К системе мониторинга подключили больше 200 тыс. единиц общественного транспорта. В 2024 году к ФНИС присоединятся пять регионов, функционал сейчас тестируют в Новгородской области. Минтранс совместно с АО "ГЛОНАСС" приступили к тестированию Федеральной навигационно-информационной системы (ФНИС) на основе системы "ЭРА-ГЛОНАСС", благодаря чему прогноз прибытия общественного транспорта станет доступен во всех населенных пунктах.
В Петербурге сломалась система отслеживания общественного транспорта
А если добавить еще несколько датчиков, то и про техническое состояние машины будет известно, и про скорость езды, и про расход топлива. Кстати, согласно исследованию относительно расхода бензина, после внедрения системы мониторинга рентабельность бизнеса в среднем возрастает от 15 до 35 процентов. И это неудивительно, так как ведется полный контроль за расходом горючего. Кто занимается внедрением в России? Внедрение систем мониторинга пассажирского автотранспорта — это не только выгодно, но и обязательно.
В России этот вопрос контролируется на законодательном уровне. По требованию Минтранса, в автобусах и т. Что выбрать: потратиться на датчики или ежедневно терять топливо, платить штрафы за нарушение ПДД и работать в убыток?
Представители сервиса пояснили, что данные не поступают от перевозчиков. Как писал "ДП", на этой неделе 3 дня подряд наблюдались перебои в работе системы оплаты парковок в Петербурге. В пятницу они сохраняются по-прежнему.
Кроме того, предполагается непосредственная связь с водителями автобусов. При необходимости диспетчер через специальный сервис сможет сделать звонок на мобильный телефон и уточнить данные у водителя. На данный момент в базу программы занесено более 500 остановок, размещенных в Вологде, а также автопарк города. Впоследствии к системе будут подключены еще и автобусы частных перевозчиков. В рамках первого этапа внедрено программное обеспечение и развернуты необходимые для функционирования оборудования инженерные коммуникации. Для оперативного отслеживания ситуации на дорогах установлены комплексы видеоконтроля, введено в эксплуатацию серверное оборудование обработки данных, куда стекается информация о дорожной обстановке с улиц города.
На фото: Московский транспорт. Источник: mos.
Система онлайн-отслеживания ивановского транспорта может заработать до конца 2023 года
Напомним, в 2020 году благодаря реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на магистральные маршруты Череповца вышли 17 новых низкопольных автобусов марки ЛИАЗ-529267. Отметим, с 2021 года в структуру национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» вошел федеральный проект «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях».
Этой осенью мы провели успешные испытания автономного судовождения в акваториях рек, будем дорабатывать решение и внедрять в следующем году. Ожидаем, что, благодаря нашим совместным усилиям, в ближайшие несколько лет безэкипажные решения найдут свое место в повседневной работе и на море, и на реках», — отметил президент Sitronics Group Николай Пожидаев. Уверена, что это только первые шаги, и в ближайшие месяцы мы увидим все большее применение технологии автономного морского судовождения в России. В 2021 году в России был утвержден перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года, куда были включены беспилотные логистические коридоры, автономное судовождение и беспилотная авиадоставка грузов. Сегодня уже началась массовая коммерческая эксплуатация авиадоставки, коммерческая перевозка грузов по М-11. Сегодня мы вместе запустили коммерческую эксплуатацию морских судов», — отметила директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
Справка по судну: «Генерал Черняховский» двухтопливный инновационный автомобильно-железнодорожный паром проекта CNF19M, второй из серии новейших экопаромов, работающих на стратегически важной для Российской Федерации в условиях запрета транзита через Литву некоторых грузов в Калининградскую область линии, соединяющей западный российский эксклав с основной территорией страны. Инновационное судно построено по заказу ФГУП «Росморпорт» в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Калининградской области». Экопаром «Генерал Черняховский», работающий на линии «Морской порт Усть-Луга — морской порт Калининград» с октября 2022 года, имеет первое в России удостоверение морского автономного и дистанционно управляемого надводного судна МАНС. Он оснащен системами для автономного управления автономная навигационная система, система координированного управления, система компьютерного зрения, оптическая система анализа надводной обстановки и состояния судна , созданными российским разработчиком Sitronics Group. В комплексе они анализируют окружающую обстановку, передают информацию в системы принятия решений, маневрирования и контроля за состоянием судна. Информация передается с судна на берег в Центр дистанционного управления, где внешний экипаж видит внешнюю обстановку в той же мере, что и судовой, и при необходимости может взять управление на себя в дистанционном формате. На мероприятии широко представлены цифровые тренды отрасли, новые решения и бизнес-модели цифровой трансформации. Соответствующие соглашения направлены на привлечение в отрасль цифрового транспорта новых компетенций и развитие технологического партнерства со смежными отраслями.
Соглашение о стратегическом партнерстве подписано с Ассоциацией содействия эффективной деятельности предприятий и организаций на зарубежных рынках «Экспорт технологического суверенитета». Партнерство заключено в целях развития и внедрения цифровых технологий в сфере транспорта и логистики в России, повышения конкурентоспособности высокотехнологичных компаний на рынках дружественных стран, а также для укрепления технологического суверенитета. Подписи под документом поставили директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова и президент Ассоциации «Экспорта технологического суверенитета» Андрей Безруков. Соглашение о сотрудничестве также подписано с Промышленным кластером «Консорциум робототехники и систем интеллектуального управления». Соглашение подразумевает сотрудничество в сфере науки и инновационных разработок, в области робототехники. На Форуме подписано соглашение о стратегическом партнерстве с российской космической компанией «Бюро 1440». Подписи под документом поставили Полина Давыдова и генеральный директор Алексея Шелобков. В рамках этого соглашении стороны договариваются о взаимодействии по обеспечению совместного тестирования и интеграции сервисов спутниковой связи на базе низкоорбитальной группировки ООО «Бюро 1440» на транспорте , в целях повышения эффективности отечественного транспортного и логистического комплекса, обеспечения безопасности на транспорте и развитию транзитного потенциала страны.
На мероприятии представлены цифровые тренды отрасли, новые решения и бизнес-модели цифровой трансформации. Облик и архитектура НЦТЛП были сформированы Министерством транспорта России при непосредственном участии крупного транспортно-логистического бизнеса на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». НЦТЛП призвана объединить цифровые логистические сервисы грузоперевозчиков на одной платформе, стать своеобразной службой «одного окна» для взаимодействия государства, перевозчиков и их клиентов. Создание единой системы упростит взаимодействие между всеми звеньями логистической цепочки, позволит отказаться от устаревших форматов обмена документами за счет создания единого, юридически значимого электронного документооборота , а также снизит итоговую стоимость перевозки и позволит грузоотправителям выбирать наиболее оптимальные маршруты перевозки. Кроме того, перевозчик получит мгновенный доступ к данным о состоянии объектов транспортной инфраструктуры, их загруженности, поможет спрогнозировать транспортные потоки. В базовую архитектуру НЦТЛП войдет Портал сервисов для взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления, Блок функциональных подсистем, Единая база данных, Портал коммерческих сервисов для работы грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и логистических операторов, Подсистема платформенного информационного взаимодействия для взаимодействия с иными государственными информационными системами и зарубежными логистическими платформами. Первые сервисы платформы появятся в следующем году. Бизнес готов менять свои бизнес-модели, проводить пилотные проекты.
Мы все должны понимать, что это вызов, вызов с которым мы, уверен, справимся. Вызов мирового масштаба, поскольку примеров такой платформы в мире нет», — сказал заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов на презентации архитектуры платформы. В свое время мы в рабочей группе подсчитали, что грузоперевозчикам требуется предоставить 150 документов при ввозе груза в страну и 117 при вывозе. Это документы в абсолютно разных форматах для различных систем госорганов, в которых дублируются одинаковые сведения. Мы поднимаем этот вопрос уже 5 лет, но именно сейчас видим заинтересованность со стороны федеральных органов власти», — сказала директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. НЦТЛП станет следующим этапом цифровой трансформации транспортной отрасли. В 2022 году в эксплуатацию введена и сейчас активно развивается Государственная информационная система электронных перевозочных документов ГИС ЭПД , являющаяся основой для цифровой трансформации отрасли. Это создает необходимые условия для перехода на цифровые бизнес-модели мультимодальных грузовых перевозок.
Следующий этап отраслевой цифровой трансформации в сфере грузовых перевозок — и масштабнее, и амбициознее. В соответствии с поручением Президента Р Ф с участием отечественного бизнеса на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» формируются облик и архитектура национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Цель — формирование единого национального цифрового пространства в сфере транспортно-логистических услуг в интересах и государства, и бизнеса, в том числе, при осуществлении международных перевозок. На мероприятии представят цифровые тренды отрасли, новые решения и бизнес-модели цифровой трансформации, подведут итоги года, цифровые лидеры, регуляторы и эксперты озвучат прогнозы. Форум пройдет 19 декабря 2023 г. Церемония состоится в 16:20 по адресу: Москва, Раменский бульвар, 1 кластер «Ломоносов», зал «Молекула» в рамках завершающей Форум пленарной сессии «Мечты, которые сбудутся: российский транспорт 2040». В 2021 году в России был утвержден перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года. На сегодняшний день началась массовая коммерческая эксплуатация двух из них: В 2023 году «Почта России» в Чукотском автономном округе запустила коммерческую доставку грузов по нескольким маршрутам с помощью беспилотных летательных аппаратов.
Россия в числе мировых лидеров развития беспилотного транспорта, проектам придается высокий приоритет. В частности, 1 сентября 2023 года утвержден Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. В его состав вошли четыре федеральных проекта, среди них «Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих», что позволит отечественным разработчикам в кратчайшие сроки развернуть в стране массовое производство беспилотных авиационных систем различных весогабаритных характеристик и назначения.
Такой «крокус» есть в каждом регионе — бизнес начинает понимать, что автомобильная мобильность себя исчерпывает и нужно инвестировать в доступность общественного транспорта. В пояснительной записке к документу приводится в пример создание трамвайной ветки Екатеринбург — Верхняя Пышма, где концессионером выступает ООО «Верхнепышминский трамвай» «Трансмашхолдинг» с объем инвестиций в 1,75 млрд рублей, из которых 1,5 млрд рублей — кредит ВЭБ. С федеральной поддержкой реализуется, например, проект модернизации трамвайной системы в Таганроге, в сентябре завершена первая его часть. По этому проекту предусматривается модернизация 44 км одиночного пути и приобретение 60 трамваев.
РФ поступили 6,85 млрд рублей, а еще 2,1 млрд рублей — в виде кредита ВЭБ. Какие условия должны выполнить регионы Непопулярный, дорогой и низкодоходный вид транспорта в регионах может заменить трамвай — Когда мы говорим об инвестициях в общественный транспорт, то это должно осуществляться комплексно, — говорит Павел Зюзин. Аналогичная ситуация с троллейбусами, где изношены тягловые подстанции, трансформаторы и т. Он считает, что городу нужно финансировать комплексную заявку — например, выдавать кредит на общественный транспорт только при условии каких-либо инфраструктурных мероприятий: например, сначала разрабатывается система приоритетного пропуска автобусов, выделенных полос и только потом закупаются сами автомобили, в противном случае они будут неэффективны. РФ, и там как раз одним из ключевых условий для получения финансирования является разработка комплексных транспортных планов по региону, — замечает Чекмарев. Но с учетом тяжелой ситуации с качеством подвижного состава можно начать и с него. Чекмарев отмечает, что пока не все регионы приходят к пониманию необходимости комплексного подхода к решению вопроса во многом еще и потому, что нет достаточного количества специалистов должного уровня для выполнения этой задачи.
Каким должен стать общественный транспорт Павел Зюзин отмечает, что в последнее время меняется отношение к общественному транспорту, а в пример приводит как раз проект в Таганроге, который показывает, какого качества и комфорта может быть трамвайная сеть в городе.
Наши датчики контроля топлива в баке и навигационные терминалы совместимы с техникой любых размеров, классов и от любого производителя. Монтаж датчиков осуществляется за несколько часов и не требует надолго выводить технику из эксплуатации. Все ДУТ Omnicomm имеют стандартные интерфейсы подключения, интегрируются в системы учета расхода топлива и мониторинга транспорта. Датчики Omnicomm внесены в Государственный реестр средств измерения РФ и имеют сертификаты, позволяющие использовать их на объектах с особыми требованиями — например, на водном транспорте или в потенциально опасных зонах. Купить датчики контроля топлива от Omnicomm просто: выберите под свои задачи необходимые устройства и отправьте нам запрос. В зависимости от объема мы рассчитаем цену и подберем удобного партнера для отгрузки и установки при необходимости в вашем регионе. Датчики уровня топлива Навигационные терминалы Бортовые терминалы являются ключевым элементом системы мониторинга транспорта, поскольку собирают данные с различных датчиков и со штатного бортового компьютера, а затем передают их в платформу мониторинга. В продуктовой линейке Omnicomm представлены терминалы для любых задач и видов техники. Оборудование надёжно функционирует в любых условиях, в том числе на Крайнем Севере, в пустынях, при высокой запылённости и влажности или в местности без сотовой связи.
31 октября, в Москве прошел Форум «Общественный транспорт 2023»
Ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Общественный транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. В Петербурге сломалась система отслеживания общественного транспорта. Основа решения — сквозная технология прогнозирования, мониторинга и контроля грузов не только на автомобильной и железнодорожной инфраструктуре, но и при речной навигации в масштабах всей страны. Новая система мониторинга позволит отслеживать сразу несколько параметров: в какое время на линию вышел автобус, по какой траектории двигался в течение дня, задерживался или опережал график движения. «Компьютерная программа по мониторингу общественного транспорта – неотъемлемая часть интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая запущена и работает в Вологде в тестовом режиме.
Автоматизированная система управления общественным транспортом
В пятницу они сохраняются по-прежнему. Читайте также:.
Сервис был создан совместно с рязанским партнером, сообщается на сайте мэра и правительства столицы. По его словам, благодаря новой технологии удастся отслеживать и менять интервалы движения, оценивать степень загруженности, узнавать о количестве перевезенных граждан и выручке, а также следить за расходом топлива и состоянием транспортных средств.
Разработка прошла тестирование уже в 12 российских городах.
Во-вторых, создание Единой федеральной системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок ЕФС МКПП в рамках реформы отрасли пассажирских перевозок должно помочь с решением проблемы небезопасных и некачественных сервисов, которые предоставляют нелегальные перевозчики. Конечно, для достижения этих целей «цифра» играет значительную роль, отмечает Андрей Черемных. Источник: Минтранс РФ, 2020 г. Нормальный учет выручки внутри нормально работающей системы станет возможным лишь тогда, когда маршрутные сети городов будут полностью контролироваться местными властями с учетом смены парадигмы: «город — заказчик перевозок», а не «надсмотрщик». Корни проблем уходят достаточно глубоко, поясняет Валентин Мартыньш , директор департамента комплексных проектов компании Softline , - в традиционное разделение полномочий между субъектом и муниципалитетом. Исторически сложилось так, что федеральные субсидии на развитие транспортных систем начали выделяться еще в начале 2000-х, как правило, на навигационно-информационные системы, а ряд городов создавал свои навигационные системы на муниципальные средства.
В целом, получается так, рассказывает эксперт, что каждый из органов госвласти управляет своими собственными маршрутами, обладает разными бюджетами и несет разную ответственность, не говоря о том, что используются разные информационные системы. Яркий пример - Московская область , рассказывают в компании « Группа Т-1 »: из 10 тыс. Причем, контроль за этим транспортом осуществляется частично на муниципальном уровне, частично — на областном, а существенная часть транспортных средств принадлежит АО « Мострансавто ». Параллельно с этим крупным перевозчиком работают десятки мелких транспортных компаний. Сергей Пономарев , генеральный директор АО « Группа Т-1 », рассказал в интервью журналу « Интеллектуальные транспортные системы России », что внедрение системы управления общественным транспортом в области удалось успешно выполнить, в том числе, благодаря жесткой позиции Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области , и к системе подключены все перевозчики. Проблемные точки развития общественного транспорта Существенным фактором, тормозящим развитие отрасли, является проблема серого рынка общественного транспорта , говорят отраслевые эксперты. На каждые 100 автобусов большого класса, работающих по «серым» схемам, приходится около 70 млн.
Общий эффект потери местных бюджетов от «серых» перевозчиков составляет 38,8 млрд. По мнению экспертов Российской академии транспорта, вывести отрасль из тени позволят решения, связанные с переходом общественного транспорта к использованию брутто-контрактов. Источник: компания «Датапакс», ноябрь 2021 г. Брутто-контракт — это соглашение, согласно которому организатор перевозок закупает у перевозчика объем услуг по перевозке пассажиров. Впервые такое понятие появилось в Западной Германии в 60-е годы, а сегодня оно постепенно проникают в Россию - переход на брутто-контракты реализован в Казани , Москве , Твери , Перми , Новокузнецке. В нынешнем году внедрение брутто-контрактации планирует Санкт-Петербург и другие города страны. Это направление, правда, ожидает законодательное совершенствование.
Так, Евгений Алексеев, замдиректора по развитию городского транспорта ООО «Центр экономики инфраструктуры», отмечает, что сегодня контракт, как правило, предполагает закупку работы на конкретных маршрутах, однако, учитывая, что брутто-контракт — это долгосрочное мероприятие, а в городах активно модернизируются дорожные сети, логичнее не привязывать объемы перевозок к конкретным маршрутам. Тогда в течение срока контракта город будет иметь возможность перераспределять объем транспортной работы между маршрутами в зависимости от конкретной потребности,- говорит Евгений Алексеев. А поддержку всех происходящих изменений можно поручить транспортной модели. Передовой общественный транспорт Одна из ключевых проблем сегодняшних городов — пробки на автодорогах, которую невозможно кардинально разрешить без сокращения количества личного автотранспорта, курсирующего по дорогам, и пересаживания автовладельцев на общественный транспорт. Это возможно при одном условии, говорит Александр Минов , замгендиректора по стратегии компании « МаксимаТелеком : Общественный транспорт должен обеспечивать человеку точно такой же уровень комфорта, безопасности и предсказуемости, который сегодня предоставляет собственный автомобиль. В этих направлениях сегодня идет модернизация пассажирского транспорта. Пандемийные времена расширили традиционные представления о системах безопасности на борту общественного транспорта за пределы камер видеомониторинга и бортового видеорегистратора — возникла задача обеспечения санитарной безопасности пассажиров.
Антон Голубев , директор департамента управления проектами Hikvision , говорит о высоком спросе системы на базе тепловизионных технологий, которые позволяют с высокой точностью измерять температуру проходящих мимо людей. Эксперт считает, что этот спрос стал хорошим стимулом для технологического развития систем безопасности для общественного транспорта. Так, терминал DS-MDH005-B компании Hikvision, предназначенный для использования на общественном транспорте , поддерживает функционал быстрого и бесконтактного измерения поверхностной температуры тела и детекции наличия защитной маски с дополнительной функцией распознавания лиц.
С их помощью можно поставить оценку и добавить комментарий о работе транспорта на маршруте. Как пользоваться QR-кодами, рассказывали здесь.
Любой пассажир может быстро и просто оценить качество поездки.
Промышленные гиганты России получили новую интеллектуальную логистическую систему
Все новости, связанные с развитием пассажирского транспорта Москвы и Московской области. Благодаря Федеральной навигационно-информационной системе (ФНИС) пассажиры во всех населенных пунктах России узнают, когда приедет транспорт на их остановку. В крымской столице внедряют систему контроля за работой общественного транспорта, сообщается в пресс-службе местной администрации. Александр Пузанов отмечает: создавать качественную систему наземного общественного транспорта можно только за счет сокращения возможностей для личного транспорта. Такая система мониторинга транспорта включает GPS-трекер, датчик уровня топлива, расходомер и программное обеспечение. В Петербурге сломалась система отслеживания общественного транспорта.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
- Какая польза от онлайн мониторинга общественного транспорта?
- Лента новостей
- ИТС «разрулит» в режиме нон-стоп
- Оставить заявку
- Новости - Единый Транспортный Портал
- Мониторинг транспорта
Ситуационно-информационный центр Министерства транспорта Российской Федерации
Система спутникового мониторинга ГЛОНАСС позволяет не только определить конкретное местоположение автобуса или троллейбуса на маршруте, но и рассчитать время прибытия, спланировать загруженность городских дорог и зафиксировать все поездки транспорта с. Как пояснили ТАСС в пресс службе АО "ГЛОНАСС", мониторинг всего общественного транспорта с помощью "ЭРА-ГЛОНАСС" обеспечивает эффективное управление транспортным комплексом на уровне муниципалитетов и регионов. Например, в общественном транспорте Стамбула (метрополитене, трамваях и автобусах), в метрополитене Нью-Йорка.
Прогноз прибытия общественного транспорта появится во всех регионах России
Кондуктор мне их не вернул, сказал, что им начальство не разрешает! Хотя в п. Правил пользования электротранспортом в г. Ульяновске сказано: «В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами, пассажиры вправе воспользоваться приобретённым билетом для проезда в следующем за сошедшим с линии трамвае или троллейбусе. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.
ВОЗВРАТ денег за проезд, перевозку багажа и провоз ручной клади производится в пункте продажи билетов, в котором пассажир приобрёл билет».
Критериями отбора стало наличие бесконтактных систем оплаты проезда, организация выделенных полос для движения общественного транспорта, наличие утвержденных документов транспортного планирования, соблюдение расписания и ряд других критериев. На эти цели из федерального бюджета предусмотрено финансирование в размере 3,5 млрд рублей. В частности, в Череповце ожидается поставка 35 современных вместительных автобусов, работающих на экологичном газомоторном топливе.
В пятницу они сохраняются по-прежнему. Читайте также:.
Одни требуют максимально простое решение под конкретный проект в стиле «запустил и работай», а другие ценят гибкость в настройке и расширенный функционал, чтобы самостоятельно создать наиболее подходящее решение. Разрабатывая NimBus , мы стремились найти золотую середину — не утяжелить решение и не сделать его просто «базовым». Новый сервис от Gurtam сочетает в себе основной функционал системы спутникового мониторинга и специальные инструменты для контроля маршрутных транспортных средств. Основные задачи сервиса — планирование и мониторинг прохождения маршрутов, распределение ТС по рейсам и контроль следования по расписанию. Кроме того, NimBus обеспечивает эффективный мониторинг транспорта в реальном времени и детальную отчетность по активности автопарка. Работает все это проще, чем кажется: Добавьте или импортируйте остановки Создайте маршрут и задайте расписания Назначьте объекты на рейсы Отслеживайте передвижения в реальном времени Получайте уведомления о значимых событиях и нарушениях на рейсах Получайте детальную отчетность А теперь по порядку. Как начать? Для начала добавьте новый апп из библиотеки. Затем авторизуйтесь в приложении и активируйте «Депо» для одной из нижестоящих учетных записей. Продолжите работу в новом веб-приложении под этой учетной записью. Остановки Начинаете работу с небольшим автопарком? Создавайте остановки за один клик по карте или укажите точный адрес в строке поиска. Уже есть база остановок? Просто импортируйте ее в NimBus из. Создавайте контрольные точки любой формы, чтобы обеспечить посещение остановок даже на самых сложных развязках. Укажите вид транспорта для улучшенной фильтрации или поиска остановок по списку и на карте. Добавьте подробное описание, чтобы отличать остановки в разных направлениях следования. Получите быстрый доступ к остановке на карте за один клик по списку.