Кaзнь oстaнoвили, пpигoвopeнным зaчитaли пoмилoвaниe гoсyдapя Hикoлaя I. Дoстoeвскoгo пpигoвopили к чeтыpeм гoдaм кaтopги, пoслe чeгo eгo дoлжны были cocлaть в coлдaты. Достоевский отбывал каторгу в Омском остроге за участие в 1847–1849 гг. в кружке М.В. Петрашевского, являвшегося сторонником взглядов революционного характера. Смотря на прощанье братьев Достоевских, всякий заметил бы, что из них страдает более тот, который остается на свободе в Петербурге, а не тот, кому сейчас предстоит ехать в Сибирь на каторгу. Рамблер/субботний. Пройдя путь каторги, Достоевский сумел обрести страстную веру в Россию, в русский народ.
Биография :: Арест Достоевского и каторга
Фёдор Михайлович часто попадал в тюремный госпиталь, и именно здесь ему удавалось делать свои записи. С этим периодом связывают возникновение «Сибирской тетради». Благоволил Достоевскому и комендант Омской крепости А. Место, в котором содержался Достоевский. Здесь и была написана «Сибирская тетрадь» По прошествии долгих четырёх лет кандалы с Ф. Достоевского и С.
Дурова были сняты, и они были освобождены. С марта 1854 года писатель начал службу рядовым солдатом в Семипалатинске соответственно приговору. Достоевский на фото, снятом в Семипалатинске в 1858 году По мнению исследователей творчества Ф.
На одной из встреч Федор Михайлович познакомился с коммунистом Н. Спешневым, который в скором времени образовал тайное общество, состоящее из 8 человек. Эта группа людей выступала за осуществление переворота в государстве и за образование подпольной типографии. В 1848 г.
Им предъявляют обвинение в попытки государственного переворота. Около полугода Достоевского содержат в Петропавловской крепости, а осенью суд приговаривает его к смертной казни.
На самом деле они хранились под подушкой у старшего госпитального фельдшера. Как-то группа каторжников работала на берегу Иртыша на разборке старой баржи, и каторжник поляк Рожновский уронил в реку топор. Конвойный приказал ему спуститься к реке и топор достать. Каторжник с ворчанием разделся, связал кандалы и нырнул в воду. Достоевский и еще один арестант удерживали его за веревку.
Плац-майор, по обыкновению пьяный, объезжал работы. Он крикнул: — Не задерживать работ, пусть сам знает, бросьте веревку. Ни Достоевский, ни его товарищ не послушались. Кривцов побелел от злости, лицо его задергалось. Вечером Достоевский вернулся в казарму бледный, с блуждающим взглядом, перекошенным ртом. Позже посреди ночи каторжников разбудил животный визг. Достоевский катался по полу, сотрясаемый припадком падучей, и бился головой об стену.
Его пришлось связать. Был ли Федор Михайлович действительно подвергнут телесному наказанию по приказу Кривцова или же описанный эпизод всего лишь легенда? Мнения об этом расходятся. Наказание розгами дворянина было серьезным событием в каторжном доме. Когда ссыльный поляк Жадовский был, действительно, высечен, весь город Омск узнал об этой экзекуции и осудил бессмысленную жестокость майора. Однако среди жителей города не было собрано никаких сведений о наказании Федора Михайловича. И добавляет: «Недавно в Женеве я долго говорил с нашим протоиереем А.
Он лично знал Достоевского и знал его вдову. Не менее категоричен и барон Врангель: «Могу засвидетельствовать со слов самого Ф. И Любовь Достоевская, дочь Федора Михайловича, опровергает в таких выражениях публикацию, появившуюся в «Новом времени»: «Не знаю, откуда могла появиться в литературе нелепая, ни на чем не основанная легенда о телесном наказании, которому якобы подвергся мой отец на каторге». Как бы там ни было, не подлежит сомнению, что предрасположенность Достоевского к эпилепсии развилась на каторге. Если первый приступ произошел после смерти отца, если более или менее сильные припадки происходили у юного писателя в Петербурге, то острую форму «королевская болезнь» приняла в Мертвом доме. Прошение, преодолев все административные инстанции, попало к императору — он его не подписал. И потекла прежняя жизнь, изнуряющая, однообразная, когда один день похож на другой «как две капли воды».
Перед праздниками арестантов водили в баню. Баня была тесная, жарко натопленная, заполненная клубами белого горячего пара. Сотня каторжников набивалась в нее. Они шлепали по грязи, проталкивались к лавкам, обрызгивали друг друга горячей водой, хлестались березовыми вениками, их голые тела выглядели еще уродливее, чем в арестантской одежде. На распаренных спинах выступали лиловые вспухшие рубцы от полученных когда-то ударов плетей или палок. Они гоготали, гремели цепями, требовали поддать еще пару. Дни Великого поста на каторге пробуждали в душе Федора Михайловича впечатления детства, наполняя сердце пронзительной печалью.
Он вновь видел себя ребенком, с трепетом входящим в ярко освещенную церковь, до самого свода заполненную пением хора, подобным рокоту моря, и воздухом, пропитанным запахом ладана; под звуки торжественных песнопений и молитв его тело и охваченная восторгом душа как будто бы рождались заново. Когда-то он с жалостью посматривал на простых людей, толпившихся у входа в церковь. Теперь и мне пришлось стоять на этих же местах, даже и не этих: мы были закованные и ошельмованные; от нас все сторонились, нас даже как будто боялись, нас каждый раз оделяли милостыней, и, помню, мне это было как-то приятно, какое-то утонченное, особенное ощущение сказывалось в этом странном удовольствии». В дни больших церковных праздников арестанты облачались в чистые рубахи и считали делом чести проявлять предельную вежливость по отношению к тюремному начальству. Еда была сытная и подавалась на покрытых белой скатертью столах. Но уже к вечеру все каторжники бывали пьяны как свиньи, гнусны, в кровь избиты. Черкесы, пившие только воду, усаживались на крылечке и с брезгливым любопытством наблюдали за выходками пропойц.
Те горланили. Затягивали песни. Играли на балалайке. Заводили нескончаемые ссоры. Конечно, было много и смешного, но мне было как-то грустно и жалко их всех, тяжело и душно между ними». На третий день праздников каторжники ставили спектакль. Театр устраивался в помещении военной казармы.
Скамьи предназначались для унтер-офицеров, стулья — для лиц высшего офицерского звания, на приход которых надеялись. Позади скамеек стояли арестанты без шапок, с обритыми головами, с выражением детской радости на покрытых шрамами и клеймами лицах. Наконец занавес поднимался, открыв декорацию. Арестанты, игравшие роли вельмож и светских женщин, как и их сотоварищи, оставались в кандалах, таская их за собой по полу. Дни проходили за днями, месяцы за месяцами. Кошмар монотонности затягивал Федора Михайловича. Ни одной близкой души.
Нечего читать, кроме нескольких, редко попадавшихся, французских журналов и Евангелия. Это одиночество было худшим из мучений. Если бы можно было хотя бы поддерживать связь со своими! Но каторжникам запрещалась частная переписка, кроме отдельных, исключительных и строго ограниченных случаев. И Михаил, со своей стороны, не посылал писем в Сибирь из страха перед репрессиями. Он был женат, был главой большой семьи. Он пострадал от несправедливого ареста.
Он боялся скомпрометировать себя, боялся повредить Федору Михайловичу, написав ему письмо. Выйдя из каторги, Достоевский сразу же посылает брату Михаилу письмо, полное трогательных упреков: «Скажи ты мне ради Господа Бога, почему ты мне до сих пор не написал ни одной строчки? И мог ли я ожидать этого?.. Я писал тебе письмо через наш штаб. До тебя оно должно было дойти наверное, я ждал от тебя ответа и не получил. Да неужели тебе запретили? Ведь это разрешено, и здесь все политические получают по нескольку писем в год… Кажется, я отгадал настоящую причину твоего молчания.
Ты, по неподвижности своей, не ходил просить полицию или если и ходил, то успокоился после первого отрицательного ответа, может быть, от такого человека, который и дела-то не знал хорошенько». Михаил старается оправдаться в малоизвестном письме от 18 апреля 1856 года: «После нашей разлуки с тобою спустя месяца три я начал хлопотать о дозволении писать к тебе. Видит Бог и моя совесть, я хлопотал долго и усердно. Я ничего не выхлопотал. Мне отвечали на основании законов, что до тех пор, пока ты на каторжных работах, это невозможно… Насчет тайной переписки я был достаточно предупрежден, чтобы осмелиться на нее. И потому я решил помогать тебе, если представятся случаи, но не компрометировать ни тебя, ни себя ни единою строкою. Брат, друг мой, у меня шесть человек детей, я находился и, может быть, еще нахожусь и теперь под надзором, брат, скажи мне, не была ли простительна с моей стороны подобная решимость?
В последний год каторги Достоевскому жилось легче, чем в первый.
Он считал, что евреи высокомерно, со «скорбной брезгливостью» относятся к «коренному населению» — так он называл русских. Дневник писателя за 1877 год.
Январь — август. Резкие выражения, в которых Достоевский сформулировал эту идею, смущают исследователей, и споры о его отношении к евреям до сих пор продолжаются. Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф.
Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина. Ранние статьи Л.
Lewiston, 2000.. А в Российской империи это было негласной нормой. Впрочем, Достоевский не любил и другие народы, например поляков.
Однозначно Достоевский относился с любовью только к «русскому народу-богоносцу» Мысль о русском народе-богоносце принадлежит Ивану Шатову, герою романа Достоевского «Бесы». Аналогичные мысли о специфической цивилизационной роли русского народа озвучивал и князь Мышкин в «Идиоте».. Как возникли фразы «Тварь ли я дрожащая или право имею», «Красота спасет мир» и другие выражения писателя Легенда 9.
Достоевский был приговорен к смертной казни, но его помиловали на эшафоте Вердикт: это правда. Обряд казни на Семеновском плацу. Рисунок Бориса Покровского.
Главу этого объединения Михаила Буташевича-Петрашевского обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства» В кружке были люди разных политических взглядов, но многие были социалистами-утопистами. Сборник материалов. Доклад генерал-аудиториата.
Осужденных привезли на площадь, где их должны были расстрелять. Власти решили разыграть маленький спектакль и как будто действительно провести расстрел. Достоевский после вспоминал, что был в списке шестым.
В сериале Владимира Хотиненко «Достоевский» допущена неточность: писателя вместе с Буташевичем-Петрашевским и еще одним членом кружка первыми выводят на расстрел и надевают мешок на голову, будто они главные преступники и заговорщики. А в реальности Достоевский наблюдал за казнью со стороны, просто зная, что он следующий. Другие осужденные вспоминали, что в этот день он вел себя очень восторженно — впечатлений от ожидания казни ему хватило на всю жизнь.
А вот Николай Григорьев, который на самом деле был в первой тройке и ждал выстрелов с мешком на голове, сошел с ума. Легенда 10. Достоевского ненавидели другие писатели Вердикт: это полуправда.
Карикатура Николая Степанова. Это был вымысел, но он казался правдоподобным.
Спасение каторжанина Достоевского: кому обязан жизнью русский классик
За что достоевский попал на каторгу | 1. Достоевский входил в кружок петрашевцев, поэтому он попал на каторгу. |
Каторга и благодать: почему Фёдор Достоевский полюбил Сибирь | Считается, что начало приходу Достоевского к Богу положило его «стояние у эшафота», а каторга этот приход окончательно утвердила. |
За что сидел в тюрьме Достоевский
Четыре года на каторге в Омске Федор Достоевский провел без права переписки – однако в лазарете он тайно вел дневник, "Сибирскую тетрадь". В дальнейшем Достоевский неоднократно писал и говорил, что каторга полностью изменила его. Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске[131]. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске[131].
Спасение каторжанина Достоевского: кому обязан жизнью русский классик
Так Достоевский на 8 месяцев попал в одиночную камеру Петропавловской крепости. В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества петрашевцев. Одной из основных причин, по которым Достоевский попал на каторгу, было его причастие к кружку петрашевцев.
Во всяком несчастном видеть брата
Петрашевским, который был организатором так называемых «пятниц». В частности, поднимались вопросы относительно отмены крепостного права и свободы слова в России. На одной из встреч Федор Михайлович познакомился с коммунистом Н. Спешневым, который в скором времени образовал тайное общество, состоящее из 8 человек. Эта группа людей выступала за осуществление переворота в государстве и за образование подпольной типографии. В 1848 г.
Тема положения каторжан стала для русских читателей откровением. В 1862 и 1863 гг. После очередного разорительного проигрыша он, наконец, избавился от игромании. Впечатления этого периода, как и многие другие факты биографии Достоевского, нашли отражение в его творчестве — в сюжете романа «Игрок».
Фёдор Михайлович посетил Германию, Францию, Англию, Швейцарию, Италию и Австрию, однако, в отличие от многих своих соотечественников, не влюбился в Европу и не принял распространённых на западе либерально-буржуазных ценностей и идей. В 1860-е гг. В 1864 году скончался старший брат писателя и его издатель Михаил Михайлович, и на плечи Фёдора Михайловича легли все долги журнала. Спустя год «Эпоху» пришлось закрыть, а писатель, остро нуждавшийся в деньгах, согласился на кабальные условия издателей и был вынужден писать много и быстро. В условиях жесточайшей нехватки времени, под страхом нищеты он создал романы «Преступление и наказание» и «Игрок» — последний писатель надиктовал за рекордные 26 дней. Достоевский не справился бы с такой задачей в одиночку: ему помогала одна из лучших стенографисток столицы Анна Григорьевна Сниткина, ставшая впоследствии супругой писателя. В 1867 году Достоевский бежал от кредиторов за границу и некоторое время жил в Швейцарии, Италии и Германии. Там он работал над такими романами, как «Идиот» и «Бесы». Вернуться на родину писатель смог только в 1871 году.
Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность. В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию.
У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге.
А потому нет ничего удивительного, что он связался с молодыми радикалами, сплотившимися вокруг Петрашевского. Строго говоря, петрашевцы не представляли угрозы: не объявляли себя тайным обществом или политической партией, не замышляли революционных действий, не плели заговоров и не налаживали связей с военными. Они просто собирались на квартире М.
Буташевича-Петрашевского, где обменивались мнениями и обсуждали идею социализма — западную интеллектуальную новинку. И тем не менее наказали их с неслыханной строгостью. Арестовали более 40 человек, более 20 приговорили к расстрелу. За что? За «мыслепреступление» — за намерение «возбуждать во всех классах народа негодование против правительства». Казнь заменили на каторгу непосредственно в день приведения приговора в действие. Эти «десять безмерно страшных минут ожидания смерти» оказались тем еще испытанием для психики Достоевского!
Свободолюбивая молодежь встречала каторжанина как героя, прошедшего все круги ада. Некоторые видели в нем будущего вождя революционной бури, защитника обездоленных. Но именно на каторге Достоевский переосмыслил себя и превратился в убежденного консерватора с христианской подкладкой. Он уже проклинал своего недавнего учителя — покойного Виссариона Белинского. В своих книгах и статьях он яростно наносил удары по врагам престола и церкви, проповедовал крайний патриотизм и верность православию. А в романе «Бесы» так «раскрыл» замыслы революционеров устами одного их своих героев, Петра Верховенского: «Мы сделаем такую смуту, что все поедет с основ. Раскачка пойдет такая, какой еще мир не видал.
Все рабы и в рабстве равны… Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов.
Последующая учеба в училище тяготила юношу. Он не испытывал никакого призвания к будущей службе. Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам сочинял. Первую литературную славу ему принес его роман «Бедные люди». С рукописью студента ознакомились Н. Некрасов и В. Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни». В училище же Достоевский знакомится с М.
Достоевский Фёдор
Но именно на каторге Достоевский переосмыслил себя и превратился в убежденного консерватора с христианской подкладкой. Тобольское Евангелие прошло с Достоевским каторгу и солдатские казармы, оно было рядом, когда Фёдор Михайлович вернулся в большую литературу, оно свидетель и судья его творческих взлётов и страстных падений. Четыре года на каторге в Омске Федор Достоевский провел без права переписки – однако в лазарете он тайно вел дневник, «Сибирскую тетрадь». О некоторых подробностях судебного дела Ф.М. Достоевского рассказывает Шараков С.Л., к.ф.н., сотрудник Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. Пройдя путь каторги, Достоевский сумел обрести страстную веру в Россию, в русский народ.
Русский язык, 10 класс
Через год после начала такой «любви втроём» пьющий муж увёз-таки своё семейство подальше от любовника жены, да ещё и известного писателя, в Кузнецк ныне Новокузнецк, в 600 километрах от Семипалатинска и там быстро умер. В новом месте своего жительства дама завела себе другого молодого человека, забыв о семипалатинском своём писателе рядовой Достоевском. После своего увольнения в запас Достоевский женился-таки на этой энергичной на мужиков вдове, но девушка его не любила, быстро умерла, а Достоевский перед её смертью ей изменял со своей знаменитой юной тигрицей Аполлинарией Сусловой. Также позабавился писатель в Семипалатинске и с местной простой девочкой 17-и лет, которой давал у себя на квартире некие «уроки», наверное, учил грамоте.
Он, тридцатипятилетний бывший каторжник, любил совсем юных дев. Как известно, есть правдоподобные сведения, что Достоевский впоследствии не отказывал себе и в развлечениях с 12-13-илетними своими пассиями. Общество и государство в то время сквозь пальцы смотрело на такие развлекухи стоялых жеребцов.
Крепостное право, ничего не поделаешь. О чём думает молодой помещик, владелец крепостных рабов? Правильно, думает о совсем своих юных, то есть достаточно нестроптивых и привлекательных, рабыньках.
Поэтому усиленно восхищаясь русской классической литературой, упорно изучая её, нашу классическую литературу, в школе, не забудем, что все эти великие русские литературные гении, все эти достоевские, пушкины, лермонтовы, толстые, гоголи, некрасовы, тургеневы, все они, кроме того, что они писатели, — рабовладельцы, то есть педофилия со своими юными невольницами была им в ту пору почти официально разрешена, неофициально же развлекались этим запрещённым и преступным занятием по полной! Да и как недавний каторжник, молодой человек Достоевский тут не оригинален — как и все молодые мужчины, недавно покинувшие-таки места лишения свободы, он бросился в беспробудный секс с первыми попавшимися бабёнками. Отсюда можно сделать вывод, что и до своего ареста молодой писатель был не промах — из его «докаторжных» женщин известна жена писателя И.
Панаева, знаменитая в ту пору в литературных кругах куртизанка и красоточка. Скорее всего, не обошлось у «докаторжного» Достоевского и без проституток.
Здесь, как и другим петрашевцам, Наталья Дмитриевна Фонвизина вручила Достоевскому книгу Нового Завета, с которой писатель никогда более не расставался. Это было первое издание Евангелия на русском языке, выпущенное в 1823 году Библейским Обществом под руководством преосвященного Филарета Дроздова , будущего Московского митрополита. Тобольское Евангелие прошло с Достоевским каторгу и солдатские казармы, оно было рядом, когда Фёдор Михайлович вернулся в большую литературу, оно свидетель и судья его творческих взлётов и страстных падений. Оно, перечитываемое и толкуемое каждый день, стало его покаянным путеводителем к спасению. И потому главном завещанием на смертном одре передано сыну Феде. Так в первом же, после выхода его из каторги письме, Федор Михайлович спешил поделиться с братом воспоминанием: «Скажу только, что участие, живейшая симпатия почти целым счастием наградили нас. Ссыльные старого времени т.
Что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением. Мы видели их мельком, ибо нас держали строго. Но они присылали нам пищу, одежду, утешали и ободряли нас».
Письма, посылки, денежные переводы на каторге официально были полностью запрещены.
Из книг разрешалась только библия. Ну иногда, как сказано, можно было, с помощью взятки, то есть совершенно неофициально, получить с воли немного денег. А насчёт библии — Достоевский так начитался её за четыре года каторги, что во всём его литературном стиле с тех пор чувствовалось сильнейшее влияние именно библейских сюжетов и библейского стиля. Это стало фирменным знаком Достоевского как писателя, одной из причин его всемирной известности, поскольку половине человечества библия так или иначе в той или иной степени известна.
Так что даже это тяжелейшее наказание — четырёхлетнюю каторгу с кандалами на руках — наш литературный гений сумел обратить себе на пользу. Именно — всё, что не убивает нас, делает нас сильнее! Каторга определила литературный успех писателя Достоевского. Солдатом Достоевский, после четырёх лет каторги, стал уже не в Омске, а в Семипалатинске, это в 700 километрах от Омска, вверх по Иртышу.
Сразу же после начала службы рядовым в 7-м Сибирском линейном батальоне на киргизской казахской границе по Иртышу он попросился в действующую армию на только что начавшуюся в ту пору Крымскую войну с турками, англичанами, французами и сардинцами! Отказали, наверное, боялись, что перебежит к туркам. В солдатах стало легче — местное начальство прослышало о его книгах, которыми зачитывалась вся Россия царю и в голову не пришло запретить его книги, в которых никакой политикой в ту пору и не пахло. Знаменитому писателю местные начальники сделали разные поблажки — разрешили ночевать в нанятой квартире в городе, а не в казарме с солдатами, разрешили за небольшую взятку несколько отлынивать от тяжёлых солдатских обязанностей, приглашали писателя даже местные офицеры и генералы к себе в гости, познакомиться.
Достоевский в солдатах немедленно возобновил свою половую жизнь — стал «иметь» жену одного местного пьющего мелкого чиновника Исаева. Через год после начала такой «любви втроём» пьющий муж увёз-таки своё семейство подальше от любовника жены, да ещё и известного писателя, в Кузнецк ныне Новокузнецк, в 600 километрах от Семипалатинска и там быстро умер.
Главное инженерное училище располагалось в Михайловском замке Только вот чтение Пушкина, Гоголя, Бальзака и Шекспира для юного Фёдора было милее, чем родительское желание его карьеры. Со своим приятелем Иваном Шидловским Достоевский обсуждал любимых писателей, а по ночам, в свободное время, пытался совершать литературные опыты сам. Даже однокашникам он не отказывал в том, чтобы написать за них сочинения на заданные темы по русской литературе. После выхода из стен училища писательство поглотило Достоевского полностью. Он уволился с военной службы и занялся переводами. Публикация дебютного романа «Бедные люди» принесла ему известность, а с ней и широкие контакты в литературных салонах и кружках столицы. Там-то через критика Алексея Плещеева молодой писатель и познакомился с Михаилом Петрашевским. Участник кружка петрашевцев Михаил Буташевич-Петрашевский Петрашевского нельзя назвать непримиримым революционером-подпольщиком.
По иронии судьбы его крестником и вовсе считался император Александр I, хотя на самом деле на крестинах присутствовал граф Милорадович — отец Петрашевского служил врачом у многих царских сановников и оттого был близок дворцовым кругам. Молодой Петрашевский тоже пошёл служить государственной власти, устроившись переводчиком в министерство иностранных дел. Тем временем в Россию контрабандой проникала запрещённая литература. Петрашевский собрал у себя целую библиотеку Фурье, Сен-Симона, Фейербаха, Оуэна и других социалистов, утопистов и материалистов. К нему стали подтягиваться люди, разделяющие крамольные оппозиционные убеждения. Молодой Достоевский Молодой мыслитель стал противником самодержавия и решил обойти цензуру, подготовив к изданию вместе с единомышленниками «Карманный словарь иностранных слов».