После интенсивных переговоров страны Организации Североатлантического договора (НАТО) договорились исключить для Украины требование о выполнении Плана действий по членству для вступления в альянс. Страны бывшего СССР, вступившие в НАТО и планирующие вступить в северо-атлантический блок. Изначально членами Организации Североатлантического договора, НАТО (англ.
Создание НАТО
Ранее генсек организации Йенс Столтенберг напомнил, что Финляндия вступает в ряды альянса в день его рождения — Вашингтонский договор был подписан 4 апреля 1949 года. Президент России Владимир Путин считает Организацию Североатлантического договора (НАТО) задним двором США В интервью программе "Москва. Страна официально становится 31-м членом Североатлантического альянса с 4 апреля. НАТО (Организация Североатлантического договора) была основана в 1949 году.
Финляндия официально стала членом НАТО
Около миллиона беженцев покинули Косово, и часть мандата СДК заключалась в защите гуманитарных миссий в дополнение к сдерживанию насилия. В августе-сентябре 2001 года альянс также провел операцию Essential Harvest , миссию по разоружению этнических албанских ополченцев в Республике Македония. По состоянию на 1 декабря 2013 года 4882 солдата KFOR, представляющих 31 страну, продолжают действовать в этом районе. Американско-британская сторона утверждала, что это подорвет авторитет альянса, и отметили, что Россия и Китай воспользуются своим вето Совета Безопасности, чтобы заблокировать удар по Югославии , и могут сделать то же самое в будущем. Признавая военную обстановку после окончания холодной войны, НАТО приняла Стратегическую концепцию Североатлантического союза во время своего саммита в Вашингтоне в апреле 1999 года, в котором особое внимание уделялось предотвращению конфликтов и управлению кризисами. В статье говорится, что нападение на любого члена должно рассматриваться как нападение на всех. Призыв был подтвержден 4 октября 2001 года, когда НАТО определила, что атаки действительно соответствовали условиям Североатлантического договора. Восемь официальных действий, предпринятых НАТО в ответ на атаки, включают операцию Eagle Assist и операцию Active Endeavour , военно-морскую операцию в Средиземном море, направленную на предотвращение передвижения террористов или оружия массовое уничтожение и повышение безопасности судоходства в целом, которое началось 4 октября 2001 г. Альянс продемонстрировал единство: 16 апреля 2003 г. Родригес в Смена итальянского командования в Герате ISAF первоначально была обвинена в обеспечении безопасности Кабула и прилегающих территорий от Талибана , Аль-Каиды и фракционных полевых командиров. На своей Чикагской встрече на высшем уровне 2012 г.
ISAF были расформированы в декабре 2014 г. Целью NTM-I было оказание помощи в развитии учебных структур и институтов иракских сил безопасности, чтобы Ирак мог создать эффективный и устойчивый потенциал, отвечающий потребностям страны. NTM-I не был боевой миссией, это отдельная миссия под политическим контролем Североатлантического совета. Его оперативный акцент был сделан на обучении и наставничестве. Действия миссии координировались с иракскими властями и возглавляемым США заместителем генерального командующего по консультированию и обучению, который также выполнял функции командующего НТМ-I. Официально миссия завершилась 17 декабря 2011 года. Турция сослалась на первые встречи по статье 4 в 2003 году в начале войны в Ираке. Турция также дважды ссылалась на эту статью в 2012 году во время гражданской войны в Сирии , после сбития невооруженного турецкого разведывательного самолета F-4 и после того, как миномет был обстреляли Турцию из Сирии , и снова в 2015 году после угроз со стороны Исламского Государства Ирака и Леванта его территориальной целостности. Антипиратские действия в Аденском заливе USS Farragut уничтожение сомалийского пиратского катера в марте 2010 г. Начиная с 17 августа 2009 г.
Кого бомбили и куда вторгались страны альянса после Второй мировой войны Где НАТО, там беда Когда и где оставили свои кровавые следы США и страны Североатлантического альянса после Второй мировой войны После Второй мировой войны в 153 странах произошло более 250 военных конфликтов. Во-первых, война — это важная прибыльная часть экономики и западных корпораций. Военно-промышленный комплекс получает выгодные заказы на поставку вооружений, ученые — гранты на разработку нового оружия, частные подрядчики — военные контракты. Во-вторых, расходы на оборону создают новые рабочие места, причем не только на предприятиях ВПК, но и в смежных областях. В-третьих, война — хороший способ отвлечь внимание своих граждан от внутренних проблем. Наконец, бомбежки и ракетные атаки, убийства мирных жителей порождают ненависть к агрессорам, а значит, постоянно создают для США новых врагов, которых непременно надо уничтожить. Получается такой вот замкнутый круг… Из истории вопроса... За 73 года своего существования альянс никого не защищал, а только нападал, постепенно превратившись в инструмент расширения американского влияния в мире.
В настоящее время все чаще звучит тезис о том, что Североатлантический союз нуждается не в потребителях безопасности, а в ее поставщиках. Однако имеющийся разрыв возможностей между вооруженными силами Соединенных Штатов и их европейских союзников по НАТО не позволяет сегодня в полной мере реализовать на практике новые подходы к проецированию военной силы и выполнять новые задачи. В ближайшем будущем, вероятно, ситуация может еще больше ухудшиться в свете развивающегося экономического кризиса в Европе. Ряд экспертов полагает, что заявленный «сдвиг» внешнеполитического вектора Вашингтона в сторону АТР, уже выразившийся в значительном сокращении американского военного присутствия в Европе, также будет дополнительным вызовом для европейских членов альянса. Разрыв между союзниками проявляется и в сложности выработки внутри самого Североатлантического союза единого стратегического понимания путей развития Организации, что не позволяет говорить о полном внутреннем единстве в альянсе по поводу ясной стратегии, общих целей и ценностей. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся разногласия, Вашингтон и Брюссель явно нацелены на формирование натоцентристской модели мира с превращением Североатлантического союза в ключевой орган глобального военно-политического регулирования. При этом расширение функционала НАТО и ее продвижение на Восток по-прежнему рассматривается в штаб-квартире альянса в качестве одного из важнейших направлений его системной трансформации. Происходящее в настоящее время расширение функциональной сферы НАТО охватывающей также и целый ряд невоенных вызовов порождает новые комплексные или системные угрозы России. Так, вторая после окончания холодной войны волна расширения не только открыла альянсу путь в регион ЦВЕ, но и позволила блоку вплотную приблизиться к российским границам. Определенная опасность просматривается в стремлении НАТО обеспечить себе беспрепятственный доступ к глобальной транспортной инфраструктуре, взять под контроль мировые сырьевые ресурсы и киберпространство. При этом предполагаемый алгоритм взаимоотношений Североатлантического союза с другими организациями и отдельными странами в рамках натоцентричной модели евроатлантической безопасности оставляет ограниченное пространство для российско-натовского сотрудничества и ведет к усилению конфронтационных ожиданий.
Североатлантический альянс представляет собой военно-политическую организацию в которой присутствует как военная, так и гражданская составляющая. Его официальные цели заключаются в повышении благосостояния региона, создании системы коллективной безопасности и упрочения стабильности, однако фактически альянс с самого начала своего возникновения был направлен на противодействие СССР, ограничение распространения его влияния, создание военного контингента для возможной войны с СССР и его союзниками. В 50-х годах на фоне «потепления» в отношениях между СССР и США, советское руководство и дипломатия предприняли попытку присоединения к НАТО, как структуре, обеспечивающей коллективную безопасность в Европе и в потенциале во всем мире, однако получили отказ. Советская сторона справедливо указала, что создание односторонних военных организаций, разделяющих государства с политико-идеологической точки зрения не будет способствовать установлению мира и стабильности, но напротив повлечет за собой нарастание напряжения и противостояния между сторонами.
Организация Североатлантического договора
Государства-члены НАТО подписали протоколы о присоединении Финляндии и Швеции к Североатлантическому совету 5 июля 2022 года. На русском аббревиатуру можно расшифровать как Организация Североатлантического договора. Лайф перечисляет список государств – членов НАТО, которые подписали Вашингтонский договор и теперь входят в состав Североатлантического альянса. Ряд министров иностранных дел, подписавших Североатлантический договор, принимали активное участие в работе НАТО на последующих этапах своей карьеры. НАТО (Организация Североатлантического договора) была основана в 1949 году.
Расширение НАТО
Согласно договору, страны Североатлантического Альянса обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение. Организация Североатлантического договора. Организация Североатлантического договора [НАТО; англ. Политические и правовые основы функционирования НАТО были заложены в содержание Североатлантического договора. В НАТО (Организацию Североатлантического договора) входит 31 страна-член, и она была создана в 1949 году. Главная» Новости» Финляндия нато новости. Финляндия передала США документ о присоединении к НАТО и официально стала 31-м членом альянса. После распада Советского Союза и Организации Варшавского договора НАТО взяла направление на укрепление безопасности во всем Евро-Атлантическом регионе.
Государства – члены НАТО: актуальный перечень членов альянса
Для Швейцарии нейтралитет — один из основополагающих принципов её политики. Убедившись в ходе своего исторического развития в том, что внеблоковый статус даёт существенные преимущества — прежде всего в экономической сфере, — эта страна до сих пор придерживается этого принципа. Австрия остаётся внеблоковой во многом по причине того, что предоставление ей суверенитета странами — победительницами во Второй мировой войне было обусловлено её нейтральным статусом. И австрийцы пока не хотят нарушать эти условия. Что же касается Ирландии, то она не вступила в НАТО исключительно в пику Великобритании, с которой у неё до сих пор остаётся нерешённым территориальный спор о Северной Ирландии.
Данное мнение в одном из своих интервью высказывал сенатор Олег Морозов. Уверен, что никаких последствий это иметь не будет ни для экономического положения на Украине, ни для ее безопасности, так как мирный процесс в Донбассе зависит не от позиции НАТО, а от политической воли Киева, которую он не проявляет», — заявил О.
По мнению сенатора, Киев зря надеется на помощь Североатлантического Альянса. Отметим, что при предоставлении данного статуса страна может получить расширенный доступ к программам и проводимым мероприятиям от НАТО, возможности по обмену данными и проведению совместных военных учений. При этом важно понимать, что закрепление за Украиной этого статуса не означает, что вопрос с ее членством в Альянсе решен.
Для Швейцарии нейтралитет — один из основополагающих принципов её политики.
Убедившись в ходе своего исторического развития в том, что внеблоковый статус даёт существенные преимущества — прежде всего в экономической сфере, — эта страна до сих пор придерживается этого принципа. Австрия остаётся внеблоковой во многом по причине того, что предоставление ей суверенитета странами — победительницами во Второй мировой войне было обусловлено её нейтральным статусом. И австрийцы пока не хотят нарушать эти условия. Что же касается Ирландии, то она не вступила в НАТО исключительно в пику Великобритании, с которой у неё до сих пор остаётся нерешённым территориальный спор о Северной Ирландии.
Высший руководящий орган НАТО — Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. Сегодня, 27 апреля в истории: 1908.
Финляндия официально присоединилась к Североатлантическому альянсу.
- Где НАТО, там беда
- НАТО — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- Суть Североатлантического договора
- Российский институт стратегических исследований
Сосед России стал официальным членом военного блока NATO
Однако в обоих случаях дальше разговоров дело не пошло. Последовательно говорилось и президентом самим, и от имени президента, что уже сейчас существует новая Россия, у которой нет никакого глобального проекта по изменению мира, у которой нет никаких агрессивных планов Сергей Станкевичбывший советник Бориса Ельцина Расширение НАТО на Восток Россия критиковала расширение НАТО, особенно когда в альянс вступали страны, ранее входившие в ОВД или Советский Союз. Особую озабоченность России вызывало желание вступить в альянс со стороны Грузии и Украины. В апреле 2008 года на встрече в Бухаресте лидеры государств-членов НАТО впервые озвучили мысль о том, что Тбилиси и Киев со временем смогут стать членами организации. По словам президента РФ, из-за несоблюдения договоренностей «крайне трудно вести диалог с подобными людьми». Постепенное ухудшение отношений привело к тому, что в декабре 2021 года российский МИД опубликовал проекты договоров о гарантиях безопасности. Москва предложила США и НАТО: проявлять сдержанность при проведении учений рядом с границами России; отказаться от военной деятельности на территории Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии; гарантировать отказ от дальнейшего расширения альянса и размещения вооружений в странах, присоединившихся к блоку после 27 мая 1997 года, когда был подписан акт Россия — НАТО «Акт о базовых отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом». Было проведено три раунда переговоров, в конце января 2022 года Россия получила письменные ответы на свои предложения. Однако по ключевым пунктам — нерасширению НАТО на Восток и возвращению к границам 1997 года — был получен отказ.
Западные союзники Киева заявляют о поддержке намерений Киева, однако конкретных сроков вступления Украины в альянс никто не называет. В июне 2022 года на саммите НАТО в Мадриде Россию и вовсе определили как наиболее серьезную и прямую угрозу безопасности всем странам-участницам альянса. При этом президент Путин регулярно подчеркивал , что Москва не собирается воевать с Североатлантическим альянсом.
Новое здание штаб-квартиры Организации Североатлантического договора. Брюссель Бельгия.
САС — высший политический орган, обладающий правом принятия решений по всем вопросам деятельности альянса. В него входят представители всех стран — участниц блока, пользующиеся равными правами при обсуждении и принятии решений. Организационно-правовой формой деятельности САС являются сессии, которые различаются уровнем представительства главы государств и правительств, министры иностранных дел, министры обороны, постоянные представители государств-членов и периодичностью проведения плановые и внеочередные. Место, время и уровень их проведения определяет генеральный секретарь НАТО после соответствующих консультаций. Полномочия САС и принятые решения имеют одинаковый статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.
Сессии САС на уровне глав государств и правительств саммиты проводятся для решения особо важных вопросов, как правило, раз в 2 года. Не реже 2 раз в год на уровне министров иностранных дел проходят летняя и зимняя сессии САС, в которых в зависимости от характера обсуждаемых вопросов возможно участие министров экономики и финансов, а также других министров государств — членов альянса. Решения на заседаниях этого органа принимаются по принципу консенсуса, оформляются в виде заключительного документа и подписываются представителями государств-участников. Летние сессии проходят поочерёдно в странах блока, зимние — в штаб-квартире альянса. При необходимости принятия безотлагательных решений могут созываться внеочередные сессии САС.
В период между министерскими сессиями не реже 1 раза в неделю проводятся заседания постоянных представителей государств — членов альянса в ранге послов. На них рассматриваются политические аспекты текущей деятельности блока, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным международным проблемам, координируются действия национальных правительств по проведению военно-политических мероприятий, разработанных руководящими органами альянса. КВП является высшим военно-политическим органом по решению вопросов организации руководящих военных органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиционных сил, выработки стратегических концепций блока, военного участия стран в союзе. Заседания комитета с участием министров обороны государств — членов блока кроме Франции проводятся 2 раза в год перед сессиями САС. На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной военной деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиционными органами военного управления.
В период между заседаниями КВП министерского уровня руководство военно-политической деятельностью альянса осуществляется постоянными представителями стран блока, которые в ходе заседаний рассматривают проблемы текущей военно-политической деятельности альянса, обсуждают и решают административно-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых военных органов. ГЯП — высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия , контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. Подготовительную работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю.
В её состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений государств — членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством представителя США. Генеральный секретарь не входит в состав какой-либо национальной делегации и подотчётен только САС. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря как правило, бывший министр иностранных дел одного из государств альянса должен владеть английским и французским языками.
В российском МИД уже пригрозили принять ответные меры военно-технического и «иного характера» для «устранения угроз после вступления Финляндии в НАТО». Парламенты обеих стран одобрили вхождение в альянс в марте этого года. Вступление Финляндии одобрили все страны, Швеция пока ждет одобрения от Турции и Венгрии.
По итогам саммита альянса в Вильнюсе в 2023 года его члены подтвердили намерение принять Грузию в состав организации с сохранением плана действий для членства в альянсе эта процедура была упразднена для Украины. В 2022 году грузинский премьер Ираклий Гарибашвили заявил, что перед вступлением в НАТО Грузия должна урегулировать территориальные вопросы. Украина подала заявку на вступление в НАТО в ускоренном порядке 30 сентября 2022 года. Однако ряд высокопоставленных чиновников в странах - членах альянса заявляли, что в условиях военных действий Киев не может вступить в НАТО и вопрос присоединения Украины пока не стоит на повестке дня. В декабре 2023 года президент США Джо Байден заявил, что "НАТО, без сомнения, будет в будущем Украины", но только после окончания боевых действий и когда все страны - члены альянса дадут согласие и будут выполнены все условия. По оценкам американского Центра по контролю над вооружениями и нераспространению на 2021 год, на военных базах на территории пяти государств, входящих в НАТО, - Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов и Турции - находится около 100-150 американских тактических ядерных бомб, порядка 20 из них - в Германии. Основополагающий акт Россия - НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, подписанный в Париже 27 мая 1997 года, включает пункт о том, что страны НАТО "не имеют намерений, планов или причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов и не имеют необходимости изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику НАТО, а также не предвидят необходимости делать это в будущем".
Однако 19 ноября 2021 года на конференции, организованной Германским атлантическим обществом, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что, если Германия откажется от размещения ядерного оружия США на своей территории вопрос возможного отказа ФРГ обсуждался в немецких СМИ , оно "может оказаться в других европейских странах, в частности к востоку от Германии". В Госдепартаменте опровергли планы размещения ядерного оружия в Польше. По оценке российских военных, прием в НАТО новых членов влечет сокращение периода стратегического развертывания войск альянса, а у России уменьшается время для приведения своих сил в боеготовность. В 2008 году на фоне подготовки очередного расширения альянса и разработки планов размещения в Польше и Чехии элементов противоракетной обороны США президент Дмитрий Медведев выступил с предложением заключить договор, в котором был бы закреплен принцип неделимости безопасности. Документ был "призван подтвердить в юридически обязывающей форме, что ни одно государство или международная организация не могут иметь эксклюзивных прав на поддержание мира и стабильности в Евро-Атлантике".
Глава МИД Финляндии подписал документ о вхождении страны в НАТО
Премьер-министр Швеции Кристерссон: военная интеграция страны в НАТО завершилась. Сколько стран входит в НАТО и какие это государства. Материал из Википедии — свободной энциклопедии Организация Североатлантического договора, НАТО, Северо-Атлантический Альянс (англ. Спецоперация на Украине окажет глубокое влияние на Организацию Североатлантического договора (НАТО), которая собирается.
Государства – члены НАТО: актуальный перечень членов альянса
Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation) – военно-политический союз европейских государств, США и Канады. Страны бывшего СССР, вступившие в НАТО и планирующие вступить в северо-атлантический блок. Организация Североатлантического договора НАТО (North Atlantic Treaty Organization — NATO), военно-политический союз, направленный против социалистический стран и национально-освободительная движения; создан по инициативе США.
4 апреля - 75 лет назад создана Организация Североатлантического договора (НАТО)
Однако, Германия, которая твёрдо закреплена в изменённом НАТО, под этим я подразумеваю НАТО, которая гораздо менее военная организация и гораздо более политическая, не будет иметь необходимости в независимом потенциале. Конечно, должны быть железные гарантии того, что юрисдикция или силы НАТО не будут двигаться на восток. И это должно быть сделано таким образом, чтобы удовлетворить соседей Германии на востоке. A neutral Germany would undoubtedly acquire its own independent nuclear capability. However, a Germany that is firmly anchored in a changed NATO, by that I mean a NATO that is far less of [a] military organization, much more of a political one, would have no need for independent capability. See Document 28 Президент Франции Франсуа Миттеран в письме президенту США Джорджу Бушу-старшему : я обещал Горбачёву что с западной стороны мы, безусловно, не откажемся подробно изложить гарантии того, что он будет иметь право рассчитывать на безопасность своей страны. Мы должны попытаться развеять опасения г-н Горбачёва... Но раз за разом эти предложения отклонялись и не рассматривались.
Стоит вспомнить, что даже в 1990-е годы, когда отношения России и стран Запада были как никогда дружественными, руководство НАТО не делало России предложений о вступлении в эту организацию. Цитаты В декабре 2014 года на ежегодной пресс-конференции Путин высказал своё мнение по вопросу о расширении НАТО: Вы сейчас сказали, что рухнула Берлинская стена.
Теперь вы знакомы со списком стран участников НАТО.
Однако есть и те государства, которые только планируют войти в список стран членов НАТО, с ними мы познакомимся далее. Теперь давайте уточним названия и данные о тех государствах, что только планируют вступить в Северо-Атлантический альянс. Вступить в НАТО могут страны, соответствующие ряду характеристик: географическое положение в Европе; демократическое государство; готовность внести вклад в безопасность региона.
Если страна соответствует вышеизложенным требованиям, она должна осуществить специальный план действий. После этого начинаются переговоры о возможности вступления кандидата в члены альянса.
Затем генсек Йенс Столтенберг предложит Финляндии вручить Блинкену свой собственный документ о принятии, подписанный министром иностранных дел Пеккой Хаависто. И в штаб-квартире альянса на окраине Брюсселя поднимается флаг нового участника блока. Это событие знаменует конец эры военного неприсоединения Финляндии, которая началась после Второй мировой войны. Несмотря на попытки Хельсинки возложить ответственность за смену традиционного нейтрального статуса на Россию и ее специальную военную операцию на Украине, следует вспомнить, что Суоми и НАТО связывают тесные отношения на протяжении десятилетий. В частности, Финляндия поддерживает официальные отношения с НАТО с 1994 года, когда она присоединилась к программе «Партнерство во имя мира». И тема членства в Организации Североатлантического договора уже в прошлые десятилетия активно обсуждалась финскими политиками. Хельсинки давно поддерживает тесные отношения с НАТО и закупает военную технику у членов альянса, включая самолеты F-35 Lightning II, при этом вновь закупаемое финскими военные оборудование должно соответствовать стандартам НАТО.
Политические и правовые основы функционирования НАТО были заложены в содержание Североатлантического договора. Их детализация и военно-теоретические положения по применению вооружённых сил альянса отражались в стратегических концепциях НАТО, директивах, руководящих указаниях и других концептуальных документах, содержание которых менялось по мере расширения альянса и эволюции взглядов военно-политического руководства на способы ведения войны. В период «холодной войны» были приняты 4 стратегические концепции 1950, 1952, 1957, 1968 , последняя из них в вопросах применения вооружённых сил блока имела универсальный характер и действовала до конца 1980-х гг. С распадом международной системы стран социалистического содружества и ОВД руководство НАТО приступило к пересмотру военно-политических целей, провозгласив, что политика альянса в области безопасности базируется на трёх элементах: диалоге, сотрудничестве и обеспечении потенциала коллективной обороны. В Стратегической концепции 1991 г. Так, было заявлено, что потенциальная угроза для стран — членов НАТО исходит не от спланированной агрессии, а от нестабильности на Европейском континенте, вызванной социально-экономическими и политическим проблемами, этническими разногласиями и территориальными спорами. Кроме того, в документе подчёркивалось, что, хотя сложившееся положение в Европе в ближайшей перспективе делает крупномасштабное нападение на союзников маловероятным, всё же такая возможность не может исключаться.
Таким образом, НАТО пошло по пути расширения списка возможных угроз для обоснования проецирования силы за традиционную зону ответственности, открывая возможности для вмешательства во внутренние дела других государств. В 1992 г. С 1994 г. Программа охватывала 34 государства, впоследствии их часть вошла в состав альянса, сотрудничество с Россией и Белоруссией было приостановлено, соответственно, в 2014 и в 2021 гг. В 1999 г. Концепция предусматривала расширение функциональных и географических границ путём принятия новых членов в Североатлантический союз и активного вмешательства во внутренние дела суверенных государств. К перечню угроз, для отражения которых допускалось применение военной силы, добавились: обострение внутриполитической обстановки в государствах вследствие провала социально-экономических реформ, дезинтеграция отдельных стран, попрание прав человека, нарушение функционирования телекоммуникационных и информационных систем, неконтролируемая миграция населения.
Несмотря на признание альянсом правил применения силы, установленных международным правом, в документе предусматривалась возможность осуществления военно-силовых акций без санкции Совета Безопасности ООН. Принятие альянсом от США командования Международными силами содействия безопасности в Афганистане в августе 2003 г. В стратегической концепции НАТО, принятой в ноябре 2010 г. Было заявлено, что стратегия альянса заключается в достижении безоговорочного доминирования во всех сферах мирового развития. При этом обновлённая стратегия предусматривала продолжение трансформации блока из евро-атлантической оборонной структуры в организацию, занимающуюся обеспечением безопасности в глобальном масштабе. Глобальные устремления НАТО просматривались в её попытках играть значимую роль не только в вопросах обороны, предотвращения вооружённых конфликтов или террористических атак, но и в вопросах энергетической и экологической безопасности, которые относятся к экономической и природоохранной сферам и не имеют ярко выраженной военной составляющей. С января 2015 по сентябрь 2021 гг.
В июне 2022 г. Одним из основных пунктов документа является определение России как «самой значительной и прямой угрозы безопасности» альянса. Кроме того, угрозой ценностям и интересам альянса в концепции обозначены партнёрские отношения между РФ и КНР. Ответственность за вооружённый конфликт на юге и юго-востоке Украины, начавшийся после государственного переворота 2014 г. В связи с этим страны — члены альянса заявили о намерении продолжить оказание военной помощи Украине. Также в рамках новой концепции стратегической задачей названо укрепление восточного фланга альянса.