Кто был первым человеком, побывавшим в космосе, знают все — это Юрий Гагарин, совершивший 12 апреля 1961 года орбитальный полёт длительностью 108 минут на корабле «Восток». Первый полет человека в космос состоится не раньше 2017 года. ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ (к годовщине первого полёта человека в космос 12 апреля 1961 г. и 85-летию со дня рождения первого космонавта планеты Земля Ю. А. Гагарина).
ТОП-10 основных версий о самом первом полетевшем в космос человеке до Гагарина
- Новости и события Российского исторического общества
- Алексей Леонов: биография, фото, причина смерти
- Первые в космосе: хронология освоения, 1957 – 2021
- Алексей Леонов: биография
- Первый человек в космосе
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
В 10:02 по московскому времени ТАСС передал сообщение о первом полете человека в космос. Первый в мире полёт в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6». Гагарин стал первым человеком, который побывал в космосе. Юрий Алексеевич вошел сначала в двадцатку, потом в «шорт-лист» из шести кандидатов, которые в декабре 1960-го начали подготовку к первому полету человека в космос. 1965, СССР: космонавт Алексей Леонов стал самым первым человеком, который побывал в открытом космосе. И судьба не всегда была благосклонна к самым первым: преодоление жёсткого отбора не гарантировало доступа в космос и могло иметь трагические последствия.
Через что прошли первые космонавты? Главное о пионерах освоения Вселенной
55 лет назад первый человек полетел в космос – Юрий Алексеевич Гагарин обессмертил не только свое имя и принес славу родной стране, но и открыл эру освоения космоса человеком. Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965 г). Первый полет человека в космос подтвердил возможность жизни и работы за пределами земной атмосферы. 1961 год, первый человек в космосе, полёт длился 108 минут, за это время корабль «Восток» успел совершить полный оборот вокруг Земли.
«Принял душ. Пообедал с земным аппетитом»
- Космонавт Бондаренко погиб в марте 1961 года при исполнении
- Юрий Гагарин сегодня положил начало освоению человеком космоса
- Ровно 60 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе
- Как это было: хроника великого дня
52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова
первый человек в космосе, но по правилам международной ассоциации, для того, чтобы зарегистрировать рекорд, он должен был взлететь в корабле, и сесть в корабле. Первый выход человека в открытый космос 18 марта 1965 года стал ещё одной победой Советского Союза в космической гонке с США. Первый полет человека в космос подразумевал много проблем и трудностей. Первый выход человека в открытый космос 18 марта 1965 года стал ещё одной победой Советского Союза в космической гонке с США. Фото ©РИА Новости. Первый космический корабль, на борту которого полетел в космос человек, назывался "Восток-1". Полетел в космос первый человек — советский лётчик Юрий Гагарин.-13.
Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым
Свой первый полет в космос тогда еще капитан Терешкова совершила 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6» — ее выбрали из пяти претенденток. Первый в мире полёт в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6». Первые проекты запуска человека за пределы земной атмосферы в СССР стали разрабатываться практически сразу после окончания Великой Отечественной войны.
52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова
Он совершил три полета в космос, в общей сложности провел в космосе 216 суток, в том числе два часа в открытом космосе. В городе Крупки Минской области установлен бронзовый бюст прославленного космонавта. Еще один белорус, покоривший космос, - Олег Новицкий. Он возглавил основной экипаж, который 23 октября 2012 года полетел к Международной космической станции МКС. Продолжительность полета составила 143 суток. Второй космический полет Олега Новицкого состоялся 17 ноября 2016 года. Гагарин" "Союз МС-18" совершил свой третий полет в космос в качестве командира корабля, во время которого три раза выходил в открытый космос. Стратегически важным для Беларуси стал запуск 22 июля 2012 года с космодрома Байконур в Казахстане собственного спутника дистанционного зондирования Земли БКА. Благодаря этому Беларусь стала полноправным членом "клуба" космических государств.
Запуск БКА продемонстрировал всему миру наличие у Беларуси современных технологий, наукоемких производств. Беларусь стала космической державой, как мы когда-то и планировали. Мы сохранили и приумножили очень важную для Беларуси школу. Все-таки космос - это высочайшие технологии", - заявил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.
Но каждый из них был в своем «Востоке». Кстати, в этом году исполняется 60 лет полету первого человека в космос. А для полета экипажа из нескольких человек предназначались «Восходы».
И первым же «Восходом» в космос отправили сразу трех космонавтов! А вот корабль «Восход-2» специально подготовили для первого выхода человека в открытый космос. И уже на втором витке Алексей Леонов выходит в космическое пространство — в 11:34. Выход в открытый космос должен был совершаться из шлюзовой камеры «Волга». Шлюзованием управлял командир корабля Павел Беляев из кабины «Восхода-2» с помощью пульта. Вначале он наполнил камеру воздухом, а затем открыл люк, который соединял корабль с «Волгой». Леонов «вплыл» в шлюзовую камеру.
Беляев закрыл люк между кораблем и камерой и начал ее разгерметизацию. После полной разгерметизации шлюзовой камеры открылся ее люк в космическое пространство, и Алексей Леонов вышел из «Волги» в открытый космос! Леонов был связан с кораблем с помощью фала, который состоял из стального троса и электрических проводов. По ним передавались медицинские и технические данные, а также осуществлялась телефонная связь с командиром корабля. Кроме того, внутри фала находился шланг для аварийной подачи кислорода.
Однако советские психологи, не предполагая, как именно человек может повести себя в столь необычных условиях, допускали, что космонавт может потерять контроль над собой и захочет сам вести корабль. Именно поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Ученые рассчитывали, что верно прочитать и ввести этот код космонавт может только будучи вменяемым. Нужно признать, что перед самым полетом Гагарину все же сообщили этот код. Какие задачи стояли перед космонавтом? В ходе полета космонавт обязан был проверить все системы пилотируемого корабля, изучить воздействие невесомости на организм человека и его психологическое и физиологическое состояние. Для этого Юрия Гагарин постоянно фиксировал свои ощущения и наблюдения на бортовой магнитофон.
На верхнюю площадку установщика поднимаются медики для закладки питания - последняя операция перед посадкой космонавта. Питание закладывают на десять суток. Это делается на тот случай, если откажет тормозная двигательная установка. Конструкция космического корабля и высота орбиты были выбраны так, что позволяли осуществить спуск с орбиты спускаемого аппарата с космонавтом за счет естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы, но тогда Гагарину пришлось бы пробыть на орбите не 108 минут, а около 10 суток. Это был запасной вариант спуска с орбиты. Королев старался предусмотреть все мыслимые варианты нештатных ситуаций. И делал все на тот момент возможное для их предотвращения и благополучного возвращения первого космонавта. Тюра-Там, стартовая позиция. Из дневника генерала Каманина: "Вместе с ведущим инженером корабля на лифте поднялся к верху ракеты и проверил шифр 145 логического замка. Логический замок работал нормально". Поясним: уже тогда на космическом аппарате наряду с дублированием всех систем была предусмотрена возможность ручного управления спуском с орбиты. Однако медики еще не знали наверняка, как отразится невесомость на психике человека и насколько адекватными будут действия космонавта с момент принятия важных решений. Чтобы космонавт в возбужденном состоянии не включил до времени тормозную двигательную установку ТДУ на спуск, и был придуман логический замок. А на пульте управления в кабине корабля была особая красная кнопка, закрытая предохранительной крышкой. Ключом-дополнением к ней служил логический замок. Для включения ТДУ космонавт должен был нажать в строго определенном порядке три из девяти пронумерованных кнопок. Воспользоваться этим кодом можно было только на орбите, распечатав специальный конверт. Первые шаги в скафандре: Юрия Гагарина провожают к автобусу. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Подошел специально оборудованный автобус. Я занял место в "космическом" кресле, напоминавшем удобное кресло кабины космического корабля. В скафандре есть устройства для вентиляции, к ним подаются электроэнергия и кислород. Вентиляционное устройство было подключено к источникам питания, установленным в автобусе. Все работало хорошо. Автобус быстро мчался по шоссе. Я еще издали увидел устремленный ввысь серебристый корпус ракеты, оснащенной шестью двигателями общей мощностью в двадцать миллионов лошадиных сил. Чем ближе мы подъезжали к стартовой площадке, тем ракета становилась все больше и больше, словно вырастая в размерах. Она напоминала гигантский маяк, и первый луч восходящего солнца горел на ее острой вершине. Юрий Гагарин и Герман Титов на втором плане по дороге к старту. Небо выглядело чистым, и только далеко-далеко жемчужно светились перистые облака. Так мог сказать летчик". Королев и маршал Москаленко в центре под объективом кинокамеры приветствуют Юрия Гагарина на стартовой позиции. Из него, поддерживаемый Е. Карповым вышел в ярко-оранжевом скафандре Юрий Гагарин и направился к членам Государственной комиссии: "Старший лейтенант Гагарин к полету на первом в мире космическом корабле-спутнике готов". Потом было сделано заявление для печати и радио. Уже через несколько часов оно станет мировой сенсацией и останется в этом качестве навсегда. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: "До встречи в районе Куйбышева через несколько часов". Из мемуаров Бориса Чертока: "По двухчасовой готовности - "РГ" на стартовую площадку подъехал автобус с космонавтами. Провожавших и обнимавших Гагарина перед посадкой в лифт оказалось гораздо больше, чем предусматривало где-то оговоренное расписание. К счастью, скупые, но достоверные кадры кинохроники сохранились. Это во многом заслуга кинооператоров студии "Моснаучфильм в спускаемом аппарате". Члены Госкомиссии провожают Гагарина к лифту пускового комплекса. Ивановского направился к лифту. Уже с площадки перед входом в кабину приветственно поднял обе руки - прощание с теми, кто оставался на Земле. Специалисты по скафандру, с одной стороны, О. Ивановский и В. Хильченко, с другой, помогают Ю. Гагарину подняться по двум ступенькам приставной лестницы, закинуть ноги и лечь в кресло. Закончив размещение, прощаются с ним, желают успешного полета. По громкой связи звучит команда: "Всем, не занятым в работе, покинуть стартовую площадку! Из мемуаров Бориса Чертока: "Я спустился в бункер, посмотрел на сосредоточенно серьезных военных пультистов носителя, Пилюгина, пристроившегося в углу пультовой со своими консультантами, расположившихся в гостевой Москаленко и Руднева, убедился, что у следившего за пультами "объекта" Юрия Карпова тоже "замечаний нет". Юрий Быков из бункера начал проверку "Зари". Через десять минут связь с "Кедром" - такой позывной присвоили Гагарину - была установлена. До спуска Королева в бункер связь с Гагариным поддерживали из "гостевой" Каманин и Попович. Поднявшись из бункера, я доложил находившемуся на площадке Королеву, что по моей части замечаний нет, и получил разрешение отбыть на ИП-1". В 7:28 на связь с Юрием Гагариным вышел Сергей Королёв и принял его доклад о готовности. Затем космонавт по заданию главного конструктора радиосистем Ю. Быкова проверял средства связи. Конструктор Олег Ивановский, который еще оставался рядом с Гагариным, показал ему расположение продуктов в кабине корабля. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность…". Эта "мелкая", по словам Каманина, заминка стоила нервов и вошла в историю того дня во множестве пересказов и почти легенд. А как было на самом деле? У входа в лифт. Ответ "Кедра" - "Чувствую себя превосходно". Казалось, что все идет согласно графику подготовки, как было еще вчера при "контрольном прогоне"… Слесари-монтажники Н. Селезнев, В. Шаповалов и В. Морозов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате - закрывали люк. И вдруг доклад: "Нет КП-3! Нет КП-3! На центральном пульте управления в защищенном бункере, куда стекалась вся техническая информация, не засветился один из транспарантов, который должен сигнализировать о штатном закрытии люка прижиме крышки в спускаемом. Сигнала нет - стартовая готовность корабля не набирается… Все, кто это понимал, замерли в тревожном ожидании... Сергей Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку. Как поняли меня? Кедр: Понял Вас правильно. Люк открыт, проверяют сигнализаторы. Заря-1 Королев : Ну, отлично, хорошо. Главный конструктор на связи с первым космонавтом. Фото: ТАСС Опытные, натренированные руки сумели открыть и снова закрыть тридцать замков на крышке люка, проверить ее на герметичность специальным приспособлением - "присоской" и установить теплозащиту люка. Все с облегчением вздохнули, когда из пультовой по громкой связи услышали доклад: "Есть контакт КП-3! Из мемуаров Бориса Чертока: "Только приехав на ИП, я узнал, что все же после посадки Гагарина в аппарат произошло ЧП: на пульте в бункере не загорелся транспарант, удостоверявший закрытие входного люка корабля. Повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта быстро проделали Ивановский и монтажник Морозов. Со временем за неимением других замечаний, требовавших героизма стартовой команды, сей эпизод, постепенно обрастая драматизирующими деталями, вошел в устные и эпистолярные воспоминания о запуске первого человека в космическое пространство. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим". Кедр: Пока не дали. Заря-1 Королев : Понятно, это же музыканты: пока туда, пока сюда, не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич. Кедр: Дали про любовь. Заря-1 Королев : Дали музычку про любовь? Это толково, Юрий Алексеевич, я считаю. Юрий Гагарин в корабле при отрытом люке. Объявляется 50-минутнаяя готовность, Королев по связи сообщил Гагарину, что все идет согласно графику. По двадцатиминутной готовности Н. Каманин и П. Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. К старту готов", - я пошел раздеваться. Быстро снял скафандр, гермошлем, комбинезон, надел "земную" одежду и отправился на пункт связи. Здесь собрались мои товарищи космонавты и можно было по трансляции слушать переговоры Земли с Юрием в ходе подготовки машины к старту. В динамике раздался уверенный, с оттенком шутки голос Гагарина…". Чем жила в день старта Юрия Гагарина и накануне родина его дублера Германа Титова? Номера "Алтайской правды" за 9 , 11 и 12 апреля 1961 года. В последний раз до полета записаны медицинские данные Юрия Гагарина. Следует команда: "Минутная готовность! Она пройдет, и управление ракетой будет передано автоматике. В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А. Кириллова: "Ключ на старт! Всего на 50 миллиметров приподнялась многотонная, объятая пламенем конструкция, а фермы пусковой установки автоматически расходятся, оставляя стартующую ракету и корабль наедине с собой. От нарастающего гула двигателей бункер дрожит, у людей закладывает уши. Старт ракеты с первым пилотируемым космическим кораблем "Восток" под управлением космонавта Юрия Гагарина на космодроме Байконур. Из дневника генерала Каманина: "Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально". Сейчас полетим в район приземления. Самолет плавно оторвался от бетонки, набрал высоту. Мы не отходим от установленного здесь репродуктора, слушаем, что происходит в эфире. По сообщениям из космоса мы улавливаем детали и подробности, понятные только тем, кто непосредственно готовился к подобному полету". Из дневника генерала Каманина: "На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная". Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости. Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту. Из мемуаров Бориса Чертока: "Теперь быстро на "двойку". Там уже идут переговоры с Гагариным. Слышимость отличная.
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
Этот полёт навсегда вошел в историю освоения космоса. Впервые разумные существа не только побывали за пределами околоземного пространства, но и вернулись обратно живыми и невредимыми. Имена первых собак-космонавтов знал весь мир. Обе собачки дожили до старости. Полёты собак на кораблях-спутниках доказали безопасность орбитальных космических полётов для человека.
За весь период экспериментов, с июля 1951 года было совершено 29 запусков ракет с животными. Всего в полётах принимало участие 48 собак. Последний раз в космос собаки отправились в 1966 году. Уже после полёта человека в космос.
На этот раз ученые исследовали состояния живых организмов во время длительных полётов. Более 20 суток животные находились за пределами Земли. Этот последний полёт собак в космос закончился благополучно — собаки приземлились, в дальнейшем дали здоровое потомство и дожили до старости.
В 1943 году деревню Клушино освободили.
После окончания войны семья Гагариных перебралась в город Гжатск, где Юрий снова смог приступить к учебе. Будущий космонавт был способным учеником, интересовался музыкой, фотографией, очень любил читать. В 1949 году Гагарин окончил шесть классов и поступил ремесленное училище в подмосковных Люберцах. Одновременно юноша учился в вечерней школе рабочей молодежи.
Тогда же Юрий начал играть в баскетбол и даже стал капитаном команды. В 1951 году Юрий Гагарин получил специальность «формовщик-литейщик» и окончил седьмой класс в школе рабочей молодежи. Московское областное управление трудовых резервов направило его на учебу в Саратовский индустриальный техникум. В 1955 году Юрий получил диплом с отличием по специальности «литейное производство».
Во время учёбы в Саратове произошло знакомство Гагарина с небом. Занимаясь в Саратовском областном аэроклубе, он выполнил 196 полетов на самолёте ЯК-18, налетав 42 часа 23 минуты. Учёба в лётном училище После окончания аэроклуба Юрия Гагарина направили в Оренбург в Первое Чкаловское Высшее авиационное училище летчиков. Во время учёбы он летал на самолётах: ЯК-18; МиГ-15бис.
Он выполнил 586 полетов, общий налет составил 166 часов 41 минуту. Получив квалификацию летчика-истребителя, Юрий Гагарин отправился к месту службы в Заполярье в истребительный авиационный полк Северного флота. К тому времени у молодого летчика уже была семья.
В период холодной войны они пристально следили за русскими.
Вплоть до того, что бы не сказали, откуда стартовали. Мы стартовали с Тюо Тама, а сказали, что с Байконура, а это сотни километров в сторону. И американцы узнали место старта по баллистическим расчетам, посмотрев откуда взлетела ракета. Гагарин - первый человек в космосе, но по правилам международной ассоциации, для того, чтобы зарегистрировать рекорд, он должен был взлететь в корабле, и сесть в корабле.
А он на высоте 80 км катапультировался и садился на парашюте отдельно, но когда мы подавали документы на регистрацию рекорда, мы это скрыли. То есть очень многие вещи они додумывали", - сказал Вадим Лукашевич. Гибель Ивана Ивановича Лариса Успенская как никто знает тайны космических полетов. Многие годы она заведует архивом первого отряда космонавтов.
Здесь хранятся уникальные, еще недавно закрытые документы. Документы архива президента, государственной власти на то время и нашего ведомства были рассекречены. Недавно вневедомственная комиссия рассекретила значительный блок архивов, касающихся первых полетов космических", - рассказала Лариса Успенская. Самые первые записи архива полета Гагарина сделаны в режиме реального времени Королевым и лично космонавтом сразу после приземления.
Гагарин пишет как потерял в невесомости карандаш, как хотел пить, как корабль отклонился от курса. Конструктор Сергей Королев и первый космонавт Юрий Гагарин, 1961 год. Между тем, за три недели до этого житель села Корша, что в Западном Казахстане, обнаружил на высокой ели человека в скафандре — он неудачно приземлился с парашютом. Новость о погибшем космонавте быстро облетела округу.
Но подойти к нему близко никто не успел: приехали военные и жертва бесследно исчезла. Совершенно нельзя было предположить, как человеческий организм отреагирует. Те перегрузки, которым подвергались космонавты во время тренировок и испытаний на Земле не могли сравнится с тем, что будет там", - рассказала Лариса Успенская. Официально, в космос слетали два манекена, прозванные конструкторами в шутку Иванами Ивановичами.
Чтобы не пугать людей, на скафандре второго так и напишут: "Макет". Но слухи остановить уже было невозможно. Сегодня за 1 миллион долларов каждый может отправиться в космос. Но стало ли это безопасно?
Что до сих пор скрывают космонавты? К сожалению, предыдущий экипаж, когда мы летали на "Алмаз" военная станция "Салют-5" паниковал, они стали принимать все более остро, что вызвало ухудшение их самочувствия, а это привело к срочной посадке. И даже какое-то время считали, что станция отравлена. Только за кадром испытатели говорят, что риск в полетах не исчез.
Это по-прежнему рулетка, поэтому они и подписывают документы о неразглашении. Их отчеты как секретные файлы хранятся годами. Например, бортовой журнал Гагарина до сих пор не опубликован. Что мы знаем о полетах после Гагарина?
Казалось бы, завеса тайны первых полетов открыта, и кроме собак и манекенов до Гагарина на орбите никто не бывал, но пока не будут рассекречены все документы, эти вопросы будут исследоваться вновь и вновь. Майор Гагарин справился с заданием.
В духе тогдашней фантастики Когда космос забрал первую жертву, советские СМИ не молчали. Семье Комарова письма с соболезнованиями приходили со всех концов мира. Также отреагировала советская пресса и на гибель экипажа «Союза-11» 30 июня 1971 года, когда разгерметизация спускового аппарата убила Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Георгия Пацаева. Вот так выглядел «Восток» Гагарина на самом деле. Что называется: «Почувствуйте разницу! Тем не менее легенда достаточно живуча, и началась она, что любопытно, как раз до полёта Гагарина.
Неожиданный запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года перевернул мировое представление о возможностях страны. Если до этого общепринятым было мнение, что СССР сильно отстаёт от «свободного мира» по научно-техническому развитию, то после орбитального сюрприза с «бип-бип-бип» надолго укрепилось обратное мнение, что от чёртовых комми можно ожидать вообще чего угодно. Сегодня они вышли в космос, в то время как в прочих странах об этом только в фантастических рассказах писали, а завтра могут столь же внезапно предъявить миру машину времени, телепортатор или каких-нибудь воскрешённых сибирских мамонтов. Так что когда в ГДР, например, в 1958 году опубликовали статью о том, что в космосе побывало уже пять советских граждан, многие всерьёз в это поверили, хотя материал был откровенно шуточный и опубликован был первого апреля. Впрочем, всерьёз история с «нулевыми космонавтами» началась 13 декабря 1959 года. Итальянское новостное агентство Continentale выпустило сенсационный материал, в котором со ссылкой на неназванного «пражского журналиста, имеющего связи в руководстве коммунистической партии Чехословакии» сообщило, будто Советский Союз отправил с ракетного полигона Капустин Яр несколько пилотируемых космических экспедиций, и все они завершились трагически. Иван Качур справа перед испытанием на центрифуге Назывались имена четырёх космонавтов. Трое из них якобы пытались совершить суборбитальный полёт на баллистических ракетах, оснащённых кабинами и средствами мягкой посадки.
Александр Ледовский, запущенный в ноябре 1957 года, сумел подняться на высоту 186 миль над уровнем моря, но потом связь с ним была потеряна. В феврале 1958 года его судьбу повторил Серентий Шиборин. Странное имя «переводят» на русский в разных источниках по-разному, где-то как «Терентий», где-то как «Сергей». Третьим стал Андрей Митков, стартовавший в январе 1959-го, указано, что его ракета взорвалась спустя двадцать минут после отрыва от площадки. С четвёртым полётом, произошедшим в июне 1959-го, всё было необычно. Во-первых, летала женщина, Мирия Громова в более поздних вариациях — Мария , во-вторых, пилотировала она орбитальный самолёт вертикального взлёта. Некоторые исследователи пытаются проводить параллели с реальными запусками — с Капустина Яра тогда запускались ракеты с собаками на борту. Ледовский «летал» одновременно со «Спутником-2», поднявшим на орбиту Лайку, Шиборин совпадает по дате с запуском собак Пальма и Пушок.
Откуда взяты имена, не очень понятно — «прототипом» Александра Ледовского, возможно, стал дипломат Андрей Ледовский, работавший тогда советником посольства в США. В позднейших перепечатках его иногда именовали Лодовским или Ледовских. Впрочем, скорее всего, все даты и имена просто высосаны итальянскими журналистами из пальца. Самое правдоподобное — сама концепция суборбитального полёта на переделанной баллистической ракете, но это как раз неудивительно, такая концепция была логична и реально разрабатывалась не только в СССР, но и в США проект Mercury , а до этого — в Германии. Собственно, Р-7, доставившая на орбиту Спутник и Гагарина, тоже в девичестве ядерная баллистическая ракета. Вот только советские конструкторы от идеи суборбитального полёта почти сразу отказались, решив, что куда большее научное и пропагандистское значение будет иметь не короткий «подскок» за пределы атмосферы, а полноценный вывод аппарата на околоземную орбиту, пусть даже это будет простая капсула с передатчиком, а не обитаемый корабль. Суборбитальную ракету ВР-190 «Высотная ракета, потолок — 190 км» разрабатывали специалисты НИИ ракетной техники осенью 1945 года. Но проект не был доведён до завершения по упомянутой выше причине, к тому же он сильно отличался от описанного итальянцами.
Экипаж состоял из двух человек, а высота полёта никоим образом не дотягивала до 186 миль. По изначальной задумке это было, как видно из названия, 190 километров в полтора-два раза меньше, в зависимости от того, какие именно мили журналисты имели в виду. В дальнейшем, исправив ошибки в расчётах, конструкторы и вовсе «урезали осетра» до 100-150 км.
Космические рекорды: от Гагарина и до наших дней
А вот корабль «Восход-2» специально подготовили для первого выхода человека в открытый космос. И уже на втором витке Алексей Леонов выходит в космическое пространство — в 11:34. Выход в открытый космос должен был совершаться из шлюзовой камеры «Волга». Шлюзованием управлял командир корабля Павел Беляев из кабины «Восхода-2» с помощью пульта. Вначале он наполнил камеру воздухом, а затем открыл люк, который соединял корабль с «Волгой». Леонов «вплыл» в шлюзовую камеру. Беляев закрыл люк между кораблем и камерой и начал ее разгерметизацию. После полной разгерметизации шлюзовой камеры открылся ее люк в космическое пространство, и Алексей Леонов вышел из «Волги» в открытый космос! Леонов был связан с кораблем с помощью фала, который состоял из стального троса и электрических проводов.
По ним передавались медицинские и технические данные, а также осуществлялась телефонная связь с командиром корабля. Кроме того, внутри фала находился шланг для аварийной подачи кислорода. Атмосфера внутри скафандра была кислородная, с пониженным давлением. В открытом космосе Алексей Леонов проводил эксперименты и наблюдения. Он совершил пять отходов и подходов к шлюзовой камере. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова в космосе.
Этим документом были определены все основные мероприятия по созданию изделия 3КА и обеспечению его надежности. Летом 1960 года начались испытания всех основных систем и агрегатов корабля «Восток». Большая часть из них была проведена на экспериментальных установках. При этом крышки люка отстреливались 50 раз, головной обтекатель сбрасывался 5 раз, макет корабля отделялся от ракеты 15 раз, спускаемый аппарат и приборный отсек разделялись 5 раз, отрывная плата отстреливалась 16 раз и т. Первый корабль был изготовлен в упрощенном варианте, без тепловой защиты 28 июля был осуществлен первый запуск корабля 1К с подопытными животными собаки Чайка и Лисичка на борту. Спускаемый аппарат аварийно отделился и разрушился при падении. Собаки погибли. Программа его орбитального полёта была выполнена, однако из-за отказа в системе управления работой ТДУ спуск произошёл в нерасчётном районе и спускаемый аппарат СА был подорван. На его борту находились собаки Пчелка и Мушка. На его борту были собаки Комета и Шутка, которые остались в СА из-за отказа катапульты и благодаря этому остались живы. Из 16 блоков «Е» 6 блоков не сработали из-за аварии РН и 2 блока — из-за аварий самого блока 1961 9 марта был проведён первый запуск корабля ЗКА. Корабль был укомплектован всеми бортовыми системами, собакой Чернушка и манекеном человека, который в шутку был назван разработчиками «Иван Иванович». Программа полёта корабля также была выполнена. Научным руководителем работ был В. В августе 1959 года начался отбор кандидатов в космонавты. Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 170 см, вес -до 70 кг, отличное здоровье. Королев отмечал: «Летчик-истребитель - это и есть требуемый универсал. Он летает в стратосфере на одноместном скоростном самолете. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер... В процессе первого отбора кандидатов в космонавты были рассмотрены документы на 3461 летчика истребительной авиации; для первичной беседы было отобрано 347 человек. К дальнейшему медицинскому отбору было допущено 206 летчиков, которые проходили обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале ЦВНИАГе. Из них 72 отказались от прохождения обследования, 105 были отчислены по состоянию здоровья. Из 29 летчиков, прошедших все этапы медицинского обследования с хорошими результатами, 20 человек были отобраны и зачислены первыми слушателями-космонавтами. В то время старший лейтенант Ю. Гагарин проходил службу в 169-м истребительном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота поселок Луостари, Мурманская область.
С военными аппаратами это вполне ожидаемо — вон, американцы про свой Boeing X-37B тоже ничего не рассказывают, хотя времена сейчас куда более свободные по части информационной прозрачности. Но даже полёты гражданского назначения в СССР долгое время освещались весьма скудно. Вдобавок к этому, широко распространено мнение, будто Советский Союз очень не любил предавать огласке свои неудачи, рассказывая только об успехах. Так ли это было или нет — вопрос большой и отдельный, в него сейчас углубляться не будем. Посмотрим лишь на наиболее яркие примеры именно по теме покорения космоса. Гипотеза о том, что «первые полёты были неудачными, поэтому о них молчали, а вот Гагарин слетал успешно, поэтому о нём рассказали», не выдерживает столкновения с реальностью даже при самых беглых проверках. Начать с того, что о полёте Гагарина советское радио официально сообщило отнюдь не после его успешного завершения. Юрий Левитан зачитал сообщение о первом в мире пилотируемом космическом полёте, когда «Восток» ещё был на орбите. До посадки корабля оставалось ещё около часа, и за это время успел произойти целый ряд неприятностей, некоторые из которых могли окончиться для Юрия Алексеевича весьма и весьма печально. Ещё несколько сообщений передавались по ходу полёта, сообщая о самочувствии Гагарина и его докладах с борта «Востока». Кроме того, даже если бы полёт оборвался катастрофой, об этом не собирались молчать, согласно постановлению ЦК КПСС «О запуске космического корабля-спутника», принятому 3 апреля 1961 года, полагалось вносить в текст новостных сообщений уточнения по результатам полёта. Если бы что-то пошло катастрофически не так, об этом тоже рассказали бы. Во время, когда публиковались первые сообщения о полёте Гагарина, журналистам не было даже известно, как выглядит его корабль, и поэтому иллюстраторы изображали что-то абстрактное. В духе тогдашней фантастики Когда космос забрал первую жертву, советские СМИ не молчали. Семье Комарова письма с соболезнованиями приходили со всех концов мира. Также отреагировала советская пресса и на гибель экипажа «Союза-11» 30 июня 1971 года, когда разгерметизация спускового аппарата убила Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Георгия Пацаева. Вот так выглядел «Восток» Гагарина на самом деле. Что называется: «Почувствуйте разницу! Тем не менее легенда достаточно живуча, и началась она, что любопытно, как раз до полёта Гагарина. Неожиданный запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года перевернул мировое представление о возможностях страны. Если до этого общепринятым было мнение, что СССР сильно отстаёт от «свободного мира» по научно-техническому развитию, то после орбитального сюрприза с «бип-бип-бип» надолго укрепилось обратное мнение, что от чёртовых комми можно ожидать вообще чего угодно. Сегодня они вышли в космос, в то время как в прочих странах об этом только в фантастических рассказах писали, а завтра могут столь же внезапно предъявить миру машину времени, телепортатор или каких-нибудь воскрешённых сибирских мамонтов. Так что когда в ГДР, например, в 1958 году опубликовали статью о том, что в космосе побывало уже пять советских граждан, многие всерьёз в это поверили, хотя материал был откровенно шуточный и опубликован был первого апреля. Впрочем, всерьёз история с «нулевыми космонавтами» началась 13 декабря 1959 года. Итальянское новостное агентство Continentale выпустило сенсационный материал, в котором со ссылкой на неназванного «пражского журналиста, имеющего связи в руководстве коммунистической партии Чехословакии» сообщило, будто Советский Союз отправил с ракетного полигона Капустин Яр несколько пилотируемых космических экспедиций, и все они завершились трагически. Иван Качур справа перед испытанием на центрифуге Назывались имена четырёх космонавтов. Трое из них якобы пытались совершить суборбитальный полёт на баллистических ракетах, оснащённых кабинами и средствами мягкой посадки. Александр Ледовский, запущенный в ноябре 1957 года, сумел подняться на высоту 186 миль над уровнем моря, но потом связь с ним была потеряна. В феврале 1958 года его судьбу повторил Серентий Шиборин. Странное имя «переводят» на русский в разных источниках по-разному, где-то как «Терентий», где-то как «Сергей». Третьим стал Андрей Митков, стартовавший в январе 1959-го, указано, что его ракета взорвалась спустя двадцать минут после отрыва от площадки. С четвёртым полётом, произошедшим в июне 1959-го, всё было необычно. Во-первых, летала женщина, Мирия Громова в более поздних вариациях — Мария , во-вторых, пилотировала она орбитальный самолёт вертикального взлёта.
Пуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководил Главный конструктор Сергей Павлович Королев. Этот эпохальный полет длился 108 минут. О том, что увидел первый космонавт, когда вышел на орбиту, свидетельствует полная стенограмма его переговоров с Землей. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области.
Алексей Леонов: биография, фото, причина смерти
В то время старший лейтенант Ю. Гагарин проходил службу в 169-м истребительном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота поселок Луостари, Мурманская область. Кандидатов в космонавты решено было отбирать из летчиков — истребителей. В ноябре 1960 года для дальнейшей интенсивной подготовки космонавтов были отобраны шесть кандидатов: Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Николаев, П.
Попович, В. Быковский и Г. В январе 1961 года начались занятия в летно-исследовательском институте ЛИИ , в г. Жуковский, где был создан тренажер КК «Восток-3А». Первым «космическим» инструктором стал Герой Советского Союза М. Два из них с космонавтами на борту остановились в Куйбышеве, чтобы ознакомиться с районом приземления.
Королев и М. Утром 8 апреля 1961 года было проведено обстоятельное медицинское обследование Ю. Гагарина и Г. Вечером того же дня состоялось торжественное заседание Государственной Комиссии. Официально были приняты два решения: названы имена первого космонавта — Юрия Гагарина и его дублера — Германа Титова; сообщена дата запуска корабля «Восток» - 12 апреля 1961 года. Козловым для подготовки серийного производства МБР Р-7.
Соловьев, Р. Куйбышеве с целью конструкторского сопровождения серийного изготовления МБР Р-7. Уже 1958 году в Куйбышевском авиационном институте директор — Виктор Павлович Лукачев на спецкурсах началась подготовка специалистов для новой —ракетной отрасли. Начальником филиала и главным конструктором назначен Дмитрий Ильич Козлов. Гагариным на борту. Гагарин прибыл на самолете Ил-14 из Энгельса в Куйбышев на заводской аэродром «Трехгорка», где его встречали руководители области, военные и многочисленные работники завода.
Фото ТАСС Первый выход в открытый космос был совершен советским космонавтом Алексеем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля "Восход-2" Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду из них вне корабля 12 минут 9 секунд. Первой женщиной, вышедшей в космос, была Светлана Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции "Салют-7".
Первым человеком, ступившим на Луну, стал командир американского корабля "Аполлон-11" Нил Армстронг. Это событие произошло 21 июля 1969 года. За прошедший более чем полувековой путь космонавтика стала областью концентрации передовых достижений.
Среди них - создание орбитальных станций, выполнение на них многочисленных научных и технологических экспериментов, полеты к другим планетам. Многие страны вывели в космос собственные искусственные спутники Земли. С первых дней освоения космоса Беларусь не осталась в стороне.
Первые разработки по космической тематике в республике относятся к началу 1960-х годов. В научных институтах и на промышленных предприятиях велись разработка и создание новейших оптических приборов, наземных систем управления запуском ракет, программ по обработке космических изображений. Владимир Коваленок и Петр Климук, 2018 год.
Фото из архива Дважды Герой Советского Союза Петр Климук является первым белорусским космонавтом, ученым в области технических наук, летчиком-космонавтом СССР, генерал-полковником авиации, членом-корреспондентом Международной академии астронавтики, академиком Российской академии космонавтики имени К.
И что за напасть? Только что говорила, что легче ей. Вечно с этими женщинами всякие истории. Неужто я ее расстроил сообщением о том, что еду на целину? Из мемуаров Бориса Чертока: "Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении... Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров... Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю.
Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе. Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына. Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками.
Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз.
Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения.
Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью? Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми.
Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной. Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения. Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку.
Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1. Назвать авторов трудно. Творчество было коллективным. О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком. А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио.
Мама, когда услышала, в обморок упала. Еле-еле в чувство привели мы ее с Зоей - она как раз из больницы прибежала. Пошли к ним. Приемник здесь, как и у нас, был включен на полную мощность. Мама и Зоя сидели перед ним, тесно прижавшись друг к другу, и плакали… - Вот о какой командировке он говорил... Боже мой, а как же Валентина все это переживет? Ведь одна она там, ребятишки несмышленые... До поезда оставалось двадцать минут, а от дома до вокзала расстояние - около трех километров.
Не успеть маме к поезду, но - понял я - и отговаривать ее бесполезно. Крикнув, чтобы ждала меня, я бегом бросился в автохозяйство… Мама не дождалась меня - ушла на вокзал пешком. Догнал я ее чуть ли не на половине пути. Она бежала, спотыкаясь, шаль свалилась на плечи. Вот и вокзал, скорее в кассу! Стучим в окошко, а московскому уже дали отправление. Мама схватила билет, бросилась к составу, а тот уже дернулся... Тут кассирша выскочила: - Гражданка, - кричит, - где вы?
Сдачу с десяти рублей возьмите!.. Тут, к счастью, какая-то женщина подбежала к кассирше, что-то шепнула ей на ухо. Видимо, она, женщина та, знала маму. И кассирша стремглав бросилась к диспетчеру. Не знаю, что она там сказала, но громыхнул недовольно и замер поезд на рельсах. Железнодорожники помогли маме устроиться в вагон". Из мемуаров Бориса Чертока: "Из-за недоработки импульса торможения Гагарин приземлился с перелетом относительно расчета… Обзорный радиолокатор радиотехнического пункта наведения Энгельсского аэродрома зафиксировал цель на юго-западном направлении на высоте 8 км и удалении 33 км. Цель отслеживалась локатором до Земли.
На высоте 7 км отстрелилась крышка люка, и Юрий Гагарин вместе с креслом катапультировался из спускаемого аппарата. На высоте 4 км автоматически веден в действие основной парашют, который сдернул Юрия Гагарина с кресла. При этот носимый аварийный запас, в котором были радиостанция, радиопелегатор, аптечка, запас пищи, оторвался и был потерян. Спускаемый аппарат корабля «Восток-3А» сильно обгорел в плотных слоях атмосферы, но жизнь космонавта сохранил и сам остался цел при встрече с землей. Спускаемый аппарат корабля "Восток-3А" на парашюте приземлился. Юрий Гагарин снова на земле и уже без скафандра. Юрий Гагарин коснулся земли и стал гасить купол своего парашюта. Первым встретили Гагарина на Земле Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой, следом за ними с полевого стана прибежали механизаторы колхоза им.
Шевченко из деревни Узморье. После доклада командиру дивизии ПВО Гагарина по его просьбе повезли к кораблю, из которого он катапультировался". Борт военного самолета на подлете к Куйбышему. После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... Общий вагон пассажирского поезда на перегоне Гжатск - Можайск. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Радио на всю катушку работает. Мама услышала сообщение и разрыдалась… Поблизости оказался врач, дал какие-то успокоительные таблетки, но таблетки мало помогли.
В Можайске, узнав о том, что Юра благополучно приземлился, она снова едва не потеряла сознание". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Случилось, как в хорошем романе, - мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья! Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной.
Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели. Из ближайшей воинской части Гагарин только что доложил по команде о своем приземлении. Фото: ОММ Ю. Деревня Клушино, Гжатский район.
Из воспоминаний Валентина Гагарина: "В избу, где квартировали и столовались плотники и порог которой только-только переступил отец, ввалился взмыленный председатель сельсовета Василий Федорович Бирюков. Когда "газик" остановился на Ленинградской, у дома, здесь было полно машин и еще больше народу. Из мемуаров Бориса Чертока: "Доклад о приземлении уже прошел по всем службам. Гагарина обнаружила поисковая группа, которая на вертолете Ми-4 доставила его в Энгельс, а оттуда - в обкомовскую резиденцию в Куйбышев. Туда-то и прилетели для встречи и допроса Гагарина Королев со всей Госкомиссией, счастливыми сопровождающими и допущенными корреспондентами". Юрий Гагарин на борту самолета под контролем врачей. Куйбышев, заводской аэродром. Из дневника генерала Каманина: "На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из Главного штаба ВВС и доложил обстановку: "Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву.
К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа народа. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались… Куйбышев, заводской аэродром. Из воспоминаний Германа Титова: "Когда мы прилетели в район приземления, мне хотелось быстрее обнять Юру, но я увидел его в плотном кольце людей.
Вокруг стояли ученые. Подойти к Гагарину не было никакой возможности. И все же я стал протискиваться сквозь толпу. На меня бросали удивленные, строгие взгляды, но я продвигался. Юра заметил меня, когда я был уже в нескольких шагах от него, и бросился мне навстречу. Мы крепко обнялись, долго тискали друг друга.
Впервые человек совершил полет в космос 12 апреля 1961 г.
Полет был начат в 9 часов 7 минут по московскому времени, что соответствовало 06:07:00 UTC. Пуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководил Главный конструктор Сергей Павлович Королев. Этот эпохальный полет длился 108 минут.
Они могли быть на месте Гагарина. Пять историй о первом отряде космонавтов
Восемнадцатого марта исполняется 58 лет с момента первого выхода человека в отрытый космос. На плечи скромного военного летчика-истребителя легла гигантская, невиданная прежде слава и всемирная известность первого землянина, побывавшего в космосе. У каждого был шанс стать первым человеком в космосе, но даже незначительные факторы могли этому помешать.