Неделя эта названа так потому, что в воскресный день этой недели читается из Евангелия притча о блудном сыне (Лк.15,11-32). Песнопение недели о блудном сыне Псалом 136 Этот псалом был написан после возвращения евреев из Вавилонского плена во время правления персидского царя Кира. Это рассказ о блудном сыне, о том, как он возвращается к отцу и отец его прощает.
Беседы с батюшкой. Неделя о блудном сыне. Протоиерей Михаил Зазвонов 12 февраля 2023
Как это и должно быть. Живут дети с отцом, когда приходит время умирать старому отцу, дети провожают его до конца, тогда к ним переходит наследство отца. Здесь же мы видим, что человек не дождался смерти своего отца, но попросил наследство. Параллель с Ветхим Заветом, когда дьявол соблазнил Адама, не жди до времени, а сейчас возьми. Не соблюдай заповедь Отца твоего, Бога, но попробуй плод дерева познания, и станешь как Бог. Значит, когда мы получаем наследство своих родителей, мы ощущаем, что мы приемники отца своего, продолжатели дел его, сами становимся как отец. Мы будем как отец, если только будем носители духа отца своего. Но если мы прежде времени заберем наследство, украдем то, что якобы нам принадлежит.
Вот и случилось, один из сыновей хозяина дома, не хотел ждать смерти своего отца, попросил свою долю и прекратил общение с отцом. Потом становится ясно, все что он получил, потратил, и потратил зря. Отец его был человек милосердный, благородный, был меценат, вкладывал свое имение во благо. А тот взял для себя. Апостол Павел в своем послании сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно» 1Кор. Можно получить наследство раньше времени, но полезно ли это будет. Молодой человек, взял то, что ему принадлежит, потому что он сын отца своего.
Но он не умножил, а потратил все, и стал настолько бедным, что «Рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» Лук. Только тогда он вспомнил дом отца своего, вспомнил его милосердие. В родительском доме все работники были накормлены, жили хорошо. Даже не родственники, а наемники. А он отошел от отца и оказался ниже свиньи. Евангелие нам говорит, что он пришел в себя. Начал думать, что я наделал, откуда я ушел.
Жил спокойно, хорошо одет был, сыт. Я натворил то, что желаю со свиньями есть. Что меня довело, до такой жизни, которая ниже скотины. Он вспоминал свою родину — Отечество свое, откуда он ушел, свой родной дом — отчий дом. На Великом входе, священник, стоя перед престолом, тихо читает молитву о том, что никто не достоин быть на этом месте: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы: еже бо служити Тебе велико и страшно и самем Небесным Силам. Но обаче, неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеколюбия, непреложно и неизменно был еси Человек и Архиерей нам был еси, и служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие предал еси нам, яко Владыка всех.
Как и во всяком трудном и важном деле, и здесь надо научиться и привыкнуть неуклонно следить за собой. Многие святые отцы дали нам очень важный совет — каждый день пред отходом к ночному сну сесть и вспомнить все свои хоть сколько-нибудь дурные дела, слова и даже мысли и попросить у Бога прощения. Но можно поставить себе еще более важную задачу: не только поздно вечером, но и в течение всего дня неуклонно следить за всеми своими делами, а больше всего — за своим непрестанно грешащим языком, помня сказанное Господом Иисусом Христом: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» Мф. Остановленный властной рукой Божией и потрясенный стыдом, блудный сын пришел в себя, одумался, встал и пошел в дальний путь к отцу своему, приготовив покаянную речь: «Отче! Но, полный любви и милосердия, отец его поспешил навстречу ему, прервал речь его, обнимал и целовал его и велел рабам своим принести лучшую одежду для него, перстень на руку его, сапоги на ноги его, велел заколоть откормленного теленка и устроить пир ради возвращения его. Будем же помнить слова Христовы: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» Лк. О, как надо было бы и нам вместе с Ангелами Божьими радоваться о глубоком покаянии и возвращении на путь спасения братьев и сестер наших! О, как надо было бы нам иметь мягкие, сострадательные сердца, а не такие черствые, осуждающие ближних сердца, какое видим у старшего брата раскаявшегося блудного сына. Он возвращался с поля и, услышав веселие пира, возмутился и ожесточился и укорял своего отца за то, что встретил он с любовью и всепрощением его грешного младшего брата. И послушайте, как кротко и тихо ответил ему отец на его резкие укоры: «Сын мой!
Но мы часто видим, как притча разыгрывается на наших глазах — и с нами самими, так что можем себе представить. Какое-то время сын чувствует себя прекрасно — никакой отцовской опеки и этого зануды-брата, он волен тратить деньги как хочет, и пока отцовские деньги звенят в его кошельке, благосклонность блудниц и лесть собутыльников ему обеспечена. Жизнь хороша, и жить хорошо. Но вот деньги кончаются — и отец и брат проявляют свой ужасный, немилосердный, мстительный характер. Они что, не догадываются, что бедняга совсем издержался, может быть, даже, впал в долги? Они не понимают, как это ужасно — еще вчера у тебя были деньги, перед тобой услужливо распахивали двери, приятели почтительно смеялись твоим шуткам, женщины чуть не дрались за твое внимание, ты был окружен почетом и предупредительностью.... Вот что бы сделал любящий, милосердный отец? Конечно, послал бы брата — раз уж он такой весь из себя послушный — передать сыну еще денег, чтобы он мог продолжить свой праздник жизни. Вот почему не шлет? Разве можно назвать отца, который отказывает сыну в помощи в трудную минуту, любящим?
Одним из таких глубоких по смыслу текстов является притча о блудном сыне, взявшем часть имения своего отца и беззаконно расточившем его на чужой земле. Христианам известно, что в этой притче под образом отца выступает Сам Господь Бог, а под сыновьями — все люди, верные и неверные Ему. Но только немногие верующие, кто знает обычаи и культуру народов востока, осознают всю драматичность этой притчи. В патриархальных пастушеских еврейских семьях все дети продолжали трудиться в семье своего отца до момента его смерти. Лишь после кончины главы семейства отчее достояние разделялось между сыновьями.
12 февраля 2023 года - Неделя о блудном сыне
Блудный сын Мы видим беспутного сына как бы тремя картинками — вот он уходит из дома, забрав часть имения; вот он расточает его, живя блудно; вот, когда ему становится отчаянно плохо, он, дойдя до ручки, решает вернуться к отцу. Притча не останавливается на том, как он пришёл в себя и что этому предшествовало. Но мы часто видим, как притча разыгрывается на наших глазах — и с нами самими, так что можем себе представить. Какое-то время сын чувствует себя прекрасно — никакой отцовской опеки и этого зануды-брата, он волен тратить деньги как хочет, и пока отцовские деньги звенят в его кошельке, благосклонность блудниц и лесть собутыльников ему обеспечена. Жизнь хороша, и жить хорошо. Но вот деньги кончаются — и отец и брат проявляют свой ужасный, немилосердный, мстительный характер. Они что, не догадываются, что бедняга совсем издержался, может быть, даже впал в долги? Они не понимают, как это ужасно — ещё вчера у тебя были деньги, перед тобой услужливо распахивали двери, приятели почтительно смеялись твоим шуткам, женщины чуть не дрались за твоё внимание, ты был окружён почётом и предупредительностью…. Конечно, послал бы брата — раз уж он такой весь из себя послушный — передать сыну ещё денег, чтобы он мог продолжить свой праздник жизни. Вот почему не шлёт?
По окончании службы отец Владимир поздравил именинников, вручив просфору. За воскресной трапезой и пастырским часом состоялся просмотр видеоролика с сегодняшним евангельским сюжетом.
Блудный сын начал голодать. Голод - безблагодатное состояние, растрата духовных сил и пустота, требующая заполнения её всё новыми и новыми грехами. Но душа человека по природе христианка и может насытиться только Богом. В первой части притчи мы видим позорную участь сына, отдалившегося от отеческого дома - таков печальный итог отпадения от Бога и сближения с грехом для любого человека. Вторая часть притчи утешительная: воспоминанием об отцовском доме в блудном сыне пробуждаются покаяние и надежда на прощение - таково действие благодати Божией на сердце человека. Потому, как бы низко ты ни пал, не теряй надежду на милость Бога. Решимость к покаянию даёт силы к действию - подняться, встать и пойти навстречу своему спасению, как это сделал блудный сын. Попутно он слогал молитву - слова, которые он скажет, когда увидит отца. Отец постоянно ждал возвращения сына и как только увидел его издали и узнал, сразу же побежал навстречу.
Почти все песнопения содержат обращения от 1-го лица единственного числа, то есть каждый из нас в отдельности ставит себя на место блудного сына и молит Господа о том, чтобы Он принял его с отеческой любовью. Богатством, которое мы получили от Отца, названы наши духовные дарования стихиры на «Хвалите…» , то есть те таланты, которые мы получили от Бога, но употребили для греховных целей. Рабское положение, в которое попал блудный сын из притчи, сравнивается с нашим пребыванием в плену страстей, причем интересно, что сначала эта мысль выражается иносказательно «странным гражданом порабощен», см. Блудный сын в своем раскаянии и просветлении дает пример покаяния всем людям, нуждающимся в прощении грехов и возвращении в Отчий дом.
Также рекомендуем
- 12 ФЕВРАЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРАЗДНУЕТ НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ
- Неделя о блудном сыне
- Неделя о блудном сыне – Храм Святителя Стефана Пермского
- НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Оптина пустынь
Бог, подобно отцу блудного сына, Сам выходит к каждому из нас навстречу, если только мы с раскаянием идем к Нему. Неделя о блудном сыне. Протоиерей Михаил Зазвонов 12 февраля 2023. Неделя о блудном сыне.
Неделя о блудном сыне. Собор новомучеников и исповедников Российских.
Отцу Владимиру сослужили клирики храма. За богослужением совершен молебен святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Пастырское слово отца настоятеля было посвящено евангельскому повествованию, которое читается во вторую подготовительную неделю перед началом Великого поста- притча о блудном сыне, евангелие от Луки 15:11-32.
Я натворил то, что желаю со свиньями есть. Что меня довело, до такой жизни, которая ниже скотины. Он вспоминал свою родину — Отечество свое, откуда он ушел, свой родной дом — отчий дом. На Великом входе, священник, стоя перед престолом, тихо читает молитву о том, что никто не достоин быть на этом месте: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы: еже бо служити Тебе велико и страшно и самем Небесным Силам. Но обаче, неизреченнаго ради и безмернаго Твоего человеколюбия, непреложно и неизменно был еси Человек и Архиерей нам был еси, и служебныя сея и безкровныя жертвы священнодействие предал еси нам, яко Владыка всех. Тя убо молю, Единаго благаго и благопослушливаго: призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, и очисти мою душу и сердце от совести лукавыя, и удовли мя силою Святаго Твоего Духа, облечена благодатию священства, предстати святей Твоей сей Трапезе и священнодействовати Святое и Пречистое Твое Тело и Честную Кровь. К Тебе бо прихожду, приклонь мою выю, и молю Ти ся, да не отвратиши лица Твоего от мене, ниже отринеши мене от отрок Твоих, но сподоби принесенным Тебе быти, мною, грешным и недостойным рабом Твоим, даром сим. После чего, священник и диакон переносят Дары хлеб на дискосе и вино с водой в чаше с жертвенника на престол и велегласно поминают церковную иерархию и народ: своих наставников, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго Савватия, братию, благодетелей и всех православных христиан.
Вспоминаем историю милосердного Отца нашего. Он не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы мы все вернулись. И не одного из Его сыновей, Его наследников не находились вне Царствия Небесного. Здесь мы видим долготерпение Отца нашего Небесного, Который видел наше падение, видел, как мы уходили из Его дома, но не хотел, чтобы это был наш конец. Поэтому Он продлевает время для нашего покаяния. Вчера вечером, на утрени, чтобы живее представить себе удаление христиан от Отечества Небесного и рабство греху, мы пели вместе с клиросом псалом 136. Он был написан о евреях в вавилонском плену и исполнен горечи от потери царства, святого града Иерусалима и Храма, которых народ Божий лишился за свои грехи. Бывает так, мы отходим от Господа, как блудный сын, но, в конце концов, вспоминаем, откуда мы ушли, что наделали. И молитва после Великого входа напоминает, что Господь ждет каждого из нас, каждого избранного. Почему же Господь медлит.
Он обещал скоро прийти, а Его все нет. Потому что Он ждет, может быть, последовавшие за блудным сыном, вспомнят дом Отца своего. Как там было хорошо, были в общении с отцом. Все, что имел отец, было наше. Но когда сын отделился от отца, он получил реальную жизнь. Как Адам, когда нарушил заповедь Божию, оказался на земле. Бог его изгнал из Отечества. Наш путь сегодня - путь воспоминания и возвращения в свое Отечество, в Отчий дом. Хочу сегодня остановиться еще на одном песнопение, которое вчера наши чтецы, к сожалению, прочитали его не очень внятно. Седален после третьей песни канона, все в это время идут на помазание, и особо никто не вникает в читаемый текст.
В период подготовки к Великому посту Церковь предлагает нам евангельскую притчу о блудном сыне. Она дает нам образ покаяния, которое невозможно без переосмысления пройденного пути, трезвой оценки своего состояния, желания оставить прежний образ жизни и начать меняться. Блудный сын, расточив все свое наследство, попал в трудное положение.
Вот смысл слова аввы Антония. И если мы в какой-то момент своей жизни помилуем себя и почувствуем противопоставление себя в творении и себя в жизни, тогда мы можем, подобно блудному сыну, идти к Богу и просить о помиловании. Но и в этом шествии мы должны работать Богу, а мы постоянно забываем, даже в нашем служении Богу, для чего мы должны все это делать.
Один авва, когда к нему обратились за назиданием, так определил духовное делание: «Когда мы жили в скиту, занятие о душе было нашим настоящим делом, а рукоделие — поделием, а ныне рукоделие стало настоящим делом, а занятие душой только поделием». Вот и мы в наших тех или иных работах памятуем не о том, о чем мы должны помнить. Мы забываем, что мы должны восстанавливать в себе образ Божий, что наше единственное дело на земле — нам, гражданам земли, сделаться гражданами неба. А мы думаем, что мы без этого можем спастись теми или иными делами: хождением в церковь, милостынею и т. Но все это есть только поделие в сравнении с настоящим делом — очищением души, покаянием. Если у блудного сына и были какие-нибудь дела, то он стяжал их не на гумне покаяния, не на сознании своего ничтожества перед Богом, а на основе гордости.
Мы должны знать, что если мы хотим идти путем Христовым, то должны помнить, кто мы в жизни и кто в творении, для чего мы призваны в эту жизнь и что представляем из себя в настоящий момент. И если перед нашими глазами постоянно будет творение Божие, «образ неизреченной Божией Славы», тогда мы будем миловать себя. Это не значит, что мы будем гордиться, прощать себя, оправдываться, а мы в самих себе увидим неизреченный храм Божией Славы, почувствуем всю радость жизни в Боге и ощутим ту грязь, в которой мы живем. Прими меня, я хочу жить с Тобой, в Тебе. И если мы придем в таком состоянии, то будем приняты, как блудный сын. И вот эта неделя, от мытаря возводя нас к блудному сыну, открывает не только сторону подхода человека к Богу, но раскрывает и другую сторону — подход Бога к человеку.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Таким образом, мы видим, насколько милосерден Господь к искренно раскаявшимся грешникам. А вместо потерянных через грехи даров и благ, Бог, по своей щедрости, наделяет новыми. Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся Грешник, отдалившийся от Бога, тот же мертвец, поэтому обращение греховных людей к Господу — это как воскресение из мертвых. Внешне праведный и строгий по отношению к закону, в душе это холодный и бездушный книжник и фарисей, который не захотел иметь никаких дел с мытарем и грешником. Изречения святых отцов на евангельскую притчу о блудном сыне: Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет…, проси, грешник, щедрот у Господа Прп. Ефрем Сирин Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние Прп.
Нил Синайский Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, нежели чем предстанешь пред судилищем… Покаяние отверзает человеку небо, оно возводит его в рай, оно побеждает диавола. Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения.
Родительское сердце не жестоко! Отец навстречу к сыну побежал... Обняв, расцеловал его, родного... О, мой сынок, о, как тебя я ждал! И крепко обнимал его, меньшого! О, отче!
Молвил сын ему в слезах, Пред небом я виновен, пред тобою! И было покаяние в глазах.... Я не достоин рядом быть с тобою! В ответ отец сказал рабам своим: Одежды дайте лучшие на свете, Обуйте, чтобы не стоял босым, И перстень на руку ему оденьте! И заколите лучшего телёнка, Мы будем есть его и веселиться!... Шёл пир горой и пели песни звонко Всем дали лучшего вина напиться. Вы слышите, вот мой любимый сын. Был мёртв и ожил!
Снова возвратился! Стою здесь радостный я рядом с ним! И пил народ, и ел, и веселился! А старший сын его на поле был С работы поздно к дому возвращался... Услышал песни и слугу спросил: - Что здесь за праздник в доме разыгрался? Слуга ответил: - Твой вернулся брат, И рад отце, телёнка закололи.... И рассердился он, пошёл назад, Обратно на распаханное поле.... Отец же выйдя, звал его домой...
Но сын сказал: - Отец, ну почему Я столько лет живу вот здесь с тобой, Служу тебе, приучен ко всему... Послушен, коз пасу, не сплю ночами, А ты не дал ни разу мне за труд Козлёнка даже погулять с друзьями, А он пришёл и веселится тут! Отец ему ответил: - Ты сын мой Всегда здесь радом, добрый и послушный, Порадуйся сейчас, сынок со мной, И что скажу внимательно послушай. Твой брат был мёртв, и ожил, как я рад! Что с нами он, помилованный мною, Он пропадал, но твой вернулся брат И вот мой блудный сын передо мною! Пойдём, сынок и сядем за столом. Прости его и с доброю душою Прими без осужденья в отчий дом! Как счастлив я, что оба вы со мною!
Мы все, любимые своим Отцом Блуждаем здесь опасною дорогой.... Что значит эта в общем-то обыденная человеческая история, если бы речь в ней не шла о непостижимой премудрости Божественной любви, которой блудный сын был побежден. Он обрел самую великую радость, и эта радость едина с радостью его Отца Небесного и всех ангелов. Вы можете представить себе праведников, которые уже не имеют нужды в милосердии Божием? Таким представляется нам старший брат, который при виде бесконечной доброты своего отца исполнился горечи и зависти. Потому что и он еще не познал любви. Он удовлетворялся исполнением правила, он знал свои обязанности, а также права, не требуя большего. В нем совершенно не осталось места для дара, для любви.
И его тоже подстерегает неожиданность: он забывает о своей особенной радости — быть всегда рядом с отцом и иметь с ним все общее. Ему тоже предстоит печальный уход от своего блудного брата и торжественного пира по случаю его возвращения, который так мучительно жжет его, чтобы и он, старший сын, в свой черед начал учиться истинной любви. Высокое достоинство старшего сына определено в притче словами самого отца, который говорит ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое». Сам сын добавляет о себе, что уже много лет служит отцу и никогда не преступал его приказаний. Однако при этом мы видим, что он не разделяет радости отца о возвращении младшего брата. Неспособность разделить с отцом радость о возвращении брата явилась здесь следствием потери старшим братом другой радости — радости жизни рядом с отцом. То, что младший сейчас обрел и отчего счастлив, старший уже потерял, и потому счастье брата вызывает у него раздражение, быть может до конца и не осознаваемое им самим.
Раньше он сам жил этой радостью рядом с отцом в его доме. Он прекрасно понимал и, главное, чувствовал, что все принадлежащее отцу принадлежит вместе и ему, потому что отец любит его и он любит отца. Поэтому раньше не возникало и мысли о каком-то отдельном козленке: он разделял свою трапезу лишь с любимым отцом и был вполне благополучен. Однако со временем все поменялось. То единство с отцом, которым они раньше жили, по каким-то причинам ослабло, и вместе с тем незаметно ушла и та радость, которая прежде была неизменным спутником его пребывания рядом с отцом. Он постепенно потерял ту способность любить, которая так отличала его отца, а значит, была свойственна и ему. Его стало тяготить соседство отца, а скорбь о потере брата сменилась в нем озлоблением и тайной завистью об оторванном наследстве. Старший сын — образ человека, который «оставил первую любовь свою» Откр.
Период неофитства — период «мощных крыльев» и «высокого полета», — когда человек может часами с любовью взирать на икону Спасителя, а продолжительная всенощная пролетает «за одну минуту», этот период неизбежно заканчивается, и человек «опускается на землю», чтобы уже в поте лица снискать себе хлеб духовный. Бог не оставляет человека, нет. Но подобно старшему сыну, «отправляет его в поле», чтобы трудом он стяжал то, что прежде получал даром. Отправляет его не с пустыми руками, а дает и орудия: опыт той Отчей любви, которую он уже вкусил, и радость общения с Ним, которая способна усладить всякую горечь труда. Старший брат потеряв сокровище — радость единства с отцом, постепенно потерял вместе с единством и подобие отцу. А потому радость, которой радовался отец по возвращении младшего сына, была ему вполне чужда, как, впрочем, и вообще способность радоваться с радующимся. И причина у старшего брата из притчи - недоверие искренности возвращающегося в дом Отчий, незаконное присвоение себе в нем особого статуса и проистекающего из него права на осуждение и, разумеется, зависть. Христианство — религия радости.
Эта хрестоматийная истина говорит, прежде всего, о том, что источником настоящей радости для человека является Бог, Который радостотворит душу христианина ощущением Своего присутствия рядом и откровением Своего участия во всех обстоятельствах его жизни. Это та радость, которую никто не может отнять у христианина насильно, но которой христианин вполне может лишить себя сам. Испытавший и научившийся жить с этой радостью человек со временем обучается радоваться подобно своему Отцу, то есть делиться своей радостью со всеми окружающими его. Но кто лишился этой радости и не спешит встать на путь ее возвращения, тот обрекает себя на бесплодный труд в погоне за ложными ценностями. Подобно старшему брату из причти, будет трудиться в поле, мечтая о козленке. Нет иной возможности для нашего Отца Небесного научить нас понимать, что Его Божественная радость заключается в том, чтобы найти погибшее. Понимаем ли мы и принимаем ли эту любовь, отвечаем ли на нее подлинным покаянием, исполняемся ли решимости так жить, чтобы вся жизнь наша была возвращением к Богу? Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.
Под небом блаженным родимой земли В обители отчей два сына росли. Счастливо и весело мчались их годы, Но меньшего сердце взалкало свободы. И стал он просить у отца своего Имения часть уделить для него. Немедля, когда свою часть получил, Ушел на чужбину и лихо запил. С плохими друзьями на шумных пирушках Он все промотал до последней полушки. И, чтобы на хлеб не просить у людей, Нанялся на поле пасти он свиней. И с голоду рад был, от взоров тайком, Наполнить утробу в корыте свином. Придя же в себя, чуть живой и голодный, Он вспомнил об отчих полях плодородных.
И так он помыслил: «Всему есть конец! Простить меня может мой добрый отец». Поднявшись, пошел он знакомой тропой, Скорбя сокрушенной, усталой душой. Как только поднялся на холм из оврага, С порога отец увидал бедолагу. И вышел навстречу, и к сыну припал, И, радуясь, плача, его целовал. И сын на колени упал пред отцом, Родителю в ноги уткнувшись лицом: «Я грешен, отец, пред тобою и небом, Быть сыном твоим недостойно отребье, Я денно и нощно крушусь о былом, — Причисли к наемникам в доме твоем». Тут слугам отец повеленье дает И в дом обретенного сына ведет: «Вы на ноги обувь и перстень несите И лучшей одеждой его облеките, Тельца заколите в сыновнюю честь, И будем теперь веселиться и есть».
Но это не значит, что все это невидимое едино. Ангелы серьезно отличаются от Божьей природы. Да, они духи, но другие духи. Какая-то разница есть. На сегодняшний день еще не изобрели такой измеритель, чтобы поймать ангела и измерить, что у него такая-то природа, обратиться к Богу, получить благодать и измерить ее. Таких примеров нет. Вот когда они будут, тогда можно поговорить на эту тему. А сейчас мы можем только предположительно сказать, что Божия природа совсем другая. Она резко отличается от природы ангела, человека и от природы, созданной Им. Конечно же, горшечник не может быть из горшка. Хотя люди, по преданию, из глины, то есть из того, что уже было сотворено, тогда, в принципе, и горшечник тоже глиняный. И совсем недавно он начал доказывать мне, что якобы в этих практиках тибетских медитациях и так далее есть действительно настоящий дзен, который ты постигаешь и начинаешь в жизни наводить порядок. Есть ли аналогичные духовные практики в православии? В принципе, цель всех этих восточных практик похожая. Но у дороги два пути: вперед и назад. Как и у каждой вещи. Ничего нового под солнцем не придумано. Наша мистическая душевная сущность одна. И она может служить Богу, а может не Богу. И в данном случае дело в выборе, а не в форме. Метода очень схожа. Человек действительно стучится к высшей форме своей души, к этим струнам, которые нам неведомы, но мы их чувствуем и играем на них. Важно: кому принадлежит эта музыка, к кому она относится? Это принципиальный вопрос. Какая цель у восточных практик? Раствориться в нирване? Тогда ты — никто. Ты растворяешься, и тебя нет. Ты этого хочешь? Восточная мистическая суть в том, чтоб исчезнуть. Кто хочет, чтоб мы исчезли? Враг рода человеческого. Ему мы мешаем. Он нам мстит. Он не хочет, чтобы человек, Божие творение, жил на земле. Поэтому он ставит цель — «исчезни». А Бог говорит: «Человек, ты Мне дорог. Я Сына Своего отдал за тебя». А практики одни. И святые отцы нащупывают эти душевные струны и в своем молитвенном деле приближаются к большей беседе с Богом, но не чтобы исчезнуть, а чтобы жить с Ним. Это цель. Исихазм как раз путь высшего служения Богу. Метода везде одна. У многих религиозных течений. В истории Церкви бывало, что обрядоверие занимало всю жизнь». Мы сотворены из земли. И важно, чтоб тело тоже участвовало в богообщении, в движении к Богу. Когда хотим выразить почтение какому-то хорошему человеку, мы невольно начинаем кивать головой, показывать руками, что рады его видеть. Это естественно, но это не значит, что есть только движение. Без духа тело бездвижно. Оно ничего не делает. Я скажу в защиту обряда — это совершенно естественная ситуация. Другое дело, когда ты обращаешь внимание только на обряд. В этом нет никакого смысла. Это труп. Тело ценно только с душой. Нужно посмотреть, для чего через Моисея даны обряды израильскому народу. Вовсе не с той целью, чтобы все это регламентировать. В христианской среде была точно такая же ситуация. Иоанн Златоуст организует крестные ходы, потому что в крестные ходы шли еретики. И людям было весело. Они вспоминали свою прошлую языческую сущность. Начали с крестных ходов. Что-то в них плохого есть? Ну, людям нравится. Даже Ефрем Сирин стал сочинять гимны, чтобы перенести внимание людей, потому что их начали сочинять еретики. Так у нас складывалось богослужение: с гимнами, песнями, псалмами и так далее. Это естественный процесс. Кто хочет посмотреть, как эта обрядовость возникала, почитайте историю богослужения, как формировалась литургика. Это очень интересно. Потом вы будете ценить любой обряд, но понимать, что сама ценность не в обряде. Без души это всего лишь какое-то движение руками. А можно руки вознести к Богу. Дух бодр, плоть же немощна. Это некая закономерность. Мы тренируем душу как спортсмены , чтобы сразиться с врагом рода человеческого. В данном случае изнурение тела помогает возвыситься духу. Когда мы ленимся или объелись, нас посещают различные нехорошие мысли. Лень, чревоугодие — это та опасность, которая убивает молитву и благодать в нас. Потому и существуют посты. Есть разное время: для радости, для сосредоточения. Поэтому есть и постные дни. Это некая метода. Она постоянная. В течение недели есть разгрузочные дни — среда и пятница. И посмотрите, как это не нравится врагу рода человеческого.
Что же произошло с младшим сыном, то есть с человечеством? Но они согрешили, отпали от Господа, удалились в "страну далече", расточили все духовное богатство - ум, и сердце, и веру, - все извратили. Как Адам и Ева стал и каждый из нас. Каждый человек имеет образ Божий, каждый человек получает величайшую благодать, великие дары Божии при Таинстве Крещения, но уже с детства, с младенчества мы начинаем проматывать достояние Божие, все более удаляясь грехами от Бога в "страну далече". Что такое "страна далече"? Это состояние греховное, когда душа вся исполнена таких помышлений, чувств, влечений, слов и дел, которые свойственны только дьяволу, удаляют нас от Господа. И чем более тяжки грехи, чем их больше, тем дальше удаляется человек от Бога. Так удалилось все человечество, так удаляется и каждый из нас от Отца Небесного. Но евангельский блудный сын, когда осознал свою духовную нищету, когда понял, что он потерял, и в каком находится ужасном состоянии, близком к окончательной гибели, то, говорит Господь, он "пришел в себя". Он вспомнил, сколько наемников у отца находят всякое удовлетворение, а он здесь гибнет от духовного голода. Стану, сказал он себе, пойду к отцу и скажу ему: "Отче, я недостоин называться твоим сыном, но прими меня хотя как одного из своих наемников". И вот с этой мыслью он встал и направился к Отцу своему. И когда он был еще далеко, Отец, как Бог Всевидящий, знающий уже его раскаяние, идет ему навстречу, бросается к нему на шею, целует его и уже не слушает слов сына, который говорит: "Отче я недостоин называться сыном твоим". Он дает рабам приказание принести для сына лучшую одежду, дать ему перстень на руку, обуть его в сапоги и заколоть тельца упитанного, чтобы радоваться и веселиться, ибо сей сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И устроил отец пир, и все радовались возвращению сына. Выражаются наглядно в этой притче слова Господа: "Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся". Чье сердце не затронет любовь отца, который, издалека увидя своего блудного сына, все промотавшего, истощившего все свои душевные и телесные силы, бежит ему навстречу, падает на шею, целует его, восстанавливает в первом достоинстве, достоинстве не наемника, как просил сын, а достоинстве своего родного сына? Мы знаем и о большей любви, чем говорит эта притча. Мы знаем о непостижимом, невыразимом, недоступном для понимания не только человеков, но и ангелов Милосердии Божием к падшему роду человеческому и каждому из нас. Сам Господь пошел в эту "страну далече", оставив небо, жил как простой человек. Он прошел все возрасты человеческие, не имея греха, подвергался всякого рода оскорблениям и гонениям: даже явные чудеса Его хулили фарисеи; люди называли Его бесноватым, колдуном, имеющим связь с дьяволом, оскорбляли, гнали, наконец, оплевали, избили и распяли на Кресте. Вот какую любовь оказывает нам Господь. Каким же черствым должно быть сердце человеческое, чтобы не ответить на любовь Божию, чтобы остаться сознательно во грехе, в "стране далече", где оскорбляется Господь нарушением заповедей, отвержением Его, отречением от Него? Какое каменное должно быть сердце, чтобы не смягчиться, чтобы не обратиться к Господу, видя Его безмерную, непостижимую даже для ангелов любовь к падшему в нечистоту, погрязшему во всех пороках человечеству. Они не могли понять, как Сам Господь принимает душу и тело человека, как Господь, Творец мира, позволяет оскорблять Себя, чтобы спасти оскорбляющий Его род человеческий. Но и Сам Господь знал, что очень немногие уверуют в Него, что большинство отвергнет Его, большинство будет оскорблять Его, отвернется от Него. И все же, несмотря на это, Господь пришел на землю, чтобы спасти род человеческий. Своей Божественной Кровию Он смывает грехи каждого человека, который уверует в Него, который обратится к Нему с покаянием, как обратился и блудный сын.
Компас на пути к Пасхе. Неделя о блудном сыне
Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство и расточив, пуст бых, во страну вселився лукавых граждан». Отец разделил имение, младший сын ушел на страну далече, жил блудно и все имение расточил, обнищал, ничего у него не осталось. Она именуется Неделей о блудном сыне, потому что на Божественной Литургии в этот день читается известная всем трогательная причта о человеке, расточившем свое наследство, живя распутно в дальней стране. За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в Евангелии от Луки (глава 15, стихи 11-32). Содержание новости. Вторая подготовительная неделя «О блудном сыне» начинается в воскресенье 12 февраля.
Содержание
- Неделя (седмица) о блудном сыне
- НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ — Храм Архистратига Михаила в Тропареве
- Неделя о блудном сыне – Храм Святителя Стефана Пермского
- В чем суть притчи о блудном сыне?
- Неделя о блудном сыне (03.03.2024)
Неделя (седмица) о блудном сыне
Смысл притчи о блудном сыне: У этой притчи столько же основных смыслов, сколько основных персонажей. Читайте еще : Одесса, Харьков сегодня 8 мая, свежие новости, обстановка в Одесской и Харьковской областях 08. Мы с готовностью себя ассоциируем с ним, когда признаем свои ошибки и каемся за свои грехи. При этом практически никто не замечает своего отождествления с другим сыном, который «осердился и не хотел войти». А ведь так часто мы завидуем тем, кто получает что-то, как нам кажется, не по праву. Но главный смысл притчи третий. Смысл в том, чтобы нам стать как отец: прощать и принимать людей, обидевших нас, не помнить зла и радоваться примирению. Что нужно делать в Неделю о блудном сыне, во вторую седмицу Попросить у Господа прощения за все грехи в регулярной искренней молитве, исповедаться; Посетить храм или церковь, а также проходящие в них службы; Можно причаститься; Необходимо посетить родителей, а также других родственников. У них нужно попросить прощения, вернуть долги, отпустить совместно старые обиды.
В Неделю о блудном сыне епископ Фома совершил Божественную литургию 21 февраля 2022 1083 Тексты Священного Писания, помимо явного исторического контекста, содержат в себе глубокий вероучительный смысл. Но поскольку библейские и евангельские события происходили в среде иудейского народа, у которого своя особая культура и обычаи, многие сравнения и образы до сих пор остаются не до конца понятыми современными христианами. Одним из таких глубоких по смыслу текстов является притча о блудном сыне, взявшем часть имения своего отца и беззаконно расточившем его на чужой земле. Христианам известно, что в этой притче под образом отца выступает Сам Господь Бог, а под сыновьями — все люди, верные и неверные Ему. Но только немногие верующие, кто знает обычаи и культуру народов востока, осознают всю драматичность этой притчи.
Она дает нам образ покаяния, которое невозможно без переосмысления пройденного пути, трезвой оценки своего состояния, желания оставить прежний образ жизни и начать меняться. Блудный сын, расточив все свое наследство, попал в трудное положение. Он практически отчаялся, но вспомнил об отце, о доме и решил радикально изменить свою жизнь.
Божественную литургию совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома. Справка Вечером пели: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора Волкова , слева — 2-й академический хор под управлением Виталия Чувилова. Утром пели: справа — смешанный хор под управлением иеромонаха Нестора Волкова , слева — хор под управлением Сергея Сухарева. Фото66 фото.
Что произошло в притче о блудном сыне?
- Неделя О блудном сыне
- 3 марта. НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
- БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ
- Неделя о блудном сыне: чему учит притча
- Архив новостей
20-27 февраля – Неделя о блудном сыне 2022: как провести. Смысл притчи о блудном сыне
Песнопение недели о блудном сыне Псалом 136 Этот псалом был написан после возвращения евреев из Вавилонского плена во время правления персидского царя Кира. Вторая подготовительная неделя «О блудном сыне» начинается в воскресенье 12 февраля. 19 и 20 февраля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, за которыми вспоминали евангельскую притчу о блудном сыне. Как блудный сын, покинувший родной дом, теряет общение с отцом, так и человечество потеряло общение с Богом. Все мы, все подобны блудному сыну: все стремимся к наслаждениям, всем нам тяжело, тяжело служение духу. Неделя о блудном сыне предшествует Великому посту и является очень важной для верующих.
Неделя о блудном сыне: чему учит притча
Следом идет Неделя о блудном сыне, которая призывает всех грешников к покаянию и обращению, к началу пути для нравственного возрождения. В эту подготовительную неделю вспоминается евангельская притча о блудном сыне. БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ — [греч. κυριακὴ τοῦ ἀσώτου], одна из подготовительных недель (воскресений) перед Великим постом, между неделями мытаря и фарисея и мясопустной. В силу того, что Великий пост каждый год начинается в разное время. Текст богослужения в Неделю о блудном сыне. Сегодня неделя о блудном сыне. Это вторая из подготовительных недель перед началом Великого Поста. Мы читали сегодня притчу о том, как грешный сын ушел на «сторону далече», но в конце концов вернулся к своему Отцу. Притча о блудном сыне – обращение ко всем нам, грешным, научиться признавать свои ошибки, уметь просить прощения и прощать.
3 марта. НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
В неделю о Блудном Сыне в храмовом комплексе преподобного Сергия Радонежского на Рязанке состоялись воскресные Богослужения. 19 и 20 февраля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, за которыми вспоминали евангельскую притчу о блудном сыне. В эту подготовительную неделю вспоминается евангельская притча о блудном сыне.