последний день перед началом Великого поста. Масленица это не религиозный, а языческий праздник!
Масленица и её кулинарные традиции в зеркале истории
В те времена венецианская аристократия сама титуловала себя дворянскими званиями, поскольку в Венеции не было короля, который даровал бы эти титулы Божьим именем. В Венеции сформировался олигархический класс особого рода: его представители не считали зазорным смешаться с толпой, стараясь подпитать иллюзию о том, что в Венеции социальные границы размыты. Карнавал, который сейчас проводится в промежутке между Рождеством и Великим постом, в средние века начинался в октябре и длился почти шесть месяцев! В этот период можно было расхаживать по городу в маске, выдавая себя за другое лицо. Это что-то вроде древнеримских цирковых представлений — дать возможность народу беспечно развлечься, но также в этой странной регулируемой распущенности нравов поддержать социальный порядок. С давних времен костюмированный масочный венецианский карнавал был прекрасным способом смешения и обновления аристократической крови. В те времена аристократы могли заключать браки только с людьми своего круга, однако благородная женщина, выходящая ночью в маске из особняка, может делать все, что ей заблагорассудится!
Она может вернуться домой с новой кровью в чреве, которая даст свой плод через девять месяцев. Это обстоятельство благотворно сказалось на том, что венецианский политический правящий класс был всегда свеж и весел и не сталкивался с проблемой увядания. Лучший способ впитать в себя жизненную силу карнавала - надеть маску. К сожалению, в последнее время мало кто скрывает свою личность под маской, зато Венеция переполнена зрителями с фотоаппаратами. Но прелесть карнавала и его подлинный дух заключаются в том, чтобы превратиться в нечто отличное от того, чем ты являешься в реальной жизни, стать свободнее, чем в повседневной реальности. Общество постоянно навязывает нам маски - не те, которые закрывают лицо, а общественные маски, которые в действительности ограничивают рамки нашего бытия.
Когда приходит карнавал, ты скрываешь свое лицо под маской; никто не знает, кто ты на самом деле. Только тогда и только так ты действительно можешь быть самим собой. Некоторые старые венецианские маски дошли до наших дней. Возможно самая известная из них, белая - баута. Она похожа на лик призрака. Человек в бауте надевает треуголку и белые одежды.
В маске проделано большое отверстие для рта, которое служило не только для приема пищи, но и для изменения голоса. Человека, носившего бауту, было особенно трудно опознать, поскольку его голос также изменялся. Этой маской, в основном, пользовались аристократы; она была самой распространенной в Венеции. Другая древняя маска - маттаччино, ее надевал канатоходец, бросавший в толпу тухлые яйца. Сейчас эта маска встречается крайне редко. Есть в Венеции маска, символизирующая свободу сексуальных нравов, она раскрепощала мужчин нетрадиционной сексуальной ориентации.
Эта маска называется ланьяга, она мужская, но к ней прилагались женские одежды. Эта маска изображает кошку или кота; человек, надевавший ее, вел себя буйно. Эта маска давала выход пульсациям, которые, используя современную терминологию, можно было бы назвать транссексуальностью. Среди любопытных масок можно выделить «доктора чумы» - думаю, многие этот наряд помнят.
У православных Великий пост начинается в понедельник в этом году 27 февраля. А в последний перед ним четверг стартует Широкая Масленица — организовываются гуляния и устанавливается соломенные чучела.
Раньше в этот день прекращали все работы и устраивали кулачные бои. Остатки — день перед постом Масленичная неделя у православных заканчивается в Прощёное воскресенье, когда сжигают соломенное чучело, символизирующее зиму, веселятся, пьют, едят мясо и блины. А уже с Чистого понедельника и до самой Пасхи, верующие будут воздерживаться от жирной пищи, алкоголя и веселья. У поляков последний день перед Великим постом — вторник. Раньше в этот вечер садились за стол, ели мясо, селёдку и пили алкоголь. И сегодня, особенно те, кто планирует поститься, могут собраться за общим ужином.
Однако эта традиция не так распространена, как раньше. В последние выходные перед Великим постом в Польше проводятся карнавальные балы — ночные вечеринки, корпоративы. Также проходят балы для детей в школах и детски садах. Фото: pzitb.
Зато ей удалось частично «приручить» праздник Масленицы, привязав его к так называемой «Сырной неделе», предшествующей Великому посту. Её традиции отражены в воспоминаниях иностранцев, посещавших Великое княжество Московское. Местное население исключало из рациона мясо, отдавая должное молочным продуктам, рыбе, маслу и спиртным напиткам, зачастую без всякой меры.
Долгое время с гуляниями на Сырной неделе ассоциировались жареные пирожки пряженцы и хворост. Это отражено, в том числе, в «Домострое», содержащем описание праздничного стола, на котором блины отсутствуют. Хворосты, орехи, елцы, ядра, мисенное, шишки, сыры губчатые, молочи вареные, сыры сметанные сухие. Что касается «сыра», то им на Руси называли творог: этимология слова «сырники» восходит к этому понятию. Блины же в качестве главного масленичного угощения не утвердились даже к середине XIX века, по крайней мере, не везде. Так, крестьяне Ярославской губернии, готовясь разговеться на Сырной неделе, жарили рыбу и пряженцы с разнообразными начинками. Поэтому наибольшей популярностью пользовались блины из гречневой муки.
Этот рецепт из глубины времён отлично подойдёт для людей, страдающих непереносимостью пшеничного белка глютена. Гречневые блины крайне популярны на севере Франции — бретонцы считают их своим исконным блюдом.
Каждая национальная кухня в эти дни готовит разные праздничные и ритуальные блюда, которые отличаются высокой калорийностью: 1.
В Польше принято печь сладкие пончики с разной начинкой и оладьи. В Шотландии едят постные лепешки с разными жирными добавками. В Англии и США выпекают блинчики.
В Исландии и Дании принято есть заварные пирожные с жирными сливками и шоколадной глазурью. Но вот покушать, как говорится, от пуза в этот день не помешает никакая пандемия — и европейцы не упускают такую возможность перед Пепельной средой, которая наступит 17 февраля. Пепельная среда: история и традиции Пепельная среда — это первый день Великого поста у католиков и протестантов, периода, который призван помочь верующим как следует подготовиться к празднику Пасхи.
Традиция использовать в этот день пепел для нанесения крестов на лоб имеет ветхозаветную историю: в иудаизме посыпание головы пеплом — знак скорби и покорности Богу.
Масопуст — масленица в Чехии
Поэтому аналоги Масленицы есть и в других странах мира. Марди Гра (фр. Mardi gras, букв. «жирный вторник») — вторник перед Пепельной средой и началом католического Великого поста, последний день карнавала[1]. Праздник, который знаменует собой окончание семи «жирных дней» (аналог Всеядной недели). Есть у Масленицы и народно-фольклорная составляющая.
Масленица и её кулинарные традиции в зеркале истории
В прошлом венецианский карнавал был весьма полезен церкви, поскольку являлся своего рода отдушиной для самих католических священнослужителей, страдавших от целибата (обета безбрачия). В восточнославянских странах Масленица сочетает в себе черты христианского и дохристианского празднества. Есть у Масленицы и народно-фольклорная составляющая. Есть и у католиков. живу в католической стране, у них масленица приблизительно совпадает с православным Рождеством. точно так же пекут блины с разнообразными начинками. а перед этим пекут специальные пироги, приглашают друг друга на пирог.
Когда католическая Масленица 2022? Традиции и история праздника поедания блинов
Существует несколько пословиц и идиом о пончиках: «жить, как пончик в масле» означает «жить в достатке» аналог русского «как сыр в масле». Есть также поверье: «у того, кто не съест гору пончиков в «жирный четверг», в амбаре будет пусто, а урожай на поле сгрызут мыши». Согласно примете, пончики приносят счастье, а отказ их есть является не только проявлением невежливости, но и приводит к невезению. Поэтому современные польские производители пончиков стремятся угодить даже вегетарианцам или тем, кто придерживается безглютеновой диеты. Хотя в традиционных рецептах используются сало, яйца, пшеничная мука и много сахара, разрабатывается множество новых вариантов, рассчитанных на приверженцев любых диет. Но большинство кондитеров экспериментирует, и, увидев на ценнике «Пончик с адвокатом», даже не сразу поймёшь, что речь идёт о креме со вкусом голландского ликёра «Advocaat».
Варьируются и размеры пончиков — от миниатюрных с шарик для пинг-понга, до огромных величиной в мужскую ладонь. Единственное условие: пончики должны быть легкими и воздушными, а это достигается только в том случае, если дрожжевое тесто хорошо насыщено воздухом. Существует множество рецептов польского пончика. Есть и свои секреты приготовления. Один из них — в тесто нужно добавить спирт или водку.
Нужно соблюдать и правила жарки, в Польше традиционные пончики жарятся на смальце.
Сопровождали старуху мистические персонажи, олицетворяющие собой злую силу: «чёрт», «смерть», «ведьма». Наряду с ними в шествии участвовали и традиционные ряженые, переодетые в козу, медведя и коня. По дороге обязательно разыгрывали масленичную «свадьбу ряженых», которая по народным представлениям способствовала плодородию земли и людей. Обязательным магическим обрядом этой шутовской свадьбы была «перемена пола» участниками.
Для этого парни переодевались в женскую одежду, а девушки — в мужскую. Наряду с женихом и невестой в свадебную группу входили ряженые, изображающие цыганский табор и еврейских музыкантов. Значительную роль в шествии ряженых играют персонажи: худой Канапинис «Конопляник» — символ приближающегося поста и толстый Лашинис «Сальный» — символ Масленицы, между которыми разыгрывается борьба, победителем из которой выходит праведный Канапинис. Заключительной частью праздника было утопление Морэ в воде или сжигание ее на костре. Основной обрядовой едой Масленицы были блины, которые с одной стороны олицетворяли солнце, а с другой — являлись обязательным атрибутом поминок.
А Церковь каждый день молится о грешниках. Такова духовно-нравственная установка Библии от первых до последних страниц. Итак, если Церковь установила, что воспоминание о Страшном Суде совершается именно перед Великим постом, то верующие должны думать о последних днях мира, которые наступят в будущем. В истории известны многочисленные случаи, когда люди ожидали конца света. Католики, можно сказать, привыкли к ожиданию конца света в средние века и сегодня уже почти не говорят на эту тему, потому что она им представляется «слишком неопределенной» для рационального человека. С нашей точки зрения, они слишком уповают на собственный разум, на «эволюцию» общества, но не на веру. Рационализм, конечно же, имеет определенное основание, потому что Бог дал человеку разум, чтобы он правильно устраивал свою жизнь. Но ум должен помогать вере, а не отвергать ее.
Мы видим, что в мире много иррационального и как бы неразумного. Люди часто совершают безумные поступки. В революционное время в нашей стране происходило настоящее буйство, зверские убийства людей, безумное разрушение храмов. Многое творилось еще на глазах нашего поколения. Что это было? В истории иногда побеждает ум, а иногда — безумие. Христиане же должны опираться не только на ум, но в гораздо большей степени — на веру в Бога. Вера же исходит из сердца.
И в вере — мудрость, которая выше ума. Впрочем, и ум нам подсказывает, что человеку нужен пост, потому что он организует, воспитывает в человеке личностные свойства. Страшный суд и Прощеное воскресение Последний день масленицы — Прощеное воскресение. Это замечательное установление: в этот день мы имеем возможность друг друга простить и сами получить прощение перед Страшным Судом. Мы ведь так много обижаемся, так много держим в своих сердцах не очень хорошего отношения друг к другу. Так часто обижаем своих близких и малознакомых людей и сознательно, и случайно, и как бы мимоходом, и в своих мыслях, и взглядом, и в сердечном помышлении, и другими самыми разнообразными способами. Осмелюсь предположить, что Прощеное воскресение — это некий малый образ Страшного суда для христиан, которые в этот день каются и получат не осуждение, а прощение. С протоиереем Александром Салтыковым.
Специально для него платформа «Рекс», предназначенная для особ царских семейств, была оформлена в традиционных цветах Романовых. Фиолетовый отождествляется со справедливостью, золотой символизирует власть, а зелёный — веру. Впрочем, существует версия, что цвета эти связаны не с появлением представителя дома Романовых на первом карнавале, а с дарами волхвов, которые те, согласно древнему преданию, преподнесли маленькому Иисусу. Он не обходится без вкусной выпечки, но главное место среди угощений занимает королевский торт. Участники торжества получают по кусочку лакомства.
В старину тот, в чьём куске окажется запеченная горошина, считался счастливчиком. Сегодня же в торте запекают несъедобные предметы. Если кому-то из участников попадётся фигурка Иисуса — его назначают королём или королевой Марди Гра. Здесь его именую Фастнахт. В Шварцвальде уже несколько столетий участники карнавала надевают одни и те же костюмы. Как это происходит?
Многие из них передают свои наряды детям, а потому сегодня можно увидеть образы, в которые перевоплощались полвека и даже 100 лет тому назад. Практически все участники шествия скрывают свои лица под металлическими, деревянными или тканевыми масками. Нередко празднование Фастнахта начинается ещё 6 января, а вот непосредственно Жирный вторник перед Великим Постом является апогеем торжества. В Германии, Швейцарии, Австрии на Фастнахт устраиваются концерты и всевозможные шоу, рекой льются пиво и глинтвейн. Одной из самых ярких традиций праздника стали выступления шутов. В старину это были целые компании, которые демонстрировали свои таланты.
Сегодня же, как правило, группы шутов насчитывают не более четырёх человек, что ходят от кабачка к кабачку и выступают с шуточными номерами. Поляки также готовят всевозможные угощения, причём самым любимым являются пончики с розовым вареньем. Кроме того, в старину на Мясопуст в разных регионах и селениях Польши устраивали игру, что была очень популярна среди молодёжи. С ними был и музыкант. Такая озорная игра продолжалась до самого вечера. Танцы сопровождались шутками и весёлыми забавами.
Я думаю, во время этого развлечения многие и находили себе пару, которой делали предложение в следующий сезон свадеб. Он включает в себя массу обрядов и интересных традиций, но, пожалуй, самыми яркими стали переодевания и обходы домов.
Прощёное воскресенье и лютеране
Так как католическая Пасха в 2023 году будет 17 апреля, значит празднование Марди Гра 2023 состоится 21 февраля. Католическая церковь не предписывает отказ в этот день от мяса. Существует мнение, что феномен Масленицы восходит к празднику в честь Велеса, покровителя домашней скотины и богатства.
Навигация по записям
- Масленица в 2024 году. Католическая и православная | О Чехии и не только | Дзен
- Масленица – северная вакханалия?
- Ответы : Православные и католики Масленницу отмечают?
- Как празднуют Масленицу в разных странах? | Пикабу
- Марди Гра - праздник карнавал в католической Европе
- Масленица Католиков - Ранок - Інтер
Масленица у католиков в 2024: дата празднования, традиции и обычаи
Началась масленица — последняя неделя перед Великим постом, называемая в Церкви «неделей о Страшном Суде». Какого числа в 2024 году начнется Масленица в России, история и суть праздника, традиции и обычаи, особенности каждого дня Масленичной недели. последний день перед началом Великого поста. Во время поста католики с 14 лет обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет должны соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу. Разница же в том, что православные во время Масленицы объедаются молочными продуктами, а католики во время карнавала все еще активно прощаются с мясом. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Масленица: в преддверии Великого поста
последний день перед началом Великого поста. Пасху отмечают католики и протестанты Беларуси 9 апреля. Католическая церковь не предписывает отказ в этот день от мяса.