В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества. Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Современное общество можно представить как совокупность многочисленных общностей и социальных групп, взаимодействующих между собой. 1. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют.
Социальная общность
А бывают малые социальные группы, к которым относится семья, школьный класс, футбольная команда. Особое место среди социальных групп занимают национальные общности - нации. Каждый из нас является объектом социального контроля.
Гумилева «Этногенез и биосфера земли». Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения? Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? Назовите четыре фактора 19. В чем автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам.
Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах?
Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык. На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги. Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.
Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...
ОГЭ обществознание 9 класс задание 10 все варианты с ответами ФИПИ
В 2000, 2007 и 2010 годах в нашей стране службой Левада-Центр проводился социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: «Насколько важно для человека, его будущей карьеры хорошо учиться в школе? Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения.
Поле внимания общественного сознания организуется как устойчивыми факторами, так и случайными обстоятельствами захваченность общественного сознания экстремальной ситуацией, политической борьбой и т. Общественное сознание нации детерминировано ее историческим прошлым, этическими социостереотипами, длительно действовавшими в истории народа условиями его существования, культурными и экономическими традициями. Общественное сознание — система духовно-опосредованных, социально-ценностных отношений людей к миру и самим себе, возникающих в процессе жизнедеятельности социума. Общественное сознание отражает общественное бытие, определяется им и воздействует на него. Общественное сознание образуется совокупностью его форм — науки, соционормативной сферы мораль, идеология, право, политика , искусства и религии. Пройдя определенные общественно-исторические этапы регионального развития, общественное сознание в настоящее время перерастает в общечеловеческое сознание. Разновидность общественного сознания — массовое сознание. Оно всегда уже общественного сознания, за его пределами остаются специализированные формы духовного освоения действительности научные, этические и эстетические концепции. Массовое сознание характеризуется фрагментарностью, противоречивостью, повышенной динамичностью и стереотипностью. Его содержание определяется массовым интересом, общедоступными ценностями. Взаимодействуя с массовой культурой, оно формирует массовые поведенческие стереотипы. Массовому сознанию соответствуют общественное мнение и общественное настроение, выступающие в качестве непосредственных регуляторов массовых форм поведения. Общественное мнение — состояние общественного сознания, вызванное отношением различных социальных слоев общества к определенным событиям. Содержание общественного мнения обусловлено обострением интереса к актуальным, дискуссионным проблемам. По структуре общественное мнение может быть монистичным монизм — от греч. Возникая на различных уровнях общественного сознания в науке, идеологии, обыденном сознании , оно может быть адекватным и не адекватным реальности, содержать реальные и иллюзорные представления. Адекватность общественного мнения зависит от развитости в обществе демократических свобод, его политической культуры. В демократических обществах общественное мнение — постоянно действующий фактор социального управления, обеспечения прогрессивности его развития.
В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными: — стратификационный — рабы, касты, сословия, классы; — этнический — расы, нации, народы, народности, племена, кланы; — территориальный — выходцы из одной местности земляки , горожане, селяне. Таким образом, можно заключить: реальные группы — это реальные проблемы для общества. Номинальные группы не дают сравнимого по масштабам и характеру спектра социальных проблем. За реальными группами находятся агрегаты. Так называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят аудиторию радио, телевидения , публику кино, театра, стадиона , некоторые разновидности толпы толпа зевак, прохожие. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей. Двигаясь дальше по типологии социальных групп, мы встретим социальную организацию. Это искусственно сконструированная общность людей. Искусственной она называется потому, что организация создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и наказание. Промышленное предприятие, садоводство, ресторан, банк, госпиталь, школа — виды социальной организации. Выделяют также первичные и вторичные группы. К первичным относят только малые группы, а все другие — к вторичным. Малые группы — небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием. Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению социальных групп, уточним термин «социальная общность». Он употребляется в двух значениях, и оба вы встретите в литературе. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы. Социологи определяют этим термином совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. Этнические или кровнородственные общности. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья. Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения бабушка, дедушка, отец, мать, дети. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединяются в кланы. Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя. Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией вождь, племенной совет , общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.
Тернера социальные группы определяются как «коллективы индивидов, взаимодействующих между собой и формирующих социальные отношения» Аберкромби. Социологический словарь, составленный А. Елсуковым и К. Шульгой, определяет социальную группу как «относительно устойчивую совокупность людей, объединённых общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, складывающуюся в конкретно-исторических условиях определённого этапа развития общества» Социологический словарь. Шкаратан указывает, что социальные группы общности «существуют в силу того, что люди действуют для удовлетворения своих потребностей и интересов, разделяя при этом функции роли , объединяясь, кооперируясь» Радаев. В социологии существует консенсус относительно того, что социальная группа не тождественна любой совокупности индивидов. В частности, Шкаратан противопоставляет реальные группы и статистические совокупности людей, выделенные по какому-то отдельно взятому признаку, и подчёркивает: «Социальная группа не совпадает с суммой индивидов, обладающих сходными функциями и свойствами. Ещё меньше оснований ставить знак равенства между нею и людьми со сходным или одним и тем же статусом» Радаев. В Оксфордском социологическом словаре также проводится различие между социальными группами и совокупностями людей, сгруппированных только в статистическом смысле, поскольку они имеют некоторый общий социально значимый признак A dictionary of sociology. Для обозначения совокупности людей, выделенной по какому-либо признаку, но не образующей социальную группу, в социологии используется понятие социальной категории. Социальная категория — «совокупность групп индивидов, имеющих одинаковые характеристики по тому или иному признаку например, пол, возраст, профессия, вероисповедание и т.
Социальные группы и социальные общности
Социальные группы, Что такое социальная группа, Для чего люди объединяются в группы, Виды социальных групп, Правила поведения в группе, Лидер и рядовые члены в группе, Воздействие группы на общество. Совокупность взаимосвязанных социальных групп, составляющих внутреннее строение общества, называют. Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.
Социальные общности, группы, их типы.
Черты малой группы: малый количественный состав 2-30 человек ; межличностные отношения и близость индивидов; длительное время существования; наличие общих целей и задач; наличие общевыполняемых правил, целей, норм; высокий уровень информативности каждого члена; наличие лидера; разделение социальных ролей; эмоциональное общение индивидов; Большая группа — совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип трудовой коллектив Виды и характеристика больших социальных групп Целевые группы — созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений. Территориальные группы — обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос — совокупность людей по национальным признакам язык, религия, культура, традиции , связанных особым отношением. Общество — самая большая социальная группа. В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности. Коллектив — вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива: общность личностных и общественных интересов; общность задач, целей и ценностей. Функции коллектива: социально-воспитательная — формирование ценностей и норм в обществе. Номинальные группы — группы, объединённые для проведения социологического исследования. Квазигруппа — группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм.
Социальные группы - более крепкие и устойчивые объединения людей, нежели социальные общности. Их появление связано с общественным разделением труда, специализацией деятельности, разнообразием культурных, исторических, социальных и иных особенностей жизни. Социальные группы можно разделить по численности на: - малые группы - предполагают небольшое число людей до 20-30 человек , которые хорошо друг друга знают. Такие группы - элементарные ячейки общества. Они имеют особое эмоциональное значение для личности. Примеры малых групп: семья, класс школы, компания друзей и т. Члены таких групп не обязательно знают друг друга лично.
Примеры таких групп: нация, класс, социальный слой. В социологической науке также принято делить группы по характеру взаимодействия их членов на: - первичные группы - группы, в которых взаимодействие членов носит непосредственный, эмоционально окрашенный, межличностный характер взаимодействия и предполагает взаимную поддержку. К примеру, первичными группами являются группы сверстников, соседей, друзей, семья. Чаще всего первичными группами являются малые социальные группы; - вторичные группы - группы, скреплённые достижением общей цели и формально-деловых характером взаимодействия.
Запишите цифры, под которыми они указаны. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего. Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития...
В группе вырабатывается система норм, правил, обычаев , стандартов поведения, которые регулируют деятельность и поступки членов этой группы, определяют взаимоотношения между ними. Группа влияет на формирование характера человека, его поведение , мировоззрение , ценностные ориентиры. В ходе взаимодействия с другими членами группы человек приобретает опыт сотрудничества, общения , совершенствует коммуникативные навыки, учится выполнять социальные нормы и участвовать в нормотворчестве. Группа дает человеку возможность сопоставить свои поступки и общепринятой системой ценностей, сформировать самосознание и самооценку, разделить эмоциональные переживания с другими людьми. В то же время личные ценности, интересы, творческие поиски индивида могут быть непонятны другим членам группы, что приводит к деформации самооценки , внутреннему конфликту или разрыву с окружением. Иногда группа требует от индивида конформизма — изменения установок, мнения, поведения в соответствии с теми, которые господствуют в данной группе. В обществознании выделяют несколько видов социальных групп на основании различных критериев. Малые и большие социальные группы По критерию численности различают большие и малые социальные группы. Для малой социальной группы характерны следующие черты: — небольшое число людей, входящих в состав группы от 2-3 до 20-30 человек ; — непосредственные контакты между членами группы, межличностное взаимодействие; — распределение функций и социальных ролей среди членов группы; — общность целей деятельности; — общность интересов , ценностных установок, обычаев и традиций, стереотипов поведения; — устойчивость во времени. Примеры малых групп: семья , производственная бригада, компания друзей, школьный класс. Большая социальная группа характеризуется следующими признаками: — многочисленность; — одинаковое положение членов группы в структуре общества; — общность интересов; — отсутствие прямых контактов между членами группы. Примеры больших социальных групп: сословия , классы , социальные слои, этнические общности , возрастные группы молодежь , пенсионеры , профессиональные группы научное сообщество. Первичные и вторичные социальные группы С точки зрения характера взаимодействия внутри человеческой общности выделяют первичные и вторичные социальные группы.
совокупность больших социальных групп составляющих общество называю 1)социальными отношениями 2)…
+5. структура общества. а. социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную стадию развития. б. социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе социальных групп к дефицитным ресурсам общества. Большая социальная группа. Профессиональные социальные группы. 1. Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют.
Контрольный тест по обществознанию за 1 полугодие 8 класс
Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско — школьного статуса, с другой. Происходит становление мировоззрения молодого человека. Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Итак, социальные роли юношества: ребенок для родителей; ученик для преподавателя; лидер в группе сверстников; призывник для военкомата; спортсмен в секции; старший брат или сестра и др. Молодежная субкультура 10 класс Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры от лат, sub — частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо. Под молодежной субкультурой понимается прежде всего культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения.
Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда и не точно повторяющие господствующие в обществе взрослых; ей присущ собственный язык. В молодежной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры панки, рейверы, рокеры, скины, кислотная молодежь, футбольные и музыкальные фаны и др. В то же время можно выделить общие черты, под влиянием которых она формируется.
К групповым нормам относят: Форму и стиль одежды; Этикет или свободный стиль поведения; Обычаи; Привычки, ритуалы. Так в гимназии, в групповые нормы входит обязанность школьников носить форму, приходить вовремя на занятия, обращаться уважительно к учителям и школьной администрации, выполнять домашнее задание. В неформальных группах за нарушение групповых норм не последует наказания, но это может вызвать неуважение у остальных членов группы друг постоянно опаздывает на встречу со своей компанией. В формальных группах за нарушение правил поведения в группе следует наказание - санкции.
Возвратимся к примеру с гимназией. В этом случае санкции к учащимся будут: вызов родителей в школу, двойка за поведение, вызов к директору, отстранение от занятий. Лидер и рядовые члены в группе В группе люди занимают неодинаковое положение. Все зависит от ее типа и ролей, отведенных каждому из участников. Среди рядовых членов в группе выделяется ее руководитель, лидер. Роль лидера в формальной и неформальной группе неодинакова. В формальной группе руководителя, начальника назначают за определенные профессиональные качества, квалификацию, достижения по карьерной лестнице.
Главная его задача проконтролировать деятельность своих подчиненных, направить ее на достижение общей цели. Не обязательно начальник будет нравиться, вызывать симпатию у всех своих подчиненных. Главное, чтобы его уважали и неукоснительно выполняли все распоряжения. Роль лидера в неформальной группе — вести за собой ее членов, вдохновлять участников группы на новые свершения, совместную деятельность. При этом уважение и любовь к себе в неформальной группе лидер должен заслужить сам, если участники перестанут прислушиваться к его словам, их нельзя будет заставить что-либо сделать. Воздействие социальных групп на общество Социальные группы выполняют в обществе важные задачи.
Классификация — это объединение людей на основе ряда общих признаков, их совпадения, повторяемости и здесь не важно как их определяют — существенными, значимыми — скорее всего для самого классификатора. В то время как социальная общность — форма реальной коллективной жизнедеятельности людей, которая представляет собой объединение , основанное на объективно заданном способе взаимосвязи, при котором они проявляют солидарные действия как целерационально, осуществляя калькуляцию выгод «мы» перед «другими», так и стереотипно, аффективно и ценностно-рационально — рутинно, с чувствами и верой в это. Признаки схожести и различия выступают поэтому вторичными по отношению к ним. Социальные общности могут классифицироваться по различным основаниям — формирующиеся в сфере общественного производства классы, профессиональные группы и т. Нередко неверная классификация социальных общностей оборачивается тем, что к последним относят тех, кто таковыми не является — социальные категории, практические группы и социальные совокупности как различные агрегатные состояния человеческого множества. Такие человеческие множества принято подразделять на мнимые псевдо общности, контактные квази общности диффузные группы и групповые общности практические группы. В классификации социальных общностей выделяются социально-поселенческие, территориальные, демографические, матримониальные семейно-брачные , этнические, конфессиональные религиозные , профессиональные, производственные, культурно-образовательные, досугово-коммуникативные, статусно-ролевые, социально-классовые и другие виды социальных общностей. Социальные классы Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем: классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении; классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жёстко очерчены; классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами; классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых различий — неравенство между условиями и оплатой труда — действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом; социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для неё не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний. Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни. Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К. Марксу и М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая её лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трёхмерное деление: если экономические различия по богатству порождают классовую стратификацию, то духовные по престижу — статусную, а политические по доступу к власти — партийную. В первом случае речь идёт о жизненных шансах социальных слоёв, во втором — об образе и стиле их жизни, в третьем — о владении властью и влиянии на неё. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура обеспечивает внутренний порядок соединения элементов, а окружающая среда устанавливает внешние границы системы, так и при описании общества через категорию социального пространства. В последнем случае под социальной структурой понимается единство функционально... К очевидным социальным конструктам относятся игра, религия, язык, деньги, титулы, образование, правительства, корпорации и другие институты. Социальная организация общества от позднелат. Социальный или общественный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил. Упоминания в литературе В этих условиях культура обеспечивает задачи упорядочивания всех социальных общностей людей, их разграничения между собой и манифестации их отличий друг от друга. Это вторая группа важнейших социальных функций культуры, в рамках которых культура поддерживает необходимую структурированность социальных общностей всех уровней локализации. Именно эта дифференцирующая функция культуры создает то, что мы называем локальным своеобразием культур — национальным, религиозным, социальным и пр. А локальное своеобразие в свою очередь закрепляется в культурных традициях, наследуется и воспроизводится в их рамках [комплексный обзор этой проблемы представлен в работе: 314]. Следует заметить, что в большинстве случаев такая социальная дифференциация людей, выраженная в специфических формах их культур, основывается именно на возможности свободного коммуницирования, которая сравнительно высока внутри такой общности и резко снижается за ее границами. Андрей Флиер, Избранные работы по теории культуры В отличие от других, парадигма «социального порядка» и «интегративная» социальная парадигма Д. Тернер и Дж. Ритцер ставят задачу выявить, на каких сторонах и чертах процесса институционализации в первую очередь основываются синтетические решения теоретической проблемы порядка. Проблема порядка — это вопрос об условиях, при которых формируются, поддерживаются, изменяются и разрушаются различные образцы социальной организации, скрепляющие общество. Общество — это социальный организм, сложное целое, состоящее из взаимосвязанных противоречивых комплексов, связанных прямыми и косвенными опосредованными связями социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Оно включает относительно самостоятельные элементы, каждый из которых реализует целостный жизненный цикл и находится в постоянном взаимодействии со всеми другими субъектами социального процесса. Коллектив авторов, Социология. Учебное пособие, 2014 Переход от анализа форм трансформационной активности к выделению типов ее макросубъектов возможен лишь при высоком уровне обобщения. Речь здесь должна идти о субъектах относительно небольшого числа укрупненных типов активности, т. Правда, крупные социальные общности категории, группы, слои , объединенные сходными взглядами, интересами и, главное, стремлением к солидарному действию, пока еще только формируются: их очертания очень расплывчаты, интересы слабо артикулированы, общие цели не осознаны. Это предтечи тех солидарностей и идентичностей, которым лишь предстоит сложиться в процессе формирования гражданского общества. Но, несмотря на свою незрелость, они привлекают большое внимание ученых. Коллектив авторов, Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга, 2008 Немаловажно, что Бурдьё провел более тонкое разграничение видов капитала, что позволяет применить его теоретические положения к анализу многообразных форм социальных общностей с присущими им типами коммуникации и ценностным набором, определяющим модели поведения членов этих ассоциаций. Бурдьё показывает, что в каждом социальном поле существует специфический вид социального капитала семейный, религиозный, политический, моральный, государственный и др. Ольга Жукова, Избранные работы по философии культуры, 2014 Оригинальная модель коммуникации, названная экоантропоцентрической и распространяемая на все виды коммуникативной деятельности была предложена Т. В качестве основы социальных процессов в том числе и массово-коммуникативных автор выделяет не социальные институты, и не отдельные социальные общности или группы что было характерно для двух обозначенных ранее подходов — социо- и медиацентристского , а отдельного человека: «Изучая социальные процессы и, тем более, претендуя на право их регулировать, целесообразно от увлечения структурными социальными единицами вернуться к истоку — к человеку, герою и автору множества социальных драм»[34]. Анализируя парадигмальный кризис в современной социологии, автор видит его преодоление в перенесении акцентов исследований на конкретного человека, ибо от его выбора зависит формирование различных социальных групп, именно поэтому по отношению к группе индивид первичен. Исходя из этого автор видит преодоление кризиса в развитии сильной обратной связи между коммуникатором и реципиентом. На наш взгляд, данная концепция является вариантом социоцентристской модели, однако с той особенностью, что все виды коммуникации, в том числе и массовая, рассматриваются с упором на психологический аспект межличностного общения. Социальная реальность — итог взаимодействия между индивидами, включающий в себя общепринятые принципы, законы и социальные представления. Оно родственно понятию «социальное действие», которое является исходным моментом формирования социальных связей.
В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность — нацию от лат. В психологии этнических общностей выделяется психический склад этноса — его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические национальные чувства. Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым народа. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом — приданием своему этносу эталонных качеств. В сознании этноса формируется этническая картина мира — особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизировано в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникает поляризация социальных общностей по этническому признаку. Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Подобное урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, миротворческой позиции национальных лидере, снижении значимости объекта межэтнического конфликта. По месту больших социальных общностей и системе общественного производства различаются общественные классы от лат. Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности. Различия между классами проявляются в образе жизни, социально-психологическом кладе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие социальные группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур. Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.
Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
одна из основных составляющих социальной структуры. количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы. Социальная роль — система действий и поведение, ожидаемые. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют.
Социальная структура общества. Стратификация общества
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте 10-11 класс Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11 — 12 и продолжается до 16 — 17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь». В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско — школьного статуса, с другой. Происходит становление мировоззрения молодого человека. Характерно стремление к лидерству в группе сверстников. Итак, социальные роли юношества: ребенок для родителей; ученик для преподавателя; лидер в группе сверстников; призывник для военкомата; спортсмен в секции; старший брат или сестра и др.
Молодежная субкультура 10 класс Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры от лат, sub — частица, указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо. Под молодежной субкультурой понимается прежде всего культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда и не точно повторяющие господствующие в обществе взрослых; ей присущ собственный язык.
Аберкромби, С. Хилла и Б. Тернера социальные группы определяются как «коллективы индивидов, взаимодействующих между собой и формирующих социальные отношения» Аберкромби. Социологический словарь, составленный А. Елсуковым и К.
Шульгой, определяет социальную группу как «относительно устойчивую совокупность людей, объединённых общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, складывающуюся в конкретно-исторических условиях определённого этапа развития общества» Социологический словарь. Шкаратан указывает, что социальные группы общности «существуют в силу того, что люди действуют для удовлетворения своих потребностей и интересов, разделяя при этом функции роли , объединяясь, кооперируясь» Радаев. В социологии существует консенсус относительно того, что социальная группа не тождественна любой совокупности индивидов. В частности, Шкаратан противопоставляет реальные группы и статистические совокупности людей, выделенные по какому-то отдельно взятому признаку, и подчёркивает: «Социальная группа не совпадает с суммой индивидов, обладающих сходными функциями и свойствами. Ещё меньше оснований ставить знак равенства между нею и людьми со сходным или одним и тем же статусом» Радаев. В Оксфордском социологическом словаре также проводится различие между социальными группами и совокупностями людей, сгруппированных только в статистическом смысле, поскольку они имеют некоторый общий социально значимый признак A dictionary of sociology.
Кто может быть лидером? Человек в группе играет разные роли. Самым интересным является то, что каждая из ролей дает возможность человеку проявить себя с той или другой стороны.
Истинного лидера выдвигает группа ребят — класс, секция, кружок. Он увлекает людей за собой, готов разделить с ними собственные успехи и достижения. И никогда настоящий лидер не станет противопоставлять себя окружающим во имя личного честолюбия. Текст: Дана Донецкая, 12. Запишите это слово сочетание слов. Школьный класс, семья, социальная группа, трудовой коллектив, члены садового товарищества. Для того, чтобы верно ответить на этот вопрос, важно понимать понятие «социальная группа» и знать, какие существуют виды социальных групп. Социальная группа — это объединение людей, имеющих общие интересы или социальный признак, одинаковые ценности и нормы поведения. Социальные группы можно условно разделить на официальные и неофициальные.
К официальным относятся: трудовой коллектив, школьный класс, члены объединений и товариществ. К неофициальным можно отнести группу друзей.
Они объединяются на основе генетических связей и составляют эволюционную цепочку, началом которой выступает семья. Семья — наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения бабушка, дедушка, отец, мать, дети. Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединяются в кланы. Клан — группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Несколько кланов, объединившись, составляют племя. Племя — более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов.
Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией вождь, племенной совет , общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек. В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразуются в народности, а те — на высших стадиях развития — в нации. Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность, их значение не так велико. Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия. Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма.
В этот период складываются достигшие высокой степени зрелости политические организации, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов человек. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет. На рубеже ХХ в. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений. По мнению Г. Тарда, публика — продукт нового времени.
Однако подлинный расцвет публики начинается с появлением газет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование превратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.