Лайф разобрал биографию и историю популярности отшельницы и изучил документальный фильм "Агафья" телеканала "Культура". История семьи Лыковых. У Тулеева пообещали помогать Агафье Лыковой вопреки запрету главы Хакасии Ранее Виктор Зимин заявил, что запретил «соседям» присылать вертолеты к живущей на территории Хакасии отшельнице. Вечерняя Москва. жизнь отшельницы, новости, события, рассказы, экспедиции на заимку Лыковых.
Агафья Лыкова - биография, новости, личная жизнь
Известная сибирская отшельница Агафья Лыкова не будет в апреле этого года отмечать 80-летний юбилей. С 1988 года Агафья Лыкова живет одна в саянской тайге, на Еринате. В Хакасии при попытке попасть к Агафье Лыковой двое мужчин провалились под лед. Агафья Карповна — последняя представительница семьи старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу, когда коммунисты начали особо жестокие гонения на веру. История Агафьи Лыковой удивительна и похожа на сказку, хотя ее жизнь нельзя назвать безоблачной.
Агафья Лыкова — последняя из «робинзонов» «Таежного тупика»
Здесь в самой полной мере и проявились их навыки жить в самых экстремальных условиях. Ученые, впоследствии исследовавшие быт Лыковых, выяснили, что сельскохозяйственные технологии, которые они применяли на своем участке, были передовыми, учитывая ограниченные для уединенного натурального хозяйства возможности. Культуры были высажены на склоне, имевшем кривизну порядка 45 градусов. Разделение на грядки было сделано с учетом особенностей вегетации. Семена картофеля, а он был главной пищевой культурой Лыковых, особым способом сушились и подогревались. Затем проверялась их всхожесть.
Интересно, что пример Лыковых, употреблявших картофель, опровергает мифы о некоторых пищевых запретах. Зерновые культуры Лыковы смогли воспроизвести из одного единственного кончика ячменного колоса. Благодаря тщательному уходу за этими колосками ячменя они через четыре года смогли сварить первую тарелку каши. Интересно, что никаких заболеваний или вредителей на растениях огорода Лыковых не было. На момент открытия учеными заимки Лыковых семья состояла из шести человек: Карп Осипович род.
Первой в семье скончалась супруга Карпа Осиповича — Акулина Карповна. Её кончина была связана с неурожаем и голодом, поразившим эти края в 1961 году. Тем не менее кончина супруги и матери не поколебала хозяйство скита. Лыковы по-прежнему обеспечивали себя всем необходимым. Кроме собственно хозяйственных дел, они тщательно следили за календарем и вели непростой график домашних Богослужений.
Савин Карпович Лыков, который был ответственным за церковный календарь, точнейшим образом рассчитывал календарь и Пасхалию судя по всему, по системе вруцелето, то есть с использованием пальцев руки. Благодаря этому Лыковы не только не потеряли счет времени, но и следовали всем указаниям церковного устава относительно праздников и дней поста. Молитвенное правило исполнялось неукоснительно по старопечатным книгам, имевшимся в семье. Контакт с цивилизацией произошел у Лыковых в 1978 году, а спустя три года семья стала вымирать. В октябре 1981 г.
Через 7 лет, 16 февраля 1988 г. В живых осталась одна Агафья Карповна. Ученые склоняются к тому, что причиной смерти Лыковых могли стать болезнетворные микроорганизмы, занесенные городскими жителями, посещавшими их пристанище. Высказывалось также мнение, что причиной смертей стало «замирщение», т. Агафья Лыкова и старообрядческая Церковь После кончины в 1988 году отца, Агафья Лыкова стала последней насельницей таёжной заимки.
С этого момента тема экзотических «таежных робинзонов», раскрученная Василем Песковым, мало-помалу начинает уступать вопросам исторического и религиозного характера. Свобода совести, негласно объявленная в СССР после празднования 1000-летия Руси, позволяет, наконец, рассказывать о духовной жизни нашего народа. В 1990 году у Агафьи Лыковой побывали посланники старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Алимпия Гусева. В этой экспедиции приняли участие писатель Лев Черепанов, фотограф Николай Пролецкий и нижегородский старообрядец Александр Лебедев. Гости передали Агафье послание митрополита Алимпия, свечи «ярового воска», духовную литературу и лестовки.
Впоследствии в статьях Л. Черепанова, очерке А. Лебедева «Таёжный просвет», изданном в старообрядческом журнале «Церковь», наконец, появляется ценная информация о духовной жизни Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой. Читатели наконец узнали не только о домотканых портах Лыковых, но о тех краеугольных вероисповедальных причинах, которые заставили их, как и многих других старообрядцев, бежать от притеснений государства и соблазнов мира сего. Выяснилось, что Агафья, наследуя веру своих родителей, принадлежала к согласию так называемых «часовенных».
Эти старообрядцы принимали священство «бегствующее» от господствующей, синодальной церкви. Священники, приходящие к часовенным, получали «исправу», начинали служить и совершать церковные таинства во всем согласии с дораскольной церковной традицией. Такое положение сохранялось вплоть до начала XIX века. Однако во время гонений, воздвигнутых Николаем I, священников стало становится всё меньше. Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках.
Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами. Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары, то есть хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы. Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко — один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной.
Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале.
Он оплатил и полёт вертолёта, и продукты и всё остальное. Письма для Агафьи фото: Виктор Непомнящий «Агафья, как обычно, обрадовалась гостям. Хотя она не одна, на заимке постоянно дежурит наш инспектор, он будет с ней два-три месяца. Иначе нельзя, всё-таки человек в возрасте, надо быть рядом. Но она помощь не отвергает, уже привыкла, — говорит Виктор Непомнящий.
Мы ещё удивились: «Многовато, зачем столько коз? И чистить за ними, и кормить. Если сено завозить вертолётом, выйдет золотое. Так что надеемся уговорить слегка сократить «поголовье». Тем более на эти дни как раз приходится пост. Так что праздник для неё — это не застолье и веселье. А 7 января, когда Рождественский пост закончится, можно будет отведать масла и мяса.
Но пока праздники по-христиански: светлые помыслы да молитва. Агафья благодарит за помощь фото: Виктор Непомнящий Знаменитая отшельница Агафья Лыкова к 77 годам словно сама стала частью тайги, как воздух или вода её родной реки Еринат. Лишь с помощью кремня разрешено творить огонь. Лечиться — таёжной аптечкой. Для отваров — сушёный брусничник, подорожник, рябина. Чага — древесный гриб — его отшельница считает лекарством от всех болезней. На сотни километров нет ни души — почти.
Бывает, всю зиму ходит», — говорит Агафья. В конце 70-х фотоловушек не было — леса на юге Хакасии исследовали группы учёных. Настоящей сенсацией тогда стала найденная семья отшельников-старообрядцев Лыковых, которые, скрываясь от религиозных гонений, полвека жили в полной изоляции от внешнего мира.
Семья Лыковых. Таежный тупик? Впервые о семье Лыковых поведала газета «Комсомольская правда» в 1982 году. Её специальный корреспондент, ведущий авторской рубрики «Окно в природу» Василий Михайлович Песков опубликовал серию очерков под общим названием «Таежный тупик», посвященных семье старообрядцев часовенного согласия Лыковых, проживавших у реки Еринат в горах Абаканского хребта Западного Саяна Хакасия. История о семье отшельников, не выходивших на контакт с цивилизацией более 40 лет, вызвала сильнейший резонанс в советское прессе.
Читателям всё было интересно — и местная природа, кормившая «таежных робинзонов», и сама по себе история семьи Лыковых, и способы выживания, выработанные за годы уединённого проживания в тайге, и, конечно, бытовые, культурные и религиозные традиции, служившие опорой таинственным отшельникам. Сам Песков впоследствии говорил, что сама публикация материалов о Лыковых далась ему непросто. Он долго не мог подступить к теме, сложно было рассказать в молодежной газете об отшельниках-староверах, не впадая в «антирелигиозные разоблачения». Тогда Песков решил, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия. И действительно, в книге главным образом было рассказано о судьбе семьи, характерах её членов и особенностях быта. Религиозным убеждениям Лыковых уделено совсем не много места. Журналист не скрывал факт своих атеистических воззрений и с предубеждением относился к любой религии. По мнению писателя, именно религия завела семью Лыковых в «таёжный тупик».
В его публикациях легко было заметить иронические интонации по поводу «темноты», «обрядоверия» и «фанатизма» Лыковых. Несмотря на то, что Песков четыре года подряд приезжал на лесную заимку и провел многие дни и часы в гостях у Лыковых, он так и не смог правильно идентифицировать их религиозную принадлежность. В своих очерках он ошибочно указал, что Лыковы принадлежат к странническому толку, хотя на самом деле они относились к часовенному согласию толками и согласиями назывались группы старообрядческих общин, объединенных схожим вероучением — прим. Тем не менее очерки Пескова, впоследствии ставшие книгой, открыли миру историю жизни семьи старообрядцев Лыковых. Публикации Пескова не только помогли узнать обществу о жизни одной старообрядческой семьи, но и разбудили интерес в целом к старообрядческой теме. После книги Пескова Академия Наук и другие исследовательские институты организовали ряд экспедиций в Сибирь и на Алтай. Итогом их стали многочисленные научные и публицистические работы, посвященные истории и культуре старообрядчества восточной части России. О заимке Лыковых и других сибирских скитах, которые, как позже выяснилось, еще сохраняются в достаточном количестве в лесах Урала, Сибири и Алтая, был снят ряд фильмов, которые помогли создать положительный образ старообрядцев в СМИ.
Безусловно, семья Лыковых и особенно Агафья Лыкова сегодня являются важным информационным феноменом. Феноменом, который сыграл и продолжает играть важнейшую роль в российском информационном пространстве. Журналисты и съемочные группы продолжают посещать некогда тайное убежище Лыковых, а кадры, снятые там, распространяются на множестве телевизионных каналов. Поисковые системы рунета устойчиво показывают высокий интерес к личности Агафьи Лыковой, а количество запросов на её имя превышает рейтинги любого старообрядческого деятеля современности. Непростой жизненный путь Лыковых Семья Лыковых, как и многие тысячи других семей старообрядцев переселялись на отдаленные территории страны главным образом по причине небывало длительных гонений со стороны государства и официальной церкви. Эти гонения, начавшиеся со второй половины XVII века, продолжались вплоть до начала 90-х годов века двадцатого. Христиане, отказавшиеся принять церковные реформы патриарха Никона и культурные реформы Петра Первого, оказались в ситуации крайней религиозной нетерпимости. Они подвергались жесточайшим казням, поражению в гражданских правах, фискальному гнёту.
За внешнее проявление веры, так называемое «оказательство раскола», их ссылали и бросали в тюрьмы. Гонения то затихали, то возобновлялись с новой силой, но никогда полностью не прекращались. Сотни тысяч старообрядцев бежали за пределы российского государства. Сегодня их потомки составляют русские общины на всех континентах мира. Другие пытались спастись во внутренней эмиграции — селились в малодоступных и отдаленных местах Урала, Сибири и Алтая. К таковым относится и семья Лыковых. Их предки бежали из центральной России вскоре после церковного раскола, чтобы найти убежище на пустынных землях Урала и Сибири. По словам самой Агафьи, её бабка Раиса была насельницей одного из старообрядческих монастырей Урала, расположенного в селение Ялуторское, и, по преданию, основанном на месте «мученном».
Правительственный отряд схватил старообрядческих священников, пытающихся скрыться в этих местах. Не добившись отречения от веры, их казнили страшной казнью: поместили их в бочку с гвоздями и спустили с горы. И в том месте, где остановилась бочка, впоследствии стал бить ключ. Когда после революции 1917 года в окрестностях деревни стали появляться отряды ЧОН части особого назначения, занимающиеся террором против «враждебных» элементов , Карп Осипович Лыков и его братья решили переселиться в более уединенное место. Через некоторое время у них родились дети. Вскоре случилась трагедия — на глазах у Карпа Лыкова сотрудниками спецслужб был застрелен его брат Евдоким. После этой истории семья Лыковых стала уходить всё глубже в тайгу. В конце 30-х в К.
Лыков, забрав жену и детей, ушел из общины. Несколько лет их никто не тревожил. Однако осенью 1945 году на убежище старообрядцев наткнулся вооруженный отряд милиции, занимающийся поиском беглых уголовников и дезертиров.
Были у Лыковых и семена моркови. Но их однажды съели мыши, поэтому на долгие годы семья осталась без этого ценного продукта. Возможно, именно недостатком каротина оранжевый пигмент объясняется бледный цвет кожи этих отшельников. Позднее геологи все же снабдили Карпа и его семью семенами моркови, и те стали ее выращивать. Многие помогали семье Лыковых семенами, которые те могли выращивать на огороде Еще одним кормильцем была и сама тайга — ягоды, грибы, орехи, крапива, дикий лук.
Все это собирали Лыковы. Мясо тоже ели, но крайне редко. Во-первых — вера запрещала им употреблять в пищу животных, имеющих лапы, а не копыта. А во-вторых — семья Лыковых всегда обходилась без оружия. Конечно, со временем они научились пользоваться ружьем, которое приносили любопытные охотники, но все же предпочитали заманить дичь в ловушки. В общем, жили Лыковы почти впроголодь. Именно голод и убил мать Агафьи и жену Карпа. Правда, подробно они об этом старались не распространяться.
Выживание этих людей в диких условиях еще тогда, в 1980-х, казалось всем чудом. Да еще и с учетом сибирского климата, который запросто может сгубить абсолютно любой урожай — не говоря о самых физически крепких людях. Еще одним внезапным удивлением для исследователей стал тот факт, что Осип хоть и знал о спичках, но пользоваться ими отказывался, считая огонь, добытый таким образом, греховным. Пользовались Лыковы трутовиком гриб, который после тщательной процедуры высушивания может воспламениться от искры и кремнем, добытым на горе. Жилище свое освещали лучиной. Осталась одна В 1981 году друг за другом стали умирать члены семьи Лыковых. Первым скончался Дмитрий — он умер от воспаления легких, поскольку его отец запретил брать лекарства, которые предложил врач. Спустя два месяца после него ушел из жизни брат Агафьи Савин, а через 10 дней не стало и Натальи.
Таким образом до 1988 года Агафья жила вдвоем со своим отцом Карпом. Конечно, с момента встречи с людьми из большого мира им стало немного попроще, но они по-прежнему отказывались питаться чужой едой и проводили все свое время в трудах. В середине февраля 1988-го ушел из жизни и Карп Лыков, оставив Агафью наедине с дикой природой. Агафья Лыкова Два года женщину уговаривали переехать в одно из сел, но она наотрез отказалась, а в 1990-м приняла постриг и на время уехала в женский старообрядческий монастырь. Правда, долго жить там Агафья не смогла. Через несколько месяцев она вернулась в свою хижину, объяснив это идейным расхождением с монахинями. Вполне возможно, она просто не была готова променять свой уединенный образ жизни на блага цивилизации. А может, не умела строить отношения в коллективе.
Перед Новым годом у Агафьи Лыковой в Хакасии высадился десант с большой земли
Тексты старославянские, чтобы понять о чём речь — приходится вчитываться очень тщательно. Во-первых, много незнакомых букв, во-вторых — слов. Например, очень часто Агафья упоминает слово «лани», с ударением на последний слог. Это значит «в прошлом году». Мы идиотски хихикаем, но конопля нужна Агафье для масла и для изготовления одежды. К слову, в начале года новостные ленты облетела новость, что таёжная отшельница подарила президенту Медведеву рубашку собственного изготовления. За то, что он, дескать, хороший президент. Выяснилось, что Агафья подарила рубашку кемеровскому чиновнику, который у неё гостил.
А тот по каким-то причинам «передарил» её якобы от лица отшельницы президенту. Зачем — непонятно. Мне отныне всё кемеровское непонятно. Наверное, чиновник рассчитывал на какие-то преференции от Кремля. А про президента Агафья даже не знает. Она знает только того, кого видела. Про кнопку Ещё один штрих к картине «Власть заботится об отшельниках».
В своё время те же чиновники завезли Агафье МЧС-овский радиомаяк. Чтобы в случае чего, как худо станет — нажимала б она кнопку и доблестные спасатели мчались ей на выручку. А Лыкова — она ж простая, прихватило почки — жмёт кнопку. Коза сбежала — жмёт кнопку. В итоге после пары дорогостоящих «спасательных операций» кнопка куда-то пропала. Теперь связи с заимкой никакой. Единственно — Ерофей, как бывалый радиолюбитель, возится с самодельной рацией и периодически чего-то ловит в эфире.
Агафья постоянно возвращается к теме помощника, дескать — нужен ей кто-нибудь на подселение. Сама покидать родину она не хочет. Пробовала как-то раз, выезжала к дальним родственникам-староверам. Не выдержала — воздух не тот, и шумит всё вокруг. Даже звук тикающих часов в цивилизации пугает её словно звук приближающегося бронепоезда. Спрашиваю: «ну хоть что-нибудь понравилось в цивилизации? Вот и вся прелесть нашей цивилизации глазами таёжного жителя: чистые туалеты.
Хозяйство У самой Агафьи хозяйство сравнительно большое. Есть своя изба, есть гостевая изба, отдельно стоит строение, выполняющее роль одновременно и бани и кухни. Выше на горе есть «дальняя изба», пара сарайчиков в огороде. А ещё есть землянка, с виду собачья будка. Однако же, глядя на будку, Агафья с теплотой говорит «здесь я родилась». Это первое жильё Лыковых, потерявшее функциональность, но всё же сохранённое через десятилетия как памятник семьи. По территории рассредоточено несколько лабазов — это будки высоко на деревьях, где хранится провизия.
Чтобы зверьё не растащило. Ловлю себя на мысли — а ведь везде использованы доски! Откуда доски? Петрович объясняет, что таёжные жители запросто при помощи одного лишь топора могут выстрогать из бревна идеально ровные доски для строительства. Петрович спрашивает хозяйку: «а где могила Карп Иосифовича, тяти твоего? Вроде здесь же где-то была, в огороде? Агафья почему-то пытается сменить тему, но Петрович не отступает, пока Лыкова не признаётся — да вот же она.
Выясняется, что мы чуть ли не топчемся на могиле главы семейства — она заросла кустами, а крест упал, пожалуй, пару лет назад.
Суть: «Приезжайте Христа ради — больна и скорблю», - писал журналист. В Таштыпе информация подтвердилась. Муж — местный житель, старовер, который за три дня до приезда гостей улетел из тайги. Мы слушали, не перебивая, пока она выговорилась. Написала матушкам монашкам на Верхний Енисей покаяние и моленье постричь в монахини», - говорится в повести. Уже после Песков узнает: Тропин — старовер по «шестому или седьмому колену», жил в Абазе, неоднократно привозил Лыковой соль, муку, хозяйственные вещи. Был женат. На пенсии устроился на работу лодочником к геологам.
Возражения, как мы поняли, не было. Но Агафья предложила «жить как брат и сестра». Без большого труда 63-летний единоверец сумел объяснить ей, что такое житье невозможно: «Мы же живые люди, да и бог против ничего не будет иметь — надо жить как муж и жена», - сообщается в книге. Тогда Агафья даже написала письмо монашкам на Енисей с просьбой благословить замужество. В качестве свидетеля был приглашен начальник геологоразведочной экспедиции, которого Агафья хорошо знала. Причина тому, как можно понять, простая. Все, чем начинается супружеская жизнь, для Агафьи оказалось не медом, а горькой полынью. Возраст, строгости веры, запоздалость всего, испуг — все слилось воедино, все несчастная женщина почувствовала как греховное, ненужное и нелепое, - писал Песков. Вскоре молодожены поссорились.
Агафья категорически отказалась переезжать в дом к мужу, а тот не хотел обосновываться в тайге. Следом она написала второе письмо монахиням, в котором и отреклась от Тропина. Напомним, в январе 2019 года в передаче «Пусть говорят» Первый канал она рассказала о трагедии , произошедшей с ней много лет назад.
Как им удалось выжить и что произошло после случайной встречи с археологами в 78-м, мы попробуем разобраться в нашем сегодняшнем материале. В тайгу тогда еще молодые Лыковы ушли после столкновения с тогда еще молодой советской властью. До 20-х годов происходящий из Тюмени род Лыковых обитал на заимке в 200 километрах от Абазы. К 29-му до этих мест дошла коллективизация, и староверы, не желая объединяться в какие-то непонятные и наверняка сатанинские колхозы, снялись с насиженных мест и ушли в тайгу. Вместе с родичами переселился и будущий основатель семьи — Карп Иосифович Лыков. Вскоре Карп женился на девушке Акулине, за которой лично ходил на Алтай. На новом месте крепкие хозяйственники Лыковы жили вроде неплохо и успели даже построить лечебницу, но тут земли их включили в состав заповедника, запретив охотиться, пахать и рубить деревья — пришлось переселяться снова.
Карп отправился на Алтай к родственникам жены, но и там от властей не было покоя. Последней каплей стало убийство большевистским дозором родного брата Карпа. Лыковы решили уйти в тайгу. В семье тогда было четверо. Сам Карп, жена Акулина, девятилетний сын Савин и двухлетняя дочь Наталья. С собой взяли немного: небольшой плуг, лопаты, ножи, топоры, рашпиль, пилу, рогатину, клок толстой жести, ножницы, шило, иголки, мотыги, лом, серп, долото, стамески, а также семена огородных растений. Ни домашнего скота, ни сельскохозяйственных машин в тяжелое путешествие не брали. По тайге скитались долго, пока наконец не обрели пристанище на берегу реки Еринат: здесь в изоляции семья прожила почти 40 лет, здесь же родились младшие дети — Дмитрий и Агафья. Когда в 1978 году на таежных затворников наткнулись геологи, семья представляла довольно странное зрелище. В руках посошки.
В 1990 году Агафья переехала в старообрядческий женский монастырь и постриглась в монахини, однако уже через несколько месяцев вернулась домой, сославшись на идейные расхождения с монахинями. В последующие годы у Лыковой периодически появлялись помощники, проживавшие с ней на заимке, однако СМИ писали, что долгого сожительства с отшельницей ни у кого не получилось по причине ее непростого характера.
Гостья из прошлого: как живёт отшельница Агафья Лыкова
— Зовут новую помощницу тоже Агафья, и она глубоко верующая и смиренная женщина, старовер, — рассказал «Комсомольской правде» Антон Лыков. История семьи Лыковых в тайге и подробный рассказ о том, как отшельники появились в тех глухих местах, а также взаимоотношения данного семейства староверов с соседями и биографии отдельных ее представителей со слов Агафьи Лыковой повествует ее очевидец. У Лыковых объявились родственники, и в 1986-м году Агафья решила их навестить. Главные новости о персоне Агафья Лыкова на Будьте в курсе последних новостей: Республика Алтай, входящая в Сибирский федеральный округ, — одно из самых живописных мест России. Пожалуй, нигде в стране не найти такого разнообразия ландшафтов, живого мира. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Тольятти -
История семьи отшельников, которая прожила в изоляции больше 42 лет
Ей неоднократно предлагали переселиться в более комфортные условия, но она считает свою глушь спасительной для души и тела. Однажды в присутствии доктора Назарова она обронила фразу о современной врачебной практике, сводившуюся к тому, что доктора лечат тело и калечат при этом душу. Оставшись в полном одиночестве, она предприняла попытку поселиться в старообрядческом монастыре, но расхождения с сестрами по принципиальным вопросам вынудили Агафью вернуться в отшельничество. Также у нее был опыт проживания с родственниками, коих оказалось много, но и тут не сложились отношения. Сегодня ее посещает множество экспедиций, бывают частные лица. Много людей стремится оказать ей помощь, но часто это больше похоже на вмешательство в личную жизнь. Она не любит фото- и видеосъемку, считая это греховным, но ее желание мало кого останавливает.
Ее дом — теперь одинокий скит Пресвятой Богородицы Троеручицы, где живет одна монахиня Агафья Лыкова. Тайга - лучший забор от непрошеных гостей, и для многих любопытствующих это действительно непреодолимое препятствие. Попытки социализации с современностью В 2013 году отшельница Агафья Лыкова осознала, что выживать в тайге в одиночку не просто сложно, а невозможно. Тогда она написала письмо главному редактору газеты «Красноярский рабочий» В. В нем она описывала свое бедственное положение и просила оказать ей помощь. К этому моменту о ее судьбе уже заботился губернатор области Алман Тулеев.
На ее заимку регулярно доставляются продукты, медикаменты, предметы быта. Но ситуация требовала вмешательства: нужно было заготавливать дрова, сено для животных, поправлять постройки, и эта помощь была оказана в полной мере. Биография Агафьи Лыковой на короткий период расцветилась соседством с новоявленным отшельником. Геолог Ерофей Седов, работавший в составе экспедиции, нашедшей Лыковых, решил поселиться в ста метрах от дома Агафьи. После гангрены у него была отнята нога. Дом ему построили под горой, заимка отшельницы располагалась на вершине, и Агафья часто спускалась на помощь инвалиду.
Но соседство было непродолжительным, он скончался в 2015 году. Агафья снова осталась одна. Как сейчас живет Агафья Лыкова После череды смертей в семье по ходатайству медиков доступ на заимку был ограничен. Чтобы попасть к Лыковой, необходим пропуск, за этой возможностью выстроилась очередь. К отшельнице, ввиду ее преклонных лет, постоянно селят помощников из семей старообрядцев, но, говорят, у Агафьи сложный характер, и мало кто выдерживает более месяца. В ее хозяйстве - большое количество котов, которые хорошо освоили лесные чащи и охотятся не только на мышей, но и на змей, предпринимают длительные экспедиции между домами хозяйства, раскинутыми на дальних расстояниях друг от друга.
Также есть несколько коз, собаки - и все требуют заботы и больших запасов провианта, учитывая суровость местной зимы. Где Агафья Лыкова сейчас находится? У себя дома, на заимке в Саянской глуши. В январе 2016 года она попала в больницу города Таштагола, где ей оказали необходимую помощь. После курса лечения отшельница отправилась домой. Уже многие приходят к мнению, что семья Лыковых, сама Агафья, являются символами русского духа, не испорченного цивилизацией, не расслабленного потребительской философией и мифической удачей.
Никто не знает, смогут ли люди нового поколения выжить в сложных условиях, при этом не сломаться духовно, не превратиться в диких зверей по отношению друг к другу. Агафья Лыкова сохранила ясный ум, чистый взгляд на мир и его сущность. О ее доброте говорит тот факт, что диких зверей в голодные времена она подкармливает, как это было с волком, поселившимся на ее огороде. Глубокая вера помогает ей жить, и она не имеет свойственного цивилизованному человеку сомнения в целесообразности православия. Сама она говорит: «Я хочу здесь умереть. Куда мне идти?
Я не знаю, сохранились ли где-нибудь еще в этом мире христиане.
Пока не научились обрабатывать кожу, летом ходили босиком, а зимой — в обуви из бересты. Мать Агафьи умерла от голода в 1961 году, в 1981 году один за другим скончались сестры и братья.
Долгое время знаменитая отшельница жила с отцом, его не стало в 1988 году. В советское время семью наблюдал врач Игорь Назаров. Он сделал выводы, что причиной скоропостижной смерти братьев и сестер Агафьи стала общая слабость иммунитета из-за отсутствия контактов с внешним миром.
Друзья Агафьи Какое-то время Лыкова жила в монастыре, после ей не раз находили соседей, помощников, но далеко не со всеми отшельница могла ужиться. В итоге она осталась одна, но ей регулярно помогают власти как Хакасии, так и Кемеровской области. Другом Агафьи стал экс-глава Кузбасса Аман Тулеев.
Он не раз распоряжался оказывать ей помощь и много общался с отшельницей лично. После отставки в 2018 году Тулеев заявил, что продолжит помогать Агафье.
На базе геологов сыновья жадно рассматривали железный лом, сваленный в дальнем углу: изделия из металла на заимке были наперечет. Два топора, сделанных ещё в 1920-х годах, сточились почти до обухов. Поразила отшельников электрическая лампочка. Они тыкали в её стекло пальцами и ойкали, обжигаясь. Знакомство с людьми дорого обошлось Лыковым. Не имевшие никакого иммунитета Савин и Дмитрий заразились пневмонией и в конце 1981 года умерли. Вскоре скончалась обессилевшая от болезни и горя Наталья.
Карп Осипович с Агафьей остались вдвоем. Карп и Агафья Лыковы с Василием Песковым. Источник: peoples. Он написал об отшельниках серию очерков, вызвавших огромный интерес. Лыковы прославились на весь мир, и гости на заимке стали появляться гораздо чаще. Привозили вещи, помогали на огороде… Среди подарков были куры, козы, кошки и собака. Отшельники с интересом разглядывали журналы с фотографиями современных городов, не понимая, как можно жить в таких муравейниках. Телевизор на базе у геологов произвел на Лыковых меньшее впечатление. Агафью на экране поразили лишь лошади и коровы — таких диковин зверей она никогда не видела.
Сперва староверы объявили телевидение греховным, но очень быстро к нему пристрастились. Агафья Лыкова. Полет на вертолете она перенесла на удивление легко, а вот «дом, движущийся на колесах», то есть поезд, её напугал. В поселке староверов Агафью приняли как дорогую гостью, но остаться там она не пожелала — «только в пустыне спасение для истинных христиан». Вернувшись домой, она всё же затеяла переезд поближе к базе геологов, примерно на то место, где Лыковы жили до 1945-го года. Сперва 40-летняя отшельница перенесла на новое место инструменты и припасы. Срубила маленький лабаз на сваях, чтобы звери не достали. Выкопала погреб, вырубила делянку. За зиму Агафья совершила 33 челночных ходки между старым и новым жильем.
Перенесла почти всё своё нехитрое имущество. Весной повела через тайгу отца. Карпу Осиповичу уже стукнуло 80, ноги его ослабели, поэтому шли они четверо суток. Летом пожарные помогли строить Лыковым новую избу, но переселиться в неё Карп не успел — он умер 16 февраля 1988 года. Дочь заперла дверь и на лыжах пошла к геологам. Шла восемь часов, и, добравшись до базы, свалилась с температурой. Её едва спасли. На похороны Карпа Лыкова съехалось много народу — друзья и родственники. Агафью снова звали в мир, но она отказалась.
Жизнь в одиночку началась для отшельницы с нашествия медведей.
Ничего, курочек поставим ей ближе к маю. А стельную козу привезли уже сейчас. Кличка — Агафья. Даст Бог, окотится, и молочко будет.
Конечно, отшельница не жалуется. Но сейчас без подмоги в тайге ей не выжить. Потому и откликаются многие. Слава Богу, подключился губернатор. Благотворитель Олег Дерипаска помог построить дом.
Все финансировал. Очень поддерживает директор заповедника «Хакасский» Виктор Непомнящий. Кордон они там сделали, две избушечки. Периодически мы посылаем туда помощников. Без подспорья не остается.
Помощник рядом, есть, с кем делить зиму. Агафья находится под нашим окормлением. Я оказываю ей духовную поддержку — с Божией помощью. Так что действуем одной командой. Дай Бог здоровья людям, что причастны, помогают.
Потому что это величайшая молитвенница, труженица. Очень духовный человек — с уникальной памятью, совершенно невообразимым словарным запасом. И рядом с ней духовно радостно. Даже не знаю, кто из нас на кого влияет. Больше она на меня, чем я на нее.
Я только Таины привожу, исповедую. Бог даст, планирую на недельку к ней приехать, чтобы побольше разговорить. Ой, она говорить как любит! В ней же все это копится, копится, а потом не переслушаешь. Я на заимке разок ночевал летом, меня Роскосмос завозил, пробы там брали.
Так до трех часов ночи сидели: я только ее слушал, сам ничего не говорил. А память-то у нее, мама родная! И говорит, и говорит. Причем настолько ярко, все интонации передает. Еще и попоем с ней.
Популярное
- КАК ЖИВЁТ АГАФЬЯ ЛЫКОВА СЕЙЧАС, СПЛАВ, ВЫЖИВАНИЕ 2022 – смотреть видео онлайн в Моем Мире | hj hj
- Новости по тегу: Агафья Лыкова
- Что еще почитать
- Агафья Лыкова - биография, новости, личная жизнь
- Отшельница Агафья Лыкова вновь отказалась переезжать в Москву
- Агафья Лыкова - биография, новости, личная жизнь
Отшельница АГАФЬЯ ЛЫКОВА
Они не слышали даже имен Ленина, Маркса и Энгельса. Зато им были известны предсказания из старых книг. Увидев над тайгой самолеты, Лыковы вспомнили такое пророчество: «Будут летать по небу железные птицы». А спутники они принимали за звезды, которые почему-то быстро передвигаются по небу.
Первоначально семья отшельников состояла из четырех человек: Карпа Осиповича, Акулины Карповны и двоих детей — Савина и Наталии. Уже в тайге родилось еще двое — сын Дмитрий и дочь Агафья. Первой умерла мать семейства Акулина — 1961 год выдался голодным.
В 1981 году старшие дети Лыковых — Савин, Наталия и Дмитрий — скончались от пневмонии, вызванной вирусной инфекцией. Похоже, что вирусом их заразил кто-то из посещавших семью исследователей. По-видимому, по причине изоляции организм не успел выработать иммунитет, и это стало для Лыковых роковым.
Им давали лекарства, но все, кроме младшей сестры Агафьи, отказались их принимать.
Семья жила в полной изоляции от цивилизации. После 1946 года постоянным местом жительства Лыковых стал берег притока Абакана реки Еринат. В своей семье Агафья была самой младшей и самой грамотной из всех, так, ей поручали ведение домашней церковной службы. Агафья Лыкова в молодости О том, что в тайге живет такая семья, стало известно в 1978 году, когда на заимку Лыковых совершенно случайно вышли геологи, которые исследовали этот район Сибири. В советские годы в СМИ нередко появлялись публикации, обвинявшие Лыковых в религиозном фанатизме и невежестве. Появились и другие статьи, книги, подчас полные небылиц, слухов о сибирских робинзонах.
Агафья Лыкова с отцом В момент открытия учёными хутора Лыковых семья состояла из пяти человек. В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи - Наталия. По одной из версий, скончались от голода, по другой - из-за болезни высказывались версии, что на их здоровье могло повлиять общение с геологами, которые занесли один из штаммов гриппа, к которому у живших изолированно от общества Лыковых не было иммунитета. В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились. В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» пострижения в монахини. Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с монахинями часовенного согласия.
С этого момента Агафья практически безвыездно проживает на заимке Лыковых. За это время у неё побывало немало путешественников, журналистов, писателей, представителей религиозных общин разных конфессий. Также у Агафьи жили монастырские послушницы и добровольные помощники, помогавшие по хозяйству.
Побывать у Агафьи в гостях и хоть ненадолго приобщиться к ее быту, для многих стало своеобразным аттракционом. С каждым годом хозяйство Агафьи все больше приходит в упадок.
Отчасти из—за ее возраста и невозможности работать как прежде, отчасти из—за щедрых подношений. Крупы, макароны, сухари, даже консервы. Резиновые сапоги, свечи, вёдра, кастрюли, одежда, бочки, часы, мотки проволоки, инструменты и батарейки. Теперь Агафья заказывает вещи своим посетителям, как по каталогу. От домашнего скота, до помощника, да что бы «одной веры и безропотный».
В огороде нужды все меньше. Сил, да и желания что—то делать — тоже. Кресты на могилах членов семьи давно сгнили. Дом завален коробками и пакетами из- под подарков. Огород зарастает бурьяном и деревьями.
Приезжающие и приходящие гости что—то достраивают, доделывают, в том числе и под себя. Что—то ремонтируют, что—то наоборот демонтируют. Соседи то появляются, то исчезают. От старых лыковских построек, а вместе с ними и лыковской самобытности уже давно ничего не осталось. Но просвещение отменили.
Все запуталось. Логика потерялась. И в результате, когда ты читаешь уже очерки из 1990—х, из 2000—х, то вот именно тут — несмотря на всех этих Тулеевых, на все эти ордена, посылки, туристов, — несмотря на все это только теперь тебе становится по—настоящему страшно. И только на этом месте ты начинаешь по поводу Лыковой всерьез переживать. В 1982 году оно кажется каким—то не одиноким, то одиночество.
Кажется, что все «понарошку». Кажется, что «приедут, научат, спасут. А теперь, даже если в тайге толпа народу, даже если и правда приедут, и правда спасут, — все равно одиночество теперь настоящее. За эти годы умерли все члены этой семьи. Об удивительной истории семьи отшельников Лыковых, в 1930-х годах прошлого века оставившей мирскую суету и поселившейся в глухой тайге, он рассказал всему миру.
До сих пор жива одна из Лыковых, Агафья. Она так и не приняла современной цивилизации… К ней периодически наведываются гости на вертолёте. Привозят разные подарки — продукты, одежду, утварь. Совсем недавно Виктор Александрович снова побывал у знаменитой отшельницы. Он и рассказал «АиФ» о её нынешнем житье-бытье: — В доме Агафьи обстановка скудная, даже убогая.
Но есть настоящие реликвии — старинные иконы в серебряных окладах и толстые богослужебные книги, которые отшельница постоянно читает. Геологи, которые к Агафье иногда захаживают, построили ей новый, более крепкий и тёплый дом, но туда она перебираться не спешит. Говорит, его отмолить сперва надо. Матушкин крест. Потеряв любимого, она не отказалась от жизни Воду из речки Агафья таскает сама.
Есть у неё козы, куры, кошки. На реке Еринат Агафья сделала запруды — ловит хариуса. Рыбный запах привлекает и медведей, которых в этих краях немерено. Не так давно, рассказывала старушка, собирала она пойманную рыбу, подняла голову, а на противоположном берегу косолапый стоит. Она стала медленно пятиться — бежать нельзя, в три прыжка догонит.
Когда моложе была, сама брёвна таскала, избушку для скотины складывала, печь в доме построила, — говорит Виктор Александрович.
С самого рождения, почти 80 лет, она живет в тайге. Ее отец Карп Осипович Лыков увел туда семью в 30-х годах, подальше от коллективизации.
Агафья родилась в 1944 году. Она колет дрова, носит воду, запасает сено козам.
Как отмечает дни рождения отшельница Агафья Лыкова и что о ней известно в 2024 году
У Тулеева пообещали помогать Агафье Лыковой вопреки запрету главы Хакасии Ранее Виктор Зимин заявил, что запретил «соседям» присылать вертолеты к живущей на территории Хакасии отшельнице. И в какой-то момент Агафья Лыкова стала героиней моих лекций, потому что я все время приводил ее в пример. Агафья Лыкова — последняя представительница семьи таежных отшельников-староверов Лыковых, до сих пор живущая в тайге. История Агафьи Лыковой удивительна и похожа на сказку, хотя ее жизнь нельзя назвать безоблачной. Красноярский край, Россия, 27 августа 2004 г. Отшельница Агафья Лыкова и журналист Василий Песков идут через реку Еринат.
Новости по тегу: Агафья Лыкова
Агафья Лыкова — последняя представительница семьи таежных отшельников-староверов Лыковых, до сих пор живущая в тайге. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Красноярска - Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Оренбурга - Знаменитая отшельница Агафья Лыкова к 77 годам словно сама стала частью тайги, как воздух или вода её родной реки Еринат. Последние новости об Агафье.
Агафья Лыкова: как сейчас живет и выглядит самая знаменитая отшельница России
Посадку никак не начнём. Идём с Андреем Гришаковым копать под дождём пашню. Нужны лекарства, мази. Раны заживляются. Есть нынче три маленьких козлёнка: два козлика и козлушка. Вашим детям большой поклон. Очень бы хотелось увидеться с вами, вспоминаю, как вы к нам приезжали. Всего вам доброго. До свидания. От Адама лета семь тысяч пятьсот двадцать второй". Надо сказать, что с козами у отшельницы всегда самые большие проблемы.
В тайге небольшие островки с травой находятся в низинах реки, где сено практически не сохнет, да и косить силы уже не те. И всё-таки она не сдаётся: с козами можно поговорить, и не так одиноко в заснеженной тайге, а молоко — и еда, и лекарство. Видео из архива Андрея Гришакова: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь…" 11 ноября Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв побывал на заимке самой известной русской отшельницы Агафьи Лыковой. Поводом для визита стала публикация Андрея Гришакова на странице в Facebook о тревожном звонке отшельницы. Губернатор Цивилёв привёз отшельнице большой запас продуктов и сена, подарил щенка. Это его первое знакомство с бывшей всесоюзной знаменитостью. Со старым главой региона Аманом Тулеевым женщину связывает давняя дружба. Он неоднократно бывал на заимке Лыковой, привозил ей припасы и передавал подарки. Впрочем, помощь властей и различных добровольцев Агафье Лыковой регулярно раскалывает общество на части. И если одни уверены, что женщина-старовер — культурный феномен, то другие считают: она ничем не отличается от других пожилых людей, которые прозябают в нищете.
Только вот их губернаторы не навещают и продукты не привозят. Но самый заметный конфликт возник в 2017 году с властями Кемеровской области и Республикой Хакасия. Тогда ещё глава Хакасии Виктор Зимин, отвечая на вопросы телезрителей, признался, что ему не нравится отшельница Агафья Лыкова из-за того, что она дорого стоит местной казне. Губернатор призвал людей не ходить туда, поскольку зона, где проживает Агафья, — заповедник. Более того, он настоятельно рекомендовал властям Кемеровской области не летать к отшельнице. Но власти Кузбасса заявили, что продолжат помогать Агафье Лыковой, как это было много лет подряд. О том, что отшельница оказалась в центре скандала, она не знала. И даже писала письма Зимину с просьбой помочь. Как уже поняли — безответные. Копии писем отшельницы также хранятся в архиве режиссёра.
Агафья Лыкова. Фото: А. Гришаков В 2017 году под предлогом "заработать денег на Агафью" хакасские власти хотели запустить маршрут для экстремальных туристов, который бы вёл через тайгу до домика староверки. К счастью, планы сорвались. Тайга осталась такой же заповедной, а с отшельницей не фотографируются, как с обезьянкой. Гришаков считает, что идеальным для всех решением было бы придать заимке Лыковых официальный статус. Тогда наряду со строками в бюджете "Дороги", "Мосты" и прочее появилась бы строка "Агафья Лыкова", и траты на поддержание жизни отшельницы можно было бы оправдать. А вот как прокомментировал ситуацию по Лыковой её старый друг, фотограф Николай Пролецкий: "У нас в стране создаются заповедники, музеи под открытым небом, финансируемые и охраняемые государством. Оберегаем животный и растительный мир, подкармливаем животных, помогаем выжить им в трудных условиях. В пожароопасный период тратим большие средства на профилактику и тушение лесных пожаров.
Предки Лыковых, которые родились и выросли в этой самой тайге, сохранили свои религиозные староверческие убеждения, веру.
Поэтому и мясо диких зверей было редким деликатесом. Чаще всего Карп Осипович с сыном использовали самодельные ловушки, с помощью которых и ловили добычу. Как впоследствии выяснили геологи, Дмитрий обладал почти нечеловеческой физической силой: зимой он мог охотиться босиком, проводить в лесу по несколько дней и спать на улице при самых низких температурах. На фото: красным обозначено место, где жила семья Лыковых. Геологи рассказали Лыковым о важнейших событиях, которые произошли в мире за эти 42 года изоляции: о Второй мировой войне, о которой семья даже не подозревала; о том, что человек впервые высадился на Луну — для Лыковых это было не более чем сверхъестественной и чудной теорией. Судьба семьи Лыковых Несмотря на предложения геологов вернуться в цивилизованный мир, семья Лыковых отказалась покинуть тайгу. Их не привлекали ни комфортабельные дома, ни лучшие условия жизни. Но они сохранили теплые отношения с группой экспедиторов, которые их обнаружили. В 1981 году трое из четырех детей Лыкова умерли: Савин и Наталья — от почечной недостаточности, вероятно, вызванной скудным питанием, а Дмитрий — от тяжелой формы пневмонии.
По словам советского врача Игоря Назарова, который наблюдал за семьей, причиной смерти младших Лыковых стала слабость иммунитета из-за отсутствия контактов с внешним миром. Это и привело к пневмонии после встречи с новыми знакомыми. Лыковы отказались вернуться в общество еще и потому, что были уверены: в этом мире слишком много зла и уединенная жизнь в суровой Сибири была бы для них более счастливой. В 1988 году Карп умер от старости.
Восстановил те драматические события автор книги «Лыковы» Тигрий Дулькейт. Его отец, биолог Георгий Дулькейт, руководил научным отделом Алтайского заповедника. Заимка оказалась на его территории.
Начальство объявило староверам, что жить им здесь нельзя — в заповеднике запрещена охота и рыбная ловля. Кержаки разбрелись кто куда. Лишь Евдокиму Лыкову разрешили остаться: жена Аксинья ждала ребенка. К тому же он согласился работать в охране заповедника. Но был анонимный донос, дескать, Лыков — браконьер, всех зверей перебьет. Братья копали картошку Карп приехал помочь Евдокиму и не сразу заметили вооруженных людей: черные галифе и гимнастерки, на головах черные же остроконечные шлемы. Такую форму ввели в заповеднике недавно, Лыковы про нее не знали.
Братья бросились к избе. Русаков вскинул винтовку. Но тот выстрелил в спину Евдокиму. Рана оказалась смертельной. Чтобы выгородить себя, охранники составили протокол, обвинив Лыковых в вооруженном сопротивлении. Карп отказался подписать «ложную бумагу». Об убийстве сообщили в район.
Расследование провели поверхностно, никого не судили. Жуткие тридцатые годы. Застрелили — значит, виноват. Подробно расспрашивали про убийство Евдокима. Мол, решено вновь разобраться в этой истории. Карп насторожился. Убийцы брата могут на следствии оговорить его.
Им веры больше. Потому и увел семью в «пустынь» — верховья Большого Абакана. Горы, тайга, сотни километров без жилья — и никаких дорог. Здесь в августе 1940 года и повстречали его наблюдатели заповедника. Предложили работу охранником на кордоне.
Все фото отшельницы сделаны не ранее 1978 г.
Удивительно, что прожил он так долго — 81 год. Ведь братья и сестра Агафьи умерли молодыми, после контакта с теми самыми геологами. Оказалось, организм отшельников лишен иммунитета: простейший вирус убил Наталью, Савина и Димитрия. Несмотря на возраст, женщина по-прежнему предпочитает жить одна. Спустя пару лет после смерти отца, в 1990-м она переехала в старообрядческий монастырь и даже постриглась в монашки… Но через несколько месяцев вернулась домой — в тайгу. С тех пор бабушка Агафья не покидает родовую заимку.
Сейчас цивилизация проникает в жизнь отшельницы Агафьи Лыковой Благодаря вмешательству священников старообрядческой церкви и губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, у Лыковой отыскался племянник и даже приехал к затворнице в гости. Конечно, в настоящее время она не так одинока, как раньше. Лыкова переписывается с представителями власти и духовенства, вертолетом ей передают провизию и нужные в быту предметы, время от времени к ней приезжают послушницы, монахини и волонтеры, чтобы помочь по хозяйству. Частые гости — журналисты и «киношники», которые то и дело пишут и снимают о лесной старушке. Так выглядел «таежный тупик» Агафьи Лыковой до недавнего времени Сотрудники заповедника «Хакасский» и другие гости из цивилизации по необходимости доставляют староверке на вертолете врача ездить в больницу она отказывается , помогают по хозяйству наколют дров, натаскают воды , а зимой привезут замороженного цельного молока, так как козы Агафьи в холодное время года не доятся, а молоко отшельница очень любит. Обращается Лыкова за помощью и к российскому миллиардеру Олегу Дерипаске.
Он присылает ей в «таежный тупик» провизию, одежду, утварь и медикаменты.