Присоединение, а вернее, возвращение, этих территорий в состав России было зафиксировано межгосударственным договором, подписанным 18 марта 2014 года в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве главами России и Республики Крым. Севастополь вернулся в Россию, был образован отдельный субъект в составе Российской Федерации, город федерального значения Севастополь. В 2014 году жители Крыма и Севастополя обратились к России с призывом защитить их права и саму жизнь, когда на Украине началась самая настоящая гражданская война. Позднее, дата проведения референдума была перенесена на 16 марта, в текст референдума включен вопрос о возможности выхода Крыма и Севастополя из состава Украины и вхождения в состав Российской Федерации. Императрица Екатерина II посетила Севастополь – последний пункт и цель своей поездки в Новороссию и Крым.
Десять лет вместе: Крым празднует годовщину воссоединения с Россией
В дополнение ко всему, новое руководство Крыма столкнулось с отсутствием финансовой, экономической, управленческой базы для обеспечения реальной автономии [94] , а политические силы Крыма были расколоты: возникший в скором времени конфликт между президентом и парламентом Крыма препятствовал возможности выступить единым фронтом против центральной власти [92]. Украина же в 1992 и в 1995 году проявила твёрдую позицию, категорически отказываясь обсуждать федерализацию страны хотя автономия Крыма — при сохранении унитарной основы страны — никогда не исключалась из числа вариантов обеспечения его особого статуса, что сохраняло возможность достижения компромисса; в этой ситуации «возможность получения Крымом голоса тушила сепаратистские стремления» [92] или же изменение её границ [92]. В условиях проблем, с которыми столкнулись власти Крыма, и невмешательства России в дела на полуострове, Украина в 1995 году отменила крымскую конституцию 1992 года и упразднила региональное президентство [94] , а также поставила под свой контроль региональное правительство. Всё это сузило набор институтов, которым могли воспользоваться пророссийские силы [92]. Со второй половины 1990-х годов в крымском руководстве преобладали партии, выступавшие против сепаратизма [92]. Пророссийские политические силы в Крыму, ослабленные политическим кризисом, потерпели поражение на выборах 1998 года в Верховный Совет Крыма [94]. На определённое время в деятельности пророссийских организаций собственно политическая составляющая ушла на второй план, при этом более важную роль начали играть вопросы русского языка, религии, культуры, исторического самосознания, поддержания связей с Россией [94].
На международном уровне, в 1997 году Россия и Украина подписали соглашения о статусе Черноморского флота, решившие вопрос его раздела и пребывания на территории Крыма, а также Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной «Большой договор» , которым признавали нерушимость границ друг друга и, тем самым, суверенитет Украины над Крымом [92]. Хотя российское общество за время, прошедшее с распада СССР так и не смирилось с потерей полуострова и высказывалось в пользу его возвращения допуская даже возможность прибегнуть к давлению на Украину вплоть до военного , оно постепенно начинало принимать государственную независимость Украины от России как свершившийся факт [96]. Оживление политической деятельности пророссийских организаций наметилось в 2002 году. Активизации пророссийских общественных организаций способствовала « Оранжевая революция » 2004 , многие лозунги которой были восприняты значительной частью населения полуострова резко враждебно, как и действия новой власти в частности в вопросах сближения Украины с НАТО и войны в Южной Осетии [94] , резко ухудшились после неё и российско-украинские отношения. Возможность возникновения нового конфликта в Крыму в связи с новым переделом мира считалась высокой уже в начале 2000-х годов [97]. Русскоязычное большинство населения и политика украинских элит позволили некоторым исследователям уже в 2010 году предположить, что политический раскол на Украине может привести к проведению в Крыму референдума о присоединении к России [98].
С избранием на пост президента Украины Виктора Януковича российско-украинские отношения существенно изменились [99]. К моменту вступления в должность главы государства, Янукович выглядел пророссийским политиком [100] , который выступал против сближения Украины с НАТО, за русский язык как второй государственный в стране, придерживался иных взглядов на Голодомор и ОУН-УПА , чем его предшественник Ющенко. Несмотря на активное сопротивление оппозиции Янукович добился ратификации подписанных им договорённостей с Россией, согласно которым Украина получала скидку на газ в размере 100 долларов на каждую тысячу кубометров, а российский Черноморский флот оставался в Крыму до 2042 года [101]. На самом полуострове приход к власти Януковича, поддержанный большинством крымчан, в начале его правления даже способствовал некоторому снижению устремлений к присоединению Крыма к России или созданию в Крыму русской национальной автономии [102]. Вместе с тем остались нерешёнными несколько ключевых вопросов, касающиеся пребывания Черноморского флота на украинской территории, прежде всего проблема модернизации вооружений и техники подразделений, дислоцированных в Крыму; другими спорными вопросами стало намерение украинской стороны собирать таможенные пошлины со всех ввозимых для нужд российского флота товаров и проблема маяков, находящихся в пользовании у Черноморского флота России. Эксперты отмечали, что за три года своего президентства Янукович испортил отношения с Россией, не сделал русский язык вторым государственным и не договорился о более низкой цене на газ, что подрывало поддержку президента пророссийски настроенным электоратом [103].
Однако главными проблемами в стране оставались высокий уровень коррупции и социальная незащищенность населения [104] [105] [106]. С конца ноября 2013 года на Украине начались акции протеста , вызванные отказом правительства подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. В городах Крыма также происходили аналогичные акции, однако число их участников было относительно невелико [107]. В ходе начавшегося политического кризиса в стране руководство АР Крым поддерживало позицию президента Януковича и правительства Азарова и критиковало действия оппозиции как угрожающие, по мнению парламента, политической и экономической стабильности страны. Верховный Совет Автономной Республики Крым поддержал решение премьер-министра приостановить процесс евроинтеграции [108] [109] и призывал крымчан «укреплять дружеские связи с регионами Российской Федерации» [109] [110]. Большое значение в складывавшейся ситуации имела позиция крымскотатарской общины, третьей по численности в Крыму, которую в значительной мере определяло отношение Меджлиса крымскотатарского народа — общественной организации представительного органа крымских татар.
В период Евромайдана Меджлис выступил в поддержку евроинтеграции что было прямо противоположно мнению Верховного Совета АР Крым и против «установления авторитарного режима» на Украине. После силового разгона Евромайдана в ночь на 30 ноября 2013 года президиум Меджлиса официально осудил действия властей, заявил о своей солидарности с требованиями немедленной отставки правительства Азарова и проведения внеочередных выборов Верховной рады Украины, а также подверг резкой критике позицию Верховного Совета Крыма [111]. Меджлис регулярно направлял в Киев для участия в Евромайдане организованные группы крымских татар [112] [113]. По его информации, в помещении консульства РФ в Симферополе при участии российского консула Вячеслава Светличного состоялась встреча руководителя партии « Русский блок » Геннадия Басова, главы партии « Русское единство » Сергея Аксёнова и некоторых народных депутатов от « Партии регионов », в ходе которой обсуждалась возможность провести в Крыму силами «Партии регионов» и пророссийских сил большой митинг Антимайдана , ключевым требованием которого будет проведение референдума о государственной независимости Крыма [121] [122]. Также он сообщил об имеющейся информации о планируемых российским Черноморским флотом военных учений , легенда которых предусматривает, в частности, захват административных зданий [123] [124]. Руководство России, в свою очередь, официально отвергало возможность военной операции на Украине [125] : 19 декабря 2013 года на пресс-конференции в Москве президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос о возможности ввода российских войск в страну для «защиты соотечественников», как это было сделано в Южной Осетии и Абхазии в 2008 году , заявил: «Мы будем бороться за равенство прав российских соотечественников — это относится ко всем государствам.
Это совсем не значит, что мы будем махать шашкой и вводить войска.
В ответ Россия отправила небольшой военный контингент на полуостров, чтобы не допустить массовых жертв. В этот же день президент Владимир Путин и представители крымской делегации подписали соответствующий договор: Республика Крым и город Севастополь стали новыми субъектами Российской Федерации. Почему этот день так важен Это событие имеет большое значение, поскольку воссоединение Крыма с Россией является восстановлением исторической и национальной связи народа. Гвинеец, "краса России" и учёные сняли клип к годовщине присоединения Крыма. Считается, что это связано с именем князя Бравлина, но вопрос о его существовании — загадка истории.
По словам главы государства, русскоязычное население Украины устало от попыток его "принудительной ассимиляции". Он подчеркнул, что Россия будет всегда защищать интересы русскоязычных граждан. Однако прежде всего сама Украина должна быть заинтересована в том, чтобы права и интересы этих людей были гарантированы, в этом залог стабильности, украинской государственности и территориальной целостности страны", - сказал он.
При этом Путин подчеркнул, что Россия не желает развала Украины. Не верьте тем, кто пугает вас Россией, кричит о том, что за Крымом последуют другие регионы. Мы не хотим раздела Украины.
Нам этого не нужно", -заявил он. Никакой агрессии или интервенции в Крыму не было, подчеркнул российский президент. По его словам, Россия не вводила войска в Крым, а лишь усилила свою группировку, при этом не превысив предельную штатную численность, предусмотренную международным договором.
Странно это слышать. Что-то не припомню из истории ни одного случая, чтобы интервенция проходила без одного- единственного выстрела и без человеческих жертв", - сказал он. Путин также поблагодарил украинских военнослужащих, "которые не пошли на кровопролитие и не запятнали себя кровью".
Разграничение морских пространств Черного и Азовского морей осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации, норм и принципов международного права. Со дня принятия Крыма в РФ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории республики или Севастополя, признаются гражданами РФ, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и или их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. Граждане России, призванные на военную службу в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, проходят военную службу на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2016 года включительно. Выборы в органы государственной власти Республики Крым и в органы государственной власти города федерального значения Севастополя проводятся во второе воскресенье сентября 2015 года. Согласно договору, со дня принятия в РФ Крыма и до 1 января 2015 г.
История воссоединения Крыма с Россией
А в прошлом году началась разведка запасов пресной воды на дне Азовского моря. Речь идет о четырёх энергоблоках, каждый по 235 МВт мощности. Подача электричества началась в декабре 2018 года, а в полную мощности они заработали в марте. Новые ТЭС обеспечили полное покрытие потребности полуострова с учетом резервирования. При необходимости мощности могут передаваться даже в соседние регионы. Станции работают на природном газе. Северо-крымский канал, новые ТЭС Социальная инфраструктура Несмотря на введенные санкции на полуострове продолжается возведение школ и детский садов. В частности, только в 2021 году удалось построить семь учреждений для дошколят: два в Симферополе, три в Симферопольском районе, по одному в Нижнегорском и Советском. В Севастополе начали строительство пяти детских садов, еще 37 действующих попали в план капремонта. Совершенствуется медицина. В больнице имени Семашко высокотехнологичные операции поставлены на поток.
Центр разместился в Симферополе на площади в 11 тысяч квадратных метров. Один из самых больших и современных на Юге России комплекс рассчитан на 734 койки, оснащен компьютерными томографами, аппаратами МРТ. Там есть конференц-зал для проведения научно-учебной работы и собственная лаборатория, где пациенты могут на месте получить результаты анализов. Кроме того, открылась новая больница в Ялте. В Севастополе реализуется проект по строительству медицинского кластера. В одном месте будут сосредоточены больница скорой помощи, инфекционная больница, онкологический центр, психиатрическая больница, а также центр судмедэкспертизы. Такое внимание к региону со стороны Федерации задает и высокую планку требований к эффективности, качеству работы всех ведомств, региональных и муниципальных властей на местах. Хочу подчеркнуть: мы делаем и сделаем все для обеспечения в Крыму стабильности и безопасности, для дальнейшего комплексного развития транспорта, энергетики, всей инфраструктуры, - сказал Владимир Путин в марте 2021 года. Больница имени Семашко Туризм Прошлым летом на курортах Крыма зафиксировали рекордный поток туристов. В этом году регион планирует принять еще больше отдыхающих.
Туристический поток на полуостров вскоре может приблизиться к рекордам советского времени — Крым в год сможет принимать 10 миллионов гостей. Для этого создаются новые места размещения, улучшается качество сервиса, появились программы пост-ковидной реабилитации. Крым сегодня — это не только теплое море, это возможность круглогодичного отдыха.
Городской совет Севастополя единогласно решил войти в состав РФ в качестве города федерального значения. В тот же день крымский парламент был переименован в Государственный совет Республики Крым, а Севастопольский городской совет — в Законодательное собрание. Также Госсовет Крыма признал расположенную на полуострове государственную собственность Украины собственностью республики и постановил, что с 17 марта в Крыму "не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады и иных госорганов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года". Тогда же, 17 марта, президент России Владимир Путин подписал указ о признании Республики Крым суверенным и независимым государством. В документе указано, что при заключении договора обе стороны — и РФ, и Крым — основывались на исторической общности своих народов и свободном и добровольном волеизъявлении народов Крыма на общекрымском референдуме. Кроме того, был упомянут принцип равноправия и самоопределения народов, закрепленный в Уставе ООН, в соответствии с которым все народы имеют неотъемлемое право свободно и без вмешательства извне определять свой политический статус, осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.
В ФКЗ указано, что основаниями принятия Крыма в Россию являются: результаты общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года; декларация о независимости Крыма и Севастополя; договор между РФ и Крымом от 18 марта 2014 года; предложения Крыма и Севастополя о принятии в РФ; Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года.
Забвение формулы «город союзно-республиканского подчинения» Декабрь 1990 года стал временем явного усиления позиций горкома партии во властной конфигурации в Севастополе. И это усиление шло сразу по нескольким линиям, начиная с «Концепции социально-экономического развития города» — детища Ступникова и горисполкома под руководством Шестакова, выступавших на протяжении 1990 года с инициативой создания в Севастополе особой свободной экономической зоны — города, открытого в том числе и иностранным инвестициям, при сохранении союзных оборонных функций. В конце ноября 1990 года в газете «Слава Севастополя» появилась статья Шестакова на тему, что такое Севастополь как город с особым статусом, «может быть, даже союзного значения».
Председатель горисполкома писал: что это означает в условиях, когда закрытый город, во многом состоящий из военных и пенсионеров и зависящий от поставок, оказался в ситуации хронического дефицита? Статус города республиканского значения в рамках УССР давал привилегии в плане поставок продукции в город. В рыночных же условиях особый статус Севастополя мог бы давать ему право быть собственником той продукции, которую он сам производит, или хотя бы ее части. По мнению Шестакова, «анализируя экономическое положение города на подходе к рынку, мы пришли к выводу — нужно рассчитывать только на свои силы.
Город оборонного значения не может нести финансовую нагрузку и республики, и Союза. Это значит, что все средства, собранные в виде налогов как с предприятий, так и с горожан , должны оставаться в городском бюджете». На сессии горсовета 7 декабря Шестаков еще раз пояснял проблему: «статус города республиканского подчинения» приводит к тому, что доходы от союзных предприятий не попадают в городской бюджет. Поэтому статус города нужно повышать.
В декабре 1990 года Шестаков ездил в Москву и встречался с руководством Министерства обороны СССР — логично предположить, что именно для обсуждения вопроса перераспределения средств, идущих от союзных оборонных предприятий, в пользу городского бюджета. Результаты этой поездки Шестакова на данный момент неизвестны, но в любом случае они вскоре оказались неактуальны, т. Пархоменко в интервью газете «Слава Севастополя» отметил, что не может, к сожалению, оставить вопросы экономического развития города без своего руководства: «Мне пока не удается, да и вряд ли удастся, полностью отказаться от вмешательства в хозяйственную сферу деятельности Совета… при этом речь идет не о подмене органов власти, а о консолидации с ними… в январе мы будем готовы вынести эти важнейшие документы на сессию горсовета». Он отметил, что инициаторами референдума явились «мы, коммунисты, … Поэтому наш долг повести пропагандистскую и организационную работу в пользу его проведения.
Идеологической комиссией разработан план организационно-политических мероприятий по этому вопросу». И само выступление Мякенького, и опубликованный в газете «Слава Севастополя» план мероприятий касались сугубо тех вопросов, которые продвигал крымский обком партии: «статус Крыма», «вопросы межнациональных отношений», «союзный договор» и в целом — «исторические, национальные, политические, экономические и правовые аспекты статуса Крыма как АССР». Именно в этом русле шла и публикация материалов в газете «Слава Севастополя» — подавляющее большинство заметок, интервью, статей за декабрь 1990-го — январь 1991 года, посвященных предстоящему референдуму, касались восстановления Крымской АССР. И только накануне референдума, 16 января 1991 года, в материале, подготовленном севастопольской городской комиссией по референдуму, под названием «Будущее Севастополя и Крыма — в наших руках» была опубликована информация по истории Севастополя — начиная с выделения его в отдельное градоначальство в 1873 году, с публикацией Указа Президиума ВС РСФСР 1948 года о выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр.
Причина вынесения отдельного вопроса по статусу Севастополя на референдум обозначалась авторами статьи как «непредсказуемость возможных последствий происходящих в республике процессов, сепаратистские и националистические тенденции», «война законов» в стране, «парад суверенитетов» республик. Расшифровывалось и понятие «город союзно-республиканского подчинения», и возможные последствия референдума. Авторы публикации отмечали, что «новый правовой статус Севастополя повысит права городского совета и его возможности в решении экономических, социальных задач города в интересах трудящихся». Как можно заметить, это была формулировка задачи, обратная видению крымского обкома партии, стремившегося «повысить слаженность работы» крымского областного и севастопольского городского советов.
После проведения референдума 20 января и публикации данных по голосованиям на страницах главной газеты города появилось единственное выступление представителя власти с подведением итогов референдума. А именно — председателя крымского областного совета Н. От имени горсовета Севастополя публично итоги референдума никто не подвел. В этот день Ступников подал в отставку с поста председателя горсовета, 5 февраля новым председателем был выбран И.
Ермаков, взявшийся буквально из ниоткуда — его фамилия не значится в составе ни одной постоянной комиссии горсовета, он не принимал участия в широком общественном обсуждении вопроса о референдуме на сессии горсовета 21 ноября 1990 года, и вообще, по опубликованным сведениям мандатной комиссии, пропустил 9 сессионных заседаний на протяжении предшествующего года что, впрочем, сам Ермаков опроверг в следующем номере «Славы Севастополя», заявив, что это «недоразумение» и он в действительности пропустил только одно заседание. Сессия под его руководством приняла «Обращение к Верховному Совету СССР» и «Обращение к Верховному Совету УССР» о референдуме по статусу города Севастополя, однако эти обращения, по сути, содержали лишь информацию о результатах голосования и утверждении этих результатов городским советом. Сессия горсовета дала и распоряжение исполкому горсовета «в месячный срок» разработать «Положение» о новом статусе Севастополя, однако о том, что это было сделано, нет никакой информации. Ванеева, А.
Кондрякова и В. Депутаты обращались к севастопольцам как «к жителям Крымской автономной республики». Характерно, что Н. Багров в своих воспоминаниях 1995 года, перечисляя тех, кто выступил от имени Крыма на той «исторической» сессии Верховного Совета УССР, назвал и этих депутатов в качестве «крымских».
Шестаков, отставленный с поста руководителя исполкома горсовета по причине упразднения должности 5 февраля и проигравший в этот же день Ермакову выборы на должность председателя горсовета, опубликовал в «Славе Севастополя» 19 февраля статью «Почему в Киеве «не заметили» Севастополь», где зафиксировал «равнодушие Крымского областного совета к особому статусу г. Севастополя и его относительному суверенитету от воссоздаваемой Крымской автономной республики». Ни Шестаков, ни председатель севастопольской городской комиссии по референдуму Костенецкий не появились на заседании президиума горсовета уже под руководством Ермакова 22 февраля. Не пришли они и через месяц на заседание 29 марта 1991 года.
Накануне референдума в «Славе Севастополя» было опубликовано выступление Н. Багрова перед секретарями первичных парторганизаций Севастополя. Багров призвал голосовать «за» по обоим вопросам. Иосиф Крачковский.
Весна в Крыму. Это сегодня и закреплено в конституции Украинской ССР. Мы также с пониманием относимся к проведенному севастопольцами референдуму и активно поддерживаем стремление не потерять свой статус в связи с воссозданием Крымской АССР. Учитывая все это, принято решение от имени президиумов Крымского областного и Севастопольского городского Советов народных депутатов обратиться в Верховный Совет УССР с тем, чтобы существующий статус города республиканского подчинения Севастополю оставить и закрепить его в новой конституции Украинской ССР».
Эту же информацию, словно не заметив исчезновения из речи Багрова формулировки «союзный» применительно к статусу Севастополя, повторил в своем интервью в том же номере городской газеты Ермаков. Он также сообщил, что «по большинству вопросов, касающихся юридических, экономических и других аспектов проблемы с руководством Крымской области найдено взаимопонимание». С конца марта 1991 года депутаты севастопольского горсовета 28 человек из 200 стали частью Верховного Совета Крымской АССР, будто впав в коллективную амнезию по поводу того референдума, который они проводили о статусе собственного города. На новом витке истории Очевидно, что тогда, в 1990—1991 годах вопрос о статусе города Севастополя, вынесенный на референдум, который повсюду называется сугубо «референдумом о статусе Крыма», оказался «выстрелом вхолостую».
Не было ни нужной юридической формулы, ни настойчивости у тех представителей севастопольского горсовета, кто не хотел сливаться с Крымом, в продвижении вопроса особого статуса города, в том числе — путем закулисных договоренностей с разными политическими игроками, в первую очередь на уровне руководства СССР и его Министерства обороны. Можно, конечно, предположить, что имела место историческая случайность, и председатель горсовета Ступников действительно заболел в ключевой момент подготовки референдума и лоббирования его результатов, а его команда Шестаков, Костенецкий не смогли справиться без него. Однако логичнее предположить другое — крымский обком партии, имевший налаженные связи с руководством Верховного Совета УССР, на тот момент оказался элементарно сильнее севастопольского городского совета, в котором впервые за все время «советской вертикали власти» его председатель не захотел быть и партийным руководителем. Однако интереснее всего тот факт, что сами севастопольцы забыли о том вопросе на референдуме, не вспомнив об этой истории и в дни Русской весны, хотя вопрос о городском референдуме в движении «Республика», ставшем инициатором митинга 23 февраля 2014 года, как ясно из 3-го тома «Истории Севастополя», обсуждался еще за месяц до 23 февраля.
В то же время выросшее из того проигрыша Севастополя его управленческое слияние с Крымом в конечном итоге помогло городу не только вернуться в состав России через народное волеизъявление 16 марта 2014 года, но и узаконить, наконец, свой особый статус в формулировке «город федерального значения» через день, 18 марта 2014 года.
Усилив их «вежливыми людьми», Российская Федерация действовала в рамках существовавших соглашений. Они же обеспечили безопасность сухопутной границы республики с Украиной. Именно «вежливые люди» 27 февраля деблокировали здание Верховного Совета Крыма, позже разоружили украинские воинские части, не позволив им обострить конфликт, и обеспечили безопасность Крыма во время проведения референдума. Требование к направляемым в Крым военным вести себя со всеми максимально корректно и даже интеллигентно было сформулировано лично Владимиром Путиным. Стрелять разрешалось лишь при непосредственной угрозе жизни.
По итогам Крымской весны зафиксирован лишь один случай применения боевого оружия «вежливыми людьми». В одной из воинских частей украинские морпехи попыталась оказать сопротивление и захватить оружейную комнату. Попытка была пресечена предупредительной очередью со стороны «вежливых людей». Никто не пострадал. Я не сдамся без бою После обращения Аксенова к российским властям, Владимир Путин 1 марта запросил у Совета Федерации РФ одобрения на использование размещенных на территории Крыма российских войск. Совет Федерации одобрил это решение.
После «вежливые люди» вместе с добровольческими отрядами крымчан заблокировали все украинские воинские части на полуострове. Украинским военным предлагали перейти на сторону крымских властей либо покинуть воинские части и полуостров. Среди военнослужащих нашлись и те, кто перешел на сторону Крыма, и те, кто предпочел уехать на материк. Но так или иначе никто из них не оказал активного сопротивления. Ни одну из украинских частей «вежливым людям» не пришлось брать штурмом.
Как изменился Севастополь за десять лет: вклад президента
После присоединения Крыма к Российской Федерации Законодательное собрание Севастополя заменило городской совет, а мэр назначается законодательной властью по представлению Президента России[35]. 11 апреля 2014 года Республика Крым и город федерального значения Севастополь были включены в перечень субъектов РФ в Конституции России. Сегодня в ГСУ СК России по Республике Крым и городу Севастополю служат более 400 человек, которыми за это время проделана внушительная работа по раскрытию преступлений прошлых лет и обеспечению стабильной криминогенной обстановки.
Присоединение Крыма и Севастополя к России
Сразу после этого там появились «вежливые люди» — российские военные, которые взяли под контроль Верховный Совет Крыма и начали разоружать расположенные на полуострове части ВСУ. Где находится Крым Крым — это полуостров на севере Черного моря, с северо-востока его омывает Азовское море. Площадь — более 26 тысяч квадратных километров, население — свыше 1,9 миллиона человек, по данным на начало 2023 года. Благодаря мягкому климату и удобному расположению люди поселились в Крыму более 150 тысяч лет назад.
В состав Российской империи Крым вошел в 1783 году, когда Екатерина II подписала приказ о присоединении полуострова. В начале 1991 года крымчане провели референдум за превращение области в автономный субъект СССР. В конце весны 1992 года крымчане приняли свою Конституцию и ввели должность президента.
Просуществовали они недолго — до марта 1995 года. Верховная Рада и украинский лидер в одностороннем порядке решили отменить Конституцию республики и упразднить должность ее президента. Новая Конституция Крыма начала действовать через три года — тогда же у территории появилось новое название — Автономная Республика Крым.
В таком статусе полуостров оставался более 15 лет. Решение поддержали и в правительстве Севастополя. Дату проведения референдума назначили на 16 марта.
А 11 марта Верховный совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости полуострова, которая как раз позволяла оформить юридически вхождение Крыма в состав России, если жители выберут такой вариант. Тем временем Сергей Аксенов обратился к российским властям с просьбой помочь обеспечить безопасность на территории полуострова. Тогда там появились «вежливые люди» — военные в форме без опознавательных знаков.
Договор временно применяется с даты его подписания и вступает в силу с даты ратификации. Для ратификации требуется оценка договора Конституционным судом РФ на соответствие основному закону государства и принятие договора вместе с проектом федерального конституционного закона, в котором определяется название нового субъекта РФ, его статус, границы, переходные положения обеими палатами российского парламента, с последующим подписанием этих документов президентом. После своего обращения и подписания договора Владимир Путин уже в рабочем кабинете встретился с Аксеновым, Константиновым и Чалым. Предлагаю поговорить и в таком более широком составе, и потом с каждым из вас по отдельности, имея ввиду, что у каждого из вас есть свои задачи, свои проблемы, которые, конечно, всячески постараюсь вам помочь решить. Ну и некоторые вещи текущего характера нам, безусловно, нужно будет согласовать между собой», - сказал президент перед началом рабочей встречи. В этот же день Путин внес на рассмотрение Совета Федерации законопроект о принятии в Российскую Федерацию двух новых субъектов и попросил российский парламент ратифицировать Договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав РФ. Тем временем на фасаде здания крымского парламента демонтируют массивные надписи «Верховная рада Автономной Республики Крым» на русском, украинском и крымско-татарском языках.
Здесь появится новая надпись «Государственный совет Республики Крым» также на трех языках, признанных теперь в Крыму государственными и абсолютно равноправными. Праздничное настроение испортила новость об убийстве бойца самообороны в Симферополе. Огонь из снайперской винтовки по народным ополченцам и украинским военнослужащим вёлся из недостроенного дома напротив воинской части. На место происшествия прибыла прокурор республики Наталья Поклонская, у которой, к слову, 18 марта День рождения. В ходе обстрела с обеих сторон есть потерпевшие, погиб казак самообороны, ранен второй.
Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ. Реалии Крым.
Истомина создали мощную береговую оборонительную линию. На оборонительных работах трудились не только моряки и солдаты, но и всё население города. Вместе с мужчинами не покладали рук и женщины: одна из защитных батарей была полностью построена ими и даже получила название — «Девичья». Чтобы не допустить удара с моря, было решено затопить на входе в главную севастопольскую бухту Черноморский флот. Встав стеной на морском пути, корабли Севастополя в последний раз послужили Родине... Значительно уступая неприятелю и количественно, и по оснащению, пережив шесть бомбардировок и два штурма, защитники Севастополя демонстрировали настоящие чудеса мужества и храбрости. Выполняя последнюю волю погибшего на Малаховом кургане командующего обороной города адмирала В. Корнилова, они стояли насмерть! Целый год потребовался неприятелю, чтобы захватить южную часть города. Покидая свои бастионы, наши солдаты и офицеры взорвали здесь всё, оставляя врагу лишь камни да пепел... Выполнить свой план — полностью подчинить себе Севастополь — врагу так и не удалось: русская армия, оставив южные рубежи, закрепилась на Северной стороне. Только после этого начались мирные переговоры. По их условиям Россия не имела права на свой флот в Чёрном море. При этом Севастополь, по общему мнению мировой общественности, никто не называл побежденным городом. Напротив, весь мир восхищался беспримерным мужеством его защитников и чтил их величайший подвиг. Традиции защитников Севастополя времен Крымской войны стали примером нашим соотечественникам и в будущем. Вторая оборона Севастополя Особенно ярко свой стойкий характер город продемонстрировал во время Великой Отечественной войны, в 1941-42-м годах. Это была уже Вторая оборона — героическая и трагическая одновременно. Защитники города вновь были окружены неприятелем с суши и блокированы с моря. Первые бои начались на дальних подступах в начале ноября. Немцы были намерены захватить черноморскую твердыню стремительным массированным броском, но уже с первых дней поняли, что этот план выполнить не удастся.
Как изменился Севастополь за десять лет: вклад президента
Крым отмечает десятилетний юбилей воссоединения с Россией праздничными мероприятиями и акциями. В Крыму и Севастополе 16 марта 2014 г. прошел референдум о воссоединении с Россией после того, как на Украине произошел государственный переворот. 22 октября президент РФ Владимир Путин на встрече с мэром Москвы Сергеем Собянином сообщил, что «формально юридически он [Севастополь] всегда был в составе России». 18 марта 2014 года президент страны Владимир Путин, народный мэр Севастополя Алексей Чалый, руководители Крыма Сергей Аксёнов и Владимир Константинов подписали договор о вхождении в состав Российской Федерации двух новых субъектов: Крыма и Севастополя.
Присоединение Крыма к Российской Федерации
В 1954 году, к столетию первой героической обороны, город награждён орденом Красного Знамени, в 1965 году Севастополю присвоили звание Города-героя, а в 1983 году его наградили орденом Октябрьской Революции. С 1991 года до марта 2014 года город входил в состав Украины. В марте 2014 года, во время Крымского кризиса, депутатами Севастопольского городского совета совместно с депутатами Верховного Совета Автономной Республики Крым была принята совместная Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. После референдума о статусе Крыма 16 марта 2014 года Севастополь был провозглашен как город с особым статусом в составе независимой Республики Крым. Город Севастополь стал новым субъектом России, городом федерального значения. Население сегодняшнего Севастополя более 522 тысяч человек на 2021 год.
Местные жители называют себя севастопольцами. Оправившись после многочисленных лихолетий, залечив свои раны, Севастополь стал одним из самых красивых городов страны. Город практически отстроен заново: от моря в разные стороны уходят просторные светлые улицы из домов, возведенных из знаменитого белого инкерманского камня. Город героев и моряков, город-труженик, город-музей под открытым небом, а потому и — экскурсионно-туристический центр. В Севастополе почти полторы тысячи памятников истории, археологии и архитектуры.
И он по-прежнему — главная база Российского Черноморского флота. Многие годы сюда приезжают туристы со всего мира, чтобы увезти с собой самые яркие, самые незабываемые воспоминания. Ведь Севастополь можно не любить, но не восхищаться им нельзя! Памятники и обелиски Севастополя — это летопись города, отметившего в 1983 году свой двухвековой юбилей. Белая колоннада Графской пристани украшает город с 1846 года.
От неё берёт начало одна из красивейших площадей города — площадь адмирала Нахимова. В центре её возвышается памятник прославленному адмиралу. В нескольких метрах от набережной Приморского бульвара, на трехметровом утесе, сложенном из грубо обработанных гранитных глыб, возвышается стройная Коринфская колонна — памятник затопленным кораблям. Достопримечательностей в Севастополе огромное множество: Малахов курган, Владимирский собор, аквариум-музей, национальный заповедник «Херсонес Таврический», аквапарк Зурбаган. День города в Севастополе отмечается 14 июня, а традиционные массовые мероприятия проходят в ближайшие к дню основания выходные июня.
В последние годы празднование Дня города совмещено с празднованием другого важного праздника — Днем России. Гимн города Севастополя Гимн города — «Легендарный Севастополь». Музыка: Вано Мурадели.
Ещё около 20 государств фактически признали Крым российским, хотя не подкрепляли это подписанием международных договоров и соглашений. Официальное признание Крыма российским может быть связано с заявлениями глав иностранных государств, заключением международных соглашений.
На 2022 год о признании Крыма российским официально заявили:.
Нина Жаба. Татарская женщина с пряжей Появление в севастопольской газете в конце октября 1990 года сразу нескольких материалов по теме статуса Крыма было не случайным. На 12 ноября была назначена внеочередная сессия областного совета народных депутатов «О статусе Крыма и об отношении к подписанию союзного договора» — предполагалось участие председателя Верховного Совета УССР и первого секретаря компартии Украины Л. Кравчука, и требовалось участие депутатов от Севастополя. Решение о присоединении к заседанию в Крымском облсовете было принято на заседании президиума горсовета Севастополя 19 октября в отсутствии Ступникова, по докладу его заместителя Н. Глушко, после выступлений Пархоменко, Круглова и ряда других членов президиума. Накануне отъезда в Симферополь на сессию крымского областного совета народных депутатов уезжавшие севастопольские депутаты дали интервью газете «Слава Севастополя».
Руководитель делегации Ступников заявил, что является противником идеи референдума о статусе Крыма конкретно для Севастополя, который немыслим вне Союза и которому для противостояния тенденциям украинизации лучше проводить через Верховный Совет УССР концепцию федерализации — это позволит отделиться от закона УССР об украинском языке как единственном государственном, а именно это является ключевой проблемой для города. Об особом статусе Севастополя говорили в своих интервью и другие участники севастопольской делегации, и только Минаев высказался в духе заявлений руководителей Крыма о референдуме как единственном способе решения вопроса о статусе Крыма в контексте предстоящего подписания нового союзного договора. В этом положении Севастополь упоминался один раз. Вероятно, на сессии крымского областного совета стало ясно, что Севастополь не слишком лоялен теме референдума о статусе Крыма. Во всяком случае, через неделю после этой сессии и накануне сессии городского совета в газете «Слава Севастополя» появилась большая статья еще одного представителя крымской партийной верхушки — заведующего государственно-правовым отделом крымского обкома партии В. Бурмистрова, в которой объяснялось, зачем в этом референдуме принимать участие городу-герою. Как до этого и Грач, и Форманчук на страницах «Славы Севастополя», а Багров — на сессии крымского областного совета, Бурмистров подчеркивал: «Нельзя забывать, что мы — часть Украины. Ибо Крым был ранее частью Российской Федерации. Вполне возможно, что так оно со временем и будет.
Но сегодня вопрос поставлен только о восстановлении утраченной в 1946 году государственности. Мы же должны идти строго конституционным путем. А он только в автономии как части Украины». Новым мотивом в статье Бурмистрова по сравнению с предыдущими заявлениями руководителей и членов крымского обкома партии по поводу референдума было обращение непосредственно «к севастопольцам с тем, чтобы они отдали свой голос за воссоздание нашей будущей республики». При этом в «будущей республике … естественно, положение города должно быть особым. У него должно быть не меньше, а даже больше прав в самоуправлении, чем есть сейчас, как у города республиканского подчинения, замыкающегося непосредственно на Киев. Все эти права, если хотите, особенности должны быть специально законодательно оговорены в будущей Конституции республики… Как бы то ни было, Севастополь — часть Крыма, и он должен быть представлен в Верховном Совете республики. На сегодняшний день есть определенный разрыв в работе областного и городского Советов. Общекрымские проблемы должны решаться с участием севастопольцев».
Итак, уже в ноябре 1990 года была озвучена та властная конфигурация, которая, по мнению руководства Крымской области, должна была возникнуть между Севастополем и Крымом в результате референдума о статусе Крыма, — вхождение севастопольцев в крымский парламент, в том числе, видимо, для преодоления обозначенного Бурмистровым «разрыва в работе областного и городского Советов». Интересно, что Бурмистров упрекнул в отрыве Севастополя от Крыма только государственный институт — севастопольский городской совет народных депутатов. Это означает, что крымскому обкому не в чем было упрекнуть севастопольский горком партии, проблема состояла только в позиции горсовета, а именно горсовет и принимал решение об участии Севастополя в референдуме Крыма. На 4-й внеочередной сессии севастопольского городского совета от 21 ноября, на которую был вынесен единственный вопрос — «О проведении референдума», и на которую приехало руководство Крымской области во главе с заместителем председателя облсовета Г. Капшуком, Ступникова не было. Заседание вел его заместитель Н. Глушко, основным докладчиком был Л. Грач начал с повторения тезиса Бурмистрова, что успех референдума сильно зависит «от того, насколько синхронны будут действия областного и севастопольского городского советов» что, конечно, говорит о том, что этой согласованности на тот момент не наблюдалось : «Сегодня мы в равной степени ответственны перед избирателями за предоставление права всем крымчанам самим определить свою судьбу путем проведения референдума». Значительная часть выступления Грача была посвящена тем выгодам, которые получит Севастополь, согласившись принять участие в референдуме и после его успешного завершения оказавшись городом республиканского подчинения в составе Крымской АССР.
Этот статус дает «некоторые, пусть и небольшие преимущества в условиях снижения жизненного уровня». Кроме того, нужно «найти такое решение, которое бы позволяло гармонизировать интересы области и города. Для нас очевидно, что в случае если Крым обретет статус автономной республики, то как равноправный участник Союзного договора будет обязан сохранить за городом Севастополем особое положение, и сделать это необходимо в конституции республики. В первую очередь это обусловлено наличием в Севастополе всего того, что связано с Черноморским флотом. Эти позиции должны, конечно, определить специалисты вместе с севастопольскими депутатами Верховного Совета Крымской АССР, которые, кстати, могут составлять в нем весьма значительную часть. Убежден, что в случае повышения статуса Крыма выигрывают экономические интересы Севастополя, поскольку самостоятельность Крыма в условиях рынка будет объективно влиять и на благосостояние севастопольцев». Итак, по планам Грача, Севастополь, очевидно, должен был стать частью Крымской АССР вместе с Черноморским флотом, что, конечно, радикально усиливало бы позиции Крыма в плане вхождения в обновленный Союз в качестве союзной, а не просто автономной республики, и уж тем более — в случае отделения от Украины, если последняя откажется подписывать новый союзный договор. Если таковы были планы крымского обкома партии, то неудивительно отсутствие Ступникова на этой сессии — ведь Ступников настаивал на союзном значении города Севастополя. Смотр Черноморского флота в 1849 году.
Если Ступников предлагал лоббировать в Верховном Совете УССР идею федерализации Украины, то Грач в своем выступлении отметил, что «лучшим гарантом защищенности Крыма» в этом вопросе «может быть лишь собственная государственность». Доклад Грача вызвал длительную дискуссию на сессии севастопольского горсовета прозвучало 36 выступлений , при этом мнения выступавших сильно разнились между собой: от согласия с позицией крымского областного совета по проведению референдума о статусе Крыма до отрицания необходимости референдума как радикального действия, разжигающего межнациональную рознь, с одной стороны, и тезиса о неоправданной умеренности формулировок — с другой. Наиболее радикальным было выступление А. Круглова, в декабре повторенное им на пленуме партии: «большинство населения за отмену и актов 1945—1946 годов и за отмену «барского акта 1954 года», то есть не только за восстановление статуса автономной республики, но и за возвращение в состав России. Итогом сессии стало решение о необходимости вынесения на референдум, раз уж Севастополь не может в нем не участвовать, вопроса о статусе самого Севастополя. Но вопрос еще предстояло сформулировать. Комиссия состояла из 15 человек, ее руководителем был выбран Костенецкий. Скорее всего, именно Костенецкий, а также его заместитель по комиссии Круглов — наиболее активные члены комиссии, судя по протоколам ее заседаний, и были авторами формулировки, вынесенной в итоге на референдум о статусе Севастополя. Им же, видимо, принадлежит и авторство «Временного положения о референдуме», интересно, что при его публикации в газете «Слава Севастополя» название города было отделено и от Крыма, и от Украины: «Временное положение о проведении референдума на территории Крымской области УССР и г.
Севастопольская городская комиссия по проведению референдума не ограничилась разработкой собственного положения о референдуме. Севастополь зимой. А раз так, то мы и придумали эту формулу, которая, вы правильно смеетесь, потому что если говорить честно и строго, то в рамках действующего законодательства это ситуация, которой нет в природе. Мы придумали эту формулу для того, чтобы она могла вписаться максимально возможно в вариант из тех, которые в природе возникнут».
Оценки [ править править код ] Nato StratFor указывает на такие характерные черты российской тактики ведения «гибридной войны», как ведение интенсивной информационной кампании, использование кибератак и хорошо тренированных сил спецопераций. Директор российского Центра анализа стратегий и технологий ЦАСТ Руслан Пухов , однако, полагает, что никаких принципиально новых действий российская армия в Крыму и в последующем на Украине не вела, употребление термина «гибридная война» носит более пропагандистский, чем классификационный характер, а действия, которые объявляются специфичными для «гибридной войны», на самом деле уже давно используются во всех вооружённых конфликтах «низкой интенсивности». Пухов пишет, что российская агитация украинских военных в пользу сдачи и перехода на сторону России стала «в высшей степени успешным мероприятием, приведшим к полному разложению украинских сил на полуострове», но вместе с тем связывает этот успех со спецификой этих сил большинство военнослужащих Украины в Крыму были жителями полуострова , а не какими-либо особыми действиями в области пропаганды. Международные отношения [ править править код ] С 2014 года статус Крыма остаётся предметом споров. Украина отказывается признавать вхождение полуострова в состав России.
Также Украина в 2017 году подала в ООН иск против России, где, в частности, обвинила Москву в нарушении конвенции ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, заявляя о дискриминации российскими властями в Крыму украинцев и крымских татар. Украина и ряд специалистов заявили, что своими действиями в Крыму Россия нарушила множество двухсторонних и международных договоров, среди которых Будапештский меморандум и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной. Присоединение Крыма серьёзно ухудшило политические и военные отношения России с западным сообществом «Большая семёрка», государства — члены НАТО, Евросоюза, Совета Европы , некоторые из введённых в отношении России санкций непосредственно связаны с российскими действиями в Крыму. В прилегающих к Крыму районах время от времени происходили вооружённые инциденты, связанные с принадлежностью территории российско-украинское столкновение в Керченском проливе в 2018 году, инцидент 2021 года в Чёрном море, когда британский эсминец предпринял попытку прохождения через крымские воды вопреки их закрытию Россией. Экс-президент Чехии Вацлав Клаус назвал присоединение Крыма «аннексией», однако выразил мнение, что «она была продиктована растущей озабоченностью населения Крыма, а в движении за независимость нашли отражение подлинные чаяния народа…». Согласно позиции бывшего американского лидера-демократа, присоединение Крыма к России было «неизбежным», произошло по «взаимной договорённости» жителей полуострова и россиян. Картер исключил аннулирование в будущем новых отношений Крыма и России [21]. Экономические и социальные последствия для Крыма [ править править код ] Перед российским руководством и крымскими властями встала беспрецедентная для постсоветской России задача по интеграции полуострова в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ. Это, в частности, предполагало создание минимальной транспортной и энергетической связности с основной территорией России и распространение социальных и прочих обязательств государства перед гражданами на жителей Крыма, социально-экономические показатели которого до присоединения к России были в несколько раз ниже российских.
Общий переходный период был установлен до 1 января 2015 года, однако ряд соответствующих задач был решён оперативнее, тогда как другие потребовали больше времени. Российскими властями разработана и осуществляется федеральная целевая программа социально-экономического развития Крыма, включающая строительство более 800 объектов в 9 отраслях экономики. Северо-Крымский канал [ править править код ] Остро встал вопрос об обеспечении энергоснабжения Крыма. К 2017 году после запуска энергомоста, купировавшего проблему зависимости от украинской электроэнергии, в Крыму были достигнуты многолетние максимумы энергопотребления; в 2019 году были введены в эксплуатацию парогазовые ТЭС Таврическая и Балаклавская , общая мощность 940 МВт , сократившие зависимость и от энергомоста. Россия рассматривала различные варианты альтернативного решения водной проблемы, в том числе строительство опреснительных установок, извлечение пресной воды из пластов под Азовским морем. В 2022 году канал был деблокирован. Туризм, инвестиции, санкции [ править править код ] Рекордно увеличился туристический поток, чему способствовало открытие в 2018 году автодорожного Крымского моста , ставшего основным способом транспортного сообщения с Крымом. В декабре 2019 года по мосту было открыто железнодорожное сообщение. Среди крупнейших строек также можно выделить сдачу первой очереди новой трассы « Таврида », строительство нового аэровокзального комплекса в Симферополе , а также возведение многопрофильного медицинского центра Крымской республиканской клинической больницы им.
Российский крупный бизнес начал замещать мелкий бизнес на полуострове, что привело к снижению конкуренции в некоторых отраслях, таких как сферы торговли и транспорта, а также снижению доли населения Крыма, занятой в малом бизнесе.
ЛЕГЕНДАРНОМУ ГОРОДУ РУССКИХ МОРЯКОВ — 240 ЛЕТ!
Императрица Екатерина II посетила Севастополь – последний пункт и цель своей поездки в Новороссию и Крым. Акцию назвали «Крым, Севастополь — Россия навсегда». Сегодня — ровно 10 лет, как Крым и Севастополь вернулись в состав России. Документ подписали Президент Российской Федерации Владимир Путин, Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов, Председатель Совета. Севастополь вернулся в Россию, был образован отдельный субъект в составе Российской Федерации, город федерального значения Севастополь.
ИСТОРИЯ СЕВАСТОПОЛЯ
К пятилетию воссоединения Крымского полуострова и Севастополя с Россией. По официально опубликованным данным, подавляющее большинство проголосовавших в АРК и Севастополе высказалось за присоединение Крыма к России [199]. Проект посвящен анализу последствий присоединения Крыма и Севастополя к России, включая политические, экономические и геополитические аспекты. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко приняла участие в состоявшейся в Кремле церемонии подписания законов о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Презентация к классному часу, посвященному годовщине вхождения Крыма и Севастополя в состав России.