Вязники родился в вязниках. Смерч в Вязниках Владимирская область 2014 год. Новости города Вязники и Вязниковского района: газета "Маяк" и телевидение "Вязники ТРК". Дорожно-транспортное происшествие случилось в Вязниках на федеральной трассе М-7 «Волга» в районе пересечения автодороги с улицей Удобной вечером 29 сентября. В Вязниках родился и учился дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт В.Н. Кубасов (1935-2014), на счету которого три космических полёта. Подробный прогноз погоды для Вязников на сегодня, завтра, неделю, 10 дней, месяц на Прогноз погоды в Вязниках с точностью до района. родился в Вязниках статистика. Вязник - родился в Вязниках. Дата создания: 13 декабря 2021 г. Любопытные статьи о российской глубинке, исторические и краеведческие материалы, самое интересное из жизни вязниковцев.
На Украине погибли два молодых вязниковца - участника спецоперации
Вязники родился в вязниках. Смерч в Вязниках Владимирская область 2014 год. Кроме того, 28 июля в Вязниках состоится традиционный всероссийский Фатьяновский праздник поэзии и песни — 45-й по счету. ТРК" – это информационно-развлекательный формат вещания.
В Вязниках исполнили волю Валерия Кубасова
Стела в честь вязниковцев — участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла — с трёх сторон окружена барельефами, изображающими их военные и трудовые подвиги. В текстах, выбитых на мраморных плитах между барельефами, приведены конкретные цифры и факты, дающие представление о масштабе вклада вязниковцев в Великую Победу. Композиция в виде стены из звёзд с фамилиями Героев Советского Союза расположена при входе на Аллею Славы. Из них 25 человек получили это почетное звание в годы Великой Отечественной войны. Вязники стали городом, давшим стране больше всего героев относительно численности населения. На Аллее Славы установлен также памятник вязниковцам, ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.
Сегодня, в сообществе в Вконтакте "Вязники наш город",нам поведали о том,что традиционные 9 мая отменятся.
Что так решило руководство и вообще- так будет намного лучше. Онлайн-формат празднования победы,даже можно поменять свой аватар в соцсетях в этот день!
Вязниковские "отцы города" намекали, что будет специальный гость, но до последнего держали имя звезды в тайне. Им оказался певец Сергей Трофимов Трофим.
По одной из исторических версий, именно ремесленники, проживавшие в нашей местности в давние времена вдоль правого берега Клязьмы, основным промыслом которых было плетение вязание предметов обихода из прутьев ивы, дали название сначала слободе, а потом и городу. Ремесленники называли себя вязнИками. Это про называние, чтобы было понятно. Теперь о главном. Казалось бы, для чего нужен очередной сайт, если только в социальных сетях найдется не менее двух десятков сообществ, рассказывающих о том, что происходит в городе и районе; есть ещё печатные издания, публикующие материалы по этой тематике? И есть ли шансы пробудить интерес у читателей к абсолютно новому, пока ещё никому не известному СМИ? Очень надеемся, что шансы есть.
Пользователи соцсетей — и это очевидно — не могут, да и не должны, забираться вглубь волнующих вязниковцев проблем. Неравнодушный человек не может пройти мимо того, что ему кажется неправильным или несправедливым: он выложит фотографию или короткий текст.
В Вязниках парень с редкой болезнью добился получения уникального лекарства
На таком творческом вечере во Владимире писательница Дина Рубина выступает впервые. В нашем городе, как и во всём мире: от Америки до Израиля немало почитателей её таланта. Со сцены она читает фрагменты своих произведений, отвечает на вопросы и рассказывает о жизни и творчестве. Для многих владимирцев чтение книг Дины Рубиной — семейное увлечение. Ольга Гончарова этой встречи ждала с нетерпением.
Вместе с мужем Анна Николаевна воспитала сына. У неё есть внук и два правнука. Ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла, за добросовестный многолетний труд его не раз отмечали медалями и грамотами. Родилась в деревне Тихово Вязниковского района. Мама умерла рано, отцу пришлось воспитывать одному четырёх детей. В годы войны Александра Осиповна работала подсобной рабочей в заготовительной конторе, швеёй на Никологорской швейной фабрике. После войны также много лет трудилась швеёй.
Вместе с мужем вырастила двоих детей, которые сейчас заботятся о ней.
Этот праздник традиционно совмещают с днем города - сами Вязники отметили нынче 245 лет. Открытие торжеств состоялось 21 июля - горожане и гости побывали на "променаде" по валам древнего Ярополча, приняли участие в фестивале поэзии "Пегас над городом", насладилилсь уличным концертом духовых оркестров.
Глава региона вместе с дочкой посетил ярмарку народных промыслов, пообщался с жителями и гостями.
В годы войны трудилась на торфоразработках. В послевоенные годы много лет работала в противотуберкулёзном диспансере, затем — на фабрике им. Парижской коммуны. Награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Семья была большая. Когда началась война, старших детей мобилизовали на трудовой фронт, а Аня с младшим братом помогала матери на ферме: пасла коров, заготавливала сено, убирала навоз и возила на поле. После войны Анна Николаевна пришла работать в инвалидную пошивочную артель, реорганизованную затем во Мстёрскую швейную фабрику.
На этой фабрике прошла вся её трудовая жизнь, отмеченная медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Вязниковского района Владимирской области
- Город Вязники — горячие новости. Главные события и происшествия Вязников.
- Дьявол с сайта знакомств. Душегуб из Вязников мечтал убивать любимых
- Новости по теме
- Архив материалов
- Вязники наш город 2024 | VK
- Муниципальное бюджетное учреждение культуры Вязниковского района Владимирской области
Страницы в категории «Родившиеся в Вязниках»
- Одноклассники
- Бесплатный фрагмент - Неизвестные Вязники
- Вязник - родился в Вязниках | Group on OK | Join, read, and chat on OK!
- Вязник - родился в Вязниках | Group on OK | Join, read, and chat on OK!
- Музей Песни ХХ века
Я в Вязниках родился
В Вязниках простились с гвардии младшим сержантом, погибшем на Украине, а в поселке Лукново Вязниковского района в ближайшие дни похоронят гвардии рядового, не вернувшегося с боевого задания. Выборы Вязниковский район. Итоги выборов в Вязниках. В Вязниковском районе иностранец-нелегал на ферме едва не убил тракториста из чувства мести. Вязники-Трк. Новости часа в Вязниках и Владимирской области. Последствия ДТП в Вязниковском районе ликвидировали 12 спасателей.
На Украине погибли два молодых вязниковца - участника спецоперации
Кроме того, 28 июля в Вязниках состоится традиционный всероссийский Фатьяновский праздник поэзии и песни — 45-й по счету. Он посвящен творчеству нашего земляка, поэта-песенника Алексея Фатьянова. Организатор концерта, который пройдет на «Солнечной поляночке» в городском парке на улице Комсомольской, — управление культуры и молодежной политики Вязниковского района.
Что так решило руководство и вообще- так будет намного лучше. Онлайн-формат празднования победы,даже можно поменять свой аватар в соцсетях в этот день! Какая невиданная щедрость. Уже много лет в Вязниках,да и во всей стране,на 9 мая по городу проходит шествие "Бессмертного полка". Маленькие дети в школах, детских садиках знают-9 мая нужно пораньше встать, и быть ко времени на Советской Площади мы говорим о городе Вязники ,откуда пойдет шествие колонны. Оркестр, много-много людей, шарики, георгиевские ленточки...
Главным событием дня стало открытие обновлённой доски на постаменте памятника уроженцу города Вязники, дважды Герою Советского Союза, лётчику-космонавтику Валерию Кубасову. Мы пообещали исправить неточности. Несколько раз мы созванивались с Валерием Николаевичем, согласовывали текст и макет.
Мы пообещали исправить неточности. Несколько раз мы созванивались с Валерием Николаевичем, согласовывали текст и макет. Вопрос несколько затянулся в связи с подбором фирмы-изготовителя — изделие всё-таки неординарное.
Новости по теме
- Музей Песни ХХ века | Новости
- Вязниковские долгожители получили юбилейные поздравления
- В Вязниках простились еще с одним мобилизованным на СВО
- Вязниковские долгожители получили юбилейные поздравления
МЫ НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ ГЕРОЯ
Дина Рубина “вписала” Вязники в свой роман | Перечень улиц в городе Вязники и ВязниПоказать ещёковском районе, где в текущем году проведут капитальные ремонты дорожного покрытия. |
Вязник - родился в Вязниках 2024 | ВКонтакте | Главная» Новости» Вязники новости происшествия. |
Дина Рубина “вписала” Вязники в свой роман | (Вязники сегодня) — информационный сайт, транслирующий новости города Вязников онлайн. |
Вязники вас помнят и ценят! — новости Вязников | Новости Вязников за 31.07.2023. Подслушано Вязники рождена в 2021 году. |
МЫ НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕМ ГЕРОЯ
Лидия Купчихина родилась в 1964 году в деревне Семынь. Топ-10 новостей в Вязниках (Владимирская область) за сегодня на этот час. ВЯЗНИКИ — последние новости. Вязники — город на северо-востоке Владимирской области России, административный центр Вязниковского муниципального района.
В Вязниках отметили День города
Вязник - родился в Вязниках 23 Apr "Традиционного масштабного шествия «Бессмертного полка» на 9 мая в этом году не будет. Такое решение было принято руководством региона из соображений безопасности. Акция пройдёт в онлайн-формате".
Вязники, ул. Большая Московская, район домов 5-11 GPS: Описание Местом особого почитания вязниковцев, а также обязательным пунктом туристических маршрутов стала Аллея Славы с величественной стелой, ставшей уже практически символом Вязников. Сооружение комплекса началось в 1974 г. Архитектор — В. Трондин, ныне проживающий в п. Мстера он же — автор Фатьяновской площадки , сооруженной в Вязниках в 1978 г.
Благодаря ему были спасены десятки, а может быть, и сотни жизней. Олега Владимировича не вернуть, но светлая память о нём навсегда в сердцах земляков.
Огромное спасибо вам, уважаемая Людмила Сергеевна. За то, что вы есть. За то, что вырастили такого замечательного сына. Молодой, красивый, умный парень. Хороший сын. Верный друг. Так характеризуют вязниковца люди, которые хорошо его знали. А ещё в нём чувствовался стержень. Для готовности положить свою душу за правое дело необходимо иметь великую внутреннюю силу.
Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Ежедневная аудитория портала Стихи.
Вязники наш город
Молодой, красивый, умный парень. Хороший сын. Верный друг. Так характеризуют вязниковца люди, которые хорошо его знали. А ещё в нём чувствовался стержень.
Для готовности положить свою душу за правое дело необходимо иметь великую внутреннюю силу. Олег Швец в полной мере ей обладал. Для него всегда был важен долг. От лица губернатора Владимирской области Александра Авдеева самые добрые слова близким офицера адресовал председатель контрольного комитета администрации региона Сергей Полузин.
Он настоящий сын Отечества. Поэтому сегодня мы говорим о нём очень искренне, слова идут от сердца, — отметил Сергей Полузин.
Он в Ярополче уже не бывал, а в Вязниковской слободе лишь заказывал полотно и пеньку для парусов и такелажа своего любимого детища — военного флота. Как Ярополч-Залесский был церковной столицей Сейчас уже почти лишь одни специалисты-историки помнят, что в течение полутора с лишним десятков лет город Ярополч — предтеча нынешних Вязников — являлся титулярным центром Владимирской епархии, второй церковной столицей наряду с Владимиром на Клязьме.
С тех пор Владимирский край входил в митрополичью, патриаршую и синодальную область, а повторно самостоятельная владимирская архиерейская кафедра была воссоздана лишь при дочери Петра Великого императрице Елизавете Петровне. В начале марта нынешнего года исполняется 270 лет с тех пор, когда императрица Елизавета в 1744 году своим повелением объявила о восстановлении Владимирской епархии, а её вторым центром по традиции православные епархии имеют сразу два центра — главный и титульный был почему-то назван Арзамас — город нынешней Нижегородской области, который тогда также находился в ведении владимирского архиерея. Императрица Елизавета Петровна, сделавшая Ярополч второй церковной столицей С самого начала было решено, что первым епископом Владимирским и Арзамасским станет настоятель Рождественского монастыря во Владимире Платон Петрункевич , потомок малороссийского украинского дворянского рода, пользовавшийся славой прекрасного проповедника и опытного администратора. Однако больше проживавший в Петербурге, чем во Владимире, архимандрит Платон вовсе не спешил становиться епископом и уезжать из столицы.
Только 21 марта 1748 года, спустя долгих четыре года, состоялась хиротония владыки Платона. Однако наречён он был епископом Владимирским и Яропольским, а не Владимирским и Арзамасским! То есть вторым центром епархии официально был признан город Ярополч-Залесский, в ту пору уже находившийся в явном упадке. Почему в качестве титульного второго центра Владимирской епархии вместо Арзамаса признали Ярополч, неизвестно до сих пор.
Троицкий собор в Вязниках — памятник «столичному» статусу бывшего Ярополча Малороссийский генеральный хорунжий Николай Ханенко записал в своём дневнике об этой хиротонии: «В дворцовой большой церкве посвящен епископом в Владимер и Ярополч архимандрит рождественский володимерский Платон Петрункевич, а посвящал оного митрополит киевский, преосвященный Тимофей Щербацкий, с сослужащими с ним епископом псковским Симоном Тодорским, архиепископом С. В новом епархиальном центре Ярополче, который епископ Платон впервые посетил лишь в 1749 году, было запланировано строительство нового каменного собора. Однако его возведение долго откладывалось. Работы стартовали лишь в 1756-м — в последний год жизни владыки Платона — и были выполнены при его преемнике архиепископе Владимирском и Яропольском Антонии I царевиче Багратионе к 1761 году.
Пятиглавый Троицкий собор с высокой шатровой колокольней на Ярополческой Мининой горе стал памятником Ярополчу-Залесскому — епархиальному центру. Местной церковной столицей Ярополч-Залесский оставался 16 лет. Однако в 1763 году к Владимирской и Яропольской епархии был присоединён Муром с округой, который ранее находился в ведении рязанских архиереев. В ту пору в Ярополче и Вязниковской слободе с округой насчитывалось 64 церкви, а в Муроме и его окрестностях — 138 храмов.
Поэтому правившая тогда императрица Екатерина II сочла, что вторым центром епархии должен стать более крупный город с большим числом православных церквей. Соответственно был изменён и титул епископа Павла, который всего лишь год был Преосвященным Владимирским и Яропольским. Екатерина II повелела ему писаться епископом Владимирским и Муромским, указав, что так будет «именоваться пристойнее». Так завершился краткий период возвышения Ярополча-Залесского в качестве церковного центра, памятником чему до наших дней остаётся величественный Троицкий собор.
Зелёный Вяз на жёлтом поле Этот материал стал в 2009 году победителем городской и областной конференции исследовательских работ школьников движения «Отечество». Печатается в сокращении. С древнейших времён герб является символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Он составляется по определённым правилам, принятым в данной стране в тот или иной исторический период, и утверждается специальными законодательными актами.
Вязниковский герб в дореволюционную эпоху 2 марта 1778 года одним из своих указов императрица Екатерина II учреждает Владимирское наместничество, а назначенный наместником граф Р. Воронцов получает высочайшее предписание объехать свои владения и определить штат уездных городов. С марта по июнь длится поездка, в ходе которой он посещает десятки мест, в том числе и Вязниковскую слободу. На основании своих наблюдений Воронцов предлагает преобразовать слободу в город, что и было сделано спустя несколько месяцев 1 сентября.
А спустя ещё три года новоявленный город получает свой герб. Герб Вязников, выполненный Александром Волковым По всей видимости, его автором стал герольдмейстер департамента герольдии Правительствующего Сената, статский советник Александр Андреевич Волков. В описании к вязниковскому гербу говорилось: «В верхней части герба на красном фоне поместить изображение льва в железной короне и с серебряным крестом в лапах, а в нижней части — зеленый вяз на желтом поле, так как оных в том месте произрастает во множестве…» Таким образом, по своему характеру он относился к так называемым «говорящим» гербам, то есть таким, в рисунке которых раскрывалось значение города. В нашем случае — вяз — Вязники.
Следует заметить, что с течением времени городской символ претерпел ряд изменений и окончательно оформился лишь к 30-м годам XIX века. Его подробное описание закреплено в «Полном собрании законов Российской империи»: «В верхней части герб Владимирский: в красном поле, стоящий на задних лапах лев, имеющий в голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. В нижней — дерево вяз в золотом поле, означающий имя сего города». С момента своего появления герб широко использовался как официальный символ Вязников и органов городской власти.
По воспоминаниям краеведа С. Змеева, резное изображение герба украшало здание Вязниковской городской думы вплоть до революции 1917 года. Граф Роман Илларионович Воронцов — консультант и соавтор А. Волкова Был он изображён и на отличительном знаке «городского головы», который изготавливался по специальному заказу и носился представителем высшей администрации на груди на массивной цепи.
Сейчас этот уникальный «свидетель» прошлых эпох хранится в Вязниковском историко-художественном музее. Отличительный знак «Вязниковского городского головы», 16. Так, в фондах того же музея имеется медная бляха сотского, нашивавшаяся на одежду. Печати с изображением герба ставились на паспорта жителей Вязниковского уезда, на свидетельства об окончании учебных заведений, на билеты общественного банка и другие документы.
Старались использовать герб для рекламы своей продукции и местные предприниматели. Правда, ради этого им приходилось идти на разного рода ухищрения, так как правом изображать городской символ обладали лишь представители местной власти. Известно своеобразное использование этого отличительного знака льнопромышленником В. Демидовым: на щите, всю площадь которого занимает изображение вяза, в правом верхнем углу находится «владимирский лев», а в нижней части — тюк ткани с инициалами владельца — В.
Вязниковский герб верой и правдой служил городу и уезду более 130 лет, пока не наступили революционные времена, и на смену старой символике не пришла новая. История городского герба в ХХ веке После установления в Вязниковском крае Советской власти городской герб стал постепенно уходить в забвение. Оно длилось несколько десятилетий, вплоть до середины прошлого века. Известен случай, когда в 1967 году газета «Маяк» опубликовала письмо вязниковца Морозова, в котором отмечалось, что «за последние годы многие города нашей Родины вернулись к одной из наиболее интересных традиций — учреждению своих гербов.
Одни почти без изменения повторяют содержание гербов, существовавших в далёкие времена, другие — видоизменяют их, третьи — создают новые». В своём письме автор предложил исполкому горсовета принять решение об учреждении герба города Вязники к 50-летию Советской власти. Возрождение отличительного символа произошло в конце 60-х годов ХХ века и было связано с развитием туризма и организацией маршрута «Золотое кольцо России», проходящего через древнейшие города — Владимир, Суздаль, Кострому, Ярославль и другие. В так называемое «Малое кольцо» вошёл тогда и город Вязники.
Развитие туризма сопровождалось массовым производством различных сувениров — значков, открыток, содержащих историческую символику города. Но надо заметить, что в те годы изображения герба выполнялись с разными нарушениями. К примеру, на одних значках вяз имел золотистый цвет, вместо зелёного, на других — дерево изображалось не на традиционном жёлтом фоне, а на изумрудном. Часто менялась и сама форма гербового щита.
Положение дел осложняло и негативное отношение государства к церкви. В связи с этим вместо креста в лапах льва неожиданно оказывался посох или направленный рукояткой вверх меч, гарда которого внешне очень схожа с крестом. Более того, на памятной медали, выпущенной к 200-летию Вязников, было решено вообще отказаться от льва и оставить только один вяз. Положение стало меняться лишь на рубеже ХХ—ХХI веков, когда Законодательное Собрание Владимирской области занялось вопросом разработки и утверждения областной символики.
Именно тогда и были утверждены герб и флаг области, гербы районных городов. С тех пор главный символ Вязников вернул себе своё историческое лицо, его изображение в точности соответствует описанному в «Полном собрании Законов Российской империи». В настоящее время увидеть городской герб можно на официальных бланках местной администрации, на различных удостоверениях, на Галерее Славы и других местах. Восстановлен он и на здании бывшей Вязниковской думы.
Фотоиллюстрации предоставлены Н. Фроловым и Историко-художественным музеем г. Вязники были «столицей» Коврова В начале февраля 2014 года исполняется 210 лет с того дня, как город Вязники перестал быть «столицей» для… Коврова! Нет-нет, это не оговорка.
Инициатором подобного положения дел стал император Павел I, который ненавидел свою мать Екатерину II и старался повсюду, где только было возможно, отменить её указы и нововведения. Ковров стал уездным центром в сентябре 1778 года при учреждении Владимирской губернии, прежде являясь селом. Менее чем через год после своего вступления на престол, государь Павел Петрович повелел упразднить ряд «новых» уездов Владимирского края, в числе которых оказался и Ковровский. Город Ковров, переименованный в заштатный город, 8 октября 1797 года был включён в Вязниковский уезд, и, таким образом, Вязники действительно оказались для ковровчан местной столицей.
Император Павел I Князь И. Долгоруков После убийства Павла I в результате заговора в марте 1801 года его сын и наследник Александр I поначалу утвердил «штаты Владимирской губернии» в том виде, в каком они находились при его отце. Однако назначенный в том же году новый владимирский губернатор князь Иван Михайлович Долгоруков решил, что Ковровский уезд необходимо восстановить, и направил соответствующее донесение в Сенат. Сенаторы прониклись доводами губернатора и, в свой черёд, направили доклад государю.
В итоге Александр I восстановил Ковров в качестве уездного центра, а Вязниковский уезд был оставлен в прежних екатерининских границах. Официальное повторное открытие Коврова в качестве уездного центра состоялось 7 февраля 1804 года в присутствии губернатора князя Долгорукова. Но, тем не менее, в истории навсегда осталось, что в течение более чем шести лет именно вязниковские власти управляли ковровчанами. Трижды пропавшие Вязники Пожарник — погорелец, пострадавший от пожара.
Из старой энциклопедии Пожары в России составляли страшное бедствие, истребляя ежегодно сто тысяч строений и причиняя убыток на 50 миллионов рублей. Из ежегодных 28 тысяч пожарных случаев 92 процента приходилось на сёла и деревни дурное устройство печей, труб, деревянные и соломенные строительные материалы. Вязники являются, наверное, единственным городом в России, который трижды пострадал от пожаров — «погорел без остатка». Основанный четыреста лет тому назад город Вязники, тогда ещё село-слобода, в середине XVII века получил подкрепление.
В это время по указу царя Алексея Михайловича был построен рядом великий город Ярополч, в память того древнего Ярополча, который существовал ещё в XII веке и был сожжён монголами в первой половине XIII века. Но новый город-крепость Ярополч не стал неуязвимым от огня, так как был построен полностью из дерева. Его внушительные стены и башни простояли всего полвека. Как пишет в своей книге С.
Змеев, первый большой пожар произошёл 1 июня 1703 года. Он его называет «страшным пожаром». Видимо, С. Змеев видел старый документ того времени, в котором было сказано, что «город Ярополч с Вязниковскою слободою погорел без остатка», и с того времени город Ярополч более уже не возобновлялся.
Начался пожар, пишет Змеев, в «Кривой улице» где располагалась эта улица в 1703 году, мы не знаем. Пострадал в то время и Казанский собор. Икона Казанской Божией Матери во время пожара была перенесена в тёплую Никольскую церковь. Празднование 20-летия Вязниковского пожарного депо.
Снимок отреставрирован К. Можно только представить себе грандиозность этого первого вязниковского пожара! Столетнее развитие Вязников было прервано. Начался второй этап в строительстве нового города.
Остатки этого! Часто попадаются угли и остатки изразцов, кусочки слюды, вероятно, от окон.
Сегодня, в сообществе в Вконтакте "Вязники наш город",нам поведали о том,что традиционные 9 мая отменятся. Что так решило руководство и вообще- так будет намного лучше.
Онлайн-формат празднования победы,даже можно поменять свой аватар в соцсетях в этот день!
Став монархом, Годунов с большим подозрением относился к своему потенциальному сопернику. Лишь осенью 1604 года в разгар борьбы с самозванцем Лжедмитрием I царь доверил Мстиславскому командование войском, посланным против «царя Дмитрия Ивановича», однако 18 декабря князь был разбит под Новгородом-Северским, получив рану в бою. Затем, однако, Фёдор Иванович одержал верх над отрядами самозванца, в том числе и над поддерживавшими его поляками 21 января 1605-го при Добрыничах в нынешней Брянской области. Но спустя несколько месяцев, 23 апреля, умер Борис Годунов, и князь Мстиславский, не жаловавший семейство Годуновых, завязал контакты с самозванцем. Возглавлявший политический сыск при молодом царе Фёдоре Борисовиче Годунове его родственник боярин Семён Никитич Годунов, узнав об измене Мстиславского, даже отдал приказ убить князя, но вскоре Фёдор II был убит, а Лжедмитрий вступил в Москву. Сохранив своё положение первого боярина при «царе Дмитрии Ивановиче», Мстиславский вскоре решил, что дальнейшее пребывание самозванца на престоле, при котором поляки и прочие иноземцы приобретали всё больший вес, нежелательно. Князь инспирировал заговор против Лжедмитрия, в результате которого 17 мая 1606 года тот был убит.
Тогда в Москве опять заговорили о том, что новым царём надо выбрать Мстиславского. Но государем Фёдором III он вновь не стал. Рассудив, что в последние годы цари умирают на Москве слишком часто, князь Фёдор Иванович поддержал кандидатуру князя Василия Ивановича Шуйского. Во время венчания на царство царя Василия IV князь Мстиславский держал над ним Шапку Мономаха — корону московских царей. После начавшейся войны с новым самозванцем Лжедмитрием II, на стороне которого опять выступили поляки и казаки, а также во время подавления восстания Болотникова, Мстиславский стал одним из первых воевод нового царя. Новый царь Василий IV сполна оценил помощь Мстиславского. Именно он в 1609 году пожаловал и без того обладавшему огромным богатством князю «за Московское осадное сидение в Володимерском уезде в Ярополческой дворцовой волости Вязниковскую слободку да село Минино, да Зарецкий стан, да три пятины». Когда в июле 1610-го Василий Шуйский был свергнут, то князь Мстиславский возглавил правительство из семи бояр семибоярщину.
Ему вновь предложили трон, но Фёдор Иванович уже в третий раз от Московского царства категорически отказался. Так как Лжедмитрий II и находившиеся при нём поляки под командой воеводы Сапеги, располагавшиеся в подмосковном селе Тушине, угрожали захватом столицы, Мстиславский высказался за избрание царём сына польского короля Сигизмунда III принца Владислава, дабы власть не досталась новому самозванцу. Он объявил, что сам не хочет быть царём, но не хочет также видеть царём и кого-нибудь из своих братьев бояр, а что должно избрать государя из царского рода. А когда в 1612 году ополчение Минина и Пожарского выбило интервентов и их сторонников из столицы, Мстиславский участвовал в избрании царя Михаила Фёдоровича Романова. Во время венчания нового государя князь осыпал его золотыми монетами, а Шапку Мономаха на этот раз держал дядя нового царя боярин Иван Никитич Романов. Михаил Романов подтвердил за Мстиславским пожалования всех его предшественников, в том числе и Василия Шуйского «в Ярополческой волости слободку непашенную Вязниковскую на речке на Волошне, да к непашенной Вязниковской слободке село Минино на речке на Волчнике, да за рекою стан, да горнего стану три пятины». Нынешние Вязники могли бы стать центром обширного частного имения и, как следствие, никогда бы не стали городом, так как в позднейшей истории России во владельческих имениях новые города не учреждались. После кончины боярина в 1622 году его обширные владения, в том числе вязниковские вотчины, унаследовала вдова, принявшая иноческий постриг с именем Ирина их дочь княжна Ольга Фёдоровна умерла ещё в 1609-м.
После кончины старицы единственной наследницей Мстиславских стала сестра князя Фёдора Ивановича княжна Ирина Ивановна Мстиславская, принявшая в иночестве имя Александры. Она умерла 15 ноября 1639 года в московском Вознесенском монастыре, после чего огромные богатства Мстиславских были отписаны на великого государя. Вязники в конце Смутного времени Перелистывая недавно трёхтомную «Историю Российскую» Василия Татищева, в конце последнего её тома я обнаружил такие строки: «Саадашный перешел Оку, а казаки, отойдя от Волконского, стали в Владимирском уезде в Ерополческой волости и делали великие разорения». Но на этом обширный труд Татищева практически заканчивается. Книга интересна тем, что в ней целая глава отводится событиям на Вязниковской земле, которым без малого 400 лет. Перелистаем же некоторые её страницы. Кто интересовался историей русской Смуты, помнит ту значительную, хотя порой весьма противоречивую роль, сыгранную в ней казаками. Поэтому и отношение к ним в различных слоях русского общества было далеко не однозначным.
Василий Ключевский так пишет об участии казаков в решающих битвах того времени: «В октябре 1612 года казаки взяли приступом Китай-город. Казацкие же атаманы, а не московские воеводы, отбили от Волоколамска короля Сигизмунда, направлявшегося к Москве, чтобы воротить ее в польские руки, и заставили его вернуться домой». На Вселенском соборе, избравшем нового царя в марте 1613 года, слово казаков в поддержку Михаила Романова было, по свидетельству того же историка, весомым. Бесспорно, казаки уже ощущали себя и военной, и политической силой. С избранием царя Смута не закончилась. Народное море ещё волновалось и лихо бродило по Руси. Забрело оно и в наши края. Об этом можно прочитать в одной из глав упомянутой выше книги.
Называется глава «Вязниковский лагерь» и описывает события, произошедшие вслед за переправой запорожских казаков гетмана Сагайдачного у Василия Татищева — Саадашного через Оку. Запорожцы поддерживали польского королевича Владислава, не оставившего надежды на русский престол, а казаки держали сторону Михаила Романова, к тому времени уже шестой год царствовавшего. Между ними был бой как раз при переправе через Оку. Рубились два дня. Сначала казацкие воеводы Волконского отбросили запорожцев на правый берег, но они вновь переправились и оттеснили казаков Волконского к Коломне. Местные дворяне их в город не пустили, а открыли стрельбу: четверых убили и многих ранили. Оказавшись между двух огней, казаки «не сердитым делом» решили на своём круге идти «кормиться» в село Высокое, что в 40 верстах от Коломны. Последние по пестроте состава имели с казаками много общего».
Казаки гетмана Сагайдачного, начало XVII века реконструкция Именно такое разношёрстное возмущённое «войско» появилось в наших краях спустя 20 дней после вынужденного ухода из-под Коломны. Здесь они нанесли поражение большому отряду украинских казаков пана Миневского, захватив знамёна, литавры и много пленных. Затем казаки двинулись дальше на восток, 27 сентября 1618 года вошли в Ярополческую волость и в Вязниковской слободке разбили свой лагерь». Почему казаки пришли именно сюда? Случайно или у них были свои резоны? Автор уверен, что такие резоны были: «Ярополческая волость, — пишет он, — была выбрана как место стоянки казацкого войска едва ли случайно. В царствование Василия Шуйского она была пожалована возглавлявшему Боярскую думу князю Ф. В 1611 г.
По крайней мере, для некоторых казаков, пришедших сюда в сентябре 1618 г. Смута постепенно заканчивалась, но не всё ещё улеглось: государственная казна была пуста, из-за невыплаты жалованья произошли крупные волнения служилых и ратных людей в самой Москве. Что уж спрашивать с казаков, людей вольных и решительных. Позднее в Вязники приехали из Москвы ещё не менее 170 казаков. Во второй половине октября 1618 г. Для обеспечения своей безопасности они возвели в Вязниках острог, а местных крестьян заставили обнести его рвом. В него вело двое ворот с надвратными башнями, площадь острога равнялась четырём десятинам». Относительно места нахождения острога у вязниковских краеведов нет единого мнения.
Виктор Николаевич Маштафаров указывал на городскую площадь, хотя в то время она не была ещё обстроена, а представляла собой болотистую, поросшую кустарником луговину. Донат Андреевич Обидин «отводил» ему место на пересечении улиц Пролетарской и Орджоникидзе. Лев Иванович Аносов привязывает предполагаемое место острога к Муромской дороге и церкви есть указания на нахождение её внутри этого острога. По его предположению, это район Покровского кладбища. Во всяком случае, нынешним краеведам есть над чем поразмыслить. А пока перенесёмся вместе с автором книги в то время: «Первые дни в войске поддерживалась строгая дисциплина. Употребление и даже хранение вина запрещалось под угрозой смертной казни. Приезжавшие в Вязники видели на дорогах убитых казаками крестьян».
Из Вязников казаки ходили за добычей и в соседние уезды — Муромский, Нижегородский, Луховский, Гороховецкий. Но и сами казаки а с ними и местные крестьяне подвергались опасности — нападению со стороны запорожцев. Однажды те окружили и сожгли 40 казаков в деревне, где они были на «приставстве». В другой раз казаки атамана А. Реброва одержали победу над запорожцами и отослали несколько пленных из Вязников в Нижний Новгород. Вольно или невольно казаки оказывались защитниками крестьян, но в первую очередь они ощущали себя частью, возможно, наиболее значительной, чуть ли не центром, казацкого мятежа. Иначе как объяснить следующее место из книги А. Станиславского: «К мятежному войску К.
Чермного из Вязников отправилась делегация во главе с атаманом Д. Пальчиковым — казаки призывали своих товарищей соединиться с ними в Вязниках. Этот призыв не остался без ответа, чем и можно объяснить появление казаков Чермного в середине октября в районе Мурома. Во второй половине октября — в ноябре 1618 г. Автор книги допускает вероятность объединения казаков в одно большое мятежное войско в Вязниках. По крайней мере, Нижегородский воевода Борис Лыков свои грамоты направлял именно сюда. Ларионов, а 7 октября он доставил «отписку» казаков назад. Никитин и посадский человек И.
Андреев и вручили казакам ещё одну грамоту воеводы Лыкова. Ответ на грамоту доставила в Нижний Новгород целая делегация из есаулов и рядовых казаков. И наконец, 20 октября нижегородский дворянин М. Коблецкий доставил в Вязники третью грамоту воеводы. Четырёх курьеров задействовал воевода в этой переписке с казаками. Общий вид Ярополи сейчас ул. Киселёва Не только из Нижнего Новгорода, но и из Москвы, порой с риском для жизни приезжали гонцы. До Вязников они добрались 2 октября, причём с большими трудностями: в 30 верстах от Владимира на них напали украинские казаки, и Ю.
Десятого был ранен саблей. Хотя наш край играл в описываемых событиях, скажем так, «страдательную» роль, но тем не менее в истории Смуты о нём сохранилась память благодаря именно этим событиям. Он же вошёл и в историю казачества, оставшись на страницах её летописи в таких, на первый взгляд, «временных» были здесь казаки всего-то ничего — около двух месяцев терминах как «вязниковский лагерь», «вязниковское казачье войско», «вязниковские казаки», наконец. Но какова же была развязка, чем всё закончилось? Сходка, связанная с приездом в Вязники М. Колбецкого, происходила внутри острога: на церковной паперти стояло несколько атаманов, вокруг собралось около 200 казаков». Казаки требовали выплаты «полного» жалованья, вознаграждения за своё участие в освобождении Москвы, сохранения внутреннего устройства своего войска. Были происходившие в Ярополческой волости события маловажными, незначительными?
Думается, что нет, и вот почему. В это же самое время мятеж казаков происходит и в Москве: тысячи три казаков, «проломиша за Яузою острог побегоша из Москвы». По Владимирской дороге — в Вязники: «О том, что там расположились ушедшие со службы казаки, знали, — предполагает автор книги, — хотя бы со слов П. Родионова и других вязниковских челобитчиков, приехавших в столицу ещё 19 октября». Значит, Вязники притягивали к себе казаков как центр мятежа.