О том, что происходит в это время с их организмом и почему поститься полезно всем, вне зависимости от веры или ее отсутствия, расскажем в нашем материале. Если рассматривать пост применительно только к телу, то я скажу так: он, как и всё на этой планете, может быть и полезен, и вреден. Приближается Великий пост, который предшествует празднованию Пасхи. Стоит ли поститься детям и в чем смысл 40-дневных ограничений, рассказали священник и гастроэнтеролог.
Что такое пост
- Самая тяжёлая часть – первая пара дней
- Современный врач современному человеку о посте
- Что происходит с организмом во время поста — рассказываем есть ли польза или вред
- Пост: прекрасная возможность для очищения организма | Энтеросгель
С точки зрения здоровья: полезен ли Великий пост?
Что такое строгий пост В Великий пост перед Пасхой ограничения в выборе продуктов очень серьезные. Они касаются не только сочных мясных отбивных и тортиков на сливочном креме, но и от молока, яиц, рыбы, животного и растительного масла. Постным маслом можно сдабривать пищу только по выходным. В остальные дни недели следует питаться исключительно растительной пищей, в основном, кашами на воде и сырыми овощами. Такой режим питания полагается соблюдать больше месяца — целых 40 дней. Хуже всего приходится в первую неделю поста. В это время разрешены только не прошедшие термическую обработку продукты и холодные напитки буквально хлеб да вода. И все это после — «жирной» и обильной Масленицы, когда православные позволяют себе объедаться чуть ли не до отвала. Сам по себе такой режим питания чреват развитием гастрита. Изначально строгий пост был вызван не столько христианскими побуждениями, сколько элементарной необходимостью.
После долгой зимовки в каждом крестьянском доме обычно оказывались съедены все запасы продуктов.
Для них, скорее, стоит смотреть на риски, которые несет столь долгий срок ограничений питания, говорит наш эксперт. Кому пост не рекомендован? Людям с хроническими болезнями, вступая в пост, стоит посоветоваться со своим лечащим врачом и с духовником, какие ограничения в питании будет соблюдать посильно. Возможно, для них подвиг поста будет заключаться больше в духовном пути, чем в телесном. Особенно внимательными к своему самочувствию стоит быть людям с сахарным диабетом, с болезнями желудочно-кишечного тракта. Варьируем блюда день ото дня. Это и для здоровья будет лучше, и пост пройти с большей радостью позволит.
База постного стола, - сложные углеводы. Тут и любимая нами гречка, геркулес, темный рис, макароны из твердых сортов пшеницы. Можно использовать отруби богатая клетчаткой пища , добавляя их в каши, в супы. Лучше всего для желудка, особенно проблемного, - чечевица. Из нее можно готовить и похлебку, и гарниры, и в салаты добавлять. Прекрасное блюдо к постному столу на основе нута — это хумус.
Во время поста в Рамадан чувствительность к инсулину повышается, и это весьма важная особенность.
Повышенная чувствительность клеток к инсулину приводит к более лучшему регулированию уровня сахара в крови после принятия пищи , что снижает нагрузку на поджелудочную железу. Если у постящегося было высокое кровяное давление, оно в подавляющем большинстве случаев приходит в норму. Кровяное давление в голодающем организме снижается, при правильной диете в промежутках между постами. При правильном соблюдении поста в Рамадан , когда человек не переедает во время разговения, пищеварительная система получает столь необходимый отдых. Это своеобразный тайм-аут после годовой напряжённой работы, дающий возможность восстановится желудочно-кишечному тракту. В организме постящегося активизируются процессы, которые приводят к быстрой потере веса за счёт уменьшения запасов жиров в организме. В то же время пост не является лучшим средством похудения.
Главная рекомендация по питанию для всех этих людей — прежде чем менять рацион, надо консультироваться с врачом, который знает особенности их здоровья. Наличие любых хронических заболеваний — стопроцентный повод записаться на прием к специалисту, чтобы выработать с ним индивидуальный постный рацион. Если вы тяжело трудитесь, ни в коем случае не уменьшайте количество калорий в суточном рационе. Спортсмену или дворнику, человеку, который много ходит пешком, носит тяжести или работает руками, нельзя «уходить в минус»! Да и всем людям нужно регулярно и полноценно питаться, своевременно восполнять энергию. В том числе, чтобы избежать заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Чем пост может вам помочь — Как правильно выходить из поста? Ведь именно на Пасху многие христиане, не устоявшие перед уже разрешенными вкусностями, сталкиваются с проблемами с пищеварением. Клинические рекомендации по питанию, которые мы им даем, очень просты: питаться умеренно и увеличить двигательную активность. На практике нам приходится часто сталкиваться с диетическим мышлением у наших пациентов, когда человек сначала долго себя в чем-то ограничивает, а потом пускается во все тяжкие. Так же у многих происходит и после поста. Так, конечно, быть не должно.
Правильные пищевые привычки, которые вы приобретете во время Великого поста, достойны того, чтобы взять их с собой и дальше, и на их основе сформировать свой обычный повседневный рацион. Откажитесь от алкоголя, который обычно сопровождается обильными закусками. Получайте нужное количество энергии из полезных и разнообразных продуктов. Не переедайте, но и не истязайте себя голодом.
Великий пост: для души или для здоровья?
Ведь в одном виде масла содержатся одни полезные жиры, в другом виде масла — другие. Плюс есть прекрасные, очень ароматные масла в том числе кунжутное и тыквенное , которые способны обогатить приятными вкусами любое блюдо. Масло можно добавлять и в крупу, и в овощные блюда. Это будет и вкусно, и полезно. Например, овощные чипсы, фрукты, несоленые орехи в небольших количествах , тыквенные семечки, хлебцы. То есть то, к чему может потянуться рука, когда хочется не обильно поесть, а просто что-то перекусить, не навредив здоровью.
Когда на виду лежат запрещенные продукты, очень сложно тренировать силу воли, особенно детям. Хочется что-то схватить и побежать дальше. Пусть это будут полезные перекусы, которые разрешены в пост. Нужно просто проявить смекалку, потратить какое-то время, покопаться в интернете: есть много интересных рецептов, в том числе постных десертов. Или можно купить готовые в магазине.
Перекус: фрукты и фруктовые смузи.
Склифосовского Сеченовского Университета, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный работник здравоохранения РФ Чавдар Павлов. Главное — это баланс Елена Нечаенко, aif. Такой рацион вреден или полезен организму? Чавдар Павлов: — Ключевое слово тут — баланс. Первое, что стоит определить для себя, помимо духовного смысла поста, — как питаться сбалансированно, что и в каком количестве есть, чтобы сохранить здоровье, работоспособность, быть бодрым и энергичным. Нельзя просто убрать несколько групп продуктов из своего рациона, грубо говоря, оставив только гарнир, и при этом не испытывать никаких дефицитов. Важно помнить: если количество калорий, получаемых с пищей, станет ниже необходимого, вы нанесете удар по здоровью.
Как минимум почувствуете упадок сил. Особенно это касается тех, чья работа связана с физической активностью. Но пострадают и люди умственного труда, поскольку и они тоже расходуют энергию. Если до поста вы переедали — самое время уменьшить порции. Приведите в норму свой основной обмен веществ — то есть нормализуйте количество потребляемых килокалорий, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности. Оптимальный калораж в сутки — индивидуальная цифра, которую можно рассчитать самостоятельно с помощью интернет-калькуляторов или узнать у врача, например терапевта, гастроэнтеролога, диетолога, эндокринолога. Расчеты ведутся исходя из веса, роста, возраста и уровня активности человека. Также необходимо следить и за соотношением белков, жиров и углеводов в пище.
Когда недостает одного из этих трех компонентов, организм уходит в минус, переходит от нормального метаболизма к катаболизму, сжиганию собственных белков.
Им пост грозит обострением хронических заболеваний этих органов. Противопоказан пост при анемии, людям с дефицитом массы тела, страдающим панкреатитом, холециститом, сахарным диабетом. Еда -- не роскошь При строгом соблюдении поста могут возникнуть осложнения, связанные с изменением даже не столько рациона, сколько режима питания, с длительным перерывом в приеме пищи, считает Юлия Асанина. Правда, если православный пост голодовки не требует, то у мусульман, например, пост в священный месяц Рамадан предполагает употребление пищи только после захода солнца, что также может быть причиной осложнений. Конечно, в период поста организм не получает белков и жиров, содержащихся в мясе и рыбе, а отказ от молочных продуктов лишает кальция. Недостаток этих веществ можно восполнить, добавляя в рацион растительный белок и жиры. Ценным источником растительного белка являются фасоль и бобы. С точки зрения жиров рацион хорошо дополнят сухофрукты, орехи и семечки. Ну а витаминов и микроэлементов хватает в различных овощах и фруктах.
Чем объясняет это медицина? В этот период организм привыкает к новому режиму. Потом постепенно становится легче. Чтобы резкое вступление в пост не стало шоком для организма, я бы советовал еще до начала месяца Рамадан в обычные недели поститься по 1-2 дня, таким образом, поддерживать тело в некотором тонусе. Изменения в режиме питания, сна — все это, несомненно, стресс для организма. Если человек постится не только в Рамадан, но и в течение года, то он не испытывает трудностей в этом плане. Люди, которые в течение дня занимаются физическим трудом, естественно, будут нуждаться в калориях, и им труднее выдержать голод. То есть если ты офисный работник, то тебе может быть легче, но и в этом случае в душных комнатах человек может ощущать слабость.
Трудности будут, но необходимо себя настроить так, что эти трудности длятся всего месяц. Их можно выдержать. Чтобы облегчить течение поста, я бы советовал брать отпуск не летом, а именно в Рамадан, таким образом, ничто не будет отвлекать от соблюдения поста. Посвятить свой отпуск следованию предписаний Аллаха — очень благородный поступок. Как воздержание от еды и воды в течение дня влияет на организм? За этот месяц очищаются все органы и сосуды. К завершению уразы наш организм обретает первоначально чистое состояние. Печень человека работает интенсивно, напоминая завод по переработке мусора.
Выходят все токсины, накопленные за год вредные вещества. После уразы организм восстанавливается. Как мы свои автомобили один раз в год отдаем на техобслуживание, также и организму необходимо взять паузу, отдохнуть от непрерывного перерабатывания пищи, а потом — заработать с новыми силами. Именно в этом ценность уразы. У человека, который постится, снижается вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, сокращается число приступов астмы. Очищаются печень, почки, лимфа.
Как поститься, не набирая лишний вес?
«Пост помогает избавиться от лишних килограммов – можно стать намного стройнее». Наверняка, многие, соблюдающие ранее пост, испытывали на себе следующие симптомы. От чего воздержаться в пост, решайте сами. Особенно полезен пост людям, которые страдают аллергическими реакциями на что-либо.
Содержание
- Время оздоровиться. Гастроэнтеролог рассказал, чем Великий пост полезен
- Как правильно поститься, кому пост вреден и другие советы диетолога
- Пост с точки зрения науки
- Болезни и пост
- Пост — это не диета: врачи о пользе поста
Как поститься, не набирая лишний вес?
Пост и здоровое питание. Пост часто воспринимается людьми как диета или ритуальный способ голодания. Соблюдение поста может отразиться на здоровье: как положительно, так и не очень, все зависит от того, что выбрать для питания, есть ли у вас противопоказания, насколько строго держать пост и как длительно. 11 марта начался Великий пост, который продлится до 27 апреля. Как поддержать организм во время воздержания, рассказывает врач высшей категории, эксперт по питанию Марина Астафьева. Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Как подготовиться к нему, какие главные правила необходимо соблюдать, что из продуктов запрещено и разрешено употреблять в пост, а также как в эти дни не навредить здоровью — в материале «360». Ведь пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение. Поэтому в период поста обязательно употребляйте богатые полезным жиром продукты: кешью, миндаль, фундук, оливковое, льняное, кукурузное масла и авокадо.
Могут обостриться хронические заболевания. Кому нельзя поститься перед Пасхой
Постом и молитвой. Kто постится по-христиански, разумно, свободно, тот по неложному обещанию Господа удостаивается воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. Отец твой, сказал Спаситель об истинном постнике, видящий тайное, воздаст тебе явно Мф. А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе. Если будешь с жадностью много есть и пить, то будешь — плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь — дух. Постись и молись — и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу.
Имей простоту веры — и совершишь великие дела: ибо «все возможно верующему» Мк. Имей тщание и усердие — и совершишь великие дела. Ефрем Сирин: Царствие Божие близко теперь ко всякому, кто служит Богу в правде; потому что настали дни чистого поста для того, кто действительно в чистоте постится. Итак, возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностию и с чистым сердцем; потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом; потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, Который не отвергает просящего.
Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас с земли и возносит на высоту. Сим святым постом человек прославляет Бога, и всякому, кто ревностно соблюдает пост, отверзает Он дверь милосердия». Амвросий Оптинский: Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: «нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное» Мф. И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста: «имже Бог чрево, и слава в студе их» Флп. И в псалмах сказано: «заблудиша от чрева» Пс.
Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Симеон Благоговейный: Мерное воздержание необходимо и для тех, кои прошли за средину подвигов и простираются к области высшего созерцания. Оно — мать здравия, друг целомудрия, сотоварищ смиренномудрия. Святитель Феофан Затворник: Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни, — и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни...
Каким должен быть пост Церковь учит, что телесный пост должен соединяться с постом духовным, с борьбой со страстями телесными и душевными , делами милосердия, с молитвой и смирением. Телесный же пост - это не только ограничение себя отдельными видами пищи, но и умеренность в питании, отказ от разносолов и роскошного пусть и постного стола, ради борьбы и над страстями и похотями плоти. Иоанн Кассиан Римлянин пишет о правильном основании подвига поста: «Мы не можем презреть удовольствия пищи, если ум, предавшись божественному созерцанию, не будет услаждаться любовью к добродетелям и красотою небесных предметов. И таким образом всякий будет презирать все настоящее, как скоропреходящее, когда непрерывно будет устремлять взор ума к непоколебимому и вечному, еще будучи в теле, будет созерцать блаженство будущей жизни». Варсонофий Оптинский говорит: "Второе [после молитвы] средство для получения спасения — это пост. Пост бывает двоякий: внутренний и внешний.
Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших чувств от всего скверного и нечистого, второй — воздержание от скоромной пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего. Приходит такой человек куда-нибудь в общество и в разговорах там сплошь и рядом принимает деятельное участие в осуждении ближних, и много похищает от их чести. Наступает время ужина. Ему предлагают скоромную пищу: котлеты, поросеночка.
Он долго отказывается. Вот отчего так необходимо трезвение над собой и хранение своих мыслей и вообще всех чувств. Трудясь для своего спасения, человек мало-помалу очищает свое сердце, и вместо прежних зависти, ненависти и злобы в нем рождается любовь". Рафаил Карелин : По учению Церкви, телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уединением и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид.
Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Пост должен сопровождаться милостью и помощью бедным. Пост должен быть соединен с молитвой. Молитва — обращенность души к Богу, мистическая беседа творения со своим Создателем. Пост и молитва — два крыла, поднимающие душу к небу. Иоанн Златоуст: «И воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить силу плоти и этого коня сделать нам покорным.
Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистая пожелания, представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего. Вот это истинный пост, как и Исаия говорит от лица Божия: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Какой же, скажи? И когда это сделаешь, говорит, «тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет» ст. Видишь, возлюбленный, в чем состоит истинный пост.
Такой-то пост будем совершать, не полагая его, подобно многим, в том только, чтобы пробыть без пищи до вечера. Не это главное, но то, чтобы с воздержанием от брашен соединили беседы на книгу Бытия мы и воздержание от вредного для души и показали великое попечение о совершении духовных дел. Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу свою, так должен презреть и суетную славу, и взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с великим усердием творить молитвы и исповедания пред Богом, и, сколько возможно, помогать себе милостынею. Эта, эта именно добродетель особенно может изгладить наши грехи и исхитить нас из геенского огня, если мы будем исполнять ее щедро, а не на показ людям. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
Иоанн Кронштадтский: Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным, то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душой своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценной одеждой добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе. Или считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О лицемерие, лицемерие! О непонимание духа Христа, духа веры христианской!
Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Не внутренние ли скляницы и блюда надо очистить, чтобы внешнее было чисто? Не в помощь ли внутренней добродетели дается наружный пост? Зачем же мы извращаем божественный порядок? Феофан Затворник: Пост — не есть досыта, а немножко голодною себя оставлять, чтоб ни мысль, ни сердце не были отягчены. Макарий Оптинский: Вот уже и преддверие святого поста!
Приближился и почти наступил пост; как же мы будем поститься? Чувственного поста от брашен не можем сохранить так, как сохраняли оный отцы наши и учители; но хоть бы и сохранили оный, то что воспользует без поста духовного, о котором Церковь нам воспоминает: "постимся постом духовным, благоприятным Господеви" и прочее стихира Триоди. Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенно и смиренно Пс. Желаю вам подвигом добрым подвизаться, "поститься духовно и телесно, постом приятным, богоугодным Господеви": затворяйте двери келлии от людей, дверь языка от глаголания и дверь сердца от лукавых духов. Воздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей. В прибавлении правил на пост я с вами не согласуюсь, при слабом вашем здоровье, да и потому, что вы печетесь о выполнении только количества, а о качестве не имеете попечения; в оскудении обоих смирение да заменит оные.
А при оных когда нет благоухания смирения, то нимало не воспользуется ими человек , но тщеславием и мнением еще и вред приимет. Игнатий Брянчанинов : "Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней. Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога. Кто, не обработав земли, засевает ее: тот погубляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние.
Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти: то вместо правды плодопринесем грех. Молитва будет уничтожаться и расхищаться различными суетными и порочными помышлениями и мечтаниями, оскверняться ощущениями сладострастными. Плоть наша произошла от земли, и, если не возделать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды. Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною: то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молитвою, чтением, смиренномудрием: тогда пост делается родителем многочисленных плевелов — душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Растительная пища есть наилучшая для подвижника.
Она наименее горячит кровь, наименее утучняет плоть... Иоанн Кассиан Римлянин: "… один телесный пост не может быть достаточным для совершенства сердца и чистоты тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пишу, насытившись которой, и без обилия телесной пищи впадет в сладострастие. Злословие есть пища ее и притом приятная; гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая: на час насыщает душу несчастной пищей, а вместе с тем поражает и смертоносным вкусом. Зависть есть пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками и непрестанно мучит ее, бедную, благополучием чужого успеха. Тщеславие есть пища ее, которая приятным вкусом на время услаждает, а после делает душу пустой, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, лишенной всех духовных плодов: не только губит заслуги необычайных трудов, но еще навлекает большое наказание.
Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца есть корм души, питающий ее вредными соками, а после оставляет ее не причастной небесного хлеба. Итак, воздерживаясь при посте от этих страстей, сколько у нас есть сил, мы будем иметь полезный пост телесный. Труды плоти, соединенные с сокрушением духа, составят приятнейшую жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если, постясь телесно, мы будет опутаны гибельными пороками души, то изнурение плоти не доставит нам никакой пользы, при осквернении драгоценнейшей части души , которая бывает жилищем Св. Ибо не столько тленная плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Св. Следовательно, постясь по внешнему человеку, нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему человеку, которого святой апостол особенно убеждает предстать чистым Богу, чтобы удостоиться принять в себя гостя — Христа Еф 3, 16, 17 ".
Авва Дорофей: Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Святитель Василий Великий: При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла.
Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней: Принцип поста великолепно объяснял святитель Иоанн Златоуст: подсчитай, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол. Подсчитай, во сколько тебе будет обходиться постная трапеза без мяса и молока. И разницу отдавай нищим. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста. Митрополит Филарет Вознесенский : Конечно, пост не есть только воздержание от телесной пищи. Церковь в дни поста поет: "постящиеся телесне, постимся и духовне...
Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"... Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом.
Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство.
Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк. И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви.
Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим. Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно.
Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала!
А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь! Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок.
Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста.
Так и следует. Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св. Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает!
Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это?
Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве?
Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор.
Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть?
Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам? Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него". Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом.
Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост.
Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя.
Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию.
Воздержание, терпение необходимы, если хочешь добиться результата. Всевышний дает нам только то, что мы можем вынести, выдержать. Старайтесь не причинять себе трудностей. Если нет необходимости, воздержитесь от физических нагрузок. Погода в это время года не жаркая. Но переохлаждений тоже следует избегать — холод вызывает желание поесть или выпить горячего чаю.
В шесть надо вставать. Не высыпаюсь, поэтому болит голова. Можно ли мне каждый день во время сухура принимать таблетку от головной боли? Например, мы приступаем к еде в 18. После ночного намаза можно еще раз поесть и спать лечь в 21. Работающие люди могут на таравих-намазы и не ходить, это не фард, а сунна, то есть одобряемое действие.
Таравих можно читать и дома. Человек ложится в девять вечера и встает в два часа ночи на сухур. В три часа уже можно почитать утренний намаз. После этого у него есть еще три часа на сон. Все вместе — восемь часов сна. Если человек в течение месяца наладит вот такой режим, то у него не будет проблемы недосыпа и головных болей тоже не будет.
Голова болит также и от ненормированного сна и нарушения режима дня. Конечно, могут быть и скачки артериального давления. В таком случае раз в сутки принимается специальное лекарство. Я его тоже пью.
Поэтому в таких случаях необходимо соблюдать определенные условия. Пренебрежение завтраком может привести к тому, что уровень сахара в крови понизится. Не рекомендуется есть на завтрак жирную пищу. Перед едой сначала необходимо выпить стакан теплой воды, а пища должна быть легкой. Пост и здоровье сердца Наиболее важное преимущество поста заключается в том, что голодание также полезно для здоровья сердца, то есть у человека улучшается работа сердечно-сосудистой системы.
Более того, голодание снижает риск развития инфаркта. Точнее говоря, голодание снижает уровень гомоцистеина, который является главной причиной сердечного приступа. С другой стороны, пост помогает при сердечной недостаточности, а также уменьшает риск развития сердечно - сосудистых заболеваний за счет снижения артериального давления и улучшения частоты сердечных сокращений. Пост и нормализация давления Ученые утверждают, что голодание снижает артериальное давление, помогает больным с сердечными заболеваниями, а также снижает риск заболевания атеросклерозом. Атеросклероз - это закупоривание кровеносных сосудов частицами жира. Во время и после голодания запасы глюкозы расходуются для выработки энергии. Также снижается уровень метаболизма. Уменьшается количество гормонов, таких как адреналин и нейроадреналин, что приводит к постоянному и ограниченному сжиганию жира. Результат - снижение артериального давления.
Помогает ли пост во время Рамазана выведению токсинов? По мнению врачей, пищевые жиры, которые потребляются в течение долгих месяцев, в результате соблюдения поста выводятся из организма. Речь идёт о пищевых добавках, которые со временем становятся токсичными. Когда человек голодает, его тело не расходует энергию на переваривание пищи, а вместо этого тратит свою энергию на сжигание токсинов, в результате чего происходит регенерация организма, образуются новые клетки. Как голодание влияет на кожу? Соблюдение поста в месяц Рамазан также положительно влияет и на кожу, поскольку в это время тело очищается. В первые дни Рамазана это очищение проявляется в виде пятен на лице. Как только организм адаптируется к новым условиям, эти пятна исчезают, но при условии, что постящийся во время ифтара и до утра будет употреблять достаточное количество воды, так как вода помогает избавиться от этих токсинов. Кроме того, голодание помогает быстрее излечиться от кожных заболеваний.
Пост и иммунитет человека Согласно научным исследованиям, люди, которые постятся и употребляют мало пищи, получают активную иммунную систему.
И даже если пациент ощущает движения врача в процессе операции, боли при этом он не чувствует. Иногда местная анестезия применяется и в виде капель для обезболивания слизистых , в виде спрея, мази или геля. Если человек тревожится слишком сильно, местную анестезию можно скомбинировать с седацией — неглубоким медикаментозным сном, вызываемом с помощью относительно небольшой дозы лекарств. Местное обезболивание в целом безопасно, хотя иногда анестетики могут приводить к проблемам — аллергическим реакциям, судорогам, нарушению сердечного ритма.
Но такое бывает крайне редко. Что касается анафилактического шока, то такая реакция возможна лишь при серьезной аллергии на местные анестетики: если пациент знает о такой особенности своего организма, ему обязательно надо сообщить о ней врачу. Миф 3: регионарная анестезия опасна и может привести к параличу При регионарной анестезии тоже применяют местные анестетики, при этом ими обкалывают определенную группу нервов, чтобы отключить чувствительность и полностью обездвижить целый регион тела — к примеру, руки включая кисти и предплечья или ноги вместе со стопами , или же всю нижнюю часть тела. Действие регионарной блокады более продолжительно по сравнению с местной анестезией, и ее эффект длится несколько часов. Иногда этот тип блокады комбинируют с седацией.
Анестезиолог блокирует нервные сплетения при помощи инъекции в анатомическую область рядом со спинным мозгом, в результате чего определенный регион тела «замораживается». Обычно регионарную анестезию используют в процессе обезболивания при родах, операциях на нижних конечностях, брюшной полости. Онемение анестезируемой области и слабость после такой блокады может держаться на протяжении суток после операции: это нормально. Но если паралич сохраняется дольше и к нему присоединяются холод, жар или боли — следует обратиться к анестезиологу и хирургу. К нежелательным, но редким последствиям «заморозки» можно отнести явления, которые спустя некоторое время проходят: это головная боль, различные нарушения чувствительности, гематомы, проблемы с мочеиспусканием.
Миф 4: общая анестезия выключает сознание, и последствия неизбежны В результате общей анестезии пациент не ощущает боли состояние анальгезии , он не помнит об операции амнезия , у него расслаблены все мышцы миорелаксация.
Польза поста для здоровья. Чем полезен православный пост?
Несмотря на моральную готовность соблюдать Великий пост, многие сомневаются, сможет ли их семья в этот период питаться так, чтобы не навредить здоровью. Сама же «диетическая составляющая» может быть как полезной для здоровья, так и вредной, и об этом говорят сами священники, и именно поэтому каким-то группам лиц не возбраняется нарушение поста, а некоторым даже запрещено поститься. «Пост помогает избавиться от лишних килограммов – можно стать намного стройнее». Великий пост – это время для духовного очищения путем отказа от различных продуктов. Для чего люди постились и постятся и кто вообще придумал пост?
Чем полезен пост и постное питание для нашего здоровья ?
Люди постятся по разным причинам, кто-то считает это полезным для здоровья, кто-то необходимым условием для спасения души. Попробуем проанализировать постный рацион с точки зрения медицинской науки — гастроэнтерологии. Верующие соблюдают пост, чтобы приблизиться к своей духовной стороне и раскрыть ее способности. Полезно ли это для здоровья? Пост – это не только религиозная обязанность, но и польза для здоровья.