При заполнении избирательного бюллетеня избиратель сам определяет место его заполнения.
4. Проблемные ситуации
Статья 81. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 29.05.2023) | Комплекс для электронного голосования (КЭГ) – это устройство сенсорного голосования, при использовании которого избиратель не заполняет избирательный бюллетень, а голосует путем выбора соответствующей позиции на сенсорном экране. |
Новость о том, что избирателем выдают бюллетени без печати – фейк | Избирательный бюллетень заполняется в кабине, ином специально оборудованном месте, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случаев, когда избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень. |
Особенности проведения голосования на выборах 17, 18 и 19 сентября 2021 года
Как минимум, это ст. Если бы все это знали члены избиркомов и сотрудники милиции, то мат на избирательных участках и мордобой были бы ни к чему. Хотели вынести бюллетень - пожалуйте на составление протокола и, будьте любезны, проедем в суд, а там уж сидите себе на здоровье. Да, и бюллетень вернуть не забудьте. Но ведь в 67-м Законе ничего не сказано о запрете на вынос бюллетеней? А в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28. Мы налоги платим и свои права знаем Бюллетень государство печатало на мои деньги и само мне его выдало, таким образом, бюллетень - моя собственность, что хочу, то и делаю. Если вам удастся доказать, что выданный именно вам бюллетень был напечатан на ваши деньги и специально для вас по вашему же заказу, то вы победили, а пока этого не случилось, это собственность государства. Кроме того, подобная логика порочна. Государство еще производит ядерное топливо, взрывчатку, яды и наркотики на деньги налогоплательщиков, и, если следовать этой логике, то всем этим оно должно с вами поделиться.
В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного в случае, если такой факт имел место , а также общее количество полученных избирательных бюллетеней. Если Вы, подав заявление о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, прибыли на избирательный участок после выезда к Вам членов участковой избирательной комиссии, то Вы сможете проголосовать только после возращения членов участковой избирательной комиссии, выехавших по Вашему заявлению устному обращению , в помещение для голосования. Для проведения голосования на дому выезжают члены участковой комиссии и наблюдатели, предварительно уведомив избирателя по указанному в обращении телефону. Проголосовать можно в квартире или доме, при этом члены участковой комиссии и наблюдатели не будут заходить в квартиру или дом в целях профилактики рисков распространения коронавирусной инфекции. Для голосования необходимо предъявить, не передавая в руки члену участковой комиссии, паспорт или документ, его заменяющий. Показать страницы с фамилией, именем, отчеством, фотографией и указанием места жительства прописки. При предъявлении документа следует опустить маску для идентификации личности. Избирателю будет передан индивидуальный набор, содержащий избирательный бюллетень, бланк заявления с его данными о предоставлении возможности проголосовать на дому, одноразовую маску и перчатки, ручку, антисептическое средство анти-бактериальную салфетку. Передача индивидуального набора для голосования будет осуществляться бесконтактным способом. Избирателю необходимо: перед голосованием воспользоваться антисептическими средствами и средствами индивидуальной защиты из выданного набора; проверить серию и номер своего паспорта, а также адрес места жительства, указанные в бланке заявления; поставить в бланке заявления подпись за получение избирательного бюллетеня и опустить его в отдельное приспособление для таких заявлений ящик, бокс, коробку, пакет ; заполнить избирательный бюллетень и опустить его в переносной ящик для голосования, который члены участковой комиссии предварительно установят возле входа в квартиру или дом. Голосование на территории или в месте , оборудованном комиссией для проведения голосования на придомовой территории, на территориях общего пользования и в иных местах Участковая комиссия в случае проведения голосования на придомовой территории, на территориях общего пользования заранее организует информирование участников голосования о месте и времени его проведения. Такое голосование также будет проводится с соблюдением санитарных норм и использованием членами комиссии и наблюдателями средств индивидуальной защиты. При предъявлении паспорта, получении и заполнении бюллетеня следует соблюдать дистанцию и указанные выше правила. Где можно получить информацию о порядке голосования По всем вопросам участия в голосовании Вы можете получить разъяснения в избирательной комиссии Краснодарского края, воспользовавшись возможностями телефона «горячей линии» для связи с избирателями 8 958 245-08-98, а также в территориальных избирательных комиссиях Краснодарского края или участковых избирательных комиссиях.
Единый день голосования Кодекс избирателя 0 Комментариев Избирательный бюллетень — это средство выражения избирателем своего выбора предпочтения в отношении того или иного кандидата на выборах. Он представляет собой бумажный лист, где в алфавитном порядке указываются все зарегистрированные кандидаты в депутаты с указанием фамилии, собственного имени, отчества если таковое имеется , даты рождения, должности служащего профессии рабочего, занятия , места работы и места жительства, партийность. В конце перечня кандидатов помещается строка «Против всех кандидатов». Справа от этих данных находится пустой квадрат. Если в бюллетень внесена фамилия только одного кандидата в депутаты, то в тексте бюллетеня содержатся слова «за» и «против», под которыми помещаются пустые квадраты.
Если избиратель не может прибыть на избирательный участок УИК обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования. УИК также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые включены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования. В заявлении или устном обращении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. Заявления или устные обращения о предоставлении возможности проголосовать вне избирательного участка могут быть поданы в любое время с 9 сентября до 14 часов 19 сентября 2021 года. Заявление или устное обращение, поступившее позднее этого срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления или устного обращения. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и или членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании. Условия голосования вне избирательного участка При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом УИК должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами УИК с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, одним из субъектов общественного контроля. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением. Информация о том, что такое сейф-пакеты, как они устроены и как избирательные комиссии обеспечивают сохранность избирательных бюллетеней с их использованием, а также особенности видеонаблюдения на избирательных участках, будет размещена позднее.
Про бюллетень
Колюшин даже обращает внимание на то, что отношения между избирателем и избирательной комиссии по поводу заполнения избирательного бюллетеня и опускания его в ящик для голосования носят факультативный характер [34]. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации по рассматриваемому вопросу занимает однозначную позицию о неправомерности выноса избирательного бюллетеня. Считается, что в федеральном избирательном законодательстве определено предназначение избирательного бюллетеня, а также последовательность действий избирателя с избирательным бюллетенем. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации подготовили в целях оказания помощи участковым избирательным комиссиям Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии далее - Рабочий блокнот , который содержит разъяснения отдельных вопросов организации и обеспечения деятельности участковых избирательных комиссий [35]. В Рабочем блокноте указывается, какие действия может предпринять участковая избирательная комиссия в случае попытки избирателя вынести бюллетень: член комиссии вправе выяснить, что намерен делать избиратель с этим избирательным бюллетенем, разъяснить возможные последствия действий избирателя в том случае, если он пытался вынести избирательный бюллетень с целью передачи его другим лицам, то есть в конечном счете в целях фальсификации итогов голосования, и убедить избирателя в необходимости исполнить положения федерально- го закона о порядке голосования. Кроме того, об этой ситуации должен быть проинформирован председатель участковой избирательной комиссии, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования. Следует также отметить, что согласно рекомендациям Европейской комиссии за демократию через право Венецианской комиссии предлагается запретить государствам - членам Совета Европы вынос неиспользованных избирательных бюллетеней с территории избирательного участка [36]. По мнению международных наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации 2 марта 2008 г. Данное положение может быть истолковано как порядок голосования и как обязанность избирателя совершить указанные действия.
Таким образом, предусмотренная законодателем последовательность действий, которые избиратель совершает на избирательном участке с избирательным бюллетенем, может рассматриваться как определенный порядок использования лицами избирательных прав. Однако не совсем четкое указание на границы избирательного права может служить препятствием к его активному использованию, а также привести в результате его использования к нарушению прав других субъектов избирательных правоотношений [38]. В обществе, объявляющем высшей ценностью человека, его права и свободы, взаимодействие государства и личности является важным средством координации частного и публичного интереса. Вследствие этого введение юридического запрета выносить бюллетени как заполненные, так и незаполненные из помещения для голосования и установление возможных санкций за его нарушение требует дальнейшего изучения и оценки перспектив его использования. Учитывая последние нововведения в законодательство о выборах, которые выражаются, в частности, в исключении графы «Против всех» из избирательного бюллетеня, отмене порога явки из- бирателей, установление запрета на вынос избирательного бюллетеня в день голосования еще больше, на наш взгляд, ограничит право граждан на свободной и добровольной основе принимать участие в выборах. В настоящее время в силу недостаточной политической активности граждан Российской Федерации считаем установление такого запрета преждевременным. В заключение следует отметить, что, конечно, суть выборов не сводится только к посещению в день голосования избирательного участка и заполнению бюллетеня. Избиратели должны сформировать определенную гражданскую позицию на предшествующих голосованию стадиях избирательного процесса, и только на стадии голосования посредством избирательного бюллетеня осуществляется выражение воли избирателя в формировании органов публичной власти.
Конституционно-правовое регулирование голосования на выборах в Российской Федерации : дис. Тюмень, 2007. Собрание законодательства РФ. Там же. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яшкина Андрея Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» : Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 г. Митин Г. Санкт-Петербурге», «Санкт-Петербургское городское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» Б. Бобкова, В.
Дмитриева, С. Тихомирова на решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 23 января 2007 г. Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии. По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А. Особенности судебной защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации : дис. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: проблемы теории и практики : дис. Тюмень, 2003. Конституционно-правовые основы обеспечения избирательных прав граждан в Российской Федерации : дис.
Хабаровск, 2002. По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 г. Конституционно-правовой статус личности как субъекта избирательного права Российской Федерации : дис. Чуров В. Конституционно-правовой статус избирателя в Российской Федерации : дис. Отказ в регистрации и отмена регистрации кандидата списка кандидатов : проблемы теории и практики : дис. Буравченко И. Правотворчество избирательных комиссий субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики : дис.
Краснодар, 2005. Колюшин Е. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы относительно выборов : приняты Венецианской комиссией на 51-й пленарной сессии 5-6 июля 2002 года. Дата обращения: 23. Доклады, заявления и отчеты миссий международных наблюдателей о выборах Президента РФ 2 марта 2008 г. Сивков С.
На испорченном избирательном бюллетене член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой избирательный бюллетень незамедлительно погашается. Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в опечатанный опломбированный стационарный ящик для голосования. Если Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 79 настоящего Федерального закона принято решение об использовании конвертов, избиратель вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненные избирательные бюллетени в конверт, который выдается ему членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой избирательной комиссии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. Эти лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения, им обеспечивается свободный доступ в помещение помещения , где проводятся голосование и подсчет голосов избирателей.
Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, составляется участковой избирательной комиссией на основе представленных данными лицами документов. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протоколов территориальной избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии об итогах голосования , если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах. Решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе данной комиссии, решение об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования помещения, в котором осуществляется прием протоколов об итогах голосования, суммирование данных этих протоколов и составление протоколов территориальной избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии об итогах голосования принимается судом по месту нахождения участковой избирательной комиссии территориальной избирательной комиссии, окружной избирательной комиссии , а решение об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования избирательного участка, образованного за пределами территории Российской Федерации, принимается участковой избирательной комиссией в письменной форме. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.
Голосование будет проводиться с 8-00 до 20-00 часов без перерыва.
Для участия в голосовании избиратель получает избирательный бюллетень. Избирательный бюллетень выдаётся избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Текст избирательного бюллетеня размещен на одной странице и содержит сведения о зарегистрированных кандидатах, фамилии которых располагаются в алфавитном порядке.
Законодательно устанавливаются требования к бумаге, на которой изготавливаются бюллетени, а также устанавливается, что избирательный бюллетень должен иметь определенную степень защиты, которая необходима во избежание его подделки. Требования, предъявляемые к бумаге, и степени защиты избирательного бюллетеня можно разделить в зависимости от уровня выборов. Так, в отношении выборов в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается обязательность использования бумаги с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и или защитной сеткой либо специального знака марки п. На выборы в органы местного самоуправления кроме выборов в представительный орган муниципального образования, проводимых по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает 5 тысяч при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и или защитной сеткой п. Комиссии, организующие выборы, обладают полномочиями на утверждение порядка изготовления и использования специальных знаков марок , их количества, а также требований, предъявляемых к передаче специальных знаков марок вышестоящими комиссиями нижестоящим п. Необходимо также отметить, что действующее российское избирательное законодательство предусматривает изготовление по решению соответствующей комиссии в помощь избирателям, являющимися инвалидами по зрению, специальных трафаретов для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шриф- актуальные вопросы применения избирательного законодательства та Брайля п. В российском законодательстве также уделяется должное внимание расположению текста в избирательном бюллетене. Устанавливаются следующие требования к расположению текста в бюллетене: текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне п. В норме п. Учитывая, что форма и текст бюллетеня утверждаются соответствующими комиссиями п. Однако в судебной практике описанная выше форма бюллетеня подвергалась сомнению с точки зрения ее конституционности. Так, гражданин А. Яшкин обращался в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недостоверными резуль- татов выборов в Законодательное Собрание Тверской области 16 декабря 2001 г. В обоснование своих требований он указал, что существующая форма избирательного бюллетеня, когда фамилия кандидата в депутаты располагается слева, а квадрат для отметки о выборе кандидата справа, несовершенна. Избиратель не может одномоментно видеть и фамилию кандидата, и квадрат, в котором отмечает свой выбор. Поэтому при смещении поля зрения от фамилии к квадрату теряется первоначальная информация и избиратель может неправильно сделать отметку, сам того не замечая. Следствием такой формы бюллетеня является несоответствие результатов выборов, которые определяются по отметкам в избирательных бюллетенях. Для выяснения действительного, по мнению указанного гражданина, волеизъявления надо, чтобы фамилия кандидата, квадрат и рука избирателя находились в одном поле зрения, чего не может быть при существующей форме бюллетеня. В Определении от 18 апреля 2002 г. Яшкина не могут являться основанием к удовлетворению его требований в силу того, что форма избирательного бюллетеня установлена избирательным законом и не может быть изменена судом, а следовательно, нет оснований к отмене результатов выборов. Гражданин А. Яшкин обратился также с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, который в Определении от 16 мая 2002 г. Требования заявителя фактически сводятся к оспариванию соответствующей нормы Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, устанавливающей требования к форме избирательного бюллетеня. В конце концов А. Конституционный Суд Российской Федерации посчитал, что заявитель вносит предложение по совершенствованию формы избирательного бюлле- 2и 26 теня - изменить место расположения пустого квадрата, в котором избиратель ставит знак при голосовании. Было указано также, что разрешение вопроса о совершенствовании формы избирательного бюллетеня относится к прерогативе законодателя и в силу ст. Кроме того, Суд указал, что положения федеральных законов, устанавливающие требования к форме избирательного бюллетеня, сами по себе не затрагивают конституционные права граждан. Рассмотрим отдельные проблемы, возникающие на практике в связи с утверждением формы и текста избирательного бюллетеня. Так, возникает вопрос, какое юридическое значение имеет неидентичность текстов избирательных бюллетеней на разных языках. Нарушения избирательного законодательства заключались в том, что в тексте избирательного бюллетеня на русском языке было правильно напечатано, что все кандидаты зарегистрированы на основании подписей избирателей. Однако в переводе на удмуртский язык указано, что на основании подписей избирателей зарегистрирован только один кандидат, а остальные - на основании избирательного залога. Заявитель полагал, что избиратели, прочитавшие характеристики кандидатов на удмуртском языке, были введены в заблуждение, а несоответствие избирательного бюллетеня установленным законом требованиям влечет недействительность результатов выборов независимо от итогов голосования. Однако Верховный Суд Российской Федерации, отказав в удовлетворении заявленных требований, отметил, что нельзя однозначно утверждать, что неправильность перевода бюллетеня повлияла на результаты голосования [8]. Особого внимания заслуживает решение вопроса о степени влияния на форму избирательного бюллетеня опечаток, допущенных в тексте данного избирательного документа. Так, внесение фамилии кандидата в бюллетени с опечаткой было расценено судом как тех- ническая ошибка в тексте бюллетеней, которая не позволяет признать данные документы бюллетенями неустановленной формы. Кроме того, Суд отметил, что в избирательный бюллетень фамилия кандидата может быть внесена с ошибкой, главное, чтобы она не была изменена до неузнаваемости и не была похожа по написанию и созвучию с фамилиями других кандидатов в депутаты [9]. Необходимо отметить, что в судебной практике сформулирован запрет на содержание агитации в избирательном бюллетене. В Определении от 9 марта 2006 г. В Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав не урегулирован вопрос о различных деталях, касающихся помещения сведений о кандидатах, списках кандидатов в избирательном бюллетене, в частности, речь идет о цвете шрифта, его размере, типе. Принимая во внимания полномочия соответствующих избирательных комиссий по утверждению формы и текста бюллетеней, можно сделать вывод об отнесении указанных деталей на усмотрение избирательных комиссий. Только в п. Таким образом, указанное требование об одноцветном исполнении, очевидно, относится к эмблемам избирательных объединений, включаемым в избирательный бюллетень. В правоприменительной практике нарушение равенства кандидатов усматривалось в следующем: расстояние, выделенное для информации об одном кандидате, более чем в два раза меньше, чем расстояние, выделенное для информации о другом кандидате [12]; наименования избирательных объединений, от которых выдвинуты кандидаты, графически изображены не на равных условиях вследствие выделения сведений о выдвинутых ими кандидатах жирным шрифтом или заглавными буквами [13]; наименования политических партий в избирательном бюллетене напечатаны различными по размеру буквами прописными или строчными [14]. Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что площадь полей для отображения сведений о кандидатах в депутаты носит технический характер и не определяет волеизъявление избирателей. Однако такая позиция небесспорна в силу следующих аргументов. В период избирательной кампании политические партии стремятся всеми доступными средствами привлечь внимание наибольшего числа избирателей. Законодательство Российской Федерации допускает включать в избирательный бюллетень то наименование избирательного объединения, которое указано в уставе соответствующей политической партии. Социологические и психологические исследования позволяют констатировать, что различия в начертании наименований избирательных объединений и сведений о кандидатах в избирательных бюллетенях привлекают внимание части избирателей, могут подсознательно сориентировать в день голосования избирателей поставить соответствующий знак в пользу того избирательного объединения, наименование которое выглядит более солидно и красочно в бюллетене. В связи с этим Г. Митин справедливо отмечает, что текст избирательного бюллетеня должен быть нейтральным по отношению ко всем избирательным объединениям, в нем указанным, он не может и не должен влиять на волеизъявление избирателя [15].
Про бюллетень
По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума. Пустой бюллетень, то есть бюллетень, не содержащий отметок в квадратах справа от наименований политических партий (сведений о кандидатах), входит в группу недействительных бюллетеней. В Москве избирателям не дают голосовать бумажными бюллетенями, хотя такое право прямо прописано в положении Мосгоризбиркома. агитировать, выдавать избирателям избирательные бюллетени, расписываться и заполнять бюллетень за избирателя, в том числе по его просьбе, принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней. Если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить его, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии.
ПАМЯТКА о порядке голосования избирателей
- Прокурор разъясняет
- Популярное в соцсетях
- Свежие записи
- 4. Проблемные ситуации
- Выборы 2021 года, как выглядит бюллетень, и как его правильно заполнять
Поговорим, как правильно заполнять бюллетень
В разных регионах России были зарегистрированы случаи порчи бюллетеней для голосования путём вливания в избирательные урны различных красящих жидкостей[330]. Комплекс для электронного голосования (КЭГ) – это устройство сенсорного голосования, при использовании которого избиратель не заполняет избирательный бюллетень, а голосует путем выбора соответствующей позиции на сенсорном экране. 8. На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в. Избирательный бюллетень заполняется в кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, когда Вы не имеете возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень.
Выборы президента в 2024: как голосовать, есть ли графа «против всех»
Суд потребовал от горизбиркома предоставить видеозаписи всех трех дней голосования — 15,16 и 17 марта. Однако Зацепа продемонстрировал кадры только за 14 и 17 марта, объяснив это тем, что запись была прервана, возможно, из-за «хакерской атаки». Представитель горизбиркома также указал на перебои в датировании файлов и отметил, что причина несохранения видеозаписей за 15 и 16 марта не имеет процессуального значения. Так, на видеоролике с ползущей женщиной на стене избирательного участка висели листы с числом 129031.
Член комиссии обменяет бюллетень с ошибкой на новый и выдаст его избирателю. Испорченные бюллетени погашаются членами УИК и не учитываются в качестве голоса избирателя. Избирателю важно помнить, что бюллетень будет признан недействительным, если в нем отсутствуют какие-либо письменные отметки в квадратах, расположенных справа от каждого информационного блока о зарегистрированных кандидатах. Бюллетень также признается недействительным, если избиратель поставил отметки в двух или более квадратах для волеизъявления. Такие бланки подсчитываются членами УИК, опечатываются и в дальнейшем не учитываются.
Избиратель может отдать свой голос на выборах президента РФ только за одного кандидата, отметив это любым знаком в специальном квадрате на избирательном бюллетене. Если избиратель не может прибыть в помещение для голосования по уважительной причине болезни, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, нуждающимися в помощи, и иным значимым причинам , то он имеет право принять участие в выборах президента вне помещения для голосования. Чтобы проголосовать из дома на бумажных бюллетенях, избирателю необходимо подать заявление, где указывается ФИО, место жительства и причина, по которой избиратель не сможет посетить избирательный участок в период проведения выборов. Подать заявление можно лично в УИК, по телефону или на портале «Госуслуг» с 5 марта по 11 марта включительно. Голосование по месту проживание пройдет в те же дни, что и на избирательных участках — с 15 по 17 марта. Уже не первый год на избирательных участках используют для учета бюллетеней комплекс обработки избирательных бюллетеней КОИБ. Это электронное устройство, которое подсчитывает количество голосов избирателей. Для голосования с использованием КОИБ применяют бумажные избирательные бюллетени.
Избиратель кладет бюллетень лицевой стороной на сканер устройства, который оперативно распознает информацию и загружает документ. Чтобы быть допущенным к голосованию и получить избирательный бюллетень, необходимо предъявить действующий паспорт или документ, заменяющий его.
Член комиссии обменяет бюллетень с ошибкой на новый и выдаст его избирателю.
Испорченные бюллетени погашаются членами УИК и не учитываются в качестве голоса избирателя. Какой бюллетень считается недействительным Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат каких-либо письменных отметок избирателей в квадратах, расположенных справа от каждого информационного блока о зарегистрированных кандидатах. Бюллетень также признается недействительным, если избиратель поставил отметки в двух или более квадратах для волеизъявления.
Например, если избиратель поставил несколько знаков за двух или более кандидатов, отметив это в нескольких квадратах, бюллетень засчитают как недействительный. Такие бланки подсчитываются членами УИК, опечатываются и в дальнейшем не учитываются. Избиратель может отдать свой голос на выборах президента РФ только за одного кандидата, отметив это любым знаком в специальном квадрате на избирательном бюллетене.
Если избиратель не может прибыть в помещение для голосования по уважительной причине — болезни, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, нуждающимися в помощи, и иным значимым причинам, то он имеет право принять участие в выборах президента вне помещения для голосования. Это действует и для избирателей, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Чтобы проголосовать из дома на бумажных бюллетенях, избирателю необходимо подать заявление, где указывается ФИО, место жительства и причина, по которой избиратель не сможет посетить избирательный участок в период проведения выборов.
Подать заявление можно лично в УИК, по телефону или на портале «Госуслуг» с 5 марта по 11 марта включительно. Голосование по месту проживание пройдет в те же дни, что и на избирательных участках — с 15 по 17 марта. КОИБ: что это такое на выборах Комплекс обработки избирательных бюллетеней КОИБ — это электронное устройство, которое подсчитывает количество голосов избирателей.
Для голосования с использованием КОИБ применяют бумажные избирательные бюллетени.
Индикаторная лента на сейф-пакете, которая является его неотъемлемой частью, должна обеспечивать индикацию фактов несанкционированного доступа путем проявления визуальных признаков нарушения целостности при попытке вскрытия сейф-пакета или снятия демонтажа ленты, не позволяющих использовать ленту повторно. Для хранения избирательных бюллетеней рекомендуется использовать сейф-пакеты размером не менее формата А2. Перемещение избирательных бюллетеней в сейф-пакет осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением тайны голосования. После перемещения избирательных бюллетеней сейф-пакет незамедлительно запечатывается с использованием индикаторной ленты. На сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, после его запечатывания ставятся подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей по их желанию. В случае использования двух сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера обоих сейф-пакетов.
С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдатели. Указанные лица вправе по желанию получить заверенную копию такого акта. При этом заверение выдаваемых копий осуществляется председателем, или заместителем председателя, или секретарем участковой избирательной комиссии. Лицо, заверяющее копию акта, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой избирательной комиссии. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет производится в помещении для голосования. При перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе присутствовать: члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, присутствовавшие выезжавшие при проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования; члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования; иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования. Если к моменту перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет указанные лица отсутствуют, то такое отсутствие не является препятствием для перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет.
Перед перемещением избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования члены участковой избирательной комиссии демонстрируют присутствующим лицам, что используемый сейф-пакет является пустым. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет необходимо осуществлять в зоне видеонаблюдения. В случае если средства видеонаблюдения не применяются, необходимо использовать средства видеофиксации устройства стационарного или подвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации. Наблюдатели, представители средств массовой информации при перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе с использованием фото- и или видеоаппаратуры запечатлеть факт запечатывания сейф-пакета и составления в отношении данного сейф-пакета акта. Факт запечатывания сейф-пакета и составления акта с использованием фото- и или видеоаппаратуры также может быть зафиксирован членами участковой избирательной комиссии. После этого сейф-пакет, составленный в отношении него акт, а также заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать на дому помещаются в отдельный сейф металлический шкаф, металлический ящик участковой избирательной комиссии, предназначенный для хранения сейф-пакетов. Хранение в таком сейфе металлическом шкафу, металлическом ящике иной документации не допускается.
Сейф-пакет не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Места хранения сейф-пакетов должны круглосуточно находиться под видеонаблюдением видеофиксацией. Избирательным комиссиям в целях контроля за сохранностью упакованных в сейф-пакеты избирательных бюллетеней в случае, если не применяются средства видеонаблюдения либо места хранения сейф-пакетов находятся вне зоны видеонаблюдения, рекомендуется использовать в том числе в нерабочее и ночное время средства видеофиксации, обладающие необходимым размером памяти емкостью и возможностью осуществлять видеонаблюдение видеофиксацию в отсутствие освещения в режиме ночной съемки. Такие устройства предоставляются по заявкам избирательных комиссий органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках установленной законом обязанности по оказанию избирательным комиссиям содействия в реализации их полномочий, а также вышестоящими избирательными комиссиями. В случае если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеонаблюдение видеофиксацию в отсутствие освещения в режиме ночной съемки , то в зоне видеонаблюдения видеофиксации мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение. Гарантиями сохранности находящихся в сейф-пакете избирательных бюллетеней являются: наличие на сейф-пакете на индикаторной ленте индивидуального серийного номера; наличие на сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, подписей не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей в случае их присутствия и проставления ими подписей ; целостность индикаторной ленты; отсутствие на сейф-пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности; наличие составленного в отношении сейф-пакета акта. В целях контроля за целостностью отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов наблюдатели, иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования перечислены в пункте 2.
После осмотра под контролем председателя участковой избирательной комиссии сейф-пакетов и или актов к ним сейф-пакеты вскрываются в соответствии с Положением. Каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования перемещаются в сейф-пакет сейф-пакеты незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования. В случае если сейф-пакет не вмещает количество избирательных бюллетеней, извлеченных из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования, для этих целей допускается использование нескольких сейф-пакетов. Перемещение избирательных бюллетеней из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования в сейф-пакет сейф-пакеты и их хранение осуществляется в порядке, аналогичном порядку перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет сейф-пакеты пункты 3. В случае использования нескольких сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера всех сейф-пакетов. По решению избирательной комиссии, организующей выборы, либо по ее поручению — избирательной комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к соответствующей участковой избирательной комиссии, для обеспечения сохранности избирательных бюллетеней может использоваться могут использоваться стационарный ящик стационарные ящики для голосования при условии, если они снабжены специальной опечатываемой заглушкой прорези для избирательных бюллетеней. Специальная опечатываемая заглушка прорези специальные опечатываемые заглушки прорезей пломбируется пломбируются.
При этом специальная опечатываемая заглушка прорези специальные опечатываемые заглушки прорезей должна должны полностью перекрывать прорезь прорези стационарного ящика стационарных ящиков для голосования. Пломба пломбы , используемая используемые для опечатывания специальной заглушки прорези специальных заглушек прорезей , должна должны иметь индивидуальный серийный номер индивидуальные серийные номера.
Памятка наблюдателя
Если Вы вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не можете самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, Вы вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим. Избирательные бюллетени заполняются в кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи. Бюллетень может быть. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или в ином специально оборудованном месте для тайного голосования. Присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, когда избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень. "Во-первых, мы четко должны понимать: заполненный бюллетень, который показан на публику, в интернет выложен либо на камеру – это уже нарушение тайны голосования.
Про бюллетень
Избирательный бюллетень заполняется в кабине или в ином специально оборудованном месте для тайного голосования. Присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, когда избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень. 3. Помощь слабовидящему избирателю в заполнении бюллетеня может оказать только член соответствующей участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, который не может самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом.