Звуки знаменитого метронома, вошедшего в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировались во время налётов именно через эту сеть. Фильм посвящен мужеству и стойкости ленинградцев в трудные дни блокады Ленинграда 1941-1944 годов.
Сценарий спектакля-воспоминания "Ленинградский метроном" (Блокада Ленинграда)
В этот день 78 лет назад в 1944 году была прорвана блокада Ленинграда. Спокойный или частый в часы тревог и обстрелов, ленинградский метроном стал символом блокадного, но не сломленного Ленинграда. В Ленинграде оставалось на тот момент много известных советских людей, в том числе и Шостакович, который написал свою знаменитую "Ленинградскую" симфонию, которая стало прямой ассоциацией с блокадным Ленинградом.
"ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТРОНОМ..."
И далеко не в качестве позывного... Дополнен 13 лет назад Что-то с психологией, если не ошибаюсь... Дополнен 13 лет назад З. Ы меня тоже в гугле не забанили, и читать вику я тоже умею. Вопрос не в том, как его применяли, а почему именно метроном? Лучший ответ владимир терентьев Высший разум 121545 13 лет назад Всё гораздо проще, чем можно было бы предположить. В блокадном Ленинграде действовало распряжение МПВО, запрещающее выключать репродукторы в домах ленинградцев. Оповещение о воздушном или артиллерийском налёте передавалось по- радио.
Вместе с тем, ООО «АдвМьюзик» не является владельцем, администратором или хостинг-провайдером сайта, не размещает, и не влияет на размещение на сайте любых авторских произведений и фонограмм. По вопросам, связанным с использованием контента заявленных выше Правообладателей, просьба обращаться на support advmusic.
А потом и вовсе было решено выпускать «Смену» по радио с привлечением к работе всех сотрудников газеты. Передачи были небольшими — минут пятнадцать, тем не менее мы успевали рассказать о текущих задачах в передовой статье и сообщить информацию о комсомольской жизни». С весны 1942 года на радио стали выпускать и детский пионерский журнал «Костёр». Он выходил два раза в месяц. Его постоянно вела ответственный секретарь журнала Наталия Владимировна Теребинская, сотрудничавшая еще с Маршаком и Чуковским. В июле того же года Ленинградское радио начало транслировать передачи для партизан и населения оккупированных районов области. В октябре 1942 года вышел первый номер «Краснофлотского радиожурнала». Он звучал и в эфире, и по городской трансляционной сети подряд около трех часов. Радиомитинги стали традицией. Они транслировались на город, на страну, обязательно в воинские части, на передовые позиции фронта и корабли Балтики. Всю эту огромную работу коллектив Ленрадио вел в труднейших условиях, в холоде и голоде, без выходных дней, без перерывов на отдых. Из журналистов и сотрудников была сформирована рота рабочего батальона во главе с заместителем председателя радиокомитета Виктором Антоновичем Ходоренко. Роте был выделен рубеж обороны в Октябрьском районе города. Кроме того, радиокомитет организовал команду ПВО противовоздушной обороны во главе с Е. Прудниковой, редактором областного вещания, ставшей затем комиссаром всего объекта радиодома. Таким образом, работники Ленинградского радио были не только фронтовыми журналистами, но и в полном смысле слова фронтовиками, бойцами осажденного города. И работали они по-фронтовому, с максимальной отдачей. Когда, например, из-за болезней и голода в феврале 1942-го из строя вышли все дикторы и чтецы, к микрофону встали артист И. Горин и главный режиссер радиокомитета К. Они вели передачи попеременно, с утра до позднего вечера. Читали при свете самодельных свечей. От холода перехватывало дыхание. Но ежедневно звучал радиоголос сражающегося невского исполина. На снимках из архива Владимира Никитина: — 27 января 1944 г. Салют в честь полного снятия блокады. Фото В. Федосеева — Набережная Невы у Зимнего дворца. В морозные дни город становится полностью безлюдным. Фото Б. Смирнова — Демобилизованные воины, прибывшие в Ленинград с первыми эшелонами. Справа — участник трех войн, гвардии рядовой Федор Вадюхин. Фото Н. Хандогина — Вывоз трупов на Волково кладбище. Кудоярова — Весна 1942 г. Открытие столовой. Федосеева — Семья Никитиных в своей квартире. Зима 1942 года. Фото А. Никитина — Толкучка у Кузнечного рынка 1942 год. Фото Д. Прямые репортажи по проводам с передовой линии фронта, из окопов, с борта крейсера, ведущего артдуэль с вражеской дальнобойной батареей, с подводной лодки, с зенитной батареи, по радиоэфиру — с борта самолета-разведчика, корректировщика стрельбы, бомбардировщика, — все это стало обычным рядовым и непременным деянием фронтовых репортеров Лазаря Маграчева, Моисея Блюмберга, Матвея Фролова. Впервые на отечественном радио ленинградские журналисты использовали репортажный автобус с аппаратурой, позволявшей записывать на пленку, затем трофейную репортажную установку с возможностью записи на проволоку. С громоздкой техникой репортеры ухитрялись быть вездесущими. Репортажи записывали на передовой, в атаке, в боевом охранении.
Но какое там. Какие танцы, когда ноги не ходили. И потом нас кормили в ресторане «Метрополь». Наверное, все больше ждали, когда наконец нас поведут кормить. По тому времени это был просто шикарный обед. Нам в горшочках, как в кавказском ресторане, дали суп-лапшу. На второе нам дали маленькую котлетку и на гарнир тоже лапша. И на третье — желе. И дали по кусочку хлеба. Но хлеб мы, конечно, не съели, а взяли с собой, чтобы принести домой. Валентина Колкова В новый, 1942 год дедушка решил нарисовать в комнате елку прямо на стене. Попросил у меня акварельные краски, залез на стул и прямо на обоях изобразил красивую ветвистую елку. Потом он взял гвоздики, вбил их в конце нарисованных ветвей и достал с печки коробку с игрушками. И мы начали вешать на нарисованную елку настоящие игрушки. Но самая большая радость нас ждала в самом конце. На дне коробки, мы нашли там шоколадные конфеты и грецкие орехи, обернутые в золоченую фольгу. И вот эти конфеты тоже повесили на елку, и орехи повесили на елку. Ровно в полночь конфеты сняли, разделили поровну между всеми, всем досталось по две конфеты как раз. Но бабушка съела одну конфету, схватилась за щеку, сказала, что у нее разболелись зубы, и подвинула мне вторую конфету. А дедушка в темноте просто взял и подложил мне свои конфеты. Съели мы конфеты, а фантики опять аккуратно повесили наверх. Анатолий Молчанов Автор фото: Георгий Коновалов. Город же был в кромешной тьме, затемнение. И вдруг салют. Все небо как будто расцвело. Это же вообще был первый салют в городе. А до этого запомнился и день прорыва блокады в 1943 году. Мы его воспринимали как второй общий наш день рождения. Никаких салютов в день прорыва блокады, конечно, и не могло быть, потому что была отвоевана только очень узкая полоска по югу Ладожского озера. Но это была тихая радость, конечно. Валентина Колкова Я в 1945 году работала на Кировском заводе, а жила на Невском. Это очень далеко. Ходил один трамвай. И вот утром мне надо было вставать рано, я вставала в шесть часов, чтобы добраться до завода. И вот, в этот день вдруг слышу сквозь сон по радио: «Внимание! Потом окончательно, так сказать, уже проснулась, а он все повторяет: «Кончилась война! Кончилась война! А потом спохватилась: «Ой, что же я сижу?! Я же опаздываю на работу! Потом вдруг я слышу, радио говорит: «Для кого это возможно по работе, день объявлен выходным». И вот меня там уже встречает толпа. Но все радуются, все целуются, все плачут. И вы знаете, даже мужчины, и то плакали, вот какое было состояние. И так мы целый день, хотя и были на заводе, но мы не работали. Все радовались победе. Лариса Большакова 9 мая я не очень хорошо себя вел. Я пришел на завод имени Карла Маркса, где работал. Там «Катюши» делали. И мужики забавлялись спиртом по случаю победы. А я никогда не пробовал спирт, мне же всего 15—16 лет было. Но, когда мне налили, я пофорсить решил — говорю, это мало, мне надо побольше. Ну я как выпил, так под стол сразу и спрятался. А вечером салют был. И я помню, что плакал. Потому что сначала, когда стреляли пушки, все радовались, что красиво, как в театре. А потом вдруг поняли, какое горе люди пережили. Когда погибли родные, и все было разрушено. Владимир Дементьев Весной 1945 года мне в техникуме за хорошую учебу и за общественную работу выдали ордер на отрез на пальто. Я сшила себе новое пальто. А в первый раз надела его в день победы. Бежевое, в рубчик, такой драп красивый. За мной зашли девочки из группы, и мы направились в центр города. Зашли еще за одной подружкой, которая жила в доме, где кинотеатр «Титан», это Невский, 53. И очень характерно, что по Невскому проспекту люди шли, вот никто их не организовывал, но люди вставали в колонны и шли, как в дни наших торжественных праздников, на Дворцовую площадь. Я помню, что на Дворцовой площади, конечно, играла музыка. Девчонки в тряпочных туфлях отплясывали. Ну а вечером салют был. Валентина Колкова Я побежала к подружке, это уже вечером, когда объявили, что будет салют. И я побежала к ней: «Пойдем салют смотреть». Мы хотели смотреть салют выше всех. Я уже не помню, на чем мы висели, но действительно смотрели его выше всех. Люди радовались и плакали, и прыгали, вот такой у нас был праздник. А мама плакала, ждала Жоржика — своего сына и моего брата. А он явился уже в ноябре. Праздник был 7 ноября, я на этом празднике была. Моя подружка прибежала за мной, говорит: «Жоржик дома». И я побежала домой. Вот это праздник! Когда люди начали возвращаться — вот это тоже праздник был. К новой и мирной. Зинаида Томасик Автор фото: Григорий Чертов. Никто не догадывался, что этот спектакль войдет в историю: он станет одним из первых крупных культурных событий, проведенных во время блокады города, которая началась как раз в тот день. В течение 872 дней культурная жизнь в осажденном Ленинграде не прекращалась. По воспоминаниям ленинградцев, театры, кино, книги и музыка давали им второе дыхание — надежду пережить блокадный кошмар. А они сами делали все возможное, чтобы сохранить и спасти те культурные памятники и ценности, которыми всегда так славился город. Спасенные шедевры Уже 1 июля 1941 года из Ленинграда началась эвакуация музеев. Из Эрмитажа на Урал вывезли более миллиона экспонатов, из Русского музея — более 26 тысяч. Но часть коллекций всю блокаду провела в Ленинграде. Их, в частности, хранили в подвалах Эрмитажа и Исаакиевского собора, где находилось около 120 тысяч экспонатов различных музеев города. Здесь же жили и музейные сотрудники, которые наблюдали за коллекциями. Сам собор замаскировали: его золотой купол закрасили темно-серой краской. Строительство деревянного укрытия вокруг памятника Петру I на площади Декабристов Сенатской для защиты его от авианалетов. Автор: Василий Федосеев. Источник: ТАСС Памятники на улицах и площадях Ленинграда защищали конструкциями из бревен и досок и обкладывали мешками с песком. Знаменитые скульптуры Летнего сада спрятали в земле. Коней скульптора Петра Клодта на Аничковом мосту тоже сняли с пьедесталов, закопали и замаскировали под цветочные клумбы. Впрочем, на этих клумбах в блокаду выращивали не цветы, а овощи и картошку. Говорит Ленинград. Слушай нас, родная страна». Этими словами каждый день начинало работу городское радио. Жители слушали его по проводной сети — «тарелкам»-репродукторам, а остальная страна и весь мир — только в эфире. Ленинградское утро начинается рано. В пять часов утра. На улицах и площадях проснувшегося города заговорило радио. Передается первый выпуск «Последних известий». У репродукторов сразу же образуются толпы. Георгий Макогоненко 1912-1986 , доктор филологических наук, профессор, редактор Ленинградского радиокомитета Радио оставалось одной из нитей, связывавших Ленинград с «большой землей». В квартирах оно не выключалось никогда. Когда передач не было, из «тарелок» стучал метроном, сообщавший жителям об обстановке в городе. Если ритм учащался — возможен налет или артобстрел. Она читала по радио стихи почти каждый день. Мы съели хлеб, что был отложен на день, В один платок закутались вдвоем, И тихо-тихо стало в Ленинграде. Один, стуча, трудился метроном. Ольга Берггольц 1910-1975 , поэтесса Моя бабушка тогда была в партизанском отряде в Псковской области. Немцы говорили, что Ленинград уже взят. Но партизаны по рации слушали Ольгу Берггольц и знали: пока слышат ее голос, значит, Ленинград держится. Партизанам запомнилось и выступление писателя Всеволода Вишневского 29 февраля 1942 года по случаю 105-й годовщины гибели Пушкина.
Зачем в ленинграде включали метроном
действовало распоряжение, по которому во всех домах должны работать радиоприемники, а на улицах - системы оповещения. С 10 по 30 января на выставке «Ленинградский метроном» в читальном зале Национальной библиотеки Республики Бурятия вы можете ознакомиться с книгами о ленинградцах — защитниках и жителях блокадного Ленинграда, которые в тяжелейших условиях блокады. 27 января в филиале ТЦСО «Коломенское» Нагатино Садовники состоялось мероприятие посвященное, снятию блокады Ленинграда «Ленинградский метроном». Прорыв блокады Отрывок из фильма "Блокада: Фильм 2: Ленинградский метроном.
Будет сердце у города биться, коль не смолкнет его метроном
В ходе мероприятия школьники узнали, что такое «Ленинградский метроном», а также о том, почему в годы блокады радио являлось практически единственным и самым важным средством оповещения граждан. А метроном, звучавший по ленинградскому радио, продолжал отсчет черных дней блокады. Блокада Ленинграда продолжалась до 18 января 1943 года – этот день сейчас называют днем прорыва кольца, когда в ходе операции «Искра» советские войска освободили Шлиссельбург от гитлеровцев. В ходе мероприятия школьники узнали, что такое «Ленинградский метроном», а также о том, почему в годы блокады радио являлось практически единственным и самым важным средством оповещения граждан. 26 апреля в общественном центре "Чкаловский" по адресу: ул. Клары Цеткин, 21а состоялось мероприятие "Ленинградский метроном", организованное руководителем центра Элеонорой.
Подвиг блокадного радио
Объявление войны. Метроном старинный. Музыкальный метроном. Стихи о блокаде. Схема механического метронома.
Строение метронома. Метроном Мельцеля. Вундт метроном. Первые месяцы блокады Ленинграда.
Блокада Ленинграда 1500 громкоговорителей. Блокадный репродуктор на Невском проспекте. Звук метронома. Иоганн Непомук Мельцель.
Метроном Maelzel. Метроном 108. Бетховен метроном. Метроном анимация.
Семенович метроном. Оповещение о начале войны 1941. Световой метроном. Метроном картинка.
Сердце Ленинграда. Душа Ленинграда. Я говорю с тобой из Ленинграда. Стучание сердца Ленинграда.
Метроном в нотах.
Невозможно сыграть то, что вы сыграли, не прочувствовав этого, иначе зрители бы Вам не поверили. А они поверили! Уверен, что те, кто создал спектакль, прикоснулись душой к тому страшному времени, и поняли то, что многие, за давностью, не понимают или не хотят понимать. Надеюсь, что этот трагический спектакль поселит в сердце каждого добро, поможет осознать ценность человеческой жизни. Альбом отпечатала группа компаний АСТЕР в петербургской типографии «Любавич», а распространяется он на мероприятиях, посвященных памятным датам блокады.
Агитбригады артистов и школьников выезжали с концертами на передовую и в госпиталя. Это помогало выживать. В грязи, во мраке, в голоде, в печали, Где смерть, как тень, тащилась по пятам, Такими мы счастливыми бывали, Что внуки позавидовали б нам… Чтец: Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем с Ленинградом, Я не геройствовала, я жила. Чтец: Нас немцы называют: «мёртвый город». Но где, когда был мёртвым нужен стих? А здесь сквозь грохот бомб и лютый холод — Он, славя павших, жить зовёт живых. Ведущий: Это строки ленинградской поэтессы Ольги Берггольц. Её голос ежедневно звучал по радио. Он придавал ленинградцам силы. А как слушали эти стихи! Из воспоминаний Ольги Берггольц: Голос за кадром: «Я думаю, что никогда больше люди не будут слушать стихи так, как слушали их в ту страшную зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы. Свидетельством величия их духа останется эта способность в таком кошмаре, среди таких физических и нравственных терзаний, отзываться на поэзию, на искусство». Ведущий: В блокадном Ленинграде музы не молчали! Здесь начал писать свою седьмую симфонию композитор Дмитрий Шостакович. Осенью 1941 года Большой симфонический оркестр ленинградского радио приступил к репетициям первых трёх её частей. Но в декабре репетиции пришлось прекратить: музыканты падали в голодные обмороки, умирали прямо на сцене. В марте 1942 года они возобновились, но от оркестра, к тому времени, осталось всего 15 ослабевших музыкантов. Но Ленинград уже ждал этот концерт, он не мог не состояться. В город самолётом была доставлена партитура всей симфонии, с фронта отозваны бойцы-музыканты, чтобы заменить умерших оркестрантов Теперь симфония называлась «Ленинградской». Звучит «Ленинградская симфония» Д. Музыка стихает до фона. Ведущий: 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии, несмотря на светомаскировку, горели все хрустальные люстры. В зале сидели моряки, пехотинцы, бойцы ПВО и ленинградцы — завсегдатаи филармонии.
В ней очень много грации и изящества, форма ее безупречна. При всей этой грации, при всем блеске, которым полна средняя часть скерцо, мы ощущаем задумчивость и даже тень печали, которыми освещена каждая музыкальная фраза, как если бы это было воспоминание о счастливых днях, чудесно звучит соло бас-кларнета с аккомпанементом флейт и арф. Третья часть — проникновенное адажио, написанное в благородных традициях классического симфонизма. Начинается четвертая часть. После небольшого, медленного вступления мы слышим беспокойное аллегро. Ритмически сложное, представляющее большие трудности для оркестрового исполнения, аллегро как бы эпизоды батальных сцен. Ничто и никогда в симфонии Шостаковича не говорит о войне простейшими, средствами, вполне возможными при разнообразии звучаний современного оркестра, ничто в этой музыке не изображает непосредственно рокот самолета, свист пуль, разрыв снаряда. По это война; программа произведения ощущается с необычайной точностью и полнотой каждым слушателем. Это — война, ибо это те чувства, которые переживает душа человека в дни войны. Появляющийся в развитии четвертой части траурный эпизод вызывает чувство мужественной скорби. По силе своего эмоционального воздействия и по необычайной духовной чистоте этот эпизод может быть сравним лишь с такими величайшими творениями, как траурный марш из героической симфонии Бетховена. О трудностях и жертвах па пути к победе, о том, что эта победа во всей ее справедливости и величии неминуемо придет, рассказывают заключительные страницы симфонии. Последние такты симфонии возвещают о радости победы. Громадный оркестр, усиленный против обычного рядом медных инструментов, звучит необычайно торжественно. Музыка сочетает в себе элементы искусства и науки. Мастерство Д. Шостаковича настолько великолепно, что оно одно может стать предметом научного изучения. Развитие тем, виртуозное сплетение и превращение их, использование отдельных частей тем, большая полифоничность и поразительное владение оркестровыми красками, — всеми этими элементами Шостакович владеет в совершенстве. Композитор впитал в себя все богатейшее наследие классический и русской музыкальной литературы. Труднейшая партитура симфонии раскрывается Самосудом с предельной глубиной и искренностью. Эмоционально драматическая сторона произведения, его динамическое развитие доводятся дирижером до слушателя с волнующей и убеждающей силой и чистотой. В моментах динамических кульминаций дирижер добивается удивительного по мощи и напряжению звучания. Редко приходится услышать такое тонкое пианиссимо, такую точность ансамбля, ровность отдельных групп, точность ритма в труднейших ритмических кульминациях например, в финале. Исполнение С. Самосудом Седьмой симфонии является крупным событием в музыкальной жизни страны.
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗВУЧИТ МЕТРОНОМ»
Ленинградский метроном (Нина Орлова) / Стихи.ру | 10 фактов о блокаде Ленинграда. |
Трагический стук ленинградского метронома | Подвигу жителей Ленинграда, переживших военную блокаду, но не сдавших своего города фашистским захватчикам, была посвящена литературно-музыкальная композиция «Ленинградский метроном», которая состоялась 26 января по адресу: бульвар Трудящихся, д. |
Домен припаркован в Timeweb | Областной фестиваль-конкурс чтецов «Ленинградский метроном», посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. |
Трагический стук ленинградского метронома. Красноярский рабочий | 29 января в московской школе №806 состоялось торжественное мероприятие «Ленинградский метроном – голос целого народа», посвященное 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в котором участвовало более 200 школьников. |
В Петербурге представили памятный альбом о блокаде «Ленинградский метроном»
Блокада началась 8 сентября 1941 года, а полностью была снята 27 января 1944-го. О подвиге ленинградцев рассказали ведущие, Владимир Белозёров и Марина Челик, обратившись к словам поэтов. Шестнадцать тысяч матерей 125 блокадных грамм С огнём и кровью пополам.
Макарьева провел инженер энерголаборатории Сергей Степанович Зайцев. Пуск этого котла дал возможность повысить нагрузку электростанции до 21 — 22 тыс. Кабель жизни Река Волхов южнее ГЭС находилась в руках врага, шли упорные бои на Синявинских болотах, снаряды, бомбы и мины падали на корпуса гидростанции, но восстановление Волховской ГЭС шло полным ходом. В мае 1942 года два гидрогенератора смонтировали и пустили в работу. В это же время в Ленинграде энергетики разрабатывали план восстановления и частичной реконструкции Волховских линий 110 кВ и линии 35 кВ, а также прокладки кабеля через Ладожское озеро.
Возведение объектов электропередачи Волховская ГЭС-Ленинград Ладожской , которая включала 3 подстанции, около 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля, общими усилиями выполнили за 45 дней вместо планируемых 56 этот срок был определен Военным Советом Ленинградского фронта. Всеми работами руководил главный инженер «Ленэнерго» Сергей Васильевич Усов. Главная сложность заключалась в том, что кабель было возможно прокладывать только ночью. Близкая линия фронта делала опасными любые работы с кабелем днем. Это подтвердилось 30 октября 1942 года при прокладке пятой нитки кабеля, когда в результате дневного налета авиации фашистов погибли люди, а суда и кабель получили повреждения. Еще одной трудностью являлось то, что применять традиционные методы прокладки подводного кабеля не представлялось возможным. Кабельщики «Ленэнерго» И.
Ежов и Н. На баржу с монтажной площадки кабель вручную подавался женщинами. Прорыв блокады Укладка подводного "кабеля жизни" 23 сентября 1942 года энергетики осажденного Ленинграда совершили почти невозможное — приблизительно в 9:40 утра в город вернулось электричество Это поставило электроснабжение Ленинграда на твердую основу, позволило включить в сеть большую группу заводов, расширить трамвайное движение. Энергетическая блокада была прорвана благодаря подвигу энергетиков. Кабель, который планировали проложить по дну Ладожского озера, изготавливался на заводе «Севкабель» под постоянными артобстрелами. Работали в основном женщины и дети.
После включался метроном с учащенным ритмом 160-180 тактов в минуту. Эту идею предложил инженер Георгий Дорофеев. Так метроном стал символом борьбы Ленинграда. Вот уже почти 90 лет предприятие обеспечивает трансляцию проводного радиовещания. Филиал в Петербурге имеет крепкий фундамент традиций и опыта и вместе с тем находится в постоянном развитии, предлагает услуги по передовым и актуальным направлениям отрасли связи.
Есть великий смысл в том, чтобы каждое послевоенное поколение детей нашей страны помнило о цене Победы. При размещении Материалов Пользователь обязуется не нарушать права на результаты интеллектуальной деятельности третьих лиц. Пользователь обязуется уведомлять и предоставлять информацию, подтверждающую нарушение прав, если Пользователь считает, что на Сайте присутствует информация, нарушающая его права.
«Лахта Центр» станет гигантским метрономом в память о начале блокады Ленинграда
Ленинградский стучит метроном Стучит печально метроном, Он дни блокадные считает. А метроном, звучавший по ленинградскому радио, продолжал отсчет черных дней блокады. Именно здесь, на Ленинградском блокадном радио, был совершен подлинный прорыв в репортажную стихию. Торжеством духа советских людей назвал председатель городского Совета ветеранов и пенсионеров Геннадий Павлов событие 80-летней давности – снятие блокады Ленинграда от германского вермахта, которое отмечалось в России 27 января 2024 года.
Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном в эфире на радио
"ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТРОНОМ ". Автор этих строк, поэтесса Ольга Берггольц, пережила блокаду и знала подлинную цену блокадного хлеба. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Военный фильм из киноэпопеи «Блокада», посвященной периоду блокады Ленинграда в 1941-1942 годах в Великую Отечественную войну. А метроном, звучавший по ленинградскому радио, продолжал отсчет черных дней блокады. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек).
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЗВУЧИТ МЕТРОНОМ»
Часы в этой блокадной комнате, словно ленинградский метроном мысленно переносят в осажденный город. С его хлебными карточками, печками-буржуйками, тотальным голодом и ежедневными людскими потерями. В руках главного хранителя музея обороны Ленинграда дневник блокадной школьницы Оли Орловой. Наша съемочная группа первая, кому демонстрируют этот уникальный экспонат. Ровным, каким-то даже недетским почерком на каждой странице первые страх, боль и ужасы блокадного города. Еще одно ощущение - потрясающая бессонница. В ночь было несколько тревог, люди не спали. Некоторые начинали жить в бомбоубежищах», - объяснила главный хранитель мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Харлашова. На ближние подступы к Ленинграду гитлеровские войска вышли еще в августе 41-го. Но даже неся тяжелейшие потери, Красная Армия продолжала сопротивляться, куда сильнее, чем ожидали немцы. Спустя 80 лет защитник Ленинграда вернулся на теперь уже мирные берега Невы.
Метроном Вундта. Метроном Zimmermann. Метроном Beyer. Символы блокадного Ленинграда. Блокада ленинградасимвод. Репродуктор Левитана. Город жил блокадного Ленинграда. Блокадный театр в блокаду Ленинграда.
Ленинградское радио в годы блокады. Объявление войны. Метроном старинный. Музыкальный метроном. Стихи о блокаде. Схема механического метронома. Строение метронома. Метроном Мельцеля.
Вундт метроном. Первые месяцы блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда 1500 громкоговорителей. Блокадный репродуктор на Невском проспекте. Звук метронома. Иоганн Непомук Мельцель. Метроном Maelzel. Метроном 108.
Бетховен метроном. Метроном анимация.
Накануне войны Ленинград располагал достаточно развитой и разветвленной системой СМИ: газетами, тонкими и толстыми журналами. Начал регулярную работу Опытный Ленинградский телевизионный центр. Действовали театры, киностудии, кинотеатры. Работала мощная радиотрансляционная сеть с сетевыми радиоточками не только в квартирах, но и на предприятиях, в клубах, красных уголках, в лечебных учреждениях, в домах отдыха, в учреждениях бытового обслуживания и т. Кроме того, мощные радиорупоры размещались как и ныне на перекрестках и площадях, в парках и других местах отдыха.
С лета 1941 года в систему СМИ включились развернутые пункты связи воинских частей. Когда гитлеровцы блокировали город, разрушив линии связи, загородное антенное хозяйство, радио Ленинграда стало автономной системой. Передачи на Москву, страну и мир, а также прием других станций осуществлялся только по эфиру. С первого дня войны руководство города и фронта, городские организации помогали перестроить вещание на военный лад, способствовали оснащению студий мощной аппаратурой, из скудных запасов городского фонда выделяли для работников комитета самое необходимое. В Смольном смонтировали устройство с обратной связью, которое в любое время позволяло слушать не только передачи, идущие в эфир и по проводам, но и репетиции в студиях радиокомитета. Свои замечания руководство города и фронта доводило до сведения сотрудников радиокомитета, что позволяло быстро перестраивать работу в соответствии с задачами, выдвигаемыми боевой обстановкой. В труднейшие дни зимы 1941—1942 годов на повестку дня собрания был вынесен вопрос «О политическом и моральном состоянии работников Ленинградского радиокомитета».
Журналисты считали важным не делать скидок на трудности блокады, повысить ответственность каждого за свой труд. И сами ленинградцы оберегали радио, оно было необходимо городу-фронту не меньше, чем хлеб, чем вода, чем оружие и боеприпасы. А когда все-таки из-за недостатка электроэнергии или после бомбардировок и артобстрелов в отдельных районах радио замолкало, в радиокомитет шли письма: «Радио пусть говорит. Без него страшно, без него как в могиле! О значении радио в годы блокады свидетельствует письмо профессоров и преподавателей Кораблестроительного института и Института инженеров железнодорожного транспорта, которое получили в радиокомитете: «Газету «Ленинградскую правду» — прим. Мы стойко переносим холод, голод, бомбежки и артобстрелы и просим одного — дать возможность четко прослушать единственный источник информации, радио, и узнать, что делается на наших фронтах, особенно на Ленинградском, и что делается за границей». Радио приобретает огромнейшее значение.
Эти слова в полной мере относятся к Ленрадио. В передаче из блокированного города 12 октября 1941 года, идущей на страну, известный профессор-филолог, в то время редактор радио Георгий Макогоненко рассказывал: «Ленинградское утро начинается рано. В пять часов утра. На улицах и площадях проснувшегося города... У репродукторов сразу же образуются толпы. Торопящиеся люди останавливаются на несколько минут, чтобы прослушать вести с Ленинградского фронта. Это тоже дело: важное, непременное, входящее в распорядок дня каждого ленинградца».
Голос осажденного города слушали в глубоком тылу и на фронте, в оккупированных фашистами городах и селах, в партизанских отрядах. Для ленинградцев же и защитников города радио в блокадные годы стало своего рода первой «дорогой жизни», проложенной не по ладожскому льду, а в эфире. Она так же, как и та, реальная и героическая, поддерживала и спасала людей, сплачивая их, поднимая дух, и давала столь важную возможность связи с борющейся страной. Впервые за время существования радиовещания настолько востребованными и во многом спасительными оказались его природные особенности коммуникации — массовость, вездесущность, оперативность, регулярность. Во многом именно благодаря этим качествам Ленинградское радио сыграло свою историческую роль. Но не только. Важным, даже наиважнейшим в блокадных условиях стал человеческий фактор.
Личное мужество, патриотизм и обостренное чувство профессиональной ответственности помогали выдерживать напряженный, немыслимый по мирным меркам рабочий ритм. С первых же дней войны, послав на фронт половину своих сотрудников, коллектив Ленрадио работает на оборону города, на победу. Уже в июле 1941 года появляются новые журналы — «Радиохроника» и «Юный патриот», а затем регулярные передачи «Письма на фронт и с фронта». Около 20 тысяч писем фронтовиков и тружеников тыла передало Ленрадио к концу 1942 года. С сентября 1941 года Ленинград стал транслировать ежедневные передачи на Советский Союз. В октябре появилась «Красноармейская газета по радио», дважды в неделю рассказывала она о боевых действиях воинов Ленфронта. В декабре молодежная газета «Смена» из-за недостатка электроэнергии и бумаги стала выходить трижды в неделю и только на двух полосах.
А потом и вовсе было решено выпускать «Смену» по радио с привлечением к работе всех сотрудников газеты. Передачи были небольшими — минут пятнадцать, тем не менее мы успевали рассказать о текущих задачах в передовой статье и сообщить информацию о комсомольской жизни». С весны 1942 года на радио стали выпускать и детский пионерский журнал «Костёр». Он выходил два раза в месяц.
Блокада началась 8 сентября 1941 года, а полностью была снята 27 января 1944-го. О подвиге ленинградцев рассказали ведущие, Владимир Белозёров и Марина Челик, обратившись к словам поэтов. Шестнадцать тысяч матерей 125 блокадных грамм С огнём и кровью пополам.