Картина Клода Моне «Водяные лилии» известна тем, что она вызывает пожары везде, где оказывается.
Белые кувшинки
Для своих картин Моне соорудил отдельную мастерскую со специальным освещением. При жизни художника все картины хранились там, и лишь после его смерти в 1926 году были переданы в музеи. Она была высоко оценена критиками, а Ромен Роллан написал Моне в личной переписке: «Искусство, подобное Вашему, составляет славу страны и времени». От других картин её отличает отсутствие перспективы и пруд, который заканчивается полями полотна. Поверхность пруда переливается в сине-бирюзово-зелёной палитре. Сквозь воду прочерчиваются зелёные контуры круглых листьев лилий.
Глубину работе придают абрисы водорослей, просачивающихся на поверхность. Центральным элементом композиции является россыпь нежных цветков лилий из жемчужно-розовых и белых мазков, которые в первую очередь привлекают внимание зрителя. Как и другие работы Моне, картина является ярким примером импрессионистской живописи. Впрочем, в поздних работах художника тесно переплетены реализм, импрессионизм и абстракционизм. Среди современных коллекционеров и любителей живописи работы Клода Моне не теряют своей актуальности.
Ими также восхищаются и обычные люди. Из всех работ знаменитого художника именно «Водяные лилии» запомнятся больше всего не столько мастерством полотна, сколько дурной славой, которую они за собой несут. Пожары в местах, где появялась картина «Водяные лилии» Музей современного искусства в Нью-Йорке Печально известный шедевр Моне тянет за собой череду пожаров, первый из которых произошёл в доме создателя картины. После завершения работы в студии живописца вспыхнул пожар, который практически дотла уничтожил мастерскую. Во время тушения удалось спасти несколько полотен, среди которых были и практически не пострадавшие «Водяные лилии».
Вскоре владелец известного кабаре на Монмартре купил эту работу. Однако уже через месяц заведение пережило пожар.
Возможно, «забракованные» Моне полотна вошли бы в тот самый топ самых дорогих на планете, но на его восприятие своего творчества повлияли два фактора. Первый — внутреннее состояние художника. В его жизни были непростые периоды депрессий и уныния, в которые ему казалось, что все, что он пишет, не стоит внимания. После смерти друга Ошеде он повторно женился, однако, несмотря на то, что брак его был удачен, Моне уже не получал от живописи такого сильного удовольствия, как раньше. Он пытался искать новые способы передачи цвета и настроения, но считал, что не может их найти. Художник не уставал писать водяные лилии, хотя иногда его настроение оставляло желать лучшего.
Во-вторых и это напрямую связано с первой причиной в последние годы у живописца стала развиваться катаракта обоих глаз. Ему было уже сложно различать оттенки красок и он старался использовать их по памяти. Художнику сделали операцию, само по себе зрение она улучшила, но восприятие цветов у него теперь исказилось.
Хоппе решил сделать рентгеновский снимок, чтобы лучше выглядеть, но обнаружил нечто совершенно неожиданное: водяные лилии, скрывающиеся под изображением художника висящей глицинии. Моне также создал серию росписей глициний, которые можно повесить, как корону на водяные лилии. Мерцание света на воде и смешивание отражений облаков и листвы над головой еще больше стирают различия между здесь и там ». Но выставка, которая открылась для публики через год после смерти Моне в 1926 году, не имела успеха.
Импрессионизм выходил из моды, и зрители находили композиции Моне странными, даже грязными; некоторые размышляли, что его плохое зрение было виновато.
Это были попытки замаскировать крошечные дырочки с мелкими осколками стекла. Во время второй мировой войны рядом с домом в Живерни взорвалась бомба, сброшенная союзными войсками, в результате чего окно студии разбилось.
Возможно, картина повредилась именно во время этой бомбардировки. Хоуп решила сделать рентгеновский снимок, чтобы определить серьезность и характер повреждений, но неожиданно для себя и окружающих обнаружила под гроздьями глицинии изображение водяных лилий.
Свободная копия картины Моне «Кувшинки». Гуашь ТАИР снова в деле!
Моне отвёл в сад воду от реки, оборудовал пруд, развёл в нём кувшинки и лилии. Их и писал часами. В музеях мира удалось обнаружить более 80 картин из серии "Лилии". Написаны они, начиная с 1897 года и заканчивая 1919м.
Начальная сумма — 40 миллионов долларов, сообщает DPA. Картина, созданная в период с 1917 по 1919 год, входит в серию Grandes Decorations, в которой водяные лилии в саду художника во французском городке Живерни становятся главным мотивом.
Это удалось ему, невзирая на протесты местных крестьян, которые опасались, что «странные растения» отравят воду.
Итак, первый проект Моне предусматривал всего лишь создание небольшого водоема, который бы питался водой из реки, а также строительство Японского мостика и двух пешеходных мостиков для перехода на другой берег; всё это можно увидеть на следующем чертеже. Источник приведенных документов: сайт pbase. Разрешение было получено, и план приведен в исполнение. Однако этого вскоре художнику оказалось мало, и Моне приобрел соседний участок на левом берегу площадью 3700 кв. Чтобы расширить пруд до нынешних размеров, потребовалось даже отведение русла реки! К счастью, согласования с властями не заняли много времени, и разрешение на реализацию уже куда менее скромного проекта также было получено.
Ниже приведен чертеж нового плана Моне, предполагавшего расширение пруда и отведение русла реки. Окончательно работы по расширению водоема завершились в 1903 году. Пруд вместе с окружающей его территорией превратился в знаменитый Водный сад, изображения которого можно сегодня встретить в собраниях крупнейших мировых музеев. Водный сад чужд симметрии. Он полон изгибов и поворотов см. На создание такого необычного сада Моне отчасти вдохновили японские сады, знакомые ему по гравюрам, которые художник с таким увлечением коллекционировал.
Часть растений для сада тоже была привезена из Японии. Немалую роль в возникновении замысла создать японский сад сыграло и впечатление от «водных садов» в Трокадеро, которые Клод Моне увидел во время Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Созданный как единый ансамбль, Водяной сад сам является настоящей «живой картиной», меняющей облик в зависимости от часа суток и времени года. При малейшем движении или изменении позы перед глазами зрителя предстает новая перспектива. В этом саду мы обнаруживаем ключевые темы и характерные особенности искусства Моне, его любовь к мотивам бесконечности и шаткости, изменчивости и преходящей природы вещей. Здесь царят переливы и отблески, отражения облаков и листвы.
В концепции сада также воплотилось стремление Моне к тесному контакту с природой, к тому, чтобы погружаться в пейзаж, а не наблюдать его со стороны. Одно из главных очарований Водного сада — переброшенный через пруд изогнутый мостик в японском стиле. Мостик располагается на одной оси с центральной аллеей Нормандского сада см. Его построил для Моне примерно в 1894 году местный ремесленник. Сначала это был просто мост, а десять лет спустя к нему добавились опоры для глициний , которые с годами создали красивый навес. В 1970-х годах к моменту, когда наконец нашлись средства на восстановление усадьбы, Японский мостик был уже слишком сильно разрушен, и спасти его было невозможно.
Мост был реконструирован в точном соответствии с оригиналом. Работы проводила фирма из Вернона. В качестве материала использовалось буковое дерево. Зелёный цвет для мостика был выбран самим Моне, которые желал противопоставить его красному — цвету, который традиционно используется в садах Японии. Восточную атмосферу создают также и умело подобранные деревья и растения: бамбук, гинкго-билоба, клёны, кустовые пионы из Японии, распространенные в японских садах рододендроны, а также лилии и плакучие ивы, которые создают восхитительное обрамление для пруда. Японский мостик стал сюжетом для 45 полотен Моне.
Впервые художник написал его в январе 1895 года, через полтора года после полученного от префекта разрешения на обустройство пруда и строительство мостика. В 1897-1899 годах из-под кисти Моне вышло несколько подлинных шедевров, в том числе квадратное полотно «Пруд с кувшинками», которое находится в собрании Художественного музея Принстонского университета. Свой выбор в пользу кувшинок Моне сделал почти случайно: «Я люблю воду, но и цветы тоже люблю. Поэтому, после того как пруд был наполнен водой, мне захотелось украсить его растениями. Я взял каталог и сделал выбор — просто так, наудачу, вот и всё». Однако этот случайный выбор оказался судьбоносным для творчества Моне.
По словам самого художника, ему потребовалось некоторое время, чтобы «понять» свои кувшинки, вникнуть в их красоту: «Я выращивал их, даже не думая, что когда-нибудь стану писать... А потом вдруг на меня снизошло озарение, и мне открылось очарование моего пруда. Я взял палитру. С тех пор у меня практически не было иной модели». Его жена Алиса в своих письмах даже жаловалась дочери, что муж неустанно рисует свои «вечные кувшинки». Моне очень гордился своим Водным садом и любил принимать тут своих гостей.
Он мог созерцать его часами. Художник нанял садовника, который полный рабочий день ухаживал за садом и должен был чистить пруд и срывать каждый мертвый листок, дабы сад пребывал в состоянии идеальной красоты. Перфекционист Моне даже требовал от этого садовника очищать кувшинки от дождевых капель и росы! Неповторимая игра света на поверхности пруда с кувшинками стала темой бесконечной серии картин, к которой Моне не уставал возвращаться снова и снова. Гюставу Жеффруа. Это непосильный труд для старика, и всё же я хочу передать то, что чувствую».
В этих сериях Моне больше интересует не столько сам объект в данном случае кувшинки , сколько меняющееся освещение, игра света на поверхности водоема. Так, всю жизнь будучи «помешанным на цветах», в конце жизни Моне практически целиком отдался страсти к одному растению. Его завораживали отражавшиеся на поверхности воды венчики, и он не переставал пытаться передать эти эффекты на холсте. С самого утра он приходил на берег пруда и часами наблюдал меняющийся пейзаж. Клод Моне превратил крошечный пейзаж площадью в несколько сотен квадратных метров в настоящую творческую лабораторию. С 1895 года и до своей смерти в 1926 году он написал в своем Водном саду около трех сотен полотен, из которых более 40 были крупноформатными.
После серии картин с видами Японского мостика он посвятил себя мотиву водяных лилий. Моне начал рисовать кувшинки в 1897 году. Всего он посвятил кувшинкам свыше 250 полотен и 30 последних лет жизни. Сад в Живерни оказался неистощимым источником вдохновения, идеальным местом для изучения водных пейзажей и отражений. Теперь на многих полотнах Моне мы видим одно только водное пространство с кувшинками и отражениями воды и деревьев, линии горизонта нет — вода занимает весь холст, всё становится эфемерным, растворяется, исчезает. В 1909 году Моне представил 48 полотен из этой серии в галерее Durand-Ruel под заголовком «Кувшинки: серия водных пейзажей».
Эта выставка имела огромный успех у критики. До Моне ни один европейский художник не создавал серий картин, посвященных одному и тому же мотиву. Предшественниками Моне в этом отношении могут считаться разве что японские художники, в особенности Хокусай, который создал несколько серий, в том числе знаменитые виды Фуджи. Главный садовник Моне вспоминал: «У нас были белые, желтые, красные кувшинки... Художнику также нравилось смотреть на глицинии на Японском мостике и наблюдать за их отражениями в воде. Глицинии стали мотивом многих картин, созданных в 1905-1910 годах.
В более позднем творчестве они тоже присутствовали на полотнах Моне, но сводились к почти абстрактным цветовым пятнам. То же касается и текучих линий плакучих ив, которые часто становились предметом его полотен. Моне было создано двенадцать полотен из серии «Плакучие ивы». Свыше 20 лет Клод Моне приходил в Водяной сад работать, и все эти годы сад дарил ему вдохновение. Написанные Моне многочисленные картины с водяными лилиями можно сегодня увидеть во многих музеях мира. Особенно известны гигантские декоративные полотна с кувшинками, которые с 1927 года занимают два специально переделанных овальных зала парижского музея Оранжери.
Это серию из восьми крупноформатных полотен «Кувшинки» Моне начал по предложению своего друга Жоржа Клемансо. Художник работал над этим циклом с 1914 года, когда у него уже была диагностирована катаракта. Вскоре он принял решение преподнести эти картины в дар государству и подписал соответствующий документ. Сегодня в музее Оранжери эти масштабные полотна составляют настоящий панорамный фриз, который разворачивается перед зрителем и как бы обволакивает его со всех сторон. Ансамбль площадью 200 кв. Фотографировать и снимать на видео в доме категорически запрещается, но нам всё-таки удалось сделать несколько фотографий.
Комнат в доме немного, обстановка довольно скромная, но очень уютная. Особенно понравилась светлая просторная мастерская , столовая и кухня с изразцовыми плитками и обилием медной посуды. Как уже было сказано, стены комнат повсюду украшают любимые художником гравюры японских мастеров , подчас весьма оригинальные, изображающие не только японские сюжеты, но и быт европейцев. Считается, что сегодня дом Моне воссоздан в точности таким, каким он был в ту эпоху. Впрочем, сейчас вы не найдете тут ни вечного запаха табака, который так любил курить Моне, ни топота 8 пар детских ножек, ни шумных друзей, ни кухонной суеты, когда по утрам туда доставляли свежие овощи... Всего существует три входа в дом: центральный и два боковых, также ориентированных в сторону сада.
Все входные двери расположены вдоль узкой террасы, которая тянется вдоль дома. Дверь слева ведет в мастерскую Моне , центральная, через которую входим мы, предназначена для обитателей дома и друзей, а правая дверь — для слуг, она ведет на кухню. В доме есть еще четвертая дверь, которая ведет из мастерской прямо в сад. Зайдем теперь внутрь дома. Направление осмотра задается с самого начала, и смотрители просят туристов его не нарушать. Вы торопитесь сразу же посмотреть самые красивые комнаты, кухню и столовую , расположенные справа от входа, но они вежливо указывают вам налево.
Осмотр дома начинается на первом этаже, с так называемого «голубого салона» salon bleu , или комнаты для чтения здесь Алиса проводила время с детьми, читала и вышивала. Моне распорядился оформить комнату в радостной голубой гамме: выкрасить светло-голубым цветом мебель, стены и полоток вообще Моне лично разработал практически весь дизайн интерьера своего дома. Выкрашенные в одних и тех же тонах, книжные шкафы, буфет и прочие предметы мебели почти сливаются со стенами источник фото: givernews. Здесь можно увидеть некоторые семейные фотографии, а также часть принадлежавшей Моне коллекции японских гравюр, другие фрагменты которой представлены в остальных комнатах. Дело в том, что все находившиеся в Живерни картины Клода Моне были переданы в музей Мармоттан, а вот богатейшая коллекция японских гравюр сохранилась в усадьбе, ее никто никуда не увозил, так что эти гравюры можно по сей день увидеть в доме Моне. Коллекция Моне насчитывает свыше 200 работ японских художников, в том числе 46 эстампов Утамаро 1753-1806 , 23 гравюры Хокусая 1760-1849 и 48 гравюр Хиросигэ 1797-1858 , то есть всего 117 гравюр этих знаменитых мастеров.
Посмотреть эту публикацию в Instagram Картина «Пруд с водяными лилиями» была написана художником в 1918 году и стала одной из нескольких работ, вдохновленных видами на пруд, расположенный в саду художника в Живерни. Кувшинки стали не только самой знаменитой серией картин Моне, но и одним из символов импрессионизма. Реклама на РБК rbc.
На Christie’s продадут картину «Пруд с кувшинками» Клода Моне. Сколько за нее просят
Моне отвёл в сад воду от реки, оборудовал пруд, развёл в нём кувшинки и лилии. Их и писал часами. В музеях мира удалось обнаружить более 80 картин из серии "Лилии". Написаны они, начиная с 1897 года и заканчивая 1919м.
Организаторы торгов ожидали выручить за эту картину, ушедшую с молотка за 27,045 миллиона долларов, от 25 до 35 миллионов долларов. В 2008 году картина Моне 1919 года, на которой также изображены кувшинки, была продана за 80,4 миллиона долларов.
Глициния из Гаагского музея «Глициния» появилась в Гаагском музее около шестидесяти лет назад, но предлогов изучить ее более пристально не было.
Весной хранители музея стали готовить экспозицию к выставке, посвященной садовой живописи Моне. После предварительного осмотра «Глицинии» оказалось, что полотно уже реставрировали. Это были попытки замаскировать крошечные дырочки с мелкими осколками стекла.
Клод Моне кувшинки 1914 13. Клод Моне кувшинки картина 14. Моне кувшинки картина оригинал 15. Клод Моне кувшинки картина 16. Пруд с лилиями Клод Моне 17.
Легендарные «Кувшинки» Моне ушли с молотка
Или в отражениях воды, как на многих картинах Моне, изображающих Венецию, таких как Сан-Джорджо-Маджоре в сумерках 1908 года. Сергей Щукин предпочел отправиться за приобретением к Моне лично, в ту самую, запечатленную на картине, усадьбу в Живерни. просмотрите отзывы путешественников (17 540 шт.), реальные фотографии (6 302 шт.) и лучшие специальные предложения для Париж, Франция на сайте Tripadvisor.
Читайте также
- Загадка «Кувшинок» Клода Моне. 100 великих загадок истории Франции
- С молотка пустят ранее не выставлявшуюся картину Клода Моне
- «Кувшинки» картина Клода Моне
- "Кувшинки" Клода Моне проданы в Нью-Йорке за 27 миллионов долларов
- «Пруд с кувшинками» (Японский мостик) Клода Моне | Шедевр за 1 минуту
- Картину Моне купили на аукционе за 74 миллиона долларов
"Кувшинки" Клода Моне проданы в Нью-Йорке за 27 миллионов долларов
Полотно французского художника Клода Моне «Кувшинки» («Водяные лилии» или «Нимфеи») из коллекции наследницы «медного короля» США Уильяма Кларка продано за $27 млн. 250 картин, посвященных кувшинкам, или водяным лилиям, создал Клод Моне за карьеру! «Водяные лилии» ушли с молотка за 31,7 миллиона фунтов стерлингов (54 миллиона долларов). Главным лотом аукциона Sotheby’s в Лондоне стала одна из самых узнаваемых работ Клода Моне. Клод Моне обожал писать кувшинки и лилии, но только одна картина заставляла вздрагивать всех ее владельцев. Как сообщает CNN, картина под названием “Бассейн с нимфеями” или “Пруд с водяными лилиями” шириной в два метра является частью знаменитой серии Моне “Водяные лилии”, изображающей блики света на воде, отбрасывающие отражения водяных лилий и ив.
Клод Моне и его работа «Кувшинки» в музее Оранжери
Стартовая цена — 65 млн долларов, пишет Financial Times. Специалист отметил, что произведение очень хорошо сохранилось. На момент смерти художника в 1926 году картина находилась в его усадьбе в Живерни, которой и посвящен цикл.
С этого мостика он наблюдал за кувшинками.
Однако это вовсе не означает, что так оно и было. Возможно, «забракованные» Моне полотна вошли бы в тот самый топ самых дорогих на планете, но на его восприятие своего творчества повлияли два фактора. Первый — внутреннее состояние художника.
В его жизни были непростые периоды депрессий и уныния, в которые ему казалось, что все, что он пишет, не стоит внимания. После смерти друга Ошеде он повторно женился, однако, несмотря на то, что брак его был удачен, Моне уже не получал от живописи такого сильного удовольствия, как раньше. Он пытался искать новые способы передачи цвета и настроения, но считал, что не может их найти.
Художник не уставал писать водяные лилии, хотя иногда его настроение оставляло желать лучшего. Во-вторых и это напрямую связано с первой причиной в последние годы у живописца стала развиваться катаракта обоих глаз.
А дальше была поездка в Париж, посещение Лувра, знакомство с творчеством великого импрессиониста Клода Моне. Я просто не могла оторвать взгляд от его работ. Затем еще одна поездка и музей Орсе в Париже, где представлено много работ импрессионистов, в том числе Моне. Находясь под огромным впечатлением от увиденного, я поняла, что не зря это направление получило название «импрессионизм». Импрессионизм с французского переводится как «впечатление» «impression» , через творчество художники передавали свои чувства, видение и настроение.
Название новому течению в искусстве невольно дала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», представленная на выставке в 1874 году. Интересен тот факт, что импрессионизм не сразу получил признание в мире, публика не оценила по достоинству новое веяние, но со временем импрессионисты сумели достучаться до сердец людей. Там он с особой любовью подошел к оформлению своего пруда, высадил кувшинки или водяные лилии , оформил мостик. И принялся творить. В последние годы своей жизни он рисовал в основном только кувшинки в своем пруду. В 1919 году Моне впервые представил миру 12 картин с кувшинками, которые он создавал в период с 1914 по 1918 год.
По стечению обстоятельств картины оказались в музее Оранжери сада Тюильри.
Под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. После чистки окончательно стало ясно, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит в светлое время суток. Внук решил поднять фирму с колен и сосредоточился на выпуске леденцов. Но как сделать их известными? Оставалось сделать его узнаваемым. Говорят, за полмиллиона долларов. Сегодня это изображение красуется на леденцах в несколько измененном виде - но оно узнаваемо. Кстати, спустя десять лет с благословения Папы Римского Сальвадор Дали выпустил уникальную версию Библии со своими иллюстрациями.
Загадка «Кувшинок» Клода Моне
Картина Клода Моне «Водяные лилии» известна тем, что она вызывает пожары везде, где оказывается. Эта картина Клода Моне является одной из наиболее поразительных в серии из 60 холстов, изображающих пруд с кувшинками, которые Моне написал в период между 1914. В ноябре на аукционе искусства 20 века Christie’s в числе других будет выставлена картина импрессиониста Клода Моне из цикла «Кувшинки». Используя возможности видео, художники вводят движение в картину: при приближении к инсталляции зрителя кувшинки начинают раскрываться. Картина Моне Черные кувшинки призывает нас заново оценить загадочное и прекрасное, которое обычно ускользает от нашего взгляда. Используя возможности видео, художники вводят движение в картину: при приближении к инсталляции зрителя кувшинки начинают раскрываться.
«Водяные лилии» Клода Моне: интересные факты
Всегда интересовавшийся бликами, отсветами и отражениями, художник всё меньше рисовал сами цветы и всё больше их образы в воде, создавая своего рода перевернутый мир, преобразованный текучей средой. В своих бесчисленных изображениях заросшего пруда с кувшинками Моне окончательно отказывается от формы, стремясь передать лишь ощущение ускользающего света. С 1910-х годов творчество Моне, у которого в тот период начинает развиваться катаракта, особенно явно приближается к абстракции. Неудивительно, что его картины стали источником вдохновения для художников, которые отказались от фигуративного искусства. Например, Василий Кандинский был заворожен одной из картин Моне из серии «Стог сена» и понял, что искусство не обязательно должно изображать реальный объект, но при этом может передавать сильную эмоцию. Несмотря на все эти значимые влияния, широкая публика не понимала позднего Моне, изменившего импрессионизму. Когда в 1927 году, через год после смерти художника, в музее Оранжери в саду Тюильри в Париже были представлены крупноформатные декоративные полотна из серии «Кувшинки», на которых уже было не различить очертаний конкретных цветов, зрители остались равнодушны. Эти работы дождались своего часа только в 1950-х годах, когда Джексон Поллок и другие американские художники признали Клода Моне «дедушкой абстракционизма». Он также унаследовал находившиеся в доме картины и собранную его отцом крупную коллекцию японских гравюр. Однако Мишеля это родовое гнездо нимало не привлекало.
Она ухаживала за садом с помощью старшего садовника Лебре. После смерти Бланш в 1947 году сад оказался практически полностью заброшен, и природа начала вступать в свои права. В 1966 году в результате автомобильной аварии погиб Мишель Моне. Директор Академии и хранитель парижского музея Мармоттан Жак Карлю Jacques Carlu не располагал достаточными финансовыми средствами, чтобы осуществить полноценную программу реставрации. Однако благодаря его усилиям удалось отремонтировать крышу и сохранить японские гравюры из собрания Моне, а остатки коллекции живописи перевезти в музей Мармоттан. К этому моменту дом Моне в Живерни был уже в плачевном состоянии, кругом правили разруха и запустение. Знаменитый « нормандский цветник » заполонили колючие кустарники и сорняки, многие деревья погибли, стекла в теплицах были выбиты, решетчатые изгороди и опоры покрылись ржавчиной... Японский мостик в « водяном садике » загнивал в черной воде, а берега были разрушены грызунами. Мебель в доме Моне была сломана и пропитана влагой.
Его первая мастерская заросла травой... Выделенных Академией изящных искусств и департаментом Эр средств было явно недостаточно, и тогда Жеральд Ван дер Кемп и его вторая супруга американка Флоранс Florence Russell Bennett Harris бросили клич. Они обратились к американским меценатам с просьбой помочь им спасти Живерни. Немалую роль сыграли обширные связи, которые были у «светского льва» Ван дер Кемпа в высшем обществе всего мира, а также содействие его жены. Благотворители отыскались сразу, в большом количестве, и притом весьма щедрые: благодаря пожертвованиям этих меценатов удалось без проблем провести все необходимые работы по реставрации дома и сада Клода Моне. Работы продолжались в течение трех лет. Были отреставрирован дом, мастерские, мебель и гравюры. Были срублены мертвые деревья, разбиты цветники и дорожки, а Японский мостик был воссоздан в точном соответствии с оригиналом. Удалось даже спасти глицинии , посаженные еще Клодом Моне.
Берег пруда был укреплен с помощью шпунтовой стенки. Сохранившиеся архивы, бесчисленные фотографии и воспоминания тех, кто бывал в усадьбе, помогли воссоздать план сада и определить любимые растения Моне. Поскольку некоторых сортов растений к тому времени уже не существовало, их заменили другими, максимально близкими. Наконец, перед тем как сад начал принимать посетителей, были расширены и забетонированы аллеи. В 1980 году был создан фонд Клода Моне, и в этом же году, 1 июня, дом и сад Моне в Живерни впервые открылись для публики. Очень скоро это место стало популярным среди туристов, число которых становилось год от года всё больше, причем сюда стали приезжать путешественники со всего мира. Сегодня усадьба Клода Моне в Живерни — это вторая по посещаемости туристическая достопримечательность Нормандии после аббатства Мон-Сен-Мишель. С 1 апреля по 1 ноября см. Жеральд Ван дер Кемп скончался в 2001 году в возрасте 89 лет в Живерни и похоронен тут же.
Дело Ван дер Кемпа до 2008 года продолжала его вдова, ставшая хранительницей фонда Клода Моне. С 2008 года директором фонда является Гуго Галь Hugues Gall. Один из главных творцов возрождения Живерни садовник Жильбер Ваэ, который посвятил саду Моне в общей сложности 35 лет, в 2011 году передал свои полномочия преемнику — английскому ботанику Джеймсу Присту James Priest. Немногие из них например, Джон Лесли Брек стали друзьями французского живописца. Такое нашествие художников было связано с тем, что в 1880-1890-х годах тысячи студентов, главным образом американских, приехали в Париж учиться в художественных вузах, привлеченные более либеральной программой обучения и полные надежд получить международную известность. Многим из них действительно удалось добиться успеха и удостоиться премий на ежегодных парижских салонах. Не менее привлекательными были для этих живописцев и окрестности Парижа. Эти живописные деревушки особенно манили в теплое время года, когда можно было писать на пленэре. Сюда-то и устремились группы художников, объединенных сходными стремлениями и стилистикой творчества.
Наиболее длительная из таких «художественных колоний» рубежа XIX — XX веков просуществовала как раз в Живерни, где американцы с удовольствием исследовали эстетические возможности импрессионизма. Всё началось в 1887 году, когда в Живерни обосновалась первая колония художников. Вероятно, это произошло по чистому совпадению: причиной их поселения тут было лишь особое очарование этих мест, а вовсе не присутствие Клода Моне. Именно они «открыли» Живерни, где Моне жил к тому времени уже четыре года, и с жадностью стали рисовать здешние пейзажи, в основном виды реки Эпт, холмы и поля со стогами сена. После этой «первой волны» сюда потянулись и другие американские художники, причем многие стали задерживаться не только на летние месяцы. Некоторые приобрели тут дома и мастерские и обосновались в Живерни надолго художники этой волны уже в основном изображали сцены семейной жизни, женщин и детей в саду и т. Тихую нормандскую деревню стало не узнать. Вечеринки с японскими фонариками, игра в теннис... Что касается Моне, то поначалу он приветствовал приезд в Живерни новых художников, но вскоре его утомило это нашествие.
Сам он никогда не предлагал себя в качестве учителя, но уже одно его присутствие в деревне обеспечило постоянный рост этой колонии. До Первой мировой войны в Живерни приехало много новых живописцев, однако 1914 год положил конец этой колонии импрессионистов, просуществовавшей примерно 30 лет. Возрождение Живерни как «деревни художников» началось уже в наше время. Таким способом фонд отдает дань американским меценатам, без помощи которых усадьбу никогда бы не удалось восстановить. Фонд Клода Моне, в свою очередь, предоставляет этим художникам жилье, мастерскую и автомобиль. Впрочем, правильнее будет перевести его нынешнее название как «Музей импрессионизмов» или «Музей импрессионистических течений»: этот музейный центр видит свою миссию в том, чтобы продемонстрировать «международный характер импрессионистского направления». Музей посвящен разнообразным формам импрессионизма, его истокам, географической широте, истории и побочным «ответвлениям». В музее часто проводятся интересные выставки французских и американских импрессионистов, а также художников из других стран. Официальный сайт музея: museedesimpressionnismesgiverny.
Сувенирный магазин В этот день мы неплохо выспались и отправились на парижский вокзал Сен-Лазар подробнее о том, как добраться до Живерни, читайте тут. Купили там в автомате билеты по 12,50 евро до Вернона на 10:20 направление на Руан, поскольку Вернон относится к региону Верхняя Нормандия. Ехать из Парижа до Вернона 45 минут. По прибытии на вернонский вокзал встали в очередь к автобусу до Живерни от Вернона до этой деревни около 7 км : поскольку туристов скопилось много, то сначала отсчитали 40 человек, которых усадили в первый автобус, а для остальных подогнали еще один. Гуманная система. Минут через 10 - 15 мы были уже в Живерни и стройной многоязычной толпой в которой, однако, доминировала английская речь: усадьба Моне особенно популярна среди англичан и американцев; кроме того, это место просто обожают японские туристы направились к кассе и ко входу в сад Моне. Расположение автобусной остановки на карте Живерни: Группы отделились, так что в итоге очередь в кассу для индивидуальных туристов получилась совсем небольшая. Купили билеты подробнее о ценах билетов и графике работы музея читайте тут , после чего сразу оказались в местном сувенирном магазине с разнообразной продукцией, так или иначе навеянной жизнью и творчеством Клода Моне: шейные платки, ювелирные украшения, вазы, мягкие игрушки, коробочки и зеркальца с мотивами его картин, шляпы и передники «а-ля Моне», семена любимых им растений, многочисленные книги и репродукции, календари и закладки... Всего и не перечислить.
В этом помещении площадью 300 кв. Ценовой диапазон широчайший, выбор тоже. Обе части сада контрастируют друг с другом и взаимно друг друга дополняют. Называется он «Нормандский цветник», или «Нормандский сад». Несмотря на обилие туристов, гулять здесь очень приятно. Погода была великолепная. Щебет птиц, буйство красок... На относительно небольшой территории умещается невероятное многообразие умело подобранных по оттенкам цветущих растений и деревьев. Тюльпаны всевозможных окрасок, в том числе и экзотические махровые, нарциссы, розовая пена цветущих сакур часть из них была подарена саду в 1990 году послом Японии.
Самые разные анютины глазки, маргаритки, гиацинты, рябчики... Буйство растительности и плотность посадок просто поражают. Любой ботанический сад просто отдыхает. А к середине лета распустятся еще и розы. Вот это будет зрелище! Зато нам повезло увидеть огромное количество цветущих тюльпанов, а также сакуры. Здесь ведь всё зависит от того, в какое время приехать в усадьбу Моне. Несколько слов об истории создания Нормандского сада Моне и его планировке. Когда Моне и его семейство в 1883 году обосновались в Живерни, участок земли, протянувшийся под небольшим уклоном от дома к дороге, был засажен яблоневыми деревьями и окружен высокой каменной стеной.
Очарованный этим местом, художник приступил к работе, не прекращая совершенствовать свое детище и превращая его в сад своей мечты. Участок разделяла пополам центральная аллея с кипарисами, елями и подстриженными самшитами. Эта аллея вела от ворот усадьбы ко входу в хозяйский дом. Самшиты Моне распорядился вырубить и после долгих споров с женой то же самое сделал с елями. По ее просьбе он сохранил лишь два тиса, росших ближе всего к дому. Все вырубленные деревья были заменены металлическими обручами, которые можно видеть и по сей день.
То есть в общей сложности художник провел здесь 43 года — почти половину жизни. Интересно, что Моне заметил живописную деревню Живерни, когда проезжал мимо на поезде теперь эта железнодорожная ветка закрыта. Тогда-то он решил переехать в эту местность и арендовал дом, а вместе с ним и прилегающий участок. К 1890 году Моне накопил достаточно денег, чтобы выкупить усадьбу. Ему удалось распрощаться с материальными трудностями и наладить комфортабельную буржуазную жизнь, посвятив себя искусству. Став полноправным владельцем имения, он расширил дом так что тот стал занимать 40 метров в длину , увеличил окна, покрасил ставни в необычный по тем временам зелёный цвет обычно было принято красить их в серый , увил фасад диким виноградом и приступил к обустройству великолепного цветущего сада на месте прежнего фруктового сада. Моне сразу же заменил окружавшие центральную аллею хвойные деревья на розы, а обычные фруктовые деревья — на сакуры. Огород он и вовсе задвинул в дальнюю часть сада, подальше от глаз: импрессионист не собирался терпеть под своими окнами ничего, кроме цветов! С самого первого года своего пребывания в Живерни Клод Моне начал сеять и разводить цветы. Жителей деревни приводила в изумление эта страсть и энтузиазм. Однажды в 1891 году один земледелец пригрозил убрать стога сена с поля как раз в тот момент, когда Моне начал свою знаменитую серию картин. Тогда художник заплатил ему, чтобы крестьянин дал ему возможность закончить работу. На следующий год, когда Моне начал серию «Тополя», произошел аналогичный случай. Ему снова пришлось заплатить, на этот раз соседней столярной мастерской, которая вознамерилась срубить деревья! Укрепившееся благосостояние художника, по счастью, позволяло ему не слишком стесняться в средствах. Садоводство увлекало живописца не меньше, чем игра красок на полотнах. Как истинный художник, Моне и к оформлению сада подошел с фантазией и вкусом, воспринимая это скопление цветников не просто как «зелёные насаждения», а как свое любимое творение, как прекрасную натуру, которую хочется снова и снова изображать на картинах. Весной, летом, осенью — этот сад всегда пестрит яркими красками и просится на полотно. Цветы не могут стареть», — признался Моне журналисту в 1926 году. Вкусы художника были весьма разнообразны: Моне нравились розы, тюльпаны, подсолнухи, георгины, глоксинии, ирисы, настурции... Он группировал растения по цвету, выделяя для них прямоугольные массивы, или бордюры. Всё в его саду было подчинено цветовой, художественной организации. Жена художника Алиса как-то сказала: «Сад — это его мастерская, его палитра». Для Моне цветы были источником вдохновения, и его страсть к цветоводству разделяли многие друзья, в том числе писатель Октав Мирбо, политик Жорж Клемансо, коллекционер и художник Гюстав Кайботт, актер Люсьен Гитри. Познания Моне в области садоводческого искусства с годами всё возрастали, а его библиотека обогащалась энциклопедическими трудами. Художник увлекся ботаникой и с удовольствием обменивался растениями с Клемансо и Кайботтом. Он всегда находился в поисках редких сортов цветов и был готов покупать их по высокой цене. Клемансо писал: «С удивительной тонкостью художник света переделал природу таким образом, чтобы она помогала ему в творчестве. Сад был продолжением мастерской. Со всех сторон вас окружает буйство красок, что является хорошей гимнастикой для глаз. Взгляд перескакивает с одного на другое, и от постоянно сменяющих друг друга оттенков зрительный нерв возбуждается всё больше, и ничто не может усмирить этот восторг». В Живерни художник чувствовал себя комфортнее всего, получая невероятное наслаждение от общения с садом. Во время своего отсутствия в усадьбе, которое иногда продолжалось по несколько недель, Моне думал о саде, тосковал по нему и давал распоряжения и советы по его содержанию в письмах: «Отсортировать георгины по цвету, купить подпорки из каштанового дерева для розовых кустов, засеять лужайки, размножить черенкованием настурции... Если сначала ему в работе помогали дети, то вскоре он начал использовать услуги профессионалов. К концу жизни на Моне работало с десяток садовников! С их помощью он даже стал заниматься выведением гибридов. Так был получен новый сорт ириса, получивший название Бланш, а также сорт мака Монетти и георгин Дигуннэз. Другие интересные сведения об истории Нормандского сада можно найти тут. Подробно об истории создания второго сада усадьбы, так называемого Водного сада, который знаменит своими кувшинками и Японским мостиком, читайте ниже. Клод Моне скончался 5 декабря 1926 года в Живерни и был похоронен на местном кладбище , прилегающем к старинной церкви Святой Радегунды. Прогуливаясь по саду и дому Клода Моне, гости мастера всякий раз ощущали особую атмосферу этого места и восхищались замечательными цветочными композициями и особенно — белыми кувшинками на пруду, ставшими источником вдохновения для целой серии картин знаменитого импрессиониста. Этот пруд с водяными лилиями Моне приказал вырыть на притоке реки Эпт вскоре после выкупа усадьбы, в 1893 году, и с тех пор многократно рисовал цветущие кувшинки на его поверхности. Подробно об истории создания Водного сада с кувшинками и его роли в творчестве Моне читайте ниже. Со временем эти изображения становятся всё более абстрактными. Экспериментируя со светом, эффектами тумана и отражения, Моне уже с 1890-х годов начинает размывать формы и отдаляться от реалистичной манеры отражения мира. Искусствоведы недаром считают его одним из основателей абстракционизма. Исключительная свобода исполнения, революционная концепция живописного пространства и эмоциональная чистота, которая исходит особенно от его поздних работ, легла в основу многих современных художественных направлений, таких как лирическая абстракция, живопись действия и ташизм. Удалившись в Живерни, Моне проводит оригинальные эксперименты, которые идут вразрез с поисками Сезанна или Пикассо, повернувшегося в сторону геометрического искусства. Всегда интересовавшийся бликами, отсветами и отражениями, художник всё меньше рисовал сами цветы и всё больше их образы в воде, создавая своего рода перевернутый мир, преобразованный текучей средой. В своих бесчисленных изображениях заросшего пруда с кувшинками Моне окончательно отказывается от формы, стремясь передать лишь ощущение ускользающего света. С 1910-х годов творчество Моне, у которого в тот период начинает развиваться катаракта, особенно явно приближается к абстракции. Неудивительно, что его картины стали источником вдохновения для художников, которые отказались от фигуративного искусства. Например, Василий Кандинский был заворожен одной из картин Моне из серии «Стог сена» и понял, что искусство не обязательно должно изображать реальный объект, но при этом может передавать сильную эмоцию. Несмотря на все эти значимые влияния, широкая публика не понимала позднего Моне, изменившего импрессионизму. Когда в 1927 году, через год после смерти художника, в музее Оранжери в саду Тюильри в Париже были представлены крупноформатные декоративные полотна из серии «Кувшинки», на которых уже было не различить очертаний конкретных цветов, зрители остались равнодушны. Эти работы дождались своего часа только в 1950-х годах, когда Джексон Поллок и другие американские художники признали Клода Моне «дедушкой абстракционизма». Он также унаследовал находившиеся в доме картины и собранную его отцом крупную коллекцию японских гравюр. Однако Мишеля это родовое гнездо нимало не привлекало. Она ухаживала за садом с помощью старшего садовника Лебре. После смерти Бланш в 1947 году сад оказался практически полностью заброшен, и природа начала вступать в свои права. В 1966 году в результате автомобильной аварии погиб Мишель Моне. Директор Академии и хранитель парижского музея Мармоттан Жак Карлю Jacques Carlu не располагал достаточными финансовыми средствами, чтобы осуществить полноценную программу реставрации. Однако благодаря его усилиям удалось отремонтировать крышу и сохранить японские гравюры из собрания Моне, а остатки коллекции живописи перевезти в музей Мармоттан. К этому моменту дом Моне в Живерни был уже в плачевном состоянии, кругом правили разруха и запустение. Знаменитый « нормандский цветник » заполонили колючие кустарники и сорняки, многие деревья погибли, стекла в теплицах были выбиты, решетчатые изгороди и опоры покрылись ржавчиной... Японский мостик в « водяном садике » загнивал в черной воде, а берега были разрушены грызунами. Мебель в доме Моне была сломана и пропитана влагой. Его первая мастерская заросла травой... Выделенных Академией изящных искусств и департаментом Эр средств было явно недостаточно, и тогда Жеральд Ван дер Кемп и его вторая супруга американка Флоранс Florence Russell Bennett Harris бросили клич. Они обратились к американским меценатам с просьбой помочь им спасти Живерни. Немалую роль сыграли обширные связи, которые были у «светского льва» Ван дер Кемпа в высшем обществе всего мира, а также содействие его жены. Благотворители отыскались сразу, в большом количестве, и притом весьма щедрые: благодаря пожертвованиям этих меценатов удалось без проблем провести все необходимые работы по реставрации дома и сада Клода Моне. Работы продолжались в течение трех лет. Были отреставрирован дом, мастерские, мебель и гравюры. Были срублены мертвые деревья, разбиты цветники и дорожки, а Японский мостик был воссоздан в точном соответствии с оригиналом. Удалось даже спасти глицинии , посаженные еще Клодом Моне. Берег пруда был укреплен с помощью шпунтовой стенки. Сохранившиеся архивы, бесчисленные фотографии и воспоминания тех, кто бывал в усадьбе, помогли воссоздать план сада и определить любимые растения Моне. Поскольку некоторых сортов растений к тому времени уже не существовало, их заменили другими, максимально близкими. Наконец, перед тем как сад начал принимать посетителей, были расширены и забетонированы аллеи. В 1980 году был создан фонд Клода Моне, и в этом же году, 1 июня, дом и сад Моне в Живерни впервые открылись для публики. Очень скоро это место стало популярным среди туристов, число которых становилось год от года всё больше, причем сюда стали приезжать путешественники со всего мира. Сегодня усадьба Клода Моне в Живерни — это вторая по посещаемости туристическая достопримечательность Нормандии после аббатства Мон-Сен-Мишель. С 1 апреля по 1 ноября см. Жеральд Ван дер Кемп скончался в 2001 году в возрасте 89 лет в Живерни и похоронен тут же. Дело Ван дер Кемпа до 2008 года продолжала его вдова, ставшая хранительницей фонда Клода Моне. С 2008 года директором фонда является Гуго Галь Hugues Gall. Один из главных творцов возрождения Живерни садовник Жильбер Ваэ, который посвятил саду Моне в общей сложности 35 лет, в 2011 году передал свои полномочия преемнику — английскому ботанику Джеймсу Присту James Priest. Немногие из них например, Джон Лесли Брек стали друзьями французского живописца. Такое нашествие художников было связано с тем, что в 1880-1890-х годах тысячи студентов, главным образом американских, приехали в Париж учиться в художественных вузах, привлеченные более либеральной программой обучения и полные надежд получить международную известность. Многим из них действительно удалось добиться успеха и удостоиться премий на ежегодных парижских салонах. Не менее привлекательными были для этих живописцев и окрестности Парижа. Эти живописные деревушки особенно манили в теплое время года, когда можно было писать на пленэре. Сюда-то и устремились группы художников, объединенных сходными стремлениями и стилистикой творчества. Наиболее длительная из таких «художественных колоний» рубежа XIX — XX веков просуществовала как раз в Живерни, где американцы с удовольствием исследовали эстетические возможности импрессионизма. Всё началось в 1887 году, когда в Живерни обосновалась первая колония художников. Вероятно, это произошло по чистому совпадению: причиной их поселения тут было лишь особое очарование этих мест, а вовсе не присутствие Клода Моне.
А в 1890 году Моне заказал в Японии семена кувшинок и посадил их в пруду, расположенном неподалеку от своего имения. Клод Моне специально купил этот пруд, чтобы разбить на нем японский сад: этот сюжет часто повторяли его любимые авторы из Поднебесной. Вокруг водоема росли как европейские растения, так и японские сакуры. Очень важная деталь — японский мостик, который можно увидеть на картине «Белые кувшинки».
Клод Оскар Моне работал над циклом без малого тридцать лет. С течением времени манера письма заметно изменилась. Творческое развитие? Безусловно, но не только. Некоторые особенности связаны с болезнью. В 1883 году Моне поселился в деревне Живерни. Здесь он устроил сад с каскадом прудов, посадил кувшинки разных сортов.