Прави́тельствующий сена́т в Российской империи — высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти Российской империи.
Термины при Петре I. ЕГЭ по истории.
Комиссары не только принимали указы, но и следили за их исполнением, доставляли Сенату необходимые сведения, исполняли на местах его поручения. Впоследствии, с учреждением коллегий , значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. В 1720 году Пётр I подписал законодательный акт обозначивший основные принципы по которым должны работать все учреждения Генеральный регламент от 28 февраля 10 марта 1720 [13]. Одновременно с учреждением Сената Пётр повелел «вместо приказа разрядного быть столу разрядному при Сенате». Таким образом к Сенату отошло «писание в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием , ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы. В 1721—1722 годах разрядный стол был преобразован сначала в разборную канцелярию , также состоявшую при Сенате, а 5 16 февраля 1722 года назначен при Сенате герольдмейстер , ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие [3].
При Сенате состоял обер-фискал впоследствии генерал-фискал с четырьмя помощниками, в каждой губернии — провинциал-фискал с тремя помощниками, во всяком городе — один или два городовых фискала. Несмотря на злоупотребления, с которыми неразрывно связано существование таких тайных надсмотрщиков до 1714 года не подвергавшихся взысканию даже за ложный донос , фискалы, несомненно, принесли пользу, являясь орудием надзора над местными учреждениями [8]. Когда прекратились постоянные отлучки Петра, вызвавшие учреждение Сената, вопрос о закрытии его не возник [8]. При всё более теряющих своё значение приказах Сенат стал местом, где производились все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Значения Сената не подорвало и учреждение 1718—1720 коллегий , несмотря на то, что их регламенты, заимствованные из Швеции, где коллегии были высшими учреждениями в государстве, не определяли отношения коллегий к Сенату, который иностранные руководители реформы — Генрих Фик и другие — предполагали, по-видимому, упразднить.
Наоборот, с учреждением коллегий, куда отошла масса текущих мелких дел, значение Сената только повысилось. По указу 1718 года «о должности Сената» все президенты коллегий по самому званию были сделаны сенаторами [8]. Этот порядок просуществовал недолго; медленность сенатского делопроизводства заставила Петра признать в указе 12 23 января 1722 года, что президенты коллегий не имеют времени, чтобы нести сверх того и «непрестанные» труды сенатора. Кроме того, Пётр нашёл, что Сенат как высшая инстанция над коллегиями не может состоять из лиц, которые сидят в коллегиях. Современники указывают ещё и на то, что президенты коллегий, будучи такими сановниками, как тогдашние сенаторы, совершенно подавляли своих «советников» и тем уничтожали всякое практическое значение коллегиального решения дел.
Вновь назначенные президенты вместо прежних, оставшихся сенаторами, были людьми несравненно менее вельможными. Рекетмейстер весьма скоро приобрёл огромное значение как орган надзора за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия [3]. Из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате, наиболее практическое значение имел институт прокуратуры , появившийся также в 1722 году [9]. К учреждению прокуратуры Пётр пришёл не сразу. Недовольство его сенатом сказалось учреждением 27 ноября 8 декабря 1715 года должности генерал-ревизора , или надзирателя указов.
Назначенный на эту должность Василий Зотов оказался, однако, слишком слабым, чтобы влиять на сенаторов и предупреждать вольные и невольные нарушения ими указов. В 1718 году он был приставлен к податной ревизии, и должность его сама собою упразднилась [14]. Постоянные распри между сенаторами вновь заставили Петра поручить кому-либо наблюдение за ходом сенатских заседаний [8]. Избранное 13 24 февраля 1720 года им лицо — Анисим Щукин — оказалось непригодным для этих обязанностей; будучи в то же время обер-секретарём Сената, Щукин сам находился у него в подчинении. Через несколько дней после смерти Щукина 28 января 8 февраля 1721 года Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний помесячно переменявшимся штаб-офицерам гвардии.
Во главе прокуратуры стоял генерал-прокурор как начальник сенатской канцелярии и как орган надзора за сенатским присутствием с точки зрения не только благочиния во время заседаний, но и соответствия сенатских решений Уложению и указам. Помощником генерал-прокурора в Сенате был обер-прокурор. Находясь в непосредственных отношениях с государем, генерал-прокурор сблизил Сенат с верховной властью; вместе с тем надзор его в значительной степени упорядочил производство дел как в самом присутствии Сената, так и в его канцелярии, и сильно поднял его деловое значение. С другой стороны, однако, генерал-прокурор лишил присутствие Сената его прежней независимости; будучи во многих случаях по закону равен всему Сенату, генерал-прокурор фактически нередко преобладал над ним [3]. В последние годы царствования Петра, когда он по окончании Северной войны стал больше прежнего обращать внимание на дела внутреннего управления, чрезвычайные полномочия, которыми был наделён Сенат, потеряли свой смысл.
Уменьшение власти Сената сказывалось главным образом в области законодательства. В первое десятилетие своего существования Сенат, в области гражданского права сдерживаемый авторитетом Соборного уложения 1649 года , в области административного права пользовался широко законодательною властью. В апреле 1714 года состоялось запрещение приносить государю жалобы на несправедливые решения Сената, чем вносилось совершенно новое для России начало; до того времени государю можно было жаловаться на каждое учреждение [8]. Запрещение это было повторено в указе 22 декабря 1718 2 января 1719 года, причём за принесение жалобы на Сенат установлена была смертная казнь [8]. С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва , но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург , который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время [8].
В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления». Целью этих контор было облегчение сношений Сената и коллегий с Московскими и провинциальными учреждениями и производство мелких текущих дел. Сенат в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета 1726—1741 [ править править код ] Учреждённый 8 19 февраля 1726 года Верховный Тайный Совет как при Екатерине I [15] , так и в особенности при Петре II фактически осуществлял все права верховной власти, вследствие чего положение Сената, особенно по сравнению с первым десятилетием его существования, совершенно изменилось [16]. Хотя степень предоставленной Сенату власти, в особенности в первое время правления совета указ 7 18 марта 1726 года [17] , формально не потерпела решительно никаких изменений, а круг предметов его ведомства иногда даже расширялся, но общее значение Сената в системе государственных учреждений очень быстро изменилось уже в силу одного того, что Верховный тайный совет стал над Сенатом. Немалый удар значению Сенату был нанесён и тем, что наиболее влиятельные сенаторы перешли в Верховный совет.
В числе этих сенаторов были президенты трёх первых коллегий военной — А. Меншиков , морской — Ф. Апраксин и иностранной — Г. Головкин , которые становятся до некоторой степени равными Сенату [16]. Ещё важнее была та дезорганизация, которая была внесена Верховным тайным советом во все учреждения Империи.
Генерал-прокурор Ягужинский , враг партии, образовавшей Верховный тайный совет, был назначен резидентом в Польшу, и должность генерал-прокурора фактически упразднилась; исполнение её было поручено обер-прокурору Воейкову , не имевшему никакого влияния в Сенате; в марте 1727 года была упразднена должность рекетмейстера. В это же время мало-помалу исчезают и должности фискалов. После той коренной ломки, которой подверглись местные учреждения Петра 1727—1728 , губернское управление пришло в полное расстройство. При таком положении дел центральные учреждения, в том числе и стоявший во главе их Сенат, утратили всякую действительную силу. Почти лишённый средств надзора и местных исполнительных органов, ослабленный в своём личном составе Сенат продолжал, однако, нести на своих плечах тяжёлый труд мелкой текущей правительственной работы.
Титул Правительствующий ещё при Екатерине был признан «неприличным» сенату и заменён титулом «Высокий». Верховный совет требовал от Сената отчётов, запрещал ему производить расходы без разрешения, делал Сенату выговоры, грозил штрафами [18]. Когда замыслы верховников потерпели неудачу и императрица Анна Иоанновна вновь «восприяла» самодержавие , указом 4 15 марта 1730 года Верховный Тайный Совет был упразднён, и Правительствующий сенат восстановлен в прежней силе и достоинстве [19]. Число сенаторов было доведено до 21, причём в состав Сената вошли самые выдающиеся сановники и государственные деятели. Через несколько дней была восстановлена должность рекетмейстера; Сенат снова сосредоточил в своих руках всё управление.
Для облегчения Сената и освобождения его от влияния канцелярии он был разделён 1 12 июня 1730 года на 5 департаментов [20] ; задачей их была предварительная подготовка всех дел, которые решаться должны были по-прежнему общим собранием Сената [3]. На самом деле разделение Сената на департаменты не осуществилось. Для надзора над Сенатом Анна Иоанновна сначала думала ограничиться еженедельным представлением ей двух ведомостей, одной — о решённых делах, другой — о делах, которые Сенат без доклада императрице решить не может. Признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора [16]. Через кабинет восходили к императрице доклады всех учреждений, в том числе и Сената; из него объявлялись высочайшие резолюции.
Постепенно участие императрицы в постановлении резолюций уменьшается [21] ; 9 20 июня 1735 года указы, подписанные тремя кабинет-министрами , получают силу именных [22]. Хотя компетенция Сената формально изменена не была, но фактически подчинение кабинет-министрам весьма тяжело отразилось на Сенате даже в первый период существования кабинета до 1735 года , когда он занимался по преимуществу делами иностранной политики [16]. Позже, когда кабинет начал простирать своё влияние и на дела внутреннего управления, постоянные непосредственные сношения кабинета с коллегиями и даже с сенатской канцелярией помимо Сената, понукания за медленность, требования отчётов и реестров решённых и нерешённых дел, наконец, крайнее уменьшение состава сенаторов одно время в Сенате бывали только двое, Новосильцев и Сукин , личности с самою нелестною репутацией довели Сенат до небывалого падения [23]. После указа 9 20 июня 1735 года [22] фактическое господство кабинет-министров над Сенатом приобретает законную основу, и на доклады Сената резолюции кладутся уже от имени кабинета. После смерти Анны Иоанновны 17 28 октября 1740 года в кабинете были поочерёдно полновластными хозяевами Бирон , Миних и Остерман.
Поглощённому борьбою партий кабинету было не до Сената, значение которого поэтому в это время несколько повышается, что выражается, между прочим, в появлении «общих рассуждений» или «генеральных собраний» кабинета с сенатом. В марте 1741 года эта должность была упразднена, но разрешение приносить всеподданнейшие жалобы на Сенат осталось в силе.
Были учреждены должности генерал-прокурора Правительствующего Сената, рекетмейстера, герольдмейстера. Тогда же учреждаются и конторы Сената — сенатская, ревизионная, раскольничья. После смерти Петра I значение Сената начало падать, а его функции меняться. С 1726 года его власть ограничивает Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров.
Какому органу после смерти Петра I в 1726 г перешла часть функций Сената? Верховный тайный советВерховный тайный совет Российской империиДата создания8 19 февраля 1726ПредшественникПравительствующий сенатДата упразднения4 15 марта 1730Заменено наПравительствующий сенат Кабинет министров 10 Связанный вопрос.
Восстание 1825 года на Сенатской площади ист. Учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С первой половины XIX в. По судебным уставам 1864 высшая кассационная инстанция. Члены сената делились по рангам в соответствии с ранее занимаемыми должностями консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы. Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов и давал им советы, решал вопросы внешней политики, вел надзор за финансами.
ЕГЭ. История. КРАТКО. Екатерина I (1725-1727)
В России с 1711 по 1917 г высший государственный орган подчинённый императору | высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. |
Термины при Петре I. ЕГЭ по истории. | Правительствующий (в 1726–1730 годах – Высокий) Сенат в 1711–1917 годах в зависимости от внутриполитических обстоятельств был высшим органом государственной власти, подчинённым монарху. |
Органы власти и управления Российской империи в 20-70-е годы XVIII в. | Высшим органом государственной власти при Петре Первом был он сам, Император Всероссийский, титул которого он и утвердил за собой. |
Словарь основных понятий по истории России | Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта). |
Смотрите также
- 5 марта 1711 г. - Учреждён Правительствующий сенат — высший государственный орган в России
- Правительствующий сенат — Рувики
- Похожие презентации
- Причины и цели реформ
- Создание новых органов управления
- Американский парламент - слово из 5 букв
Словарь основных понятий по истории России
высший государственный орган в России в 1711-1917 гг., подчинённый императору; учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления. Ответило 2 человека на вопрос: Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г. В древнем риме: государственный совет, высший орган власти. высший государственный орган, подчинённый императору. Сенат был учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления в 1711 г. Просуществовал до 1917 г. 1711 Г. по 1917 г. – высший государственный орган, подчиненный императору.
Исторический словарь петровской эпохи
Правительствующий Сенат Российской Империи | Пожаловаться. Этот день в истории: 5 марта 1711 года указом Петра I учреждён Правительствующий Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору. |
Указом Петра I учрежден Сенат | высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый твлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений. |
300 лет со дня учреждения Сената | высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый твлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений. |
Высший орган государственной власти подчиненный императору
Высший орган государственной власти подчиненный императору | До самой смерти императора Правительствующий Сенат оставался высшим законодательным и управленческим органом России и надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. |
Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г | Слайд 3Термин Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчинённый императору. |
53. Правительствующий Сенат в системе Государственной власти Российской империи. | высший государственный орган, подчинённый императору. Сенат был учреждён Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления в 1711 г. Просуществовал до 1917 г. |
В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа | 5 марта (22 февраля ) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. |
Высший орган государственной власти подчиненный императору | Прави́тельствующий сена́т в Российской империи — высший государственный орган законосовещательной, исполнительной и судебной власти Российской империи. |
Высший государственный орган подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром 1 в 1711 г.
Ассамблеи фр - бал, общественное собрание в эпоху Петра I. Генерал-прокурор Сената высшее лицо в центральной администрации, учрежденное Петром I в 1722 г. Глава Сената - "око государево". Стоял во главе прокуроров и фискалов.
Коллегия 1 Группа должностных лиц, образующих административный, совещательный распорядительный орган. Кунсткамера нем. Мануфактура лат.
Участие Сената в делах внешней политики 314 Глава четвертая. Делопроизводство в Сенате. Первоначальный ход дела в Канцелярии Сената. Учрежден Петром Великим как высший орган по делам законодательства и государственного управления. С первой половины XIX века высший судебный орган, осуществлял надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По Судебным уставам 1864 г.
Автор настоящего издания ограничивает свой труд временем Петра. Он считает, что это самая интересная эпоха в истории Сената: в это время он учреждается, растет, развивается и окончательно получает то значение и организацию, с которыми переходит к его преемникам.
Меркантилизм — политика, направленная на преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью концентрации средств внутри страны. Гвардия — отборная, привилегированная часть войск.
В России создана Петром I в 90-х гг. XVII в. Империя — монархическое государство во главе с императором, имеет колониальные владения. Синод — в России в 1721—1917 гг.
Занимался вопросами духовной жизни и церковного управления после отмены патриаршества. Крепостная мануфактура — мануфактура, обслуживаемая трудом крепостных крестьян и работников. Рекрутские наборы — способ комплектования русской армии со времен Петра I до введения всеобщей воинской повинности 1864 г.
В указе, изданном несколько дней после учреждения Сената, Пётр определяет, что по отбытии его Сенату следует делать: «суд имеет нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; вексели исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов». Это, очевидно, не исчерпывающий перечень предметов ведомства, а инструкция, на что обратить преимущественное внимание. Учреждением политическим, в чём-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за всё отвечал; в указе 2 13 марта 1711 года сказано: «И ежели оной Сенат через своё ныне перед Богом принесенное обещание неправедно, что поступить… и тогда будет нами суждено, и виновный жестоко будет наказан». Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое. Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов». Через этих комиссаров, назначавшихся губернаторами, создавались непосредственные сношения Сената с губерниями, куда Пётр в 1710 году в интересах хозяйственного устройства своей армии перенёс значительную часть дел, раньше производившихся в приказах.
Комиссары не только принимали указы, но и следили за их исполнением, доставляли Сенату необходимые сведения, исполняли на местах его поручения.
ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
- Похожие презентации
- Сенат | это... Что такое Сенат?
- Остались вопросы?
- Причины и цели реформ
- Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г
- ЕГЭ. История. КРАТКО. Екатерина I (1725-1727)
Органы власти и управления Российской империи в 20-70-е годы XVIII в.
В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. В 1721 году была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским землевладением рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых. В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением. В 1721 году учреждена Духовная коллегия или Синод — рассматривались дела церкви.
Слайд 13 Итог В результате учреждения Сената и коллегий возник четко организованный бюрократический управленческий аппарат, где функции каждой коллегии были определены, а власть в пределах своей компетенции распространялась на территорию всей империи. Каждая коллегия имела свои местные органы в регионах.
Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов. Контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.
Кунсткамера нем. Мануфактура лат. Существовали с середины XVI в.
Меркантилизм лат. Она представляла собой активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, была основана на преобладании вывоза товаров над ввозом, на поощрении развития отечественной промышленности, защите ее от иностранной конкуренции, расширении зоны отечественного капитала за границей. Петровское барокко ит.
Подушная подать основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста.
Последние вопросы
- Правительствующий сенат
- Реформа сената при Петре I
- Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г
- О Сенате в царствование Петра Великого
5 марта 1711 г.
Пожаловаться. Этот день в истории: 5 марта 1711 года указом Петра I учреждён Правительствующий Сенат — высший государственный орган, подчиненный императору. Сенат (1711 – 1917), высший государственный орган, подчиненный императору. Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта) 1711 год как высший орган государственной власти и законодательства. Как высший административный орган в государстве он ведал всеми отраслями государственного управления, осуществлял надзор за правительственным аппаратом и должностными лицами всех уровней. Это произошло 22.02.1711 г. Сенат стал высшим органом государственной и законодательной власти, который подчинялся непосредственно российскому императору. 5 марта (22 февраля по старому стилю) 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.
5 марта 1711 г.
Правительствующий сенат в Российской империи — высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта) 1711 год как высший орган государственной власти и законодательства. 5 марта (22 февраля) 1711 года по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат – высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. До самой смерти Петра Правительствующий Сенат являлся высшим органом по делам законодательства и управления, надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям.
Термины при Петре I. ЕГЭ по истории.
В России до 1917 г. — высший распорядительный, исполнительный и судебный орган, подчиненный императору. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Высший государственный орган, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром1 в 1711г. какой высший государственный орган был учрежден петром i в декабре 1711 г. Правительствующий сенат [1] в Российской империи — высший государственный орган, подчиненный императору.