50 лет назад, 17 ноября 1970 года в 9 часов 28 минут Советский самоходный аппарат Луноход-1 оставил первый след на Лунной поверхности.
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
новости Ростова и области. Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением. 17 ноября 1970 года на Луну был доставлен советский Луноход. «Луноход-2» — второй из серии советских лунных дистанционно управляемых самоходных аппаратов-планетоходов. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья.
Лунные вымпелы СССР
- «Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен?
- Облет Луны
- Как был устроен и как работал советский "Луноход-2"? | Пикабу
- Успехи 1970-го года: в космосе – луноход, на земле – универсам — Страна СССР: всё о Советском Союзе
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
«Луноход-1» продолжает трудиться и сейчас: с 2010 года расположенный на его борту уголковый светоотражатель начал использоваться для точных измерений лунной орбиты. В ноябре 1970 года советская станция опустилась на поверхность Луны. Вездеход, названный «Луноход-1», спустился на поверхность, для проведения экспериментов и снятия фотографий. Как происходила подготовка к полету и сама экспедиция, «» рассказал руководитель разработки телевизионных систем советских луноходов Арнольд Селиванов. 50 лет назад, 17 ноября 1970 года в 9 часов 28 минут Советский самоходный аппарат Луноход-1 оставил первый след на Лунной поверхности.
В советских луноходах были микросхемы из Таганрога
17 ноября 1970 года советской автоматической станцией Луна-17 на поверхность Луны был доставлен первый в мире планетоход советский лунный самоходный аппарат Луноход-1. Луноход имеет восемь мотор–колес, каждое из которых является ведущим. #СекретныеХроники«Луноход-1» (Аппарат 8ЕЛ № 203) — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны с 17 ноября 197. История лунной программы СССР и создания советских Луноходов. «Луноход-2» — второй из серии советских лунных дистанционно управляемых самоходных аппаратов-планетоходов.
Неизвестные факты о советских луноходах
Серия межпланетных станций Е-8 Еще с 1960 года в ОКБ-1 ныне корпорация «Энергия» рассматривались вопросы создания самоходной лунной машины. В 1965 году работы по проектированию межпланетных станций были поручены конструкторскому бюро Машиностроительного завода с 1971-го — НПО им. Лавочкина, руководимому Г. Бабакиным, которое в 1967-м подготовило документацию по собственному варианту аппарата. В частности, был полностью изменен проект шасси.
Вместо предполагавшихся ранее гусениц конструкторы оснастили советские луноходы восемью ведущими колесами шириной 200 мм и диаметром 510 мм каждое. Станция серии Е-8 состояла из двух модулей: посадочной ракетной ступени КТ и, собственно, лунохода 8ЕЛ. Доставка на Луну должна была осуществляться ракетой-носителем «Протон-К», снабженной разгонным блоком Д. Конструкция и оборудование подвижного зонда Луноход представляет собой герметичный контейнер.
Это приборный отсек, установленный на самоходное колесное шасси. Крышка контейнера снабжена фотоэлементами солнечной батареи мощностью 180 Вт для подзарядки буферной аккумуляторной батареи. Шасси имеет комплекс датчиков, при помощи которых оценивались свойства грунта, проходимость и велся учет преодоленного расстояния. Этой цели служило также опускаемое девятое колесо, свободно катящееся и не испытывающее пробуксовки.
Приборное наполнение включало аппаратуру радиокомплекса, блоки автоматики для дистанционного управления, системы, обеспечивающие электропитание и терморегуляцию, телевизионные системы и научные приборы: спектрометр, рентгеновский телескоп, радиометрическую аппаратуру. Советские луноходы были оборудованы двумя навигационными камерами в передней части корпуса и четырьмя панорамными телефотокамерами. Основные задачи устройства Аппараты серии Е-8 призваны были решить такие прикладные задачи, как: отработка дистанционного управления мобильным зондом; исследование лунной поверхности с точки зрения пригодности ее для перемещения автоматического транспорта; испытание и отработка базовой транспортной системы для Луны; изучение радиационной обстановки на пути к спутнику Земли и на ее поверхности; в перспективе — обследование основного и резервного районов для посадки пилотируемого корабля и поддержка экспедиции на некоторых этапах, в частности, при посадке или в случае аварийной ситуации на Луне. Был ли советский луноход пригоден к тому, чтобы служить транспортом для космонавта?
В рамках программы пилотируемой экспедиции предусматривалось создание такой машины. Однако в связи с закрытием проекта это не было осуществлено. Луноходы выполняли научную программу по исследованию химического состава и физических особенностей грунта, а также по изучению распределения и интенсивности рентгеновского излучения от различных космических источников.
Программой планетохода занялось самое авторитетное конструкторское бюро — КБ Сергея Павловича Королёва.
Тогда ещё не знали, что собой представляет поверхность Луны — твёрдая она или покрыта многовековым слоем пыли? То есть для начала необходимо было спроектировать сам способ передвижения, а уж потом переходить непосредственно к аппарату. После долгих исканий решили ориентироваться на твёрдую поверхность и ходовую часть лунной машины сделать гусеничной. Глядя на этот луноход, становится немного жаль, что ему не было суждено выполнить своё предназначение.
Всемирно известный луноход Бабакина В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую лунную программу Георгию Николаевичу Бабакину в конструкторское бюро химкинского Машиностроительного завода имени С. Это решение Королёв принял с тяжёлым сердцем. Он привык в своём деле быть первым, но с колоссальным объёмом работы в одиночку не мог справиться даже его гений, поэтому мудро было работу разделить. Следует отметить, что с поставленной задачей Бабакин справился с блеском!
Отчасти ему на руку сыграло то, что в 1966 году автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Селену, и советские учёные наконец-то получили точные представления о поверхности естественного спутника Земли. После этого внесли коррективы в проект лунохода, изменили ходовую часть, да и весь внешний вид претерпел существенные изменения. Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира — как среди учёных, так и среди простых людей. Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение.
Кажется, что и сейчас — фотографией из советского журнала — перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн. А всё-таки, какой он? По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия.
Американцы на Луне. Межпланетная станция «Луна-16» мягко прилунилась, пробурила лунную поверхность на 35 см, взяла 101 грамм грунта реголит , снова взлетела с помощью возвратной ракеты и доставила его на Землю. От взлёта с Земли до возвращения прошло 12 дней 12 — 24 сентября 1970 года.
До этого лунный грунт брали только американцы — вручную. Так что советский робот — первый робот на Луне. Пятитонная «Луна-16» разработана в НПО им. Документы советских лунных проектов полувековой давности опубликовала недавно корпорация « Роскосмос ». Flickr Схема полета аппарата. Королева и В.
Глушко , а в 1974 г.
В 1966 году советским конструкторам удалось изобрести шасси будущего Лунохода. Примечательно, что созданием ходовой части занимался в буквальном смысле весь Советский союз.
Так, например, в создании шасси принимал участие Харьковский велосипедный завод: там выполняли регулировку и балансирование колес.
Что после этого случилось с аппаратом?
- Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли
- Неизвестные факты о советских луноходах
- Электромобиль на Луне
- Что означает потеря «Луны-25» для российской науки - 20 августа 2023 - ФОНТАНКА.ру
Эпоха советских луноходов
Кажется, что и сейчас — фотографией из советского журнала — перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн. А всё-таки, какой он? По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке в «кастрюле» размещалась аппаратура бортовых систем. Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем.
Кстати, 1 лунные сутки равняются 24 земным. Луноход предназначался для изучения химического состава и свойств лунного грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения. Аппарат был снабжён двумя телекамерами одна резервная , четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной о ней речь впереди и прочей хитрой техникой. Доставила его туда автоматическая станция, то есть людей там не было, и управлять лунной машиной предстояло с Земли. В состав каждого экипажа входило пять человек: командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны. Последнему необходимо было следить за тем, чтобы антенна всегда «смотрела» на Землю, обеспечивая радиосвязь с луноходом. Между Землёй и Луной приблизительно 400 000 км и радиосигнал, с помощью которого можно было подкорректировать движение аппарата, проходил это расстояния за 1,5 секунды, а картинка с Луны формировалась — в зависимости от ландшафта — от 3-х до 20-и секунд.
Вот и получалось, что пока формируется картинка, луноход продолжает движение, а после того, как изображение появлялось, экипаж мог обнаружить свой аппарат уже в кратере.
В случае аварийного заклинивания редуктора или электродвигателя ось каждого колеса может быть по команде с Земли необратимо расцеплена с редуктором путём подрыва пироустройства, разрушающего выходной вал редуктора по ослабленному сечению; в результате заблокированное колесо становится ведомым. Эта возможность в ходе эксплуатации никогда не была использована [1]. Аппарат был рассчитан на передвижение даже в случае, когда ведущими останутся лишь по два колеса с каждой стороны [2]. Внешние устройства лунохода имеют пассивное терморегулирование. Гермоконтейнер обеспечивается стабилизацией температуры с помощью двухконтурной активной циркуляционной системы терморегулирования, включающей контуры нагрева и охлаждения. Контур нагрева соединяет изотопный теплогенератор, находящийся снаружи гермокорпуса, и внутренний теплообменник. Охлаждающий контур включает в себя радиатор-охладитель на верхнем основании гермоконтейнера и четыре испарителя-теплообменника, в которых газ-теплоноситель охлаждается за счёт испарения воды по незамкнутому циклу, то есть вода испаряется во внешнее пространство [2]. Испарители-теплообменники, расположенные на магистрали, соединяющей радиатор и гермоотсек, дополнительно охлаждают газ-теплоноситель во время движения при больших углах возвышения Солнца. Перемещение газа по магистралям и внутри гермоконтейнера обеспечивается системой заслонок и вентиляторов, управляемых автоматически.
Ориентация контролировалась с помощью внутренних гироскопов [2]. Запуск и эксплуатация[ править править код ] Автоматическая межпланетная станция « Луна-17 » с «Луноходом-1» стартовала 10 ноября 1970 года и 15 ноября вышла на орбиту искусственного спутника Луны. На поверхность Луны был доставлен пятиугольный вымпел с барельефом В. В 06:28 UT были откинуты пандусы, «Луноход-1» открыл крышки телекамер и передал панораму пандусов, чтобы убедиться в отсутствии препятствий, а затем съехал на лунный грунт, проехал 20 м по поверхности и поднял крышку с солнечной батареей для зарядки аккумулятора. За первые трое земных суток луноход проехал 197 метров и в связи с наступлением лунной ночи перешёл в ждущий режим [2]. В течение первых трёх месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял ещё и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки пилотируемой лунной кабины.
Кажется, что и сейчас — фотографией из советского журнала — перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн. А всё-таки, какой он? По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке в «кастрюле» размещалась аппаратура бортовых систем. Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем. Кстати, 1 лунные сутки равняются 24 земным. Луноход предназначался для изучения химического состава и свойств лунного грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения. Аппарат был снабжён двумя телекамерами одна резервная , четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной о ней речь впереди и прочей хитрой техникой. Доставила его туда автоматическая станция, то есть людей там не было, и управлять лунной машиной предстояло с Земли. В состав каждого экипажа входило пять человек: командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны. Последнему необходимо было следить за тем, чтобы антенна всегда «смотрела» на Землю, обеспечивая радиосвязь с луноходом. Между Землёй и Луной приблизительно 400 000 км и радиосигнал, с помощью которого можно было подкорректировать движение аппарата, проходил это расстояния за 1,5 секунды, а картинка с Луны формировалась — в зависимости от ландшафта — от 3-х до 20-и секунд. Вот и получалось, что пока формируется картинка, луноход продолжает движение, а после того, как изображение появлялось, экипаж мог обнаружить свой аппарат уже в кратере.
Кроме того, аппарат отправил на Землю стереоскопические данные, которые позволили изучить особенности рельефа кратера Лемонье и строение лунного реголита почвы. Результаты впервые показали, что горные породы в «морских» на дне гигантских кратеров и «материковых» частях Луны существенно отличаются. Научное оборудование миссии включало магнитометр. С его помощью «Луноход-2» провел первую съемку изменений магнитного поля Луны в разных участках маршрута и обнаружил его неоднородность. При этом в кратерах размером более 50 м наблюдались аномалии поля. Еще одно исследование было связано с астрономическими наблюдениями и яркостью неба над Луной. Астрофотометр обнаружил, что светимость небе в оптическом диапазоне спектра оказалась гораздо выше, чем считалось ранее, а в ультрафиолетовом — ниже. Это свидетельствовало о том, что Луна окружена множеством пылевых частиц, рассеивающих солнечный свет и излучение, отраженное Землей. Посадочный модуль станции «Луна-21» на панораме , снятой «Луноходом-2» Наблюдение с орбиты 20 апреля 1973 года «Луноход-2» въехал в небольшую воронку. В этот момент крышка отсека, который содержал плутоний и использовался для обогрева, не была плотно закрыта и зачерпнула немного реголита. В конце лунного дня, когда крышку закрыли частицы почвы попали внутрь лунохода. Пыль вызвала перегрев лунохода и выход его устройств из строя.
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы
«Луноход-3» создали в СССР с усовершенствованной телевизионной системой. «Луноход-3» так и не состоялся, хотя программы по дальнейшей разработке космических планетоходов Советский Союз вел достаточно активно. Холдинг «Российские космические системы» опубликовал рассекреченный отчет о лунной миссии СССР и полете автоматической станции «Луна-21» и аппарата «Луноход-2» в 1973 году. Установка «Лунохода-1» на посадочную ступень станции «Луна-17». Уже в 1970 году советский «Луноход-1» оказался на поверхности спутника Земли. Луноход-1 — первый лунный самоходный аппарат – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, интересно, космос на развлекательном портале
В СССР запущена космическая станция Луна-17
17 ноября 1970 года начал работу первый в истории планетоход – советский "Луноход-1". А вот описание проблем на борту «Лунохода-1» и обстоятельств их возникновения. Управлять им было совсем не просто, особенно с расстояния 380 тысяч километров. О миссии «Луноход-1» — #заминуту.
День в истории. Луноход
Речь, как вы поняли, идет о луноходах. Возьмем, к примеру, "Луноход-2". Посадка аппарата была совершена 15 января 1973 года в кратере Лемонье на восточной окраине Моря Ясности. Это всего в 172 километрах от места прилунения американской миссии "Аполлон-17". При посадке была повреждена система навигации "Лунохода-2".
Поэтому экипажу с Земли приходилось ориентироваться по окружающей обстановке и Солнцу. Часть панорамы лунной поверхности, снятой "Луноходом-2". Взято из открытых источников В мае 1973 года в результате того, что аппарат застрял в лунном грунте ему пришлось длительное время буксовать, из-за чего на поверхность попала лунная пыль и произошел перегрев аппаратуры и выход ее из строя. За 4 месяца "Луноход-2" проехал 42 км, что было абсолютным рекордом до 2015 года.
Ну, а теперь, о конструкции "Лунохода-2". Аппарат практически не отличался от своего предшественника - "Лунохода-1". Была у "Лунохода-2" сама отличительная особенность.
Лица Отчет о миссии «Лунохода-2» рассекречен 45 лет спустя Холдинг «Российские космические системы» опубликовал рассекреченный отчет о лунной миссии СССР и полете автоматической станции «Луна-21» и аппарата «Луноход-2» в 1973 году.
Иван Славинский 2018-01-16 15:45:00 Поделиться: В день 45-летия советской лунной миссии холдинг «Российские космические системы» опубликовал рассекреченный отчет о полете автоматической станции «Луна-21» и высадке на поверхность спутника Земли аппарата «Луноход-2».
При взрыве вымпелы разлетались во все стороны, как осколки. Энергия взрыва должна была погасить хотя бы у некоторых из них скорость падения, и они должны остаться лежать на поверхности. Начиная с этих первых пятиугольников, все космические вымпелы чеканились на Ленинградском монетном дворе ЛМД. На следующий день после того, как вымпелы оказались на Луне, Н.
Хрущев улетал с визитом в США. И во время своего визита в Белом доме вручил президенту Д. Эйзенхауэру памятный дар — копию советского вымпела, доставленного в ракете на Луну, изготовленный в честь этого выдающегося события. В послании, врученном Президенту вместе с даром, было сказано: «…Подлинник вымпела находится на Луне. Прошу рассматривать этот подарок как символ стремления нашего народа к развитию мирных и дружественных отношений с вашим народом, с вашей великой страной — Соединенными Штатами Америки».
Президент выразил глубокую благодарность Советскому правительству и сказал, что копию вымпела передаст в музей своего родного города Абилина, чтобы люди могли видеть его», — так описывали этот исторический акт наши корреспонденты, сопровождавшие Хрущёва. После полета «Луны-2» появилась традиция устанавливать вымпелы на автоматические станции. Специалисты утверждают, что алюминий для вымпелов выбран был из-за его малого удельного веса. Каждый грамм бортового груза требовал увеличения веса ракетного топлива, что в свою очередь, могло отразиться на расчетных параметрах вывода спутников на околоземное пространство. Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-9» Задача мягкой посадки на Луну была успешно решена 3 февраля 1966 года, когда в Океане Бурь западнее кратеров Рейнер и Марий впервые успешно прилунилась советская автоматическая станция «Луна-9».
С космическим аппаратом было проведено семь сеансов радиосвязи, вовремя которых на Землю передавались панорамные изображения поверхности Луны. Полет «Луны-9» имел решающее значение для дальнейших полетов к Луне, включая полеты человека.
Королев и А. Кемурджиан Королев хотел, чтобы конструкторы «ВНИИ-100» разработали шасси для передвижной лаборатории. Предполагалось, что агрегатом, который сможет действовать в вакууме при температуре от минус 150 до плюс 120 градусов и передвигаться по Луне, будут управлять ученые с Земли. Весить такая машина должна была чуть меньше тонны и потреблять всего 300 ватт в час. С помощью подобных аппаратов конструкторы планировали заранее изучать зону посадки космического корабля и координировать работу космонавтов.
Первый опытный образец планетохода собрали через пять лет после начала разработки. Проектировать его было трудно: информации не хватало. Инженеры даже до конца не понимали, какой на Луне грунт, из-за чего правильно подобрать шасси под него было невозможно. Модель, созданная специально для перемещения по «рыхлой, сыпучей земле», оказалась неудачной: ее гусеницы забивались песком, машина вязла и не могла двигаться дальше. Тогда Кемурджиан решил заменить гусеницы на опорные колеса, чтобы аппарат был более маневренным, и это помогло. Отправка «Лунохода-1» в космос В 1966 году на космодроме Байконур уже готовились к запуску человека на Луну. В это же время на Камчатке, в покрытой вулканической пылью пустыне, где грунт был очень похож на лунный, испытывали первый советский луноход.
В феврале 1969-го на Байконуре впервые состоялся запуск космического корабля с планетоходом на борту, но на 52-й секунде полета у ракеты разрушился головной обтекатель, и она разбилась. Отправить планетоход в космос получилось только 10 ноября 1970-го, когда на Луне уже успели побывать американцы. С помощью запущенной в сентябре того же года межпланетной станции «Луна-16» советские конструкторы смогли наконец добыть образцы настоящего лунного грунта, которые помогли доработать аппарат. На поверхности спутника Земли он находился 11 лунных дней — примерно 10 с половиной земных месяцев. За это время «Луноход-1» передал на Землю более 200 лунных панорам и 25 тысяч обычных фотографий — втрое больше, чем рассчитывали получить советские ученые. Аппарат проработал до 14 сентября 1970 года.