Страной с крупнейшими запасами лития в мире на самом деле является южноамериканская нация Чили. Литий — самый легкий в мире металл, большая часть которого уходит на производство незаменимого в производстве аккумуляторов карбоната лития.
Лития в Боливии все больше
В каких странах мира самые большие запасы лития - Русская семерка | Интерес к литию продолжает расти из-за его роли в литий-ионных батареях, которые питают электромобили (электромобили), и в результате внимание приковано к ведущим странам-производителям лития. |
Литиевая лихорадка: легкий металл стал самым ценным ресурсом года | Статьи | Известия | Верификация геологических исследований 1950-х показала прирост по запасам и по содержанию лития в месторождении примерно на 30%. |
Крупные залежи лития обнаружены на западе Ирана
Один рудник в Забайкалье перекрывал все потребности», — вспоминает Ворогушин. Электробусы с новогодним оформлением на площади Киевского вокзала в Москве. Например, летом 2019 года Росатом и министерство энергетики Боливии договорились о совместной разработке боливийских месторождений лития. Для аккумуляторов используют только высокочистый литий — такой производят на трех заводах в России, отмечает геолог. По сравнению со стоимостью сырья для китайских производителей аккумуляторов конечно удорожает, поскольку возникают дополнительные расходы на логистику», — объяснили «Экосфере» в пиар-службе компании. По словам Ворогушина, на данный момент Россия зависит от иностранных поставщиков лития и скачков цен на рынке, хотя было бы разумно создать собственное производство полного цикла. Любая нетрадиционная энергетика требует больших аккумуляторных мощностей», — отмечает Ворогушин. Переработать или найти альтернативу Чтобы литиевые батареи действительно стали «зеленой» альтернативой бензину, их следует правильно утилизировать. Причем это касается всех владельцев гаджетов, а не только электромобилей.
То же касается и электробусов: в Москве городская система утилизации налажена довольно хорошо. Большие литиевые аккумуляторы в России утилизируют давно. Проблема была именно с переработкой бытовых батарей от гаджетов и ноутбуков», — говорит координатор движения МосЭко и сооснователь экоцентра «Сборка» Анна Нафиева. В Санкт-Петербурге есть предприятие, которое утилизирует опасные отходы, но переработкой батарей оно не занимается. На заводе аккумуляторы отделяют от обычных батареек — чаще всего вручную. Затем отходы дробят, разделяя металлическую часть и внутренний электролит, а после из полученного содержимого с помощью химических процессов выделяют другие металлы — например, цинк, который используют в лакокрасочных изделиях. Люди часто выбрасывают старую технику на свалку, где ионные жидкости и металлы могут загрязнить почву и подземные воды. Ученые Бирмингемского университета пытаются найти способ сделать литиевые батареи более безопасными для переработки, а также продлить жизнь аккумуляторов.
В исследования было инвестировано около 120 млн фунтов стерлингов. Исследование элемементов литий-ионной батареи с помощью рентгеновского фотоэлектронного спектроскопа в Институте Гельмгольца. Например, автор книги об экономике и изменении климата «Борьба с огнем» Джонатан Нил уверен : «батареи не обязательно должны быть сделаны из лития».
Кроме того, Молабейги надеется, что Иран найдет экономически выгодный способ добычи этого сырья в связи с его растущим спросом на мировых рынках.
По данным Benchmark Mineral Intelligence, индекс цен на литий вырос на 182,6 процента в годовом исчислении по состоянию на середину декабря 2022 года. Аналитическая компания утверждает, что текущие 53 литиевых горнодобывающих предприятия стоимостью около 37,8 млрд долларов в год все равно не смогут удовлетворить мировой спрос на этот металл даже при условии активного наращивания производства, учитывая, что дефицит к 2030 году достигнет 605 000 тонн. После того, как санкции, наложенные Западом под предводительством Соединенных Штатов, подорвали экономику Ирана, правительство страны приняло меры по диверсификации экономики с уходом от нефтяной зависимости.
В то время как разработчики электромобиля стремятся увеличить и разносторонне развить литиевое производство, число новых необходимых литиевых проектов ограничено.
Мировые запасы лития в изобилии относительно текущего уровня потребления и прогнозов. Поэтому у действующих производителей есть достаточные возможности встретить рыночный спрос в следующие пять лет. Компании S. Более дешевое производство у Talison и широкая клиентская база помещают эту компанию в лучшее положение среди производителей сподумена.
Кроме того, с учетом географических границ, которые имеют действующие производители, Talison, поставляющая большую часть лития на китайские рынки, имеет влияние в наиболее быстро растущей части рынка. С учетом строящихся, запускаемых и находящихся на стадии исследования литиевых проектов и их производительности компании предсказывают возможность образования переизбытка лития на мировом рынке относительно спроса на металл. Из-за значительных капитальных затрат для организации новых мощностей и их развития, эксперты прогнозируют, что стадии коммерческого производства в следующие несколько лет достигнут немногие новые проекты, и в результате цены, вероятно, останутся на текущем уровне.
Соляные озера и выпаренный литий в Салар-де-Уюни. Но сам процесс выпаривания небыстрый, он может занимать до 18 месяцев.
После этого рассол нужно обогатить — отделить хлориды натрия, калия и магния. В результате получается сырье, из которого изготавливают аккумуляторы — в том числе для московских электробусов. По данным геологической службы США , подтвержденные мировые запасы лития на 2019 год составляют 17 млн тонн. В России хранится около 1 млн тонн запасов — литиевый потенциал страны сопоставим с Мали и Сербией. Как добыча влияет на природу Для выпаривания литиевых рассолов требуется огромное количество воды.
Например, чтобы добыть одну тонну металла, нужно израсходовать почти 2 млн литров! Проблема в том, что большинство известных месторождений богатого литием рассола находятся в засушливых высокогорьях на границе Боливии, Чили и Аргентины. На резервуары с рассолом воды хватает, а пастбища и поля зерновых остаются обезвоженными. При этом чилийские фермеры рассказывают, что до прихода добывающих компаний в регионе не было перебоев с водоснабжением. Фото: Sifan Liu, unsplash.
Зимой 2020 года жители района Ботикас, который имеет статус объекта всемирного сельскохозяйственного наследия, вышли на митинг против добычи лития. В результате правительство начало подготовку законопроекта о добыче полезных ископаемых, который ужесточит правила получения лицензий на добычу лития. При этом министр экономики Португалии Педро Сиза Виейра заверил, что при добыче металла «будут соблюдаться самые высокие экологические стандарты и применяться ответственные социальные методы». Еще одна проблема — возможная утечка химических веществ в систему водоснабжения. Такое несколько раз происходило на юго-западе Китая.
В 2013 году жители города Тагонга обнаружили в реке Лици мертвую рыбу, обвинив производителя лития в загрязнении воды. Власти приостановили работу шахты, но весной 2016 добыча продолжилась. Как обстоят дела с литием в России В России запасы лития есть, но его никто не добывает.
Иран занимает 4-е место в мире по запасам лития
Высокий спрос на литиевые батареи приведет к трехкратному увеличению объемов производства лития в мире в течение ближайших четырех лет. По данным Минпромторга на 2019 год, Россия занимает третье место в мире по сырьевой базе лития. В мире начался литиевый кризис. Согласно научным исследованиям, самые большие запасы лития находятся в следующих странах. Литий получил широкое распространение в мире благодаря производству литиевых батарей.
Разведанные запасы лития в Боливии выросли до 23 млн тонн
"Росатом" подписал соглашение о добыче лития в Боливии — 29.06.2023 — В мире на РЕН ТВ | На представленном графике показаны ведущие мировые страны-производители лития с 2012 года по 2022 и объём их добычи. |
Крупные залежи лития обнаружены на западе Ирана | Запасы лития на Колмозерском месторождении могут оказаться выше прогнозов. |
AP: США ищут у себя новые источники лития | «Впервые в Иране было обнаружено месторождение лития в Хамедане» на западе страны, цитирует информагентство слова официального представителя Министерства промышленности, шахт и торговли Ирана. |
ZDF: Россия получила доступ к миллионам тонн лития, оставив Германию ни с чем | Запасы лития в мире. Лидерами по запасам лития являются. |
Россия может стать лидером по запасам лития
Это первая экономика мира по номинальному ВВП, но в стране действует всего один литиевый рудник — в штате Невада. Отметим, что Боливия является страной с самыми богатыми запасами лития в мире. In 2023, reserves of lithium in Chile amounted to an estimated 9.3 million metric tons, the largest worldwide. По данным Минпромторга на 2019 год, Россия занимает третье место в мире по сырьевой базе лития.
США: открытие крупнейшего в мире месторождения лития в супервулкане
Больше данных по литию: Крупнейшие производители лития в мире, 2022 — Мировые объёмы добычи лития по странам, 1995–2021 — Цена литий-ионных батарей и объём рынка, 1992–2016. В краткосрочной перспективе наблюдается переизбыток лития, что приводит к снижению цен на карбонат лития и аккумуляторные батареи. Отметим, что Боливия является страной с самыми богатыми запасами лития в мире.
Добыча лития достигла нового исторического максимума
Posted 21 июля 2023,, 14:46 Published 21 июля 2023,, 14:46 Modified 21 июля 2023,, 14:46 Updated 21 июля 2023,, 14:46 Лития в Боливии все больше 21 июля 2023, 14:46 По результатам геологоразведки Боливия нарастила запасы лития на 2 млн тонн Сюжет Президент Боливии Луис Арсе с гордостью сообщил, что по итогам геологоразведки запасы лития в стране выросли с 21 млн тонн до 23 млн тонн. Таким образом, Боливия усиливает свои позиции мирового лидера по запасам лития, сказал боливийский лидер. Прирост запасов обеспечили солончаки Койпаса и Пастос-Грандес.
Правительства многих таких стран в итоге пришли к выводу, что примитивная добыча сырья с целью быстрой продажи его за рубеж — идея недальновидная. Куда более перспективным делом выглядит схема «добыть свое — самим произвести из добытого продукт — продать его». Осталось только определиться, как реализовать эту схему. Самым простым выходом виделось, разумеется, привлечь сторонние инвестиции. Но здравомыслящие люди в руководстве нескольких стран Латинской Америки рассудили, что это будет похоже на фактическую передачу своих природных богатств представителям сильных мира сего.
И потому применительно к литиевым месторождениям постоянным рефреном зазвучало слово «национализация». Обрадор не забыл подчеркнуть, что природные ресурсы Мексики должны служить интересам ее народа: «Мы собираемся национализировать литий, чтобы его не могли эксплуатировать иностранцы. Нефть и литий принадлежат нации, народу Мексики». С инициативой национализации литиевых месторождений выступил и президент Чили Габриэль Борич, объявивший о создании в стране госкомпании, которая получит исключительное право добывать литиевую руду и извлекать из нее литий. Заявление Борича сильно ударило по занимающимся разработкой месторождений двум крупным частным чилийским компаниям Sociedad Quimica y Minera SQM и Albemarle. Обрадор, кстати, заявил, что «национализация литиевых ресурсов не означает закрытия дверей для иностранных инвесторов», но последние в это, похоже, слабо верят. Западная пресса пишет , что решение мексиканского президента «создает неопределенность, которая вызывает стресс у таких компаний, как китайская Ganfeng Lithium или канадская Rockland Resources, уже реализующих свои литиевые проекты в Мексике».
А происшедшее с SQM и Albemarle только усиливает опасения возможных инвесторов. Эта страна занимает первое место в мире по объемам лития.
Обоснованием для такого одностороннего решения стали опасения Канады в том, что присутствие КНР в стратегически важной отрасли якобы представляет угрозу национальной безопасности Канады. Более того, в июне 2022 г. США и Канада инициировали создание партнерства по вопросам безопасности в области добычи полезных ископаемых Minerals Security Partnership. К партнерству уже присоединились такие развитые страны, как Австралия, Южная Корея, Великобритания, Германия, Франция и некоторые другие. Впрочем, уже к марту 2023 г. Отскок был связан одновременно с прекращением выдачи субсидий на покупку автомобилей на альтернативных источниках энергии в КНР и ростом предложения лития за счет введения в эксплуатацию новых месторождений и увеличения добычи на старых, в частности, в Латинской Америке. Литиевый «выход вовне» В попытках обезопасить местные производства от ценовых рисков со стороны предложения китайские компании опираются на методы, которые ранее обеспечили стране стабильность поставок нефти. В частности, они «идут вовне» и инвестируют в проекты литиевой добычи за рубежом, прежде всего в Австралии, Африке и Латинской Америке.
Китайские производители электромобилей реализуют проекты разработки литиевых месторождений с нуля и в рамках покупки доли в существующих компаниях. О расширении своего присутствия в добывающей промышленности Африки задумывается производитель электромобилей BYD. В июне 2022 г. В сентябре 2022 г. В сентябре 2021 г. CATL заключила сделку стоимостью 297,3 млн долл. Помимо производителей электромобилей и литий-ионных аккумуляторов, крупные добывающие компании сами также активно инвестируют в проекты литиевой добычи за рубежом. В 2018 г. Tianqi Lithium заявила о намерении инвестировать дополнительные 382 млн долл. В мае 2018 г.
В августе 2022 г. В конце января 2022 г. В целом, по состоянию на начало 2023 г. Латинская Америка против всех При этом, как и во многих других сферах, в реализации инвестиционных проектов в сфере добычи и переработки лития Китай в последние годы сталкивается с сопротивлением, в том числе в связи с попытками латиноамериканских правительств ослабить контроль над добывающим сектором со стороны иностранного капитала.
Просмотры Источник фото — novoslabs. При этом глобальное соотношение запасов к добыче достигло 176: при нынешнем уровне добычи запасов лития хватит на 176 лет, а отдельно в Чили — и вовсе на 239. Исторических максимумов достигло также производство кобальта и графита, объем которого в 2022 г. Запасов кобальта при нынешних темпах добычи хватит на 51 год, а запасов графита — на 256 лет.
Россия выходит вперед в гонке за металл XXI века
Для производства одной батареи для электромобиля Tesla Model S, например, требуется 63 кг лития! Аналитическая компания GlobalData прогнозирует , что к 2024 году спрос на редкий металл увеличится в два с половиной раза — до 117 тысяч тонн. Где и как добывают редкий металл Существует два способа добычи лития: рудный и гидроминеральный. В первом случае металл добывают в шахтах или карьерах, во втором — из подземных рассолов. Рудный способ дороже, зато позволяет добыть литий быстрее, чем за месяц. Его использовали до 1990-х годов XX века — пока в Чили не научились извлекать литий из рассолов. Выглядит это так: концентрат, в котором содержится литий, с помощью мощных насосов выкачивают из-под земли и пропускают через несколько «очистительных» бассейнов, чтобы повысить содержание металла в рассоле. На этом этапе требуется много воды и яркого солнечного света. С высоты бассейны выглядят как гигантские шахматные доски, рассеченные дорогами для рабочих и транспорта.
Таким способом добывают литий в одном из самых странных и красивых мест Боливии — солончаковой пустыне Салар-де-Уюни. Соляные озера и выпаренный литий в Салар-де-Уюни. Но сам процесс выпаривания небыстрый, он может занимать до 18 месяцев. После этого рассол нужно обогатить — отделить хлориды натрия, калия и магния. В результате получается сырье, из которого изготавливают аккумуляторы — в том числе для московских электробусов. По данным геологической службы США , подтвержденные мировые запасы лития на 2019 год составляют 17 млн тонн. В России хранится около 1 млн тонн запасов — литиевый потенциал страны сопоставим с Мали и Сербией. Как добыча влияет на природу Для выпаривания литиевых рассолов требуется огромное количество воды.
Например, чтобы добыть одну тонну металла, нужно израсходовать почти 2 млн литров! Проблема в том, что большинство известных месторождений богатого литием рассола находятся в засушливых высокогорьях на границе Боливии, Чили и Аргентины. На резервуары с рассолом воды хватает, а пастбища и поля зерновых остаются обезвоженными.
В феврале уже состоялись аукционы на крупнейшие месторождения лития в Мурманской области: лицензию на Колмозерское месторождение приобрело СП "Норникеля" и "Росатома"; на Полмостундровском месторождении, по данным Минпромторга, "ТД Халмек" и "Химико-металлургический завод" ХМЗ начнут добычу лития в режиме опытно-промышленной эксплуатации уже в 2023 году. Россия располагает одной из крупнейших сырьевых баз лития в мире, входя в первую пятерку стран-держателей запасов. Запасы, учтенные в рудах 14 месторождений, составляют 3,5 млн тонн оксида лития.
По данным Benchmark Mineral Intelligence, индекс цен на литий вырос на 182,6 процента в годовом исчислении по состоянию на середину декабря 2022 года. Аналитическая компания утверждает, что текущие 53 литиевых горнодобывающих предприятия стоимостью около 37,8 млрд долларов в год все равно не смогут удовлетворить мировой спрос на этот металл даже при условии активного наращивания производства, учитывая, что дефицит к 2030 году достигнет 605 000 тонн. После того, как санкции, наложенные Западом под предводительством Соединенных Штатов, подорвали экономику Ирана, правительство страны приняло меры по диверсификации экономики с уходом от нефтяной зависимости. По данным национального канала Press TV, в горнодобывающей промышленности Ирана наблюдается активный рост, приносящий миллиарды долларов и создающий сотни тысяч новых рабочих мест для населения страны.
К концу текущего года их общее число будет составлять около 40 миллионов. С 2010 по 2021-й объемы увеличились в четыре раза, до 546 тысяч тонн эквивалента карбоната лития lithium carbonate equivalent, LCE — стандартизированная единица измерения, которая может быть использована для различных соединений лития. В прошлом году показатель достиг примерно 680 тысяч тонн LCE. За 2021 год они взлетели более чем на 400 процентов, продолжив ралли в 2022 году: рекордные значения были зафиксированы в ноябре с более чем десятикратным ростом к уровню начала 2021-го. Литий описывали как самый ценный металл года, а глава Tesla Илон Маск сравнивал владение предприятиями по переработке с собственным станком для печатания денег. Сейчас это в принципе то же самое, что печатать деньги. Я бы еще раз рекомендовал предпринимателям включиться в бизнес по переработке лития: вы не проиграете Илон Маскглава Tesla Причина стремительного роста цен в том, что рынок все это время оставался дефицитным: предложение не поспевало за спросом. Притом самого металла на планете в целом достаточно, актуальная проблема нехватки принципиально решаема развитием проектов добычи и достаточными инвестициями. Вопрос только в том, чтобы успеть нарастить мощности вовремя: к 2025 году спрос может достичь 1,5 миллиона тонн LCE, а к концу десятилетия — более чем трех миллионов тонн. В конце марта 2023 года Евросоюз согласовал запрет с 2035 года на продажу новых авто, работающих на традиционном ископаемом топливе. Странам ЕС, впрочем, не удалось договориться о полном запрете привычных авто, как предполагалось изначально: Германия пролоббировала возможность продолжать использовать машины на особом климатически-нейтральном электротопливе e-fuel , которое подходит для обычного двигателя внутреннего сгорания ДВС. Такое топливо синтезируется в результате сложного процесса с использованием электричества, воды и уловленного в воздухе CO2, но его полномасштабного производства пока нет , а первый коммерческий завод в секторе начал работу всего несколько месяцев назад. Предприятие принадлежит Porsche и ее партнерам, компания при этом подчеркивает, что, несмотря на интерес к e-fuel, по-прежнему намерена делать основной упор именно на «обычные» электромобили. Автопромышленность ориентируется именно на них, поскольку необходимые технологии в отрасли уже широко освоены. Задуманная ЕС реформа, таким образом, даже в компромиссном виде все еще предполагает масштабную электрификацию европейского автопарка и, следовательно, серьезный рост спроса на литий.
К 2030 году дефицит лития в мире может достичь 50% от его потребностей
Что построили на Украине за минувшие 20 летВ 1990 году Украина была одним из основных производителей энергетического и металлургического оборудования, приборостроения, сельскохозяйственных машин и железнодорожных вагонов СССР, а в некоторых подсекторах отрасли как производство всевозможных видов комбайнов, роторных экскаваторов была практически монопольным производителем В феврале 2022 года она перерегистрировалась, став компанией European Lithium Ukraine. Как ожидается, она будет выкуплена австралийско-европейской горнодобывающей компанией European Lithium, как только будет обеспечен доступ к запасам лития на Украине. Иными словами, Порошенко через подставных лиц приватизировал месторождения для последующей продажи западным корпорациям. Американский социалист Грегор Линк в начале июня писал , что усилия США и ЕС по разграблению украинских месторождений лития и титана являются частью более широких планов, имеющих целью привязать Украину к Западу в качестве стратегического поставщика сырья. И необходимо это, по мнению Линка, чтобы освободиться от зависимости от Китая, против которого ЕС, а также Соединенные Штаты, готовятся вести войну.
Следует отметить, что спрос на литий может долго и не продержаться на нынешнем уровне. Технологии не стоят на месте и сейчас российские, западные и китайские ученые тестируют графен модификация углерода, открытая в 2004 г. В случае появления успешных разработок ценность украинского лития будет падать, а вместе с ним и заинтересованность Запада в Украине, как сырьевом придатке для производства батареек.
Выражаясь простым языком, автомобильные компании проспали момент — совсем как с полупроводниками, заказы на которые были массово отменены в начале пандемии, а затем начался дефицит , который сказывается до сих пор. В 2018-2020 годах, когда продажи электромобилей даже близко не были сравнимы с нынешними, на литиевом рынке случился обвал: цена металла упала вдвое, что повлекло за собой резкое снижение инвестиций в индустрию. Теперь же, когда потребность в литии кратно возросла, нужно наращивать добычу — только вот дело это далеко не быстрое. Как добывают литий Основных способов два.
Первый широко используется в так называемом «литиевом треугольнике» — Аргентине, Боливии и Чили, где содержится более половины мировых запасов. Из-под земли выкачивается богатый литием рассол, после чего ему дают естественным образом выпариваться в огромных бассейнах, пока не получится суспензия, пригодная к дальнейшей переработке. Фото: Shutterstock Вторая технология распространена в Австралии и Канаде — это горные шахты, где добывается минерал под названием сподумен. Руду отправляют главным образом в Китай, где производится больше всего аккумуляторов в мире, а там она уже перерабатывается в гидроксид или карбонат лития, пригодный для изготовления электродов или электролита.
Главная проблема в том, что быстро увеличить объемы добычи физически невозможно. Легко подсчитать, что выпаривание само по себе принесет результат только через год-два — это если представить, что у компаний нет никаких ограничений, и они прямо сейчас могут организовать много дополнительных бассейнов что, разумеется, не так. Строительство новой шахты может занимать до десяти лет, разведка новых месторождений — процесс тоже крайне небыстрый. Например, китайцы недавно обнаружили в горах Тибета залежи примерно на миллион тонн чистого лития, но добыть его смогут очень нескоро.
Еще одно препятствие — негативная реакция общественности. Той самой, которая борется за экологию и педалирует скорейшее развитие электромобилей. Дело в том, что добыча лития — дело далеко не безвредное для природы, ведь при добыче методом выпаривания на тонну продукта расходуется около 70 тонн воды — это притом, что месторождения находятся в чертовски засушливых местах вроде пустыни Атакама.
Протестующие против намерения компании Rio Tinto добывать литий в Сербии блокируют шоссе. Фото: Shutterstock Есть ли альтернативные варианты Резкое увеличение спроса на литий породило массу исследовательских инициатив — все кинулись искать новые способы добычи, и тот, кто преуспеет, сорвет большой куш. Одной из самых перспективных технологий считается DLE — direct lithium extraction, или получение металла напрямую из рассола. Но первые результаты ожидаются только в следующем году, а на промышленные масштабы DLE, если все сложится благоприятно, выйдет только лет через десять — то есть насущные проблемы это никак не решает. Переработка использованных батарей тоже не панацея.
Во-первых, это само по себе дело не слишком экологичное. Но главное, что старых аккумуляторов пока попросту мало: тот гигантский объем, который выпускается прямо сейчас, выйдет из эксплуатации только через несколько лет. Достойных альтернатив литиевым батареям пока тоже не предвидится. Несмотря на множество различных технологий, именно литий-ионные аккумуляторы остаются самым оптимальным вариантом по балансу стоимости, емкости, долговечности и безопасности. Аналитики сходятся во мнении, что заметных подвижек в этой области можно не ждать как минимум ближайшие десять лет. Что все это значит Похоже, электромобильная революция если не отменяется, то может серьезно затянуться. Прогнозы показывают любопытную вещь: прямо сейчас спрос на литий примерно соответствует предложению, а меры по увеличению добычи на существующих мощностях должны привести даже к некоторому избытку в 2025-2028 годах. Но при заданных темпах развития электрического транспорта литиевая индустрия просто не успеет масштабироваться настолько же быстро, и уже с 2029-го может начаться дефицит ресурсов в размере 200-300 тыс.
Производство аккумуляторных батарей для электромобилей на заводе VinFast в Хайфоне, Вьетнам Фото: Shutterstock При этом сами добытчики, памятуя о крахе 2018-2020 годов, пока настороженно относятся к тому, чтобы инвестировать огромные деньги в свою отрасль — вдруг за текущим взлетом вдруг снова наступит падение? Поэтому в игру включаются автопроизводители: Tesla, Volkswagen, General Motors и другие начинают вкладываться непосредственно в месторождения и добывающие компании, чтобы гарантировать себе стабильный поток ресурсов.
Австралия Австралия является крупнейшим производителем лития в мире. Здесь расположены крупные месторождения лития, такие как "Гринбушес" и "Маунт Катлин". Австралийские запасы лития оцениваются в несколько миллионов тонн. Чили Чили занимает второе место по запасам лития. Здесь находится крупнейшее месторождение лития в мире - пустыня Салар-де-Атакама.
Запасы лития в Чили оцениваются в несколько миллионов тонн.
Под контролем Китая к 2025 г. окажется треть мировых запасов лития
За 2021 год они взлетели более чем на 400 процентов, продолжив ралли в 2022 году: рекордные значения были зафиксированы в ноябре с более чем десятикратным ростом к уровню начала 2021-го. Литий описывали как самый ценный металл года, а глава Tesla Илон Маск сравнивал владение предприятиями по переработке с собственным станком для печатания денег. Сейчас это в принципе то же самое, что печатать деньги. Я бы еще раз рекомендовал предпринимателям включиться в бизнес по переработке лития: вы не проиграете Илон Маскглава Tesla Причина стремительного роста цен в том, что рынок все это время оставался дефицитным: предложение не поспевало за спросом. Притом самого металла на планете в целом достаточно, актуальная проблема нехватки принципиально решаема развитием проектов добычи и достаточными инвестициями. Вопрос только в том, чтобы успеть нарастить мощности вовремя: к 2025 году спрос может достичь 1,5 миллиона тонн LCE, а к концу десятилетия — более чем трех миллионов тонн. В конце марта 2023 года Евросоюз согласовал запрет с 2035 года на продажу новых авто, работающих на традиционном ископаемом топливе. Странам ЕС, впрочем, не удалось договориться о полном запрете привычных авто, как предполагалось изначально: Германия пролоббировала возможность продолжать использовать машины на особом климатически-нейтральном электротопливе e-fuel , которое подходит для обычного двигателя внутреннего сгорания ДВС. Такое топливо синтезируется в результате сложного процесса с использованием электричества, воды и уловленного в воздухе CO2, но его полномасштабного производства пока нет , а первый коммерческий завод в секторе начал работу всего несколько месяцев назад.
Предприятие принадлежит Porsche и ее партнерам, компания при этом подчеркивает, что, несмотря на интерес к e-fuel, по-прежнему намерена делать основной упор именно на «обычные» электромобили. Автопромышленность ориентируется именно на них, поскольку необходимые технологии в отрасли уже широко освоены. Задуманная ЕС реформа, таким образом, даже в компромиссном виде все еще предполагает масштабную электрификацию европейского автопарка и, следовательно, серьезный рост спроса на литий. Основной производитель металла в мире сейчас — Австралия , обеспечивающая около половины всех глобальных объемов, а в секторе переработки доминирует Китай с долей рынка почти в 60 процентов. Именно переработка играет важную роль в обеспечении цепочки поставок сырья для аккумуляторного сектора, позволяя получить пригодный для изготовления батарей карбонат или гидроксид лития. Докопаться до независимости В Европе же с литиевым сектором проблемы.
Добыча нефти и газа производится в Причерноморско-Крымской провинции, в Предкарпатской области и в Днепровско-Донецкой области. Что касается угля, то его ныне добывают во Львовско-Волынском бассейне, в Днепровском и Донецком бассейнах. Рудные ископаемые Рудные ископаемые представлены различными металлами: марганцевая руда Никопольский бассейн и Великотокмакское месторождение ; железо Криворожский и Крымский бассейны, Белозерское и Мариупольское месторождения ; никелевая руда; титан Малышевское, Стремигородское, Иршанское месторождения ; хром; уран Желтореченское месторождение и Кировоградский р-н ; золото Сергеевское, Майское, Мужиевское, Клинцовсколе месторождения. Нерудные ископаемые Среди неметаллических ископаемых есть месторождения каменной соли и каолина, известняков и огнеупорной глины, а также серы. Месторождения озокерита и серы расположены в Предкарпатье. Каменную соль добывают в Солотвинском, Артемовском и Славянском месторождениях, а также в озере Сиваш. Лабрадорит и граниты добываются преимущественно в Житомирской области. На Украине также есть залежи полудрагоценных и драгоценных камней, таких как горный хрусталь и аметист, янтарь и берилл, яшма, которые добываются в Закарпатье, Крыму, Криворожье и Приазовье. Согласно отчёту, страна занимает четвёртое место в мире по общей оценочной стоимости природных ресурсов с годовой добычей примерно 15 миллиардов долларов и потенциальной оценочной стоимостью, которая может достигать 7,5 триллионов долларов. Украина является одной из самых богатых европейских стран, когда речь идёт о запасах редкоземельных металлов и лития, при этом стоимость этих месторождений оценивается в диапазоне от 3 до 11,5 трлн долларов. Запасы редкоземельных минералов в Украине двойной клик - редактировать изображение Крупнейшие в мире залежи литиевых руд представляют особый интерес для американской военной, технологической и экономической элиты. Их захват по расчетам вашингтонских стратегов компенсирует все их затраты на поставку военной техники Украине. Литий — «белое золото» ХХI века Если нефть из—за её значимости традиционно называют «чёрным золотом», то литий по оценкам мировых экспертов становится «белым золотом» этого столетия. Мировой спрос на литий, по прогнозам, может увеличиться в пять — десять раз до 2030 года. Литий — самый легкий в мире металл. В металлургии он используется для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов. В оптике он применяется для изготовления стекол, которые защищают от ультрафиолетовых лучей. Кроме того, в ядерной энергетике и атомной технике при его помощи получают радиоактивный изотоп водорода — тритий. Но львиная доля лития уходит на производство литийионных аккумуляторов. Переломным стал 2016 год, когда владелец крупнейшего в мире производителя электромобилей Tesla Motors — Илон Маск - заявил о планах производить 500 тысяч аккумуляторов для электрокаров в год. Первопроходец массового рынка электромобилей Tesla повышает ставки в сегменте солнечных батарей и аккумуляторов. Предлагаемые компанией домашние супер-аккумуляторы могут кардинально изменить способы хранения и распределения электроэнергии в будущем. За первый квартал 2022 года Tesla поставила на рынок рекордное количество электрокаров — 310 048. Электрифицированное будущее транспорта намного ближе, чем кажется. General Motors объявила, что планирует прекратить продажу автомобилей с бензиновым двигателем к 2035 году. Целью Audi является прекращение их производства к 2033 году, и многие другие крупные автомобильные концерны следуют их примеру. По данным Bloomberg, к 2040 году две трети мировых продаж легковых автомобилей будут приходиться на электрокары. Это создает дополнительный спрос на батареи и, соответственно, на литий. Таким образом, ключевым фактором литиевого бума пока остаются автопроизводители, но они уже демонстрируют иные возможности применения литиевых автомобилей, помимо непосредственного источника энергии для электрокаров. Ранее стоимость аккумуляторов очень быстро снижалась при одновременном увеличении спроса до такой степени, что, по утверждению Wall Street Journal, автопроизводители могли бы производить электромобили по цене обычных машин в течение ближайших пяти лет. Однако на рынке произошел разворот из-за нехватки лития. Динамика цен на критически важные полезные ископаемые в 2021 г. При гидроминеральном способе минерализованные подземные воды закачиваются в специальные бассейны, где происходит выпаривание. Из образующегося концентрата получается карбонат лития, который используется производителями аккумуляторов во всем мире. Таким образом литий производится в так называемом «литиевом треугольнике», расположенном в Андах на границах Аргентины, Боливии и Чили. Там находится более половины мировых запасов лития. Более дорогим способом является рудный, когда металл добывают в шахтах или карьерах из пегматитов — горных пород, содержащих разные металлы, включая литий. Литий также можно получать из отвалов отработанной руды, где металл сохранился, поскольку устаревшие технологии не позволяли извлекать его полностью, и из вышедших из употребления аккумуляторов. Прогнозные объемы запасов лития в России служба оценивает в 1 млн т. Больше всего лития добывалось в Австралии — 55 000 т, Чили — 26 000 т, Китае — 14 000 т и Аргентине — 6200 т. Боливия в списке крупных производителей не числится. Мировое потребление лития двойной клик - редактировать изображение В целом, общемировое потребление лития к 2025 году составит не менее 200 тыс. Международный валютный фонд МВФ уже предупредил, что к 2040 году рынок стратегических полезных ископаемых, таких как медь и литий, может увеличиться в четыре раза. По словам официальных лиц, этот шаг направлен на борьбу с изменением климата, а также на то, чтобы сделать США более энергетически независимыми и безопасными, поскольку военные действия на Украине нарушили мировые рынки нефти. Поэтому 2 мая 2022 г. Министерство энергетики направило 3,16 миллиарда долларов на поддержку производства, обработки и переработки аккумуляторов, финансируемых двухпартийным законом об инфраструктуре. Байден ранее поставил цель, чтобы к 2030 году электромобили составляли более половины всех продаж автомобилей. Закон об инфраструктуре также включает 7,5 миллиардов долларов на зарядные устройства для электромобилей, 5 миллиардов долларов на электрические транзитные автобусы, 5 миллиардов долларов на экологически чистые и электрические школьные автобусы. По словам директора Национального экономического совета Брайана Диз, финансирование поможет защитить цепочку поставок аккумуляторов и нарастить мощности, а также улучшит конкуренцию в США. Но это также имеет последствия для национальной безопасности на фоне более широких проблем энергетической безопасности и независимости, которые были выявлены во время военных действий на Украине.
В стране имеются месторождения полезных ископаемых в нескольких районах в северной части страны, включая Минас-Жерайс и Сеара. Тем не менее, известные запасы лития в Бразилии остаются относительно небольшими. Португалия Португалия производит шестое место по количеству лития в 570 метрических тонн согласно отчетам за 2014 год. Большая часть литиевых запасов страны находится на аплит-пегматитовом месторождении Гонсалу. Могут существовать и другие районы страны, в которых содержится литий, но для определения того, могут ли эти залежи стать экономически целесообразными, могут потребоваться дальнейшие исследования и потенциальный технический прогресс. Зимбабве Зимбабве производит пятый по величине литий по 1000 метрических тонн согласно отчетам за 2014 год. Одна компания, частная корпорация Bikita Minerals, контролирует почти всю добычу лития в стране. Шахта Бикита, одна из крупнейших в Зимбабве, расположена на юге страны. Аргентина Аргентина производит четвертое место по количеству лития в 2900 метрических тонн. Аргентина извлекает выгоду из геологических условий, которые создали литиевые соляные равнины, которые обеспечивают производство лития Наиболее значимой соляной равниной является Салар дель Хомбре Муэрто, расположенный в северо-западной части страны. Китай Китай производит третье место по количеству лития в 5000 метрических тонн.
Они используются в электромобилях, промышленных системах бесперебойного питания, в том числе в центрах обработки данных, а также в смартфонах и планшетах. Правда, в России литиевые аккумуляторы сейчас почти не выпускаются, указывает промышленный эксперт доктор экономических наук Леонид Хазанов: Леонид Хазанов промышленный эксперт, доктор экономических наук «У нас в России только одно предприятие может их выпускать, это новосибирский завод «Лиотех». Но он, к сожалению, находится в стадии банкротства из-за долгов в 10 млрд рублей. Если мы возьмем объемы потребления лития в нашей стране, то они составят порядка 1-1,5 тысячи тонн в год, это очень немного. Это не самая лучшая ситуация, потому что если мы не имеем собственного производства литий-ионных аккумуляторов, если мы не будем иметь собственного производства электромобилей, то мы останемся на обочине технологического прогресса». Начинать дорогостоящую промышленную разработку литиевых месторождений ради мизерного потребления в самой России, наверное, можно, но пока это экономически неоправданно. Можно вместо этого организовать вторичную переработку отработанных литиевых аккумуляторов, отмечает директор по проектам российского отделения Greenpeace Владимир Чупров: Владимир Чупров директор по проектам российского отделения Greenpeace «Технология для извлечения лития и его повторного использования есть. На сегодня эта технология в самом начале, то есть ее ждет развитие, ее ждет удешевление, как обычно и бывает в технологиях. И вопрос в том, каким образом организовать сбор отработавших литиевых батарей, их переработку.
Минприроды в ближайшие два года лицензирует еще семь месторождений лития
В «Большой Российской Энциклопедии» пишут о том, что наша страна вообще занимает третье место в мире по залежам оксида лития. На данный момент известные запасы лития в РФ – 900 тыс. тонн при мировых запасах, по разным оценкам, 14-40 млн. тонн. Запасы лития по странам мира. Эксперты европейской климатической группы «Транспорт и окружающая среда» (T&E) считают, что мировых запасов никеля и лития, которые используются для создания батарей для электромобилей, хватит. Геологоразведочные работы (ГРР) выявили, что запасы лития в Боливии составляют 23 млн т., заявил президент южноамериканской страны Л. Арсе на церемонии в честь 57-летней годовщины муниципалитета Койпас. Китайский производитель Jiangxi Ganfeng является одним из крупнейших в мире поставщиков металлического лития.