Заведующий лабораторией теоретической фольклористики шаги РАНХиГС, кандидат филологических наук Никита Петров рассказал об одном из самых известных отрицательных персонажей русских народных сказок – Кощее Бессмертном: кто заковал Кощея.
ДеДские сказки. Кощей Бессмертный (научное)
Буквально в один день мне попались два совершенно разных фильма, в кторых речь шла об одной и той же сказке о Кощее Бессмертным, точнее о том его фрагменте, когда нужно было найти его смерть в сундуке и так далее. Кощей Бессмертный, сидящий на своём троне и, являющийся воплощением тёмных сил, злым и коварным персонажем в русских сказках. Сказ о Кощее Бессмертном напрямую дает нам понять, что Хаос не вечен, и его можно победить. Сказка о Иване-царевиче, который пошел вызволять свою мать из плена Кощея Бессметного. Кощей Бессмертный, сидящий на своём троне и, являющийся воплощением тёмных сил, злым и коварным персонажем в русских сказках. И в июле 1944 года в газете «Алтайская правда» было опубликовано объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст.
Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян?
Ни один персонаж русских сказок не претерпевал столько метаморфоз, как Кощей Бессмертный. Сообщается, что это книжная вселенная, героями в которой будут персонажи русских народных сказок: Баба-яга, Кощей Бессмертный, водяной и другие. Кощею Бессмертному в сказках приписывается необыкновенное обжорство, которое, вероятно, способствует поддержанию его силы. Положительный Кащей Отрицательный иван/правда о Кощее Бессмертном. Видео от пользователя. Сказки. Электронная книга «Кощей Бессмертный. аудиокнига, которую вы можете слушать онлайн или скачать. Аудиосказка Кощей Бессмертный представлена в формате mp3.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ КАЩЕЙ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ИВАН/ПРАВДА О КОЩЕЕ БЕССМЕРТНОМ
В былине об Иване Годиновиче Кощей гибнет от собственной выпущенной стрелы. Часто герой сам открывает Кощею доступ к своей жене или невесте, нарушая некий запрет, например, сжигая до определённого срока кожу жены-лягушки, в результате чего она вынуждена уйти к Кощею. В другом случае герой освобождает Кощея из заточения, в котором злой волшебник пребывает закованным в цепи, подвешенным за волосы или кипящим в котле. Получив свободу, Кощей уносит с собой жену героя. В сказках Кощей часто не имеет определённого облика иногда он может описываться как старичок или как карлик с большой бородой — «сам с ноготок, борода с локоток» , зато обладает характерными особенностями: неуязвимостью, огромной силой от его дыхания богатыри разлетаются как комары и волшебными свойствами: он может летать, оборачиваться ветром, вихрем, вороном, его появление сопровождается громом и градом. Он превращает в предметы других персонажей героя в орех или камень, царевну — в змею, целое царство — в камень. Он обладает необычным обонянием, по запаху ощущая присутствие героя, спрятанного в чулане, сундуке, шкафу. Царство Кощея дворец, замок, большой дом, избушка-вертушка расположено далеко за пределами человеческого мира в лесу, на стеклянной горе. Чтобы туда добраться, герой изнашивает железные сапоги и железную шапку. В некоторых сказках упоминаются сокровища, которыми обладает персонаж мешки с золотом и серебром, богатый дом , однако мотив Кощея-скупца, чахнущего над своим богатством, в фольклорных текстах отсутствует и принадлежит литературе «Там царь Кащей над златом чахнет…», поэма «Руслан и Людмила», А.
Пушкин , 1820. Из волшебных сказок образ Кощея был заимствован в былины с сюжетом «Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену» былины об Иване Годиновиче и Михайле Потыке. В отличие от сказок, где похищенная невеста или жена героя всегда помогает ему победить Кощея, в былинах она поддерживает Кощея и предает героя. В былине «Михайло Потык» Кощей похищает жену богатыря Михаила Потыка Лебедь Белую, которая, желая быть царицей, трижды опаивает своего мужа и превращает его в камень. Герой убивает неверную жену, а сам женится на дочери Кощея. Если в сказках Кощей вредит лично герою, в былинах он олицетворяет враждебную иноплемённую силу, представляющую опасность не только для эпических героев, но и для всего русского государства; он именуется царём Золотой Орды , у него есть войско, с которым он осаждает Киев, требуя отдать ему жену богатыря.
Но иногда яйцо вовсе и не на острове. В сказке «Царевна-лягушка» читаем: «Кощеева смерть — на конце иглы, та игла - в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц - в сундуке, а сундук висит на высоком дубу, а то дерево Кощей как глаз бережет». Сначала Иван узнает, где именно спрятана смерть, а потом с трудом и при помощи волшебных животных или царевны добывает яйцо со смертью своего врага. Но убить Кощея можно и в открытом бою, хотя это сложно — Кощей Бессмертный наделяется в сказках огромной силой. Он может просто дунуть на богатырей — и те, «как комары, летят». Кощей — Бессмертный, а потому ему неведома усталость, и биться он может целый день. Но часто Ивану на подмогу приходит его волшебный конь, выкормленный из «паршивенького» жеребенка. Он разбегается и бьет Кощея копытом в лоб — и тот помирает. Иногда же Кощея сбрасывает во время полета в небесах его собственный волшебный скакун, который поддается на уговоры своего брата — того самого «паршивенького» жеребенка. Кощей падает оземь и разбивается вдребезги. Иногда поверженного конем Кощея герой еще рубит на куски. Вот что не говорите, а жалко мне Кощея. Отрывок из книги Н. Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки» Иллюстрации — из свободного доступа в интернете.
Было ли вам по-настоящему страшно, что она раскроется? Свет в моих глазах помутился, тотчас я присмирел-покорился, думал, он то самое яйцо нашел. Было похоже. Ему показалось это любо… и вдруг он смял яйцо совсем. Тут я свалился и помер. Ну, это царевичу так показалось. Я бессмертный. Мы понимаем, что вы идете на обман, чтобы сохранить себе жизнь. Но почему вы притворились мертвым?
И не случайно именно Старица, где могут быть спрятаны в подземельях эти легендарные книги, является «местом жительства» Кощея. Современный взгляд на бессмертие В древних эпосах мы читаем, что некоторые люди могли жить и 300 лет, и более тысячи. Современные врачи считают, что всего четыре привычки нужны для здорового образа жизни и активного долголетия — отказ от курения, ежедневное потребление овощей и фруктов, соблюдение оптимального веса и небольшие физические нагрузки до 2,5 часов в неделю. Американские ученые назвали и другие наиболее вредные привычки, которые преждевременно разрушают организм, — пренебрежение естественным иммунитетом при чрезмерной вере в чудодейственную силу лекарств, несбалансированная диета, недосыпание и стрессы. Медики настоятельно рекомендуют отказаться и от привычки смотреть телевизор, как одной из наиболее опасных для здоровья. Геннадий Климов, который занимается сравнительным анализом религиозных текстов мировых религий и эпосов добавляет еще одно условие долголетия: «Самое главное это научится правильно мыслить. Именно сознание регулирует все жизненные системы человека. Однако наше сознание «зашлаковано» аберрациями. Мозгу, как компьютеру, нужна периодическая чистка от вирусов. Аберрация и есть вирус сознания. Чтобы добиться состояния мысленной чистоты, мировые религии придумали определенные религиозные практики. Скажем годовой цикл постов, обрядов и молитв служит для того, что бы научить человека правильно мыслить. В православной христианской традиции состояние чистоты достигается во время таинства причастия и предшествующей ему исповеди. Это главный смысл церковных служб. Когда ваше сознание находится в гармонии с Богом после причастия, оно гармонизирует работу всех органов тела. В этом секрет долголетия. Пристрастие к алкоголю, табаку, наркотикам в таком состоянии пропадает само собой. Обратите внимание на лица людей после причастия - они же светятся…» Таким образом, секрет долголетия - в умеренном образе жизни и в выполнении церковных предначертаний. При этом Геннадий Климов утверждает, что лучше соблюдать обряды той церкви, в которой воспитывались ваши родители. Правда, следует пытаться превзойти родителей в познании глубины религиозного знания. Практика новых вероучений может быть опасна. Они не обладают опытом, какой сложился у мировых религий. Традиционно к мировым религиям относят четыре Церкви, В России - это буддизм, ислам, иудаизм и христианство. В христианстве самое древнее и строгое направление - это православие. Как в антивирусных программах - глубокая очистка. Более «лёгкий» вариант христианства -современная католическая церковь, пережившая в XX веке процессы обновления и упрощения богослужения.
Премьера сказки «Кощей Бессмертный». Объявлен дополнительный показ спектакля
Таких жаб называли «холодушками». Вот их и принесли Роу на «кастинг». Об этом и других интересных фактах, связанных со съемками «Кащея» на Алтае, поговорим на 4 этаже, в среднем зале. Вход свободный!
Представление получилось интересным и увлекательным.
Дети получили массу радости и удовольствия от встречи с Кощеем Бессмертным. Новости, статьи, другие публикации, а также фото-, видео-, графические материалы являются объектами авторского и исключительного права газеты «Восход». Перепечатка допускается только по согласованию с редакцией.
Говорят, что и сердца у вас нет. Спрятано оно в черном яблоке, что на черном дереве. А черное дерево растет на черной горе. Но тот, кто яблоко найдет и дотронется до него, сам окаменеет.
Вы всех обманываете. Сговорились Василиса и Иван-царевич, чтобы погубить меня. Так Василиса спрашивает: "Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть? Я ответил: "На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — моя смерть! Догадывались о сговоре?
Что же символизирует Кощей? Этимологически слово Кощей восходит, по одной из гипотез, к тюркскому слову коэс1 — невольник, которое в свою очередь произошло от слова кое — лагерь, стоянка. Не следует забывать и о фонетическом родстве его имени со словом кость. Напрашивается вывод о том, что Кощей — лицо подневольное, являющееся стражником, хранителем определённого положения дел, костяка «старого» мира. Как мировой змей, обвивает он мировое древо, держа в плену свёрнутую в яйцо новую вселенную. А герою, который хочет построить новую жизнь, своё пространство любви, равнозначное новой Вселенной для двоих, надо разрушить прежнее положение дел, сломать иглу, и тогда из двух половинок яйца образуется новая Вселенная. Его возлюбленная, которую держит в плену Кощей, традиционно свя- зана с последним кровными узами. Герою необходимо разрушить прежнюю связь героини со старшими мужчинами её рода или прежним мужем , чтобы построить новую семью. Нравственный смысл волшебной сказки, в отличие от сказок о животных и бытовых, заключается в уроке духовного постижения сокровенных тайн бытия, главной из которой является любовь. Путь героя или героини волшебной сказки — это путь к обретению любви. И смерть Кощея здесь имеет психологическое значение: чтобы принять новое, непременно нужно путём мучительных усилий и победы над собой отказаться от старого, от привычного жизненного уклада, от прежнего образа своей души. Но есть и более масштабное значение образа Кощея. Почему после его поражения Даждьбогом наступает вселенский потоп? Почему символика его смерти так тесно связана со всем мирозданием? Немцы сохраняют священный остров, колыбель и центр древнего мира. Остров был заселён ещё в каменном веке, и жившие на нём рюгены или руяны основали святилище Святовита, которое было уничтожено в XII в. Но до сих пор посетители острова могут видеть русские лица сохранившихся деревянных богов, бесстрашно смотрящих на 4 стороны света. У сказки о Кощее есть ещё один смысл, связанный с островом Руян. Как из яйца, которое охраняет Кощей, родится новый мир, так и с острова Руян берёт начало новая цивилизация. Если вспомнить о Гиперборее, легендарной стране северных долгожителей и мудрецов, детей солнца, живущих, по отношению к Элладе, за северным ветром Бореем, то можно предположить, что именно её конец и начало новой цивилизации — начало Руси, ставшей преемницей гиперборейцев, — символизирует гибель Кощея. Гай Плиний Старший так писал о гиперборейцах: «За [Рипейскими] горами и аквилоном живет, если только можно поверить, блаженный народ так называемых гипербореев. Они достигают очень преклонного возраста и прославлены легендарными чудесами. Здесь, как полагают, находятся петли, на которых вертится мир сагсЦпея типсН , и самые дальние края звездных орбит. Область их теплая, [климат] счастливым образом соразмерен, без каких бы то ни было вредных миазмов. Домами гипербореям служат леса и рощи. Как порознь, так и соборно унШт gregatimque они поклоняются богам, никогда не ведая распрей и обид. Умирают они только когда 3 А. Афанасьев в «Языческих сказаниях об острове Буяне» впервые развил во всей полноте натурмифологическую систему славянского мировоззрения, он писал: «Буян-остров занимает очень видное и важное место в наших народных преданиях; без его имени не силен ни один заговор, на нем сосредоточивается вся чудесная и могучая сила. Такое значение неведомого острова уже с первого взгляда говорит о тесной связи его со славянскими языческими верованиями» [2]. О блаженнейший вид погребения! Сомневаться в [существовании] этого народа нельзя: многие источники свидетельствуют, что они имели обыкновение слать начатки плодов на Делос Аполлону, которого особенно чтут. Приятно осознавать, что наши предки не знали распрей и обид, молились соборно и жили в гармонии с окружающим миром. Об этом сообщают нам и сведения, почерпнутые из истории, фольклора и мифологии. Так что почему бы и нет? Итак, значение образа Кощея и в мифологии, и в фольклоре состоит в исполнении функций хранителя старого порядка вещей, старого мира. Герой, побеждающий слугу старого порядка, зарождает новый мир, возникающий из яйца, в котором хранилась Кощеева смерть. Интересно, что поэт XX в. Мандельштам, говоря о Сталине, основная цель политики которого состояла в сохранении существующего порядка вещей и власти над ним, охарактеризовал его как Кощея, стерегущего мир, который пребывает в состоянии сна и омертвения: Внутри горы бездействует кумир... Русское устное народное творчество. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. Естественная история: VI, 89-91. Как убить Кощея бессмертного? Поэтика мифа. Образы восточнославянской волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. Язычество Древней Руси. To find love, the hero has to improve himself. R Russkoe ustnoe narodnoe tvorchestvo [Russian folklore]. Moscow, Izd-vo «Vysshaia shkola» Publ. Iazycheskie predaniia o ostrove Buiane [Pagan tales about the island of Buyan]. Vremennik imperatorskogo moskovskogo obshchestva istorii i drevnosti rossiiskoi [Annals of the Imperial Moscow Society of Russian History and Antiquities]. Strukturno-semanticheskii analiz vostochnoslavianskikh obriadov [Ritual in traditional culture. Structural and semantic analysis of the Eastern Slavic rites]. Petersburg, Nauka Publ. Estestvennaia istoriia [Natural History]: VI, 89-91. Cultural and mythological significance of fairy tale character death attributes ].
Сказка Кощей Бессмертный
Почему все ринулись снимать кино по сюжетам сказок – вполне объяснимо: и по причине ухода из России крупных западных игроков, и по причине того, что репертуарный диапазон сократился из-за политической ситуации в мире. Бес|смертный — история, вдохновленная русскими народными сказками о Кощее Бессмертном и Иване-царевиче. Какое послание передали нам наши Предки, через сказку о Кощее Бессмертном? Какой русский человек, принесет смерть сатанизму на Земле и кто ему в этом поможет. Кощей (Кащей) Бессмертный один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. В сказке о Кощее Бессмертном только Ивану удалось преодолеть все препятствия. В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном.
Киностудия Горького снимет мультфильм про современного Кощея Бессмертного
Что оно одно из самых глубоких в Европе. Что в нем почему-то водятся породы рыб, которые обычно обитают в море, - ряпушка и даже сельдь. И что на дне там вроде бы имеются какие-то пещеры. Женя постоял на берегу озера, посмотрел на окружающие холмы, надышался зловещей атмосферы тамошних мест и поехал домой. По дороге в Тверь он много думал. Забирайте откуда взяли! В нем ничего не утверждалось, но многое предполагалось. Например, высказывалась версия, что когда-то это озеро было связано с Балтийским морем иначе откуда в нем сельдь?
А в ледниковый период озеро, естественно, замерзло - и если там действительно был ящер, то он замерз вместе с озером. Потом ледник ушел, и Бросно растаяло, но не до конца - потому что глубокое. Теперь же началось глобальное потепление, озеро оттаяло окончательно, чудовище очухалось и вот теперь плавает. На дворе был декабрь, предрождественские дни. У всех СМИ мира - информационный голод. А там взяли и поставили на ленту. Их, видать, тоже информационный голод замучил.
Поехали смотреть. Подъезжаем, а нам навстречу - два джипа с английской символикой. Они нас опередили и уже все сняли. Тамошний фермер Белоусов стоит как соляной столб: "Ребята, вы чего затеяли-то?! Какое чудовище? Зачем оно мне тут? Он же в те времена служил по совместительству инспектором рыбоохраны.
Он за это озеро отвечает, а добрые люди взяли и подкинули ему туда ящера. Какому инспектору это понравится? Наши тоже не отставали. Чудовище окрестили Бросси - по аналогии с Несси. Одних только документальных фильмов про него наснимали уже штук 20, а про газетные публикации я уж молчу. Именно наше чудовище, как теперь выясняется, остановило войско хана Батыя, а в 1941-м оно даже проглотило немецкий самолет-истребитель, который бесследно сгинул в этих краях. В конце концов Бросси удостоился персональной странички в Американской энциклопедии чудовищ.
Еще немного, и по раскрученности он догонит своего сородича из озера Лох-Несс. Вот только доходов пока приносит гораздо меньше. Но все-таки приносит. Поезжай на озеро - сам увидишь. Чудище согласно. Чиновники - тупят" Это 10 лет назад фермер Белоусов в ответ на вопросы о Бросси лишь горько вздыхал. Теперь он бодро рассказывает мне о том, что первые упоминания о страшной загадке его озера относятся еще к эпохе процветания пути из варяг в греки: - Один скандинавский конунг, - говорит Николай Александрович, - хотел здесь спрятать сокровища, которые вез из Царьграда.
Увидел островок, подплыл к нему, а островок взял и проглотил его вместе с сокровищами. Какой островок? Какой конунг? Ну, давайте вспоминайте: декабрь 1996-го года. Женя Новиков. Геннадий Андреевич Климов. А здесь-то было известно о нем давно - просто никто не спрашивал.
Да чего там говорить. Об этом чудовище уже столько книг написано, столько фильмов показано, что и добавить нечего. Я внимательно смотрю Белоусову в глаза и прихожу к выводу, что он действительно верит в то, что говорит. И не он один.
Оба умеют летать и внезапно появляться из неоткуда. Если Черномор и Кощей — две маски злодея, то вот со злобным карликом — стариком «сам с ноготок — борода с локоток» — Кощей никак не связан. Сам с ноготок, борода с локоток — самостоятельная «личность», герой сказок на всемирно распространенный сюжет «Три подземных царства», старичок-карлик. Он — хозяин тридесятого царства, в которое попадает герой, отделенного от обычного и привычного ему мира непроходимым дремучим лесом, пропастью, морем или иным препятствием. Карлик, как правило, крадет жену или невесту Ивана, и ему приходится за ней отправлять неведомо куда, потому что тридесятое царство может располагаться под землей, но может быть и на горе или под водой.
Как правило, не везет Кощею на невест. Станет Кощей свататься к красотке, но применяет неправильную тактику — все он норовит девушку похитить и в свое царство унести. Нет бы цветы подарить — а он сразу в подземелье тащит. А когда оскорбленные царевны отказывают ему в любви, так в ярости старый скряга превращает их в разных пресмыкающихся — вспомним Царевну-лягушку или Царевну-змею. Но иногда невеста оказывается умнее и сильнее злобного жениха — как, например, Марья Моревна. И тогда приходится Кощею томиться долгие годы у нее в кладовке, прикованному цепями к стенам, и лишь Иван-царевич по собственной неосмотрительности случайно освобождает его. Коварны были русские женщины, ох, коварны. Правда, однажды красавица ответила Кощею взаимностью, и о том романе сложили на Руси «Былину об Иване Годиновиче и женитьба Кощея Трипетовича на черниговской княжне Марии Дмитриевне». Добивается любви княжны Кощей, потому что сватается по правилам.
Но и тут не везет ему — вероломный богатырь Иван Годинович похищает Марью.
Сообщается, что это книжная вселенная, героями в которой будут персонажи русских народных сказок: Баба-яга, Кощей Бессмертный, водяной и другие. Автор заявил, что собирается придумать новые русские народные сказки. Автором всех 8 книг будет Олег Рой. Кроме взрослых книг, он также работал над серией "Джинглики".
Но Кощей утащил у героя невесту, заточил ее в подземных чертогах и глумится над родом человеческим. И вот, мы читаем о том, как наш Иванушка держит путь к Кощею: где-то пожалел медведицу с медвежатами, где-то щуку, другого жителя леса.
А в самом конце сказки оказывается, что медведица раскачала дуб, волчица поймала зайца, щука подхватила и вынесла яйцо из моря-океана, и сумел наш герой переломить иглу и тем самым оборвать жизнь Кощея. Эта сказка гораздо глубже своих сказочных смыслов, она говорит об очень важных для нас вещах. В эти дни, когда мы прошли со Христом путь Страстной Седмицы к Светлой Святой Пасхе, мы понимаем, что Господь сломал ту иглу смерти, вырвал то жало смерти, которым смерть, ад, дьявол жалили нас. И этот Бессмертный Кощей оказался не бессмертным. Смерть умерла. Но теперь от каждого из нас зависит, сможем ли мы сломать эту иглу — иглу ветхости, страстности, смерти, тленности, злобы своей. И для этого нам нужно на путях своей жизни в этой духовной драме, в этой духовной войне, двигаясь к исходу нашей земной жизни к вечности, уметь себя ограничивать.
Где-то пожалеть медведя, где-то пожалеть волка или волчицу, у которой малые дети. Воспитать в себе эти добрые чувства, эти чувствования, которые должны стать Христовыми по слову апостола Павла. Потому что будут в нашей жизни ситуации в прямой схватке с врагом во имя нашего спасения, будут находить на нас помыслы, соблазны, искушения, какие-то испытания, тяжелый выбор.