Новости фильм чучело о чем

Драма, экранизация, социальная драма. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством. Фильм снят по одноименной повести Владимира Железникова. В новом выпуске хобби-шоу «Психология кино» Елена Новосёлова предлагает вспомнить одну из самых тяжёлых кинокартин — фильм «Чучело», снятый по одноимённой повести Владимира Железникова. Кто мог бы сыграть в фильме, как сложилась судьба Железной Кнопки и почему фильм требовали уничтожить.

«Чучело» всепрощающее

Непростое кино: фильму «Чучело» исполняется 40 лет Вот почему запуск Роланом Быковым пусть и на другой киностудии – «Мосфильме» – остропроблемного фильма «Чучело» можно считать явлением исключительным для тогдашнего советского кинематографа.
Все мы немного чучело — публикации и статьи журнала STORY Если вспомнить фильм «Чучело», то можно отметить, что в нем представлен большей частью именно первый тип развития, когда родители перестают быть авторитетом, так же как и другие взрослые, в том числе и педагоги.

Рецензия на фильм «Чучело» (1983)

И снова одноклассники гоняли Лену по городу с криками «чучело — предатель». Васильев попросил Димку помочь Лене. Димка не сознался, но попросил Васильева уговорить Лену уехать. Дедушка Лены как мог, успокаивал внучку, которая никак не могла понять, за что с ней так жестоко поступают.

А одноклассники продолжали издеваться над девочкой. Однажды вечером кто-то напугал Лену, а ещё в окно дома её дедушки кидали камни. В этот же вечер дедушка Лены принёс домой картину.

На ней была изображена девочка, необычайно похожая на Лену. Это была родственница Бессольцевых. Дедушка рассказал внучке историю их семьи.

Раньше они были крепостными, но вышли на волю. Девочка с картины стала учительницей. Во время рассказа кто-то снова пугал Лену головой кабана.

Девочка была уверена, что Димку заставляют силой пугать её. Но дедушка был уверен, что Сомов снова струсил. Димка опять обещал Лене, что расскажет правду одноклассникам.

Он побежал отнимать у них платье девочки, а Лена побежала за ним. Валька рассказал, что Димка целовался с Леной. В ответ Сомов рассказал, что Валька сдаёт собак на живодёрню.

Димка хотел признаться, но Лена сказала, что она предала класс. Одноклассники дразнили её, не отдавая платье. А Сомов наблюдал молча.

Когда платье попало в его руки, он перекинул его через голову девочки. В платье Лены нарядили чучело, повесили табличку с надписью «чучело — предатель» и подожгли. Лену подвели близко к чучелу.

Сомов смотрел, он же и поджог чучело. Лена наблюдала, как горит чучело в её платье, и это зрелище было хуже бойкота. Она схватила палку с горящим платьем и побежала за одноклассниками.

Фильм предельно честно раскрывающий все уровни конфликтного взаимодействия от внутриличностного до мировоззренческого. В фильме можно обнаружить противостоящие ценности внутри одного мировоззрения советского , вечный конфликт между поколениями одновременно с конфликтом между одновозрастными подростками, экзистенциальные переживания ребенка, попавшего в жернова агрессивной жестокости своих одноклассников, которые действуют как стая волчат, подражая тому, что они видят вокруг. Это советский фильм о взрослении ребенка, об ответственности взрослых и родителей, о выборе между добром и злом, между страхом и достоинством, между уродливым общественным мнением и семейными ценностями…. Этот фильм также о взрослении взрослых, о будущем наших детей и внуков, государства российского.

Лена — новенькая в классе. Над ней подшучивают и называют Чучелом. Лена очень хочет стать своей в коллективе.

И однажды вместе со всеми сбегает с урока в кино. А потом мальчик по имени Дима Сомов, всеобщий любимец, проговаривается о побеге учительнице. Лена случайно подслушивает их разговор.

Класс наказывают. Подростки пытаются вычислить предателя, но у Сомова не хватает духа сознаться. И тогда Лена...

Она становится изгоем. Её начинают травить: пугать, преследовать, даже избивать.

И вот эти два момента, то что фильм с одной стороны великолепный, а с другой антисоветский является довольно серьезным препятствием, чтобы суметь его правильно разобрать. Тут все на невероятном уровне! Придраться невозможно.

И в плане того и другого это один из сильнейших фильмов, снятых в СССР. Понимаю ли я главную героиню и знакомо мне изгойство в классе? Скажем так и то и другое мне вполне известно и отсюда идет мой, столь вредный местами, характер. Насколько тогда ситуация, показанная на экране, теоретически возможна? Да, вполне возможна, но только если класс «дружный».

Если в нем не хватает связей и каждый сам по себе, то тогда - маловероятно. Дополнительный ужас ситуации тут создается как раз именно тем, что дети в нем — хорошие, а не плохие. И их гнев на «предателя» вполне справедлив. Фильм дает также галерею типажей предперестроечного СССР, которая распределяется внутри класса. Условно его можно распределить следующим образом: Главная героиня - Лена Бессольцева, ее честно говоря сложно куда-то определить сходу, но так это конечно символ советской творческой интеллигенции.

Вся такая непонятная, странная, вся в своих мечтах и желаниях, но в то же время твердая и внутренне собранная. Дима Сомов - роковая любовь Лены Бессольцевой.

Краткое содержание «Чучело»

Одноклассники объявили Лене бойкот, поверив ей, что это она их предала. Трое из класса знали, что это сделала не она, среди них был и тот мальчик, чью вину она взяла на себя. Он испугался стать жертвой объявленного бойкота. Ситуация оказалась столь безысходной, поскольку дети оказались предоставленными самим себе: руководящая роль учителей сошла на нет — все уехали на экскурсию. Что касается родных, то практически все взрослые — как родственники, так и неродственники — либо не имели влияния на своих детей, либо старались не замечать происходящее. Мы видим, как в фильме люди, приехавшие на экскурсию в этот городок, не бросились защищать девочку, которую, когда она упала, одноклассники стали бить ногами. Когда дед Лены прибежал ей на помощь и они разбежались, то свидетели не стали никого ловить, чтобы разобраться в ситуации. Другими словами, их кредо жизни было: «Меня это не касается».

Они не навели порядка в этой ситуации. Мы видим, как мама одной из одноклассниц не заступилась за героиню — она тоже отошла в сторону, не стала вмешиваться, может быть, потому, что у нее был конфликт с дочерью. Когда выяснилось, кто донес, то она остановила класс в преследовании уже этого мальчика. Девочка захотела стать спасителем, из-за этого стала жертвой, а потом могла стать преследователем, но она разрушила порочный круг, отказавшись от этой роли. Кризис отрочества Так что же это за возраст — 12 лет? Это есть период развития ребенка, называемый «кризис отрочества». Ведущая деятельность этого периода — общение, т.

Подростковый возраст — начало полового созревания. Изменения в организме подростков пробуждают в них новый интерес к представителям противоположного пола. В ходе бурного роста и физиологической перестройки у подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Но эти изменения не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. В качестве определяющей причины развития признана его «включенность в мир культуры и истории». Существует описание трех типов врастания подростка во взрослую жизнь, в культуру. Второй тип — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип развития характерен для подростков с высоким уровнем самоконтроля и самосознания, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, используя для этого собственные волевые усилия. Если вспомнить фильм «Чучело», то можно отметить, что в нем представлен большей частью именно первый тип развития, когда родители перестают быть авторитетом, так же как и другие взрослые, в том числе и педагоги. Такое поведение можно назвать бунтом против существующего миропорядка: подростки дистанцируются от всего, что им не нравится, чтобы стать отдельной от родителей и самостоятельной в будущем личностью. Они активно протестуют против как ценностей, идеалов и целей старшего поколения, так и общественных норм, регламентирующих их жизнь. Кому-то не нравится, что мама хочет в жизни все сгладить. Другой девочке не нравится, что ее мама смирилась с жизнью в этом маленьком городке. Другому мальчику не нравится, что бабушка, посвятив жизнь тому, что вырастила пятерых детей, теперь не получает ни копейки от них, что дедушка собирает картины, а ходит как нищий, что он же в конце фильма дарит и картины, и дом городу.

У них есть претензии и к их классному руководителю — они взаимодействуют с ней конфронтационным образом. И все вместе они возмущены тем, что их не взяли в Москву. Проявление жестокости Теперь поговорим, собственно, о проявлении жестокости у детей. Совсем маленькие дети не осознают, что они причиняют боль другим — у них пока еще нет сострадания, чувства жалости и они не могут испытывать сожаление о сделанном поступке. Со временем, в период жизни от 3 лет до 6,5, ребенок открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них. Эти переживания обобщаются, и на их основе формируются чувства. В этот период развития у детей появляется и возможность поставить себя на место другого живого существа, чтобы понять его чувства и оценить свои действия.

Также на этом этапе развития у детей происходит интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний, что является частью общего процесса вхождения ребенка в жизнь взрослых людей. Появление чувства долга, связанное с выполнением моральных правил во взаимоотношениях с другими людьми, имеет важнейшее значение для перехода к школьному обучению. Давайте-ка вспомним фильм «Убить Билла», в котором маленькая девочка, вытащив из аквариума любимую рыбку, раздавила ее ногой. Она не понимала, что делает ей больно и просто убивает ее. Даже потом, когда поняла, что рыбка умерла, она не испытывает чувства сожаления — ее эмоциональная сфера еще не сформирована. Ее отец, Билл, приводя этот пример, объясняет уже свое жестокое поведение по отношению к ее матери тем, что у него, как он считал, не было чувства жалости, как их нет сейчас у его дочери. В фильме он сообщает, что ошибся в этом: он расстроился после расправы над любимой женщиной.

Итак, чувства у него были сформированы, но были заблокированы его приоритетами в жизни, и только очень значимое для него событие смогло разблокировать его почти умершие чувства. У подростков в фильме «Чучело» эмоциональная сфера, разумеется, сформирована. Но что же блокирует проявление сочувствия и сострадания, почему они ведут себя так жестоко? Есть общие причины, но есть и индивидуальные. Общими причинами почти для всех являются следование решению коллектива класса наказать виновного, и для некоторых, несогласных с решением, страх занять позицию, противопоставляющую себя коллективу.

Лена очень хочет стать своей в коллективе. И однажды вместе со всеми сбегает с урока в кино. А потом мальчик по имени Дима Сомов, всеобщий любимец, проговаривается о побеге учительнице. Лена случайно подслушивает их разговор. Класс наказывают. Подростки пытаются вычислить предателя, но у Сомова не хватает духа сознаться. И тогда Лена... Она становится изгоем. Её начинают травить: пугать, преследовать, даже избивать. А Сомов не догадывается, что Бессольцева знает правду. Мальчик спокойно продолжал молчать.

Тут понимаешь, что их роднит духовная близость, удивительно светлое мироощущение. И здесь особый смысл обретает сцена, когда Лена засыпает тревожным ветреным осенним вечером, а просыпается солнечным зимним утром. Она выходит во двор - и видит, как ослепительно сверкает снег. Как прозрачно и глубоко небо над головой. Она ощущает обновление, находит силы бороться дальше. Кульминация этой борьбы - сцена в разрушенной церкви, где красавчик и признанный лидер класса Дима, струсив, отрекается от Лены. И, когда подростки сжигают на костре чучело "предательницы", драматизм фильма достигает своего пика. Фильм спорит со слащаво-сусальными лентами, где только и видишь, как аккуратные мальчики и девочки старательно учат уроки и слушаются маму с папой... Картина получилась жесткой, даже жестокой. Но это жестокость во имя Добра. И Быков не был бы Быковым, если бы во время погони за Леной дети не остановились бы, чтобы купить мороженое.

Продолжительность: 127 мин. Много чего было сказано о жестокости, царившей в мире взрослых, но мало кто задумывался о том, что её порождает детский эгоизм и бесчеловечность. Именно об этом ведётся повествование в фильме «Чучело», о том, как дети становятся изгоями общества, рушатся моральные принципы и человеческие ценности. Но есть и те, кто способен устоять перед несправедливостью общества и дать окружающим достойный отпор, при этом выйдя победителем в схватке с необоснованными издевательствами, а порой даже побоями. Так и героиня фильма, юная Лена Бессольцева, попадает в новую школу провинциального городка, где пытается стать частью компании. Для этого она терпит насмешки и изощрённые издевательства.

Культовый советский фильм мог так и не выйти на экраны. Как снимали фильм «Чучело»

«Чучело» — драматическая художественная картина Ролана Быкова**, снятая в 1983 году на основе одноименной повести Владимира Железникова. © Кадр из фильма «Чучело». О том, почему юные главные герои картины именно такие, какие они есть, а также о причине буллинга в фильме «Рамблеру» рассказала психолог Эльвира Гарайшина. Быков ради «Чучела» отложил несколько давно вынашиваемых идей, которые так в итоге и не были воплощены, но молчать на затронувшую его тему он не мог. Явление, запечатленное в фильме "Чучело", было принято в 70-х годах определять словом "бездуховность".

«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме

Местные пацаны пообещали излупить малолетних артистов. На пятый день съёмок в Калинине Кристина сломала левую руку, когда, выбегая из кадра, упала на лестнице. Это был кадр из сцены, где Дима и Лена с чемоданами в руках убегают от класса. В детской областной больнице Калинина ей наложили гипс, который никак нельзя было оставлять на виду, и поэтому в развалины старинного дома, где ребята зажали Сомова эта сцена снималась следующей , Лена прибегает с намотанным на руку зелёным шарфом, которым ей затем завязывают глаза. С гипсом Кристина ходила 2 недели, и именно на один из этих дней пришёлся тот, когда Алла Пугачёва, почувствовав неладное, приехала на съёмки без предупреждения и застала свою дочь в больнице с гипсом на руке. Сославшись на прогулку по парку, она вывела Кристину из больницы и попыталась склонить к побегу со съёмочной площадки, но та отказалась.

По воспоминаниям членов съёмочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. И хотя она не рыдала над судьбой Лены Бессольцевой по ночам в подушку, она никогда не спорила с Быковым и делала всё именно так, как он просил. Взбунтовалась Кристина лишь однажды: когда Лена по сюжету отстригает свои косы. Сначала она согласилась отрезать свои настоящие волосы, но потом в последний момент поменяла своё решение. Основным аргументом было: «Мама не разрешила!

Я просто делала то, что от меня требовал Ролан Быков. Нас было человек двадцать детей. Мы смеялись, ели мороженое, заводили детские романы. И вдруг команда режиссера: «Так, ты сейчас идешь вперед, а вы через некоторое время догоняете ее и бьете…» Перед важными сценами Быкову иногда приходилось меня изолировать — я смешливая, а нужно было плакать» Выход фильма на экран. Еще до выхода фильма на экраны Ролану Антоновичу потребовались мужество и стойкость.

Невозможно подсчитать количество разных комиссий на Мосфильме по поводу снимающейся ленты «Чучело». Фильм оказывался жестче и беспощаднее сценария. Это вызвало споры и целую волну критики. Быкова упрекали в избыточном изображении детской жестокости. Прессинг на его работу был мощным, как никогда.

Все нападки коллег были только репетиций перед настоящей схваткой, которой произошла, когда картина вышла на всесоюзный экран.

Он не хочет присоединяться к новому бойкоту и говорит, что «раз Чучело против, то и он против». Можно предположить, что радость от проявления агрессии была стерта этим проснувшимся чувством вины и стыда — он перестал испытывать радость от собственной агрессии.

Дочь парикмахерши У девочки, которая ожидала от несостоявшейся поездки в Москву встречи с папой и, возможно, переезда к нему, именно это обстоятельство блокировало проявление ее чувства сострадания. Узнав же, что они травили невиновного, она ощущает острое чувство раскаяния и стыда, заявляя, что «нас надо показывать в зверинце, в клетках». Железная Кнопка Эта девочка, узнав об истинном предателе, тут же предлагает объявить новый бойкот, и мы не видим у нее проявления чувства стыда и раскаяния.

Эти чувства у нее не проявляются и после выяснения ситуации, так как она осталась верна идее наказания, причем она уверена, что может делать это сама. Когда ее не поддержали, она разрыдалась, прокричав, что «Вы такие же, как моя мама, которая все сглаживает! Она не хочет быть такой, как мама.

Мы можем сказать, что чувства сострадания и сожаления у этой девочки как были, так и остались заблокированы этой идеей. Это и есть проявление подросткового протеста: «Я не хочу быть такой, как вы. Я другая».

Это элемент становления личности — осознания себя отдельной, самостоятельной и цельной. Подростки самостоятельно должны получить подтверждение правоты взрослых. Обычно после такого этапа в жизни они могут усвоить общественные нормативы.

Такое поведение у вышеописанных подростков вполне можно назвать неосознаваемой жестокостью. Они обижали девочку, руководствуясь некими идеями. Когда они осознали, что это было несправедливо и жестоко, то, ощутив себя «плохими, несправедливыми», изменились, пересмотрев взгляды на себя и свое поведение.

Сострадательная, но трусливая девочка Оказались вовлеченными в этот бойкот и те, кто мог противопоставить себя коллективу, и те, кто не мог это сделать, но чувствовал жалость к Лене. Мы видим, как плачет девочка, участвующая в сожжении платья героини, когда ее никто не видит. Она сдерживает проявление своих чувств в коллективе.

Ей жалко Лену, но она боится стать на ее защиту и продолжает следовать коллективному решению наказать. Изгой Среди этого класса оказался и мальчик, который не участвует в общей травле, а по мере своих сил и возможностей защищает героиню, хотя не может противостоять коллективу в открытую. Это тот самый мальчик, который был назначен объектом для издевательств, т.

В чем выражалось это преследование для него: его дразнили, его били, ему подставляли подножку, т. Чтобы остаться членом коллектива, он терпел все эти насмешки и издевательства. Он слабый физически, а оказывается, он был наиболее сострадательным.

Он точно не знает, кто выдал класс учительнице, и постоянно говорит ребятам, что это не может быть Лена. К ее защите он пытается привлечь ее бывшего друга Пашу, который старается изобразить бурную деятельность. Мы видим, что по мере того, как этот слабый мальчик защищает Лену, он становится все более уверенным в себе и на общем собрании класса он смог противостоять коллективу.

Он заявляет самому сильному мальчику, обычному инициатору его травли, что не позволит называть Лену Чучелом, говоря: «Можете бить меня сколько хотите». То, что он помогал другому человеку в беде, дало ему моральные силы защищать ее и в условиях противостояния коллективу. Можно сказать, что он находит в себе силы начать перемещаться с той самой позиции жертвы, которую он занимал до этого.

Живодер Что касается другого мальчика, разрешившего себе продавать собак на живодерню, то он заблокировал свое чувство жалости и сострадания намного раньше. Это случилось, когда он решил, что деньги для него — главное, что ради денег можно убить живое существо. Собственно, это прямой путь и для разрешения себе причинять вред людям.

Видимо, он не испытал чувство стыда и сожаления, когда ситуация разъяснилась, поскольку не изменился его денежный приоритет — он осуждающе говорит о том, что Бессольцев подарил, а не продал картины. Сильные чувства у него проявились только по поводу чужого альтруизма — подарка картин городу. Как он не жалел сдаваемых на живодерню собак, так мы не видим его сожаления по поводу прошедших с Леной событий.

Он разрешил себе быть жестоким всегда, как и пресловутый Билл из фильма «Убить Билла». Двое, знавших истинного предателя Рассмотрим причины, помешавшие рассказать классу об истинном предателе тем двоим подросткам, сидевшим под партой и все, соответственно, знавшим. Эти двое, девочка с мальчиком, не хотели идти с классом и потихоньку остались, а когда учительница зашла в класс, то спрятались.

Так что же это за причины? Девочка хотела получить в друзья мальчика Пашу, а мальчик — эту самую девочку, и ради этого они оба молчали. Они хотели получить желаемое любой ценой, не обращая внимания на страдания другого человека.

Эта травля не вызывает у них сострадания и не может заставить их рассказать правду. Видимо, их чувства настолько редуцированы уменьшились или не развиты, что для их проявления необходимо такое же драматическое событие, как у Билла в фильме «Убить Билла». Это вполне можно назвать осознаваемой жестокостью.

Предатель Что касается Павла, его поведение тоже является осознаваемой жестокостью.

Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно непонятным, и поэтому ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. И только Дима Сомов Митя Егоров , мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы.

Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что Дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку в Москву собственно говоря, готовясь к этой поездке, ребята так много работали, что и решили прогулять урок.

Удивительно еще и то, что фильм вообще дошел до широкой публики, а не был, как многие острые картины тех лет, запрещен к показу.

Сама повесть Железникова была основана на реальном случае, произошедшем с внучкой автора. Она взяла чужую вину на себя, за что весь класс объявил ей бойкот. То же самое происходит и в ленте.

Фильм Ролана Быкова практически дословно следует сюжету текста-первоисточника.

Самое интересное в виде мозаики

  • Чучело (фильм) — Энциклопедия
  • Откройте свой Мир!
  • 100 главных фильмов: «Чучело»
  • Чучело (1983)

«Чучело» всепрощающее

Вот почему запуск Роланом Быковым пусть и на другой киностудии – «Мосфильме» – остропроблемного фильма «Чучело» можно считать явлением исключительным для тогдашнего советского кинематографа. Классу её поведение кажется совершенно непонятным, и поэтому ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. Кадр из фильма «Чучело» (1983). Маленький старинный городок на берегу Оки. И только спустя несколько лет о «Чучеле» неожиданно заговорили, как о культовом, знаковом и опередившем время. «Чучело» не поднимало шум, но во все горло, голосами своих измученных героев, кричало о потере нравственности, которую продолжала воспевать официальная культура, но сложно было заметить в жизни. Художественный фильм «Чучело» — один из наиболее проблемных фильмов переходного периода, запрещаемый и восхваляемый, подвергавшийся многочисленным обвинениям и удостоенный многих наград.

«Чучело» — советский фильм, который надо смотреть во всех российских школах

Именно об этом ведётся повествование в фильме «Чучело», о том, как дети становятся изгоями общества, рушатся моральные принципы и человеческие ценности. Владимир Вишняков ("Парламентская газета", 07 октября (№ 176), 2005) Первый общественный просмотр фильма Ролана Быкова "Чучело" проходил в 1984 году в обстановке повышенной секретности – на "Мосфильме" в маленьком зальчике собрались только свои, друзья, близкие. Фильм «Чучело» — это фильм, который не может оставить равнодушным, ведь это фильм обо всем сразу: о дружбе и предательстве, о боли и счастье, о жестокости и прощении, но самое главное — это фильм о любви.

Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело»

«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме Семейный, драма. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. Юная Лена Бессольцева из-за семейных трудностей переезжает жить к своему дедушке в небольшой провинциальный городок и переводится в местную школу.
Чучело, фильм 1983 - кадры, трейлеры, смотреть онлайн, актеры, фото и видео, отзывы Драма, фильм. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. В обычную школу в провинциальном городке поступает новенькая. Она приехала к деду, которого здесь недолюбливают за чудачества и замкнутый образ жизни.
«Чучело» всепрощающее / Драма, экранизация, социальная драма. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством.
Кино по книге: «Чучело» Ролана Быкова легендарный советский кинофильм, который вышел на экраны в 1983 году.

Краткое содержание фильма Чучело 1984

Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы. Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что Дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку в Москву собственно говоря, готовясь к этой поездке, ребята так много работали, что и решили прогулять урок. Лена вызывается её принести, но спотыкается, и Дима, обозвав её недотепой: «Ну что ты в самом деле недотепа какая-то! Лена идёт вслед за ним и у дверей класса слышит, как их классная руководительница Маргарита Ивановна выпытывает у Димы, куда они все сбежали. В какой-то момент учительница называет Диму трусом, и он, не выдержав, выдаёт тайну.

Родина семьи Бессольцевых, земля многовековой связи с предками — важнейшая композиционная скрепа персонажа Николая Николаевича — представлена пространством равнодушным, причем не только к главным героям.

Во второстепенном эпизоде, добавленном Быковым, экскурсовод скучающим, отшлифованным тоном сообщает группе: «В этом городе мы ознакомимся с шедеврами русского зодчества. Это центральная площадь города. Здесь мы задержимся на несколько минут». Человеческие взаимоотношения и внимание друг к другу сводятся к чистой формальности. Это становится негласной причиной главного конфликта и драматично выводится в геометрии сцены публичной «расправы» над Леной. Догнав, одноклассники принимаются бить девочку ногами на той самой центральной площади, перед экскурсантами.

Но уже в следующем кадре возмущенные возгласы «как вам не стыдно!? Мимоходом оброненные воспитательные фразы, по привычке проведенные дежурные диалоги характеризуют взрослых персонажей в «Чучеле». Они изолированы от жизни детей по своей воле и интересуются ей на ходу, в постоянной спешке, из-за чего их роль в повествовании почти всегда трагикомична. Мама Лениной одноклассницы Моти, парикмахер тетя Клава, видя очередную погоню за Леной исступленно кричит: «Что вы делаете?! Вы прическу ей испортите! Я сейчас милицию позову.

Ух, паразиты! Куда только ваша школа смотрит?! Где ваша комсомольская организация?! На что один из отставших, Васильев, на миг обернувшись, беззастенчиво отвечает: «А у нас каникулы». Он — один из неопределившихся, невольная жертва коллектива — ясно видит зло, к которому причастен, по мере скромных сил бунтует «девчонок не бить! Васильев выступает голосом разума, верно отмечая: «Несправедливость детей только ожесточает.

Это вам и Сухомлинский скажет, и Макаренко». В контексте застойной эпохи «Чучела» отсылка к педагогам-новаторам — совершенный архаизм. Новое время не чтит старых героев, но и своих не предлагает. Общее состояние безысходности пробирается в детали. С голубого экрана накрытого кружевной салфеткой телевизора диктор вечерних новостей оптимистично сообщает, что «сегодня существенных осадков не ожидается, температура не изменится». Убедительным символом безразличной, закостенелой и необычайно живучей власти — номинальной, но не функционирующей — представлен персонаж директора школы, Александры Васильевны.

В кадре она возникает дважды — крупным планом, в формате расхожих портретов первых государственных лиц. Встречая учеников на крыльце школы с бессменной официальной улыбкой и отсутствующим взглядом, она механически кивает и повторяет лишь одно слово: «Здравствуйте! Экран ревностно оберегали от фильма, который снял человек, некогда заявивший устами своего героя: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». С момента этой песенки доктора Айболита и картины Быкова «Айболит-66» 1966 его убежденность в важнейшей роли кинематографа для детей только росла : «Ответьте мне: существует ли детское солнце? Солнце одно для всех, но дети живут под солнцем, ощущают и понимают его, может быть, острее, чем взрослые. Все кино детское, когда его смотрит ребенок.

Вся жизнь — детская, раз дети принимают в ней участие». Вместо фальшивого деления мира на взрослый и детский, с тотальным упрощением проблем и плоскими образами румяных комсомольцев и отпетых разгильдяев, «Чучело» показывает честный портрет детства, в котором все эти штампы перемешаны. Модель общества представлена на примере одного класса и суждений, вложенных в уста детей: — Ой-ой, какие мы идейные! Войны нет, и ладно. Этот диалог школьниц — Шмаковой и Мироновой по прозвищу Железная Кнопка — завершается дракой. Героини воплощают две моральные крайности: гибкие границы убеждений Шмаковой осуждаются Мироновой, одержимо требующей справедливого наказания любому и любой ценой.

Ее девиз — идти до конца, а любимая книга — «Предателем становятся один раз». Справедливость для Кнопки намного ценнее добра. Каждый из героев ищет силу в разных, но сообщающихся источниках. Отлавливающий собак на живодерню Валька ценит только деньги, немногословный Лохматый — силу физическую.

Чтобы у этих гадов руки поотсыхали. Но одно я знаю наверняка. Что всё к тебе возвращается таким бумерангом, что мама не горюй!

И всем кто делает зло, рано или поздно будет в 3 раза хуже!

Худсовет Госкино, находившийся в натянутых отношениях с язвительным Роланом Быковым, только и делал, что искал повод закрыть картину.

А позднюю осень в Тверской области , где проходили все натурные съемки картины, приходилось создавать, искусно отвоевывая каждый день у первых заморозков и снега. Кроме того, и сама главная героиня, Кристина Орбакайте, буквально в первые дни съемок сломала руку и на протяжении всего оставшегося времени снималась со сломанной рукой, вынужденная постоянно маскировать гипс. И все-таки картина вышла на экран.

Общество почти мгновенно разделилось на два лагеря. На тех, кто ругал Быкова за то, что он якобы опозорил советских детей, и на тех, кто восхищался смелым и дерзким подходом режиссера. Не было только равнодушных.

Что известно о ремейке фильма «Чучело», который снимают под Калугой?

Но есть и те, кто способен устоять перед несправедливостью общества и дать окружающим достойный отпор, при этом выйдя победителем в схватке с необоснованными издевательствами, а порой даже побоями. Так и героиня фильма, юная Лена Бессольцева, попадает в новую школу провинциального городка, где пытается стать частью компании. Для этого она терпит насмешки и изощрённые издевательства. А детская, невинная и преданная любовь толкает её на путь самопожертвования и дальнейшего разочарования.

Последнее полнометражное кино, в котором снялся Юрий Никулин. Кино, ставшее эталоном родительского непонимания и безответственного отношения педагогов к проблемам учеников.

И все-таки картина вышла на экран. Общество почти мгновенно разделилось на два лагеря. На тех, кто ругал Быкова за то, что он якобы опозорил советских детей, и на тех, кто восхищался смелым и дерзким подходом режиссера. Не было только равнодушных. Но их и не могло быть. Фильм «Чучело» — это фильм, который не может оставить равнодушным, ведь это фильм обо всем сразу: о дружбе и предательстве, о боли и счастье, о жестокости и прощении, но самое главное — это фильм о любви.

И там в 81-м году, с третьего по седьмой номер, напечатали повесть Владимира Железникова «Всего-то несколько дней». Размытое какое-то было название, почти монохромные иллюстрации… Но тот, кто не поленился и начал читать, оказался вознаграждённым на всю оставшуюся жизнь, без преувеличения. Потому что речь в повести шла о девочке, которая взяла на себя чужую вину и за то оказалась преследуема одноклассниками. Впервые на пространстве советской жизни в произведении для подростков говорилось о том, что дети, как и все люди, могут быть жестоки. Что большинство не всегда право и один способен противостоять толпе. Это были мысли по-прежнему крамольные для общества, привыкшего отвергать индивидуализм, а к гуманизму непременно присовокуплять слово «абстрактный». Вот почему изначальное, данное автором своему детищу название «Чучело» было заменено нейтральным: чтобы не слишком «раздразнить гусей». Они и так уже зашипели, когда Железников, вовсе не начинающий автор — в его багаже было немало опубликованных рассказов и сценариев к нескольким фильмам, — в конце 70-х сочинил вроде бы очередной из них, то самое «Чучело». Но сценарий был слишком необычным и, дойдя до Госкино, ужаснул заместителя его председателя настолько, что тот заверил всех и вся: «Эти фашиствующие дети никогда не будут на нашем экране». Казалось бы, Владимир Карпович мог угомониться и подумать лучше о своей дальнейшей карьере, которой он едва не нанёс урон, но бывший курсант артиллерийского училища, которое он окончил ещё до Литинститута, что называется, развернул орудия. И переделал свой сценарий в повесть. Никто её брать не захотел, а в «Пионере», где Железников был членом редколлегии, положили в стол, но «тамиздат», а именно «Континент», с радостью предложил напечатать. Железников, по его собственному признанию, советской власти не любивший, упёрся и «Чучело», «сам не знаю почему», за кордон не отдал. А там грянула школьная реформа, пошли разговоры о том, как и чему учить детей, и «пионеровцы» быстренько явили повесть миру. В редакцию повалили письма от читателей. Спустя несколько месяцев после первой публикации сочинение Железникова вышло в виде книги и с первоначальным заголовком. А совсем скоро началась новая жизнь «Чучела», потому что Ролан Быков приступил к съёмкам одноимённого фильма. В дом Быковых-Санаевых повесть попала от их соседа — режиссёра Саввы Кулиша, которому писатель приходился родственником. Выходит и протягивает мне книжку: «Прочти». Ролан в то время как раз думал над тем, где ему взять новый материал, и я сказала: «Рол, по-моему, это то, что ты ищешь». Просыпаюсь на следующий день рано-рано, а в комнате свет горит — Ролан читал всю ночь. Он захлопнул книгу и как запустит её под потолок! Я: «Что, будешь снимать? Быков, уже подхваченный внутренней волной, позвонил Железникову и решительным тоном сказал, что хочет приехать. Войдя к нему и даже не сняв пальто, объявил, что намерен делать фильм «Чучело». Сценарий читать отказался — чтобы не портить первого впечатления. Ничто не должно было снизить высоту той волны. Он, видимо, был настроен осуществить замысел во что бы то ни стало. Чтобы высказаться сразу за всех тех, кому было что поведать по поводу своего и чужого изгойства. Ведь и Железников положил в основу повести историю, случившуюся с его племянницей. Школьники прогуляли урок, а Лена, привыкшая говорить только правду, честно призналась учительнице, что одноклассники сбежали в кино. Те начали девочку травить, директор даже предложил её маме перевести дочь в другой класс, но Лена удивилась, почему она должна куда-то уходить, если права, и отказалась. Проявила стойкость оловянного солдатика, и это качество перешло в повесть. Елена Санаева вспоминает, что и Быков всегда был вынужден чему-то противостоять: «Обстоятельства жизни пытались сделать из него «чучело», но он сопротивлялся». Впрочем, если честно покопаться в нашем прошлом, очень и очень многие успели побывать в этой роли. Здесь справедливо заметят, что жестокость — явление повсеместное, общечеловеческое и немало книг в мировой литературе и фильмов в мировом кинематографе посвящено насилию и его преодолению. Всё так: бьют везде, хотя с разной частотой и силой. Хотя страдают и праведник, и плохиш, тем более что в простом смертном много всего намешано и может вылезать то одно, то другое. Вот Железников и Быков взяли и рассказали про невидимые миру слёзы, слёзы сильных и слёзы слабых. Оставалось найти тех, кто всю эту сложность покажет в кино. Кристину Орбакайте сначала не утвердили, потом вроде бы заинтересовались ею, затем, во время встречи с Быковым, девочка, увидев его усталый взгляд и приняв его за выражение равнодушия к ней, отказалась сниматься. Интересно, что мама, то есть, естественно, Алла Борисовна, книжку сразу оценила и вздохнула: «Почему мне не одиннадцать лет?.. А главная героиня Ленка — Кристина — стояла снаружи у окошка и слышала, как он признаётся, потом пугается и вновь предаёт её. Ролан говорит Кристине: «Ты обернёшься к камере, улыбнёшься — ты же рада, что Дима оказался храбрецом. Потом поймёшь, что он струсил, улыбка сползёт с твоего лица, и ты заплачешь. Снимаем одним планом». Кристина стояла, отвернувшись от нас. Худенькая спина, лопатки торчат… Камера работала, а Кристина не оборачивалась. Смотрю на Ролана — он молчит, не хочет ей подсказывать.

А в это же время учитель, который должен был грамотно во всем разобраться и уладить конфликт, попал в больницу с инфарктом. Девочка мучилась несколько недель, пока правда не всплыла на поверхность. Железные запреты После того как в первой половине 70-х годов сценарий Железникова был готов, советская власть в пух и прах раскритиковала его. Они сказали, что все это вымыслы, мрачные истории, которые могут пошатнуть советскую идеологию. Ну, мол, не могут быть наши школьники такими экстремистскими и негативными, такими жестокими и бессердечными. Они даже не догадывались о том, что история имела реальную почву под собой. Фильм попал на экраны лишь 10 лет спустя - после того, как попал в руки Ролана Быкова. Он, невзирая на критику и запреты, экранизировал историю, и, кстати, не без помощи Андропова. Реакция общественности В самые первые дни, после релиза, в газетах и новостях фильм был охарактеризован как излишне жестокий, совершенно не отображающий действительность. Быкова обвинили в том, что он слишком сгущает краски, нагнетает обстановку и пытается кому-то доказать, что советские школьники плохие. Не без помощи властей организовывались мероприятия, в ходе которых показательно демонстрировалась жизнь школьников различных городов. Мол у них все спокойно дружно и тихо.

«Чучело» всепрощающее

Художественный фильм «Чучело» — один из наиболее проблемных фильмов переходного периода, запрещаемый и восхваляемый, подвергавшийся многочисленным обвинениям и удостоенный многих наград. Фильм Ролана Быкова, снятый по мотивам одноименной повести Владимира Железникова "Чучело"(0+) – о детской жестокости, поражающей до глубины души. Фильм «Чучело», вышедший на экранизацию в 1984 году благодаря Ролану Быкову, вызвал бурю эмоций и взрыв мнений среди зрителей. Драма. Режиссер: Ролан Быков. Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести В. Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом». История Лены Бессольцевой, показанная Роланом Быковым в фильме «Чучело», была правдивой — в очень похожей ситуации оказалась племянница писателя Владимира Железникова.

Читайте также

  • Проект "Культура для школьников" представляет фильм "Чучело"
  • Кристина Орбакайте — её выбрали из 17 тысяч девочек
  • «Чучело» - Радио ВЕРА
  • Чучело (1983) — Фильм.ру
  • 10 интересных фактов о фильме «Чучело»

Елена Санаева рассказала, почему в фильме "Чучело" снималась именно Орбакайте

Вот почему запуск Роланом Быковым пусть и на другой киностудии – «Мосфильме» – остропроблемного фильма «Чучело» можно считать явлением исключительным для тогдашнего советского кинематографа. Для меня «Чучело» ценно тем, что этот фильм попал не только в свое время, но и в каждый отдельный период того времени, в котором мы живем с тех пор. Оригинал взят у wingedlynx в Детские травмы. Эта историческая закономерность выступает как художественная реальность благодаря таким, кто может сделать фильм «Чучело».

«Чучело» Ролана Быкова: интересные факты о выдающемся советском фильме

Роль взрослого в жизни ребенка или пару слов о фильме «Чучело» | Flymama легендарный советский кинофильм, который вышел на экраны в 1983 году.
Психология кино. Чучело Самый громкий и противоречивый фильм эпохи застоя, дебют Кристины Орбакайте, главная картина Ролана Быкова – всё это "Чучело".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий