Новости грозу кто написал

Пьеса ского «Гроза», написанная в 1859 году, вошла в историю русской литературы благодаря образу главной героини – Катерины Кабановой. Пьеса «Гроза» (1859) – наиболее значимая в творчестве Александра Николаевича Островского.

Что еще почитать

  • Гроза - Островский Александр :: Читать онлайн в
  • Краткий пересказ пьесы "Гроза" Островского по действиям
  • Гроза (пьеса) — Википедия
  • Вход и регистрация
  • Жанровые особенности

Александр Островский: Гроза

Её суть сводилась к тому, что в «Грозе» автор обличает представителей «тёмного царства». Именно в этом варианте "Весенняя гроза", написанная 25-летним Тютчевым, была знакома А.С. Пушкину. Александр Николаевич Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. Первая постановка драмы Островского «Гроза», случившаяся в Малом театре ровно 160 лет назад, стала знаковым событием для русской сцены.

Александр Островский: Гроза

Читать онлайн книгу «Гроза» автора Александра Островского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Катерина признаётся, что боится не столько грозы, сколько смерти, которая может внезапно её застать со всеми грехами. Гроза. ский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Весенняя гроза или «Люблю грозу в начале мая» — одно из ряда известнейших ранних стихотворений Фёдора Тютчева, написанное в 1828 году и впервые опубликованное годом позже в журнале «Галатея».[2]. Приводим для Вас краткое содержание пьесы из школьной программы Островского "Гроза" для ознакомления с основными сюжетными линиями.

Александр Островский — Гроза

Гроза (Островский Александр) - слушать аудиокнигу онлайн Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза».
Гроза врагов русского народа одно из самых душераздирающих у ского.
"Иду на грозу" Даниил Гранин: рецензии и отзывы на книгу | ISBN 978-5-389-10215-6 | Лабиринт Александр Николаевич Островский на сайте доступна к прочтению онлайн.
Александр Островский ★ Гроза читать книгу онлайн бесплатно Первая постановка драмы Островского «Гроза», случившаяся в Малом театре ровно 160 лет назад, стала знаковым событием для русской сцены.
"РГ" публикует раннюю версию "Весенней грозы" Тютчева одно из самых душераздирающих у ского.

Катерина Кабанова: луч света или торжество отчаяния? Читая "Грозу".

Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза». Подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям и явлениям великого русского писателя А.Н. Островского. Написана «Гроза» была в 1859 г. во время путешествия А. Островского по Поволжью. Гроза — пьеса Александра Островского, в которой подняты проблемы социального конфликта, сложных отношений в семье. Островский Александр Николаевич Гроза. Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза».

Федор Тютчев - Весенняя гроза

Ответ на этот вопрос искала и героиня аудиокниги Гроза, которую мы предлагаем слушать или скачать в mp3. Смотри плейлисты ниже. Там много интересного ↓↓↓↓↓Читает Александр ТеренковПодписывайтесь на Ютуб канал! Ставьте лайк) Делитесь в соц сетях!Обязательно посмо. Её суть сводилась к тому, что в «Грозе» автор обличает представителей «тёмного царства». драма в пяти действиях русского драматурга 19 века Александра Островского. Катерина признаётся, что боится не столько грозы, сколько смерти, которая может внезапно её застать со всеми грехами.

Гроза (пьеса)

Музыка: Родиона Щедрина. Режиссер: Сергей Баранов. Ассистент режиссера: Вячеслав Юрченко. Хор и оркестр под управлением А.

Только то, что «люди не летают так, как птицы»? А мы сейчас всё расскажем и восстановим в памяти: чётко, ёмко, по делу и так, чтобы никто не заподозрил вас в незнании текста. Сначала немного предыстории. Однажды Александр Островский отправился в путешествие по Поволжью.

И был поражён абсолютно всем, приятно и не очень. Приятно: видами, Волгой, природой, бескрайностью просторов и синевой неба. Не очень: мещанскими нравами живущих там людей, болотом, которое засасывало любые идеи и нововведения. Тогда-то он придумал и в рекордные сроки написал драму «Гроза» — о столкновении старых мещанских нравов и об удушающей атмосфере маленьких городков с их привычными укладами, где нет места новой жизни. Города Калинов на самом деле не существует, и это важно: Калинов — обобщающий образ любого провинциального городка. Итак, мы знакомимся с Катериной Кабановой — женой маменькиного сыночка Тихона Кабанова. Тихон неплохой в общем-то человек, просто очень слабый.

Жену свою любит, но спокойствие любит ещё больше, поэтому ничего не делает с тем, что его мать — известная на весь город купчиха Марфа Кабанова Кабаниха — тиранит Катерину.

Борис пытается успокоить её. Катерина признаётся ему в ответном чувстве. Явление 4 Борис и Катерина уходят гулять, приходят Варвара с Кудряшом. Молодой человек хвалит девушку за то, как ловко она придумала с калиткой. Кудряш играет на гитаре, Варя спрашивает который час. Узнав, что уже пора, зовут Бориса и Катерину. Явление 5 Приходят Катерина и Борис. Пары прощаются, Кудряш затягивает песню. Действие четвёртое Явление 1 Собирается гроза.

Прохожие прогуливаются и говорят о том, что раньше было нарисовано на арках. Входят Дикой и Кулигин. Явление 2 Кулигин пытается упросить Дикого поставить часы на бульваре, Дикой от него отмахивается. Кулигин, видя, что начинается гроза, предлагает установить громоотводы. Дикой ругается на него, тот продолжает доказывать полезность громоотводов и говорит, что гроза — это электричество. Дикой ещё более сердится на него за эти слова. Кулигин уходит, спустя какое-то время уходит Дикой. Явление 3 Варвара поджидает Бориса, чтобы рассказать, что Кабанов приехал раньше, чем его ждали. Катерина испытывает сильные душевные муки. Варвара опасается, как бы она не рассказала всё мужу.

Борис прячется, увидев Кабановых. Явление 4 Прохожие говорят, что будет гроза. Катерина испуганно прижимается к Варваре. Кабаниха подозревает женщину, мимо них проходит Борис. Варвара, видя состояние Катерины, делает ему знак, что нужно уйти. Выходит Кулигин и обращается к людям с речью, что нечего бояться грозы, потому как это просто природное явление. Позвав с собою Бориса, уходит. Явление 5 Кто-то из прохожих говорит, что гроза кого-то убьет. Катерина говорит, что это её и просит молиться за неё. Увидев барыню, с криком прячется.

Явление 6 Барыня замечает её и говорит, что все грехи из-за красоты женской, что лучше ей в омут броситься. Катерина не выдерживает и во всём признается свекрови и мужу. Услышав удар грома, падает без чувств. Действие 5 Явление 1 Кулигин сидит на лавочке, к нему подходит Кабанов. Тихон рассказывает, что после признания Катерины, ей житья не дают, Кабанова за каждым её шагом смотрит. Варвара сбежала с Кудряшом. Кабанову жалко свою жену, но он не может пойти против воли маменьки. Кулигин спрашивает про Бориса, Тихон говорит, что его отправляют к дальним родственникам. Прибегает Глаша и говорит, что Катерина куда-то ушла. Кабанов и Кулигин бегут её искать.

Явление 2 Катерина идёт одна, в надежде увидеть Бориса. Молодая женщина переживает за своего возлюбленного. Из-за сильных душевных страданий, Катерине не хочется жить, она хочет проститься с Борисом и зовёт его. На её зов приходит Борис. Явление 3 Борис говорит Катерине, что очень сильно хотел проститься с ней.

Когда не слишком смел, когда он живет не в то время? Ведь это сейчас многие позволяют себе свободу мысли и действий, а раньше так было не принято, и люди терпели, боялись, приходилось смириться. Только приводило ли это к лучшему?

Пьеса «Гроза» была написана Николаем Островским в 1859 году, в преддверии крупных реформ, и это отчетливо чувствуется, когда читаешь ее. Писатель передает особое настроение, заставляя вникать в суть характеров персонажей, проникаться переживаниями главной героини, испытывая гамму чувств. Действие происходит в вымышленном городке, где живет главная героиня пьесы Екатерина вместе со своим мужем.

Федор Тютчев - Весенняя гроза

Одно слово: воин! Еще какой воин-то! А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил! А каково домашним-то было!

После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам. Что это? Никак, народ от вечерни тронулся? Проходят несколько лиц в глубине сцены. Пойдем, Шапкин, в разгул! Что тут стоять-то?

Кланяются и уходят. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак. И не привыкнете никогда, сударь.

Отчего же? Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.

Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо! А между собой-то, сударь, как живут!

Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно.

Я было хотел все это стихами изобразить... А вы умеете стихами? По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина... Мудрец был Ломоносов, испытатель природы... А ведь тоже из нашего, из простого звания.

Вы бы и написали. Это было бы интересно. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время.

А тоже есть что послушать. Входят Феклуша и другая женщина. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете!

И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Только б мне, сударь, перепету-мобиль найти! Что ж бы вы сделали? Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего.

А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле? Непременно, сударь! Вот только бы теперь на модели деньжонками раздобыться. Прощайте, сударь! Явление четвертое Борис один. Жаль его разочаровывать-то!

Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет! Ну, к чему пристало! Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал.

Да в кого! В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся. А все-таки нейдет она у меня из головы, хоть ты что хочешь. Вот она! Идет с мужем, ну и свекровь с ними! Ну не дурак ли я!

Погляди из-за угла, да и ступай домой. С противоположной стороны входят Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. Явление пятое Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара про себя. Не уважишь тебя, как же! Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят. Я, маменька...

Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь? Да когда же я, маменька, не переносил от вас? Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. Кабанов вздыхая в сторону. Ах ты, господи!

Да смеем ли мы, маменька, подумать! Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня.

Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут. Да отсохни язык... Полно, полно, не божись! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. В чем же вы, маменька, это видите?

Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. Да нет, маменька! Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают.

Пьесу отнесли к разряду наиболее злободневных явлений театрального искусства и литературы. Выбор точки зрения зависит от того, как рассматривать основной конфликт произведения. Если в центр поставить конфликт Катерины с деспотичной свекровью семейно-бытовой конфликт , то «Гроза» — драма. События происходят в современный автору период, воспроизводится частная жизнь, герои — обычные люди.

Если поставить в центр конфликт патриархальных устоев и новой морали, ориентированной на ценность человеческой личности, то пьеса приобретает характер трагедии. Сам драматург определял жанр своего произведения как драму. Определённо можно сказать, что в пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы. Направление: реализм.

В пьесе «Гроза» А. Островский отобразил быт и нравы провинциального городка, а созданные им характеры героев максимально приближены к реальным. В произведении нашли воплощение черты реализма, такие как зависимость при изображении характера человека: от исторической эпохи, в которой он живет; от социальной среды, к которой принадлежит; от индивидуально-психологических особенностей характера Катерина и Варвара живут в одно время, приблизительно ровесницы, обе принадлежат к купеческой среде, но у них совершенно разные характеры. Важнейшие черты реализма пьесы «Гроза»: историзм, народность и психологизм — точное воссоздание конфликта эпохи столкновение старого и нового миров , отражение демократических идеалов, изображение сложного внутреннего мира человека.

Языковые особенности Островский хорошо знал язык, на котором говорят его герои. Драматург всегда придавал большое значение речи персонажей. В речи действующих лиц писатель раскрывал их переживания, душевное состояние, отношение к происходящему. Все герои «Грозы» говорят на общенародном языке.

Но в речи многих из них есть элементы купеческого, мещанского и церковного жаргона. Это делает каждого персонажа неповторимым. Свои пьесы Островский создавал для сцены, поэтому он внимательно относился к речевым интонациям своих персонажей. Заботясь о правильном тоне, он использовал ремарки, показывая, как надо произнести те или иные слова.

Например, ремарки, сопровождающие реплики Дикого во II явлении 4-го действия: «с сердцем», «гордо», «с гневом», «сердясь все более и более», «сердито». Речь Кудряша бойкая, но грубая, полностью соответствует его самохарактеристике: «Я грубиян считаюсь». Странница Феклуша произносит слова, характерные для церковно-библейской, житийной литературы: «благочестивый», «добродетелями многими украшенный», «…им ещё больше щедрот приумножится». Речь Кулигина выдаёт его пристрастие к эпохе зарождения отечественной словесности и науки.

Народная поэзия отзывается в речи Катерины: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица»; «Я у вас завяла совсем»; «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Продолжением фольклорной стихии в пьесе становятся песни. Также являются средством дополнительной характеристики персонажей «Грозы» имена, отчества и фамилии. Но и отсутствие имён у Островского служит характеристикой.

Например, «барыню с двумя лакеями» автор лишает имени и фамилии. Так писатель показывает, что его интересует социальное лицо этого персонажа. Интересно, что слово «помещица» Островский заменяет словом «барыня». Драматургу важно показать её влияние на жизнь калиновцев, в восприятии которых она была именно «барыня».

Литературные приёмы Поскольку в пьесе мало художественных средств, автор раскрывает события и героев через речь. Самохарактеристика персонажей Катерина о себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю», «Такая я уж зародилась горячая! Отсылки к прошлому героя Борис: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели»; Катерина: «До смерти я любила в церковь ходить». Взаимная характеристика Кабаниха о Диком: «А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами»; Кулигин о Кабановой: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Монологи Катерина, говорящая о птицах, монолог Кулигина о нравах в городе. Речевое поведение возвышенная лексика в репликах Катерины; научные термины в речи Кулигина; робость в речах Тихона; много бранных слов в репликах Кабановой и Дикого Смысл названия Название пьесы многозначно и символично. Его можно назвать предгрозовым, состоянием накануне катастрофы. Об этом говорят различные детали, и само слово «гроза» приобретает метаморфическое значение.

Это символ грядущего очищения и обновления жизни. Система образов Катерина — скромная и правильная молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Борис Григорьевич — молодой человек, не женат, зависит от воли своего дяди Савела Прокофьевича. Марфа Игнатьевна Кабанова Кабаниха — властная и деспотичная купчиха, вдова.

Тихон Иванович Кабанов — сын Кабанихи и муж Катерины. Мягкий и безвольный, не может противостоять матери. Второстепенные герои Варвара — своевольная девушка, дочь Кабанихи и сестра Тихона. Кудряш — возлюбленный Варвары.

Дикой Савел Прокофьевич — грубый и невоспитанный купец, который тиранит домашних и своих работников. Кулигин — мещанин, механик-самоучка. Глаша — служанка Кабановых. Барыня — старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.

Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в пьесе далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой прямого отношения к Катерине не имеет. Но и он, и другие несюжетные персонажи необходимы драматургу, чтобы понять истоки и характер трагедии Катерины. Самый яркий персонаж — Катерина Кабанова.

Девушка воплотила в себе протест против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни. Образы хозяев жизни утеснители — Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада Домостроя ; жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам; ощущение гибели старого уклада. Образы утесняемых Катерина, Тихон, Борис, Варвара и т. В конце концов влюблённые сбегают, так как не могли больше терпеть самодурство, гнёт представителей «тёмного царства».

Кулигин противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «тёмного царства», практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен. Катерина выражает протест против власти самодуров, «протест, доведенный до конца». Пороки героев как олицетворение глобальной социальной проблемы Многим героям пьесы «Гроза» присущи пороки, олицетворяющие глобальную социальную проблему человечества: Дикой — грубый, жадный, глупый и лживый человек. Он ругает и тиранит домочадцев.

С окружающими разговаривает в повелительном тоне. Ему чужды семейные ценности: он не даёт законную долю наследства родному племяннику. Дикой не отказывает молодому человеку напрямую, а использует труд Бориса до последнего, то есть проявляет лицемерие. Дикой невежда: он верит, что гроза — это следствие того, что Илья-пророк скачет по небу.

Кабаниха — властная, лицемерная, жестокая, суеверная и глупая. Она сама настояла на женитьбе сына, а после стала винить его в том, что тот забыл мать. Лицемерие Марфы Игнатьевны проявляется в отношении к религии: никакого всепрощения и смирения в её поведении не наблюдается. На словах она добрая христианка, а на деле применяет насилие, оскорбляет, осуждает, злится «под видом благочестия».

Сомнений в жестокости этой женщины нет, ведь именно она настаивает, чтобы Тихон избил Катерину за измену. Все события героиня объясняет бредом странниц, что говорит о её слабом умственном развитии. Тихон — глупый, слабохарактерный и инфантильный человек, который не имеет собственного мнения. Он не решает проблемы в семье, а бежит от них, скрываясь в кабаках.

Тихон не помогает жене и не защищает её. Он слепо подчиняется матери, делает так, как ему скажут. Борис трусливый и слабовольный. Наследство оказывается для него важнее возлюбленной.

Он бросает Катерину, когда ей нужна была его поддержка. Молодой человек не защищает Катерину от гнева Кабанихи и не берёт на себя ответственность за судьбу девушки. Осознавая, что Дикой не даст ему наследства, он всё равно остается в своей зоне комфорта и отрекается от любви. У Варвары много положительных качеств, но всё же у девушки есть один порок — лживость.

Она не идёт против законов тёмного царства, а подстраивается под них. Варвара хорошо понимает, как устроен мир Кабанихи и Дикого. Девушка вполне приспособилась к такой жизни. Ей проще врать, чем открыто бороться за свои права.

Композиция В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий. Экспозиция — описание обычаев и нравов города Калинова, образа жизни его обитателей. Завязка — описание тяжелой жизни Катерины у Кабановых.

Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону.

По-детски наивная мечтательница и фантазёрка: видит сны про храмы и сказочные сады и задаётся вопросом, почему люди не летают, как птицы. Мужа искренно жалеет, хотя не любит.

Ещё крепко дружна с его сестрой Варварой: вдвоём, как-никак, легче держаться. При её же содействии ходит на свидания с Борисом. Могла бы вырваться из Калинова и постылого дома, да вот беда: она безрассудно-богобоязненна и сама давит в себе любые желания протеста, при этом даже не рассматривает варианта монастырской жизни, где могла бы спокойно замаливать беспокоящие её грехи и познавать настоящую себя.

В итоге Марфа Кабанова, узнав об измене, доводит её до ручки, и девушка самоубивается. Обнять и плакать! Марфа Игнатьевна Кабанова Кабаниха — человек-домострой глазами автора.

Это общеизвестная в Калинове купчиха и богомолка, страшно вздорная, чудовищно придирчивая и невероятно властная. При всём вышеназванном пользуется репутацией щедрой благотворительницы. Как мать семейства, самозабвенно любит своих детей — но и не менее самозабвенно отчитывает и бранит обоих за всё, что те делают не по её.

Именно она зверски гнобила Катерину и стала основной причиной её суицида. Обладает безграничными запасами терпения, однако когда взрывается сбегает из дому , то гори оно всё огнём. Очень хитрая и рассудительная девушка, но за годы существования под одной крышей с невыносимой матерью научилась производить впечатление послушной и льстивой дочери, так как выживать по-другому не получается.

Очень любит Катерину и помогает ей всячески, в том числе и дышать свободным воздухом. Никто лучше неё не справится с лавиной упрёков и поучений, на которые столь богата Марфа Игнатьевна, если ты из её семьи. И всё же даже Варвара не выдерживает всего этого и сбегает с своим возлюбленным, Ванькой Кудряшом, куда подальше.

Тихон Иванович Кабанов — муж Катерины, сын Марфы Кабановой и брат Варвары, классический маменькин сынок в режиме педаль в пол. Нет, не то чтобы он любит мать, но она столь усердно подавляла в нём волю, что бедолага старательно открещивается от любой «ереси» проявления собственного мнения в её присутствии. Несмотря на общее плачевное состояние, Тихон кроток и незлобив, по-своему любит жену и не дурак приложиться к бутылке.

Жизненная установка и мораль его просты: не высовываться, слушаться «начальство» и вволю оттягиваться на свободе, если таковой случай представляется.

Федор Тютчев. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.

Песня, написанная представителем МИД Марией Захаровой, победила на премии «Шансон года-2024»

Главная героиня пьесы — Катерина. Молодая девушка, воспитывавшаяся в любви и заботе, не обремененная тягостями жизни. В родительском доме она была счастлива, любила ходить в церковь, она ей казалась большим храмом, где она видела ангелов, любила рассказы богомолок, в которые она верила и восхищалась ими. Все изменилось после замужества. Она попала в семью, где царила ненависть ко всему. То, чему она радовалась в родительском доме, теперь ее не радовало. Катерина вышла замуж без любви. Девушка думала, что полюби она мужа, и ее мир опять засияет. Но ее свекровь Кабаниха не давала Катерине возможности жить и любить.

Она постоянно была недовольна невесткой. Ревновала ее к сыну и жаловалась, что Тихон перестал любить мать из-за жены. Гнетущая и жесткая атмосфера в доме мужа, толкает Катерину на бунт. Она не может больше жить без той доброты, к которой привыкла. Любовь к Борису дает ей силы выживать здесь. Она знает, что это грех, но все равно идет на измену. Только с Борисом рядом, ее душа начинает расцветать. Этот грех не дает ей спокойно жить, совесть мучает, она боится божьей кары.

Не выдерживая такой тяжести, она рассказывает все мужу и свекрови.

Но при этом, спустя время, ее нимало не заботит, какое наказание ее может ожидать за еще более страшный грех — грех самоубийства. Где же тут логика и здравый смысл? Надежда в сердце русского, православного человека чаще всего связана с верой. А в героине нет веры — есть только суеверие. В сущности, мечтания Катерины, в которых "храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса", немногим отличаются от наивно-бытовых представлений странницы Феклуши, в которых одно из высочайших достижений человеческого разума — паровоз — предстаёт в виде запряжённого огненного змия, намекающего на грядущий апокалипсис.

Тоже ведь фантазия, и тоже весьма далёкая от церковных канонов. Добролюбов, размышляя о поступке Катерины, приводит библейскую аналогию: "Ее погибель — это осуществленная песнь плена вавилонского: играйте и пойте нам песни сионские, говорили иудеям их победители; но печальный пророк отозвался, что не в рабстве можно петь священные песни родины". Но в героине нет практически ничего христианского. Она, по сути своей, язычница, в которой чувственность побеждает все строгие церковные каноны. Она живёт инстинктами, следует голосу чувства, а не разума. Кадр из советского фильма "Гроза" 1977 года.

Ее душа нуждается в любви. Любовь — ее единственный бог, за отсутствием которого и жить не стоит. Не брось Катерину Борис — возможно, и продолжала бы героиня жить дальше, и лгать, возможно, научилась бы, и приспосабливаться. Есть отдушина и место, где естественные порывы могут в полной мере проявиться. А, стало быть, с остальным можно и смириться. Если в каждом жесте отчаяния брошенной женщины видеть протест, то, значит, у нас — толпы протестующих.

А если вспомнить последний предсмертный монолог Катерины, то можно, подобно опытному психологу, сделать вывод, что героиня находилась в состоянии эмоционального аффекта. Её речь бессвязна — мысли путаются, сбиваются с одной на другую, по сути, это поток ничем не контролируемых эмоций, речь человека, находящегося на грани безумия: "Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — всё равно.

Игорь Луценко 1 час назад Не могу Стругацких слушать и читать. Написано как то… Со стилем что то не то Стругацкие Аркадий и Борис - Понедельник начинается в субботу Solidago 1 час назад Сложный вопрос, который приходится решать семьям, врачам, компаниям. Последние обычно находят юридически обоснованные... Кларк Артур - Техническая ошибка Евгений Бекеш 1 час назад кстати один из рассказов что набрал пугающую актуальность в нынешние времена.

Эх где вы контр-адмиралы Квазикриксы...

Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы,— у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Да ведь и у нас то же самое. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют.

А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А что же? Катерина помолчав. Я умру скоро. Полно, что ты! Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было.

Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю. Что же с тобой такое? Катерина берет ее за руку. А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что.

Хватается за голову рукой. Что с тобой? Здорова ли ты? Здорова… Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак.

Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду… Варвара. Да что же это я говорю тебе: ты девушка.

Варвара оглядываясь. Я хуже тебя. Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне. Говори, нужды нет! Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись… Варвара.

Только не с мужем. А ты почем знаешь? Еще бы не знать. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти.

Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой! Что ты!

Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет. Нет, нет, не надо! Сохрани господи! Чего ты испугалась? Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете. А вот погоди, там увидим.

Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хоту. А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то! Входит Барыня с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади. Что, красавицы?

Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. Показывает на Волгу. Вот, вот, в самый омут.

Варвара улыбается. Что смеетесь! Не радуйтесь! Стучит палкой. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. Вон, вон куда красота-то ведет!

Ах, как она меня испугала! Я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь. На свою бы тебе голову, старая карга! Что она сказала такое, а? Что она сказала? Вздор все. Очень нужно слушать, что она городит.

Она всем так пророчит. Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает. Даже все мальчишки в городе от нее прячутся, грозит на них палкой да кричит передразнивая : «Все гореть в огне будете! Ах, ах, перестань!

У меня сердце упало. Есть чего бояться! Дура старая… Катерина. Боюсь, до смерти боюсь. Все она мне в глазах мерещится. Что это братец нейдет, вон, никак, гроза заходит. Катерина с ужасом.

Побежим домой! Что ты, с ума, что ли, сошла? Как же ты без братца-то домой покажешься? Нет, домой, домой! Бог с ним! Да что ты уж очень боишься: еще далеко гроза-то. А коли далеко, так, пожалуй, подождем немного; а право бы, лучше идти.

Пойдем лучше! Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.

Тютчевиана

Мать Кабанова изводит не только сына, но и невестку, приказывает сыну бить ее, и тот бьет — хотя и против своей воли. По сюжету пьесы Катерина изменяет нелюбимому мужу, а когда не может справиться со своими противоречивыми чувствами, решает покончить с собой. По его версии, поступок Катерины был не просто жестом отчаяния, но и протестом — против устоев купеческого мира, жестокого, невежественного и закрытого от любого влияния.

В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие… всякие, всякие… Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!

Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придёшь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберёшь… Умереть бы теперь… Что поют? Всё равно, что смерть придёт, что сама… а жить нельзя! Молиться не будут?

Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу!

К тому же, девушка совершенно не любит своего мужа, зато испытывает чувства к другому человеку… Писатель отражает страдания души, когда девушке невыносимо жить так, как живется сейчас. В то же время она не может быть с любимым, поскольку этого не поймет и не примет общество, да и сама она понимает, сколь тяжел ее грех. И если бы Катерина жила в современное время, возможно, история закончилась бы совсем иначе. Но история написана давно, тогда, когда в обществе царили совсем иные порядки, и остается только сочувствовать девушке. Произведение относится к жанру Драматургия.

Книга входит в серию "Список школьной литературы 10-11 класс".

От множества правил она задыхается: туда не ходи, сюда не ходи, почитай свекровь, своего мнения не имей. Когда девушке плохо, она может придумать себе всё что угодно. И Катерина придумала, что она влюблена в Бориса Дикого — племянника второго известного в Калинове купца Савела Дикого.

Борис кажется ей другим, непохожим на остальных жителей Калинова человеком. У них много общего: оба образованные, не принимающие дикости старого мира. Но вот беда: Катерине нужен человек сильной воли, тот, кто сможет взять на себя ответственность за двоих и убежать из мещанского болота. А Борис не такой: он только много говорит, но никогда не пойдёт против воли своего дяди.

Благодаря содействию сестры Тихона Варвары молодые люди несколько раз встречаются, но Катерина не выдерживает первой. Она во всём признаётся мужу, бежит к Борису, понимает, что тот не способен принять серьёзного решения… и бросается в Волгу. Незлобивый Тихон впервые пытается пойти против матери, обвинив её в смерти Катерины. Но та мощно прикрикивает на него, и Тихон отступает со словами «Хорошо тебе, Катя!

А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза"

В Костроме «Грозу» издавали отдельной книгой, при постановке актёры старались походить на Клыковых, а местные жители даже показывали место, откуда якобы сбросилась Александра-Катерина. Гроза — пьеса Александра Островского, в которой подняты проблемы социального конфликта, сложных отношений в семье. Стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза» — одно из самых любимых и известных его произведений. Оно было написано в ранний период его творчества, но со временем стало нашим достоянием и классикой. Весенняя гроза или «Люблю грозу в начале мая» — одно из ряда известнейших ранних стихотворений Фёдора Тютчева, написанное в 1828 году и впервые опубликованное годом позже в журнале «Галатея».[2]. Весенняя гроза. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий