Новости перечислите основные повинности которые несли крестьяне

Элемент повинности-тягло получает всеобъемлющее развитие и приводит к закрепощению русского крестьянина. труд крестьян на земле помещиков. Развернутый ответ на вопрос: Назовите основные повинности помещичьих крестьян. перечислите основные повинности которые несли крестьяне. Основные повинности крестьян в Средневековой Руси были следующие. даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. оброг - мог быть в денежной форме или натуральной.

ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

  • Крестьянские повинности и цены
  • Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 2 часть. Параграф 19
  • Читайте также
  • Параграф 9 ГДЗ Арсентьев Данилов 7 класс по истории - ГДЗ для школьников. Решения и ответы.
  • Повинности которые несли крестьяне

История повинностей крестьян: от их формирования до отмены – урок по истории России

Для крестьян существовала барщина – неоплачиваемый труд в пользу господина. В начале столетия выделялись две основные группы крестьян: крепостные (владельческие), которые принадлежали разным частным собственникам, и черносошные, которые были формально свободны, но несли государственные повинности. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка. Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. даровые работы крестьян в хозяйстве феодала. оброг - мог быть в денежной форме или натуральной.

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина

Во-вторых, они несли различные налоги и повинности в пользу феодального государства. Наконец, крестьяне являлись основными плательщиками дани турецким поработителям. Вопрос по истории: Перечислите основные повинности которые несли крестьяне. Правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История. Правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История. Важно отметить, что конкретные повинности и обязанности крестьян могли различаться в зависимости от региона, времени и условий, установленных господином. оброк, барщину, а также платили налоги "на государя".

Назовите основные повинности помещичьих крестьян. Объясните, от чего зависел объ

Ежегодно размер налога увеличивался. Категории крестьян и их отличия В Древней Руси были смерды и холопы. Смерды могли быть лично свободными и зависимыми. Процесс закрепощения крестьян был официально закреплен в 1649 году Соборное уложение. В 16 веке и далее в зависимости от подчиненности крестьянина различали государственных и крепостных, которые в свою очередь подразделялись на виды. Государственные черносошные Различали тяглых и оброчных государственных крестьян в зависимости от налогообложения, к которому они были отнесены тягло или оброк.

Переселиться такие крестьяне могли по дозволению либо местного мирского начальника руководитель губернии или уезда , либо церковных служителей для церковных крестьян. Это была категория лично свободных крестьян, подчинявшихся, то есть несущих тягло непосредственно в пользу государства и правительства. К этой же категории крестьян относились и такие сословия, как войсковые обыватели, служилые люди, пашенные солдаты, драгуны, военные поселяне, однодворцы из крестьян. Читать подробнее об однодворцах Выделяли два вида крестьян, принадлежавших непосредственно государю и его семье. Дворцовые крестьяне — люди, проживавшие во дворце.

Удельные крестьяне — люди, проживавшие на территориях, являющихся источниками доходов императорской семьи, на та называемых «удельных землях». Они несли повинности, так же как и государственные. Сословие, появившееся по указу Петра Первого, когда остро встал вопрос о заготовке корабельного леса и последующего строения Российского флота. Для неоплачиваемых лесозаготовок набирали малые народности татары, чуваши, мордва , причем если они проживали удаленно от леса, то должны были платить налоги с которых потом набирали работников за плату. Из всех губерний было набрано по 300 человек специалистов плотников, кузнецов и проч.

Они были зачислены в рекруты, их задачей было заготавливать корабельный лес. Рубили подходящие для строительства кораблей сосны и дубы, сплавляли их по рекам к нужной верфи. В 1750-х годах труд лашманов оплачивался следующим образом: для пеших 5 копеек, для конных 8-10 копеек в сутки. В 1770-х годах оплата выросла вдвое. Ежегодно количество лашманов увеличилось.

Преобладающей формой повинностей удельных крестьян был оброк. Удельные крестьяне пользовались большей свободой хозяйственной деятельности, чем владельческие крестьяне. Количество мужских душ удельных крестьян постепенно увеличивалось: 1797 год — 463 тысячи; 1812 год — 570 тысяч; 1857 год — 838 тысяч. Указом от 26 июня 1863 года на удельных крестьян были распространены основные положения крестьянской реформы 1861 года. В частности, удельные крестьяне получили в собственность часть удельных земель за обязательный выкуп. В целом бывшие удельные крестьяне получили земли больше, чем владельческие, но меньше, чем государственные.

В частности, в 1905 году в среднем на двор у бывших категорий крестьян приходилось надельной земли: - владельческих крестьян — 6,7 десятины; - государственных крестьян — 12,5 десятины. Удельные земли были национализированы в соответствии с Декретом о земле 1917 года. Среди крепостных крестьян существовали крестьяне, освобождённые от барщины и получавшие в оплату за работу на помещика деньги или хлеб. Таких крестьян называли задельными. Их появление связывают с усилением имущественной дифференциации крестьянства, особенно в оброчных поместьях. В этот период широкое распространение получила денежная рента, вызвавшая процессы отходничества.

Крестьяне-предприниматели быстро стали образовывать класс сельской и городской буржуазии, а после 1861 года этот процесс ещё более ускорился. Со 2 апреля 1842 года часть бывших владельческих крестьян получила от помещиков в собственность земельные наделы, и до приобретения крестьянами этой земли они именовались обязаннымикрестьянами. Согласно указа 1842 года, обязанные крестьяне по соглашению с помещиками помещики не были обязаны заключать договор приобрели личную свободу, но земля оставалась в собственности помещика, и крестьяне обязаны были нести повинности за пользование ею — барщину и оброк. Ограничения власти помещиков не предусматривалось. Лично свободные крестьяне Пашенные крестьяне обрабатывали казённые государственные пашни, в состав которых входили земли в Сибири, земли на юге России и дворцовые кабинетские земли. С конца XVI века пашенный крестьянин получал в личное пользование участок земли собинную пашню при условии обработки казённого поля, хлеб с которого шёл в казну.

С 1769 года в Сибири для пашенных крестьян обработка казённой земли была заменена денежным оброком, а с XVIII века пашенные крестьяне вошли в категорию государственных крестьян, то есть оставались лично свободными. С XIV века в России появились черносошные, или чёрные, крестьяне. Они не зависели от землевладельца, сохраняли большую степень личной свободы и право распоряжения землёй. При Петре I черносошные крестьяне стали именоваться государственными, были обложены подушной податью и дополнительным оброком в пользу государства. Сословие государственных, или казённых, крестьян, оформилось в России в начале XVIII века указами Петра I из состава свободных к тому времени крестьянских сословий — черносошных крестьян, половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев и нерусских народностей Поволжья и Приуралья. Государственные крестьяне жили на казённых землях, пользовались отведёнными наделами, находились в государственном управлении и считались лично свободными.

Государственные крестьяне обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы, платить подушную подать и отбывать натуральные повинности по принципу круговой поруки. С начала XIX века государственным крестьянам разрешили вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть ненаселёнными без крепостных крестьян землями и пр. Одновременно обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность среди государственных крестьян, дворяне требовали передачи их в частные руки. В 1837 — 1841 годах было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов для попечительства над государственными крестьянами через сельские общины. Главной проблемой для крестьянства было малоземелье. В 1866 году государственные крестьяне были подчинены общей системе сельского управления и признаны крестьянами-собственниками, хотя продолжали платить оброчную подать.

Права полной собственности на землю государственные крестьяне получили по закону 1886 года об обязательном выкупе земельных наделов, при этом размеры наделов государственных крестьян оказались больше, а выкупные платежи — меньше, чем у помещичьих крестьян. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, так как на них не были распространены законы 1866 и 1886 годов.

Крестьянские повинности Помещик обязан был предоставить крестьянам земельный надел не в собственность, а лишь в «постоянное пользование». Отходящая к крестьянам земля юридически продолжала оставаться помещичьей собственностью, за пользование которой крестьяне должны были нести повинности до тех пор, пока между ними и помещиком не будет заключена выкупная сделка. До этого времени крестьяне считались «временно-обязанными», т. Но, так как для перехода на выкуп не было установлено никакого срока, эта «временность» из срочной, как предполагалось ранее, превращалась в бессрочную. Размеры и формы повинностей, если не состоится добровольное соглашение между помещиком и крестьянами, определялись также местными «Положениями».

Размеры оброка по «великороссийскому» «Положению» колебались от 8 до 12 руб. В основу исчисления оброка были положены его размеры, существовавшие накануне реформы; если припомнить, что крестьянский оброк платился не только из доходов от земледельческого хозяйства крестьян, но и из разных неземледельческих доходов, то станет ясно, что, уплачивая оброк, крестьянин платил не только за пользование помещичьей землёй, но и за право распоряжения своей рабочей силой ; оброк, таким образом, носил попрежнему характер феодальной повинности. Естественно, что никакого соответствия между оброком и доходностью крестьянского надела не было; самый высокий оброк 12 руб. При исчислении оброка введена была так называемая «градация», состоявшая в том, что первая десятина полученного крестьянами надела ценилась дороже следующих десятин; поэтому, если крестьяне получали неполный надел, каждая десятина обходилась им дороже, чем при получении полного надела, т. Особенно резкая градация устанавливалась для нечернозёмной полосы; в полосах чернозёмной и степной она была несколько меньше. Градация давала помещикам возможность ещё более увеличивать несоответствие между размером оброка и доходностью земли, т. А так как рабочая сила особенно дорого ценилась в нечернозёмной полосе, то в градации были заинтересованы главным образом помещики нечернозёмной полосы.

В барщинных имениях барщина сохранялась и после реформы. Размер и порядок отбывания барщины определялись добровольным соглашением; если соглашения не удавалось достигнуть, то барщина отбывалась на основании «Положений». Согласно «Положению о великороссийских, новороссийских и белорусских губерниях» за каждый душевой надел крестьяне должны были отрабатывать в год 40 дней мужских и 30 женских, причём и мужчины и женщины должны были являться на работу со своим инвентарём - так же как и до реформы. Барщинной повинности подлежали мужчины с 18 до 55 лет, а женщины - с 17 до 50, т. Отбывание барщины также регулировалось путём градации. Большую часть барщинных дней три пятых крестьяне должны были отрабатывать в период от весны до сбора урожая осенью, который крестьянину был особенно дорог для работы на себя.

Их повинности были определены социальным и правовым статусом, а также положением на феодальной лестнице. Повинности помещичьих крестьян могли различаться в зависимости от времени и географического положения, но в целом они включали следующие обязанности: 1. Уплата дани: Помещичьи крестьяне обычно должны были уплачивать денежную или натуральную дани своему господину помещику или короне. Размер дани мог зависеть от ряда факторов, включая уровень производительности земли, экономические условия, социальный статус и т.

Повинности крестьян перечислите

Такие повинности крестьян, называемые «земскими повинностями», включали проведение полевых работ, выполнение работ по поддержанию земель и постройкам. основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк. Разберём, какие основные повинности приходилось выполнять. Важно отметить, что конкретные повинности и обязанности крестьян могли различаться в зависимости от региона, времени и условий, установленных господином. Найдите правильный ответ на вопрос«Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне? » по предмету История, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует.

Повинности крестьян: понятие и значение

Основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк. Перечислите основные повинности крестьян. Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность. Основные повинности которые несли крестьяне. Повинности крестьян были многообразными и ответственными, но они справлялись с ними с достоинством и энтузиазмом.

КРЕСТЬЯНЕ В РОССИИ

Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Поскольку феодалы нуждались в притоке рабочей силы, таких крестьян они охотно принимали в свои вотчины и поместья. Новопорядчики были освобождены от государственного тягла, а иногда даже от феодальных повинностей. Новоприходцы иногда получали от помещика подмогу или ссуду. Перейти к другому феодалу они могли только расплатившись с прежним. После многолетнего проживания на одном месте новопорядчик становился старожильцем. Еще была группа крестьян, которых называли серебряниками.

Это были люди, которые взяли у феодала ссуду деньгами — «серебром». Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Поскольку серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина, то выход к другому владельцу был практически невозможен. Если только новый владелец, переманивший крестьянина, не уплатит за него серебро и тем самым «откажет» у предыдущего господина. Другой группой крестьян были половники. Это были бедняки, которые не имели своей земли и поэтому пахали на своих лошадях господскую землю, отдавая взамен половину урожая отсюда и название.

Категория обедневшего зависимого населения в Русском государстве 15 — нач. Впервые бобыли упоминаются в Псковской летописи под 1500 годом. Бобыли платили своему феодалу оброк — бобыльщину.

Постепенно по юридическому положению они сближались с крестьянами. С 1631-1632 гг. По указу о подворном обложении 1679 года бобыли, жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам.

Бездворные бобыли продолжали оставаться вне тягла. После введения подушной подати в 1724 году бобыли слились с крестьянами. Вольные хлебопашцы.

Бывшие помещичьи крестьяне в Российской империи, освобожденные от крепостной зависимости с землей на основании добровольного соглашения с помещиками. На основании указа императора Александра I Павловича от 20 февраля 1803 года помещики получили право освобождать отдельных крестьян и целые селения с обязательным наделением их землей. Крестьяне за это должны были платить выкуп или выполнять повинности.

Широкого применения указ не получил. В разряд вольных хлебопашцев входили также дворовые люди и крестьяне, лично отпущенные на волю, если они приобретали землю. Юридически вольные хлебопашцы были близки к государственным крестьянам.

Временнообязанные крестьяне. Категория бывших помещичьих крестьян, освобожденных от крепостной зависимости во время реформы 1861 года, но не переведенных на выкуп. За пользование землей временнообязанные крестьяне несли повинности оброк, барщину, издольщину.

Помещик являлся попечителем сельского общества временнообязанных крестьян, получал в нем права вотчинной полиции и мог требовать смены сельского старосты и сельской администрации. Наибольшее число временнообязанных крестьян находилось в Ставропольской, Астраханской и Курской губерниях. Городовые казаки.

Служилые люди, несшие гарнизонную и сторожевую службу на укрепленных линиях по южным и восточным границам Русского государства в 15-17 вв. Правительство привлекало казаков на службу, зная их смелость и навыки в военном деле, а также для заселения окраин. Им платили денежное жалованье и наделяли землей.

У казаков, поступивших на службу отрядами станицами , сохранялись их выборные атаманы, подчинявшиеся казацкому голове или городовому воеводе. Городовые казаки служили со своими конями, оружием, припасами. Их численность оценивалась в 5-6 тысяч человек; к 1680-м годам возросла до 7 тысяч.

В 18 веке городовые казаки вошли в состав однодворцев. Государственные крестьяне. Сословие в России 18 — первой половине 19 века, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев.

Государственные крестьяне жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства и считались лично свободными. В 1866 году были подчинены общей системе сельского управления, в 1886 году получили право полной собственности на землю за выкуп. Гулящие люди.

Отпущенные на свободу холопы, слуги в Русском государстве в 16 — начале 18 веков, кабальная зависимость которых по закону прекращалась со смертью господина. Гулящие люди никому не платили никаких податей, жили преимущественно работой по найму. В 17 веке отход населения на заработки назывался: «гулять», «ходить в гуляках», «быть гулящим».

Гулящие люди активно участвовали в крестьянских и городских восстаниях, правительство стремилось ликвидировать этот разряд населения. Указом Петра I от 1 июня 1722 года предписывалось записать гулящих людей в солдаты, в посады или обратить в крепостных. Даточные люди.

Категория лиц из тяглого населения в России 15-17 вв. Поставка даточных людей была одной из наиболее тяжелых личных повинностей, ложившихся на крестьянские и посадские общины. Даточных людей отбирали исключительно из тяглого населения, так как все служилые люди, московские и городовые, несли военную службу лично и бессрочно.

В даточные люди ставились лица преимущественно средних лет. Для службы они должны были являться на сборный пункт в вооружении и с запасами. При прохождении службы они получали подмогу от общин в виде кормового и денежного жалованья.

Дворовые крестьяне. Зависимые лица в Русском государстве челядь, холопы , жившие при дворе феодала и обслуживавшие его семью. В конце 17 — первой половине 19 века дворовые крестьяне не имели земли и жили полностью на содержании хозяев.

В 1797 году вышел указ Павла I о запрещении продажи дворовых и безземельных крестьян. В 1858 году вышел указ Николая I о запрещении помещикам переводить крестьян в дворовые люди. Дворцовые крестьяне.

Зависимые крестьяне на Руси 12-18 вв. В период образования и укрепления Русского централизованного государства конец 15-16вв. В 16 веке в связи с развитием поместной системы дворцовые крестьяне стали широко использоваться для вознаграждения служилого дворянства.

В 17 веке с ростом территории Русского государства росло и число дворцовых крестьян. Широкий размах раздача дворцовых крестьян дворянам приобрела в первые годы царствования Михаила Фёдоровича Романова 1613-1645. В первые годы правления Петра 1 1682-99 было роздано около 25 тысяч дворов дворцовых крестьян.

Большая часть попадала в руки царских родственников и фаворитов. В 18 веке пополнение дворцовых крестьян и земель щло главным образом за счёт конфискации земель у опальных владельцев и населения вновь присоединённых земель в Прибалтике, на Украине и в Белоруссии.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядочена. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней. Местные положения Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» - «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости вБессарабской области».

Освобождение дворовых крестьян «Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли и усадьбы, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика. Таким образом, огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию. Выкупные платежи Положение «О выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами.

Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 годув условияхПервой русской революции. Михаил Покровскийуказывал, что «выкуп был выгоден не крестьянам, а помещикам». К 1906году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически с учётом процентов по кредиту уплачивали тройную сумму, что составляло предмет критики со стороны наблюдателей, стоявших на народнических позициях а впоследствии - со стороны советских историков , но было при этом математически нормальным результатом для столь долгосрочного кредита. Так как пени за просроченные платежи неоднократно списывались, а в1906году государство простило сельским обществам всю неоплаченную часть задолженности, выкупная операция оказалась для государства убыточной. Зависимых людей в усадьбах помещика было много.

Это могло включать выполнение различных работ, таких как строительство и ремонт домов, участие в службе в поместье господина или выполнение других поручений. Важно отметить, что конкретные повинности и обязанности крестьян могли различаться в зависимости от региона, времени и условий, установленных господином. Кроме того, с течением времени и социальными изменениями в России эти обязанности могли меняться. Свежие записи.

Как жили крестьяне в Московском государстве и какие повинности несли?

За высший душевой надел поддгялппт. Большее число барщинных дней лежало на первых десятинах надела. Барщина должна была регулироваться специально составленным для каждой губернии «урочным положением». За исправное отбывание повинностей крестьяне отвечали круговой порукой всего «мира». Правительство стремилось возможно быстрее ликвидировать барщину, которая не могла быть эффективной в условиях личной свободы крестьян. Поэтому сельским обществам и отдельным домохозяевам разрешалось переходить на оброк, но при соблюдении определенных условий: предупредив об этом помещика за год и внеся вперед причитающуюся полугодовую сумму. В пределах мирской земли сохранялись прежние семейные наследственные участки, причем за основу семейного надела принимался высший «пеший» участок; вся остальная земля, обрабатываемая домохозяином, рассматривалась как «добавочный участок», который в известных случаях мог быть сокращен и даже отобран целиком для наделения безземельных и малоземельных односельчан. Крестьянин-барщинник освобождался от тяглой работы, если он сам не заключал о ней добровольного договора с помещиком. Взамен круговой поруки за выполнение барщины и оброка вводилась ответственность каждого отдельного домохозяина. Несколько иначе было составлено «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Киевской, Подольской и Волынской».

Здесь, на Правобережной Украине, помещиками были преимущественно поляки, а крестьянами — украинцы.

В конце XVI в. Однако вскоре это объединение распалось, и зависимость входивших в него земель от Турции возобновилась. Мощный толчок выступлениям крестьян и горожан в Молдавии и Валахии дала народно-освободительная война на Украине в 1648-1654 гг. Под ее влиянием в Молдавии в 1653 г. Много молдаван сражалось в рядах казацкого войска против польских феодалов. Классовая и национально-освободительная борьба трудового на» селения Молдавии и Валахии против местных угнетателей и иноземных турецких поработителей в различных формах не прекращалась на всем протяжении турецкого владычества. Русско-Валашско-молдавские связи Прочные торгово-экономические и культурнополитические связи между Дунайскими княжествами и Русским государством были установлены в XV в.

Кроме общих экономических и культурных интересов русских, валахов и молдаван сближала борьба против иноземных завоевателей: польско-литовских панов, а с XVI в. Запорожские казаки неоднократно посылали в Молдавию и Валахию свои отряды, сражавшиеся вместе с валахами и молдаванами против турецко-татарских захватчиков. Экономические, политические и культурные связи Молдавии и Валахии с Русским государством становятся особенно тесными при господарях Василии Лупу 1634-1653 и Матвее Басарабе 1632— 1654 благодаря возросшему международному престижу России и ее успехам в войне с шляхетской Польшей за освобождение Украины и Белоруссии. Русско-молдавско-валашские связи оказали благотворное влияние на развитие культуры в Молдавии и Валахии. Благодаря русской и украинской помощи в 30-40-х годах XVII в. В 1640 г. Молдаване и валахи, как и некоторые другие народы, порабощенные султанской Турцией, видели возможность избавления от турецкого ига лишь с помощью Русского государства. Читайте также.

В конце XVI в. Однако вскоре это объединение распалось, и зависимость входивших в него земель от Турции возобновилась.

Мощный толчок выступлениям крестьян и горожан в Молдавии и Валахии дала народно-освободительная война на Украине в 1648-1654 гг. Под ее влиянием в Молдавии в 1653 г. Много молдаван сражалось в рядах казацкого войска против польских феодалов.

Классовая и национально-освободительная борьба трудового на» селения Молдавии и Валахии против местных угнетателей и иноземных турецких поработителей в различных формах не прекращалась на всем протяжении турецкого владычества. Русско-Валашско-молдавские связи Прочные торгово-экономические и культурнополитические связи между Дунайскими княжествами и Русским государством были установлены в XV в. Кроме общих экономических и культурных интересов русских, валахов и молдаван сближала борьба против иноземных завоевателей: польско-литовских панов, а с XVI в.

Запорожские казаки неоднократно посылали в Молдавию и Валахию свои отряды, сражавшиеся вместе с валахами и молдаванами против турецко-татарских захватчиков. Экономические, политические и культурные связи Молдавии и Валахии с Русским государством становятся особенно тесными при господарях Василии Лупу 1634-1653 и Матвее Басарабе 1632— 1654 благодаря возросшему международному престижу России и ее успехам в войне с шляхетской Польшей за освобождение Украины и Белоруссии. Русско-молдавско-валашские связи оказали благотворное влияние на развитие культуры в Молдавии и Валахии.

Благодаря русской и украинской помощи в 30-40-х годах XVII в. В 1640 г. Молдаване и валахи, как и некоторые другие народы, порабощенные султанской Турцией, видели возможность избавления от турецкого ига лишь с помощью Русского государства.

Читайте также.

Однако землевладельцы в многочисленных челобитных настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно, и царь Алексей Михайлович идет не только навстречу этим требованиям, но и намного дальше.

Дело в том, что во всех прежних указах о сроке сыска беглых крестьян речь шла исключительно о тех, кто ушёл с помещичьей земли, не внеся всех необходимых выплат помещику, оговорённых в порядных записях, то есть — о возвращении должников. Крестьянин, рассчитавшийся по своим обязательствам, был волен идти куда угодно, или оставаться на месте, или вовсе оставлять землепашество и выбирать другой род занятий, если позволяли средства и умение. В изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства.

Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин. Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов.

В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей. Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу.

Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина, как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии. Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика.

Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей. Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика.

Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В.

Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица». Крестьяне в XVII веке После окончательного утверждения крепостничества нормами Соборных уложений Василия Шуйского и Алексея Михайловича Романова крепостное право становится определяющим явлением в жизни страны на целых два с половиной столетия. Стремление обеспечить стабильность царской власти за счет опоры на дворянское, служилое сословие привело к серьезному поражению в правах другой категории населения — крестьянства.

Конечно, нельзя сказать, что крепостное право было сродни рабству, но уж очень похожи были эти два состояния. Не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия.

Лично свободных крестьян называли черносошными, а крепостных — владельческими. Крестьяне черносошные: лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца; за ними сохранилась значительная степень личной свободы среди прочего — право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования ; сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей. В зависимости они находились только от государства.

По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность — платили подати и исполняли различные работы. Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей.

Используя все возможные механизмы, они пытались закрепостить, лишить экономической, а затем и личной свободы черносошных крестьян. Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями.

Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных. В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Меньший гнет наблюдался в отдаленных уголках России — на Севере в Поморье , в Сибири.

Туда и устремлялись спасающиеся от притеснений и угнетения, от опасности попасть в крепостную зависимость черносошные крестьяне. Крестьяне владельческие В среде владельческих крестьян имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на: Боярские или вотчинные.

Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась.

Крестьяне несли повинности

Замечание 2 Такая форма отношений была ликвидирована в 1883 году после указа о переводе крестьян на обязательный выкуп Оброк Оброк — это форма повинности крестьян, состоявшая в выплате помещику дани деньгами или продуктами. Оброк делился на: денежный; натуральный; отдельные виды работ. Крестьяне должны были отдавать часть своего урожая помещику. Размер оброка зависел от размера крестьянского надела. Впоследствии оброк принял форму постоянного денежного платежа, но существовал и более тяжелый натуральный оброк, который платился различными продуктами. Помещики придумывали различные поводы для сбора нового оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и пр. При такой повинности крестьянин не мог, например, убирать с поля снопы, пока помещик не определит размер оброка, вследствие чего мог портиться урожай. Замечание 3 Денежный оброк мог заменяться натуральным, но это имел право решать только помещик.

Временнообязанные крестьяне. Временнообязанные это в истории. Выкупные платежи и временнообязанные крестьяне.

Повинности крестьян в пользу помещиков. Повинности крестьян барщина и оброк таблица. Таблица повинности крестьян барщина и оброк 6 класс. Таблица оброк таблица барщина повинности крестьян. Крестьянские повинности таблица. Власть феодала над зависимыми крестьянами. В чем состояла власть феодала. В чем состояла власть феодала над зависимыми. В чем состояла власть феодала над зависимыми крестьянами. Крестьяне несшие повинности в пользу.

Какие повинности несли крестьяне в пользу государства. Какие повинности несли крестьяне в 17 веке. Повинность это. Повинность это в истории. Основные повинности крестьян в 17 веке. Повинности крестьян в 16 веке в России. Повинности крестьян 19 век. Барщина это. Повинности барщина и оброк. Крестьянские повинности барщина.

Средневековая деревня и ее обитатели таблица. За пользование землей крестьяне несли повинности. Средневековая деревня и ее обитатели 6 класс таблица. Средневековая деревня и ее обитатели 6 класс конспект. Повинность в пользу государства. Кто нес повинности в пользу государства. Повинность крестьян в пользу государства. Повинности в пользу государства не несли. Провинности средневековых крестьян. Повенность средневековых крестьян.

Вотчинные крестьяне. Усиление феодальной эксплуатации крестьян. Формы эксплуатации крестьян. Феодальные повинности которые несли крестьяне. Повинности крестьян в средние века. Крестьяне оброк. Государственные крестьяне. Подати и повинности в пользу государства. Подушная подать повинность крестьян в пользу. Категории крестьянства в первой половине XIX века.

Категории крестьян на Руси. Крестьянские повинности в средние века.

Пришли новые люди и стали выписывать новые грамоты так, как их этому учили в другом месте». Дегтяревым и В. Корецким, а также содержание послушных грамот новгородского епископа от начала XVII в. Об усилении произвола помещиков в предкризисное время свидетельствуют современники. К 1570-м годам относится и известие Таубе и Крузе о том, что худородные опричники «стали брать с бедных крестьян, которые были им даны, все, что те имели». Усиление произвола землевладельцев при таких обстоятельствах способствовало резкому ухудшению крестьянского хозяйства в поместьях и вотчинах в 1570—1580-е годы. В отличие от поместно-вотчинных земель, по дворцовым волостям сохранились поддающиеся статистической обработке данные о повинностях. Перечни от 1560—1600 гг.

Их рассмотрение мы начнем с дворцовых земель Вологодского, уезда. Дозорная книга этих земель от 1589—1590 гг. Все повинности на государев двор исчислялись на выть общегосударственные повинности рассчитывались на соху. В десяти волостях выть в зависимости от качества земли равнялась 6, 7 или 8 десятинам,31 считая с десятиной для посопного хлеба. Применительно к каждой волости может быть высчитано среднее количество дворов на выть. Дозорная книга сообщает также, по сколько десятин пашни и копен сена приходилось на двор в среднем по волости. Выше мы оценили средние урожаи ржи и овса в вологодских дворцовых волостях. В 1589г. Предпочтем усредненные государственные расценки, которые устанавливались при переводе натуральных оброков на деньги. В 1594 г.

Четверть ржи в Вологде в этот год тоже стоила 60 денег, а подверженная особенно сильным колебаниям цена четверти овса принималась при переводе за половинную цену ржи, т. А из остающейся части, стоившей 2880 денег, следовало заплатить денежные владельческие и государственные повинности. При этом в каждом случае мы определяем средний урожай на основании местных требований о сдаче хлеба с посопной десятины, а стоимость натуральных оброков — на основании переводных цен в период описания. И только в нижегородских бортных и мордовских селах этот процент поднимался до 15. Денежные платежи за «мелкий доход» и за пошлины составляли всего 52—73,5 деньги, а в вотчинах Симеона Бекбулатовича повышались до 156,5 деньги табл. Таблица 11. Денежные оброки вологодских дворцовых крестьян с выги в 1589—1590 г. Но на деле в 1570—1580-е годы с крестьян, сидевших на дворцовых землях, брали больше, чем было зафиксировано в писцовых книгах. Усилившийся произвол администрации и беззаконие в какой-то мере затронули и их. Ценные материалы о владельческих повинностях крестьян Троице-Сергиева монастыря содержат описания, относящиеся к 1593—1594 гг.

Этими описаниями было охвачено более 6800 крестьянских и почти 700 бобыльских дворов в 17 уездах. По Московскому, Коломенскому, Дмитровскому, Костромскому, Ярославскому, Ростовскому, Старицкому, Угличскому, Пошехонскому, Белозерскому и Соль-Галицкому уездам книги содержат подробные сведения о пашне, которую крестьяне пахали на монастырь, о денежных оброках, «мелком доходе» и других денежных и натуральных взносах и о всяких работах, выполняемых монастырскими крестьянами. Дубешня крестьяне должны были пахать на монастырь 3 десятины с выти. Но это исключительный случай столь высокой барщины. И объясняется он тем, что здесь крестьяне были свободны от денежного оброка и только давали за «мелкий доход» по 10 денег и прикащичьего дохода — 9 денег с выти. Однако самая распространенная в троицких владениях норма барщины: на 5 десятин такова выть во многих владениях монастыря 1,5 — 2 барские десятины. Денежный оброк часто взимался в размере полтины или 20 алтын т. Кроме того, крестьяне косили на монастырь сено, заготавливали дрова. Эти поборы следует считать долей от работы на сенокосе и в лесу, которые выполнялись крестьянами на себя. Но вычислить, какую часть этого труда экспроприировал землевладелец, невозможно.

Невозможно оценить и размеры трудовых затрат крестьян, отбывающих подводную повинность. Наконец, монастырь брал по 20—26 денег за свадебные пошлины, а в некоторых вотчинах по 6 денег «с судных дел», а также по 1 деньге с дыма. Приказчики получали по 6—10 денег. Но «мелкий доход» собирался с доходов от животноводства и льноводства, и присчитывать его к доле сбора с хлебопашества не следует. Другие, только что перечисленные поборы шли, очевидно, и за счет доходов от хлебопашества. Но доходы от животноводства, льноводства и другие, вероятно, использовались и для платежа денежного оброка. Троице-Сергиев монастырь был богатейшим землевладельцем и мог ограничивать поборы с крестьян с целью преодоления кризиса 1570—1580-х годов. В описаниях 1593—1594 гг. При этом под старым письмом подразумевается описание 1580-х годов. Их произвол и самоуправство особенно резко сказывались на положении подвластных крестьян,38 хотя и в крупных монастырских вотчинах фактические поборы не всегда ограничивались зафиксированными в писцовой документации рамками.

И все же обеднение, сокращение наделов, массовые отходы и запустение 1570—1580-х годов объясняются не только тягостью владельческих повинностей. Наряду с другими причинами должно учитываться и возрастание налогового гнета. II, с. Но в интересующих нас разделах они не отличаются один от другого. Формы феодальной ренты в Северо-Восточной Руси. Минск, 1955, с. Очерки экономического положения крестьян... Вытное письмо и феодальная рента в дворцовых хозяйствах XVI в. Некоторые особенности сеньориальной ренты в России XVI в. Архивный материал, т.

Классовые противоречия в феодальной России в конце XVI в. Петрозаводск, 1941, с. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России. О крестьянской барщине XVI в. История, язык, литература, 1976, вып. Таубе и Э. Борисовское Владимирского уезда в 1556 г. Ярогомжь Белозерского уезда в 1564 г.

Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями. Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных. В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Меньший гнет наблюдался в отдаленных уголках России — на Севере в Поморье , в Сибири. Туда и устремлялись спасающиеся от притеснений и угнетения, от опасности попасть в крепостную зависимость черносошные крестьяне. Крестьяне владельческие Ответ: В среде владельческих крестьян имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на: Боярские или вотчинные. Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась. К концу XVII в. Ему к концу 17 в. Монастырские церковные. Дворцовые царские. В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение XVII века, переводились и другие категории незащищенного населения — бобыли не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне и холопы. Их положение часто определяется вообще как полурабское. И это справедливо. Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства. Крепостные крестьяне: права и обязанности Ответ: Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Управлялись они царскими приказчиками. В обязанности их входило снабжать царский двор необходимыми продуктами, дровами, исполнять различные повинности, в т. Для всех же остальных крепостных жизнь складывалась иначе. Главная повинность, отбываемая крепостными — это барщина. Она-то и ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина. Также крестьяне уплачивали оброк и государственные подати. Говорить о каких-то законодательно гарантированных правах крепостного крестьянства в Росси семнадцатого века сложно. Государство думало, в первую очередь, о том, как бы еще больше выжать из крестьянина, полностью вверяя его в руки господина. С течением времени крепостничество превратилось во всеобъемлющую административную и личную власть помещика над принадлежащим ему крепостным. Право помещиков в отношении крепостных крестьян позволяло ему продавать принадлежавшего ему крестьянина, как ему вздумается — с землей, или без земли; разлучать семьи, продавая детей, отрывая их от родителей; безнаказанно истязать их, сечь кнутом за малейшую провинность, или и вовсе из самодурства… Пытки крепостных крестьян были в обычае тех времен. Не удивительны, поэтому, частые побеги крепостных от слишком уж зарвавшихся помещиков. Частыми были крестьянские восстания и просто бунты. Жизнь крепостных крестьян в России XVII века Ответ: Социально-экономическим и правовым статусом крепостного определялась вся его жизнь. Средоточием всей жизни крестьянина являлась сельская община. Именно в ней находил отраду, а зачастую помощь и даже защиту лишенный в глазах государства и феодала всяких прав подневольный человек. В условиях крайне неразвитого быта, повседневные нужды ограничивались удовлетворением самых минимальных потребностей. Простой дом, а вернее — изба-пятистенка. Но стремление к чистоте, бывшее, что называется, «в крови» у народа, вызвало к жизни целое направление в строительство. Речь идет об устройстве бань, которыми так восхищались и которым даже удивлялись путешествующие иностранцы. Крестьянин даже в своем крепостном бесправии заботился о чистоте, превращая процесс ее достижения в настоящее искусство. Простая и очень скудная еда. Но сдобренная многочисленными напитками.

История повинностей крестьян: от их формирования до отмены – урок по истории России

Рабочая сила: Крестьяне обязывались работать на земле своих господ в течение определенного количества дней в году. Это могло быть сельскохозяйственное труд, работа на фермах или в поместьях, строительство или другие виды работы, которые господин считал необходимыми. Военная служба: В некоторых случаях крестьянам приходилось служить вооруженными силами своих господ. Они могли быть призваны для обороны земли господина или для участия в военных кампаниях.

Именно в связи с такими заменами в источники попадали переводные цены на хлеб, баранов, птицу и прочий «мелкий доход», с которых поступал один денежный оброк. Впрочем, чисто денежная рента явление еще редкое.

Вызвало ли развитие денежных отношений и рынка хлебов в XVI в. Вопрос этот приобретает особое значение, так как связан с вопросом о роли барщины в процессе закрепощения крестьян. Обращаясь к данным об эволюции ренты в XVI в. В Новгородских боярщинах и монастырщинах еще до их конфискации было очень мало господских обеж. При конфискации они перешли в состав крестьянской надельной земли.

На той их части, которая не была передана затем помещикам, а оставалась оброчной землей, барская запашка так и не появилась. Вероятно, десятины для посопного хлеба обрабатывались барщинным трудом крестьян. Однако так было не всегда. В ряде случаев в документах XVI в. Это были случаи перевода барщины на фиксированный оброк.

На митрополичьих патриарших землях и землях митрополичьих монастырей, как и на дворцовых землях, фигурировали десятины для посопного хлеба, причем в уставных грамотах мы читаем требование «крестьяном пахати на монастырь» и «навоз возити на монастырскую пашню». А располагая данными о соотношении размеров крестьянских пашей с посопной десятиной, мы имеем возможность определить тягость барщины или того оброка, который заменял на дворцовых землях работу на посопной десятине. В грамоте 1495—1511 гг. Из грамоты явствует, что митрополит, который располагал огромными земельными богатствами, понимал под словами «пашут мало» и какую норму он считал обязательной. Отношение 5:1, где 5 — это крестьянская, а 1 — господская пашня, он принимал для данного монастыря за обязательное.

Колычева пишет, что «в дворцовую казну шли доходы якобы только с шестой десятины, которую к пяти крестьянским десятинам прибавляли для посопного хлеба». Слово «якобы» употреблено Е. Колычевой, так как при неурожаях крестьянин должен был затратить часть урожая, полученного с надельных десятин, чтобы выплатить хлебный и денежный оброк. Добавим, что для оплаты денежного оброка, а также оброка хлебами, не высевавшимися на десятине посопного хлеба, всегда приходилось затрачивать часть урожая, полученного с надельных полей. Там, где вместо обработки господской десятины взимался посопный хлеб в строго определенных размерах, при неурожае действительно нужно было отдавать больше, чем собиралось с этой десятины.

Но зато при хорошем урожае крестьяне сдавали не весь хлеб, который собирали с посопной десятины. Все это касается тех случаев, когда барщинная работа на придаваемой к выти шестой десятине заменялась посопным хлебом. Там же, где обработка десятины для посопного хлеба не заменялась фиксированным послом, мы имеем дело с типичной полевой барщиной и можем с известным основанием установить отношение крестьянской пашни к пашне господской. В XVI в. Колычева, крестьянин «не распахивал все пять надельных десятин, но господскую шестую десятину надо было засеять полностью».

Но ту часть тяглого вытного надела, с которого надлежало платить владельческие повинности, он оставлял впусте только в условиях полной невозможности его обработать. А в этом случае и господскую пашню ему было не поднять. Во второй половине XVI в. Так как выть чаще всего стали класть по 6, 7 и 8 десятин с посопной десятиной , а для посопного хлеба на митрополичьих и дворцовых землях во вторую половину XVI в. В грамоте патриарха Новинскому Московскому монастырю от 1590 г.

Для своих полей крестьяне, таким образом, не оставляли навоз. Таблица 10. Лучше дело обстоит с данными источников, относящихся к новгородским пятинам. Крестьянские коробьи относились к господским в поместьях того времени в Водской пятине как 17:1, в Шелонской — как 13:1 ив Деревской — как 9:1. Писцовые книги зафиксировали крайне мало поместий, в которых это отношение поднималось до 5:1.

Данные табл. В докризисное время рост средней запашки на господское хозяйство сопровождался ростом запашки на крестьянскую семью. Следовательно, он осуществлялся не за счет сокращения наделов. От начала до середины XVI в. Однако при сравнении запашки на государя, митрополита и монастырь с господско-служней запашкой в поместьях следует учитывать, что в дворцовых и церковных волостях отсутствовали холопы-страдники на пашне, а в поместьях они обрабатывали значительную часть барских полей и иногда получали надел.

Писцовые книги не выделяли холопьи наделы из общего числа господско-служних обеж и не разделяли господскую запашку, возделанную трудом холопов и трудом крестьян. Особенно важно это учитывать при анализе той части табл. Однако, судя по дозорной книге Бежецкой пятины, изученной Г. Абрамовичем, в 1594—1595 гг. Важно учитывать и то, что приведенные проценты относятся только к Бежецкой пятине.

Поэтому не следует считать, что положение в других регионах было аналогичным. Но в том, что холопы, которых было много во всех пятинах, обрабатывали значительную часть барских полей, сомневаться не приходится. Необходимо также учитывать, что значительное увеличение доли господских обеж в 1580—1590-х годах не объясняется ростом абсолютных размеров господской запашки. Они сокращались, но гораздо медленнее, чем размеры крестьянской надельной тяглой пашни. Крестьянское разорение и запустение крестьянских земель нельзя рассматривать как следствие перехода к барщинной системе.

Удельный же вес барских полей, наоборот, был следствием запустения. В результате их обработки в «Аграрной истории Северо-Запада России» определены доходы от коробьи пашни в трех полях, а также оброки в расчете на коробью. В Шелонской и Деревской пятинах этот доход сверх семян от озимых и яровых при урожае ржи сам-4 равнялся 56 деньгам московским,19 оброки же помещикам составляли 18,9 деньги. Этот процент еще повышался при урожае сам-3. Значительная часть крестьян Новгородских пятин сидела на издолье, причем половье из хлеба отдавала малая часть издольщиков.

Большая их часть отдавала треть или четверть хлеба. Эту часть хлеба нельзя рассматривать как среднюю долю всего собираемого крестьянином урожая: во-первых, четверть и треть могла выделяться и после засыпки семян на следующий посев; во-вторых, при неурожаях землевладельцу невозможно было получать всю свою долю, а из новгородских источников не видно, чтобы недобор в неурожайный год числился как долг крестьянина. Вместе с тем крестьяне на издолье обычно еще платили землевладельцу небольшое количество денег, а иногда еще работали на барщине. Поэтому при анализе издолья мы должны сделать вывод о том, что вычисленная выше норма эксплуатации приблизительно отражает действительность. Следует также учитывать, что эта норма эксплуатации довольно сильно варьировалась.

Ведь небольшая часть издольщиков сидела на половье, а некоторые отдавали только «пятину» от хлеба. Между 1500 и 1540 гг. А в последующее время фиксация оброчных повинностей вовсе исчезает из писцовых книг. Для последней четверти XVI в.

Обслуживание помещика и его гостей: Помещичьи крестьяне могли быть обязаны выполнять различные служебные обязанности на земле помещика, такие как приготовление пищи, уборка, поддержание порядка и т. Они также могли быть обязаны обслуживать гостей господина и участвовать в организации развлечений. В целом, повинности помещичьих крестьян были определены их социальным и правовым статусом, а также положением на феодальной лестнице. Они предоставляли свою рабочую силу и ресурсы в обмен на защиту и привилегии, хотя условия их повинностей могли различаться в зависимости от времени, места и других факторов.

Сильная эксплуатация крепостных приводила к угнетению крестьянских хозяйств. Крестьянам не оставалось времени хорошо обрабатывать свои наделы. Другим феодалам, наоборот, барщины была не выгодна. Крестьяне плохо работали на чужих землях, так как не заинтересованы были в результате труда. На помещика ложились обязательства кормления в дни отработки крепостных. В некоторые дни работники съедали больше, чем наработали. Замена барщины деньгами стала выгодна обеим сторонам. Конечно к этому подходили постепенно. Вначале ограничили количество отрабатываемых дней 3-4 дня в неделю. За пропущенные дни полагался штраф — начало формирование тарифов за различные работы.

Со временем крестьянам стало выгоднее выплачивать штрафы, чем тяжело работать на помещика. Так барщина заменилась денежным оброком. Как и с натуральным оброком, выбор между барщиной и деньгами делал помещик. Позже откупаться стали не индивидуально, а коллективно — целыми селами. Один год феодал мог согласиться на денежный оброк, но во второй ему может потребоваться рабочая сила.

Феодальные повинности

Основные повинности крестьян в средние века. В начале столетия выделялись две основные группы крестьян: крепостные (владельческие), которые принадлежали разным частным собственникам, и черносошные, которые были формально свободны, но несли государственные повинности. Выплачивалась часть урожая: десятый сноп, девятое ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянину запрещалось убирать с поля сжатые снопы, пока приказчик не укажет размер оброка.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий