Путин также напомнил, что России в 1991 году обещали, что расширения НАТО на восток не будет, однако затем последовало пять волн расширения альянса.
НАТО прошел через пять волн расширения в нарушение договоренностей — Путин
При этом расширение функционала НАТО и ее продвижение на Восток по-прежнему рассматривается в штаб-квартире альянса в качестве одного из важнейших направлений его системной трансформации. Происходящее в настоящее время расширение функциональной сферы НАТО охватывающей также и целый ряд невоенных вызовов порождает новые комплексные или системные угрозы России. Так, вторая после окончания холодной войны волна расширения не только открыла альянсу путь в регион ЦВЕ, но и позволила блоку вплотную приблизиться к российским границам. Определенная опасность просматривается в стремлении НАТО обеспечить себе беспрепятственный доступ к глобальной транспортной инфраструктуре, взять под контроль мировые сырьевые ресурсы и киберпространство.
При этом предполагаемый алгоритм взаимоотношений Североатлантического союза с другими организациями и отдельными странами в рамках натоцентричной модели евроатлантической безопасности оставляет ограниченное пространство для российско-натовского сотрудничества и ведет к усилению конфронтационных ожиданий. Есть все основания полагать, что натовская экспансионистская политика, непосредственно влияющая на безопасность России, а также на общую обстановку в Европе и на евроатлантическом пространстве в целом, будет продолжаться и в дальнейшем. Так, в новой Стратегической концепции НАТО подтверждено положение о том, что двери в Североатлантический союз остаются «полностью открытыми» для всех «европейских демократий», соответствующих натовским стандартам и разделяющих ценности организации.
Сделана заявка на укрепление партнерства с Украиной и Грузией через совместные комиссии, действующие в рамках альянса. В то же время присоединение к альянсу государств, входивших ранее в состав СССР, чреватое усилением дезинтеграционных процессов и сепаратистских тенденций внутри РФ, будет представлять угрозу ее целостности и национальной безопасности, послужит серьезным раздражителем в российско-натовских отношениях в кратко- и среднесрочной перспективе. Необходимо отметить, что ухудшения отношений по линии Россия—НАТО прогнозировались экспертами, в том числе и натовскими, задолго до начала украинского кризиса.
В частности, прогноз, данный специалистами Оборонного колледжа альянса еще в середине прошлого года, предусматривал, что в лучшем случае Россия будет продолжать оставаться для НАТО frenemy буквально «друговраг», то есть не друг и не враг.
Внутри альянса сегодня уже идет скрытое противоборство ведущих держав за воздействие на страны ЦВЕ. США, утверждает профессор Боннского университета Х. Шварц, "обладают достаточным влиянием, чтобы вывести на передовые позиции близкую им "новую Европу" страны Центральной и Восточной Европы и ряд правительств стран "старой Европы" по меньшей мере, Великобритании, Италии, Португалиии др. В то же время лидеры стран ЦВЕ надолго запомнят ту высокомерную выволочку, которую устроил им президент Ж.
Ширак в критической для них ситуации выбора кого поддержать в иракском вопросе. Между тем, Россия все более обеспокоена возможными последствиями расширения альянса за счет стран, составляющих ее ближайшее окружение. Присутствие в НАТО значительной группы государств Центральной и Восточной Европы, отношения которых с Россией отягчены многими предубеждениями, может усилить антироссийский потенциал в альянсе. При всей политической и социальной разнородности этих стран есть ряд обстоятельств, во многом объективных, обусловливающих особое сдержанное, если не негативное видение России политическими элитами некоторых государств ЦВЕ. Обстоятельства эти относятся как правило к прошлому недавнему либо уходящему вглубь веков, которое невозможно переделать и которое поэтому требует не забвения, а честности и в случае свершения ошибок и несправедливости покаяния.
Обстоятельство первое сводится к тому, что некоторые страны ЦВЕ сохраняют исторические предубеждения относительно политической роли России в регионе. Костюшко в 1794 г. Кошутом и Ш. Обычно при этом забывают, что Россия воевала за освобождение Балкан от османского ига, а молодая советская республика признала независимость Польши впрочем, вновь преданной в 1939 г. Обстоятельство второе состоит в том, что предубеждения эти усиливаются негативным опытом полувекового "насильственного сожительства" этих стран с Советским Союзом.
В этот реестр входят Венгерская Советская республика 1919 г. Для Запада "опыт социалистического содружества" -предмет академических исследований, страны же ЦВЕ на себе познали его "прелести". Отсюда императив их политики - сделать все возможное и невозможное, лишь бы избежать повторения подобного опыта. Эти государства "ушли" на Запад и уже никогда не вернутся назад. Обстоятельство третье обусловлено тем, что практически во всех странах ЦВЕ наличествует устойчивая, носящая массовый характер эмоциональная подозрительность по отношению к бывшему "старшему брату", даже к самым благим его намерениям.
Огромные пространства России внушают не только почтение, но и страх ее соседям56. Психологически эти пространства давили на них, исключая возможность равноправных отношений, порождая комплекс неполноценности, стремление обезопасить себя от самой России. В этих условиях предложения Москвы гарантировать безопасность стран ЦВЕ воспринимаются ими либо как ловушка, либо как насмешка. Безопасность совместно с Россией видится величайшей опасностью, ибо ведет к потере независимости: в любой такой системе Москва неизбежно доминировала бы над партнерами. Между тем, политическая элита России, так и не выработав иммунитета к сверхдержавности, "подыгрывая" странам ЦВЕ, сама исключает любую возможность подключения к европейской интеграции.
Четвертое обстоятельство предполагает, что страны ЦВЕ хорошо знают болевые точки в системе отношений Москвы с государствами, составлявшими сферу ее влияния. Спектр таких болевых точек достаточно широк: это -нетерпимость Москвы к любым самостоятельным инициативам этих государств, не получивших ее санкции; это -неконтролируемое развитие их отношений с внешним миром, особенно с США, Китаем, такими организациями, как ЕС, НАТО, Совет Европы, а теперь и ОБСЕ; это -болезненная реакция Москвы на упреки Запада в свертывании демократии. У стран ЦВЕ всегда будет большой соблазн использовать эти болевые точки в своих интересах. У них всегда будет сильно искушение "лягнуть" бывшего старшего брата - тем более что это безопасно под защитой НАТО. Пятое обстоятельство57.
Российская дипломатия, признав независимость стран ЦВЕ, не сумела, тем не менее, добиться их дружественности более того, в этих странах зреет убеждение, что Москва мстит им за то, что они "всерьез" приняли эту независимость, вместо того, чтобы "благородно" отказаться от нее и вернуться в лоно бывшего"старшего брата". Россия по-прежнему ориентируется на военную мощь как источник своего внешнего влияния что пугает ее окружение, вынуждая искать помощи вовне. В результате она не сумела создать для государств ЦВЕ приемлемой альтернативы их переориентации на Запад за что последних вряд ли можно упрекать, ибо Москва точно так же поворачивалась в ту же сторону. И Россия, и страны ЦВЕ в процессе своей перестройки, видимо, пришли к выводу, что они просто не нужны друг другу; что то, что им нужно -помощь, опыт, инвестиции, новые технологии -они могут обрести скорее на Западе, чем друг у друга. Российская дипломатия, не сумев добиться дружественности новых режимов ЦВЕ, объективно отбрасывает их в объятия Вашингтона.
Обстоятельство шестое и последнее-Вашингтон в лице этих лояльных ему стран видит созидателей "новой Европы", каркас новых трансатлантических отношений хотя в "старой Европе" не все рады этому. Объективно, тем самым, повышается значение стран ЦВЕ в восприятии Запада. Россия же не только не участвует в строительстве новых трансатлантических отношений она теряет свои позиции в системе взаимодействия с Европой и США. Делая ставку на Францию и Германию, Москва играет не в свою игру, она ставит не на Европу, а на личные отношения с двумя лидерами, которые в своих узко национальных интересах подталкивают ее к совершенно не нужному ей антиамериканизму58. По мере падения их престижа или ухода со сцены что уже имеет место Россия будет терять свою опору в НАТО.
Обычно, когда у Москвы возникают проблемы с государствами ЦВЕ, она пытается решить их не путем прямого диалога с бывшими союзниками доставляющими ей неприятности, но хорошо ей знакомыми , а через их голову -с Западной Европой или США, требуя от них "надавить" на своих "друзей", чтобы те умерили свой пыл противостояния с Россией. И те, и другие охотно идут на это, ибо положение мирового судьи дает им дополнительные рычаги влияния как на Россию, так и на страны ЦВЕ. Государства ЦВЕ могут влиять на Россию в своих интересах по разным векторам. Это может осуществляться через интеграционные структуры, союзы, членами которых данные государства являются, через международные организации, в которые входят страны ЦВЕ и Россия. Это может происходить на групповой через коалиции по интересам или индивидуальной основе, если та или иная страна уверена в прочности своей позиции.
Для этого ей необходимо одобрение практически каждого члена организации, в том числе и дюжины стран ЦВЕ, которые уже являются членами ВТО и теперь решают, быть ли там России. У тех и других есть претензии друг к другу, которые они стремятся решить и через эту организацию. Москва пытается обвинить страны Балтии в дискриминации русскоязычного населения. Те же утверждают, что эта проблема как и калининградская была создана великодержавной политикой Москвы. В Совете Европы ее часто обвиняют в нарушении прав человека в Чечне, ограничении свободы СМИ, искажении демократических процедур "управляемая демократия" , во вмешательстве во внутренние дела соседей.
При обсуждении этих проблем представители стран ЦВЕ в СЕ, как правило, занимают критическую позицию по отношению к России.
Это в очередной раз показывает, что верить западникам нельзя. Теперь нас упрекают, что если Россию не остановить на Украине, то якобы мы нападем на страны альянса», — сказал Шойгу. Он отметил, что РФ придерживается политики невмешательства в дела других государств. В то же время прошло шесть волн расширения НАТО», — напомнил министр.
Это решение было крайне нерациональным, спланированным и продиктованным стратегическими планами по дальнейшему усилению напряженности на постсоветском пространстве. Несмотря на многочисленные заявления западных политиков о стабилизации ситуации, мы стали свидетелями еще не одной волны расширения блока. Постепенное приближение к государственным границам России западных военных сил не могло не вызывать опасений у РФ и, кроме того, повлекло принятие соответствующих решений по обеспечению своей безопасности».
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.
Шойгу: войска НАТО вплотную приблизились в границе с Россией
НАТО пережил восемь волн расширения и, похоже, не собирается останавливаться. Цель Североатлантического альяна (НАТО) заключается в помощи США по установлению контроля над европейским континентом, говорится в военной доктрине Белоруссии. В Турции заявили о поддержке расширения НАТО ради глобальной безопасности Турция поддерживает расширение НАТО не против какой-то страны, а чтобы обеспечить глобальную стабильность, заявили в канцелярии Эрдогана. На так называемом восточном фланге НАТО происходит активное наращивание военных контингентов и создание складов различного имущества. Корреспондент «Известий» рассказал о последствиях расширения НАТО.
75 лет НАТО: три волны расширения. Остановит ли Россия четвертую
В настоящее время все чаще звучит тезис о том, что Североатлантический союз нуждается не в потребителях безопасности, а в ее поставщиках. Однако имеющийся разрыв возможностей между вооруженными силами Соединенных Штатов и их европейских союзников по НАТО не позволяет сегодня в полной мере реализовать на практике новые подходы к проецированию военной силы и выполнять новые задачи. В ближайшем будущем, вероятно, ситуация может еще больше ухудшиться в свете развивающегося экономического кризиса в Европе. Ряд экспертов полагает, что заявленный «сдвиг» внешнеполитического вектора Вашингтона в сторону АТР, уже выразившийся в значительном сокращении американского военного присутствия в Европе, также будет дополнительным вызовом для европейских членов альянса.
Разрыв между союзниками проявляется и в сложности выработки внутри самого Североатлантического союза единого стратегического понимания путей развития Организации, что не позволяет говорить о полном внутреннем единстве в альянсе по поводу ясной стратегии, общих целей и ценностей. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся разногласия, Вашингтон и Брюссель явно нацелены на формирование натоцентристской модели мира с превращением Североатлантического союза в ключевой орган глобального военно-политического регулирования. При этом расширение функционала НАТО и ее продвижение на Восток по-прежнему рассматривается в штаб-квартире альянса в качестве одного из важнейших направлений его системной трансформации.
Происходящее в настоящее время расширение функциональной сферы НАТО охватывающей также и целый ряд невоенных вызовов порождает новые комплексные или системные угрозы России. Так, вторая после окончания холодной войны волна расширения не только открыла альянсу путь в регион ЦВЕ, но и позволила блоку вплотную приблизиться к российским границам. Определенная опасность просматривается в стремлении НАТО обеспечить себе беспрепятственный доступ к глобальной транспортной инфраструктуре, взять под контроль мировые сырьевые ресурсы и киберпространство.
При этом предполагаемый алгоритм взаимоотношений Североатлантического союза с другими организациями и отдельными странами в рамках натоцентричной модели евроатлантической безопасности оставляет ограниченное пространство для российско-натовского сотрудничества и ведет к усилению конфронтационных ожиданий.
Таким, каким он пытался быть до Мюнхенской речи. В то время он отказался от советской базы на Кубе и первым из мировых лидеров выразил соболезнования американскому народу после терактов 11 сентября. Запад должен был быть другим, чтобы Россия была другой. Не заявлять о «победе в холодной войне», а признать факт, что ее участники отказались дальше воевать, вышли из окопов и побратались. Вместо этого Запад год за годом предпринимал меры к тому, чтобы к «победе в холодной войне» добавить окончательный разгром и раздел России. И тем закалил ее и не оставил других вариантов, кроме как в условиях враждебного окружения создавать зону безопасности на западных границах. И снова становиться империей. Новостной сайт E-News. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.
Западные страны должны предоставить их, причем незамедлительно. Он обратил внимание, что всякий раз, когда Россия давала понять, что ее это не устраивает, западные страны начинали выражать свою озабоченность. Пять волн расширения.
Что здесь непонятного? Мы хотим обеспечить свою безопасность», — заключил Путин.
Вместе с тем глава МИД страны Билльстрем заявил , что Швеция не хочет размещения постоянных баз Альянса на своей территории. Североатлантический альянс неоднократно нарушал границы зоны своей ответственности, грубо попирая международное право, в том числе Устав ООН и Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. Без согласия Совета Безопасности ООН или в нарушение прописанного в них мандата Альянс предпринял ряд военных интервенций за пределами зоны своей ответственности. Так, силы Альянса приняли участие в боевых действиях в 1994—1995 годах в Боснии и Герцеговине, проведя ряд операций, в том числе организовав воздушное прикрытие сил ООН. Операция стала первой крупномасштабной военной акцией в истории НАТО. Официальным поводом начала военных действий было объявлено присутствие сербских войск на территории края Косово и Метохии. В период с 24 марта по 10 июня 1999 года была проведена бомбардировка Югославии, которая в документах НАТО указана как "операция" "Союзная сила". Американцы и их союзники атаковали как военные, так и гражданские объекты, вызвав масштабный гуманитарный кризис.
По данным из открытых источников, в итоге погибли свыше 1,7 тысячи мирных жителей, в том числе почти 400 детей. С 2003 года руководит Международными силами безопасности в Афганистане ИСАФ , с 2005 года осуществляет миссию в Ираке по подготовке кадров для иракских силовых структур, с 2008 года — участвует в операциях у берегов Африканского Рога, с 2011 года в Ливии — "Объединенный защитник" Unified Protector по поддержке оппозиционных формирований. По данным РИА Новости, жертвами операций НАТО стали около миллиона мирных жителей — без учета лиц, принимающих непосредственное участие в боевых действиях в составе вооруженных сил. Этнические чистки, гражданские войны, экологические и гуманитарные катастрофы, разразившиеся после вторжения НАТО, унесли еще больше жизней. В начале 1990-х годов чиновники военного блока уверяли Россию в том, что Альянс не будет расширяться на восток, придерживаясь принципа "не обеспечивать безопасность одних стран в ущерб другим". В 2021 году Москва предложила зафиксировать это правило юридически, однако переговоры окончились безрезультатно.
Шойгу: Войска НАТО вплотную приблизились к российским границам
Последнее массированное расширение НАТО, как и дальнейший прием новых членов, несомненно скажутся на взаимодействии России с Альянсом. наступательному в отношении России. В ответ на это в Кремле заявили, что неоднократно были свидетелями волн расширения НАТО и отметили, что это не Россия приближалась к границам Североатлантического альянса, а совсем наоборот.
Сергей Шойгу: «Не мы, а они к нам пришли»
В истории Североатлантического альянса были моменты, когда страны — участницы договора пытались освободиться от обязательств, навязанных американцами. Однако демарш господина де Голля против американского диктата в НАТО — редчайшее исключение, которое мог позволить себе только очень авторитетный европейский политик.
Однако такая позиция никогда не устраивала альянс, ее не хотели слышать и к настоящему времени полностью свели на нет. Пятая волна расширения блока, включившая присоединение Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии в 2004 году, стала явным маркером того, куда движется НАТО и какую позицию заняла организация относительно России. Это решение было крайне нерациональным, спланированным и продиктованным стратегическими планами по дальнейшему усилению напряженности на постсоветском пространстве.
Несмотря на многочисленные заявления западных политиков о стабилизации ситуации, мы стали свидетелями еще не одной волны расширения блока.
Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области - подписывайтесь на канал 47news в Telegram Увидели опечатку? Сообщите через форму обратной связи.
Хотя против этого - как показывают социологические опросы - выступают даже в дружественной для Украины Польше. В нем нет конкретной даты», - сказал Петер Сийярто. Однако Зеленский не теряет надежды это исправить, пишет газета Guardian. Она сообщает, что Зеленский пытается переубедить союзников в НАТО переписать текст итогового заявления. Возможно, именно с этим связана и отмена выступления Зеленского. Ранее появилась информация, что он выступит сегодня на саммите в шесть вечера по Москве.
Однако впоследствии в пресс-службе украинского президента это опровергли. Также участники блока подтвердили обязательство на принятие Киева, взятое на саммите в 2008 году в Бухаресте. В документе содержится заверение, что Альянс не стремится к конфликту с Москвой. Страны НАТО заявили о намерении поддерживать открытыми каналы связи с Москвой, чтобы снижать риски и предотвращать эскалацию. Вызовом для Альянса названа также политика КНР. В коммюнике сказано, что она создает опасности для интересов, безопасности и ценностям блока, но НАТО открыт к взаимодействию с Пекином.
История расширения НАТО
Блок НАТО пережил пять волн расширения на восток, хотя обещал этого не делать еще в 1991 году. Москва знает, что не сможет победить, провоцируя весь континент, и стремится избежать военного вмешательства США, которое с большой вероятностью последует, если российские войска вторгнутся в страну НАТО и приведут в действие статью 5 устава альянса. Министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что войска НАТО оказались уже слишком близко к российским границам, сообщает ТАСС. За свою историю НАТО прошел уже семь этапов расширения, причем четыре из них состоялись после распада СССР и роспуска Организации Варшавского договора. ИА "Ореанда-Новости" Власти России насмехаются над Западом, организуя в Москве выставку трофейной техники НАТО с Украины. Расширение НАТО сегодня, как никогда, является антироссийским шагом, написал экс-посол Франции в США Жерар Аро в Twitter.
Москва уже не опасается формального расширения НАТО
Последнее относительно дружеское предупреждение со стороны России, что альянсу необходимо отступить, прозвучало в марте 2007 года, когда Путин выступил на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления? О них даже никто не помнит? Среди прочих ошибок руководства он привел соглашения США с правительствами Румынии и Болгарии о военном присутствии на ротационной основе, назвав их "ненужной провокацией". По его мнению, это безрассудство не учитывать "жизненно важные национальные интересы русских".
В следующем году Кремль доказал, что его недовольство непрекращающимся вторжением НАТО в российскую зону безопасности одними возражениями не ограничится. Москва воспользовалась глупой провокацией прозападного грузинского правительства и развернула военное наступление, в результате которого российские войска вышли на подступы к столице. После этого Россия навсегда отрезала от Грузии два сепаратистски настроенных региона и поставила их под свой контроль. Однако западные и особенно американские лидеры пропускали один красный сигнал тревоги за другим. Вопиюще самонадеянное вмешательство администрации Обамы во внутренние политические дела Украины в 2013 и 2014 годах, чтобы помочь демонстрантам свергнуть избранного пророссийского президента Украины, стало наглой провокацией и повлекло за собой новый виток напряженности. Москва немедленно отреагировала захватом и аннексией Крыма, и новая холодная война развернулась с удвоенной силой.
При расширении НАТО страны, вступившие в альянс, принесли свои комплексы и антироссийские настроения, сказал он.
Настаивали на наращивании потенциалов коллективной обороны, которые должны быть развернуты, прежде всего, против России", — отметил глава государства. При этом западные партнеры в ответ на идеи по гарантиям безопасности и нерасширению НАТО снова озвучили, что любое государство вправе вступать в любые союзы, в их позиции ничего не изменилось.
На территории Украины подготовлены до тысячи боевиков, которые должны участвовать в попытке захвата населённого пункта в Белоруссии, отметил он. Белорусская оппозиция планирует проведение кибератак на атомную электростанцию и объекты критической инфраструктуры, а также провоцирование катастроф на производствах и объектах железной дороги, добавил Тертель.
В частности, спровоцированный Западом конфликт на Украине создал очаг напряженности у белорусских границ. Все эти тенденции, согласно доктрине, «повышают вероятность вовлечения Белоруссии в международный вооруженный конфликт». При этом в Минске неоднократно призывали страны альянса к диалогу.
Шойгу: войска НАТО вплотную приблизились в границе с Россией
Расширение НАТО сегодня, как никогда, является антироссийским шагом, написал экс-посол Франции в США Жерар Аро в Twitter. Четвертая по счету волна расширения НАТО в девяностые годы прошлого века покатилась на восток, втягивая в альянс страны Варшавского договора, а также бывшие республики СССР. Власть - 21 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
«Выход к советским рубежам»: об угрозах расширения НАТО для безопасности России
Тем временем НАТО проводит крупнейшие со времён холодной войны учения под названием Steadfast Defender 2024 («Стойкий защитник»), которые стартовали в конце января и продлятся до конца мая. Тем, кто такое заявляет, не хватает мозгов, чтобы включить голову и осознать простой факт, что расширения РФ на запад никогда бы не было, если бы НАТО не расширялось на восток. Блок НАТО пережил пять волн расширения на восток, хотя обещал этого не делать еще в 1991 году. наступательному в отношении России. Войска НАТО «вплотную приблизились к российским границам» и создали дополнительную угрозу.