Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали.
Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека
А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол. А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол. Бельгия (комментатор Котэ Махарадзе Советское ТВ) (ЧМ.
Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику
5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться | Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. |
В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР - Новости образования | Советская агитпропаганда уделяла особе внимание воспитанию школьников изобразительными средствами. |
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства» | Российским школам необходимо перенять опыт советской школы и вернуть трудовое воспитание. |
Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе? | Советское воспитание подростков — а каким оно было? 00:00. Вспоминаем о том, как мы жили несколько десятилетий назад. |
Отличия воспитания в советское и нынешнее время
Советской власти предстояло провести «ревизию» и учет этих детей и обеспечить их кровом, питанием и одеждой. Была создана специальная Детская комиссия, а также открыто множество приютов и воспитательных школ. Особые оперативные группы работали на вокзалах и железных дорогах, где фактически «отлавливали» беспризорников, проводили санобработку, кормили и распределяли в приют. К 1924 году в приютах состояло уже 280 тысяч. Новые системы преподавания Советское время породило и новых педагогов, которым выпало создать фактически с нуля новую систему воспитания. Особенно прославился Антон Макаренко. На базе колонии для малолетних правонарушителей он разработал систему перевоспитания трудных детей, которую предлагал внедрить и в общеобразовательные учреждения.
Свои принципы Макаренко изложил в «Педагогической поэме», и его имя стало в России таким же известным и нарицательным, как Монтессори. Макаренко с членами коммуны имени Ф. Дзержинского на летнем отдыхе в Ялте, 1930 TASS В школах старого образца учитель имел авторитарную власть над детьми, а основным принципом Макаренко было вовлечь детей в «общее дело» например, несложный труд - уборка классной комнаты , заинтересовать их тем, что каждый ответственен и за себя и друг за друга. Энергия ребенка таким образом направлялось на общее благо, он чувствовал себя важным и нужным. Кроме того, Макаренко исповедовал принципы «демократии» в школьной среде - все дети могли высказаться, проводили общие собрания, выбирали старосту, брали на поруки новичков или малышей. При этом он следил за соблюдением дисциплины - и не пренебрегал наказаниями для провинившихся и нарушителей порядка.
Он создал Школу-коммуну для трудновоспитуемых детей имени Ф. Достоевского, которую прославили в народе ее выпускники - Григорий Белых и Л. Пантелеев - написавшие культовую книгу «Республика ШКИД», по которой снят не менее культовый одноименный советский фильм. Коммунистическое воспитание Полностью советская система образования сформировалась к концу 1920-х годов.
Ученики становились октябрятами, а затем пионерами и комсомольцами. Культ совместной деятельности остался. Дети учились в школе, пели в хоре при доме культуры, занимались в научных кружках и спортивных секциях. Летом ездили в пионерский лагерь, а в свободное время играли во дворе — в «казаки-разбойники», «войнушку», «резиночку». Родители поняли, что золотая медаль не дает гарантий, и перестали требовать от детей выдающихся успехов в учебе. Государство в 90-е меньше финансировало образование, зарплата учителя упала, а новые школы почти не открывались. Детский сад перестает быть единственным вариантом дошкольного образования. Крепнут альтернативы в виде развивающих центров, куда родители ходят вместе с ребенком. Похожая ситуация и со школами — многие остались консервативными, но при этом появился выбор. Если у родителей есть время, они развивают ребенка сами, из дома, в том числе и с помощью онлайн-образования. А в 2020-м онлайн-уроки из дополнительной возможности превратились в необходимость. Школы вынужденно переходят на удаленку из-за коронавируса. Преподавателям — даже тем, кто раньше не работал с компьютером, — приходится осваивать премудрости дистанционного обучения. А родителям — чаще делать уроки с детьми. Конечно, подход к воспитанию сильно изменился, и наверняка, изменится еще не раз.
Помимо прочего, иногда нам поручали сдавать стеклотару, после чего у многих из нас появлялась мелочь на карманные расходы. На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое. Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях. Советское мороженое было необыкновенно вкусным! Особую ценность представляла для нас жевательная резинка, которая, как и многое другое, являлась дефицитным продуктом. Импортная жвачка с вкладышами появилась чуть позже. Мы любили читать! Крапивина, В. Катаева, В. Хармса и Ю.
Обслуживание самого себя, поддержание чистоты — что ж в этом плохого? И это не все: школьников могут обязать участвовать в общественно полезном труде. Нужно отметить, что законодатели не допускают мысль о том, что дети будут заменять уборщиц, дворников, работников столовых. Благое намерение перевоспитать подрастающее поколение может помочь решить вопрос с вандализмом, порчей общественного имущества и мусором, который кидают бездумно. Но возможно ли это в современности? Прости, Юра, мы все отменили По мнению Александра Гезалова, российского общественного деятеля, писателя и публициста, специалиста в сфере социального сиротства, поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и помощи людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию, а также руководителя Наставнического центра в Москве, трудовая дисциплина — это уже не то, что было в советское время. Пионер и комсомолец был обязан трудиться и участвовать в коллективной деятельности. Воспитательная функция школы, как при Советском Союзе, уже невосполнима, считает он. Все знают свои права и обязанности очень хорошо. Особенно родители. Лишняя перенагрузка не получится, скорее всего, потому что это приведет к бунтам в чатах [речь идет о родительских чатах — прим. Он также отметил, что уважение и любвь к труду в СССР прививали через идеологию. Узнать подробнее Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Сами родители, к сожалению, не воспитывают в ребенке уважение к труду.
5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться
В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства. Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. Советская система воспитания была весьма многогранной, хотя на первый, поверхностный взгляд, она имела целью воспитать некий послушный винтик.
Трудовое воспитание
Если подросток решил, что станет филологом и язык и литература представляют для него неподдельный интерес, бессмысленно требовать от него досконального знания химии. Но это, разумеется, не исключает того, что точные науки он должен знать хотя бы на базовом уровне. В конце концов, в жизни пригодится». Было: учитель всегда прав. Старших нужно слушаться. Сегодня: ребёнок имеет право на своё мнение.
Отстаивание своего мнения ребёнком и дома, и в школе — частая причина конфликтов, поскольку взрослые порой не готовы воспринимать подростков как равных. В советское время не было принято перечить взрослым, их слово было законом. Главное — научиться общаться на основе взаимного уважения и убедительных аргументов. В этом общении ребёнок в конечном итоге и познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. И ещё один важный момент.
Необходимо, чтобы взрослый умел признавать свою неправоту, в этом залог доверительных отношений». Было: каждый ребёнок должен трудиться. Сегодня: нельзя лишать ребёнка детства. Вымыть пол, постирать свою одежду, сходить в магазин, забрать младшую сестру из детского сада — эти и многие другие обязанности для ребёнка в СССР были само собой разумеющимися.
И только открытие правила, что дети, перенесшие насилие в детстве, с высокой степенью вероятности захотят «отыграться» во взрослом возрасте, заставило пересмотреть этот метод воспитания. Но процесс только запущен. Ничего из вышеперечисленного не исчезло и сейчас.
Буллинг в школе, на работе, в соцсетях и домашнее насилие остаются общественной проблемой. Далеко не все родители знают, что такое психологическая травма, используя фразы типа «Если будешь плохо себя вести, дядька в мешке унесет». Что делать? Осознанно следить за своими реакциями и своим примером показывать, что можно проблемы общения и воспитания разрешать другими, более гуманными способами. Вещи важнее человека Психолог дала советы по общению с неприятными людьми Одна очень пожилая клиентка рассказала, как в 7 лет нажимала кнопки на новом радио, которое с большим трудом достал отец. В итоге кнопки заклинило. Естественно, поломка была быстро обнаружена, как и виновница.
Отец выпорол дочь до синевы. Мать при этом стояла рядом и с упреком смотрела на дочь, не вмешиваясь. Так учили детей ценить вещи, ведь все предметы быта, одежда и техника доставались большими усилиями, которые дети в силу возраста еще не могли оценить. Это привело к такому явлению, как синдром отложенной жизни. У многих еще свежи в памяти сервизы, красивые вещи и деньги в стеклянной банке, отложенные на «черный день». И не только бабушки берегут в шкафах свои сокровища. У крайних поколений, в том числе и детей, это проявляется патологическим потребительством и желанием покупать все самое новое, быстро теряя интерес к старым вещам и не считая, сколько пришлось или придется ради этого, купленного в кредит, работать.
Истина, как всегда, посередине. Когда разозлитесь на ребенка за разбитую чашку или купите своему чаду двадцатый телефон взамен потерянного, остановитесь и подумайте, а как бы вы хотели, чтобы с вами поговорили, и что бы вам помогло, будь вы на месте своего ребенка? Общественное важнее индивидуального Это означает отказ от собственного блага ради счастья всего человечества в будущем. В нормальных пределах такой настрой должен присутствовать как здоровый альтруизм. Но у многих идейных родителей он доходил до абсурда, когда жизнь и время клались на благо страны в послевоенное время это было оправданно, но в 70-е уже имело патологический характер. Этот настрой держится и сейчас, только уже в другой форме, когда матери выбирают разгребать завалы на работе во внеурочное время и не приходят на детские выступления. Компенсация этой ошибки — суперэгоизм, когда частенько всем на всех наплевать или, наоборот, в интернете нужно показать и донести свое мнение и позицию, чтобы показать свою важность.
При этом чувства и желания других абсолютно не учитываются. Обратная сторона «счастливого советского детства» Поколение 60-х росло в круглосуточных детских садах, а лето проводило в лагерях, где ходили строем и воспитанием личности особо никто не занимался. Далеко не все родители выстраивали связи и теплые отношения не только с детьми, но и друг с другом, ведь они сами — послевоенное поколение, кто их этому учил? В результате дети много времени проводили во дворе без присмотра, редко общались со старшими, часто на старших детей «вешали» младших. Сегодня имеется перекос в другую сторону, когда родители просто душат своих детей развивашками, театрами, спортом, пытаясь дать то, чего у них не было.
Рашид ШаоминПрофи 566 2 года назад Чел пойми за всех не надо говорить! Разницы между советским и сейчас воспитанием нет! Каждый Индивидуален в каждой семье свои законы и своя жизнь и обобщать не надо! А я вообще живу в семье из 5 человек я отец мама и 2 брата мне 15 лет и я сам себя воспитывал я вообще все чего достиг все сам знания интересы занятия Я очень умный для своих 15 лет но каждый день я становлюсь ещё умнее читаю в Интернете Книгах и Википедии Историю Этносы Политику Экономику!
Я сам Социалист Демократ за идеи Маркса! Остальные ответы.
Вот и у нас, представителей 70-х — начала 80-х, было свое детство, оставившее на память о себе пережитки общего воспитания. Погремушки, неваляшки и прочие игрушки с раннего детства приучали нас видеть красоту в незамысловатых формах и неярких красках. Здесь воспитательницы, заталкивавшие манную кашу большими ложками в маленькие детские рты, учили нас уважать грубую силу — зато почти все советские дети научились есть через «не могу»!
Показательные наказания провинившихся например, не успевших на горшок детишек внушали нам, что дисциплина дороже человеческого достоинства. Безусловно, так было не везде! Нам читали рассказы про Ленина, мы учили про него стихи, например, такие: Всегда мы помним Ленина Мы день его рождения Считаем лучшим днем! Потом мы шли в школу. Ленин, точнее, его изваяние в виде бюста.
А потом нас принимали в пионеры. Страшно подумать, но мы давали клятву. Мы выкрикивали: «Всегда готов!
Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР
Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание | Одно из них — "Советский человек" Юрия Левады — проводили в 1989 и 1999 годах. |
Воспитание детей в советском плакате | Материнство - беременность, роды, питание, воспитание | Данные исследования “Советский человек”, СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. |
Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека
Воспитательная функция школы, как при Советском Союзе, уже невосполнима, считает он. Все знают свои права и обязанности очень хорошо. Особенно родители. Лишняя перенагрузка не получится, скорее всего, потому что это приведет к бунтам в чатах [речь идет о родительских чатах — прим. Он также отметил, что уважение и любвь к труду в СССР прививали через идеологию.
Узнать подробнее Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Сами родители, к сожалению, не воспитывают в ребенке уважение к труду. Если школа начнет привлекать школьников к труду, я вполне допускаю мысль, что семьи запросят оплату за труд», — считает Сараев. Уполномоченный по правам ребенка уверен: то, как на сегодняшний день предлагают воспитывать у школьников уважение и любовь к работе, не будет всерьез воспринято родители и их дети всерьез не воспримут.
Ведь уборкой занимаются клининговые компании, охраной — охранные предприятия, готовкой — подрядные организации. Нельзя не согласиться: пока родители в семье не научат школьника обслуживать себя самого, о работе на пользу общества можно забыть. А как сработает? Ответ на этот вопрос четко сформулировал Геннадий Сараев, который считает, что труд должен быть связан с профориентационными мероприятиями: «Если мы говорим о том, как мы можем детей привлекать к труду, то это должно быть в рамках образовательной программы, когда детей обучают профессии.
Тогда через, например, профессию ландшафтного дизайнера, можно приучить ребенка к уборке территории, пропалыванию клумб и так далее.
Екатерина Котова Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР. В среду в Гостином дворе Владимир Путин проводит первое мероприятие в качестве кандидата в президенты РФ - встречу со своими доверенными лицами.
Но у советских матерей не было времени на раздумья: работа сама себя не сделает, поэтому в декрете не засиживались.
Считалось: чем раньше отдашь ребёнка в садик, тем быстрее он научится работать в команде и социализируется. Вот только стричь всех под одну гребёнку скорее минус, чем плюс. Да и в школе всё равно придётся учиться делать всё то же самое, а, отдав в детсад, ребёнка лишают большего внимания родителей. Может, в послевоенное время или в кризисные 90-е, когда с едой и её разнообразием были проблемы, данное выражение имело место, но тоже сомнительно.
Такими словами советские родители заставляли наследника испытывать стыд за то, что тот не хотел с желанием сметать всё до последней крошки. Вообще, такая привычка из детства может запросто лишить вас тонкой талии в будущем, а ещё привести к расстройству пищевого поведения. Потому что вы будете переедать как раз из-за фразы, так часто повторявшейся в детстве. Сегодня такая установка в воспитании неактуальна.
Почему-то советские воспитатели считали, что из-за похвалы чадо обязательно вырастет самовлюблённым эгоистом.
Была разработана новая программа занятий. Так, вместо пятидневных занятий на местности, проводившихся в 9-м классе, предусматривались трехдневные полевые сборы на завершающем этапе обучения. В 1987 года была введена новая программа НВП для средних учебных заведений районов и городов, в которых действовали оборонно-спортивные оздоровительные лагеря: к 140 учебным часам добавлялись 70 часов для юношей на 14-дневные учебно-полевые сборы в лагерях во время летних каникул.
В годы перестройки в СССР, наряду с другими преобразованиями, начался процесс переоценки роли и облика вооруженных сил. С июня 1990 года НВП стала называться допризывной подготовкой. В том же году приказом по Министерству образования РСФСР от 17 октября такие уроки в средних школах были по сути ликвидированы - в документе указывалось, что впредь до отмены ст. Нынешнее состояние Подготовка граждан РФ к военной службе регламентируется федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 12 марта 1998 года в действующей редакции и Концепцией федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2030 года с изменениями от 30 октября 2021 года.
Подготовка включает в себя комплекс обязательных и добровольных мероприятий, проводимых государственными, общественными и оборонными организациями, в т. Учащиеся, в частности, получают навыки оказания первой помощи, узнают о правах и обязанностях призывников и военнослужащих. В некоторых школах практикуются занятия или учебные сборы со строевой и огневой подготовкой.
Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР)
Я тут ни при чем, а комплекс на всю жизнь. Эта «невинная» шутка преследует меня с детства и до сих пор. В итоге я ненавижу свой нос, стесняюсь его жутко, стараюсь не фотографироваться в профиль и вообще к людям боком не поворачиваться, мечтаю сделать ринопластику. Хотя нос нормальный. Поэтому красивое платье пылится в шкафу до «особого случая», а купленная по акции коробка конфет открывается не сразу, а при гостях. У большинства людей, заставших СССР, этот синдром в крови, и только нынешнее поколение начинает от него освобождаться. До сих пор обидно за это, и ненавижу даже на миллиметр неподходящие вещи.
Единственный раз мамина подруга прислала мне из Польши туфельки действительно моего размера. Они были прекрасны — аккуратной формы, лаковые, с застежкой на крохотную кнопочку и кокетливым бантиком. Я спала в обнимку с коробкой! Но надеть их разрешили тоже только один раз: «Куда такие нарядные?! Испортишь, поцарапаешь, стопчешь! Дети первых в большинстве своем вырастают самоуверенными людьми с ощущением собственной безнаказанности, вторые же не доверяют людям и вечно ждут подставы.
По-хорошему в каждой ситуации необходимо разбираться индивидуально, но доверять своему ребенку все же необходимо. Ведь кто, если не вы? Было мне тогда лет 5—6. К папиной матери приехала сестра с внуком, тот был старше меня на 2 года. Вечером нас усадили в кухне пить кипяченое молоко, а бабушки ушли смотреть телевизор. Я кое-как впихнула в себя содержимое чашки и побежала в ванную рот прополоскать.
Когда вернулась, выслушала в свой адрес дикий ор и была поставлена в угол чего со мной никогда раньше не делали часа на 2. А все потому, что брат вылил свое молоко в раковину, остались белые разводы, а когда его спросили, он сразу сказал, что это сделала я. Прошло уже 30 лет, я давно не общаюсь с этой родней, но осадок остался. После того как я помылась, сестра обвинила меня в том, что я пользовалась ее средством. Тетя стала нюхать мою голову и говорить, что я воровка. Я подбежала к маме, думала, она посмотрит мне в глаза и поймет, что я правду говорю.
Мама тоже понюхала мои волосы и сказала, что она не уверена и если они считают, что я брала, значит, я действительно воровка. То, что моя родная мама мне не поверила и не защитила меня, было большим ударом. Я всегда была послушной. Никогда ей не врала. Установки «все достается тяжелым трудом» и «только ленивый ничего не делает» до сих пор живы в наших людях, поэтому старшее поколение так часто злится, когда молодежь спит до обеда или в телефоне сидит, даже если никаких срочных дел нет. Самое раздражающее — «Надо пахать!
Онлайн-работу почему-то не воспринимает часть старшего поколения как достойную, хотя зарабатывать на ней можно столько же, сколько и на «очной». Например, могу утром поспать, но нет, совесть не дает — нужно вставать, заниматься делами. Не говоря уже о развлечениях, трате денег на себя и занятии своими любимыми делами. Как же можно читать книжку, когда посуда немытая, а если посуда мытая, то можно и пыль протереть... Поступки, покупки, планы и мечты оценивались с точки зрения того, что подумают другие. Повзрослев, многие так и не перестают ориентироваться на общественное мнение и не могут позволить себе жить в удовольствие, потому что боятся осуждения.
Я: случайно ставлю на футболке пятнышко. Мама: «Вот сама стирать будешь, или ходи давай в грязной одежде. Что люди скажут?! Стоп, у нее там пятнышко в левом нижнем углу. Как так можно вообще?! Да ничего люди не скажут!
Им наплевать на тебя, на меня, на других. Люди собой заняты.
Сами родители, к сожалению, не воспитывают в ребенке уважение к труду. Если школа начнет привлекать школьников к труду, я вполне допускаю мысль, что семьи запросят оплату за труд», — считает Сараев. Уполномоченный по правам ребенка уверен: то, как на сегодняшний день предлагают воспитывать у школьников уважение и любовь к работе, не будет всерьез воспринято родители и их дети всерьез не воспримут. Ведь уборкой занимаются клининговые компании, охраной — охранные предприятия, готовкой — подрядные организации. Нельзя не согласиться: пока родители в семье не научат школьника обслуживать себя самого, о работе на пользу общества можно забыть. А как сработает? Ответ на этот вопрос четко сформулировал Геннадий Сараев, который считает, что труд должен быть связан с профориентационными мероприятиями: «Если мы говорим о том, как мы можем детей привлекать к труду, то это должно быть в рамках образовательной программы, когда детей обучают профессии. Тогда через, например, профессию ландшафтного дизайнера, можно приучить ребенка к уборке территории, пропалыванию клумб и так далее.
Или, например, ребенка обучают плотницкому делу. Обучение труду в сельской местности — это если школьника учат промывать детали, изучать комбайн и так далее. То есть каким-то образом встраиваешься в труд, который позволяет освоить профессию», — считает Сараев. Узнать подробнее Обмудсмен отметил: труд может быть не только в стенах школы, но и в автомастерской в качестве помощника мастера, помощника уборщика, дворника, повара и всевозможные другие сферы деятельности, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни. Замотивировать ребенка к тому, чтоб выполнять какую-то работу можно объяснением, где ему это может пригодиться. Сегодня современные школьники, завтрашние студенты, должны определиться с профессией в 17-18 лет, а затем связать свою жизнь с тем, что выбрали поспешно или вовсе на что указали их родители.
Надеяться можно только на себя. Ребенок, воспитанный по принципу «Государство мне должно» обречен на разочарования и жизненные провалы. Принцип второй. Все — для коллектива «Интересы коллектива выше интересов личности» — так или примерно так говорил авторитетный в СССР педагог Макаренко. В советском коллективе изгоями становились дети, которые искали в первую очередь выгоду для себя, избегали общественных обязанностей и работ. А вот загнать детей на бесплатные сельхозработы в каникулы считалось нормой — им прививалось трудолюбие под лозунгом «помощи нашим советским колхозникам». Справедливости ради скажем, что многим детям «общественная нагрузка» действительно была по душе. Сейчас именно те, кто стараются защищать свои интересы, обречены на успех. Жить в пользу коллектива в наше время — значит, превратиться в человека, на котором будут «ездить» все — сначала одноклассники, а потом и начальство с коллегами по работе. Принцип третий. С детьми надо построже Не разбаловать ребенка, не дать ему лишней воли, пересечь «вредительские» инициативы — по таким принципам учили советских родителей воспитывать собственных детей. Двухмесячный малыш плачет в кроватке? Ни в коем случае не подходить! Воспитываем характер!
Вместе с тем советские бабушки пристально следили за тем, чтобы ребенок был тепло одет. Также детей заставляли строго соблюдать режим: рано ложиться, рано вставать, есть в определенные часы и т. Кроме того, детей приучали питаться натуральными продуктами. Полуфабрикатов советские бабушки и дедушки в доме не держали.
Миф о советской школе
Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования. Вспоминаем историю появления первого образовательного учреждения для советских детей и то, каким оно стало сегодня. Во времена СССР говорить с детьми о половом воспитании было не принято. Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен.
Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября
Поставить в угол, выпороть, отчитать при всем классе, оскорбить. Нужно было воспитывать работников и честных людей, а времени на задушевные разговоры не было. Физическое наказание и общественное порицание давало быстрый результат, ребенок от страха быстро начинал вести себя так, как от него требовалось. Еще по теме Госдума обязала школьников трудиться без согласия родителей Следующее поколение уже как аксиому приняло этот метод.
И только открытие правила, что дети, перенесшие насилие в детстве, с высокой степенью вероятности захотят «отыграться» во взрослом возрасте, заставило пересмотреть этот метод воспитания. Но процесс только запущен. Ничего из вышеперечисленного не исчезло и сейчас.
Буллинг в школе, на работе, в соцсетях и домашнее насилие остаются общественной проблемой. Далеко не все родители знают, что такое психологическая травма, используя фразы типа «Если будешь плохо себя вести, дядька в мешке унесет». Что делать?
Осознанно следить за своими реакциями и своим примером показывать, что можно проблемы общения и воспитания разрешать другими, более гуманными способами. Вещи важнее человека Психолог дала советы по общению с неприятными людьми Одна очень пожилая клиентка рассказала, как в 7 лет нажимала кнопки на новом радио, которое с большим трудом достал отец. В итоге кнопки заклинило.
Естественно, поломка была быстро обнаружена, как и виновница. Отец выпорол дочь до синевы. Мать при этом стояла рядом и с упреком смотрела на дочь, не вмешиваясь.
Так учили детей ценить вещи, ведь все предметы быта, одежда и техника доставались большими усилиями, которые дети в силу возраста еще не могли оценить. Это привело к такому явлению, как синдром отложенной жизни. У многих еще свежи в памяти сервизы, красивые вещи и деньги в стеклянной банке, отложенные на «черный день».
И не только бабушки берегут в шкафах свои сокровища. У крайних поколений, в том числе и детей, это проявляется патологическим потребительством и желанием покупать все самое новое, быстро теряя интерес к старым вещам и не считая, сколько пришлось или придется ради этого, купленного в кредит, работать. Истина, как всегда, посередине.
Когда разозлитесь на ребенка за разбитую чашку или купите своему чаду двадцатый телефон взамен потерянного, остановитесь и подумайте, а как бы вы хотели, чтобы с вами поговорили, и что бы вам помогло, будь вы на месте своего ребенка? Общественное важнее индивидуального Это означает отказ от собственного блага ради счастья всего человечества в будущем. В нормальных пределах такой настрой должен присутствовать как здоровый альтруизм.
Но у многих идейных родителей он доходил до абсурда, когда жизнь и время клались на благо страны в послевоенное время это было оправданно, но в 70-е уже имело патологический характер. Этот настрой держится и сейчас, только уже в другой форме, когда матери выбирают разгребать завалы на работе во внеурочное время и не приходят на детские выступления. Компенсация этой ошибки — суперэгоизм, когда частенько всем на всех наплевать или, наоборот, в интернете нужно показать и донести свое мнение и позицию, чтобы показать свою важность.
При этом чувства и желания других абсолютно не учитываются.
Почему старые методы уже не работают? Что поменялось со времен Советского Союза? Можно ли воспитать ребенка "как в СССР"? Отвечаем всем, кто считает, что "и ничего, нормальными выросли" - это полноценный аргумент в пользу неизменности традиций. Марина Романенко — психолог, создатель "Академии Профессионального Родительства", бизнес-коуч и мама четверых на двоих с мужем детей.
Ребенок должен был с самых ранних лет приучаться жить в обществе и взаимодействовать с его членами. Это также развивало ответственность как за себя, так и за коллектив в целом. Коллективная ответственность Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами. В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах прошлого века.
Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена.
Приучение к труду и самостоятельности С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни. Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям. Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых.
Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию.
Но и логика типа «я дурак — ты начальник» не вписывается в наш мир и его восприятие. Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности. Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх. Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму.
В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований.