Вел концерт сам руководитель Айдар Файзрахманов в непринужденной манере общения с залом, вовлекая студентов в процесс концерта. В ходе вечера Айдар Файзрахманов в подробностях рассказал о своей деятельности, поделился историями из жизни, пел народные песни, играл на баяне. Файзрахманов Айдар Фаттрахманович известный татарский певец и музыкант,артист оперы,Заслуженный и народный артист РТ,профессор КФУ,художественный руководитель Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая родился 30 января 1955 года в. Файзрахманов Айдар Фаттрахманович известный татарский певец и музыкант,артист оперы,Заслуженный и народный артист РТ,профессор КФУ,художественный руководитель Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая родился 30 января 1955 года в. Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в деревне Средние Берези Арского района ТАССР.
Айдар Файзрахманов | Татарские песни | Баян
Я влюблен в его благородство, трудолюбие, мелодичную музыку», — пишет Айдар Файзрахманов о себе. В настоящее время руководимый им ансамбль прилагает большое усилие для того, чтобы прославить на весь мир татарские народные песни и танцы, музыкальные инструменты, национальные костюмы. Невозможно перечислить страны, в которых они выступали, их свыше сорока… Каждый артист в коллективе поет, танцует, играет на музыкальных инструментах, Айдар Файзрахманов и сам с ними поет, танцует, что вызывает искреннее восхищение. Наш земляк очень красиво, проникновенно читает стихи, чем также завоевывает зрительскую любовь. Айдар Файзрахманов появился на свет 30 января 1955 года в Средних Верезях шестым ребенком в семье. Мать Бибинур и отец Фатхрахман были учителями. Отец играл на гармони, пел, мать славилась певицей, любила рассказывать стихи, писала сама.
Шагая по тропе, Айдар нередко затягивал песни, декламировал стихи.
Родители назвали меня в честь главного героя очень популярного в те годы романа «Перстень» Фатиха Хусни, причем имя выбрали еще до того, как я родился. Все мы играли на баяне, гармони.
Папа играл на скрипке, тальянке — он музыкант-самородок. Старший брат папы Гиният абый сам изготавливал скрипки. Видимо, музыкальность у нас была в генах.
Наш дедушка был муэдзином священнослужитель, выбранный жителями для произношения азана с минарета. Мы из рода представителей духовенства. Я слушал татарскую музыку по радио и восхищался теми, кто играл ее.
В 5-6 классах довольно хорошо освоил баян. А к десятому классу мое мастерство стало еще выше. На концертах я играл на баяне, а также пел, аккомпанируя себе.
С детства во мне заложилось звучание, дух наших народных песен, и я пел их своим данным от природы голосом, украшая мелодии мелизмами. Мне доверили дальнейшую судьбу семейного гнезда. Там все постройки, двор — по-простому, по-деревенски.
Сейчас уже ни мамы там нет, ни братьев. И жена моя покинула этот мир. Но я туда езжу, живу иногда, со мной за компанию приезжают дети, внуки.
На нашей улице всего 8-9 домов, а наша деревня дала татарской культуре, науке довольно много деятелей. Все стремились получить высшее образование. Улицу, где стоит наш дом, раньше называли улицей Тукая, но сельчане посоветовались и, не сказав мне, официально переименовали ее в улицу Файзрахмановых.
Наш средний брат Альберт занимался газификацией деревень Татарстана, он был руководителем газтреста. Самым первым газ пришел в нашу деревню. Это было знаменательное событие для жителей.
А потом и воду он провел. Затем встал вопрос дорог. Я много ходил с этим вопросом, писал письма.
И при поддержке федерального дорожного ведомства в нашу деревню удалось провести асфальт. Теперь у нас есть хороший Дом культуры. А во время работы с архивами выяснилось, что отец нашего дедушки писал императору с прошением о расширении площади мечети.
Я понял, что забота о родной деревне — это у нас наследственное. Деревня наша уже была близка к исчезновению, оставались от силы 40 хозяйств. А сейчас там более ста домов.
Создали условия, построили коттеджи, и село буквально воспряло. Дом у меня крепкий, все благоустроено. Своими руками посадил более 100 деревьев.
Жена моя говорила: «Ты, кажется, все кустарники тоже считаешь», но если посчитать, так и выходит. Люди стали возвращаться. Мы же всего в десяти минутах езды от Арска.
Кто-то на работу ездит в Казань. В деревне у нас очень красиво. Не скажу, что у нас есть какое-то производство или бизнес.
Но близость к районному центру нам очень помогла. Если дороги хорошие, то порядок. В Европе давно так — 60-100 километров ехать до работы считается нормально.
Я очень рано остался без отца. Несколько человек в нашем роду умерли от болезней сердца, папа тоже ушел от этого. Его даже в армию не брали, а он четыре года был на войне.
Смог вернуться живым, лишь с ранением в руку. Мне вот сейчас 67 исполнилось. Я тоже приближаюсь к возрасту братьев.
Но хотелось бы еще пожить, потому что чувствую себя хорошо, есть и силы, и желание жить, творить. После 50-60 лет я себя открыл с новой стороны. Я понял, что творчество не имеет границ и не признает никаких преград.
Вот уже 22 года в филармонии. Скоро уже и 25 лет будет, и я второй раз выйду на пенсию смеется. Как вы с ней познакомились, как соединились ваши судьбы?
Друг друга узнали по одному взгляду. Она посмотрела на меня, я — на нее, и все стало ясно. Я был студентом 3 курса консерватории, Халиса училась на первом курсе историко-филологического факультета КГУ.
Айдар Файзрахманов, 1976 г. Я устроил прослушивание. Свою будущую жену впервые увидел там.
Потом мы пообщались во время экспедиции. Два года дружили. Я окончил консерваторию.
Сделал ей предложение. Соблюдая традицию, взял маму и поехал просить руки невесты — в деревню Шугурово Лениногорского района. Мама моя будущая теща согласилась на наш союз.
А каких высот он добился, каких званий удостоился! Минувший год для него стал особенно памятным. Наш земляк вносит большой вклад в татарское фольклорное наследие, знакомит с ними народов мира. Это сборник фольклорных произведений в нотах. В них вошли песни и романсы собственного сочинения. В историко-этнографическом музее «Казан арты» ценными экспонатами хранятся вышеназванные книги Айдара Файзрахманова, его аудио-видео диски, фотокарточки разных лет, афиши, подаренный им сценический костюм. В отделе литературы и искусств имеется экспозиция, посвященная его творчеству и биографии. Будучи деревенским мальчишкой с тонкой душой, я с малых лет впитывал в себя мелодии народных песен, впитывал все увиденное и услышанное: как отец искусно играл на гармони, мама пела своим красивым мелодичным голосом, как старшие братья и сестры, соревнуясь между собой, учились играть на баяне.
Он преданно трудится в сфере пропаганды лучших образцов песенно-музыкального искусства — профессионального исполнения как эстрадных, так и фольклорных музыкальных произведений.
Айдар Файзрахманов: В 60 лет почувствовал себя просто мальчишкой!
Гаскарова, Удмуртского государственного театра фольклорной песни «Айкай», Государственного фольклорного ансамбля кряшен «Бэрмэнчек», татарского фольклорного ансамбля «Сорнай» и других. Выступления же самих юбиляров публика встречала с восторгом и благодарностью. Но ни постоянного репертуара, ни качественных костюмов, ни разнообразного инструментария, ни собственной сценической подачи тогда еще не было. Все это и стало моей целью». Сегодня ансамбль фольклорной музыки — один из самых успешных профессиональных коллективов Татарстана, известный далеко за пределами региона. К юбилею выпустили два издания, в которые вместилась вся наша творческая жизнь за 15 лет, — записи на DVD и в формате MP3, уникальные фотографии, ноты». Все они не только поют и танцуют, но и владеют игрой на музыкальных инструментах среди них как любимые и хорошо известные гармонь, кубыз, курай, так и старинные, незнакомые слушателям сорнай, ятаган, татарские гусли. В концертной практике коллектив нашел и собственную форму общения с публикой.
С 1981 по 2008 гг. С 2002 г. С 2010 г.
У меня есть грант, и у Анатолия Ивановича Шутикова есть грант. Это грант, который мы используем для пошива костюмов, часть используем для зарплаты ребятам, часть — для выпусков DVD — и CD -дисков. Поэтому на государство я не могу жаловаться. Мы знакомы очень давно, знаю, какая она пришла к нам в Татарстан. За это короткое время она сумела понять, что к чему. Когда она работала в архиве, был всемирный форум архивных работников, Аюпова позвонила мне: «Айдар-абый, я больше никого не могу показывать. Пожалуйста, придите и выручите». Я пришел, дал им где-то получасовой концерт, она мне утром звонит: «Айдар-абый, огромное спасибо! Я после этого часа полтора-два учила всех танцевать по-татарски». Мне после присуждения премии имени Тукая откуда только не звонили и не писали, даже из Калифорнии, [связывались со мной и] в «Фейсбуке». В последние годы я очень плотно занялся соцсетями. Я очень мощный блогер «ВКонтакте»: меня посещают 3 тысячи человек. Нынче начал «Фейсбук», у меня великолепный «Инстаграм». Получил около тысячи поздравлений… — Вы сами ведете соцсети или кто-то вам помогает? Выкладываю Ильгама Шакирова и получаю за это огромную благодарность. Когда выкладываю свои старые записи, у них все переворачивается, люди возвращаются, благодарят… Выкладываю наши дуэты с Венерой Ганиевой, еще с кем-то. Но время идет, к сожалению. Но самое главное — я пока скачу на коне с этими ребятами. Я на поле битвы… «Выкладываю наши дуэты с Венерой Ганиевой, еще с кем-то. Но время идет, к сожалению» Фото: Владимир Зотов — Кстати, о старых записях. Но достаточно посмотреть на YouTube ваше исполнение «Мин сине шундый сагындым», чтобы понять, что с джаз-бендами наши артисты прекрасно выступали и в 70—80-е… — Все это было, да. Потом был шикарный ансамбль эстрадно-симфонический у нас под руководством Рустема Утэя. Все хлынули на сцену! Появилась доступность сцены. Взял веник, поднялся и паришься там. Нет, это показатель искусства. На сцену имеет право выходить человек, которому есть что сказать. Даже у человека, который поднимается за трибуну, должна быть определенная культура общения с людьми, а здесь мы все хлынули на сцену. Раньше это был профессионал, а здесь самодеятельность. Теперь у нас получилась профсамодеятельность. Это новое определение, которое я могу дать нашей стране. Художественные советы — где они? Они должны быть. На рынок идет человек торговать своим мясом: извини, если у тебя лицензии нет, ты почему отравляешь народ? А здесь народ отравляешь духовно, у тебя лицензии нет! Людей ведь еще воспитывать надо. Я бы не стал таким, если бы не получил должного образования. А ты наших ребят воспитывай со школьных лет… Человек на классическую музыку не потянется, если он не получит образования или достойной пропаганды этой музыки. Никогда не придет туда! Я до третьего курса консерватории был ориентирован на татарскую эстраду. После третьего, когда у нас был создан оперный класс, когда начал слушать Паваротти, Карузо и так далее, все во мне перевернулось. Ну и обстоятельства помогли. В 1981 году меня вдруг в общежитии находит директор оперного театра Масгут Габдрахманович Имашев. Он меня в 12 часов ночи поднял: «Мне сказали, что в консерватории есть такой парень. Айдар, я пришел к тебе. Пожалуйста, срочно надо». Оказалось, что немедля необходимо полететь в Ташкент, там труппа оперного театра, такие корифеи, как Сара Садыкова, Фахри Насретдинов, Раиса Билялова и так далее. В общем, эти глыбы. Надо полететь туда, выручить. А я на профессиональном уровне играл, аккомпанировал на баяне. Слетал, все нормально, приехал. Думаю: сейчас у меня появился шанс попасть в оперный театр. Но не тут-то было! Где-то к весне, в апреле, раз — и Имашева увольняют с поста директора оперного театра. Моя мечта вроде бы на этом закончилась. И вдруг в мае встречаюсь с главным дирижером театра Виталием Куценко и вторым режиссером, они мне говорят: «Айдар, завтра к 10:00 приходи в оперный театр». Пришел, они меня сразу встретили у служебного входа и повели в кабинет только что пришедшего месяц тому назад Рауфаля Сабировича Мухаметзянова. Разговор такой: «Вот молодой парень нынче заканчивает консерваторию, мы думаем, что он будет очень полезен у нас в театре». Директор сказал, что ему нужны артисты на вторые партии. А мне хоть на третьи, хоть на десятые, лишь бы попасть в оперный театр! Мухаметзянов спрашивает: «У меня есть ставка такая. Женат или нет? Он меня спрашивает: «А что ты еще умеешь делать? Так что можно у Бигичева спросить». На второй день Рауфаль Сабирович навел справки. Меня оформили. То, что я аккомпаниатор, сыграло очень большую роль. Меня сразу кинули… Тогда работали бригадой. Через три года я стал самым популярным певцом в Татарстане. Лет 5—10 я продержался так. Рауфаль Сабирович меня два раза в год выбрасывал с гастрольными турне по Татарстану, я собирал полные залы, привозил сбор, и он расплачивался с артистами: «Вот Файзрахманов принес деньги, теперь со всеми вами смогу расплатиться». Было такое время. И это тоже прошло. Потом уже спектакли, спектакли, спектакли… После того как ушел на пенсию, еще ездил в Испанию с ними. Они не могли такого Мисаила в «Борисе Годунове» найти, как я. Был очень активный, живчик. Последний спектакль, в котором выходил на сцену, — это «Любовь поэта». Я там играю Шурале. Самый лучший Шурале из лесов Кырлая, тем более что сам родом из Арского района. Мне очень повезло с людьми в моей творческой жизни, я работал с великолепными артистами в оперном театре. При всех моих негативных моментах очень благодарен оперному театру. Шаляпинский фестиваль огромную роль сыграл, когда я вдруг начал слушать на данных фестах больших певцов, это был прогресс для всей труппы… Да, может быть, времена поменялись: труппы как таковой сейчас нет. Об этом тоже надо думать, наверное, меняться необходимо. Если человек не меняется, думаю, надо менять. Кроме того, где-то две трети спектаклей — это балеты, значит, в Татарском оперном театре показывают не более 35—40 оперных спектаклей в год, то есть примерно три-четыре в месяц. Новые вливания необходимы. Дух театра на сегодняшний день, не побоюсь этого слова, архаичный. Классика тоже должна развиваться. Необязательно, скажем, играть под джаз. Не имею это в виду, но спектакли должны меняться. Наверное, и руководство должно меняться. В сторону современности. Когда человек перестает видеть что-то вокруг себя и живет только самим собой — вот это самое губительное. Я иногда бываю там — и даже меня порой не замечают в оперном театре. Они все еще живут тем Айдаром, который был у них солистом, пел вторые партии… И воспринимают меня таким. Меня поражает, что они не знают этого, того, чего я достиг с ансамблем фольклорной музыки, они вне этого. Я это по-татарски называю «наданнык» «неосведомленность» , а люди должны жить осведомленно. Но я Рауфалю Сабировичу очень благодарен, он мне дал две квартиры, два звания. Я навсегда запомнил его фразу: «Как, мой самый народный артист не имеет до сих пор народного звания? Но во мне сидят высказывания Фуата Шакировича Мансурова, который отмечал: «Этот парень — очень талантливый человек. Знайте: он себя еще проявит».
Сначала мы думали, что не будем проводить такой гала-концерт наших коллективов, но потом пришли к мнению, что эту дату нельзя пройти просто так. И где-то в феврале, с приглашением российских мастеров высокого ранга и с участием наших мастеров и наших коллективов, мы хотим провести такой концерт, чтобы привлечь внимание публики к нашим коллективам и обратить внимание руководства республики на то, что Татарская государственная филармония имеет свою широкую аудиторию», — рассказал он. Художественный руководитель ансамбля фольклорной музыки РТ также напомнил о работе по культурному просвещению подрастающего поколения. Пока мы охватили десять районов, после Нового года планируем охватить еще десять. Я уже не говорю о тех концертах, которые у нас проходят планово. Если мы в район приезжаем, мы обязательно один концерт делаем для школьников», — сказал Файзрахманов.
Файзрахманов Айдар Фатхрахманович
Должность: Художественный руководитель Дата рождения - 30. Gafm tatfil. Имя талантливого певца, солиста оперного театра, педагога, выдающегося музыканта, ведущего телевизионных музыкальных программ Айдара Файзрахманова широко известно как в Республике Татарстан, так и за ее пределами. Он преданно трудится в сфере пропаганды лучших образцов песенно-музыкального искусства — профессионального исполнения как эстрадных, так и фольклорных музыкальных произведений. После окончания двух высших учебных заведений — Казанского государственного педагогического института 1976 и Казанской государственной консерватории 1981 , обладателя двух дипломов с отличием, Айдара Файзрахманова приглашают солистом-вокалистом в Татарский государственный академический театр оперы и балета им. Мусы Джалиля.
Прервавшись на время для службы в рядах Советской Армии 1981-1983 гг.
В отделе литературы и искусств имеется экспозиция, посвященная его творчеству и биографии. Будучи деревенским мальчишкой с тонкой душой, я с малых лет впитывал в себя мелодии народных песен, впитывал все увиденное и услышанное: как отец искусно играл на гармони, мама пела своим красивым мелодичным голосом, как старшие братья и сестры, соревнуясь между собой, учились играть на баяне. Край поэтов и писателей — Заказанье, сельские вечера, время сенокоса, уборочная страда, Сабантуи, школьная дорога — все они, наверное, пустили свои ростки в душе ребенка, подростка, молодого юноши. Очень рано научился играть на гармони, петь, в семь лет взял в руки баян, вечерами играл для сельской молодежи, отслужил в армии, получил два высших образования, прошел школу театра оперы и балета, гастролировал по европейским, азиатским странам, странам Африки, но в сердце всегда жило и живет любовь к своему народу, восхищение им. Я влюблен в его благородство, трудолюбие, мелодичную музыку», — пишет Айдар Файзрахманов о себе. В настоящее время руководимый им ансамбль прилагает большое усилие для того, чтобы прославить на весь мир татарские народные песни и танцы, музыкальные инструменты, национальные костюмы. Невозможно перечислить страны, в которых они выступали, их свыше сорока… Каждый артист в коллективе поет, танцует, играет на музыкальных инструментах, Айдар Файзрахманов и сам с ними поет, танцует, что вызывает искреннее восхищение.
Наш земляк очень красиво, проникновенно читает стихи, чем также завоевывает зрительскую любовь.
Тукая и Государственного ансамбля фольклорной музыки Республики Татарстан Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы. Деятельности художественного руководителя Государственного ансамбля фольклорной музыки Республики Татарстан Файзрахманова Айдара предшествовал плодотворный творческий путь.
Все они в закладках. Например, еще в 1989 году я отметил для себя стихотворение, а музыка получилась только совсем недавно. Стихи подбираю только те, которые соответствуют моей внутренней философии. В основном это произведения поэтов моего поколения. Мечтаю сделать мюзикл на татарском языке, если появится интересный исторический сюжет. Как удалось собрать в коллективе таких универсальных артистов? Это очень сложно. Подготовленных артистов нет. Я готовлю их сам. Например, приходит ко мне вокалист после окончания консерватории. У него отличный голос, но он не умеет танцевать, не играет на инструментах, тем более на таких редких, как гусли, саз, сорнай, ятаган, жэя. Приходится его всему учить в процессе работы. Проблему можно решить - надо в творческих вузах создавать кафедры универсальных артистов, как это делается в Китае. Но это только первый этап работы. Потом их расшифровывали, обрабатывали.
Айдар Фәйзрахманов
АЙДАР ФӘЙЗЕРАХМАНОВ АЙДАР ФАТХРАХМАНОВИЧ ФАЙЗРАХМАНОВ (Айдар Фәйзерахманов). Певец (лирический тенор), артист оперы, педагог, профессор, Заслуженный артист Татарской АССР, Народный артист Республики Татарстан, Заслуженный артист России. Народный артист Татарстана, художественный руководитель Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ Айдар Файзрахманов в интервью ИА «Татар-информ» рассказал о своем становлении как артиста оперы и эстрады. Файзрахманов Айдар Фатхрахманович родился 30 января 1955 г. в д. Средние Берези Арского района ТАССР. профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета Казанского государственного педагогического университета. Главная» Новости» Айдар файзрахманов концерт.
Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы
Айдар Файзрахманов набережные челны сабантуй 2023 молодцы. | Лауреат государственной премии им. Г. Тукая 2019 года, народный артист Татарстана Айдар Файзрахманов отметил 30 января свое 65-летие. |
Умерла жена Айдара Файзрахманова | Взрослые и юные заинцы окунулись в мир народной музыки с народным артистом РТ, профессором Айдаром Файзрахмановым и Государственным ансамблем фольклорной музыки Татарстана в ДК «Энергетик». |
Айдар Файзрахманов презентует книгу 2023, Казань — дата и место проведения, программа мероприятия. | Для сохранения богатого наследия Файзрахманов издал две книги о татарском фольклоре под названием «Онытырга мөмкин түгел». |
Айдар Файзрахманов | Татарские песни | Баян | TSC | MIRRA MEDIA GROUP | Дзен | Лауреат государственной премии им. Г. Тукая 2019 года, народный артист Татарстана Айдар Файзрахманов отметил 30 января свое 65-летие. |
Айдар, мы гордимся тобой!
Айдар Файзрахманов (Айдар Фәйзрахманов) 1955 нче елның 30 гыйнварендә Татарстан республикасының Арча районы Урта Бирәзә авылында туа. Айдар Файзрахманов слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Айдар Файзрахманов фикеренчә, яшәү мәгънәсе – эшеңнең нәтиҗәләре белән файдалану, барсы белән дә шатланырга, кешеләр өчен шатлана белергә. Мероприятие предполагает насыщенную программу, которая включает в себя теоретическую часть в виде лекций, общение со зрителями в формате «вопрос-ответ», практическое занятие, а также концертную программу.
Стало известно, кто возглавил Советский район Уфы и куда ушел прошлый руководитель
Но достаточно посмотреть на YouTube ваше исполнение «Мин сине шундый сагындым», чтобы понять, что с джаз-бендами наши артисты прекрасно выступали и в 70—80-е… — Все это было, да. Потом был шикарный ансамбль эстрадно-симфонический у нас под руководством Рустема Утэя. Все хлынули на сцену! Появилась доступность сцены. Взял веник, поднялся и паришься там. Нет, это показатель искусства. На сцену имеет право выходить человек, которому есть что сказать.
Даже у человека, который поднимается за трибуну, должна быть определенная культура общения с людьми, а здесь мы все хлынули на сцену. Раньше это был профессионал, а здесь самодеятельность. Теперь у нас получилась профсамодеятельность. Это новое определение, которое я могу дать нашей стране. Художественные советы — где они? Они должны быть.
На рынок идет человек торговать своим мясом: извини, если у тебя лицензии нет, ты почему отравляешь народ? А здесь народ отравляешь духовно, у тебя лицензии нет! Людей ведь еще воспитывать надо. Я бы не стал таким, если бы не получил должного образования. А ты наших ребят воспитывай со школьных лет… Человек на классическую музыку не потянется, если он не получит образования или достойной пропаганды этой музыки. Никогда не придет туда!
Я до третьего курса консерватории был ориентирован на татарскую эстраду. После третьего, когда у нас был создан оперный класс, когда начал слушать Паваротти, Карузо и так далее, все во мне перевернулось. Ну и обстоятельства помогли. В 1981 году меня вдруг в общежитии находит директор оперного театра Масгут Габдрахманович Имашев. Он меня в 12 часов ночи поднял: «Мне сказали, что в консерватории есть такой парень. Айдар, я пришел к тебе.
Пожалуйста, срочно надо». Оказалось, что немедля необходимо полететь в Ташкент, там труппа оперного театра, такие корифеи, как Сара Садыкова, Фахри Насретдинов, Раиса Билялова и так далее. В общем, эти глыбы. Надо полететь туда, выручить. А я на профессиональном уровне играл, аккомпанировал на баяне. Слетал, все нормально, приехал.
Думаю: сейчас у меня появился шанс попасть в оперный театр. Но не тут-то было! Где-то к весне, в апреле, раз — и Имашева увольняют с поста директора оперного театра. Моя мечта вроде бы на этом закончилась. И вдруг в мае встречаюсь с главным дирижером театра Виталием Куценко и вторым режиссером, они мне говорят: «Айдар, завтра к 10:00 приходи в оперный театр». Пришел, они меня сразу встретили у служебного входа и повели в кабинет только что пришедшего месяц тому назад Рауфаля Сабировича Мухаметзянова.
Разговор такой: «Вот молодой парень нынче заканчивает консерваторию, мы думаем, что он будет очень полезен у нас в театре». Директор сказал, что ему нужны артисты на вторые партии. А мне хоть на третьи, хоть на десятые, лишь бы попасть в оперный театр! Мухаметзянов спрашивает: «У меня есть ставка такая. Женат или нет? Он меня спрашивает: «А что ты еще умеешь делать?
Так что можно у Бигичева спросить». На второй день Рауфаль Сабирович навел справки. Меня оформили. То, что я аккомпаниатор, сыграло очень большую роль. Меня сразу кинули… Тогда работали бригадой. Через три года я стал самым популярным певцом в Татарстане.
Лет 5—10 я продержался так. Рауфаль Сабирович меня два раза в год выбрасывал с гастрольными турне по Татарстану, я собирал полные залы, привозил сбор, и он расплачивался с артистами: «Вот Файзрахманов принес деньги, теперь со всеми вами смогу расплатиться». Было такое время. И это тоже прошло. Потом уже спектакли, спектакли, спектакли… После того как ушел на пенсию, еще ездил в Испанию с ними. Они не могли такого Мисаила в «Борисе Годунове» найти, как я.
Был очень активный, живчик. Последний спектакль, в котором выходил на сцену, — это «Любовь поэта». Я там играю Шурале. Самый лучший Шурале из лесов Кырлая, тем более что сам родом из Арского района. Мне очень повезло с людьми в моей творческой жизни, я работал с великолепными артистами в оперном театре. При всех моих негативных моментах очень благодарен оперному театру.
Шаляпинский фестиваль огромную роль сыграл, когда я вдруг начал слушать на данных фестах больших певцов, это был прогресс для всей труппы… Да, может быть, времена поменялись: труппы как таковой сейчас нет. Об этом тоже надо думать, наверное, меняться необходимо. Если человек не меняется, думаю, надо менять. Кроме того, где-то две трети спектаклей — это балеты, значит, в Татарском оперном театре показывают не более 35—40 оперных спектаклей в год, то есть примерно три-четыре в месяц. Новые вливания необходимы. Дух театра на сегодняшний день, не побоюсь этого слова, архаичный.
Классика тоже должна развиваться. Необязательно, скажем, играть под джаз. Не имею это в виду, но спектакли должны меняться. Наверное, и руководство должно меняться. В сторону современности. Когда человек перестает видеть что-то вокруг себя и живет только самим собой — вот это самое губительное.
Я иногда бываю там — и даже меня порой не замечают в оперном театре. Они все еще живут тем Айдаром, который был у них солистом, пел вторые партии… И воспринимают меня таким. Меня поражает, что они не знают этого, того, чего я достиг с ансамблем фольклорной музыки, они вне этого. Я это по-татарски называю «наданнык» «неосведомленность» , а люди должны жить осведомленно. Но я Рауфалю Сабировичу очень благодарен, он мне дал две квартиры, два звания. Я навсегда запомнил его фразу: «Как, мой самый народный артист не имеет до сих пор народного звания?
Но во мне сидят высказывания Фуата Шакировича Мансурова, который отмечал: «Этот парень — очень талантливый человек. Знайте: он себя еще проявит». Это говорил Мансуров при коллективе. Был такой режиссер Михаил Панков, бас Большого театра. Он произносил при всех: «Это талантливый человек. Вот такие люди делают театр».
Есть люди, которые замечали перспективу, видели ее, давали мне ориентир. Если бы не было оперной школы, я бы, наверное, на сегодняшний день не смог бы руководить фольклорным ансамблем, потому что там вырос как режиссер, как актер. Когда режиссер Михаил Панджавидзе ставил «Любовь поэта», там была последняя сцена: пароход уплывает, начинается качка; и вдруг на провале он поднял и остановил. Я к Михаилу подошел и говорю: «Почему остановили? И потом отметил: «Это мне Айдар подсказал». Понимаете, есть люди, которые воспринимают, и есть те, которые не воспринимают.
Если кто-то остался в 80-х годах и принимает меня только как моржового певца, то он просто глубоко ошибается. Жизнь продолжается. Я всегда говорю: мне будет 65 лет, а продолжаю развиваться. Расту как музыкант, как человек, который все это чувствует. Элвин Грей, Тямаев — это болезни, буду говорить так. Взамен придет еще кто-то более креативный, на которого сразу все обратят внимание.
Салават пришел тоже так. Он свое дело сделал, я ему благодарен, народ его полюбил. Но скажу одно: со сцены надо уходить вовремя. Я со своим ансамблем пою свои песни — и они хорошо воспринимаются.
В то же время я вижу и положительные стороны этого явления. Я считаю, что сейчас и художественная самодеятельность повысила свой уровень. Профессионалы всегда находят себе дорогу.
Рузиль Гатин был ведущим фестиваля «Йолдызлык-Созвездие». Высокий, стройный, речь великолепная. Я сказал ему: «Ты ведь и сам хорошо поешь, почему не выступаешь? Сейчас он солирует в театре Ла Скала. Я считаю, что человек всегда должен быть в стремлении. Раньше у нас не было исполнителей европейского уровня, а сегодня есть. Очень волнует меня тема утраты аутентичного звучания современной татарской песни.
Каждый народ старается сохранить свое уникальное звучание, и сегодня я, например, легко могу угадать, грузинская эта песня, казахская или еврейская, и так далее. Хотелось бы, чтобы эта уникальная черта была и в татарской песне. Не думаю, что направление, взятое фестивалем «Узгэреш жиле», способствует сохранению этой уникальности. А мы пытаемся повторить их джаз. Нам кажется, если татарскую песню спеть в джазовом стиле, она будет звучать современно и интересно. Я понимаю эту идею. В свое время Ключарев, Олег Лундстрем со своим знаменитым оркестром сделали джазовые обработки татарских песен, и они получились прекрасно, эти записи до сих пор слушают.
Давайте тогда попробуем сыграть джазовый вариант «Лебединого озера» Чайковского? В свое время были эксперименты, они не прижились, так и остались лишь экспериментами. Классика на то и классика, потому что это образец. Что касается фольклора, я в своем ансамбле совершенствую фольклорные произведения и представляю их зрителю. Никто не может сказать, что это не татарское. Я сам удивляюсь, насколько тонко чувствуют наши артисты народный материал. Вы специально набираете уже подготовленную молодежь?
Многие даже нот не знают. Это уму непостижимо. В институте у нас некоторые преподаватели не владеют нотной грамотой, имен не скажу, но они преподают. Ну как человек, сам не зная нот, может научить правильно спеть произведения, например, Жиганова? Чтобы приходили готовые артисты, их надо обучать — в тех же кафедрах по фольклорному искусству, которых сейчас у нас, к сожалению, нет. Чтобы программа обучения включала сценическое движение, вокальное образование, освоение игры на музыкальных инструментах, то есть человек вышел оттуда универсалом. У нас артисты на сцене не только поют, но и танцуют, и играют на инструментах.
У меня часто просят минусовки произведений из нашего репертуара. Хочу сделать минусовки 30-40 песням и раздать фольклорным ансамблям, пусть пользуются. Не всем из этих коллективов доступны профессиональные аранжировки. Я не буду отстаивать авторских прав, не нужно это. Но я занимаюсь фольклором. Можно сравнить с рынком: кто-то продает овощи из теплицы, а какая-то бабушка предлагает помидоры со своего огорода. Я возьму у нее, потому что я не знаю, в каких условиях рос помидор в теплице, чем его удобряли?
Для меня настоящая, аутентичная музыка — пища для души. Сейчас вот продвигают такой древний инструмент, как «кыл-кубыз» струнно-смычковый музыкальный инструмент. Я не затрагиваю настолько древние периоды. Были ли у нас в то время в ходу кыл-кубызы — спорный вопрос. В Татарстане производится юридическое оформление фольклора? Можем ли мы зарегистрировать всемирно известную классику — произведения Чайковского как чисто русские произведения? А что, татары, башкиры не имеют права их исполнять?
Поэтому я такой шаг башкирских коллег не понимаю. Состояние души — музыка, поэзия — это достояние всех народов. Или «Катюша» — это же русская песня, что, нам теперь ее нельзя петь? Пусть, если хотят, замкнутся в себе, и никто из русских, татар, японцев или итальянцев не поет их песни. Пусть поют только башкиры. И это есть достижение высоты, совершенства? Если бы представители других народов пели башкирские песни, и популяризировали их по всему миру, я был бы только рад этому.
У меня тоже есть башкирский курай, я же не называю его татарским кураем, хотя практически такой же инструмент имеется и у татар. Раз уж он назван «башкирским», со сцены я его так и объявляю. В ансамбле работают башкиры, башкирки. Я всю жизнь любил башкирскую народную музыку, первые свои произведения исполнил на башкирском курае. Целый год обучался извлечению звука. И после этого использовал его на эстраде. А откуда тогда гармонь-тальян, «тальянка»?
Она пришла в Россию из Италии, и название происходит оттуда. Сейчас это один из любимых инструментов татар — «тальян гармун». Поэтому я считаю, что попытка заявить об исключительных правах на народные произведения — просто некрасиво, это просто чьи-то домыслы. Я тот, кто работает на основе фольклора. Все мое творчество основано на фольклоре. Часто приходится слышать: «Ансамбль под руководством Айдара Файзрахманова... Иногда даже просто как ансамбль Айдара Файзрахманова.
Видимо, сказывается роль, которую я играю в деятельности этого ансамбля, хотя, естественно, это не мой личный ансамбль, он финансируется государством. Я благодарен, что люди видят мою работу.
Причем один из них еврей, другой — украинец. Таким образом, предложение получил не от своих татар, меня заметили люди других национальностей. Рауфаль Сабирович еще только был назначен новым директором театра, меня привели к нему. Надо взять его в театр, он будет полезен». Новый директор спросил, что я умею. Я рассказал, что играю на баяне, что с Хайдаром Бегичевым ездил в студию Останкино, аккомпанировал ему.
Видимо, директору понравилось, что я и музыкант, и певец, такие были дефицитом. Говорит: «Беру на работу на 140 рублей ставки, приходи». Поинтересовался моим семейным положением. Узнав, что жилья у нас нет, распорядился выделить комнату. У нас с женой появился свой угол! Тут же поехали на гастроли, я пел и подыгрывал себе на баяне. В то время на эстраде аккомпанирующих себе певцов не было. Но популярность эти песни обрели лишь в 1990-х годах, потому что в то время музыку можно было слушать лишь по радио, кассеты, магнитофоны были не у всех.
А Фирзар Муртазин попал как раз на период кассетных записей, поэтому стремительно стал популярным. После консерватории театр стал для меня большой школой. Приезжали великие певцы. Сами выезжали на гастроли по Европе — выступали в Амстердаме, Италии. На примере великих исполнителей понимаешь, что можно стремиться к еще более высоким вершинам. Я радуюсь тому, что татары дали миру хороших классических исполнителей. А сейчас профессиональные исполнители, проложив себе дорогу, вышли на зарубежные сцены, а здесь на сцену поднялась самодеятельность. В то же время я вижу и положительные стороны этого явления.
Я считаю, что сейчас и художественная самодеятельность повысила свой уровень. Профессионалы всегда находят себе дорогу. Рузиль Гатин был ведущим фестиваля «Йолдызлык-Созвездие». Высокий, стройный, речь великолепная. Я сказал ему: «Ты ведь и сам хорошо поешь, почему не выступаешь? Сейчас он солирует в театре Ла Скала. Я считаю, что человек всегда должен быть в стремлении. Раньше у нас не было исполнителей европейского уровня, а сегодня есть.
Очень волнует меня тема утраты аутентичного звучания современной татарской песни. Каждый народ старается сохранить свое уникальное звучание, и сегодня я, например, легко могу угадать, грузинская эта песня, казахская или еврейская, и так далее. Хотелось бы, чтобы эта уникальная черта была и в татарской песне. Не думаю, что направление, взятое фестивалем «Узгэреш жиле», способствует сохранению этой уникальности. А мы пытаемся повторить их джаз. Нам кажется, если татарскую песню спеть в джазовом стиле, она будет звучать современно и интересно. Я понимаю эту идею. В свое время Ключарев, Олег Лундстрем со своим знаменитым оркестром сделали джазовые обработки татарских песен, и они получились прекрасно, эти записи до сих пор слушают.
Давайте тогда попробуем сыграть джазовый вариант «Лебединого озера» Чайковского? В свое время были эксперименты, они не прижились, так и остались лишь экспериментами. Классика на то и классика, потому что это образец. Что касается фольклора, я в своем ансамбле совершенствую фольклорные произведения и представляю их зрителю. Никто не может сказать, что это не татарское. Я сам удивляюсь, насколько тонко чувствуют наши артисты народный материал. Вы специально набираете уже подготовленную молодежь? Многие даже нот не знают.
Это уму непостижимо. В институте у нас некоторые преподаватели не владеют нотной грамотой, имен не скажу, но они преподают. Ну как человек, сам не зная нот, может научить правильно спеть произведения, например, Жиганова? Чтобы приходили готовые артисты, их надо обучать — в тех же кафедрах по фольклорному искусству, которых сейчас у нас, к сожалению, нет. Чтобы программа обучения включала сценическое движение, вокальное образование, освоение игры на музыкальных инструментах, то есть человек вышел оттуда универсалом. У нас артисты на сцене не только поют, но и танцуют, и играют на инструментах. У меня часто просят минусовки произведений из нашего репертуара. Хочу сделать минусовки 30-40 песням и раздать фольклорным ансамблям, пусть пользуются.
Не всем из этих коллективов доступны профессиональные аранжировки. Я не буду отстаивать авторских прав, не нужно это. Но я занимаюсь фольклором. Можно сравнить с рынком: кто-то продает овощи из теплицы, а какая-то бабушка предлагает помидоры со своего огорода. Я возьму у нее, потому что я не знаю, в каких условиях рос помидор в теплице, чем его удобряли? Для меня настоящая, аутентичная музыка — пища для души. Сейчас вот продвигают такой древний инструмент, как «кыл-кубыз» струнно-смычковый музыкальный инструмент. Я не затрагиваю настолько древние периоды.
Были ли у нас в то время в ходу кыл-кубызы — спорный вопрос. В Татарстане производится юридическое оформление фольклора? Можем ли мы зарегистрировать всемирно известную классику — произведения Чайковского как чисто русские произведения? А что, татары, башкиры не имеют права их исполнять? Поэтому я такой шаг башкирских коллег не понимаю. Состояние души — музыка, поэзия — это достояние всех народов.
По словам Файзрахманова, такие представления являются лучшим способом познакомить самую широкую аудиторию с музыкальным наследием татарского народа. Гордость коллектива — репертуар, который ежегодно пополняется. Так, несколько лет назад ансамбль получил от немецких исследователей записи песен военнопленных татар времен Первой мировой войны, сохранившиеся в тюремных архивах в виде грампластинок.
Сегодня мы работаем и с архивными материалами, и с тем, что иногда нам приносят люди — любители или полупрофессиональные исполнители. Наша единственная проблема — это дефицит времени, потому что необходимо распределять его между гастролями, издательской деятельностью, выступлениями на радио и телевидении, общением с публикой. Тем не менее я с гордостью могу сказать, что сейчас в репертуаре ансамбля свыше 130 песен, 16 танцев, 11 инструментальных номеров. И каждый год репертуар обновляется». В ближайших планах — большое количество выступлений, в том числе и перед детской аудиторией.
Айдар Файзрахманов награжден орденом Дружбы
Айдар Файзрахманов слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Файзрахманов Айдар Равильевич-старший наводчик, гвардии рядовой. профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета Казанского государственного педагогического университета. Айдар Фатхрахманович Файзрахманов родился 30 января 1955 года в селе. файзрахманов скачать mp3 или слушать онлайн бесплатно на "Тормыш ул-серле бер. Будучи преподавателем, профессором КФУ, Айдар Файзрахманов подготовил многих одаренных исполнителей.
Айдар Файзрахманов проведет в Татарской Филармонии открытый Мастер-класс
Для сохранения богатого наследия Файзрахманов издал две книги о татарском фольклоре под названием «Онытырга мөмкин түгел». Файзрахманов Айдар Фатхрахманович родился 30 января 1955 г. в д. Средние Берези Арского района ТАССР. профессор кафедры вокальной подготовки музыкального факультета Казанского государственного педагогического университета. Руководимый Айдаром Файзрахмановым ансамбль фольклорной музыки относится к исключительным явлениям культурной жизни нашей республики. Вел концерт сам руководитель Айдар Файзрахманов в непринужденной манере общения с залом, вовлекая студентов в процесс концерта. Файзрахманов Айдар Фаттрахманович известный татарский певец и музыкант,артист оперы,Заслуженный и народный артист РТ,профессор КФУ,художественный руководитель Татарской государственной филармонии.