Новости охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора

Ответ на вопрос: Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. Ответ на вопрос Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора, учебник История России 7 класс Арсентьев Данилов.

Ответы к учебнику истории России, Данилов, 7 класс, 1 часть:

  • Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора - Я Отвечаю!
  • Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Государев двор
  • Роль Государева Двора в формировании слоя «служилых людей».
  • Охарактеризуйте роль императора в свержении сёгуната?
  • Роль двора в управлении страной

Подарки и советы

В середине 16 века из числа реальных членов государева двора были фактически исключены многочисленные дворовые дети боярские. Оформление государева двора московских монархов около 1,1-1,2 тысяч человек в середине 16 века изменило систему политической жизни: в рамках государева двора складывались правящие кружки при монархе и дворцовые «партии», формировались правительственные программы, члены государева двора составляли подавляющее большинство светских участников первых земских соборов середины 16 века. Члены государева двора главным образом из его высших и средних слоёв занимали все высшие и средние командные должности в армии, центральных и местных органах власти и суда на местах до отмены системы кормлений в 1550-е годы , в дипломатической сфере. При великих князьях московских Иване III Васильевиче и Василии III Ивановиче Московский Кремль был перестроен в качестве столичной резиденции московских монархов и места пребывания центральных органов власти, а также дворцовых ведомств; сформировались ближние с. Воробьёве и др. Существенно изменился образ жизни членов государева двора. Постоянное или периодическое пребывание при дворе было связано с наличием двора-усадьбы в Москве и подмосковных владений для обеспечения собственных потребностей, сменой фамильных «молений» монастырей , расширением брачно-родственных связей и т. Введение опричнины в январе 1565 года привело к разделению государева двора на опричный и земский, а после её отмены в 1572, вплоть до смерти царя Ивана IV Васильевича Грозного в 1584, функционировали земский государев двор и особый двор царя. В целом увеличилась совокупная численность всех дворовых, в 1560-70-е годы зафиксировано появление думных дворян и думных дьяков, окончательно сложился статусный чин дворян московских и дворян выборных. Генеалогический состав опричного и особого дворов не отличался принципиально от земского.

Массовые казни и репрессии в ходе опричнины и позднее привели к гибели многих аристократических фамилий, к утрате консолидации в политической элите Русского государства и внутри государева двора в целом. В правление царя Фёдора Ивановича было восстановлено институциональное единство государева двора и окончательно сложилась его статусно-чиновная структура: он делился на «думный чин», включая высшие придворные и дворцовые чины бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки; дворецкий, казначей, кравчий, постельничий, ясельничий, ловчий, сокольничий и др. Представители титулованной и нетитулованной аристократии почти полностью преобладали среди бояр и окольничих, а также среди стольников ими были молодые аристократы, нёсшие тогда почти исключительно придворную службу и больших дворян. Из этих чинов происходило обычно пожалование в Боярскую думу. В 1586-87 были унифицированы и уменьшены за вычетом бояр и окольничих нормы подмосковных поместий для членов государева двора по сравнению с «испомещением» тысячников членов государева двора по указу 1550, причём поместья получили в конце 16 века более половины дворовых. Закрепилась практика повышенных денежных и поместных окладов для членов государева двора прежде всего, для думных и московских чинов, за исключением жильцов. Денежное жалованье выплачивалось членам государева двора из приказов - четвертей фактически ежегодно. Члены государева двора численно преобладали на выборном земском соборе 1598 и других земских соборах начала 17 века. В Смутное время социально-политическое единство государева двора было разрушено.

Одновременно сосуществовали два, а временами три государевых двора при различных носителях или же претендентах на верховную власть. Восстановление государева двора при царе Михаиле Фёдоровиче в 1610-20-е годы сопровождалось резким увеличением его общей численности до 4 тысяч человек в 1630 при неравномерных темпах роста различных статусно-чиновных страт. По сравнению с 1605 немного уменьшилась думная страта, незначительно возросла численность дьяков и выборных дворян, резко увеличилось число стольников более чем в 4 раза , стряпчих более чем в 3 раза , московских дворян более чем в 5 раз, в большинстве случаев за счёт выборных дворян, а частью - уездных и жильцов более чем в 3 раза. Параллельно произошли изменения в статусно-чиновной структуре государева двора: после 1630 выборные дворяне перестали даже периодически нести службу по списку государева двора, окончательно превратившись в высший слой уездных корпораций провинциальных детей боярских. С середины 1620-х годов до 1633 существовал особый статусный чин - «патриарший» стольник около 490 человек в 1630. Эти перемены были вызваны мощными подвижками в генеалогическом составе государева двора в Смутное время, выдвижением на авансцену политического и военного противоборства новых лиц и фамилий в том числе из старых родов, но бывших «в закоснении» , широком использовании пожалований в дворовый чин в качестве эффективной меры в политической борьбе и внутренней политике. Изменились также характеристики ряда страт: стольники и стряпчие почти уравнялись с московскими дворянами по возрастным признакам, а главное - по характеру и уровню служебных назначений должности воеводские и глав приказов. Ещё в правление царя Михаила Фёдоровича фактически выделились в особую страту комнатные стольники, в середине 17 века обособились также комнатные стряпчие. В правление царя Алексея Михайловича рост государева двора был в целом незначительным: его численность колебалась от 4 тысяч до 4,5 тысяч человек.

После исключения из состава государева двора в 1630 выборных дворян заметно выросла численность других статусных чинов. Особенно значительным был рост думных и высших придворных чинов почти в 2,5 раза к 1675 по сравнению с 1630 , а также стряпчих почти в 5 раз к 1667 , умеренно увеличилось число стольников, дьяков по приказам и городовых и жильцов, численность московских дворян то возрастала, то уменьшалась из-за относительного падения престижа группы. В границах этого слоя государева двора включавшего не только думные чины, но более широкие круги ряда его страт формировались «дворцовые» партии, а из победившей - правящие кружки «правительство». После Смутного времени заметно увеличился удельный вес административно-судебных назначений членов государева двора в центральные ведомства, особые комиссии в том числе для подготовки и проведения реформ , на должности городовых воевод. Военная служба в связи с увеличением числа полков нового строя в 1650-70-е годы утратила своё первенствующее значение для членов государева двора. В материальном плане члены государева двора из числа «боярского сословия» принадлежали к богатейшим людям своего времени князья Воротынские, Голицыны, Хованские, Черкасские; бояре Милославские, Морозовы, Стрешневы и др. В 1640-80-е годы среди членов Государева двора прежде всего, царских родственников и ближайшего окружения распространялись новые культурные тенденции в иконописи, каменном зодчестве, литературе, в домашнем быту и межличностном общении ; был создан придворный театр; развивались образование обучение царских детей и сыновей знати; появление школ и Славяно-греко-латинской академии , историческая наука и другие отрасли знаний. Через изменение моды в царском окружении в среде авторитетных и богатых членов государева двора проявлялось и «западное влияние». Резкое обострение политической борьбы в конце 1670-80-х годов, неудачные в целом попытки реформ привели к новому резкому росту численности государева двора, в 1681 в нём состояло более 7,1 тысяч человек; все его статусные чины за исключением дьяков возросли в 1,8-2,2 раза по сравнению с 1650.

Численность государева двора колебалась в 1701 в Государевом дворе было около 6,5 тысяч человек , в начале 18 века стала резко падать. Государев двор прекратил существование после 1713, в ходе реформ царя Петра I. Позднее в соответствии с регламентацией чинов и служб Табелью о рангах 1722 сформировался императорский двор. Численность и личный состав государева двора фиксировались в конце 15 - начале 18 века в различных документах. Сначала это были боярские списки и книги, в 1-й половине - середине 16 века, возможно, типа «Дворовой тетради». Уцелевший обрывок самого раннего боярского списка датируется 1546 годом, от конца 16 - начала 17 века сохранились один почти целый и несколько отрывков боярских списков. С 1626 в Разрядном приказе формировались ежегодно два списка - «подлинный» указывал весь состав государева двора, включая находившихся на дальних службах или в отпуске и «наличный» члены государева двора, пребывавшие в Москве. В зависимости от конкретных целей составлялись также особые перечни членов государева двора Боярские книги, составлявшиеся в Разрядном приказе, известны с 1615 есть упоминания о более ранних , изготовлялись один раз в несколько лет и содержали перечни членов Государева двора по чинам с указанием денежных и поместных окладов; сохранилось 14 книг за 1615-1691. Перечни жильцов с конца 1610-х годов фиксировались в особых «жилецких списках».

О структуре «Государева двора» в середине XVI в. Aristocrats and servitors: the boyar elite in Russia 1613-1689. Princenton, 1983; Зимин А. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове 1584-1605 годы. Закат Московского царства. Текущая страница: 6 всего у книги 28 страниц [доступный отрывок для чтения: 6 страниц] 2. Пути — дворцовые исполнительные органы управления на территории великого князя Дальнейшее развитие княжеств привело к некоторым изменениям в системе управления княжествами. Для решения многочисленных задач и управления населением и землями великого князя необходимы были доверенные лица — управленцы. Княжеские угодья назывались путями в смысле доходных, выгодных статей.

Слово путь означало прок, выгоду, доход. Князь владел личными угодьями, а управление и направление деятельности составляло особый «путь». Путь в Русском государстве, в XIV — первой половине XVI века — название ведомства дворцового хозяйства, специального направления по решению хозяйственных и иных управленческих задач, которые ставились князем или по обеспечению всем необходимым княжеского двора. Усиление княжеской власти со второй половине XIV в. Должности обыкновенно жаловались «с путем». Отсюда, все бояре — кормленщики назывались обыкновенно «путными боярами». Путные бояре при назначении за «исправление» на должности получали право наследования вотчины и в течение всего периода службы а иногда и пожизненно , им выделялось то или иное кормление. Должностным лицам путным боярам предоставлялось право обращать в свою пользу часть собираемых ими торговых, судебных пошлин и с других княжеских доходов. Впоследствии, встречаются Стольничий и Чашничий «пути».

Путные бояре, занимали отдельные хозяйственные и административные должности при княжеском дворе. Путным боярам подчинялись их слуги, жившие в слободах, селах и деревнях, они имели чины конюшенных дьяков, спальников, окольничих, сокольники, бобровники, огородники, садовники и т. Путные бояре — особое сословие феодалов, бояр, служивших непосредственно при князьях и составлявших основу княжеских дворов. Они, как правило, выполняли задачи, связанные с семейной или имущественно-хозяйственной жизнью своих сюзеренов, развозили почту, собирали налоги. Это сословие иногда играло весьма заметную роль в организации династической преемственности княжеской власти, осуществляло наместническо — представительские функции князей, активно участвовало в организации управления и влияло на внешнюю и внутреннюю политику. Управление посредством путей составляло особую административную систему княжеского дворца и было выше управления наместников и волостелей. По городам и сельской местности были слободы, села и деревни, приписанные к тому или другому пути , находившиеся в очень слабой административной связи с общим управлением или даже совершенно обособленным от него. С централизацией государства и увеличением территории, компетенция дворцово-вотчинной системы стала расширяться, выходить за рамки собственно княжеского домена. Усложнение функций привело к тому, что в подчинении «путных бояр» появились многочисленные штаты дьяков, приказчиков, ключников и др.

Роль Двора резко выросла при Василии II в период борьбы с галицкими князьями за московский стол. В 1445 г. Василия Темного встречали «вси князи, и бояре его, и дети боярские, и множество двора его ото всех градов». Суть перестройки старого Двора, как военно-хозяйственной организации, в ходе событий войны в сводилась к выделению из него Дворца — хозяйственно-административной организации и формированию нового Двора — военно-административной корпорации служилых людей. Новый Двор фактически возглавил талантливый полководец Федор Васильевич Басенок, происходивший скорее всего из неименитой служилой среды. Все упоминания о Дворе в 1446, 1449, 1452, 1455 гг. Басенком, организатором решающих побед сторонников Василия II над князем Дмитрием Шемякой и его союзниками под Новгородом в 1456 г. Ермолинская летопись с восторгом пишет о нем как об «удалом воеводе».

Время Шемякиной смуты было раздольем для «удалых воевод».

Долгое время ими были представители старинного боярского рода Челядниных. Средством обеспечения Конюшего являлось кормление, собиравшееся с пути, т. Конюший путь управлял содержанием лошадей и княжеских конюшен, приписанными к нему дворцовыми землями, всеми княжескими лугами.

С начала XV в. Высокое положение Конюшего объясняется особым значением конюшего пути, позже Конюшенного приказа, в системе дворцового хозяйства, что было связано с развитием конного поместного дворянского ополчения. Один из старинных чинов княжеского двора, известный с 1550 г. В сокольничие назначались обычно люди неименитые.

Последним сокольничим московских царей был Гаврила Пушкин. К сокольничему пути принадлежали сокольники и другие служители княжеской птичьей охоты. Ловчему пути принадлежали государевы бобровники и псари. Важнейшей статьей дворцового хозяйства была эксплуатация природных богатств страны.

Воск и мед, рыба и меха составляли главное богатство древней России. Князьям принадлежало множество селений бобровников, бортников пчеловодов , рыболовов. На пустынных тогда речках нынешней Московской и соседних с нею территорий в большом количестве водились бобры; на местах, богатых бобрами, где-нибудь по р. Клязьме или по р.

Воже, целыми десятками садились деревни Бобровников, распределяющих между собою бобровые гоны. Поселки бортников делили между собою борти дуплистые деревья с медом на «бортные ухожья». По всему течению р. Волги и ее больших притоков существовал целый ряд «рыбных слобод», населенных рыболовами.

Значительная часть этих бобровых гонов, бортных ухожьев, рыбных езов затворов принадлежала князьям и была разделена в управление между дворцовыми путями: ловчим, чашничим, стольничим. Постельничий хранил печать «для скорых и тайных царских дел» и часто ведал личной канцелярией государя. Входил обычно в число особо приближённых советников и оказывал влияние на деятельность великого князя, государя. В подчинении постельничего находились спальники, которые дежурили в комнате государя, раздевали его, сопровождали во время поездок.

Обычно спальниками были молодые люди знатного происхождения. Впервые упомянут в 1284 г. Первоначальными функциями окольничего были: устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приемах и переговорах с иностранными послами. Окольничие назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний.

В актах XVI в. Стольничий и чашничий сделались исключительно придворными людьми; но в удельное время они, принадлежали к дворцовому штату, управляли особыми дворцовыми ведомствами, путями; Позднее в царский период они не имели административного значения. До XV в. Чашничий путь был ведомством дворцового пчеловодства и государевых питей; ему подчинялись села и деревни дворцовых бортников — пчеловодов, вместе с бортными дворцовыми лесами.

В начале XVI в. К стольничему пути принадлежали дворцовые территории для рыбной ловли и также, дворцовые сады и огороды с садовниками и огородниками. Когда нужно было помочь частному владельцу заселить его пустые земли, на которых могли падать повинности этого ведомства или которые находились в пределах его административного округа, органы власти давали землевладельцу жалованную грамоту, по которой ни наместник того уезда, ни стольник, ни посельский с их тиунами не могли ни брать с поселенцев тех земель своих поборов, ни судить их ни в чем, кроме душегубства и разбоя с поличным. Селения каждого пути объединялись в волости, которыми управляли волостели, представители стольничего, чашничего или другого пути.

Эти «путные» управители действовали посредством выборных старост путных сел и слобод. Во второй половине XVI в. Все эти ведомства были разграничены между собою и обособлены от других учреждений. Рассеянные по городам и волостям княжества слободы, села и деревни, приписанные к этим путям, были или совершенно обособлены от общего областного управления наместников и волостей, или находились в очень слабой административной зависимости от него.

Боярин, заведовавший хозяйственным управлением тех или других дворцовых угодий, был начальником для всех лиц, населявших земли, отданные в его управление. Хозяйство, администрация и суд соединялись в руках одного лица. Древнее управление, в полную противоположность позднейшему, сосредотачивало в одном ведомстве все дела, касавшиеся подданного населения. К ряду управителей этих путей, конюшего, сокольничего, ловчего, стольника, должен был принадлежать по значению и казначей, ведавший княжескою казною: деньгами, всем ценным имуществом, золотыми сосудами, цепями, крестами, драгоценными камнями, мехами и т.

Казначеи не только хранили княжескую казну, но и заведовали некоторыми государевыми доходами, главным образом, таможенными. Но они отнюдь не сосредотачивали в своих руках управление всеми доходами князей; особая казна была у дворецкого и у стольника, и у других чинов, заведовавших теми или другими доходными статьями дворцового хозяйства. Боярину — казначею были подчинены мелкие чиновники — казначеи и тиуны; они заведовали княжеским имуществом, хранившимся в провинциальных городах. Для предупреждения злоупотреблений эти должности поручались обыкновенно людям несвободным, находившимся в полной зависимости от князя.

Эти казначеи-холопы, как и тиуны, и другие мелкие чиновники, тоже несвободные, обыкновенно отпускались на волю по завещаниям князей. Выше всех этих дворцовых должностей стояла в удельное время должность тысяцкого. Указанные чины этого времени сохранились, хотя и с изменившимся значением, до царского периода, должность же тысяцкого была уничтожена в конце четырнадцатого столетия. Тысяцкий так же, как в предшествовавшее, киевское время, был предводителем земских полков, городского и сельского ополчения.

Вследствие своих связей с областным населением, тысяцкий был могущественным и влиятельным лицом. Должность эта нередко переходила по наследству от отца к сыну и, сохраняясь в одном роду, весьма усиливала значение этого рода. Итак, «пути» были дворцовыми ведомствами, между которыми было разделено управление принадлежавшими княжескому дворцу хозяйственными угодьями. Но эти ведомства касались и не дворцовых земель.

Пути можно было назвать промысловыми угодьями, если бы право эксплуатации путных угодий в княжестве принадлежало исключительно княжескому дворцу. Но акты удельного и московского времени не указывают на такую исключительность: промысловые угодья являются простой принадлежностью земельной собственности, и князь удельный или великий, передавая свою землю в руки частного собственника, вместе с ней передавал и право пользования находившимися на ней промысловыми угодьями. Назначение бояр на должности путных руководителей в системе управления дворцовым хозяйством — это была подготовительная ступень к созданию более широкой структуры управления — Государева Двора. Если в начале путные бояре работали параллельно с представителями Государева двора, а должности их были такими же по названию, то впоследствии Боярская Дума и Государев Двор вышли на первый план.

Путные бояре выполнили свою историческую миссию и открыли в системе управления княжеством государством новую страницу в виде Государева Двора. Термин «двор» в домонгольский период русской истории употреблялся в разных значениях. Во второй половине XII в. Князя окружали придворные двух типов — «вольные слуги» и «слуги под дворским».

Дворскому — управляющему — подчинялись как свободные, так и зависимые люди. Все они специализировались в разных областях деятельности, как были военными людьми, так и служили в княжеском хозяйстве например, ремесленники, управляющие, охотники, отроки, детские, мечники. Младших дружинников теперь называли обобщенным термином «дворяне», т. В период феодальной раздробленности на территории большинства княжеств в конце XV в.

Княжеские дворы представляли собой не такую сложную структуру управления как в Новгородской республике, но это были праобразы, начала Государева двора. История сохранила до наших дней описание других Дворов как территориальных структур управления. Прежде всего, особым статусом пользовался Двор наследников великокняжеского престола. Известно, например, о существовании Двора у князя Ивана Молодого.

Позднее, в 1500 г. Очевидно, именно с этого времени вел свое начало особый Новгородский двор. В пользу предположения о существовании особого Новгородского двора говорит упоминание в новгородских писцовых книгах некоторых должностей, типичных для Государева двора. Кроме дворецких, назначаемых из Москвы, в Новгороде были известны также конюшие, ясельничие и ловчие.

Новгородские конюшие, ясельничие и ловчие первоначально, скорее всего, служили при новгородском дворе. Не случайно, Дворовая тетрадь описывала только дворовых служилых людей «Московских земель». Вполне вероятно, что в Новгородской земле вплоть до середины XVI в. Особые дети боярские позднее находились также на службе у царицы Анастасии Романовой.

В частности, пометки в Дворовой тетради указывают, что на ее службе находились около трех десятков детей боярских. Были особые Дворы Тверской земли до сер. Деятельность тверской канцелярии была связана с существованием Тверского Дворца. Тверской Дворец продолжал функционировать еще и в середине XVI в.

В связи с роспуском тверской Боярской думы «Двор тверской» был включен в состав Государева двора в промежуток времени между 1513 и 1518 гг. После тысячной реформы это число еще более увеличилось за счет привлечения к дворовой службе помещиков Северо — Запада страны. Эволюция княжеского управления и создания Государева Двора отражала процесс централизации Русского государства и развивалась по мере присоединения новых княжеств и земель к территории собственно Московского княжества. Структура Государева Двора разрасталась также за счет создания новых поместных структур управления, в состав которых входили переселяемые из других уездов служилые люди.

Государев Двор в средневековой истории России представлял административное объединение служилых людей «по отечеству», принимавших непосредственное участие в руководстве страной, в исполнении решений князя, государя. Члены Государева Двора являлись ключевыми фигурами в центральном и местном управлении, участвовали в походах, посольских миссиях, судопроизводстве, дворцовых и придворных службах, т. Более совершенных структур управления на тот период еще не было. В период формирования единого Московского государства «княжеским двором» стали называть: в широком смысле — организацию разного ранга служилых феодалов, делегировавшихся «уездно — территориальной организацией», в узком понимании термина — ближайшее окружение князя.

Далее структура территориального членения двора трансформировалась в сторону «сословно — чиновного строения». В истории эволюции Государева двора можно выделить следующие этапы. Первый этап — IX— конец XI вв. В этот период данные служащие могли удовлетворять потребности князя и его семьи и решать задачи управления.

Однако, это был далекий от совершенства механизм исполнительной власти. В последнее десятилетие правления Ивана III возросло значение Двора как административного социального института. В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских. Во второй половине XV в.

В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой. Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя. Государев двор превратился в замкнутую организацию, куда почти прекратился доступ новых лиц. Государев Двор начинает выступать в качестве особой силы, как общегосударственная исполнительная структура, унаследовавшая свой статус от прежнего двора московских князей.

Государь всея Руси назначал дворян военачальниками, дипломатами, управителями в центре и на местах. Успешную карьеру придворного обусловливали не только его служебное рвение, но также семейные связи и протекциявлиятельных друзей. Данная система управления была основана на территориальном принципе организации службы. С конца XV в.

Государев двор принимал самое деятельное участие во всех значимых мероприятиях московского князя. Все наместники, волостели, послы и военачальники разного уровня назначались на свои должности исключительно из числа лиц, входивших в состав Государева двора. Чаще всего они же производили земельные описания отдельных уездов и вели судебные разбирательства. Разряд новгородского похода «миром» 1495 г.

Развитие великокняжеской канцелярии привело к выделению во второй половине XV в. В действительности казначеи и печатники эпизодически упоминались в источниках более раннего времени, однако, с конца XV в. Кроме них в конце XV в. Должность конюшего впервые встречалась в разряде новгородской поездки Василия III в 1510 г.

Однако вполне вероятно, что эта должность существовала в Русском государстве во время правления Ивана III в 60-е гг. Сокольничие и ловчие имели достаточно близкие функции и, вероятнее всего, их обязанности выполнялись одними и теми же лицами. Все эти должности были представлены в разрядах поездок великого князя в 1510 г. Дальнейшее развитие структуры Государева двора зафиксировано взаписях Дворовой тетради.

Выделение в составе Государева двора должностей конюшего, дворецкого, казначея, печатника, оружничего, ясельничих, постельничих, ловчих и сокольничих было показателем процесса включения великокняжеского Государева Двора в систему общегосударственного управления и определенной унификации прежней путной системы. Это, однако, не означало еще полного разрыва с прежней территориальной структурой двора. Нарастание кризисных явлений внутри Государева двора стимулировало проведение в конце данного периода серии реформ Двора.

Уже в те времена в Российском государстве мы наблюдаем сближение государства и Церкви. Поддерживая государство, Церковь помогала удерживать народ под властью монарха. Поддерживая Церковь, государь увеличивал ее богатство и влияние. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, существовали ли аналогичные изменения в российском военном деле этого периода. Возросла роль артиллерии, совершенствовалось стрелковое оружие. Вместо аркебуз и мушкетов с фитильными запалами, на поле боя стали применяться ружья, карабины и пистолеты с колесцовым замком. Новшества коснулись не только огнестрельного оружия, но и самого подхода к формированию вооруженных сил и к ведению боевых действий. Так, в XVI веке в Европе на смену ополчению пришли регулярные армии. Начали возводиться укрепленные бастионы, которые были способны отражать атаку со всех сторон. Большинство европейских держав создали свой собственный военный флот. В Российском государстве в XV веке ядром русского войска оставалось великокняжеское войско, состоявшее из мелких служилых людей бояр и «детей боярских». Второй составной частью являлись «городовые полки». Они набирались из горожан. Третьей частью была «рубленная рать», то есть рать собранная с определенного количества сох. Эта рать называлась также «посошной ратью», и ее выставляло сельское население по установленному расчету. Четвертой составной частью русского войска были казачьи войска. Пятой составной частью войска были наемные отряды — в это время на договорных началах военную службу несли «служилые татарские царевичи», «ордынские князья», литовские князья со своими дружинниками. К XVI веку система комплектования войска претерпела изменения — сложилась поместная система. Окончательно она была закреплена в 1555 году указами Ивана Грозного. За службу давался земельный надел размером от 150 до 3 тыс. Кроме земельного надела полагалось денежное содержание в зависимости от разряда — от 4 руб. С каждых 100 четей около 50 десятин доброй земли должен был выступить в поход один воин «на коне и в доспехе полном», а в дальний поход — «о дву конь». Поместье теперь могло переходить от отца к сыну при условии сохранения службы. Для учета и проверки служилых дворян периодически проводились смотры. Такой порядок распространился и на городовых казаков, которые стали получать поместья на границах. К поместным войскам относилась и татарская знать, перешедшая на службу к московскому государю и получившая от него поместья. Поместное войско являлось основой русского войска и составляло основной род войск — конницу. Введение поместной системы позволило значительно увеличить численность войск. В случае необходимости московский государь мог мобилизовать от 80 до 100 тыс. Второй составной частью русского войска XVI в. Городовые казаки получают развитие как новый род войск при Иване IV. Они набирались, как и стрельцы, «из вольных охочих людей». Посошная рать посошные люди собирались в определенном количестве от сохи — так называлась единица податного обложения. Силами посошных людей выполнялись военно-инженерные работы по устройству дорог и мостов, осуществлялся подвоз боеприпасов и продовольствия, перевозились артиллерийские орудия и производилась их установка. Стрельцы набирались из «вольных людей». За службу они получали жалованье нерегулярно и участки земли вблизи городов, за которые обязаны были служить пожизненно и наследственно. Жили стрельцы в особых слободах, занимались торговлей и ремеслом. Стрельцы обучались строю и стрельбе из пищали. Стрельцы являлись первым на Руси постоянным, но еще не регулярным войском. Стрелецкое войско было ядром пехоты в войнах. Третьей составной частью русского войска в XVI в. Правительство поощряло службу в наряде пушкарей и затинщиков, обладающих необходимыми знаниями и мастерством. Артиллерия делилась на крепостную, предназначенную для защиты городов, осадную — стенобитную и полевую со средними и легкими пушками. Четвертым элементом был «Гуляй город» подвижное полевое укрепление. По сути, специально обученный личный состав «гуляй-города» являлся зачатком инженерных войск. Укрытие «гуляй-город» — это легкое подвижное защитное средство летом — на колесах, а зимой — на полозьях. Оно состояло из деревянных щитов, через бойницы которых стрельцы и пушкари вели огонь. По сути, в русском военном искусстве появилось инженерное оборудование поля боя, состоящее из деревянного щитового прикрытия. Таким образом, в XVI в. На случай войны царь мог рассчитывать на 200 тыс. Рассмотрим карту на странице 29 первой части учебника Территории, присоединённые к России к концу правления Ивана III обведены жёлтой линией. То есть это все территории, присоединённый до 1505 года — года смерти Ивана III. Изучаем документы Как автор текста характеризует власть правителя Российского государства? Автор текста характеризует власть русского государя как сильную и деспотичную. Из курса всеобщей истории вспомните, где и когда существовала деспотическая форма правления. Деспотизм — форма государственного правления, при которой верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Кроме того, классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя. Какие причины возникновения деспотизма в России называет А. Зимин считает одной из причин возникновения деспотизма сильную зависимость служилого люда от государя, которая со временем переросла в «собачью преданность», при этом государи перестали видеть в своих подданных людей — лишь «холопов», с которым можно сделать все, что угодно. Согласны ли вы с тем, что утверждение автора справедливо для всех сословий России этого периода? Своё мнение аргументируйте. Да, я согласен с тем, что утверждение автора справедливо для всех сословий России того периода. Именно такого мнения придерживался Иван III: «Мы вольны жаловать своих холопов, но вольны их и казнить». При этом холопами считались все, кто стоял по своему положению ниже государя, то есть абсолютно все. Следует отметить, что деспот — это не обязательно «зверь» или тиран, хотя русская история знает и такие примеры государей. В данном случае мы говорим лишь об абсолютной власти государя над всеми слоями населения государства. В дополнительной литературе и Интернете найдите различные теории о причинах появления двуглавого орла в качестве символа Российского государства. Какая из них вам кажется наиболее вероятной? Орел присутствует на гербах множества государств, а вот двуглавый сохранился всего на нескольких: Российском, Сербском и Албанском. Вопрос, откуда на Руси взялся образ двуглавого орла, по сей день является спорным. Еще в «Истории государства Российского» на этот факт обратил внимание Николай Карамзин. Изобразив на обратной стороне княжеской печати двуглавого орла, который был гербом Византии, Иван III стремился показать, что Россия является преемником византийской империи. Кроме того, имперские амбиции «двуглавого орла» подтверждались тем, что подобный орел был изображен на гербе Священной Римской империи. Сравните отношение церкви к монаршей власти в Европе и России. В XVI веке в странах Европы начал формироваться абсолютизм — неограниченная власть монарха. Идея абсолютизма — государь является помазанником Божьим, а значит не нуждается ни в каких посредниках между ним и Богом, будь то император Священной Римской империи или Папа римский. Тем не менее глава католической Церкви — Папа римский, владея умами населения, еще долгое время осуществлял контроль над деятельностью монарха, давал оценку правителям и нередко противостоял им. Дело в том, что католическая Церковь стремилась вести собственную политику — в свое время она поддерживала грабительские походы немецких рыцарей против славянских и прибалтийских народов, активно участвовало в подавлении народных антифеодальных движений и ересей. Политическое влияние церкви и ее главы — Папы — опиралось также на финансовую поддержку. Сюда из всех католических стран Европы стекались ежегодно значительные суммы денег — доходы от земельных владений церкви, от церковной десятины, от сборов на крестовые походы и другие церковные поборы. Располагая огромными средствами, нередко далеко превосходившими финансовые ресурсы светских государей Европы, Папы имели возможность проводить активную внешнюю политику. Укреплению могущества церкви и папства в Западной Европе содействовало и то, что она продолжала сохранять власть над всей умственной и идейной жизнью общества. В Российском государстве Церковь еще со времен преодоления раздробленности и борьбы за независимость от власти ордынских ханов выступала одним из столпов власти государя. При этом Церковь стала зависимой от государства. Каковы были последствия военной революции в Европе? Развитие огнестрельного оружия способствовало изменению всей системы формирования вооруженных сил в странах Европы. Стали появляться регулярные армии. Появление регулярных армий также стало ответом на расширение территорий европейских государств за счет колониальных завоеваний. Европейские вооруженные конфликты вышли за пределы самой Европы. Таким образом последствиями военной революции в Европе стали появление регулярных армий и их перевооружение, появление военных флотов. Военная революция способствовала формированию единых государств и укреплению в них сильной монаршей власти. С помощью Интернета и учебника по истории Средних веков выясните, кто из европейских правителей был современником Ивана III. Возможные дополнительные вопросы на уроке Какое государство, по вашему мнению, будет могущественным, успешным? Что, на ваш взгляд, для этого необходимо? Государство может быть могущественным и успешным только тогда, когда оно имеет сильного, разумного и ответственного руководителя, который может опереться на верных людей, которого поддерживает и которому доверяет население страны. Только в этом случае население страны может быть уверенным в том, что его интересы будут защищаться властью, а власть будет уверена, что решения будут исполняться, а не саботироваться. Поэтому, для соблюдения такого условия должна существовать система, в которой население страны может выбирать, влиять и контролировать власть — в противном случае они будут «холопами» или рабами. В свою очередь, руководство государства, имея всю полноту власти, должно не только управлять, но и отвечать за свои действия, используя в управлении исключительно правовые методы. Это очень тонкая грань — народ и власть должны балансировать на «краю лезвия», идя на компромиссы, учитывая мнения других, понимая, что любой перевес в ту или иную сторону грозит либо анархией, либо деспотией. Предположите, какие группы населения, народы России были заинтересованы в процессе становления единого государства. Были ли предпосылки к созданию единого Российского государства? В создании единого Русского государства помимо князя были заинтересованы служилые княжеские люди, которые составляли костяк административной и военной «машины» государства. Поскольку за верную службу им выделялись поместья, которые не передавались по наследству, благосостояние помещиков, размеры их земельных владений зависели от великого князя. Поэтому они были заинтересованы в укреплении его власти и создании единого государства. За создание единого государства были и бояре, владельцы наследственных вотчин. Дело в том, что в соответствии с княжеским соглашениям, бояре не имели права покупать земли на территории других княжеств. Поскольку бояре тоже имели амбиции к расширению собственных владений, они были заинтересованы в присоединении к Московскому княжеству новых земель, а следовательно — заинтересованы в объединении Руси. Поддержку в создании централизованного государства оказывала и Церковь. Со временем Церковь стала крупным землевладельцем, аккумулировав владения, которые получала в дар или скупала у вотчинников в качестве платы за долги. Поддерживали централизацию государства и ремесленники, и купцы, поскольку расширение ремесленного производства и торговли в Москве сплачивало Северо-Западную Русь вокруг Москвы и создавало экономические предпосылки для объединения. Являются ли записки иностранцев историческим источником? Какие особенности нужно учитывать историку при их использовании? Безусловно, записки иностранцев являются историческими источниками. Однако, как и в работе с любыми историческими документами, нельзя делать вывод только на основании одного источника. Факты необходимо проверять. Любой источник, не важно, российский он или иностранный, может отражать заинтересованное или предвзятое мнение. Таких примеров мы знаем достаточно много. В той же «Повести временных лет» историки находят множество несоответствий, когда начинают проверять факты и сопоставлять с другими источниками. Кроме того, на основании одного документа, без учета множества других источников сложно сделать более или менее однозначные выводы о предпосылках, намерениях и последствиях. С какой целью создаётся единая централизованная система управления государством? Единая централизованная система управления государством создается для эффективного управления страной. Для того, чтобы страна могла успешно развиваться и конкурировать на мировой экономической или политической арене нужны единые и понятные «правила игры», необходимы единые законы и соблюдение верховенства закона. Кроме того, необходима единая внешняя и внутренняя политика. Всего этого сложно достичь без централизованной системы управления. Можно ли утверждать, что абсолютизм предоставляет правителю большую полноту власти, чем самодержавие? Абсолютизм и самодержавие — это тождественные понятия, означающие особую форму правления, при которой власть монарха неограниченна. Абсолютные монархии в Европе опирались на поддержку дворянства и формирующейся городской буржуазии с тенденцией к определенной самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики. Российский абсолютизм самодержавие имеет иную социальную опору — одно служилое дворянство, а не союз дворянства с городской буржуазией, что объясняется иными историческими условиями его формирования. Запоминаем новые слова Крепостное право — форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца. Самодержавие — монархическая форма правления в России, при которой государю принадлежало верховное право в принятии законов, управлении страной, руководстве армией и флотом, определении содержания внутренней и внешней политики. Российское государство в первой трети XVI в. Какая задача стояла перед великими князьями после завершения объединения русских земель вокруг Москвы? Главной задачей государя стало превращение некогда самостоятельных земель в единое Российское государство. Были созданы первые общегосударственные учреждения, появилось единое войско — дворянское поместное ополчение, система связи. Страна была разделена на уезды, во главе которых были поставлены московские наместники. Что такое удел? Кому выделялись уделы? Удел — часть великого княжества, находившаяся во владении и управлявшаяся членом великокняжеской семьи. Также уделом называли долю представителя княжеского рода в родовом владении. Несмотря на то, что удел был под управлением удельного князя, принадлежал он великому князю. Часто уделы образовывались в результате передачи в наследство, дарения, земельных переделов и даже насильственных захватов. В связи с созданием Российского государства образование удельных княжеств прекратилось: последнее, Угличское, было упразднено в 1591 году. Объясните экономический и политический смысл закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты. Великокняжеская монополия на право чеканки монеты давала возможность упорядочить товарно-денежный оборот, что положительно влияло на развитие торговли. Соответственно, торговля приносила доход в государственную казну. Кроме того, в то время не было бумажных заменителей денег, а следовательно, не требовалось иметь обеспечения находившейся в обороте денежной массы — сами монеты чеканились из драгоценных металлов и представляли собой самостоятельную ценность. А значит возможности государя в реализации собственных планов, требующих финансирования, ограничивались лишь количеством добываемых драгоценных металлов. В любой момент государь мог дать распоряжение выпустить в оборот столько монет, сколько было нужно. Это давало государю определенную свободу в принятии решений. В праве чеканки монет был и политический смысл. Таким образом государь демонстрировал главенство верховной власти и выступал на международной политической арене как равный правитель. Было ли объединение Руси неизбежным? Конечно же, объединение Руси не было неизбежным. Нельзя сказать, что объединение проходило без войн, крови, предательства. Их результат невозможно предсказать. И лишь стремление правителей государства и народа к объединению позволило преодолеть все трудности и создать единое Российское государство. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Государев двор — правящая верхушка московского общества. В него входили представители старых боярских родов, а также перешедшие на московскую службу князья и их бояре. Из членов государева двора назначались наместники, воеводы, дворецкие, послы, их помощники и подчинённые; они же служили и на придворных должностях кравчих, постельничих, спальников. Менее знатные слуги великого государя несли охрану дворца, участвовали в придворных церемониях, составляли свиту правителя при его выездах, входили в государев полк — основную часть московского войска. По сути, в государев двор входили ближайшие сподвижники и помощники государя, которые проводили его волю и решения во всех российских землях и представляли интересы государя за рубежом. Что было источником доходов государевых наместников? Почему такую форму получения средств называли «кормление»?

Вопрос вызвавший трудности

  • 1. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. 2. Что было источником...
  • Охарактеризуйте роль в управлении страной государства двора. Государев двор
  • Роль в управлении страной государева двора
  • Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Государев двор
  • Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора?помогите пожалуйста​

Государев двор: история и значение, основные функции и его влияние на политическую систему

Роль окружения российских монархов в управлении страной не была всегда одинаковой. Роль в управлении страной Государева двора была большой. Приближенные к царю люди, занимавшие чины в этой структуре, могли влиять на политическую и экономическую сферы. 3. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Государев двор был опорой власти самодержца.

Краткий ответ:

  • Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора?помогите пожалуйста​
  • Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора кратко
  • Смотрите также
  • Складывание Государева двора в 12–14 вв.
  • Государев двор в 15 – середине 16 в.
  • Вопрос вызвавший трудности

Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора.Кратко, если можно)

3. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. рев двор имел большую роль в управлении страной. иком был собранный наместником с местного населения налог, который называется "Кормлением".потому, что уставной грамотой великого князя определялся размер содержания наместника – «корма». Государев двор имел большую роль в управлении страной. Помощь у некоторых вопросах и как различение для царя.

1. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. 2. Что было источником...

Какие функции возлагались на Государев двор? Кто входил в него? Как строились от Роль в управлении страной государева двора была велика.
Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора кратко Государев двор составляли люди, которые занимались управлением государством, решали основные вопросы внутренней и внешней политики от лица государя.
Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора.Кратко, если можно) Эволюция княжеского управления и создания Государева Двора отражала процесс централизации Русского государства и развивалась по мере присоединения новых княжеств и земель к территории собственно Московского княжества.

1. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. 2. Что было источником...

1. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. 2. Что было источником доходов государевых наместников? Государев двор Охарактеризуйте роль в управлении страной государства двора. Государев двор играл важную роль в управлении страной, так как здесь сосредоточивались люди, которые влияли на принятие решений и формирование государственной политики.

Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора кратко

При императрице Анне Иоановне страной, практически, единолично управлял её приближённый - герцог Бирон.

К концу XII века самостоятельными, не зависящими от столицы, стали 15 земель. Самими крупными из них были Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжество, и Новгородская республика. В 1132 году раздробленность России достигла апогея. Централизованность государства стала условной. Каждый князь правил на своей земле самостоятельно, учитывая приближенных к нему бояр и дружину - те силы, от которых зависела его власть.

Исторически значимой личностью в тот период был князь Андрей Боголюбский. Он правил во Владимиро-Суздальских землях и вел активную внешнюю политику для присвоения себе титула царя. Но в 1174 году его убили и власть перешла к его брату - Всеволоду Большое Гнездо. Именно Владимиро-Суздальское княжество стало центром, который в дальнейшем сплотил государство. Причины возникновения Государева двора Давайте рассмотрим определение по истории, что такое Государевчфхиио двор. В него вошли представители княжеской дружины.

Но в то время подчинение происходило по принципу "вассал твоего вассала - не мой вассал". Тогда появился Государев двор. Это структура, в которую со временем на основе добровольной подчиненности, вошли бояре, "вольные слуги" и слуги, которые подчинялись "дворскому-мажордому". Со временем количество добровольных вассалов росло. Это все вассалы, состоящие в структуре: дружина, бояре и их потомков, наемные работники, рабы. Их всех называли дворянами.

Это была поместная система, в которую вошли выходцы из трех классов: высший и средний составлял резиденцию короля, низший - его слуг. К высшему классу относились люди, имеющие крупные землевладения. Верхушка этого класса также имела чины в Боярской Думе. Остальные занимали разные должности при дворе: печатник, конюший, спальник, оружничий и так далее. К среднему классу относились кавалеристы, которые призывались на службу в столицу: уездные помещики дворяне и дети бояр. Общее количество людей со временем достигло 1200.

Роль в управлении страной царского двора была большой. Входящие в структуру люди влияли на внешнюю и внутреннюю политику. Дворцовые чины Чины Московского Государева двора - это дворцовые и московские должности. В список дворцовых чинов входили: 1. Конюший - после смерти короля, если у него не имелось наследников, являлся первым претендентом на престол. Ведал табунами и конницей, участвовал в военной и дипломатической деятельности.

Дворецкий - прислуживал за столом, заведовал обменом между дворцовыми прислужниками, осуществлял раздачу, межевание, судил. Казначей царского двора хранил ценности и архив. Оружничий - заведовал оружничей комнатой. Постельничий заведовал государевой спальней, личной казной и драгоценностями, канцелярией, парадной одеждой. Кроме этих должностей существовали чины ловчего, сокольничего, кравчего, ключника, истопничего. Царский двор состоял и из московских чинов.

Они присваивались дворянам, деятельность которых была связана с войском. Это были стольники и стряпчие. Предпосылкой появления царского двора послужила раздробленность Русского государства. Роль в управлении страной Государева двора была большой. Приближенные к царю люди, занимавшие чины в этой структуре, могли влиять на политическую и экономическую сферы. Что такое Государев двор определение по истории , рассказала вам данная статья.

Для того чтобы показать процесс постепенной трансформации Государева двора, необходимо проанализировать изменения в положении каждой из групп входящих в его состав, в соответствии с занимаемым ими положением. Прежде всего, новое значение в делопроизводственных документах приобрел термин «боярин». Бояре конца XV в. Государст- венное управление в России сосредоточилось в высшем эшелоне - Боярской думе. В XVII в. Из органа первоначально родовой земельной аристократии Дума постепенно трансформируется в высший слой служилой аристократии, в своеобразный совет «из начальников приказов».

Деятельность Боярской Думы «захватывала все пространство верховной власти. Действуя часто без личного присутствия государя, дума не отдавала ему отчета в своих действиях; и приговор входил основным моментом в законодательный процесс и имел силу государева указа, закона». Можно сказать, что главные нити управления страной были сосредоточены в руках членов Боярской Думы и представителей верхних чинов Государева двора московского дворянства и дьячества. Наиболее высоким был статус членов Боярской Думы, бояр и окольничих. Боярская Дума представляла собой высший совещательный орган страны. Бояре выступали как советники великого князя, воеводы, судьи высшей инстанции, послы и наместники в крупнейших городах страны.

В руках аристократической но преимуществу верхушки Государева двора и дьячества находились центральный административный аппарат государства - приказы, а также воеводская власть в крупнейших областях России. В силу местнических традиций «боярская» верхушка Государева двора занимала командные посты в дворянском ополчении. В ведении Боярской Думы находилось обсуждение вопросов общегосударственной важности: рассмотрение проектов государственных преобразований и законов, вопросы дипломатической деятельности. Бояре одновременно выступали как советники великого князя, воеводы, судьи высшей инстанции, послы и наместники в крупнейших городах страны. Боярская Дума с конца XV в. На основании сохранившихся источников достаточно сложно определить, в чем заключались реальные различия между боярами и окольничими.

Окольничие постоянно находились при особе великого князя и вершили суд. Появление окольничих было связано с новыми функциями Государева двора по управлению и судопроизводству, по выполнению дипломатических и административных поручений. Введение звания окольничих в Боярской Думе позволяло отделить представителей более знатных фамилий, претендовавших на звание бояр, от остальных советников великого князя и избежать местнических столкновений между ними. Бояре и дети боярские из отдельных уездов Русского государства, взятые в состав Г осударева двора, должны были обеспечивать связь между московским правительством и территориальными организациями служилых людей. Они были наместниками и волостелями, проводили земельные описания, создавали новые слободы и вели судебные разбирательства в уездах, расположенных поблизости от их вотчин, что значительно снижало для велико княжеской власти расходы на их содержание. Во время походов они нередко вели за собой местное ополчение.

Привлечение лучших бояр и детей боярских из дворов удельных князей было достаточно распространенным явлением, начиная со второй половины XV в. Оно способствовало преодолению обособленности каждой из отдельных территориальных организаций служилых людей. Одновременно, этот процесс отражался на внутренней структуре самого Государсва двора. Во время правления Ивана III исчезли удельные княжества его братьев и его дяди. Вероятно, многие бояре и дети боярские, занимавшие видное положение на удельной службе, впоследствии нашли себе место при дворе Ивана III. Верхушка двора - бояре, окольничие и представители столичного дворянства дворяне московские, стольники и стряпчие - по своему происхождению принадлежала в подавляющем большинстве к княжеско - боярской знати, причем такой аристократический состав сохранялся с конца 80-х гг.

XVI в. XVII в. Боярская верхушка Государева двора была отгорожена от остальных групп как бы двойным заслоном. С одной стороны, думные и московские чины составляли особую замкнутую чиновно - сословную группировку, которая пополнялась в основном за счет семейной преемственности и внутри которой действовали свои специфические механизмы служебного продвижения, исключавшие прохождение службы представителей знати в рядах уездных корпораций. С другой стороны, роль своеобразного буфера между столичным дворянством и уездными детьми боярскими играли выборные дворяне - для обычного городового сына боярского доступ в состав даже этого низшего слоя Государева двора был весьма затруднен. Наиболее высокие места в иерархии Государева двора, кроме бояр заняли конюшие.

По традиции с середины XVI в. Следующее место в иерархии дворцовых чинов занимали дворецкие. В подчинении у дворецких находились собственно дворцовые земли, снабжавшие самого великого князя и его ближайшее окружение. Дворецкие распоряжались размежеванием дворцовых земель, осуществляли верховный суд над их населением и контролировали деятельность кормленщиков. Расширение подвластной московскому князю территории и сохранение в них определенных особенностей привело к увеличению числа дворецких. Достаточно широким был также круг обязанностей казначеев.

Казначеи заведовали финансовыми поступлениями, в том числе сбором налогов и таможенных пошлин, давали поручения различным послам и посланникам, хранили великокняжеские царские архивы. Помощниками казначеев выступали печатники, скреплявшие государственной печатью различные поступающие в великокняжескую канцелярию документы. Конюшие, дворецкие, казначеи и печатники были ближайшими сподвижниками великокняжеской власти. Все эти должности - конюших, дворецких, казначеев и печатников - занимали личные выдвиженцы великого князя, выходцы из нетитулованных фамилий. Высокое положение конюших, дворецких, казначеев и печатников позволяло им со временем получать думские звания бояр и окольничих. Занимая место в иерархии Государева двора непосредственно после бояр и окольничих конюшие, дворецкие, казначеи и печатники фактически уже с конца XV в.

Все они регулярно присутствовали на заседаниях Боярской Думы и, время от времени, выполняли типично «боярские» поручения. В конце XV в. Эго обстоятельство обуславливало определенную трансформацию самих этих должностей. Наряду с выполнением своих прямых обязанностей, конюшие, дворецкие, ясельничие, постельничие, ловчие и сокольничие использовались великокняжеской властью и для выполнения других поручений. Конюший И. Челяднин, например, в 1512 - 1514 гг.

Близкое к ним положение занимали оружничие, должность, появившаяся в начале XVI в. Оружничие были хранителями великокняжеского военного арсенала. Менее значительную роль шрали ясельничие, постельничие, ловчие и сокольничие. Эти должности были связаны с созданием путной системы и вплоть до конца XV в. Ясельничие заведовали содержанием лошадей, ловчие и сокольничие распоряжались организацией великокняжеской охоты , постельничие - обеспечивали обиход самой семьи великого князя. По своему положению ясельничие, постельничие, ловчие и сокольничие возвышались над основной массой дворовых детей боярских.

Получение этих должностей нередко достигалось после долгих лет службы. Скорее исключением, чем правилом было дальнейшее продвижение по службе ясельничих, постельничих, сокольничих и ловчих. Очевидно, причиной этого была специфичность выполняемых ими функций. Формально продолжая входить в состав дворцового ведомства, ясельничие, постельничие, ловчие и сокольничие фактически не принимали участия в делах управления, но были обслуживающим персоналом и не могли, таким образом, претендовать на более высокие места дворецких или казначеев. Многие из них, однако, в силу своей близости к особе великого князя имели достаточно серьезное влияние. Так, фаворитом Василия Шв первые годы его правления был сокольничий Кляпик Еропкин, позднее в центре политической борьбы оказался постельничий Я.

И Мансуров. Тенденция превращения определенных дворцовых должностей в иерархические ступени Государева двора наиболее отчетливо проявилась в середине XVI в. Обе эти должности не были связаны с какой либо отраслью великокняжеского хозяйства. Кравчие должны были пробовать подносимые великому князю царю блюда и яства, в то время как стольники прислуживали за столом во время пиров и выполняли различные церемониальные функции. Реальное значение кравчих и стольников заключалось в их связи с Боярской Думой. С середины XVI в.

Стольниками, как правило, становились новички из знатных аристократических фамилий, сравнительно недавно поступающие на государеву службу. Со временем, все они также имели неплохие шансы на попадание в Боярскую Думу. Почти половина стольников являлась представителями родовитых княжеских фамилий. Остальная часть - выходцы из виднейших старомосковских боярских родов. После смерти Ивана Грозного количество худородных дворовых стольников было сведено к минимуму. Большинство стольников были родственниками бояр и окольничих.

Наиболее знатные лица верстались чином стольника сразу и на первых порах несли службу вместе со своими отцами. Представители менее родовитых фамилий назначались в стольники из стряпчих. Отдельные стольники начинали карьеру в чине жильца. Но, как правило, они жаловались затем чином стряпчего и только после этого производились в стольники. Таким образом, стольники крайне редко пополнялись представителями нижних чинов двора. Для многих чин стольника был ступенью к чину московского дворянина и к боярству, и окольничеству.

Часто стольники попадали в Думу, пройдя через службу в дворянах московских. Дело в том, что при назначении в Думу не только учитывалась «порода», но и существовал определенный «возрастной ценз», а также необходимым был опыт военной и административной службы, который представители знатных фамилий могли приобрести, служа в московских дворянах. Иногда стольники непосредственно возводились в звание бояр и окольничих. Эго были либо лица, прослужившие в чине стольника длительное время около 20 лет , либо представители наиболее близких ко двору семей и царские фавориты. Многие стольники, имевшие «стаж» службы еще в жильцах и стряпчих, завершали свою служебную карьеру в этом чине. Служба стольников носила в основном придворный характер - на дворцовых церемониях, приемах послов, в царских походах они служили в рындах, были почетной прислугой за царскими столами, являлись царскими посыльными в полки для раздачи денежного жалования и для «сказания государева жалованного слова», во время «государевых походов» составляли в царском полку свои особые отряды «стольники в головах и есаулах», «есаулы стольники».

Перед крупными походами стольники производили призыв и смотры детей боярских. В основном служба стольников протекала при особе государя идовольно редко стольников назначали воеводами. В чиновной иерархии двора ниже стольников стояли стряпчие с платьем. Но в целом их служба была однородна службе стольников. Сфера деятельности стряпчих, как и стольников, была преимущественно «придворная».

Члены Государева Двора являлись ключевыми фигурами в центральном и местном управлении, участвовали в походах, посольских миссиях, судопроизводстве, дворцовых и придворных службах, т. Более совершенных структур управления на тот период еще не было. В период формирования единого Московского государства «княжеским двором» стали называть: в широком смысле — организацию разного ранга служилых феодалов, делегировавшихся «уездно — территориальной организацией», в узком понимании термина — ближайшее окружение князя. Далее структура территориального членения двора трансформировалась в сторону «сословно — чиновного строения».

В истории эволюции Государева двора можно выделить следующие этапы. Первый этап — IX— конец XI вв. В этот период данные служащие могли удовлетворять потребности князя и его семьи и решать задачи управления. Однако, это был далекий от совершенства механизм исполнительной власти. В последнее десятилетие правления Ивана III возросло значение Двора как административного социального института. В это время сформировалась традиционная тройственная структура великокняжеского двора, включавшая в себя князей, бояр и детей боярских. Во второй половине XV в. В этот период усложняются задачи управления, а развитие структуры Государева двора происходит за счет выделения новых придворных должностей, связанных по роду своей деятельности с Боярской Думой, Дворцом и дьяческой средой. Государев двор становится одним из ключевых звеньев в системе общегосударственного управления, исполнительной властью князя, царя.

Государев двор превратился в замкнутую организацию, куда почти прекратился доступ новых лиц. Государев Двор начинает выступать в качестве особой силы, как общегосударственная исполнительная структура, унаследовавшая свой статус от прежнего двора московских князей. Государь всея Руси назначал дворян военачальниками, дипломатами, управителями в центре и на местах. Успешную карьеру придворного обусловливали не только его служебное рвение, но также семейные связи и протекциявлиятельных друзей. Данная система управления была основана на территориальном принципе организации службы. С конца XV в. Государев двор принимал самое деятельное участие во всех значимых мероприятиях московского князя. Все наместники, волостели, послы и военачальники разного уровня назначались на свои должности исключительно из числа лиц, входивших в состав Государева двора. Чаще всего они же производили земельные описания отдельных уездов и вели судебные разбирательства.

Разряд новгородского похода «миром» 1495 г. Развитие великокняжеской канцелярии привело к выделению во второй половине XV в. В действительности казначеи и печатники эпизодически упоминались в источниках более раннего времени, однако, с конца XV в. Кроме них в конце XV в. Должность конюшего впервые встречалась в разряде новгородской поездки Василия III в 1510 г. Однако вполне вероятно, что эта должность существовала в Русском государстве во время правления Ивана III в 60-е гг. Сокольничие и ловчие имели достаточно близкие функции и, вероятнее всего, их обязанности выполнялись одними и теми же лицами. Все эти должности были представлены в разрядах поездок великого князя в 1510 г. Дальнейшее развитие структуры Государева двора зафиксировано взаписях Дворовой тетради.

Выделение в составе Государева двора должностей конюшего, дворецкого, казначея, печатника, оружничего, ясельничих, постельничих, ловчих и сокольничих было показателем процесса включения великокняжеского Государева Двора в систему общегосударственного управления и определенной унификации прежней путной системы. Это, однако, не означало еще полного разрыва с прежней территориальной структурой двора. Нарастание кризисных явлений внутри Государева двора стимулировало проведение в конце данного периода серии реформ Двора. Суть пересмотра состава двора состояла в приведении его чиновничьего состава в соответствие со сложившимися служебно — местническими отношениями и «породой» служилого человека на условиях его верной службы монарху. Пятый этап — вторая половина XVII в. Постепенное слияние московских чинов в обособленную верхушку Государева двора, именуемую царедворцами, привело во второй половине XVII в. Формирование чиновничье — иерархической структуры Государева двора было обусловлено его новыми функциями. Одной из задач великокняжеской власти стало создание единого общерусского аппарата власти. Господство традиционных форм управления и общая неразвитость делопроизводства привели к увеличению значения Государева двора, как особой административной исполнительной структуры.

Это ознакомительный фрагмент книги. Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес". Какая задача стояла перед великими князьями после завершения объединения русских земель вокруг Москвы? Главной задачей государя стало превращение самостоятельных земель в единое Российское государство. Были созданы первые общегосударственные учреждения, появилось единое войско, система связи. Страна была разделена на уезды, во главе которых были поставлены московские наместники. Кому выделялись уделы? УДЕЛ - удельное княжество на Руси, то есть территория, образованная после раздела крупных княжеств в период с 12 по 16 века. Удел был под управлением удельного князя, а формально - во владении великого князя.

Часто уделы образовывались в результате передачи в наследство, дарения, земельных переделов и даже насильственных захватов. В связи с образованием Российского государства образование удельных княжеств прекратилось в XVI веке: последнее, Угличское, было упразднено в 1591 году. Также уделом называли долю представителя княжеского рода в родовом владении. Объясните экономический и политический смысл закрепления за великим князем исключительного права чеканки монеты. Экономический смысл: наполнение казны, формирование единого внутреннего рынка для развития торговли, ремесел, экономики в целом Политический смысл: укрепление государства, самодержавной власти. Было ли объединение Руси неизбежным? Объединение Руси было неизбежным так, как произошло освобождение от Орды, укрепление центральной власти, экономический рост. Охарактеризуйте роль в управлении страной государева двора. Роль в управлении страной государева двора была велика.

Это правящая верхушка московского общества, сподвижники и единомышленники великого князя, которые назначались наместниками, воеводами, дворецкими, послами, то есть были проводниками его политики. Что было источником доходов государевых наместников? Почему такую форму получения средств называли «кормление»? Источником доходов государевых наместников было содержание местным населением деньгами и продуктами этого наместника и его двора. Такую форму получения средств называли «кормление» потому, что уставной грамотой великого князя определялся размер содержания наместника — «корма». Из кого в первой трети XVI века формировалось единое войско? Объясните происхождение названий этих сословий. Единое войско в первой трети XVI века формировалось из поместных дворян. Происхождение названия «поместный» от слова «испомещать», поместье — участок казенной земли с крестьянами, отданный конкретному лицу на условии несения им военной службы.

Лицами этими были дворцовые слуги, и даже холопы, младшие члены знатных семей. Работаем с картой Покажите на карте территориальные приобретения Василия III, перечисленные в параграфе. Этот фрагмент письма позволяет судить о таких качествах характера Василия III как, заботливость, верность, ответственность. Изучаем документы 2. Почему вечевой колокол удалили из города? Вечевой колокол удалили из города потому, что он созывал жителей Пскова на Вече, символизировал независимость псковичей.

Поэтому и использовали различные методы прогнозирования погоды и замеченные зависимости, чтобы увеличить шансы получения урожая. Существует множество источников, в которых содержатся народные наблюдения за погодой и проводятся закономерности, позволяющие спрогнозировать погоду.

Используя материалы параграфа, проанализируйте структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в. Какие слои населения входили в его состав? Мелкие торговцы, ремесленники, огородники объединялись в сотни и полусотни, в основе которых лежал не цеховой принцип, а территориальный. Только крупное купечество объединялось в особые профессиональные организации — гостиную и суконную сотни. В гостиную сотню входили московские купцы. В суконную сотню входили представители провинциального купечества. Члены купеческих организаций возглавляли городское самоуправление. Из текста параграфа выберите цитаты, которые носят спорный характер, с точки зрения историков.

Сделайте выводы. Очень странный вопрос. Нельзя однозначно выделить какие-либо цитаты, которые носят спорный характер, поскольку все они имеют определенную степень допущения. Например, некоторые считают спорной цитатой фразу, что «урожаи практически на всей территории Российского государства были низкими». Объясняют это тем, что на южных территориях страны земледелие было эффективным. Однако это не так. Во-первых, в этой фразе мы не видим утверждения, что урожаи были низкими на всей территории. Никто не отрицает, что существовали благополучные для земледелия территории, например, то же самое суздальское ополье.

Во-вторых, южные территории России во второй половине XV века — это сами Московские земли, он никогда не считались высокоплодородными. Также, некоторые ставят под сомнение фразу, что «все казаки считались свободными и равноправными», объясняя сомнение тем, что и у казаков были богатые и бедные. Действительно, было бы странно, если бы в сообществе не было бы какого-либо имущественного расслоения или разницы в общественном положении. Но не богатство делает людей «свободными или равноправными». Рабов или крепостных у казаков не было — то есть они все были свободными. В казаческих сообществах формировался собственный закон и правила поведения, перед которыми были все равны — все были равноправными. Одна из немногих фраз, которая может вызывать споры и сомнения — «Значительную роль в жизни страны продолжал играть Великий Новгород». После присоединения Новгорода к России, он практически полностью утратил свою значимость.

Его традиции и величие, по сути, были уничтожены. Последовавшие за этим неоднократные пожары, эпидемии, голод, опустошение значительно сократили численность населения Новгорода. Все активное население было вывезено из города в Москву. Закрыты торговые Ганзейские дворы, имущество конфисковано. Только при Василии III отмечается относительное затишье и восстановление Новгорода в незначительных правах. Докажите взаимосвязь денежной реформы с ростом торговли. Рост торговых связей между землями Российского государства и расширение внешней торговли требовало упорядочения денежных взаимоотношений. Наличие разных денежных единиц, а также изобилие фальшивых монет усложняло торговлю и выводило ее из-под контроля государства.

Введение монополии на чеканку денежной монеты, введение единой денежной единицы для расчетов позволили отчасти избавиться от фальшивомонетчиков, объединить ресурсы драгоценных металлов, упорядочить денежные расчеты и облегчить торговые отношения. Запоминаем новые слова Зона рискованного земледелия — территория с неблагоприятными для земледелия климатическими условиями. Озимые — зерновые культуры, засеваемые осенью, под зиму. Политика — часть жизни общества, связанная с государственными делами и властью. Реформа — изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда влечёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов, увеличение доходов. Ярмарка — торг, рынок товаров, организованный в установленном месте на определённое время, куда съезжались крестьяне из ближайших и дальних деревень.

Ярмарки устраивались обычно в городах, больших сёлах, слободах и приурочивались к праздникам. Яровые — зерновые культуры, засеваемые весной. Формирование единых государств в Европе и России страницы 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России? И в России, и в странах Западной Европы процесс формирования единых государств был одним из следствий необходимости укрепления централизованной монархической власти. При этом предпосылки этого процесса были различными. Главными предпосылками формирования единых государств на территории Западной Европы стали развитие рыночных отношений при отмирании натурального хозяйства, рост городского ремесленного производства, появление новых отраслей промышленности. В России тоже развивались торговля, денежные отношения и ремесленничество, но пока они не привели как в Европе к большой самостоятельности и значимости отдельных городов, а доля натурального хозяйства в ряде земель еще было велика. В России главными факторами формирования единого государства стали совместная борьба за национальное освобождение от ордынской зависимости, расширение владений, в том числе и поместных, и необходимость закрепления крестьян на земле.

Таким образом Россия и страны Европы пришли к централизованным государствам с абсолютной монархией как формой правления, но пришли к этому разными путями. Европа — через эволюционное развитие экономики, а Россия — через борьбу с общим врагом. Что такое натуральное хозяйство? Натуральное хозяйство — самодостаточный тип натуральное хозяйство противоположно обмену и торговле хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей не на продажу. Так, в натуральном хозяйстве, все, что было необходимо семейству или роду — продукты питания и предметы первой необходимости, производились самостоятельно. Какую роль сыграли города в формировании единых государств в Западной Европе? Играли ли подобную роль русские города? Города в Западной Европе были значимыми центрами развития ремесленничества, торговли и производства товаров.

Создавая материальные ценности, города были заинтересованы в расширении рынков сбыта и обеспечении единых правил торговли, а также ее безопасность. Именно города в условиях экономического роста стали главными сторонниками создания централизованных государств. Подобную роль русские города не играли, поскольку еще не являлись в должной степени основными центрами производства материальных ценностей. Производство материальных богатств осуществлялось в основном в поместьях бояр в рамках натурального хозяйства. Объясните значение фразы: «Всё больше крестьян выкупало свои повинности у феодалов и становилось свободными». Выкуп крестьянами своей свободы обуславливался экономическими причинами. Развитие производств нового типа, создание новых отраслей требовали рабочих ресурсов. Их можно было взять только среди городского ремесленного или крестьянского населения.

Естественно, требовался механизм получения свободы. Таким механизмом стал выкуп повинностей у феодалов. Свобода и работа для собственного благосостояния в условиях единого и сильного государства были все-таки более привлекательными для крестьян, чем труд на феодала. Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства? Экономическое развитие как предпосылка создания единого государства в России не было пока еще достаточным. Как мы помним, основной предпосылкой создания единого государства являлась борьба с общим врагом. Расширение территорий государства так же требовало усиления абсолютной монаршей власти и увеличения контроля за крестьянством. Русские государи понимали, что если не обеспечить закрепление крестьян на земле, то невозможно будет удержать при себе формировавшийся помещичий класс.

Именно помещики становились главной политической и военной силой, которая гарантировала устойчивость центральной власти. При таком подходе развитие экономики, производства и товарно-денежных отношений не играло такой же значимой роли в создании единого государства, как в странах Европы. Поэтому формирование единого государства в России стало возможно при высокой степени закрепления крестьян и значимой доли натурального хозяйства. Какова была позиция церкви в становлении единого государства в России? Она была союзником или противником великого князя в деле объединения страны? Церковь была сторонником становления единого государства в России. Церковь всегда была единственным общенациональным институтом, который объединял русский народ. До XV века мы видели явные примеры того, как Церковь помогала русским князьям бороться с междоусобицами, с внешними врагами, в объединении и усилении государства.

Но с созданием единого и сильного государства, Церковь становится одним из звеньев государственного аппарата. Дело в том, что, став автокефальной, Русская православная Церковь потеряла «большого начальника» в Византии и была вынуждена искать опору в том государстве, в котором она была, то есть опираться на государственный аппарат России. В таких условиях Церковь не может существовать отдельно от государства. Получив поддержку государства, Церковь стала крупным землевладельцем, аккумулировав владения, которые получала в дар или скупала у вотчинников в качестве платы за долги. Превратившись в крупного землевладельца, Церковь активно поддерживала действующую власть в стремлении объединить русские земли. Так Церковь становится зависимой от государства. Московские князья всячески старались усиливать свое влияние на Церковь, и, помимо этого, усиливали саму Церковь, обеспечивая ее доходы, прирост церковных земель и т. Уже в те времена в Российском государстве мы наблюдаем сближение государства и Церкви.

Поддерживая государство, Церковь помогала удерживать народ под властью монарха. Поддерживая Церковь, государь увеличивал ее богатство и влияние. С помощью дополнительной литературы и Интернета выясните, существовали ли аналогичные изменения в российском военном деле этого периода. Возросла роль артиллерии, совершенствовалось стрелковое оружие. Вместо аркебуз и мушкетов с фитильными запалами, на поле боя стали применяться ружья, карабины и пистолеты с колесцовым замком. Новшества коснулись не только огнестрельного оружия, но и самого подхода к формированию вооруженных сил и к ведению боевых действий. Так, в XVI веке в Европе на смену ополчению пришли регулярные армии. Начали возводиться укрепленные бастионы, которые были способны отражать атаку со всех сторон.

Большинство европейских держав создали свой собственный военный флот. В Российском государстве в XV веке ядром русского войска оставалось великокняжеское войско, состоявшее из мелких служилых людей бояр и «детей боярских». Второй составной частью являлись «городовые полки». Они набирались из горожан. Третьей частью была «рубленная рать», то есть рать собранная с определенного количества сох. Эта рать называлась также «посошной ратью», и ее выставляло сельское население по установленному расчету. Четвертой составной частью русского войска были казачьи войска. Пятой составной частью войска были наемные отряды — в это время на договорных началах военную службу несли «служилые татарские царевичи», «ордынские князья», литовские князья со своими дружинниками.

К XVI веку система комплектования войска претерпела изменения — сложилась поместная система. Окончательно она была закреплена в 1555 году указами Ивана Грозного. За службу давался земельный надел размером от 150 до 3 тыс. Кроме земельного надела полагалось денежное содержание в зависимости от разряда — от 4 руб. С каждых 100 четей около 50 десятин доброй земли должен был выступить в поход один воин «на коне и в доспехе полном», а в дальний поход — «о дву конь». Поместье теперь могло переходить от отца к сыну при условии сохранения службы. Для учета и проверки служилых дворян периодически проводились смотры. Такой порядок распространился и на городовых казаков, которые стали получать поместья на границах.

К поместным войскам относилась и татарская знать, перешедшая на службу к московскому государю и получившая от него поместья. Поместное войско являлось основой русского войска и составляло основной род войск — конницу. Введение поместной системы позволило значительно увеличить численность войск. В случае необходимости московский государь мог мобилизовать от 80 до 100 тыс. Второй составной частью русского войска XVI в. Городовые казаки получают развитие как новый род войск при Иване IV. Они набирались, как и стрельцы, «из вольных охочих людей». Посошная рать посошные люди собирались в определенном количестве от сохи — так называлась единица податного обложения.

Силами посошных людей выполнялись военно-инженерные работы по устройству дорог и мостов, осуществлялся подвоз боеприпасов и продовольствия, перевозились артиллерийские орудия и производилась их установка. Стрельцы набирались из «вольных людей». За службу они получали жалованье нерегулярно и участки земли вблизи городов, за которые обязаны были служить пожизненно и наследственно. Жили стрельцы в особых слободах, занимались торговлей и ремеслом. Стрельцы обучались строю и стрельбе из пищали. Стрельцы являлись первым на Руси постоянным, но еще не регулярным войском. Стрелецкое войско было ядром пехоты в войнах. Третьей составной частью русского войска в XVI в.

Правительство поощряло службу в наряде пушкарей и затинщиков, обладающих необходимыми знаниями и мастерством. Артиллерия делилась на крепостную, предназначенную для защиты городов, осадную — стенобитную и полевую со средними и легкими пушками. Четвертым элементом был «Гуляй город» подвижное полевое укрепление. По сути, специально обученный личный состав «гуляй-города» являлся зачатком инженерных войск. Укрытие «гуляй-город» — это легкое подвижное защитное средство летом — на колесах, а зимой — на полозьях. Оно состояло из деревянных щитов, через бойницы которых стрельцы и пушкари вели огонь. По сути, в русском военном искусстве появилось инженерное оборудование поля боя, состоящее из деревянного щитового прикрытия. Таким образом, в XVI в.

На случай войны царь мог рассчитывать на 200 тыс. Рассмотрим карту на странице 29 первой части учебника Территории, присоединённые к России к концу правления Ивана III обведены жёлтой линией. То есть это все территории, присоединённый до 1505 года — года смерти Ивана III. Изучаем документы Как автор текста характеризует власть правителя Российского государства? Автор текста характеризует власть русского государя как сильную и деспотичную. Из курса всеобщей истории вспомните, где и когда существовала деспотическая форма правления. Деспотизм — форма государственного правления, при которой верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Кроме того, классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя.

Какие причины возникновения деспотизма в России называет А. Зимин считает одной из причин возникновения деспотизма сильную зависимость служилого люда от государя, которая со временем переросла в «собачью преданность», при этом государи перестали видеть в своих подданных людей — лишь «холопов», с которым можно сделать все, что угодно. Согласны ли вы с тем, что утверждение автора справедливо для всех сословий России этого периода? Своё мнение аргументируйте. Да, я согласен с тем, что утверждение автора справедливо для всех сословий России того периода. Именно такого мнения придерживался Иван III: «Мы вольны жаловать своих холопов, но вольны их и казнить». При этом холопами считались все, кто стоял по своему положению ниже государя, то есть абсолютно все. Следует отметить, что деспот — это не обязательно «зверь» или тиран, хотя русская история знает и такие примеры государей.

В данном случае мы говорим лишь об абсолютной власти государя над всеми слоями населения государства. В дополнительной литературе и Интернете найдите различные теории о причинах появления двуглавого орла в качестве символа Российского государства. Какая из них вам кажется наиболее вероятной? Орел присутствует на гербах множества государств, а вот двуглавый сохранился всего на нескольких: Российском, Сербском и Албанском. Вопрос, откуда на Руси взялся образ двуглавого орла, по сей день является спорным. Еще в «Истории государства Российского» на этот факт обратил внимание Николай Карамзин. Изобразив на обратной стороне княжеской печати двуглавого орла, который был гербом Византии, Иван III стремился показать, что Россия является преемником византийской империи. Кроме того, имперские амбиции «двуглавого орла» подтверждались тем, что подобный орел был изображен на гербе Священной Римской империи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий