населения. В то же время вырисовывается фигура ханского приспешника, для которого «царь Азвяк» не жалеет даров и который хвастается царской милостью. Не тем узда дорога, что вся узда золота, она тем узда дорога — царское жалованье, государево величество; а нельзя, дескать тое узды ни продать, ни променять и друга дарить, Щелкана Дюдентевича». Приехав из Литвы, Щелкан обращается к хану с просьбой пожаловать его «Тверью старою, Тверью богатою» другой вариант: «Тверью славною», «Тверью богатою» , «двумя братцами родимыми, дву удалыми Борисовичами».
Здесь песня воспроизводит реальный факт посылки в Тверь в 1327 г. В эпитетах, которыми награждается этот город, чувствуется гордость за него. Можно думать, что песня возникла в среде горожан и отразила их настроения. Удалые братья Борисовичи — это, как хорошо доказал Я. Лурье а его доказательства подкрепил дополнительными соображениями Н.
Воронин , тверской тысяцкий с братом, потомки Бориса Федоровича Полового. Характерно, что в песне Тверской посад неразрывно связывается с тысяцкими, как представителями городского населения. Щелкан просит хана пожаловать его Тверью и передать под его власть тверского тысяцкого с братом. Не лишнее ли это доказательство того, что песня сложилась в среде горожан? Тысяцкие были выходцами из боярства, но их политический авторитет в значительной мере определялся тем, в какой мере их поддерживают горожане.
Щелкан выполнил предложение хана, и тот отдал ему Тверь. В чем смысл этого эпизода? Прежде всего подчеркивается кровожадность Щелкана. Прототипом для этого образа злодея, упивающегося кровью своего сына, мог служить не только Чол-хан вторая четверть XIV в. Характерно, что летопись называет последнего «кровожелательным зверем»[1637].
При этом летопись указывает, что кровавые замыслы Едигея распространялись на московского князя Василия I Дмитриевича, которого он, скрывая эти замыслы, называл своим сыном «зломысленыи же Едигеи, иже иногда зовыится отцомь Васильеви, яд же аспиден под устнами его скрывая ношаше, ненавидя любляше, на любимаго еже именоваше сына собе Василья время похыщь, вместо добра съгубительством неусыпно грядаше»… [1638]. Если сопоставить между собой имеющуюся в песне деталь с кровью убитого сына, выпитой Щелканом, и рассказ летописи о кровожадном Едигее, расставляющем сети своему названному сыну — московскому князю, то, может быть, можно более глубоко понять значение первого эпизода в общем поэтическом замысле всего произведения. Не означает ли по этому замыслу испытание, предложенное ханом Щелкану, своего рода проверку: сможет ли он повести себя в Твери так, чтобы сломить сопротивление местного князя, хватит ли у него для этого злобы и коварства? И характерно, что тверской князь в песне не фигурирует. Очевидно, потому, что по идее песни, князя Щелкан сумел смирить, устранить, на это у него хватило тех качеств, при наличии которых, как думал хан, он только и мог рассчитывать удержаться в Твери.
Но он не мог сломить народ. Собственно говоря, здесь проводится та же идея, которая пронизывает и летописный рассказ о восстании в Твери, помещенный в Рогожском летописце и в Тверском сборнике: народ восстал помимо князя. Так, вероятно, было и в действительности. В вариантах песни, приведенных Гильфердингом, содержится один эпизод, отсутствующий в записи Кирши Данилова. Щелкан перед отъездом в Тверь заехал проститься к своей сестре Марии Дюдентевне.
Она возмущенная его поступком с сыном встретила и проводила его неласково, назвала «окаянным братом» и пожелала ему гибели: «Да чтобы тебе, брателку, да туда-то уехати, да назад не приехати, да остыть бы те, брателко, да на востром копье, на булатнем на ножичке». В поэтическую канву песни картина встречи и прощания Щелкана с сестрой вставлена и для того, чтобы еще раз охарактеризовать последнего устами Марии Дюдентевны как кровожадного злодея, и с тем, чтобы придать этой встрече значение своего рода пророчества относительно будущей судьбы Щелкана в Твери. Историческую основу рассматриваемого эпизода могли составить поэтически преломленные, реальные факты того участия, которое вольно или невольно принимали представительницы ордынской знати в русских делах. Не послужила ли прототипом Марии Дюдентевны сестра хана Узбека Кончака после крещения Агафья , ставшая женой московского великого князя Юрия Даниловича и по слухам отравленная в Твери? Оценивая поведение Щелкана Дюдентевича в Твери, песня подчеркивает два момента: 1 Тверь — это город, население которого живет давними традициями городских «вольностей»; 2 Щелкан стал эти «вольности» подавлять и за это поплатился.
В самом деле, когда в песне говорится, что «и в те поры млад Щелкан он судьею насел в Тверь ту старую, в Тверь ту богатую», определения «старая», «богатая», встречавшиеся не раз и раньше, нельзя рассматривать как простой припев. Дело и не просто в экономической характеристике Твери. В данной характеристике звучит также социально-политический мотив: Тверь — это город, жители которого исстари обладали определенными правами, и нарушать последние безнаказанно нельзя. Подобная идея рельефно выступает и из дальнейшего рассказа, посвященного поступкам Щелкана в качестве судьи. И вдовы-то безчестити, красны девицы позорити, надо всеми наругатися, над домами насмехатися».
Здесь в вину Щелкану вменяется не столько ущемление экономических интересов жителей, сколько надругательство над ними, нанесение урона их чести. Другими словами, речь идет об ущемлении прав горожан. Таким образом, песня дополняет материал летописного рассказа по вопросу о причинах восстания в Твери в 1327 г. Такой причиной, безусловно, является нарушение ордынским ставленником старинных городских «вольностей». Чол-хан подчинил себе тысяцкого, присвоил суд над горожанами, вероятно, стал стеснять вечевые порядки.
Песня обо всем этом доводит до слушателя в образах, наиболее понятных, наиболее действующих на воображение и вызывающих непосредственные эмоции гнев, возмущение. И вот в Твери начались волнения. Проявление народного недовольства, судя по песне, вылилось последовательно в те же две формы, которые отмечает и летописный рассказ, включенный в Рогожский летописец, и в Тверской сборник. Дело началось с подачи жалоб, кончилось восстанием. Только жалобы, если верить летописи, приносились князю Александру Михайловичу, а если следовать песне, — «двум братцам родимым, двум удалым Борисовичам», т.
Другими словами, в устном народном творчестве движение 1327 г. В действительности, вероятно, имело место обращение и к князю версия летописи , и после того, как князь занял позицию нейтралитета к тысяцкому версия песни. Когда мы разбирали рассказ Рогожского летописца и Тверского сборника, мы отмечали, что из него видно, как выступление тверских горожан при всей его стихийности подчинялось чьей-то руководящей руке. Но летописный материал не давал возможности определить, чья это была рука. А песня позволяет это сделать.
По имени первого из них летописцы и назвали этот поход Орды Федорчюковой ратью. Хан повелел идти на Тверь войной и дружинам русских князей — московскому, суздальским и другим. Уклонение от расправы над мятежниками ордынцы могли расценить только как измену их великому хану. Карательное войско двинулось в поход зимой, по замёрзшему руслу Волги, что позволяло Ивану Даниловичу и князьям Суздальской земли уберечь свои владения от опустошительных действий ордынской конницы. Тверские князья с семьями бежали из города, а княжество покрылось дымом пожарищ. Вместе с ордынцами опустошали эту землю и дружины князей Москвы и Суздальщины. Летописи того времени удивительно кратко сообщают о походе Федорчюковой рати и участии москвичей в разорении Твери. Такие исследователи, как Н. Борисов, считают, что это, возможно, следы работы московских летописных редакторов XV — XVI веков, не желавших вспоминать о таких тёмных пятнах в биографии основателя могущества Москвы, как участие в татарском погроме. Тверичи защищались отчаянно, но силы были не равны.
Помимо Твери был также опустошен Кашин и другие города. Новгородцы, в землях которого укрылись братья великого князя Александра Тверского Константин и Василий, откупился от ордынцев, отправив к ним послов «со многими дары и 5000 рублёв новгородцких». Войско Золотой Орды возвращалось в степи, обременённое награбленным добром, уводя с собой многотысячный полон. В Сарае понимали, что Русь могла платить огромную дань только в условиях относительного покоя и порядка. Летом 1328 года русских князей вызывали в Орду. Хан Узбек разделил великое княжение: Ивану Калите отдавалась Костромская земля и половина ростовского княжества. Суздальскому князю Александру Васильевичу, тоже принимавшему участие в походе на Тверь, достались Владимир и Нижний Новгород. На Тверское княжение ярлык получает Константин Михайлович, а его брат — на Кашинский удел. Самой большой победой Ивана Даниловича при разделении великого княжения стало то, что хан оставил за ним богатый Новгород, где уже сидели московские посадники. Новгородцы, приславшие послов в Орду, сами просили за московского князя.
В том же 1328 году хан Узбек передал под управление Москвы ещё три огромных территории с городами Галич, Белоозеро и Углич. Разделение великого княжества на Руси просуществовало на Руси всего три года. После кончины суздальского князя хан Узбек передал его долю в руки Ивана Калиты, исправно платившего дань Орде. Случилось это важное в истории Москвы событие в 1331 году. Теперь величие Твери безвозвратно ушло в прошлое. Получив главенство среди многочисленных русских князей, Иван Данилович важнейшей своей государственной заботой назвал мир. Он хотел дать Руси покой, обеспечив созидательный труд горожан и селян, прекратить приходы ордынских «ратей». Для того времени трудно даже представить, сколь сложной виделась эта задача. Летописец, сообщая о получении великого княжения Иваном Калитой, писал: «И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и пересташа погани воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы многыа тягости, от насилиа татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земле». Русь с 1328 до 1368 года получила передышку от ордынских нашествий на 40 лет!
Передышка эта стала возможной только потому, что Иван Калита и его сыновья-наследники — Семён Гордый и Иван Красный сумели обеспечить полную и своевременную выплату дани с русских земель. Хан Узбек, правивший 28 лет, и сменивший его Джанибек были удовлетворены этим и не мешали усилению московского князя. Общая характеристика средневековой книги. Характер средневековой культуры С конца 5 века в истории Западной Европы началась новая эпоха-эпоха Средневековья. На смену рабовладельческой общественно- экономической формации пришел феодальный строй. В жизни народов наступили новые отношения как в области экономики и политики, так и в области культуры. На развалинах завоеванной северными народами западной Римской... День Конституции Российской Федерации 12 декабря До 1977 года этот праздник отмечался 5декабря, в день принятия Конституции 1936 года. Затем праздник был перенесен на 7 октября день принятия новой конституции СССР - «Конституции развитого социализма». Традиция празднования Дня Конституции продолжена в современной России.
Земские соборы. Итак, в текущем управлении государством московское правительство пользовалось услугами высших чинов военно-служилого класса, приказных людей - дьяков и подьячих, и выборных от посадских людей и крестьян. В трудные минуты , при решении каких-либо чрезвычайной важности вопросов, московские государи стали созывать советы всей земли - высшее... События 1327года В 1327 г. Восстание 1327г. Вызвано произволом и насилиями, чинимыми баскаком наместником Чол-ханом, посланным ханом Золотой Орды Узбеком в Тверь для сбора дани. Прибыв в город, Чол-хан изгнал из дворца великого князя Александра Михайловича, воины его отряда стали грабить и оскорблять горожан. Попытки тверичей жаловаться князю не имели успеха: князь "трьпети им веляше" По другой версии Александр возглавил народ.
Антиордынское восстание в Твери: история и последствия
Тверь и Москва стали соперничать между собой за титул "столицы" бывшей Киевской Руси, ставшей частью Улуча Джучи. Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером. первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. Тверское восстание 1327 года (русское: Тверское восстание) было первым крупным восстанием жителей Владимира против Золотой Орды. восстание в Твери (1327). Поиск. Смотреть позже.
Тверское восстание
Подавление Восстания в Твери 1327. Иван Калита подавление Восстания в Твери 1327. Антиордынское восстание в Твери миниатюра. Карательный поход на Тверь 1327. Поход Ивана Калиты на Тверь. Восстание в Твери Иван Калита.
Антиордынскаое восстание втври. Восстание в Твери 1327 г.. Восстание в Твери против Ордынцев. Подавление Восстания в Твери 1327 год. Восстание в Твери 1327 Александр Михайлович.
Тверское восстание 1327 князь. Восстание в Твери против родственника хана Чолхана. Федорчукова рать 1327. Разгром Твери 1327. Последствия Тверского Восстания 1327 года.
Тверское восстание 1327. Восстание в Твери 1327 картина. Восстание в Твери 1327. Восстание в Твери 1327 карта. Последствия Восстания в Твери 1327.
Восстание в Твери против татар произошло в:. Чолхан восстание в Твери. Восстание в Твери 1327 участники. Причины Восстания в Твери 1327. Восстание 1327.
Восстание в Твери 1327 миниатюра. Баскак Чолхан Калита восстание в Твери. Восстание в Твери 1327 г участники. Тверь в 1327 году. Предпосылки Тверского Восстания 1327.
Баскаки Иванов. Картина Баскаки художник Иванов. Сергей Иванов картина Баскаки.
Восстание в Твери 1327 картина. Восстание в Твери.
Борьба Москвы за великое княжение. Баскаки Иванов. Картина Баскаки художник Иванов. Сергей Иванов картина Баскаки. Иван Даниилович Калита 1325 - 1340.
Восстание Твери против Баскаков Чолхан. Восстание в Твери 1237. Восстание в Твери против Баскаков. Восстание в Твери против Чолхана. Подавление антиордынского Восстания в Твери участники.
Антиордынское восстание в Твери 1327 при каком Князе. Борис Артемьевич Чориков. Чориков Борис Артемьевич картины. Хан Чолхан восстание в Твери. Восстание в Твери Хан узбек.
Хан Щелкан. Баскаки восстание в Твери. Восстание в Твери против золотой орды. Федорчукова вать 1327. Восстание в Твери против татар произошло в:.
Щелкан Дудентьевич. Восстание против Дани Щепетева. Восстание против посадника Дмитра Мирошкинича. Баскаки в золотой Орде это. Баскак Чолхан Щелкан.
Тверское восстание Чолхан. Песня о Щелкане. Историческая песнь о Щелкане. Песнь о Щелкане Дудентьевиче. Песня о Щелкане Дудентьевиче.
Лисснер "восстание в Москве в 1648 году". Восстание баскака Чолхана. Подавление Восстания в Твери. В 1327 Г. В Твери вспыхнуло восстание.
Восстание в Новгороде 1257. Восстание против баскака Шевкала 1320. Восстание в Твери против золотоордынцев. Бунт в Твери. Восстание против Чолхана.
В Твери вспыхнуло восстание против Ордынского баскака чол-хана.
Уже прошло 90 лет, как монголы напали на Русь и поработили страну. Все погибли в неравном бою. Начало следующего, четырнадцатого столетия озарилось пламенем народных восстаний в русских городах против Золотой Орды. Тверское восстание 1327 года было одним из самых крупных на Руси народных выступлений против монгольского ига. Неудивительно, что этому событию русские летописи уделили особое внимание. В 1327 году хан Узбек послал в Тверь собрать дань своего двоюродного брата Чолхана.
Монголо-татарское иго тяготило русские земли.
Оно способствовало отставанию в развитии производительных сил, вело к потере политического суверенитета. Тверское восстание явилось закономерным итогом накопленного недовольства как правящей элиты, так и простого народа всевластием и произволом ордынцев. Причины и повод Причиной восстания в Твери в 1327 году стал конфликт между местными жителями и ордынским ставленником Щелканом. В сентябре 1326 в Орде был казнен тверской князь Дмитрий Грозные Очи, а ярлык на княжение передан следующему по старшинству брату — князю Александру Михайловичу. Около года он смог править относительно благополучно. Но летом 1327 года в Тверь приехал с огромной свитой двоюродный брат хана Узбека Чол-хан. В русских источниках чаще всего в его отношении используют имя Щелкан, но встречаются и другие варианты: Шевкал, Чолхан, Щелкан Дудентьевич или Дюденевич. Монгольский Хан Щелкан со своими помощниками поселились в княжеском дворце, вели себя вызывающе, грабили и избивали местное население.
По городу распространились слухи, что Щелкан хочет сместить тверского князя, а сам занять его место. Кроме того, местные жители опасались, что их силой начнут переводить в ислам. Непосредственным поводом, то есть «спусковым крючком» к началу восстания стал инцидент с дьяконом Дудко, произошедший 15 августа 1327. Летописи гласят, что он повел поить свою кобылицу на Волгу. Там он был замечен одним из членов свиты Щелкана, который попытался отнять у него лошадь. Дьякон призвал на помощь горожан, между ордынцами и местными жителями произошло первое кровавое столкновение. Ход восстания В восстании 1327 года обычно выделяют 3 этапа. Они связаны с динамикой развития повстанческого движения.
Этапы Тверского восстания: «Щелкановщина».
Тверское восстание в 1327 году
Одной из причин восстания в Твери в 1327 году стал конфликт между местными жителями и ордынским ставленником Щелканом. Тверское восстание 1327 года стало следствием недовольства населения Руси гнётом монгольского ига. Месть за гибель Чол-хана и подавление антиордынского восстания в Твери.
Накануне Куликовской битвы - русские против русских, Тверь и Москва (кое-что о прошлом)
Статья о безрассудном и самоубийственном антиордынском восстании в Твери, организованном великим Тверским князем Александром Михайловичем. В 1327 году в Твери вспыхнуло мощное антиордынское восстание. С помощью московского князя Ивана Калиты оно было жестоко подавлено, Тверь разорена. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом непосредственной экономической эксплуатации Золотой Ордой, усиления влияния Московского княжества и осадного положения Тверского княжества. Антиордынское восстание в Твери в 1327 году стало одним из этапов не только борьбы против монголо-татарского ига, но и противостояния Московского и Тверского княжеств в первой половине XIV века.