Новости кто такие тиуны

имя князя или боярского наместника.

Что такое тиун что значит

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Тиун (др.-рус. тиунъ, тивунъ)[1] в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов[2], по доброй воле поступающих, если он не заключал «ряда». имя князя или боярского наместника.

Кто такие тиуны в древней Руси

Холоп-тиун допускался на суд в качестве свидетеля при отсутствии свидетелей свободного состояния, вопреки общему правилу: «послушества на холопа складают». В Древней Руси «тиуны» были особыми людьми, которые играли важную роль в обществе. В Киевской Руси тивуном или тиуном принято было называть боярского или княжеского управляющего, управителя или приказчика. Тиун – это управляющий боярским или княжеским хозяйством на Руси. 17 вв.: название различного рода должностных лиц (управляющего княжеским или барским хозяйством, судьи низшей инстанции). * * * тиун княжеский или боярский слуга. Зависимое население Древней Руси: кто такие тиуны? В Киевской Руси словом «тиун» (или «тивун») называли княжеского или боярского управляющего, который заведовал теремом.

Кто такие тиуны в древней Руси

Феодальная раздробленность— закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. Начиная с 30-х годов XIIв. Феодальная рента — одна из форм земельной ренты, существовала в отработочном барщина , продуктовом натуральный оброк и денежном видах. Фискал — в 1711—1729 гг. Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в 1439 г.

Православие должно было принять догмы католического вероучения, сохраняя православные обряды. Греческое духовенство и византийский император согласились на подписание Унии, надеясь получить поддержку Западной Европы в борьбе против турок. Документ подписал и русский митрополит Исидор грек по национальности , однако ВасилийIIи русское духовенство отказались принять Унию. Исидор был низложен, а в 1443 г.

Харизма — свойство некоторых людей внушать людям веру в их особые способности. Харизматическая власть — это власть, основанная на преданности лидеру, которому приписываются некие высшие, почти мистические свойства. Холопы — в 10 — начале 18 в.

С XII в. Так, «владычен тиун» служитель архиерея наблюдал за исполнением священниками и старостами своих обязанностей.

Тиуна мог судить только сам князь [7]. Как правило, тиун был княжеским холопом , или становился им после принятия на службу; Русская Правда упоминает «тивуньство без ряду» то есть, без устанавливающего иное договора как один из источников холопства [8]. Тиуны в Русском государстве и Великом княжестве Литовском В XIV — XVII веках существовали тиуны великого князя , которые занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями , и тиуны, входившие в аппарат наместников и выполнявшие судебные функции.

Тысяцкий - а военачальник, возглавлявший городское ополчение в Древней... Трест - форма монополии в которой участники объединения теряют... Террор - страх, ужас политика устрашения, подавления политических противников... Триерарх - командир греческого корабля триеры. Тесак - рубящеколющее холодное оружие в виде короткого прямого... Темляк - кожаный ремень в форме петли с кистью...

Тиуны в Древней Руси

Обсудить Редактировать статью Тиун — это устоявшееся родовое название для ряда категорий, в которые входили персональные княжеские и боярские слуги. Ещё этим именем в Древней Руси прозвали государственных служащих, а вернее их должности в административно-судебной области. Сама функция имеет скандинавские корни и на территорию Руси прибыла благодаря варягам др. Этимология слова демонстрирует его весьма широкое распространение: со старорусского это слово значит «управляющий», в украинском это «надзиратель», «управляющий имением». Тиун - это также служитель княжеского двора, а ещё нижнее звено администрации в селах. Тиун на Руси Тиун в Древней Руси — это управляющие по хозяйству, находящиеся на службе у бояр или князей и отвечающие за порядок.

Огнищный, более позднее название — дворцовый, нёс ответственность за дом, двор. Конюшный тиун, соответственно, отвечал за лошадей и стойла, работу на конюшне. На сельском и ратайном лежали полевые работы и т. Тиуны являлись самой необходимой опорой и помощью для землевладельцев-феодалов в управлении и суде. Большинство из них были несвободны.

Как говорит «Русская правда», как только человек принимал должность, называемую «тиун», он переходил в разряд тех, кого кличут холопом. Чтобы сохранить свою свободу, нужно было при этом заключить особый договор.

Главная их обязанность состояла в надзоре за сбором податей и пошлин и исправным ведением приходных и расходных книг, а также в составлении ежегодных отчетов, посылаемых в Разряд или Приказ; вообще дьяк заведовал всей письменной частью по управлению и ему были подчинены все подьячие, служившие в одном с ним городе. Впрочем, обязанности дьяка ке ограничивалась одним надзором за письмоводством, но он имел право делать и отдельные распоряжения по некоторым частям управления, независимо от наместника или воеводы; так, например, он был главным начальником по сбору казенных податей, Так как дьяки имели большое влияние на областное управление и к ним стекалось огромное число дел, то поэтому срок их службы был гораздо продолжительнее службы наместников и воевод, так что дьяк в одвом и том же городе служил несколько воеводских и наместничьих перемен; при том же дьяки большей частью посылались в города из того же приказа, в ведении которого состояли эти города; так, например, в сибирские города дьяками посылались служащие из Сибирского Приказа, в украинские городя — из Разрядного Приказа и т. Дьяк был собственно товарищем наместника, и его имя во всех официальных грамотах писалось рядом с именем наместника. То же значение и даже обязанности имели и подьячие в тех городах, где дьяков не полагалось. Кроме дьяков при наместниках или воеводах были: тиуны, доводчики и праветчики. Это были чиновники, имевшие только исполнительную обязанность. При наместниках это были наместничьи люди, назначаемые самим же наместником и ответственные перед ним одним; но когда наместники были заменены воеводами, то это были приказные, т. Число их в разных областях было различно, смотря по величине области.

В уставной грамоте Василия Дмитриевича с м. Киприаном говорится: «судити митрополиту Луховца с волостелем или с доводщиком». Вся обязанность доводчиков состояла в том, чтобы призывать и преводить на суд истцов и ответчиков; праветчиков — приводить в исполнение судебные приговоры по взиманию штрафов, судебных издержек для удовлетворения истцов 3 и проч. Доходы этих чиновников в государственной администрации были: a они получали в Рождество, Пасху и Петров день установленный корм вещами и деньгами от жителей участка, для котораго они были назначены; b за отправление своей должности они каждый раз получали, за призыв к суду, определенную плату, под названием хоженнаго или езда 4. Доходы доводчика или праветчика при архиерейском десятильнике были теже, что и доходы доводчиков ------------ 1 Опис. Дмитриева стр. Обязанности доводчиков и праветчиков в последствии перенесены были на одно лицо, носившее название пристава или недельщика. Приставы или Недельщики. Название пристав в древней Руси не всегда употреблялось одинаково. В Новгороде на суде посадника присутствовали восемь человек, по четыре с каждой тяжущейся стороны, два боярина и два именитых гражданина, главной целию которых было мирить противников; они назывались приставы.

В суде Одрин каждая из тяжущихся сторон назначала одного посредника, называемаго приставом, который в разбирательстве и решении дел принимал такое же участие, как и прочие члены Одрина 1. В Москве приставами вообще назывались исполнительные чиновники, на которых возлагались какия либо особенныя поручения, например, сопровождение иностранных послов; в этом случае приставами назначались лица важнейших фамилий в государстве. В более же тесном смысле приставами назывались те чиновники по делам судным, которых обязанность состояла в том, чтобы призывать ответчиков и свидетелей на суд и потом производить взыскания по определению суда. Так как в исполнении своих обязанностей они чередовались по неделям, то поэтому их называли еще недельщиками. Приставы или недельщики имели у себя помощников, которых при одном недельщике полагалось не более семи; имена их записывались в книгу дьяками, чтобы недельщики не могли отказаться от них. Эти помощники недельщиков назывались ездоками 1 2. Приставы или недельщики, в качестве исполнительной полицейской власти у архиереев, появились еще довольно рано 3 и с течением времени соединили в себе обязанности преж- --------------- 1 Куницына: «Ист. Ионы верейскому князю Михаилу Андреевичу 1450 г. Обязанности их были те же, что и обязанности царских приставов. Стоглавый собор определяет их таким образом: «а из которых градов из сел, в митропольи, и в архиепископьях и епископьях, учнут приходити к святителем жалобники о духовных делех, и о всяких обидах, и о управах земских, и по рядным и по духовным грамотам, и по кабалам в займех и поклажеех, и в боех и в грабежех и всяких дел, опричь душегубства и разбоя с поличным; и святители повелевают своим бояром и десятилником давати им в тех делех приставов и они по них ездят с приставными; а в приставной пишут выти, по цареву Судебнику, а срок им по царевым грамотам, как в них писано.

А митрополичим недельщиком на Москве и по всем городам в митропольи и от десятилников по десятинам и по селам, ездити с приставными, и на правду и на обыск о всяких делех от жалобников, саму другу, а в долные места саму третью, а давати на поруку попов и дьяконов и все причты церковные пред священники десяцкыми, а без священников десяцкых их на поруки не давать. А по мирских людей, от жалобников, во всяких делех ездити недельщиком с приставными, и на правду и на обыск потомуж, а давати их на поруку перед земскими старостами или перед десяцкыми. А на котораго недельщика придут жалобники, и о том обыскав, да без суда на недельщике доправити втрое, по цареву Судебнику» 1. Из приведеннаго свидетельства стоглаваго собора видно, что обязанности архиерейских приставов, как и царских, главным образом состояли в том, чтобы призывать на суд тяжущихся и свидетелей. Дело это обыкновенно производилось так: как скоро к архиерею и его боярам подавался какой либо иск, то за обвиняемым и свидетелями посылался чередной пристав — недельщик с приставною памятью 2 , в которой обозначался самый иск, цена иска, имя истца и ответчика, и которая, за подписью дьяка, передавалась приставу для вы- ------------ 1 А. Получив приставную память, пристав сам пли его помощник отправлялся за обвиняемым, при чем предъявлял ему приставную память и назначал срок для явки к суду. Если казалось сомнительным, чтобы обвиняемый явился в назначенный ему срок к суду, то пристав обязан был отдать его па поруки, при чем поручители обязывались заплатить известный штраф, если обвиняемый не явится к суду в назначенный ему приставом срок. В том случае, если за обвиняемаго не было поручителей, или, если он оказал сопротивление и насилие приставу, тот обязан был немедленно его арестовать и держать под арестом до самаго решения суда. По предъявлении приставом ответчику приставной памяти и по сдаче его на поруки, пристав доносил об исполнении своего поручения боярам, а те архиерею. По определению суда пристав производил расправу над виновным и брал с него следующия ему пошлины под именем хоженаго и езда, которыя он получал за позыв на суд ответчика и свидетелей.

Различие между хоженым и ездом состояло в том, что если ответчик жил в городе, то пристав ходил за ним и получал плату за свой труд под именем хоженаго; если же ответчик жил вне города, то пристав за ним ездил, за что получал езд. Количество хоженаго и езда судебник определяет: хоженое недельщику в городе 10 денег, а на правду вдвое,— а езд недельщиком имати, по деньге на версту, а на правду вдвое 2. Выражение «на правду вдвое» означает то обстоятельство, когда пристав во время самаго суда призывал новаго, общаго для обеих тяжущихся сторон свидетеля, за что и получал двойную плату 3. Из запрещения различных грамот и Стоглава брать приставам от порук и поклоннаго можно заключить, что штрафы с поручителей за не явку ---------- 1 О приставных памятях и обязанностях пристава см. X, ст. Татищева, пар. XX, ст. До стоглаваго собора, как это видно из его определений, приставы отдавали на поруки и назначали срок явки к суду единолично, вследствие чего они допускали множество злоупотреблений: назначали большия пени с поручителей, писали сроки или очень короткие, или назначали время для явки к суду самое неудобное для ответчиков и свидетелей. На некоторыя их злоупотребления указывает и Стоглав, когда говорит: «а которые тиуны и недельщики стакався с блудницами и с ябедники, учнут дела составляти и продажу чинити священническому и иночьскому чину и всем православным Христианом, от поруки и поклоннаго денги имати, или что насильством возмут» 2 и пр. В виду таких злоупотреблений недельщиков стоглавый собор постановил, чтобы они попов и дьяконов отдавали на поруки не иначе как перед десятскими священниками, а мирских людей пред земскими старостами или десятскими.

Еще одним важным символом было дерево. Древо символизировало жизненную силу и рост, а также связь с небесами и подземным миром. Тиуны часто проводили обряды у деревьев, в которых они видели священные места. Обряды тиунов включали пение, танцы и музыку. Пение имело большое значение и считалось способом общения с богами. Также тиуны использовали музыкальные инструменты, такие как гудок, свирель или бубен. Еще одним распространенным обрядом тиунов был костер. Они собирались вокруг костра и проводили различные ритуалы, такие как песнопения, танцы и жертвоприношения.

Костер символизировал огонь богов и принимал активное участие в обрядах. Результаты обрядов тиунов были связаны с верованиями в магическую силу и энергию. Тиуны проводили обряды для достижения благополучия, удачи, плодородия и защиты от болезней и бедствий. Они верили, что своими обрядами и символикой они могут влиять на природу и богов. В целом, символика и обряды тиунов в Древней Руси были важной частью славянской культуры. Они позволяли людям связаться с богами и получить защиту и благословение. Тиуны в мифологии Тиуны представляли собой различные силы, символизировавшие определенные явления или аспекты мира. Например, Велес — это бог мудрости, знаний и магии, а Перун — бог грома и молнии.

Каждый из тиунов имел свою область влияния и свою функцию в мифологии. Русичи верили, что Тиуны могли влиять на вселенную и помогать или причинять вред людям. Поэтому они постоянно ходили на святилища и шабашей, чтобы умолять богов и просить их о защите и помощи. Они приносили жертвы и проводили различные ритуалы, чтобы укрепить связь с Тиунами и просить о благословении. В русской мифологии было также поверье, что Тиуны могут меняться и перевоплощаться. Например, Триглав — бог трех глав, был образом святых трех лиц Триединого Бога. Это символизировало единство и разнообразие жизни, а также связь с Богом Всевышним.

Кто такие тиуны в древней Руси: история и значение

На Руси термином «тиун» обозначалась группа привилегированных княжеских и боярских слуг участвовавших в управлении феодальным хозяйством. это название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов. Значение тиунов в Древней Руси Тиуны, или тиуники, играли важную роль в религиозной и социальной жизни Древней Руси.

Кто такой тиун?

это княжеский или боярский управитель, приказчик, привилегированный слуга, а позднее государственный служащий, исполняющий административно-судебные функции. Кто же управлял деревнею, если доводчик и тиун наместника были от нее так далеко, в становом дворе, за сто верст, а от других деревень и за две сотни верст? Тиуны играли огромную роль в формировании и укреплении единства Древней Руси во времена князей. Что такое ТИУН? княжеские или боярские слуги, управлявшие хозяйством в Древней Руси и русских княжествах 11-15 вв., а также в Российском государстве 15-17 вв. В XIV—XVII веках существовали тиуны великого князя, которые занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, и тиуны, входившие в аппарат наместников и выполнявшие судебные функции.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий