Новости лествица великого поста

5-я Неделя Великого поста — память преподобной Марии Египетской Жизнь Церкви. Лествица Великого поста: Постное время светло начнем! Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. 3 апреля (21 марта), в Неделю 4-ю Великого поста, посвященную памяти преподобного Иоанна Лествичника, во Всехсвятском храме подворья игумен Петр отслужил Божественную литургию святителя Василия Великого.

Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста

Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника 3 апреля (21 марта), в Неделю 4-ю Великого поста, посвященную памяти преподобного Иоанна Лествичника, во Всехсвятском храме подворья игумен Петр отслужил Божественную литургию святителя Василия Великого.
4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника В святые дни Четыредесятницы, когда христиане особенно обязаны заняться делом своего нравственного очищения и освящения, в воскресной школе при Спасском соборе верующие изучают сочинение Иоанна Лествичника «Лествица», состоящее из 30 глав.
Духовный Эверест, или «Лествица» преподобного Иоанна 14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, совершается память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского.
26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г) Лествица Великого поста: Постное время светло начнем!
О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста Вот почему «Лествица» и воспоминается нам среди поста, чтоб, если кто, уразумев уроки ее, найдет, что он блуждает еще вне ее, имел время прийти в себя и покаяться.

Просветительская деятельность

Как современным семейным горожанам использовать советы, данные монахам VI века? Первой, низшей ступенью духовного совершенствования Иоанн указывает «отречение от жития мирского», второй — забвение всех забот этого мира… А всего ступеней 30. Стоит ли все это читать, если я не могу подняться и на первую ступень? Пусть на эти сомнения ответит сам Лествичник.

На эти сомнения Лествичник отвечает сам уже в первой главе: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому? Если так будете поступать, то не далеко будете от Царствия Небесного». Чтобы чтение шло легче, стоит помнить об основной идее этой книги.

В чем же она? На последней ступени подвижник встречает эту Любовь: «Тогда Она, сия Царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо моей души беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Итак, композиционный принцип Лествицы — история любви к Богу.

В Любви Божьей можно жить, тогда можно и говорить о ней. Поэтому, наверное, нам надо замолчать — и послушать, что говорит Церковь. Читать далее житие прп.

Лествица представляет собой книгу наставлений, рассказывающую о том, как возвысить тело и душу, тем самым став ближе к Богу, посредством аскетических добродетелей. В Лестнице каждая глава - это ступень, которая соответствует определённой духовной практике. Первые 7 ступеней Лествицы касаются добродетелей, которые нужны для ведения аскетического образа жизни, следующие 19 посвящены тому, как преодолеть пороки, заключительные четыре описывают высшие добродетели, самая главная из которых - любовь. В Великий пост верующие нередко читают Лествицу, чтобы укрепиться в вере. Пятая неделя Великого поста с точки зрения питания немного легче, чем предыдущая седмица: в воскресенье, субботу, среду и четверг разрешается употребление постной пищи с добавлением или приготовленной на растительном масле вторник - день, когда можно есть горячую пищу, но без масла понедельник и пятница - это дни, когда предпочтительно сухоядение. Как и в предыдущие четыре недели поста, в пятую неделю нельзя употреблять продукты мясные, молочные, а также рыбу.

В дни сухоядения можно есть овощи, фрукты, пить компоты.

Из этого уединения вышел он уже 75-летним старцем, вызванный братией Синайского монастыря, которая избрала его своим игуменом. И вот соседний монастырь — Раифский — слышит об это великом делателе, и игумен его, также Иоанн, просит преподобного написать им руководство христианской жизни. Великое счастье, что Церковь сохранила нам это руководство, заключающее в себе опыт этого великого подвижника, подтвержденный часто ссылками на других Св. Иоанн Лествичник не только взял книжно чужой опыт, но своей жизнью проверил и подтвердил его, обогатив своими личными наблюдениями и достижениями.

Этого подвижника и преподносит нам св. Церковь , говоря, что если мы действительно желаем идти за Христом, то должны подражать опыту того, кто уже прошел этот путь. Я говорил вам об Иоанне Лествичнике и буду говорить еще и завтра вечером, а сейчас хочу остановиться на одном больном для нас вопросе. Иоанн Лествичник считает, как и все подвижники, что мы являемся на эту землю для подготовки к иной жизни, и здесь мы должны приблизиться к Богу. Как это сделать?

Есть только один путь — путь опыта, путь, во-первых, непосредственного откровения Бога в душе человека, а затем путь восхождения — восхождения своей души. И вот для нас, кто в той или иной мере уже идет за Христом, для нас ясно, что мы сейчас опытно идем этим путем; Господь открыл нам сначала первый знак Своей любви, первую радость, радость молитвы без усилий, радость любви ко всем. Это все давалось даром и казалось легко. А дальше есть два пути, как говорит Иоанн Лествичник : первый путь — борьба со стратьми и похотьми, жизни в Боге, или второй путь — путь разглагольствования, путь говорения о Боге, путь слушания тех или иных людей, говорящих о Боге. Иоанн Лествичник говорит, что для этого пути не нужно опыта, но он ни к чему не приводит, а если к чему и приводит, то, скорее, к погибели: «Слово Господне, дарованное от Господа, чисто и пребывает во век века; не познавший же Бога разглагольствует о Нем по догадке» Лествица, Слово 38, 23.

Мы не знаем Бога за исключением тех моментов, когда Господь Сам нам открылся, и идем путем разглагольствования. Что же открывает нам Бога? Бога открывает нам чистота души, как говорит и Слово Божие: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Только она, только эта чистота сердца дает нам приблизиться к Господу и самое Слово Божие открывается нам по мере нашего очищения: «Совершенно соединивший чувства свои с Богом тайно научается от Него словесам Его.

Современному читателю этот язык может показаться тяжеловесным, но обратиться к тексту стоит! Как известно, «Лествица» представляет собой последовательное изложение тридцати ступеней восхождения к Богу посредством устранения страстей и достижения добродетелей. Как ни странно, первые ступени описывают не основные принципы общечеловеческой морали не лгать, не красть, не превозноситься и даже не аскетические требования против чревоугодия или многоспания , а описывают вполне монашеские этапы отречения от мира: от жития мирского, от житейских попечений, от родного дома «О странничестве» … Если мы задумаемся над этим, то поймем, что творение Иоанна Лествичника с первых слов предлагает христианину — любому, а не только монаху — верно расставить приоритеты. Осознание себя как часть мира вечного, а не преходящего, сосредоточение на своей внутренней жизни и своих отношениях с Богом — это первое, что происходит с человеком, услышавшим Божий призыв. У блаженного Августина есть прекрасные слова: «Если Бог будет на первом месте, все остальное будет на своих местах». Так вот, начало духовного пути — поставить Бога на первое место. Разумеется, мирянин, который буквально начнет исполнять слова «Лествицы»: «Любовь Божия угашает любовь к родителям; а кто говорит, что он имеет ту и другую, обманывает сам себя, ибо сказано: никто же может двемя господинома работати Мф 6, 24 », — в конечном итоге становится нарушителем евангельского требования: «Бог заповедал: почитай отца и мать; и: — злословящий отца или мать смертью да умрет» Мф15:5. Но ту же заповедь он может нарушить, восприняв буквально неоднократно повторенные слова Писания: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене». Это — тоже расстановка приоритетов. Связь с супругом прочнее связи с родителями. Служение Богу — значительнее служения сыновнего. Узнать в себе монаха Собственно говоря, кто такой монах и чем он отличается от мирянина? Он не женится? Но любой женатый человек когда-то жил вне брака, а благочестивым христианином уже был. Монах больше молится? Но любой христианин призван к непрестанной молитве.

26 марта – неделя преподобного Иоанна Лествичника

Но любой христианин призван к непрестанной молитве. Все просто — монах посвящает себя Богу и Церкви. Подобным образом посвящают друг другу себя люди, вступающие в брак. Целиком и полностью, безоговорочно, как уже было сказано — оставляя отца и мать. Именно об этом тот же преподобный Иоанн писал в «Лествице»: «Свет для монахов — ангелы, а свет для всех людей — монашеская жизнь». Монашество — своего рода образец, икона, некий предел духовной жизни. По крайней мере, в идеале, а вернее — в норме. Другое дело, что большинство, в силу слабости, от нормы уклоняется. Кстати, именно поэтому монашество обычно избирают в молодости, когда человек еще склонен к максимализму. В той или иной степени почти все верующие юноши и девушки проходят тягу к иноческому житию. И это очень полезная тяга — не только для тех, кто в дальнейшем этот путь для себя изберет таковых будет немного , но и для будущих супругов, отцов и матерей, да просто порядочных людей.

Человек понимает, что такое жить на пределе. Человек, прошедший стремление к монашеству с его беззаветным служением Богу и Церкви, в дальнейшем будет ориентироваться на эти бескорыстие и верность в своем служении супругу, ближним, детям, делу, Отечеству — в конечном итоге, в ближних он будет узнавать Бога. Фото Seif Sallam Тем более, современное монашество гораздо более открыто к миру, чем те монахи, к которым обращался преподобный Иоанн. Сейчас, например, в значительно меньшей степени распространена такая форма монашеской жизни как отшельничество. Зато сейчас распространено ученое монашество, многие монахи занимаются миссионерской и просветительской работой, многие несут социальное служение и так далее.

Она состоит из 30 глав или «ступеней» добродетелей, по которым верующий человек должен восходить от земли к Небу. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы Быт. К принятию Святых Христовых Таин благоговейно приступила большая часть молившихся в храме прихожан.

Об этом сообщает пресс-служба телеканала. Я в принципе не вспомню экранизаций духовной литературы. Серии проекта будут выходить каждый будний день Великого поста. Ведущими стали Борис Корчевников и протоиерей Игорь Фомин.

Посему отчаявающийся сам себя губит». Итак, прежде всего и помимо всего прочего в «Лествице» надо видеть любовь Божию. Книга о любви Любой текст — это не просто череда слов. Композиция текста, то, как он устроен, управляет всем остальным, всем частным. Описание «темницы», процитированное выше, испугало нас как раз потому, что мы рассматривали его вне контекста. В своей книге Иоанн Лествичник описывает путь совершаемой в свободе метанойи покаяние, поворот ума , обретения бесстрастия истинной свободы , и через него — священного безмолвия, в котором становится возможным услышать голос Божий. От начала и до конца, все больше и больше, это — путь возгорания любви, постоянно усиливающейся динамики стремления к Богу. В начале долгого пути Лествичник напоминает главное — Любовь Божья не знает границ: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть лицеприятия у Бога». На последней тридцатой ступени «Лествицы» подвижник встречает эту Любовь: «Тогда Она Агапе сия Царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо моей души беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Лествица же […] пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, на верху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник Мой говорит: Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих — любы». Итак, композиционный принцип Лествицы — «история любви к Богу». Лествичник пишет: «блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной. Однако он предупреждает: «Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных». И еще серьезней: «Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким». Обратим внимание на слово «представления» — образы, иллюзии.

4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника

Церковь предлагает нам это произведение в Великом посту именно для того, чтобы мы в эти дни поучились духовной тактике борьбы со своими грехами. Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая Подготовительный период к Великому посту Включает 3 седмицы и 4 Недели. «Неделя 4-я Великого поста посвящена воспоминанию Св. Прп. Иоанна Лествичника – выдающегося аскета VI-VII вв., игумена Синайского монастыря, автора знаменитого произведения «Лествица», в котором был собран духовный опыт египетских монахов. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого Лествицей. Он, как и все мы, был некогда обложен­ немощью плоти, но постом, бдением и молитвою сделался «и в телеси яко Ангел», и опыт своих великих подвигов изложил для наставления в сочинении «Лествица рая». Великий пост дан нам для того, чтобы успеть хоть немного продвинуться по ступеням в Царство Небесное.

«Лествица» Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена.

Так бывает обыкновенно в телесной любви, так и в духовной. Некто, уязвлен будучи такою любовию, сказал о самом себе то чему я удивляюсь : «аз сплю, по нужде естества, а сердце мое бдит» Песн. Разве здесь уместен разговор о настроении? Этот пример каждому знакомый из жизни. Поэтому, если человек искренне любит Бога, то он не уснет, не поговорив с Ним; не начнет ни какого дела, не посоветовавшись и не обсудив с Ним; не поест, не предложив разделить трапезу с Любимым! И для всего этого не нужно долго настраиваться - нужно любить! А вот другой пример из Лестницы: «По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою». Эта фраза очень точно раскрывает причину любых человеческих проблем. Страх там, где нет любви. Страх, вызывающий постоянное состояние тревоги и беспокойства обо всем.

Хотите перестать бояться? Начните любить Бога! Это не новая заповедь, не новый закон, это предложение Вечной жизни в союзе Бога и человека! Когда то в Раю человек сказал Богу - нет! Но разве Бог перестал любить человека? Разве отказался от него?

Дело в том, что свобода всегда мыслилась святыми отцами как неотъемлемое свойство именно ипостаси, тогда как воля связывается прежде всего с природой. Это означает, что последняя может оказаться вовсе не свободной. Ведь мы можем выделить множество различных форм воления. К примеру, естественные желания голод, жажда, половое влечение, желание сна и т. Надо отметить, что естественная воля не является греховной сама по себе, но едва ли ее можно отождествить со свободой. Более того, она может стать греховной, если безраздельно обладает человеком. Так желание насыщения может реализовываться через отнятие пищи у другого человека. Итак, обладание волей не обязательно означает одновременное обладание свободой. Современная наука показала, что те или иные формы проявления воления присущи и животным. Однако, освобожденная от своей замкнутости, эгоцентризма, вовлеченности в мир природы с ее законами, воля может стать свободной и соединенной с человеческой ипостасью. В этом во многом и состоит задача христианской жизни: ограничение себя ради Бога и ради других. Итак, преподобный Иоанн мыслит послушание как способ воссоединения воли со свободой. В монашестве же достижение этого наиболее реально. Стояние в послушании приводит к важнейшему качеству — бесстрастию. Православное понимание последнего имеет лишь поверхностное сходство с античными аскетическими практиками. Мотивы же их кардинально различаются. Если для Платона и Плотина самоограничение и бесстрастие являются условием сведения человеческой природы к уму, то в Православии они мыслятся как способ преображения и обожения всего человека, которого исцелил Христос. Святитель Григорий Палама назовет позднее бесстрастие стяжанием нетварного Света. Преподобный Иоанн рассуждал в терминах богословия седьмого века. С другой стороны, неверно представлять себе бесстрастие как такое состояние человека, при котором он абсолютно равнодушен ко всему, что происходит в мире, в том числе к страданию, смерти и так далее.

Святитель Василий Великий пишет об этом так: «И я сказал бы, что упражнение в добродетели уподобляется лествице, той именно лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, одна часть которой была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась даже выше самого Неба. Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преспеяние не взойдут на возможную для человеческого естества высоту. Посему как первоначальное восхождение по лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть начало преспеяния». Начальные три главы повествуют о необходимых условиях монашеской жизни: отречении от жития мирского первая , беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире вторая и странничестве, то есть, уклонении от мира третья. Затем речь идет о важных добродетелях, которые постепенно должен стяжать монах: блаженном и приснопамятном послушании четвертая глава , попечительном и действительном покаянии пятая , памяти смерти шестая , радостотворном плаче седьмая , безгневии и кротости восьмая. После преподобные пишет о различных страстях, с которыми вынужден сражаться каждый воин Христов: памятозлобии девятая , злословии и клевете десятая , многоглаголании одиннадцатая , лжи двенадцатая , унынии и лености тринадцатая , чревоугодии четырнадцатая глава с юмором называется «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве» , о том, что мешает нетленной чистоте и целомудрию пятнадцатая , сребролюбии шестнадцатая. Главы с семнадцатой по двадцать третью также посвящены вопросам духовной брани. В них говорится о нестяжании; нечувствии; сне, молитве и псалмопении в соборе братий; бдении телесном; малодушной боязливости, или страховании; многообразном тщеславии и безумной гордости. С двадцать четвертой главы идет описание плодов успешной борьбы с грехом.

Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. Когда хвалители, или лучше - льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают". Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру. Степени "Лествицы" - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" Мф.

Великопостный устав жизни

  • Четвёртое воскресенье Великого поста
  • Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника
  • Призваны все
  • Читаем Ветхий Завет (пятница 6-й седмицы Великого поста, седмицы ваий) | Волгоградская епархия
  • Читаем Ветхий Завет (пятница 6-й седмицы Великого поста, седмицы ваий)

"Лествицу" Иоанна Лествичника впервые экранизировали в России

Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. «Лествица», читавшаяся на Руси с древнейших времен, была любимой книгой Н.В. Гоголя, с которой он, по свидетельству современников, «не расставался». Последующие шесть дней пятой седмицы Великого поста насыщены богослужебными событиями. Четвертая неделя Великого Поста посвящена Иоанну Лествечнику, автору «Лествицы» — наверное, самого авторитетного аскетического трактата Православия. Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. История возникновения Великого поста и его смысл для христианина. Краткие правила соблюдения Великого поста. Кому полагаются послабления в посте.

Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Шествуя по пути Великого поста, христиане неслучайно совершают память этого великого подвижника Церкви, ибо он открывает для каждого новый «Декалог» — Лествицу райскую и скрижали духовные, и потому единодушно взывают. 26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника. Обычай совершать в четвертую неделю Великого поста память прп. Иоанна, списателя «Лествицы», пришел в нашу Церковь вместе с Иеросалимским уставом в XIV веке. В 4-е воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, автора «Лествицы» — классического руководства в духовной жизни. Почему же Великим постом нам так настойчиво рекомендуют «Лествицу»?

Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника

ЛЕСТВИЦА☦ – Telegram Этим Великим постом по благословению наместника Сретенского монастыря иеромонаха Иоанна (Лудищева) по воскресным дням для прихожан проводятся беседы по книге преподобного Иоанна Лествичника «Лествица».
Просветительская деятельность Лествица Великого поста: Постное время светло начнем!
Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (Галина Николаевна Николаева) / Проза.ру Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя “Лествицы”.

«Лествица» Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена.

Это время примирения, а примирение — это радость Божия и наша радость; это — новое начало. Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние — это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся — это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние — это наше примирение с Богом.

И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние — это очищение нашей совести. Покаяние — это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль». И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас — как мы можем отозваться такому Богу?

На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей.

Пост и молитву святые отцы называют двумя крылами веры, двумя столпами, «крепким основанием для всех добродетелей». Постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, молитвой утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума. В борьбе с греховными страстями для очищения от них важным, главнейшим духовным руководством служит «Лествица», сочинение преподобного Иоанна, игумена Синайского, — система духовного возрастания, которая указывает подвижнику путь к высшей ступени духовного роста — обожению.

После преподобные пишет о различных страстях, с которыми вынужден сражаться каждый воин Христов: памятозлобии девятая , злословии и клевете десятая , многоглаголании одиннадцатая , лжи двенадцатая , унынии и лености тринадцатая , чревоугодии четырнадцатая глава с юмором называется «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве» , о том, что мешает нетленной чистоте и целомудрию пятнадцатая , сребролюбии шестнадцатая. Главы с семнадцатой по двадцать третью также посвящены вопросам духовной брани. В них говорится о нестяжании; нечувствии; сне, молитве и псалмопении в соборе братий; бдении телесном; малодушной боязливости, или страховании; многообразном тщеславии и безумной гордости. С двадцать четвертой главы идет описание плодов успешной борьбы с грехом. Святой Иоанн рассказывает братии о кротости, простоте и незлобии; об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии; о рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей; о священном безмолвии души и тела; о матери добродетелей, священной и блаженной молитве; о земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве. Заключительная тридцатая глава носит название «О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви», но это еще не итог всему, поскольку у духовной лествицы нет последней ступени, ведь «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке, к свету присовокупляя свет разума». Может быть, всё это относится только к монашескому деланию и будет лишним для мирянина? Нет, каждый, принявший Святое Крещение, призван Богом подниматься по духовной лестнице: от пренебрежения соблазнами и похотями этого мира до стяжания трех высших добродетелей — веры, надежды и любви.

Ведь пост всецело связан с покаянием. Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать — грешен? Для покаяния этого слишком мало. Покаяться — это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим.

Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов, — о чем напоминает 4-е воскресенье Великого поста

Был момент, когда все подумали, что юноша этот умер. Это как раз испытание веры. Надо понимать, что Господь и нас подчас испытывает. Испытывает, насколько наши сердца прилеплены к Нему.

Поэтому все какие-то скорби, болезни надо претерпевать и помнить, что Господь с нами. Он лишь наблюдет, где-то рядом находясь, как мы эти скорби преодолеваем, и есть ли у нас вот эта вера, о которой Он говорит: все возможно верующему. Если вы будете иметь веру с горчичное зерно, можете горы переставлять, сказано в другом месте.

Поэтому важно веру укреплять, укреплять, понуждая себя, делая дела веры. Поэтому надо творить дела веры. Откуда мы можем узнать эти дела?

Опять же из Святого Евангелия и Апостолов, то есть мы можем учиться у Христа непосредственно, имея благовествование от Него. Поэтому книга эта должна быть всегда перед нами. Далее, когда Господь исцелил этого бесноватого болящего юношу, ученики, те, которые не смогли его исцелить, подходят к Нему уже втайне где-то, отдельно уже и спрашивают: почему мы не смогли исцелить его?

Господь отвечает: сей род исцеляется лишь молитвой и постом. Это нам тоже большое назидание. Это две великие добродетели, через которые мы, как на крыльях, поднимаемся к Царству Небесному.

Они друг друга дополняют. И как говорил святитель Василий Вели кий, Литургию которого мы сегодня служили, «пост это есть два крыла молитвы, которые поднимают молитву до небес».

Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда.

Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности? Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал... Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению.

Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая.

Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них.

За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, — держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу». Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.

Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная. Тропарь святому Иоанну Лествичнику Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси свтильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак святому Иоанну Лествичнику Плоды прсноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру — это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие. Преподобный Иоанн, поставленный руководителем игуменом других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали «Лествицу Рая» , кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей. Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта.

“ЛЕСТВИЦА”: КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

В первое воскресенье Великого поста называется Торжество Православия в честь события, которое произошло в 843 году в Константинополе. Поэтому святая Церковь благословила читать поучения из «Лествицы» в дни Великого поста. О лестнице должен быть и всецерковный разговор в четвертую неделю Великого поста, поскольку неделя носит имя автора одноименной книги ― «Лествица». Именно во время Великого поста, когда каждый из нас стремится стать хоть немного светлее, хоть на крошечный шажок приблизиться к Богу, “Лествица” может стать настольной книгой для каждого христианина.

Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника

  • Навигация по записям
  • Просветительская деятельность
  • Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника | 13.04.2024 | Московский Данилов монастырь
  • Другие новости
  • Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника
  • «Божественную лествицу, обретохом»: Лавра молитвенно почтила память преподобного Иоанна Лествичника

26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)

Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя “Лествицы”. 26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника. Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. «Лествица», читавшаяся на Руси с древнейших времен, была любимой книгой Н.В. Гоголя, с которой он, по свидетельству современников, «не расставался». Четвертая неделя великого поста посвящается памяти преподобного Иоанна Лествичника, составителя книги «Лествица». В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного.

26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)

Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника В ряде рукописей имеется разбивка на зачала, т.к. по уставу полагалось читать «Лествицу» за богослужением в период Великого поста.
Четвёртое воскресенье Великого поста Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, (так же как на второй и третьей неделе) установлены для поминовения усопших.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий