Как известно, 21 февраля 2020 года в Иране успешно и без инцидентов прошли очередные парламентские выборы. Умеренные кандидаты союзники президента Ирана Хасана Рухани набрали наибольшее количество голосов во втором туре парламентских выборов, передает Reuters со ссылкой на неофициальные результаты. В Иране проходит второй тур парламентских выборов, по итогам которых должны быть определены ещё десять из 290 депутатов, передаёт агентство. Ниже приведены сводные данные по выборам в парламент Ирана после Исламской революции.
В Иране проходят парламентские выборы
Как уточняет IRNA, в марте в Иране перенесли второй тур парламентских выборов в связи с пандемией коронавируса. 6 минут назад. Пожаловаться. Парламентские выборы в Иране: Тегеран нейтрализует у себя тюркский фактор Итоги состоявших в Иране парламентских выборов и выборов в Совет экспертов — государственный орган, в который входят 88 исламских богословов. Спустя год после начала масштабных антиправительственных протестов в Иране парламент страны одобрил закон «О хиджабе и целомудрии». Консервативные партии одержали убедительную победу на парламентских выборах в Иране, прошедших в минувшую пятницу.
В Иране завершился первый тур парламентских выборов
Так называемое оппозиционное зеленое движение на выборах не представлено. Окончательная расстановка сил станет известна после второго тура выборов, который пройдет 16 марта. Результаты первого тура выборов станут известны 5 марта: подсчет голосов в Иране производится вручную, по приблизительным оценкам, займет до трех дней.
Понравилось аутсайдерным социальным слоям и решение мэра о запрете рекламных щитов как не соответствующих принципам ислама - но они, в первую очередь, видели в таких щитах демонстрацию недостижимого образа жизни. Равно как и закрытие западных сетевых ресторанов, которые доступны среднему классу, но не беднейшим слоям населения. В-третьих, не произошло "передачи голосов" от проигравших кандидатов к Хашеми-Рафсанджани. Реформаторы поддержали его как "меньшее зло", однако не смогли убедить в этом многих своих сторонников. Ахмади-Нежад получил и голоса Калибафа, несмотря на то, что тот склонялся в сторону Хашеми-Рафсанджани.
Таким образом, еще раз подтвердилось, что в обществе возобладали протестные настроения против самодовольства и коррумпированности элиты. В-четвертых, в ходе кампании Ахмади-Нежад позиционировал себя как общенациональный кандидат, выступающий за экономическое развитие всех регионов страны, а не только Тегерана. Его опыт работы в различных городах должен был подтвердить, что в случае своего избрания он будет уделять внимание не только столице. Означает ли победа консервативного кандидата, что режим управляемой демократии в современном Иране будет ужесточаться, и начнется регресс по сравнению с временами президентства Хатами. Похоже, что пока к таким однозначным прогнозам следует относиться с осторожностью. Начнем с того, что Ахмади-Нежад не принадлежит к числу ультраконсерваторов, а его экономическая программа, как уже отмечалось, носит достаточно либеральный характер. Что касается внешней политики, то уже заявлено, что диалог с международным сообществом по ядерной проблеме будет продолжен.
Не вызывает особых сомнений тот факт, что любой избранный президент страны продолжил бы политику, направленную на стимулирование работ в этой отрасли при активной поддержке России. Затем необходимо отметить, что власть президента в Иране существенно ограничена - и особой ролью лидера страны, и влиятельным Наблюдательным советом, и Советом по определению целесообразности принимаемых решений во главе последнего стоял Хашеми-Рафсанджани. Поэтому президент даже выступавший в ходе выборов с критикой истеблишмента вынужден действовать в ограниченных рамках - это относилось и к Хатами, который так и не смог реализовать своих реформаторских проектов. В то же время иранский президент обладает определенной самостоятельностью от других государственных институтов - особенно после того, как в 1989 году был ликвидирован пост премьер-министра. Напомним, что и Хатами первоначально считался лишь "функцией" от Хашеми-Рафсанджани. Есть основания полагать, что и Ахмади-Нежад будет послушным исполнителем указаний протежировавшему ему Хаменеи. Тем более, что тегеранский мэр, по некоторым данным, не был оптимальной кандидатурой для духовного лидера Ирана.
Первоначально Хаменеи поддерживал Лариджани, но затем убедился в том, что этот кандидат является непроходным. Затем речь шла о поддержке Калибафа, но амбициозный генерал начал сближение с умеренными силами. Таким образом, Ахмади-Нежад оказался лишь "третьим в очереди". Похоже, что в иранской политике произойдут лишь частичные изменения, связанные с ужесточением требований в морально-нравственной сфере. Видимо, возникнут дополнительные проблемы у целого ряда реформаторски настроенных СМИ, снизится свобода дискуссий. Может увеличиться роль представителей силовых структур, в частности, руководства "басиджей". Серьезная проблема состоит и в том, что консерваторы монополизировали все избранные органы власти - как парламент, так и пост президента.
Приход консервативных исламистов, безусловно, усилит идеологическую "зажатость" страны, ее цивилизационный выбор в пользу большего изоляционизма от доминирующих в мире тенденций в этом отношении первый с 1981 года светский президент страны более ортодоксален, чем многие религиозные деятели. Впрочем, в Иране у президента и правительства традиционно больше "свободы рук" в экономике, чем в политике: можно вспомнить президентство Хашеми-Рафсанджани, при котором уже произошла частичная экономическая либерализация. Однако сломать объективный процесс трансформации иранского общества вряд ли удастся - разве что избрание консервативного президента может его замедлить. Очевидно, что любой президент Ирана должен предпринимать шаги для повышения инвестиционной привлекательности страны - в противном случае невозможно решение экономических проблем, а, следовательно, усилятся шансы оппозиции на победу на следующих выборах. Реформаторы в этом случае будут использовать такие же популистские лозунги, с помощью которых Ахмади-Нежад выиграл нынешние выборы. Кроме того, степень внутриполитической конкуренции в Иране не всегда непосредственно зависит от уровня вестернизации. Маловероятная же попытка "закрутить гайки" в политической сфере где плюрализация стала привычным фактором может привести к общественному взрыву, в частности, среди молодежи.
Поэтому консерваторы вряд ли пойдут на нее ввиду вполне реальной в таком случае угрозы собственного политического краха. Пожалуй, единственной серьезной надеждой для тех, кто хотел бы прервать процесс политической плюрализации в Иране является политика США, которые постоянно держат над страной "дамоклов меч" вторжения.
Каждый депутат несет ответственность перед всем народом.
Депутатский мандат относится к конкретному депутату и не может быть передан кому-либо еще. Меджлис Исламского совета не может передать законодательные полномочия какому-либо человеку или группе людей, однако в необходимых случаях может, согласно положениям Конституции Ирана, возложить подготовку определенных законов на свои комиссии. В таком случае эти законы в течение периода времени, определенного Меджлисом Исламского совета, будут исполняться в порядке эксперимента, а затем окончательно утверждаться Меджлисом Исламского совета статья 85 Конституции Ирана.
Депутатом может быть избрано лицо в возрасте от 30 до 75 лет ранее — от 26 до 75. Срок полномочий депутатов — четыре года. Прошлые парламентские выборы состоялись в 2020 году продолжительность двухтуровой парламентской избирательной кампании составила семь месяцев: с 21 февраля по 11 сентября 2020 года : в целом в голосовании приняло участие 42.
В целом, указанные выборы с учетом дополнительных выборов привели к тому, что консерваторы фундаменталисты получили значительное большинство депутатских мандатов — 226, а реформисты — только 21, при этом независимые кандидаты получили 42 депутатских мандата 1 депутатский мандат оставался вакантным. Из числа избранных 289 депутатов Меджлиса Исламского совета было 273 мужчины и 16 женщин 5. Первая сессия Меджлиса Исламского совета нового созыва открылась 27 мая 2020 года.
Очередные выборы 290 депутатов Меджлиса Исламского совета 12 созыва назначены на 1 марта пятница 2024 года или на 11 эсфанда 1402 года по солнечному календарю. В соответствии со статьей 100 Конституции Ирана в целях исполнения социальных, экономических, культурных, образовательных и иных программ, связанных с повышением благосостояния и укреплением здоровья населения, при участии народа, с учетом местных потребностей управление делами и контроль исполнения в каждом поселке, районе, городе, округе или провинции осуществляется соответственно поселковыми, районными, городскими, окружными или провинциальными советами, которые выбираются жителями соответствующих местностей. Условия, которым должны соответствовать избиратели и кандидаты в депутаты, сфера их прав и обязанностей, порядок проведения выборов и осуществления контроля соответствующими советами и их иерархия, которая должна соблюдаться с учетом принципов национального единства, территориальной целостности, исламского республиканского строя и подчиненности центральному правительству, определяются законом.
В целях предотвращения дискриминации и обеспечения участия в подготовке программ благоустройства и благосостояния провинций и контроля за их согласованным выполнением образуется Высший совет провинций, состоящий из депутатов провинциальных советов. Порядок образования и задачи этого органа определяются законом. Высший совет провинций имеет право в сфере своей компетенции готовить проекты и представлять их в Меджлис Исламского совета непосредственно или посредством Правительства.
Меджлис должен рассматривать эти проекты статьи 101 и 102 Конституции Ирана. Губернаторы провинций, городов, уездов и другие местные правители, назначаемые Правительством, в том, что касается сферы полномочий советов, обязаны соблюдать их решения статья 103 Конституции Ирана. В соответствии со статьями 105 и 106 Конституции Ирана решения, принятые советами, не должны противоречить нормам ислама и законам страны.
Запрещается роспуск советов, кроме случаев их отклонения от своих законных полномочий. Закон определяет инстанцию, которая сможет прийти к выводу об отклонении советов от сферы их компетенции, а также порядок роспуска и образования новых советов. Если совет не согласен с решением о его роспуске, он может обратиться с жалобой в соответствующий суд, который обязан рассмотреть это дело вне очереди.
В соответствии со статьей 59 Конституции Ирана при решении важнейших экономических, политических, социальных и культурных проблем законодательная власть может осуществляться с помощью референдума путем прямого обращения к воле народа. При решении важнейших экономических, политических, социальных и культурных проблем законодательная власть может осуществляться с помощью референдума путем прямого обращения к воле народа. В соответствии со статьей 110 Конституции Ирана Духовный лидер страны обладает, в частности, правом принятия решения о проведении плебисцита.
Требование об обращении ко всеобщему голосованию должно быть утверждено двумя третями от общего числа депутатов Меджлиса статья 59 Конституции Ирана 10. Президент Ирана обязан после прохождения определенных законом процедур подписывать итоги референдума, представленные ему, а затем передавать их ответственным лицам для исполнения статья 123 Конституции Ирана. Не во всех областях общественной и политической жизни женщины пользуются равными правами с мужчинами, в том числе при проведении выборов.
При этом, как отмечалось, Вице-президентом Ирана по правовым вопросам является Эльхам Аминзаде, первая женщина Вице-президент Ирана. В действующем составе Меджлиса Исламского совета женщины составляют только 16 женщин или 5. В соответствии со статьей 26 Конституции Ирана партии, политические и профессиональные общества и организации, исламские общества и признанные религиозные меньшинства свободны, при условии ненарушения принципов независимости, свободы, национального единства, исламских норм и основ Исламской Республики Иран.
Никому нельзя запретить в них участвовать и никого нельзя принудить к членству в какой-либо организации. Однако согласно Закону 1981 года запрещается деятельность политических партий и неисламских организаций, хотя на практике политические партии функционируют. В Иране около 250 политических партий различной политической направленности, из них 12 являются основными политическими партиями.
В целом, политические партии фактически образуют три основные политические группировки: фундаменталистские консервативные политические партии, реформаторские политические партии и умеренные политические партии. Фундаменталисты консерваторы , поддерживающие принципы исламской революции, подразделяются, в свою очередь, на две основные политические группы — соответственно Объединенный национальный фронт и Широкий национальный фронт; к числу реформистских политических групп относится, в частности, Партия умеренности и развития лидер — Джавад Херави. С 1997 по 2004 год в Меджлисе Исламского совета доминировали представители реформаторского крыла, затем — фундаменталистского консервативного , при этом в 2016 году консерваторы технократы и современные технократы получили 111 депутатских мандатов, а реформисты — 10, в 2020 году доминирование фундаменталистов в парламенте стало абсолютным 226 депутатских мандатов.
В соответствии со статьей 12 Конституции официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, признающий существование 12 имамов, и этот принцип навсегда останется неизменным. Другие исламские мазхабы, в частности ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский и зейдитский, пользуются полным уважением. Официальным и общим языком и алфавитом для иранского народа является персидский язык и персидский алфавит статья 15 Конституции Ирана.
Официальные документы и тексты, официальная переписка соответственно должны быть написаны и вестись на этом языке и этим алфавитом, в то же время местные национальные языки могут свободно использоваться наряду с персидским языком в прессе и иных средствах массовой информации. К основным особенностям конституционно-правового регулирования организации и проведения настоящих очередных парламентских выборов можно отнести, в частности, следующие: 1. Решение о проведении выборов депутатов Меджлиса Исламского совета — однопалатного парламента Ирана принимает Совет стражей Конституции на основании представления Министерства внутренних дел Ирана, на которое законодательством возложена обязанность по подготовке и проведению выборов депутатов Меджлиса Исламского совета.
В соответствии со статьей 17 Конституции Ирана официальный выходной день недели — пятница. Очередные парламентские выборы назначены на 1 марта пятница 2024 года. В современной политической истории Ирана с 1980 года все парламентские выборы были очередными парламентскими выборами.
Для избрания 290 депутатов образуется 208 многомандатных избирательных округов и 5 одномандатных избирательных округов. В одномандатном «этноконфессиональном» избирательном округе каждый избиратель имеет один голос, в многомандатном избирательном округе — такое число голосов, которое соответствует количеству подлежащих замещению депутатских мандатов. Если же число кандидатов меньше вышеуказанного критерия, повторное голосование не проводится, и окончательными результатами признаются итоги первого тура голосования.
Избранным признается кандидат, получивший больше голосов избирателей, чем другой кандидат, то есть применяется мажоритарная избирательная система простого относительного большинства. Во втором туре голосования кандидату для избрания депутатом Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана достаточно получить большинство голосов избирателей по отношению к другому кандидату. В 2023 году в Закон о выборах Меджлиса Исламского совета в более чем 50 его статей были внесены изменения и на этой основе принята новая его редакция обновленный законодательный акт был одобрен Советом стражей Конституции, и вступил в силу ; таким образом, очередные парламентские выборы 1 марта 2024 года проводятся по обновленному законодательству.
Подготовка, проведение и контроль за парламентскими выборами осуществляется системой государственных Совет стражей Конституции и Министерство внутренних дел Ирана и избирательных комиссий. В систему избирательных комиссий Ирана, которые являются временными органами, образуемыми на период подготовки и проведения парламентских выборов, входят: Центральное избирательное управление Ирана, образуемое Министерством внутренних дел Ирана, провинциальные избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Участковые избирательные комиссии могут образовываться также в местах временного пребывания избирателей например, в лечебных учреждениях, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также в местах лишения свободы, в воинских частях.
В целом, образовано 65. Активным избирательным правом обладают граждане Ирана, достигшие возраста 18 лет и старше. При этом в соответствии с законодательством зарубежные иранские избиратели участие в голосовании на выборах депутатов Меджлиса Исламского совета не принимают.
В Иране отсутствует централизованная государственная система регистрации избирателей; на практике, регистрация избирателей является пассивной и практически обязательной. В связи с отсутствием государственной системы регистрации избирателей каждый избиратель может принять участие в голосовании на любом избирательном участке по предъявлении документа сертификата о рождении. При проведении парламентских выборов регистрация избирателей проводится посредством биометрического дактилоскопического сканирования отпечатка указательного пальца правой руки избирателя.
При проведении настоящих очередных парламентских выборов в списки избирателей включено около 60 млн. Таким образом, начиная с 1996 года, наблюдается резкий рост числа зарегистрированных избирателей — почти на 26 млн. При проведении выборов депутатов Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана каждый гражданин Ирана в возрасте от 30 до 75 лет может самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения в качестве независимого кандидата , либо быть выдвинут политической партией; хотя, на практике, выдвижение кандидатов производится, как правило, в рамках политических партий или политических группировок — фундаменталистов консерваторов , умеренных и реформаторов.
Внесение избирательного залога либо представление подписей избирателей в поддержку выдвижения лица в качестве кандидата на парламентских выборах Конституцией Ирана и законодательством о выборах не предусмотрено. Период для выдвижения кандидатов составляет семь дней со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов. В соответствии с законодательством регистрация кандидатов в депутаты Меджлиса Исламского совета — однопалатного парламента представляет собой двухэтапный процесс: этап предварительной регистрации с 8 по 13 августа 2023 года и этап окончательной регистрации кандидатов на парламентских выборах октябрь 2023 года.
Период для выдвижения кандидатов в депутаты Меджлиса так называемая предварительная регистрация лиц, выдвигающих свою кандидатуру в качестве кандидата на парламентских выборах — семь дней со дня объявления Министром внутренних дел Ирана начала избирательной кампании. При проведении настоящих очередных парламентских выборов выдвижение и предварительная регистрация кандидатов началась не за два месяца до дня голосования на указанных выборах, как это быль раньше, а 7 августа 2023 года, то есть почти за семь месяцев до дня голосования на указанных парламентских выборах. В августе 2023 года 48.
Период для подачи документов для регистрации составляет семь календарных дней, начиная с 19 октября 2023 года и заканчивая среда с 08:00 до 18:00 по местному времени каждый день. После проверки выдвинутых кандидатур, Советом стражей Конституции к участию в парламентских выборах было первоначально допущено зарегистрировано 14. Только 30 так называемых «умеренных» кандидатов были зарегистрированы в качестве кандидатов на парламентских выборах одним из оснований для отказа в регистрации около 50 кандидатов реформистского и умеренного толка, в том числе ряда депутатов действующего Меджлиса Исламского совета, являлась, в частности, якобы их «недостаточная идеологическая квалификация».
В целом, с 2000 года по 2024 год наблюдается резкий рост — почти в три раза — числа кандидатов, допущенных к участию в парламентских выборах с 5. В соответствии с законодательством при проведении 1 марта 2024 года очередных парламентских выборов продолжительность агитационного периода составляет семь календарных дней — с 22 февраля и до 08:00 по местному времени 29 февраля 2024 года, то есть предвыборная агитация заканчивается за 24 часа до начала времени голосования голосование избирателей начинается в 08:00 по местному времени. Продолжительность периода электоральной тишины — с 20:00 по местному времени 29 февраля до завершения времени голосования избирателей 1 марта 2024 года 18:00.
В агитационный период запрещается, в частности, повреждать или уничтожать агитационные материалы, распространять кандидатами и их уполномоченными представителями несоответствующую действительности информацию в отношении других кандидатов, размещать печатные агитационные материалы в запрещенных законодательством местах, использовать официальные средства массовой информации, пятничные намазы в мечетях для проведения предвыборной агитации, использовать государственные либо государственно-общественные ресурсы и структуры для проведения предвыборной агитации. Негативная предвыборная агитация законодательно запрещена. В соответствии с законодательством государственные средства массовой информации должны быть политически нейтральными при освещении избирательного процесса, тогда как частные средства массовой информации могут проводить агитацию в поддержку того или иного кандидата.
В соответствии с законодательством все печатные агитационные материалы должны быть не позднее чем за день до дня голосования удалены в пределах непосредственной близости к помещениям для голосования избирательных участков. В каждой провинции Ирана образуется специальный наблюдательный комитет для осуществления контроля за соблюдением участниками парламентских выборов положений законодательства о проведении предвыборной агитации, в том числе обеспечении равного доступа кандидатов к соответствующему информационному пространству и ресурсам. Законодательство детально не регулирует вопросы финансового обеспечения парламентских выборов, однако не устанавливает каких-либо ограничений на расходы участников выборов, иных организаций, союзов и ассоциаций при проведении предвыборной агитации.
При этом использование каких-либо государственных финансовых ресурсов для финансирования проведения предвыборной агитации законодательно запрещено. Создание избирательных фондов законодательством о выборах прямо не предусмотрено. Автоматизированные системы голосования, электронное голосование избирателей законодательством о выборах предусмотрены.
При проведении настоящих очередных парламентских выборов на 8. Законодательством о выборах не предусмотрено проведение досрочного голосования избирателей, а также голосование с использованием открепительных удостоверений. При проведении парламентских выборов голосование избирателей проводится в официальный выходной день — пятницу статья 17 Конституции Ирана.
На настоящих очередных парламентских выборах голосование избирателей начинается 1 марта пятница 2024 года в 08:00 по местному времени и завершается в 18:00; таким образом, продолжительность голосования избирателей составляет 10 часов, однако, при наличии высокой явки избирателей время проведения голосования может быть продлено по решению Министра внутренних дел Ирана11. При проведении голосования избирателей в помещении избирательного участка в течение всего времени голосования избирателей находятся уполномоченные представители губернатора провинции и окружной избирательной комиссии, а также наблюдатель от Совета стражей Конституции. Кроме того, в помещении для голосования избирательного участка могут находиться уполномоченные представители зарегистрированных кандидатов, которые вправе осуществлять наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей.
Мужчины и женщины голосуют, как правило, отдельно на раздельных избирательных участках — местах для голосования. В соответствии с законодательством о выборах избиратель вправе принять участие в голосовании на любом избирательном участке по предъявлении удостоверения личности в частности, сертификата свидетельства о рождении , при этом, однако, при проведении второго тура голосования он может проголосовать только на том избирательном участке, на котором он принимал участие в первом туре голосования. При проведении парламентских выборов в сертификат свидетельство о рождении проставляется отметка об участии избирателя в голосовании, а указательный палец левой руки проголосовавшего избирателя маркируется несмываемыми чернилами с целью недопущения множественного голосования.
Электронная система Министерства внутренних дел Ирана проверяет вероятность голосования избирателей в первом туре голосования в различных избирательных округах, сверяя идентификационные номера документов, удостоверяющих личность. В соответствии с законодательством явка избирателей не имеет юридического значения для признания парламентских выборов состоявшимися, хотя, косвенно, может служить одним из индикаторов доверия избирателей к выборам и их результатам. При проведении в 1996 году очередных парламентских выборов в голосовании приняло участие 71.
При этом явка избирателей в 2020 году была самой низкой в современной политической истории Иран с 1979 года. Таким образом, с 1996 года наблюдается тенденция резкого снижения уровня участия избирателей в голосовании на парламентских выборах — на 28. В преддверии настоящих очередных парламентскими выборов и необходимостью обеспечения повышенной явки избирателей Духовный лидер страны Великий аятолла Али Хаменеи издал фетву, объявляющую участие избирателей в выборах голосовании обязательством шариата, публичным джихадом и испытанием Божьей воли.
При проведении парламентских выборов судебная власть не имеет каких-либо полномочий по рассмотрению избирательных споров. Жалобы, связанные с проведением парламентских выборов, подаются в иные государственные и избирательные органы. Так, в соответствии с положениями Закона о выборах Меджлиса Исламского совета жалобы, связанные с соблюдением порядка подготовки и проведения выборов, могут быть поданы только в Совет стражей Конституции не позднее семи дней после дня голосования.
Жалобы на отказ в регистрации могут быть поданы в течение пяти дней после принятия решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Меджлиса Исламского совета и только в Совет стражей Конституции — орган, который принимает решение об отказе в регистрации в качестве кандидата. Электоральные жалобы могут быть поданы в соответствующие окружные избирательные комиссии, которые во взаимодействии с окружными наблюдательными комитетами образованными Центральным наблюдательным комитетом при Совете стражей Конституции в течение семи календарных дней рассматривают поступившие жалобы и принимают по ним решения. После окончания времени голосования избирателей жалобы могут быть поданы не позднее двух дней со дня проведения голосования.
В случае допущенных при проведении голосования избирателей нарушений законодательства о выборах, установленных окружной избирательной комиссией и окружным наблюдательным комитетом, окружная избирательная комиссия может признать итоги голосования избирателей на данном избирательном участке недействительными, однако при соблюдении условия, что их отмена не приведет к изменению результатов выборов по соответствующему избирательному округу. В случае если выявленные нарушения и отмена итогов голосования на соответствующем избирательном участке приводят к изменению результатов выборов по соответствующему избирательному округу, решение принимает Совет стражей Конституции. Совет стражей Конституции вправе принять решение об отмене итогов голосования и изменении результатов парламентских выборов абсолютным большинством голосов своих членов.
Институт национальных наблюдателей законодательством о выборах не предусмотрен. Вместе с тем зарегистрированные кандидаты вправе назначить своих представителей для осуществления наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей. Деятельность указанных представителей кандидатов находится под контролем Министерства внутренних дел Ирана.
При проведении парламентских выборов законодательство предусматривает несколько моделей осуществления национального общественного наблюдения на указанных выборах. Во-первых, кандидат вправе назначить своего наблюдателя на каждый избирательный участок; во-вторых, контроль за прозрачностью выборов осуществляет в целом сам народ в лице каждого избирателя; в-третьих, функционирующий в стране Совет стражей Конституции также вправе назначить своих доверенных лиц, которые осуществляют наблюдение за процессом голосования и подсчетом голосов. Институт иностранных международных наблюдателей законодательством о выборах прямо не предусмотрен.
При проведении парламентских выборов возможно приглашение иностранных международных наблюдателей, хотя, на практике, международные наблюдатели, как правило, не приглашаются, они замещаются представителями средств массовой информации.
Выборы проходили в целом спокойно, но при усиленных мерах безопасности, хотя правоохранители не сообщали о каких-то серьезных инцидентах, а государственные органы указывали на отсутствие существенных нарушений. К счастью, до сих пор сообщений о каких-то серьезных нарушениях у нас не было, были различные вопросы, но они не влияли на выборы", - заявил Аббас Али Кадходаи, спикер Совета по охране конституции, наблюдающего за проведением выборов. Его заявление вечером распространило государственное телевидение. В то же время иранские СМИ сообщали о задержании нескольких десятков человек за покупку и продажу голосов на выборах.
Парламентские выборы в Иране
Более 61 млн человек по всей стране имеют право голоса. Лидер Исламской революции аятолла Сейед Али Хаменеи отдал свой голос на избирательном участке в Тегеране в первые минуты голосования. Президент Ирана Эбрахим Раиси также уже принял участие в процессе голосования.
Каждый кандидат, допущенный до участия в выборах, должен был пройти процедуру утверждения в Совете целесообразности - 12-местном совещательном органе при аятолле Хаменеи. Первое заседание нового состава парламента пройдет в конце мая. Также 1 марта прошли выборы в Совет экспертов - консультативный орган при руководителе Ирана. За 88 мест в Совете боролись 144 кандидата. Их отобрал Совет целесообразности из 510 претендентов, зарегистрировавшихся для участия в выборах.
В Москве состоялся круглый стол, посвященный предварительным итогам голосования на выборах в меджлис Исламской Республики Иран, состоявшегося 21 февраля.
Второй тур состоится в апреле в одиннадцати провинциях страны. Старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин считает, что прошедшие выборы ознаменовали собой важный этап в жизни исламской республики. Меджлис был и остается средоточием острых споров и баталий по всем наиболее значительным вопросам политической повестки развития страны. Правда, важнейшие решения принимаются прежде всего политической и религиозной элитой страны, а также лицами, входящими в окружение рахбара и в Высший совет национальной безопасности Ирана. Однако поддерживать или, напротив, тормозить принятие важнейших начинаний парламент вполне способен. Очевидно, что Хасан Роухани и его кабинет министров так и не смогли инициировать законы, которые помогли бы осуществить качественные реформы в исламской республике. Выход Дональда Трампа из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе СВПД , а также введение санкций против Тегерана сильно ударили по уровню жизни населения страны и по позициям либерально-реформаторских кругов в республике. Неудивительно, что в этих условиях консерваторы одержали решительную победу. Это означает, что за оппозиционных кандидатов проголосовало всего около трети населения.
Поэтому консерваторы не могут не понимать, что их легитимность также находится под вопросом. Эксперт предположил, что, учитывая сложное внешнеполитическое и внутреннее положение страны, Тегеран вряд ли в ближайшее время будет предпринимать резкие действия на внешнеполитической арене. Сейчас здесь ждут итогов выборов в США, запланированных на ноябрь 2020 года, а также предстоящих президентских выборов в Иране, которые состоятся в мае 2021 года. Сажин напомнил, что в настоящее время идет пятый этап выхода Ирана из Совместного всеобъемлющего плана действий.
Последние процедуры по внесению поправок в закон в парламенте были проведены в воскресенье, и следующие парламентские выборы, которые должны состояться в марте 2024 года, будут проведены с новым измененным законом, сообщил пресс-секретарь, сообщает Mehr News.
Международный
В Иране начался второй тур парламентских выборов - ТАСС | Парламентские выборы в Иране 1 марта 2024 года (неопр.). |
Консерваторы побеждают на выборах в Иране | В парламентских выборах в Иране имеют право принимать участие 58 миллионов избирателей. |
ВЫБОРЫ В ИРАНЕ: ПОБЕДА КОНСЕРВАТОРОВ | Политком.РУ | Предыдущие парламентские выборы в Иране прошли в 2020 году, тогда не допустили до участия более 7 тыс. кандидатов — почти половину из тех, кто подавал заявки на регистрацию. |
Международный | В парламентских выборах в Иране приняли участие менее половины имеющих право голоса. |
Парламентские выборы в Иране пройдут по новому закону о выборах
В Иране начался второй тур парламентских выборов | Явка на парламентских выборах в Иране превысила 50%, сообщил официальный представитель центризбиркома Исламской Республики. |
В Иране начались парламентские выборы | Вестник Кавказа | 26 февраля в Иране состоялись выборы в парламент (Меджлис) и Совет экспертов – влиятельный орган, избирающий и контролирующий высшего духовного лидера. |
Парламентские выборы в Иране пройдут по новому закону о выборах | Сегодня, 21 февраля, в Иране проходят парламентские выборы. |
ANF | Иран готовится к парламентским выборам в марте 2024 года | Парламентские выборы в Иране 1 марта 2024 года (неопр.). |
Парламентские выборы в Иране: консерваторы побеждают | Консерваторы набрали большинство голосов на прошедших в Иране парламентских выборах, сообщил в понедельник ряд иранских СМИ. |
СМИ сообщили о ходе парламентских выборов в Иране
Предыдущие парламентские выборы состоялись в 2020 году, и тогда регулятор блокировал участие около 7 тыс. человек. В Иране подводят итоги парламентских выборов. Согласно предварительным данным, побеждают сторонники президента Махмуда Ахмадинежада из лагеря консерваторов. В Иране сегодня стартовали выборы в однопалатный парламент.
Консерваторы побеждают на выборах в Иране
Критерии, исходя из которых Совет стражей должен основывать своё решение о квалификации или дисквалификации кандидатов, перечислены в статье 28 Закона о выборах. В «гибридной» политической системе Ирана, известной как велаят-е факих, верховный лидер возглавляет параллельные государственные институты, включая Совет стражей и судебную систему, играющие важную роль в сохранении исламской системы Ирана перед вызовами, исходящими от «республиканских» институтов, включая канцелярию президента и национальный парламент. Таким образом, речи идёт о вполне демократической системе «сдержек и противовесов». Кроме того, поскольку многие лидеры и движения, которые доминировали в политике Ирана в течение последних трех десятилетий, уходят со сцены, параллельное государство воспользовалось возможностью создать сплочённую политическую систему, населенную молодым поколением консерваторов», — отмечает индийский исследователь. В январе 2024 г. Али Хаменеи охарактеризовал участие в выборах одновременно как долг и право народа. Среди 26 действующих членов парламента, дисквалифицированных Советом стражей, несколько принадлежат к традиционному «умеренному консервативному» лагерю, занимая высокие посты при бывшем президенте Хасане Роухани.
Сменивший Гезелеха на посту заместителя спикера Масуд Пезешкиан также был дисквалифицирован. Аналогичная участь постигла и Ахмада Алиреза Бейги, два срока представлявшего Восточный Азербайджан в парламенте и возглавлявшего эту крупную провинцию при президенте Махмуде Ахмадинежаде. В 2023 году он утверждал, что министр промышленности, шахт и торговли Реза Фатеми Амин подкупил нескольких депутатов внедорожниками, чтобы они отозвали свои голоса за его импичмент: «Очевидно, что в дополнение к традиционным консерваторам, которые поддерживали администрацию Роухани, кандидаты, связанные с Ахмадинежадом, которые впали в немилость верховного лидера и лагеря принципиалистов сторонники принципов Исламской революции, консерваторы — Прим. В январе, объясняя решение «реформистов» не выставлять кандидатов в парламент, один из их лидеров, Махмуд Мирлохи, упомянул о том, что молодое поколение в Иране не рассматривает их как решение имеющихся проблем. Али Мотахари, который представлял Тегеран с 2008 по 2020 год, возглавлял список реформистов «Голоса иранцев» в столице.
Назиф сказал, что иранский парламент работал над внесением поправок в закон о выборах в прошлом году и принял новую версию закона, которая включала более 50 статей.
Последние процедуры по внесению поправок в закон в парламенте были проведены в воскресенье, и следующие парламентские выборы, которые должны состояться в марте 2024 года, будут проведены с новым измененным законом, сообщил пресс-секретарь, сообщает Mehr News.
Для предварительной регистрации в режиме онлайн у потенциальных кандидатов есть неделя. Затем каждого из заявителей должен утвердить Наблюдательный совет, состоящий из 12 членов, половина из которых назначается напрямую Верховным лидером Ирана. Предыдущие парламентские выборы в Иране прошли в 2020 году, тогда не допустили до участия более 7 тыс. Массовые протесты начались в Иране осенью 2022 года после смерти Махсы Амини, молодой женщины, которую в сентябре у одной из станций метро в Тегеране задержали сотрудники полиции нравов за неправильное ношение хиджаба.
Добров в эфире Еще — Власти Ирана и правительство Израиля заверили своих соседей и партнеров в завершении беспрецедентной эскалации конфронтации друг с другом. Двухнедельное обострение, державшее в напряжении весь регион и международное сообщество, обернулось обменом ударами по территории Ирана и Израиля и объектам союзных Ирану сил на территории Сирии, Ливана и Ирака; — 19 апреля в Индии стартовали парламентские выборы, которые называют крупнейшими в мире, ведь в голосовании примут около 1 миллиарда человек. Голосование пройдет в несколько этапов и продлится до 1 июня. Победившая партия или коалиция сформирует правительство и выдвинет своего кандидата на пост премьер-министра страны.
Парламентские выборы в Иране пройдут по новому закону о выборах
Регистрация кандидатов на парламентские выборы стартовала в Иране | Предстоящие парламентские выборы, вероятно, будут новым раздражителем в отношениях общества и власти, потому что они могут сузить политический ландшафт. |
Парламентские выборы в Иране: консерваторы побеждают | Арктика Безопасность Ближний Восток Великобритания Выборы Германия Дональд Трамп ЕАЭС Европа Европейский союз ЕС Запад Индия Иран Китай НАТО Образование Общество ООН Россия Санкции Сирия СССР США Турция Украина Украинский кризис Франция. |
В Иране проходит второй тур парламентских выборов
Религиозно мотивированные политики нового поколения теснят «старую гвардию» 1 марта 2024 года в Иране состоялись выборы в Исламский консультативный совет меджлис , состоящий из 290 депутатов, в также в насчитывающий 88 знатоков мусульманского права Совет экспертов, избирающий верховного лидера рахбара и контролирующий его деятельность. С учётом почтенного возраста нынешнего высшего руководителя, Али Хаменеи 84 года , данный вопрос может обрести дополнительную актуальность. В качестве одного из вероятных преемников упоминается действующий президент Эбрахим Раиси, а также видный государственный и религиозный деятель Садег Лариджани, брат бывшего главы парламента Али Лариджани, представляющий одну из наиболее влиятельных в Исламской Республике семей. Избирательная кампания прошла в целом предсказуемо, под знаком преимущественно «консервативного» дискурса в условиях региональной нестабильности и после провала попыток «умеренных» при всей условности подобного рода деления в иранском контексте нормализовать отношения с Западом и с Америкой, в частности. Как отмечает автор индийского Института оборонных исследований и анализа имени Манохара Паррикара, «парламентские выборы были в первую очередь отмечены соперничеством между консервативными фракциями».
В то же время неожиданностью стал успех «новичков» из Фронта стабильности Исламской революции Paydari , опередивших «традиционных» консерваторов во главе с бывшим мэром Тегерана, нынешним спикером парламента Мохаммад-Багером Галибафом, три раза выдвигавшимся на президентский пост, одно время возглавлявшим Аэрокосмические силы Корпуса стражей Исламской революции КСИР. Тегеран с 30 местами является крупнейшим избирательным округом, на втором месте — провинция Восточный Азербайджан с 6 местами и др. В многопартийных округах неформальные фракции согласовывают списки кандидатов для избрания, и места распределяются между кандидатами пропорционально количеству полученных ими голосов. Несколько представителей в столичном округе избираются во втором туре выборов, которые будут проведены предположительно в мае.
Совет по наблюдению за выборами, возглавляемый заместителем министра внутренних дел по политическим вопросам, проводит первичную проверку регистрируемых кандидатов. Затем они проходят проверку Советом стражей, состоящим из 12 членов, в состав которого входят 6 исламских законоведов, отобранных Верховным лидером, и 6 юристов, избранных парламентом из числа кандидатов, выдвинутых Главным судьей, который, в свою очередь, также назначается Верховным лидером. Критерии, исходя из которых Совет стражей должен основывать своё решение о квалификации или дисквалификации кандидатов, перечислены в статье 28 Закона о выборах.
Тегеран с 30 местами является крупнейшим избирательным округом, на втором месте — провинция Восточный Азербайджан с 6 местами и др. В многопартийных округах неформальные фракции согласовывают списки кандидатов для избрания, и места распределяются между кандидатами пропорционально количеству полученных ими голосов. Несколько представителей в столичном округе избираются во втором туре выборов, которые будут проведены предположительно в мае. Совет по наблюдению за выборами, возглавляемый заместителем министра внутренних дел по политическим вопросам, проводит первичную проверку регистрируемых кандидатов.
Затем они проходят проверку Советом стражей, состоящим из 12 членов, в состав которого входят 6 исламских законоведов, отобранных Верховным лидером, и 6 юристов, избранных парламентом из числа кандидатов, выдвинутых Главным судьей, который, в свою очередь, также назначается Верховным лидером. Критерии, исходя из которых Совет стражей должен основывать своё решение о квалификации или дисквалификации кандидатов, перечислены в статье 28 Закона о выборах. В «гибридной» политической системе Ирана, известной как велаят-е факих, верховный лидер возглавляет параллельные государственные институты, включая Совет стражей и судебную систему, играющие важную роль в сохранении исламской системы Ирана перед вызовами, исходящими от «республиканских» институтов, включая канцелярию президента и национальный парламент. Таким образом, речи идёт о вполне демократической системе «сдержек и противовесов». Кроме того, поскольку многие лидеры и движения, которые доминировали в политике Ирана в течение последних трех десятилетий, уходят со сцены, параллельное государство воспользовалось возможностью создать сплочённую политическую систему, населенную молодым поколением консерваторов», — отмечает индийский исследователь. В январе 2024 г. Али Хаменеи охарактеризовал участие в выборах одновременно как долг и право народа.
Среди 26 действующих членов парламента, дисквалифицированных Советом стражей, несколько принадлежат к традиционному «умеренному консервативному» лагерю, занимая высокие посты при бывшем президенте Хасане Роухани.
Вместе с выборами в Совет экспертов проходят и выборы в Меджлис, или иранский парламент. Меджлис является законодательным органом Ирана и состоит из 290 членов, они избираются на 4 года. Кандидаты в Меджлис представляют различные политические партии и движения, а также независимых кандидатов. Голосование на выборах в Совет экспертов и Меджлис проходит во всех городах и регионах Ирана. Граждане Ирана, достигшие 18-летнего возраста, имеют право участвовать в выборах и выбирать своих представителей.
И хотя точная причина её смерти так и осталась неизвестной, после того, как о произошедшем стало известно широкой общественности, в Иране начались беспорядки, которые стали одними из самых массовых и кровавых за последние годы [10]. По данным иранских властей, за время протестов погибли более 200 человек, а 400 были приговорены к тюремному заключению [11]. Худшими стали показатели в городах, где традиционно голосует электорат реформистов. Перед этим Совет стражей дисквалифицировал тысячи кандидатов, в том числе 81 депутата предыдущего созыва, в основном, представителей оппозиции [12]. Выборы 1 марта 2024 года были первыми после протестов 2022 года, и уровень явки, по мнению экспертов, стал своего рода « барометром общественных настроений» [13]. С призывами проголосовать к иранцам обращался министр обороны страны генерал Мохаммад Реза Аштиани. Он заявил, что «активное участие в избирательном процессе необходимо для укрепления защиты страны от потенциальных противников». А Высший руководитель Ирана Али Хаменеи выразил уверенность, что в выборах должны участвовать все, поскольку «они являются главной опорой исламской государственности» [14]. Кандидаты Совет стражей допустил к участию в выборах 15 200 кандидатов из 24 829 зарегистрировавшихся, что стало рекордным показателем со времён Исламской революции 1979 года. При этом, по данным СМИ, большинство из них, особенно в небольших округах, — это врачи, инженеры, государственные служащие и учителя, которые не связаны ни с одной из политических групп [15]. Среди партий, представленных на выборах в Меджлис правящей коалицией принципиалистов : Фронт устойчивости Исламской революции , Коалиционный совет сил исламской революции, Кампания за справедливость в парламенте, Народная коалиция. Реформисты были представлены Партией умеренности и развития, Лидерами строящегося Ирана и Коалицией реформистских партий.
В Иране стартовал второй тур парламентских выборов
Парламентские выборы в Иране 2020 года состоялись 21 февраля (1-й тур) и 17 апреля (2-й тур), через четыре года после предыдущих выборов в Исламский консультативный совет в 2016 году[2]. В первом туре победу одержали принципалисты (консерваторы)[3]. почти половину из тех, кто подавал заявки на регистрацию. Спустя год после начала масштабных антиправительственных протестов в Иране парламент страны одобрил закон «О хиджабе и целомудрии». В Иране приступили к регистрации кандидатов на парламентские выборы, которые намечены на март 2024 года.
Парламентские выборы в Иране: стартовала регистрация кандидатов
В Иране в пятницу проходят выборы в Меджлис — однопалатный парламент, параллельно идут выборы в Совет экспертов, назначающий духовного лидера страны. Санкции снимали реформаторы, и это была идея президента Хасана Рухани, который считается у реформаторов своим, — добиться, чтобы Иран вышел из международной изоляции. Однако разделение иранских политиков и духовных лидеров на умеренных, на консерваторов, на реформаторов очень условное — по большому счету все иранские политические деятели выступали за то, чтобы экономическое давление на страну было снято, потому что Иран задыхался, Ирану нужно было выходить на международную торговую площадку, поэтому выборы и проходят так спокойно. Больших противоречий сейчас в иранском обществе не наблюдается. Информационные агентства сообщают, что гигантские очереди, и женщины, мужчины в разных очередях стоят, согласно исламской традиции. Это в данном случае имеет второстепенное значение. Скажите, для президента Рухани что-то поменяется после того, как будет объявлен новый состав парламента? Чем более лоялен парламент, тем больше шансов на принятие законов, которые могут помочь реформировать экономику.
В многомандатных округах избиратели голосуют за то число кандидатов, сколько мест подлежит заполнению. В случае неудачи во второй тур проходят только кандидаты, пришедшие первыми, что в два раза увеличивает количество мест. Избранными считаются те, кто получил наибольшее количество голосов [4]. Для замещения вакантных мест проводятся дополнительные выборы по соответствующим избирательным округам. В соответствии со статьёй 64 Конституции Ирана численность депутатов может увеличиваться каждые 10 лет не более, чем на 20 депутатов, с учётом демографических, политических, географических и других изменений в стране. До 2000 года меджлис состоял из 270 депутатов [3]. Депутатом может быть избран гражданин Ирана в возрасте от 30 до 75 лет ранее — от 26 до 75. Он должен быть практикующим мусульманином если не баллотируется от одного из религиозных меньшинств и сторонником Исламской Республики , присягнувшим на Конституции. Не допускают к участию в выборах граждан с «плохой репутацией», психическими заболеваниями, наркозависимых, признанных ранее виновными в коррупции, государственной измене, мошенничестве, торговле людьми и в нарушении законов шариата. Каждая кандидатура должна быть утверждена Советом стражей [5]. В 2023 году в избирательное законодательство были внесены изменения, вследствие которых на выборах 2024 года впервые проводилась предварительная регистрация кандидатов [6]. С января 2007 года минимальный возраст граждан, имеющих право голосовать, повышен до 18 лет [3].
Чем обусловлена низкая явка на выборах Провластные эксперты пытаются представить низкую явку на выборах в парламент как абсолютно нормальную. Посмотрите на другие страны, говорят они — там вполне похожая ситуация. Но насколько эта цифра правдива, судить сложно, потому что многие участки просто пустовали. Мои друзья подтверждали, что это так, поэтому вообще непонятно, кто на них голосовал. Например, в Ширазе, где изначально упоминалась 26-процентная явка, мои товарищи не наблюдали на участках людей в принципе. Поэтому я склонна относиться скептически к официальной цифре, особенно когда речь идет о крупных городах. В Иране перед выборами шла знакомая россиянам дискуссия о том, как лучше всего заявить о своем протесте, показать власти, что народ не поддерживает текущий курс и в том числе тот набор кандидатов, который представлен. Люди больше тяготели к тому, чтобы обеспечить неявку на выборах и тем самым подорвать легитимность всего процесса в целом. Поэтому усилия властей были направлены на то, чтобы наоборот повысить ее. Придите, проголосуйте, неважно, за кого — важно, что мы все едины, непобедимы и стоим за нашу великую страну. Аятолла Хаменеи сам пытался призвать народ к тому, чтобы он участвовал в выборах, но в итоге бойкот все равно стал основным видом протестного голосования. На фоне экономических проблем и закручивания гаек основным ответом населения власти стала политическая апатия, а в более критических случаях — явное противостояние власти, особенно в рядах тех, кто потерял друзей и членов семьи в результате начавшихся в 2022 году протестов. Каково положение женщины в иранской политической системе Женщины могут избираться в парламент, но все они при этом носят хиджаб и поддерживают консервативные ценности. Даже если кандидатку, ратующую за увеличение свобод для женщин, изберут, очень сомнительно, если она сможет на что-то повлиять в этом плане. Перед выборами опять усилили контроль за ношением хиджаба, что, кстати, достаточно нехарактерно, потому что обычно в этот период всегда ослабляют контроль и позволяют людям почувствовать, что они свободны. Сейчас, мне кажется, это еще сильнее ударило по обществу. Не только в Тегеране, в больших городах в принципе уже очень малое число женщин носит платок на голове, большинство —опуская на плечи, и все это в основном сходит им с рук, просто потому что недостаточно сил безопасности, чтобы такое гражданское неповиновение подавить. Поэтому такое поведение стало выражением протеста в том числе и против нее. Чтобы с такими настроениями массово бороться, у государства, видимо, не хватает ресурсов. Понятно, что таких женщин и задерживают, к ним достаточно жестко относится та же полиция нравов, но со всеми, конечно, справляться не получается. Более того, бывали случаи, когда даже на миграционном контроле женщины не боятся, заезжая в страну, стоять перед миграционным офицером без платка. Но власти по-прежнему видят контроль за человеческим телом как один из инструментов управления обществом. Для мужчин тоже существуют нормы одежды, просто немного более расслабленные по сравнению с женщинами. Им, например, не положено ходить в шортах или с открытым животом. Отказаться от этой укорененной практики, как и от антиамериканизма, очень сложно, потому что властям эти идеологические основы представляются в качестве опорных колонн исламской республики. Возможно ли «закручивание гаек» в вопросе ношения хиджаба Мне кажется, что новое законодательство, ужесточающее меры наказания за неправильное ношение хиджаба, как раз на это и направлено. Может быть, будут выделены дополнительные средства на полицию нравов. К тому же продолжают развязываться руки у простых граждан. Теперь они тоже могут вовлекаться в процесс обеспечения подобающего ношения платка. С этим связан недавний скандал, когда некий мулла заснял женщину без платка в больнице, которая пришла туда с ребенком. На него тут же набросился и персонал, и другие женщины с требованием удалить эту запись. Очевидно, что этот человек собирался доложить «куда надо». Либо экономическая ситуация благоприятная, а с политическими и гражданскими правами как-то не очень, либо наоборот.
Так, агентство Mehr сообщило о задержании 30 человек в городе Пакдашт неподалеку от Тегерана, ряд новостных порталов также сообщали о задержании девяти человек в Баболе на севере Ирана. Коалиция консерваторов и сторонников жесткого курса во главе с бывшим шефом иранской полиции Мохаммадом Багером Галибафом может получить 30 наиболее политически значимых мест в Тегеране. Галибаф был мэром иранской столицы с 2005 по 2017 год.
Регистрация кандидатов на парламентские выборы стартовала в Иране
При проведении парламентских выборов внесение избирательного залога либо представление подписей избирателей в поддержку выдвижения лица в качестве кандидата на парламентских выборах Конституцией Ирана и законодательством о выборах не предусмотрено. На президентских выборах 2021 года и парламентских выборах 2020 года заметно сказалось влияние бойкота, и явка составила менее 50%. Выборы в законодательные органы были проведены в Иране 1 марта 2024 года в первом туре, а позже, 10 мая 2024 года, во втором. При проведении парламентских выборов внесение избирательного залога либо представление подписей избирателей в поддержку выдвижения лица в качестве кандидата на парламентских выборах Конституцией Ирана и законодательством о выборах не предусмотрено. Консервативные партии одержали убедительную победу на парламентских выборах в Иране, прошедших в минувшую пятницу. Спикер парламента Ирана также высоко оценил впечатляющую явку иранцев из всех слоев общества на парламентских выборах и в Ассамблею экспертов.