На картине “Аленушка” Виктора Михайловича Васнецова изображена сказочная героиня, брат которой попал в беду. В центре картины, на переднем плане изображена худенькая фигурка Алёнушки, тоскующей над тёмной водой лесного озера. Это не столько Алёнушка, потерявшая своего братца Иванушку, сколько все женские сказочные образы, каждому из которых пришлось преодолеть испытания. Картина В.М. Васнецова «Аленушка» написана по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». В центре композиции картины — пригорюнившаяся, склонившая низко голову, сидящая на камне у воды Алёнушка.
Картина Васнецова "Аленушка" описание (анализ)
Заслуга Васнецова Главная заслуга художника заключается в том, что он сумел передать не только великолепие природы, но и одухотворённость простого русского человека. Образы на картине получились очень убедительными, они показывают любовь художника к народу. Милая девушка находится в гиблом месте, и от этого выглядит очень беззащитной, хотя на лице у неё нет ни тени испуга. Отсылка к сказочному сюжету достигается с помощью деталей: Алёнушка бедно одета; на ногах нет обуви; водная гладь очень тёмная и мрачная. В целом место выглядит мрачным, и благодаря этому создаётся ощущение безнадёжности. Хотя в сказке нет такого момента, его легко себе представить: девушка тоскует о брате, который находится на дне омута. Полотно раскрывает всю суть русского характера, его покорность, жертвенность и способность терпеть то, что кажется непереносимым. Это молчаливый рассказ о бедах и страданиях русских людей, который вызывает тяжёлое чувство.
Образ девочки-сиротки По всему облику главной героини видно, что у неё сложная судьба. Рыжие волосы неубраны и с одной стороны свободно свисают, лицо уставшее, а в глазах — безысходность. Над головой Алёнушки сидит стайка птиц — они даже не боятся её, не пытаются улететь, настолько беззащитна героиня. Автор не случайно изобразил ласточек — в фольклоре они издавна символизировали надежду. Благодаря птицам создаётся впечатление, что девушка в глубине души всё же надеется на благополучный исход: брат будет найден, и жизнь изменится в лучшую сторону. Образ Алёнушки — ясный и чистый, видно, что она ещё ребёнок, хотя уже знакома со смирением и отчаянием. У неё израненные ноги — этой деталью художник подчёркивает, что Алёнушка немало прошла в поисках брата.
Она притомилась и села на камень, чтобы отдохнуть, а слёзы капают прямо в пруд. Состояние природы вторит мыслям и чувствам сиротки: кажется, что вот-вот пойдёт дождь, и вся природа застыла в ожидании. Внимательно разглядывая картину, можно почувствовать тишину — такую, какая обычно наводит мысли об опасности. Васнецов показывает зрителю, что и с девушкой может произойти что-то плохое. При этом героиня настолько занята своими мыслями и тревогой о брате, что даже не замечает опасности. Особенности пейзажа В картине «Алёнушка» природе отведена важная роль. Большую часть полотна занимают ели.
Композицию дополняют камни, берёзы, камыши и одинокие листья, сиротливо лежащие на водной глади. Заметно, что близится осень, а главная героиня легко одета. Детали расположены таким образом, что образуют единый ритм: Алёнушка понурила голову, а впереди неё склонилась трава. Над головой свисает ветка, наклонившаяся под весом ласточек. Приём, использованный Васнецовым, известен как «пейзаж настроения».
Кажется, окружающая природа вокруг разделяет эти чувства… Создается впечатление, что Аленушка находит у пруда утешение. Она как будто растворяется в красках картины, становясь частью пейзажа. Смирение героини привлекает и завораживает. Это чистый девичий образ. В ее глазах печаль граничит с отчаянием. Со всех сторон обступил её лес и не хочет выпускать. Прямо в пруд падают слёзы Алёнушки. Что же хотел сказать этим художник? Скорее всего, это предостережение об опасности, которая может произойти или уже произошла с Иванушкой. Алёнушка думает о том, что Баба-Яга могла оборотить в козлёночка её брата. Богатую почву для размышлений предоставляет каждая деталь этой картины… Смотришь на неё и сразу вспоминаешь русскую народную сказку. Более того, в ушах просто начинает звучать тоненький голосочек братца Иванушки, который просит о помощи.
Но в этой девушки не осталось ничего от озорства и жизнерадостности Веры Мамонтовой. Судя по покрытым пылью босым ногам Аленушки и по ее усталым натруженным рукам, она много скиталась и вдоволь наработалась. Не зря сам Васнецов называл эту картину «Дурочка Аленушка». Эта Аленушка тоже хорошо знает, что тяжелый труд. Быть может, это не та самая сказочная Аленушка, которая в конце концов нашла любовь, счастье и встретила избавленного от злого колдовства братишку, а просто измученная девушка-батрачка, которая представляет себя героиней сказки. В целом в этой картине почти отсутствует волшебный элемент, не считая общего настроения и пары ласточек, которые не боятся девушки и словно стараются развеять ее тоску. Вся природа, от склонивших свои гибкие ветки елочек и осин до догорающего осеннего заката, словно сочувствует Аленушке и одновременно утешает ее, делая ее горе не таким уж безысходным. А дикие яблоньки, на ветвях которых видны крохотные зеленые яблочки, словно говорят о близости счастья и начале новой жизни.
По словам художника, в этой девушке он увидел воплощение русской души, наполненной тоской и одиночеством. Работа над картиной началась с создания эскизов и этюдов на берегу реки Вори и у пруда в Ахтырке. Эти наброски позволили Васнецову точно передать атмосферу и настроение, которые он стремился воплотить в своем полотне. Завершение работы над картиной произошло в Москве, где художник провел зиму, доводя каждую деталь до совершенства. Портрет В. Васнецова, 1913, Васнецова Т. Слово «дурочка» звучит не просто как обозначение наивности или простодушия, но как символ обездоленности, одиночества, чего-то юродивого и беспросветно печального. Впоследствии, выбрав более нейтральное название «Алёнушка», Васнецов все же сумел передать ту самую атмосферу тоски, которая окутывает главную героиню картины. Васнецов, мастерски владеющий кистью и цветом, создал образ, пронизанный глубокой эмоциональностью. Почему же Алёнушка изображена такой печальной?
Васнецов виктор «аленушка» описание картины, анализ, сочинение
Минорный настрой полотна подчёркивают неподвижные ели, тёмная вода и хмурое небо. Отлично показана связь, существующая между природой и человеком. Кажется, что всё живое сопереживает Алёнушке и как бы старается её утешить. Все фрагменты полотна не диссонируют с общим настроем, а лишь дополняют и подчёркивают его. Каждая деталь навевает грустные мысли и заставляет испытывать щемящую тоску. Заслуга Васнецова Главная заслуга художника заключается в том, что он сумел передать не только великолепие природы, но и одухотворённость простого русского человека. Образы на картине получились очень убедительными, они показывают любовь художника к народу. Милая девушка находится в гиблом месте, и от этого выглядит очень беззащитной, хотя на лице у неё нет ни тени испуга. Отсылка к сказочному сюжету достигается с помощью деталей: Алёнушка бедно одета; на ногах нет обуви; водная гладь очень тёмная и мрачная.
В целом место выглядит мрачным, и благодаря этому создаётся ощущение безнадёжности. Хотя в сказке нет такого момента, его легко себе представить: девушка тоскует о брате, который находится на дне омута. Полотно раскрывает всю суть русского характера, его покорность, жертвенность и способность терпеть то, что кажется непереносимым. Это молчаливый рассказ о бедах и страданиях русских людей, который вызывает тяжёлое чувство. Образ девочки-сиротки По всему облику главной героини видно, что у неё сложная судьба. Рыжие волосы неубраны и с одной стороны свободно свисают, лицо уставшее, а в глазах — безысходность. Над головой Алёнушки сидит стайка птиц — они даже не боятся её, не пытаются улететь, настолько беззащитна героиня. Автор не случайно изобразил ласточек — в фольклоре они издавна символизировали надежду.
Благодаря птицам создаётся впечатление, что девушка в глубине души всё же надеется на благополучный исход: брат будет найден, и жизнь изменится в лучшую сторону. Образ Алёнушки — ясный и чистый, видно, что она ещё ребёнок, хотя уже знакома со смирением и отчаянием. У неё израненные ноги — этой деталью художник подчёркивает, что Алёнушка немало прошла в поисках брата. Она притомилась и села на камень, чтобы отдохнуть, а слёзы капают прямо в пруд. Состояние природы вторит мыслям и чувствам сиротки: кажется, что вот-вот пойдёт дождь, и вся природа застыла в ожидании. Внимательно разглядывая картину, можно почувствовать тишину — такую, какая обычно наводит мысли об опасности. Васнецов показывает зрителю, что и с девушкой может произойти что-то плохое. При этом героиня настолько занята своими мыслями и тревогой о брате, что даже не замечает опасности.
Особенности пейзажа Пейзаж на полотне Васнецова передан очень натуралистично, можно рассмотреть каждую травинку, и это придаёт картине мягкость. Наряду с тревогой девушка испытывает прямо противоположные чувства, что всегда было свойственно русскому человеку. По-девичьи милое лицо отражает целую гамму эмоций. О чём думает Алёнушка на картине Васнецова, можно понять не сразу, а только после нескольких минут вдумчивого созерцания. Не случайно художник несколько раз вносил исправления в шедевр. Атмосфера грусти и тишины У Васнецова отлично получилось передать спокойствие, тишину и минорный настрой. Водная гладь выглядит неподвижной, ветки не колышутся, камыши направлены вверх. Только травинки немного поникли, но не от ветра, а потому, что пришла пора увядания.
Детально прописан румянец на лице девочки, и с ним контрастируют пёстрые цветы на сарафане. В эту палитру гармонично вписываются тёмно-зелёные оттенки леса. Роль цветовых акцентов играют жёлтые листья и несколько проблесков на небе, по которым можно понять, что солнце скрыто за тучами. День близится к закату, а в народе издавна существовало поверье, что в это время между природой и человеком устанавливается особая связь. Душевное и простое полотно оставляет ощущение недосказанности. Кажется, что сказка через мгновение продолжится: Алёнушка найдёт братца, и всё закончится хорошо. Отзывы Дам совет всем, кто хочет познакомиться с творчеством Васнецова: картину лучше рассматривать в оригинале, она находится в Третьяковской галерее. Мы ходили всей семьёй, когда приезжали в Москву, и на нас с мужем, и на детей полотно произвело огромное впечатление.
Прототипом для картины послужила реальная девушка. Художник встретил ее летом 1880 года в усадьбе Ахтырка. Васнецов увидел в ней, по его собственным словам, море одиночества, тоски и чисто русской печали. До нашего времени дошли несколько этюдов, сделанных автором в период, который предшествовал созданию интересующей нас работы. Это «Осока», «Алёнушкин пруд», «Пруд в Ахтырке». Также Виктор Васнецов сделал несколько натурных эскизов в красках, на которых изображена девушка, сидящая на камне. Однако чуть позже художник признавался, что он вглядывался при создании образа главной героини на полотне в черты лица дочери Саввы Мамонтова, известного мецената из Москвы. Звали эту девушку Вера Мамонтова. Первоначально полотну было дано несколько другое имя — «Дурочка Алёнушка». Словом «дурочка» называли в то время юродивых или сирот.
Не сразу Васнецов упомянул о том, что его полотно имеет сказочный сюжет. Известно, что художник неоднократно корректировал свою работу и изменял некоторые детали.
Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины колорит неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета.
Краски тоже передают настроение. Главные цвета здесь серые, зелёные, желтоватые. Всё сливается в тихую задумчивую сказку. Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды.
Поникла её голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях руки. Поза девушки, выражение глаз, старенькое платье говорят о бедности и горькой сиротской доле.
Художник Васнецов назвал картину «Алёнушка». Нравилось ему русское имя Алёнушка.
В середине композиции сидит молодая красивая девушка, а рядом мутное и заросшее озеро. Девушка сидит на камне, с печальным видом, склонив голову на колени. В глазах ее грусть и она вот-вот расплачется. Но не смотря на всю грусть, у красавицы очень доброе и нежное лицо. У нее длинные растрепанные волнистые волосы, которые свисают к ногам. А сарафан из ситца — разорван. Она очень долго бродила по непроходимому лесу, чтобы найти своего младшего братца Иванушку. Босые ноги подчеркивают то, что она направила все силы на поиск пропавшего брата и совсем забыла о себе.
Мы видим на картине момент отдыха Алёнушки, так как она устала в дороге. А в озере видно отражение девушки.
Кто на самом деле изображен на картине Васнецова «Аленушка»?
В центре картины, на переднем плане изображена худенькая фигурка Алёнушки, тоскующей над тёмной водой лесного озера. Картина Васнецова «Алёнушка»: описание, краткий анализ, жанр, детали произведения. В картине Васнецова Аленушка очень великолепно написан пейзаж в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена, как и наша героиня Аленушка.
Васнецов и его "Аленушка": что особенного в одной из главных русских картин
По картине Васнецова «Аленушка», можно ознакомиться с биографией автора, узнать предысторию создания шедевра, после этого изучить описание пейзажа, героини. Картина «Алёнушка» В. М. Васнецова, является одной из известнейших работ автора. Она написана по сюжету к русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Описание картины (что изображено, образ Алёнушки, описание природы). одна из самых прославленных и загадочных картин Виктора Васнецова.
Описание картины васнецова аленушка кратко
Картина «Алёнушка» написана по мотивам известной русской сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Таково описание картины Васнецова «Аленушка», основанное на общем впечатлении от картины. На картине Васнецова Аленушка мы видим одинокую молодую девушку, которая сидит на камне в лесу возле пруда. Звала, искала Аленушка брата в густом лесу, притомилась и присела к воде на опушке передохнуть. Картина «Алёнушка» написана известным художником В. М. Васнецовым в 1881 году. В картине Васнецова Аленушка великолепно написан пейзаж в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена, как и наша героиня Аленушка.