Подстаканник с ажурным декором, выполненным в технике скани, мельхиор, Казаковский завод художественных изделий, СССР, 1950-1975 гг. Подстаканники из кольчугинского мельхиора не только выполняют свою функцию, но и обладают значительной антикварной ценностью. Именно этот подстаканник сделан не позднее 1950-х годов. Купить 88 товаров в категории "Подстаканники кольчугинский мельхиор" Низкие цены в России Быстрая доставка и гарантия Возможность онлайн-заказа.
Рейтинг подстаканников 2022
Или купить специальный состав для чистки мельхиора и серебра и почистить подстаканник, следуя инструкции. Можно ли купить Подстаканник со стаканом Кольчугинский мельхиор Герб СССР Советский в рассрочку? Следующим шагом стало экспертное подтверждение художественного достоинства конкретных образцов продукции «Кольчугинский мельхиор». Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Наиболее популярны подстаканники из мельхиора, латуни, никеля, серебра.
Эволюция олимпийского Мишки, или Сюжеты кольчугинских подстаканников
Металлические подставки позволяли разносить горячий чай без риска обжечься и придавали стаканам устойчивость. Продукция под маркой «Кольчугинский мельхиор» используется в поездах дальнего следования по сей день. Подстаканники не просто неизменный атрибут железнодорожных путешествий - это один из символов России, наряду с матрешкой и балалайкой. Процесс их изготовления включает более полутора десятков этапов. Производство хоть и массовое, но бесконвейерное: большинство технологических операций выполняется вручную. Художественную составляющую и уникальность в каждое изделие вносит гравер.
Общий обрис создается с помощью компьютерных технологий, но нюансы изображения прорабатываются вручную.
На ней - два боковых окна и одно большое окно в центре, куда наносятся разные рисунки. Практика приводит заводчан к убеждению, что с годами меняется сама суть подстаканника: он все больше отдаляется от ширпотреба, и процесс этот продолжается. Раньше два гравера делали все вручную. В прошлом году в цехе появился компьютерщик. Закладываешь программу в станок - и получаешь пластину. Здесь даже хотели граверов сократить. Но жизнь все расставила по своим местам.
К 145-летию завода, который отметили в этом году, цеховой гравер Анатолий Алешин разработал специальную пластину с узорами, тройкой в большом окне, просечками на корпусе в форме колокольцев. Таких подстаканников здесь еще не было. Но оказалось, что "по программе" выходит жестянка без души. Мелкие детали на станке без ручного труда сделать невозможно. Решили граверов оставить. И мастер участка, и программист, и гравер участвуют в его создании. Подстаканник перестает быть просто посудой. Это символ.
А недавно в цехе запущен в серийное производство подстаканник "Петр Первый".
В эпоху бума железнодорожного строительства меди требовалось много. К концу 1880-х купец отошел от дел, но производство, как и местечко, закрепили за собой его имя.
В 1896 г. Но не углубляться в оборонку, как принято теперь говорить, а выйти на рынок товаров народного потребления. На фото — латунный самовар из Кольчугина.
Читайте также Дулево — фарфор времен СССР и современная посуда, фото, клеймо и история промысла На заводе освоили ручное и штамповочное изготовление самоваров, заварочных чайников. Введение гальванического покрытия изделий повысило спрос на продукцию. Модное никелированное напыление привлекало покупателей.
К началу XX века в Кольчугино 4-этажный посудный цех работал в полную силу.
Они значительно повышали устойчивость стаканов при движении поезда, да и проводникам было удобно разносить напитки. Популярность в российских пассажирских поездах подстаканники обрели в конце XIX века при Сергее Витте, ставшем директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министром путей сообщения Российской империи. Основным производителем подстаканников стал Кольчугинский завод ныне «Кольчугцветмет» — предприятие во Владимирской области, основанное купцом Александром Кольчугиным в 1871 году. Конечно, основной продукцией завода была отнюдь не посуда, но товары народного потребления из цветных металлов с приходом индустриальной эпохи стали пользоваться значительным спросом. Бронзовые подстаканники с цветными эмалями — сейчас предмет коллекционирования и интереса любителей винтажа. Обычно их чеканили: на металлическую пластину наносили рельефный узор при помощи штемпелей, для каждого рисунка изготавливали отдельный инструмент.
На знаменитом кольчугинском заводе выпустили подстаканник "Петр Первый"
Подстаканники от кольчугинских мастеров стали визиткой данного предприятия. Поездка в поезде принесет удовольствие от приятного чаепития в подстаканниках от прославленных мастеров. История История возникновения производства по изготовлению изделий из мельхиора началась в XIX веке, когда купцом Кольчугиным Александром Георгиевичем было в 1871 году основано предприятие по переплавке меди. Позже на его основе создаются мастерские, в которых изготавливали столовые приборы. Продукция, которая выпускалась под маркой «Товарищество Кольчугина», была востребована не только в России, но и в других странах.
Начиная с 1922 года, с приходом советской власти, выпуск изделий из мельхиора не только не уменьшился, его производство приумножилось. В этот период традиционные изделия стали выпускать в меньшем количестве, в то время как самовары и примусы оказались очень востребованными. В 1948 году началась постройка новых производственных цехов по серебрению, здесь же изготавливали никелированную утварь. С 1960 года входит в строй отдел по хромированию.
Спустя десятилетие был построен большой корпус, где производилось уже до 2 тыс. С 1997 года продукция завода становится известной под названием «Кольчуг-Мицар». В марте 2009 года ЗАО было ликвидировано.
В данном каталоге - ценник подстаканников СССР приведены ориентировочные цены на большинство подстаканников периода 1921 - 1991 годов. Цены в каталоге будут как в Долларах, так и в Рублях, для лучшего ориентирования для разных стран.
Материал изделия Требования к материалу были простыми: коррозионная стойкость, технологичность и достойный внешний вид. Поэтому из всего спектра металлов и сплавов выбрали нержавеющую сталь, мельхиор сплав медь-никель и его разновидности, например, нейзильбер сплав медь-никель-цинк , алюминий, реже — латунь, бронзу и серебро. Нередко па мельхиор, сплав МНЦ, бронзу и латунь наносили наружное глубокое серебрение. Делали это, чтобы придать подстаканнику благородный вид. Серебрение, как правило, не наносили на изделия из алюминия и нержавеющей стали. Мельхиоровые подстаканники Мельхиоровым подстаканникам досталась самая большая пропагандистская нагрузка. Именно из этого материала сделано максимальное количество подстаканников советской тематики. Вот лишь некоторые из них: Победа советского народа в Великой Отечественной войне «Воин-освободитель» , памятные события и даты в жизни государства «XXV съезд» , архитектурные памятники и города-герои «Спасская башня». Целый ряд подстаканников посвящен космической теме: здесь и запуск первого спутника «Спутник» , и первый пилотируемый полет, и покорение космоса женщиной «К звездам». Мельхиоровые подстаканники были обязательным атрибутом домов и кабинетов членов партийного аппарата. В советское время они зачастую служили наградой победителям социалистических соревнований в трудовых коллективах или спортивных состязаний. Стоимость таких подстаканников на момент изготовления составляла от 2 до 5 рублей цены указаны после денежной реформы 1961 года. Нельзя не сказать о широком спектре подстаканников на бытовые темы, выполненных, например, с фруктово-цветочными орнаментами и узорами «Малина» , на сюжеты устного народного творчества «Зимняя тройка» , а также с фигурными композициями «Доспехи». Самый весомый вклад в производство мельхиоровых подстаканников внес Кольчуги некий завод мельхиоровых изделий.
Свыше 120 лет мастера создают уникальные наборы столовой посуды, приборов. Подстаканники от кольчугинских мастеров стали визиткой данного предприятия. Поездка в поезде принесет удовольствие от приятного чаепития в подстаканниках от прославленных мастеров. История История возникновения производства по изготовлению изделий из мельхиора началась в XIX веке, когда купцом Кольчугиным Александром Георгиевичем было в 1871 году основано предприятие по переплавке меди. Позже на его основе создаются мастерские, в которых изготавливали столовые приборы. Продукция, которая выпускалась под маркой «Товарищество Кольчугина», была востребована не только в России, но и в других странах. Начиная с 1922 года, с приходом советской власти, выпуск изделий из мельхиора не только не уменьшился, его производство приумножилось. В этот период традиционные изделия стали выпускать в меньшем количестве, в то время как самовары и примусы оказались очень востребованными. В 1948 году началась постройка новых производственных цехов по серебрению, здесь же изготавливали никелированную утварь. С 1960 года входит в строй отдел по хромированию. Спустя десятилетие был построен большой корпус, где производилось уже до 2 тыс. С 1997 года продукция завода становится известной под названием «Кольчуг-Мицар».
Новые подстаканники
Подстаканник антикварный купить в Москве — Антикварная лавка в Калашном | Подстаканники из мельхиора популярны за счет своей прочности и долговечности. |
Прошлое и настоящее завода «Кольчугинский мельхиор» | Подстаканник мельхиор АМ МСТЕРА с росписью ЦВЕТЫ финифть эмаль. |
Уникальные сувениры: столовые приборы и подстаканники со столетней историей | Потемневшие от времени свидетели былого благополучия прежних хозяев — столовые приборы из мельхиора. |
Ветеранам Омска вручат мельхиоровый подстаканник и стакан из хрусталя | В нашем магазине Вы всегда можете купить стакан с подстаканником в подарок для своих близких и знакомых. |
Кольчугинский Мельхиор | Смотрите видео онлайн «Подстаканник гинский завод.» на канале «Модные обзоры обуви» в хорошем качестве и бесплатно. |
Мельхиоровые подстаканники – критерии выбора
Подстаканники | Смотрите видео онлайн «Подстаканник гинский завод.» на канале «Модные обзоры обуви» в хорошем качестве и бесплатно. |
Рейтинг подстаканников 2022 | Таким образом, для изготовления подстаканников выбирали мельхиор, алюминий, нержавеющую сталь, латунь, медь и даже серебро. |
Клеймо на подстаканниках - расшифровка клейма МНЦ, МЕЛЬХ и КХИ | Подстаканники из кольчугинского мельхиора не только выполняют свою функцию, но и обладают значительной антикварной ценностью. |
Подстаканники посеребряные | Изначально подстаканник был домашней посудой, производившейся кустарно или на заказ без единой технологии, поэтому разнообразной по весу и размеру. |
Казаковский завод художественных изделий | Выбирайте лучшие Подстаканники Кольчугинский мельхиор по доступным ценам. |
Советский подстаканник
Подстаканник со стаканом "Первый спутник" мельхиор, Мстерская художественная фабрика "Ювелир" + в подарок подстаканник Хохлома! купить в магазине Etno-Shop. Подстаканник к Звездам 2 штуки мельхиор, СССР фото. Смотрите видео онлайн «Подстаканник гинский завод.» на канале «Модные обзоры обуви» в хорошем качестве и бесплатно.
День Кольчугинского подстаканника
Одна пластина уже готова и одна - в разработке. Ее по инициативе маркетологов компании готовим к чемпионату мира по футболу 2018 года. Это событие обойти невозможно. И невооруженным взглядом видно, что этот прибор состоит всего из трех частей - корпуса, поддона и ручки. Но простота кажущаяся. Чтобы выпустить подстаканник, оказывается, необходимо выполнить 70 операций!
Важный момент - травление. С его помощью снимается напряжение в металле, которое образуется при чеканочных работах. Это необходимо для дальнейшей обработки изделия, иначе при скрутке пластина будет некруглая и потеряет качество. Поддон и корпус спрессовывают вместе, вручную припаивается ручка. Потом - гальваника: никелировка, посеребрение или позолочение.
В зависимости от требуемого оттенка обрабатывают по-разному. Основа и самая красивая часть кольчугинского подстаканника, из которой скручивают в трубу корпус, - пластина "русский мельхиор". На ней - два боковых окна и одно большое окно в центре, куда наносятся разные рисунки. Практика приводит заводчан к убеждению, что с годами меняется сама суть подстаканника: он все больше отдаляется от ширпотреба, и процесс этот продолжается. Раньше два гравера делали все вручную.
Востребованные сюжеты — герб России, символ Олимпиады-80, «Три богатыря», «Охотники на привале», Московский кремль. Российские чайные традиции Чай стали завозить в Россию еще при Иване III, но современники не сумели оценить его по достоинству, и напиток ушел в забвение. Интерес к чаю пробудился при царе Михаиле Федоровиче Романове, стал популярен при дворе. Дворяне придерживались британской культуры чаепития: пили чай из фарфорового сервиза за безукоризненно накрытым столом, часто с молоком. Целью застолья было не насыщение, а светская беседа. Именно в дворянской среде прижился обычай пить чай из стеклянных стаканов, устанавливая их в изящные серебряные подстаканники. Традиция постепенно забылась, возродившись вновь в трактирах для простонародья. Чай смешивали со спиртным. Купеческий чайный стол ломился от разнообразной выпечки, варений, закусок. Чаепитие было долгим, «до седьмого пота».
Использовался один заварочный чайник с очень крепкой заваркой, которая разводилась кипятком из самовара непосредственно в чашке. Традиция двухчайниковой заварки сохранилась до наших дней. В мещанской среде использовали более дешевые сорта чая, более простые закуски. Светская беседа сопровождалась песнями, игрой на музыкальных инструментах. Крестьяне и рабочие пробовали настоящий чай в трактирах, дома довольствовались его травяными аналогами. До революции чай доставляли, в основном, из Китая. Русские купцы обменивали его на ткани, кожи, меха, изделия металлургии. После Октябрьской революции в стране наступил «чайный период», продолжавшийся до 1923 года, когда организация «Центрочай» распределяла огромные конфискованные запасы частного чая по предприятиям для бесплатной выдачи заварки рабочим и военнослужащим. Была поставлена цель снизить зависимость СССР от импорта чая. Его стали выращивать в Грузии, Азербайджане, Краснодарском крае.
Напиток из отечественного сырья уступал по качеству привозному. Для лучшего заваривания на чайник надевали утепленный колпак, который шили из разноцветных лоскутков в виде женщины в пышной юбке — «бабы на чайник». Оцените статью.
Новости Подстаканники "Кольчугинский мельхиор" получили статус изделий народно-художественного промысла. Данное решение вынес художественно-экспертный совет при администрации Владимирской области.
Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства.
Теперь это высокоточная штамповка. Подобран и материал, обеспечивающий простоту изготовления и «породистость» внешнего вида — серебро. Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на период конца 40-х — начала 70-х годов. Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь — никель — цинка» МНЦ с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Интересно еще и то, что на этот временной период приходится расцвет производства самодельных подстаканников. Места их изготовления это: «зоны» и оборонные заводы. Примечательно, что, несмотря на такой расцвет производства и популярность у граждан, цена на подстаканники составляет немалую сумму: за изделие из МНЦ, мельхиора, серебра — от 2 до 5 рублей за штуку, из алюминия и нержавейки — от 1 до 2 рублей. Неизвестно, подсчитывал ли кто-нибудь точное количество всех выпущенных в Советском Союзе подстаканников, их модификаций и событий, которым они были посвящены.
Уникальные сувениры: столовые приборы и подстаканники со столетней историей
Войти на сайт | Подстаканник мельхиоровый – купить или заказать самые популярные товары на Ярмарке Мастеров в своем городе [city] или с доставкой по России и СНГ. |
Подстаканник Кольчугинского завода, мельхиор: soviet_life — LiveJournal | Клеймо МНЦ на подстаканнике свидетельствовало о том, что мельхиор не содержит свинца и материал безопасен для здоровья. |
Ветеранам Омска вручат мельхиоровый подстаканник и стакан из хрусталя | АиФ Омск | Подстаканник «Богдан Хмельницкий», мельхиор, СССР, Киев, Киевский завод им. нского, 1960-е. |
Мельхиоровые подстаканники: история и современность | 2 050 ₽ Быстрая доставка. |
Подстаканник Спутник мельхиор
Этот, казалось бы, утилитарный предмет обладает своей собственной индивидуальностью и характером, превращающим простое чаепитие во что-то особенное. Для объяснения этого факта он приводит забавную легенду: владельцы кофеен часто заваривали чай так слабо, что сквозь него было видно дно чашки с изображенным на нем Кронштадтом потому что в то время чашки изготавливались в этом городе. Другим возможным объяснением этого факта могли быть частые разъезды мужчин-военных: возить с собой фарфоровую посуду из-за ее хрупкости было неудобно и дорого. Так или иначе, мужчины стали пить чай, в основном, из стаканов, и, чтобы не обжигаться о горячее стекло, была придумана съемная металлическая подставка с ручкой.
То, что изначально подстаканник был рассчитан исключительно на мужскую руку, объясняет его массивную форму и широкую ручку. Скорее всего, подстаканники появились в России в конце восемнадцатого века и сначала выполняли утилитарную функцию, не демонстрируя при этом каких-то художественных изысков. Подстаканник в девятнадцатом веке Во второй половине девятнадцатого века подстаканник перестает быть просто предметом утвари и становится предметом искусства.
Над ними работают лучшие ювелиры, при их изготовлении используются различные техники: литье, чеканка, штамповка; состоятельные люди заказывают себе подстаканники, украшенные разноцветной эмалью или камнями. Появляется огромное разнообразие форм подстаканников и изображенных на них сюжетов, отражающих существующую моду и интересы людей. Вероятно, тесная связь подстаканников с железной дорогой возникает уже тогда: в российских поездах они появляются в конце девятнадцатого века, и, продолжая эту традицию, в советское время их главным оптовым покупателем является Министерство Путей Сообщения.
То, что изначально подстаканник был рассчитан исключительно на мужскую руку, объясняет его массивную форму и широкую ручку. Скорее всего, подстаканники появились в России в конце восемнадцатого века и сначала выполняли утилитарную функцию, не демонстрируя при этом каких-то художественных изысков. Подстаканник в девятнадцатом веке Во второй половине девятнадцатого века подстаканник перестает быть просто предметом утвари и становится предметом искусства. Над ними работают лучшие ювелиры, при их изготовлении используются различные техники: литье, чеканка, штамповка; состоятельные люди заказывают себе подстаканники, украшенные разноцветной эмалью или камнями. Появляется огромное разнообразие форм подстаканников и изображенных на них сюжетов, отражающих существующую моду и интересы людей. Вероятно, тесная связь подстаканников с железной дорогой возникает уже тогда: в российских поездах они появляются в конце девятнадцатого века, и, продолжая эту традицию, в советское время их главным оптовым покупателем является Министерство Путей Сообщения. Скорее всего, причина в том, что с ними стакан становится устойчивее, что очень помогает во время движения поезда. Однако, тогда это не были привычные для нас мельхиоровые подстаканники: в то время они чаще всего изготавливались из латуни - для простого народа, и серебра - для аристократии, а в особенных случаях - из золота.
Подстаканники в Советском Союзе В СССР производство подстаканников поначалу прекратилось, но в двадцатые годы началось опять, и утварь обрела новое рождение. Возможно, это было связано с большим распространением стеклянной посуды вместо фарфора или фаянса.
Основным производителем подстаканников в России является Кольчугинский завод, основанный купцом Кольчугиным Александром Григорьевичем в 1871 году. В качестве основных материалов при их изготовлении являются латунь, нейзильбер мельхиор и серебро. Покрытиями служат никель, серебро и золото, которые исполняют не только защитные, но и декоративные функции.
Рисунок, как правило, выполняется методом чеканки вид объёмной штамповки. Для придания ему рельефности применяется процедура чернения, а на торжественных вариантах изделий — частичная позолота, для выделения некоторых художественных элементов. Подстаканник — это модный и оригинальный подарок. Причём дизайнеры стараются удовлетворить все вкусы и охватить все возможные тематики — начиная от «сельскохозяйственных», «охотничьих» или «космических» тем и заканчивая «патриотическими».
Поверхность готового изделия полируется, после чего приобретает характерный блеск. Как правило, изделия изготавливаются методом чеканки , что подразумевает изготовление отдельного инструмента штампа для каждого подстаканника. В некоторых случаях для персонализации на наиболее распространённые серийные изделия наносится логотип методом лазерной гравировки , которая может использоваться и для оригинального нанесения надписей на готовом изделии либо при размещении художественного текста на золотом и серебряном покрытии.
Могут применяться также фрезеровка , нанесение эмали.
Войти на сайт
Агитационный советский подстаканник «С Новым годом», мельхиор, Кольчугинский завод, 1958 г. Подстаканник из мельхиора классическое решение для любого мероприятия. Подстаканники Мельхиор и другой антиквариат в наличии и под заказ в каталоге старинных вещей магазина Антарес.
Подстаканники Кольчугино купить в Москве - цена производителя
Отличный подарок мельхиоровый подстаканник обязательно понравится ценителям ароматного чая.
Молотова, г. Мстера, СССР, 1955 год После революции 1917 года выпуск подстаканников как пережитка буржуазной жизни практически прекращается.
Но эти атрибуты чайной традиции успели полюбиться обществу, прижились не только в домашних буфетах, но и в пассажирских поездах, общепитах. Поэтому в период НЭПа их производство возобновляется. Первые советские экземпляры, которые были копиями дореволюционных моделей, поставлял завод «Платиноприбор».
Их изготавливали на конфискованном оборудовании. Также производством занимались частные артели. Начиная с 30-х годов подстаканники выпускаются массово.
На них изображалась символика новой власти, рабочие и крестьяне, вожди, достижения страны, значимые события и даты, цветы. Подставки стали еще одним средством наглядной социалистической пропаганды. Применялись техники литья, гравировки, выдавливания рисунка.
Подстаканник «Колокольчики», мельхиор, серебрение, Платиноприбор, 1930-е гг. Подстаканник рельефный «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», латунь, литье, артель «1-я ювелирная фабрика», СССР, 1939 год После Великой Отечественной войны на подстаканники шли отходы штамповочного производства, их форма упростилась. С развитием металлургической промышленности предметы сервировки производят из нержавейки, алюминия, мельхиора.
Самыми дорогими были мельхиоровые подстаканники с сюжетами об освоении целины, космосе, стройках. Они были атрибутами чаепития партийных работников, вручались в качестве награды призерам соревнований. Также подставки украшали цветами, портретами знаменитостей.
Подстаканник «К звездам. Валентина Терешкова», мельхиор, Мстерская художественная фабрика «Ювелир», СССР, 1968 год Все советские подстаканники снабжались клеймом, на котором обозначался материал, цена, изготовитель. На подставках из госзаказа, выпускавшихся для нужд пассажирских поездов, воинских частей и других госструктур, цена не указывалась, так как они не были предназначены для свободной продажи.
Заводы по производству подставок находились в каждом крупном городе страны. Большое количество подстаканников закупало Министерство путей сообщения. Чай в поездах подавали в подстаканниках, что было удобно и безопасно.
Аксессуары делали стандартного диаметра, независимо от места изготовления.
Для придания рисунку характерной рельефности и контраста может применяться процедура чернения. Поверхность готового изделия полируется, после чего приобретает характерный блеск. Как правило, изделия изготавливаются методом чеканки , что подразумевает изготовление отдельного инструмента штампа для каждого подстаканника. В некоторых случаях для персонализации на наиболее распространённые серийные изделия наносится логотип методом лазерной гравировки , которая может использоваться и для оригинального нанесения надписей на готовом изделии либо при размещении художественного текста на золотом и серебряном покрытии.
Мало того, он начинает нести функцию средства государственной пропаганды. Трудно сказать, кому именно из идеологов нового государства принадлежит эта идея. Определяющим здесь, скорее всего, явился тот факт, что государственная пропаганда — это тема почти всего советского искусства: от кино до посуды.
Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. На его корпусе отображаются разнообразные аспекты политической и культурной жизни страны. Выпускаются целые тематические серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, города СССР, русские сказки… Изображения рабочих и крестьян, первый трактор, серп и молот, танк, портреты Ленина и Сталина — все это можно было найти на подстаканниках того времени. Даже отдыхая и потягивая чаек, советский человек должен был помнить о достижениях своей Родины. Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на конец 40-х — начало 70-х годов. На этот временной период также приходится расцвет производства самодельных подстаканников. Места их изготовления — «зоны» и оборонные заводы. Видимо, не стыковался образ озорного мишки и международного спортивного события с таким кухонным аксессуаром.
Зато иностранцы тут же раскупили их на сувениры. Всего же в СССР производством подстаканников занимались около 30 предприятий. Одно из них — завод «Мстёрский ювелир», создавший представленный раритет. История мстерских ювелиров связана с древним иконописным ремеслом. Промысел Владимиро-Суздальской земли веками складывался усилиями кустарей-одиночек, которые в конце XIX — начале XX века объединились в мелкие артели и не только заложили производственные площади будущего предприятия, но и во многом определили его художественную направленность. Уже в 1908 году местный предприниматель В. Крестьянинов организовывает в поселке меднопрокатный завод, который именовался «Промышленное заведение меднопрокатной выработки фольги», где трудились около 30 человек. В конце 1917 года завод перешел в ведение Губсовнархоза и стал государственным предприятием, на котором занимались в основном выпуском предметов домашнего обихода.
В те времена предприятие называлось артелью по прокатке красной и зеленой меди «Металлоштамп». В 1925 году это заведение перешло в подчинение Владимирского кустпромсоюза, а в 1932 году артели было присвоено имя В. Тогда же году артель перешла на выпуск посуды: подстаканников, ложек, пепельниц и т. С 1937 года артель стала производить филигранные изделия из цветных металлов. После Великой Отечественной войны артель приступила к изготовлению галантерейных и ювелирных изделий, а также реставрации старинной серебряной посуды. Начиная с 1949 года, в Мстере начали развивать технологию производства изделий из серебра. С 1958 года артель выпускает продукцию из нержавеющей стали и мельхиора. В последующие годы получает развитие филигранное производство изделий, ажурная и накладная филигрань обогащается напаянными рельефными клеймами, постепенно филигрань становиться тоньше, свободнее, что придает продукции ажурность, нарядность, изящество.
В 1960 году промартель была преобразована в художественную фабрику «Ювелир», в 1972-ом фабрика преобразована в завод художественных изделий «Ювелир». В 1976 году пущен в эксплуатацию новый производственный корпус, что позволило разнообразить ассортимент. К этому моменту на заводе выпускалось более 100 наименований изделий, здесь работало 680 человек. До 1994 года завод был государственным предприятием. Затем его реорганизовали в ТОО «Мстёрский ювелир». Коллектив собрал средства и сумел выкупить предприятие. С тех пор это ЗАО «Мстёрский ювелир» — одно из самых крупных российских предприятий народных художественных промыслов. К счастью, в Мстере и сегодня производят подстаканники, правда, уже исключительно сувенирные и дорогие.
Да и сам чай, по статистике, пить стали меньше — по крайней мере, черный. Однако стиль так называемого «советского ампира» в кухонной утвари остается востребованным и в наше время. Не будем забывать, что подстаканник, какую бы смысловую нагрузку он не нес, это, прежде всего, изделие, способное не только украсить любой чайный стол, но и внести душевную теплоту в дружеское и семейное застолье.
«Кольчугинский мельхиор»: история и обзор продукции
Таким образом, для изготовления подстаканников выбирали мельхиор, алюминий, нержавеющую сталь, латунь, медь и даже серебро. «Кольчугинский мельхиор» занимает 3 место в нашем списке. Особый статус изделий народного промысла торговой марки «Кольчугинский мельхиор» подтвердил художественно-экспертный совет при администрации Владимирской области. Завод подстаканников «Кольчугинский мельхиор» был основан в 1896 г. купцом Кольчугиным. Мельхиоровые подстаканники. Мельхиоровым подстаканникам досталась самая большая пропагандистская нагрузка. Основным материалом, из которого делали подстаканники, был мельхиор, иногда использовали латунь.