Для других пост означает добросовестное соблюдение правил поста, т. е. употребление постной пищи.
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Даже католики в этот день он у них называется «пепельная пятница» иногда не вкушают пищу. Дальше идет Великая суббота — это день перед Пасхой. В этот день благословляется горячая пища с растительным маслом. Когда в пост можно рыбу? Великий пост подразумевает в том числе строгий подход к еде.
Но есть небольшие послабления, о которых людям важно знать. Например, рыбу и морепродукты можно есть дважды в течение Великого поста. В 2023 году это 7 апреля, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и 9 апреля, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один праздник — непреходящий, это 7 апреля.
Второй праздник зависит от дня празднования Пасхи и называется он двунадесятый переходящий праздник. В этот день также можно есть рыбу. А вот за день до празднования Вербного воскресенья это народное название праздника Входа Господня в Иерусалим , а конкретно 8 апреля, празднуется память воскрешения святого Лазаря. Этот день еще называется Лазарева суббота, и в этот день можно есть рыбную икру.
Но только рыбную икру, а не саму рыбу. Это важный момент, потому что некоторые люди думают: раз можно икру, значит, можно и рыбу.
Но опять же, она может для себя с духовником определить какие-то другие вещи, чтобы, например, вечером долго не смотреть сериал, а вовремя ложиться спать. Или где-то стараться больше времени уделять молитве», — пояснил Конюхов. Людям с анемией, диабетом или заболеваниями ЖКТ можно соблюдать Великий пост, но с некоторыми послаблениями. Если для поддержания нормально состояние требуется съесть продукт из списка «запрещенных», то можно смело это сделать, уверен священник.
Тем не менее врачи советуют отказаться от ограничений в питании людям с: язвенной болезнью желудка; острым и хроническим гастритом; панкреатитом и холециститом; желчекаменной болезнью и почечной недостаточностью; сахарным диабетом. Пост не распространяется и на путешествующих, которые находятся в обстоятельствах, при которых соблюдать ограничения невозможно. Однако на людей, отправляющихся из одного года в другой, это правило не распространяется, сказал News. В течение всех дней Великого поста нужно читать «Молитву Господня», отметил священник. Главное — делать это не автоматически, а от сердца. Чтение молитвы, добавил Конюхов, в первую очередь — общение с Богом.
Существуют молитвы, которые обязательно необходимо читать именно в Великий пост. Ее важно читать во все будние дни поста. Но практиковать ее нужно ежедневно для того, чтобы не терять эту связь», — заключил священник.
Великий пост, несмотря на «плавающие» даты, всегда начинается в понедельник, а завершается в Светлое воскресенье. В 2023 году Весна постная начнется с Чистого понедельника, который православные отметят 27 февраля, а завершится, с учетом строгого поста Седьмой седмицы, 15 апреля, перед Пасхой Христовой. В этом году Пасху православные встретят 16 апреля. Исторические источники свидетельствуют, что пост в далекие времена продолжался не 40 дней, как сейчас, а 40 часов. Поститься верующие начинали в Страстную пятницу, а завершали пост после пасхальной литургии.
Продолжительность поста в 40 часов не случайна — это дань памяти Спасителю, который постничал в пустыне 40 дней и ночей. К середине III столетия был учрежден шестидневный пост, который существовал наряду с сорокачасовым. Сорокадневный пост был установлен церковью в V столетии. Традиции Великого поста Во многих семьях традиции Сорокоднева передаются из поколения в поколение, и у людей не возникает вопросов, почему что-то можно делать, а что-то — категорически запрещается. Тем, кто ничего об этом не знает, требуется информация. Одной из главных примет Великого поста является добровольный отказ от пищи, то есть от того, чему люди посвящают значительную часть своего времени. Во время Сорокоднева принято вспоминать святых угодников, их благие дела, которые они посвятили церкви. Первую неделю Великого поста называют Федоровой — в честь великомученика Феодора Амасейского.
Чудовищные пытки, которым его подвергли язычники, не сломили дух христианина, отказавшегося поклоняться идолам. Вторая неделя Великого поста посвящена Григорию Паламе. Выходец из богатой семьи, православный богослов и философ часть жизни в полном одиночестве провел на горе Афон. В историю православия он вошел как архиепископ Фессалоникийский. Третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной. В это время христиане поклоняются Животворящему Кресту и вспоминают о тех страданиях, которые выпали на долю Иисуса Христа. Воспоминания о его подвиге призваны помочь постящимся в их воздержании от мирских утех и соблазнов. Иоанн Лествичник.
Фото: ikona7. История его жизни — образец служения православию.
Великий пост. История происхождения. Сергий Нищета История Великого поста берет своё начало в античности. Как известно, слово «пост» происходит от греческого слова «apastia» и дословно переводится как «тот, который ничего не ест». Это понятие применялось к людям, которые придерживались лечебной диеты и отказывались от некоторых видов пищи с целью похудения или выздоровления. Суть поста заключается в воздержании на церковном языке это называется аскеза , в духовном воспитании и укреплении воли, а также в совершении добрых дел. В этот период положено отвергать и искоренять в себе всяческое зло и гнев: ум необходимо очищать от суетных помыслов, память — от злых воспоминаний, волю — от злых желаний, язык — от хулы, неправды, пустословия, сквернословия и т. Без соблюдения всех этих самоограничений пост превращается в обычную диету.
Великий пост — это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. На церковном языке он называется святой Четыредесятницей и длится 7 недель. Самые строгие ограничения предполагаются в первую неделю Великого поста и в Страстную, т. Это, по православным канонам, время самых усердных молитв и благоговения к Богу.
Почему в Церкви четыре поста?
В этот период времени верующим христианам запрещалось употреблять какую-либо пищу. В третьем веке многие люди по собственному желанию увеличили продолжительность поста до шести дней. Но также было немало верующих, которые продолжали поститься не более двух суток. В последующие несколько веков длительность поста увеличилась до 40 дней и стала обязательной.
Строгий запрет на прием пищи сменили серьезные ограничения в питании — все православные верующие во время поста должны питаться очень скромно и малыми порциями. Считается, что воздержанием от пищи можно ослабить тело, в результате чего душа станет более восприимчивой к общению с Богом.
Но воздержание в еде не главное, чего должен придерживаться верующий в этот период.
В первую очередь, следует обогащаться духовно, молиться, посещать храм, совершать добрые поступки, призывать людей к добру, очищаться от злых помыслов. Многие в Великий пост занимаются благотворительностью, всеми силами помогают нуждающимся, обязательно подают милостыню. И, конечно же, не забывают заботиться и о родных людях: помогать по дому, поддерживать словом и делом, проводить больше времени с семье, вместе ходить в церковь.
Существует ряд запретов, которые ни в коем случае нельзя нарушать: Нельзя завидовать, быть высокомерным, включать гордыню и относиться к людям эгоистично; Ругаться матом, создавать конфликтные ситуации, отвечать злом на зло; Запрещено курить, употреблять горячительные напитки, иметь половые связи; Нельзя лениться, грустить, погружаться в депрессию, мыслить негативно; Обманывать, осуждать, поучать тоже нельзя. Отец Дмитрий Лескин рассказал, что поможет очистить тело и душу во время Великого поста.
Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста.
Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели.
Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении.
В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон.
В период Великого поста под строгим запретом находятся любые мясные и молочные продукты, яйца, рыба, а также сдоба, сладкое, алкоголь. В определенные дни запрещено и растительное масло.
Строже всего пост в первую и последнюю недели. По церковным канонам, в понедельник и вторник первой недели поста верующим предписывается полностью отказаться от еды. В последнюю неделю от пищи принято воздерживаться в пятницу и субботу. В остальные дни можно есть растительную пищу. Причем прием пищи, по церковным канонам, должен быть один.
В субботу и воскресенье в пищу можно есть горячую пищу и добавить в нее растительное масло. Питаться в эти дни разрешается дважды в сутки. Послабления возможны только в определенные дни, о них расскажем ниже. Уточняется, что мирянам не обязательно придерживаться всей строгости поста. Верующие согласовывают календарь питания с духовными наставниками.
Во внимание принимаются все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма человека. От ограничений в пище всегда освобождены беременные и кормящие женщины, больные, путники, воины и те, кто занят тяжелым физическим трудом.
Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами
Великий пост 2024: сколько длится, что можно и запрещено из еды | ОТР | Четвертое воскресенье Великого поста также называют "Розовым воскресеньем"; в этот день папа благословляет Золотую Розу, драгоценный камень в форме розы. |
У православных верующих начинается Великий пост. Новости. Первый канал | это самый продолжительный и строгий из всех постов Русской православной церкви, именно поэтому его называют Великим. |
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания | Дни Великого поста, в отличие от иных многодневных постов, называют «святыми», т.е. «святой четверодесятницей», потому что именно здесь мы вспоминаем крестные страдания и Светлое Воскресение Самого Господа нашего Исуса Христа. |
Великий пост в 2024 году: когда начинается, что можно есть, календарь питания | Считается, что Великий пост установлен в память о подвиге Христа, который после своего Крещения находился в пустыне 40 дней без еды и воды. |
Великий пост в 2024 году: когда начинается, что можно и нельзя
Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. 18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. Великий пост — весенний, его даже называют «духовной весной». Значение Великого поста.
Великий пост 2024: когда начинается,как правильно поститься и питаться
Во время поста не только нельзя употреблять скоромную от теплокровных животных пищу, но и объедаться постной не рекомендуется. Запрещено также употреблять алкоголь за исключением нескольких дней, когда устав разрешает выпить немного вина. В частности, супругам рекомендуется по возможности и взаимному согласию воздержаться от секса. Почему пост не просто диета Важно отличать пост от диеты. Ограничение рациона не главная составляющая поста. Иоанн Златоуст, один из известных христианских богословов, писал: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста?
Не говори мне, что "я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту", но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоён гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри — зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды? Другой вопрос — какова цель поста у неверующего. Великий пост — это время серьёзной духовной работы над собой... Важно понимать, что пост — это не диета.
А диета назначается врачом. Мы ограничиваем себя в еде по нескольким причинам: чтобы пища не отягощала тело, а душа, обратившись к Господу, возвысилась в молитве. Также пост — это время милосердия. Мы экономим на себе, чтобы помочь тем, кто нуждается в этом», — отмечал протоирей Александр Шимбалев. Как не сорваться в Великий пост и что делать, если это произошло Священник Павел Островский рекомендовал тем, кто боится сорваться, воспринимать пост не как один длинный период времени, а как большое количество великопостных дней.
Особое значение имеет 2 будних дня В. В эти дни к обычным текстам Триоди прибавляются полные службы - Креста в среду 4-й седмицы или Великого канона прп. Андрея Критского в четверг 5-й седмицы ; во мн. Типиконах эти дни отмечены нек-рым послаблением поста. В субботу 5-й седмицы В.
Богородицы, за службой поется акафист нек-рые памятники приурочивают акафист не к этой субботе, а к Благовещению Пресв. Порядок служб суббот и воскресений В. Иоанна Златоуста, за воскресеньями В. Василия Великого , тогда как богослужение седмичных дней характеризуется регулярными особенностями, отличающими его от будничного богослужения в остальное время года: каждая из служб суточного круга оканчивается земными поклонами с молитвой прп. Ефрема Сирина; на утрене с «Аллилуия» поется трипеснец; не только на вечерне и утрене, но и на часах стихословятся кафизмы Псалтири; трапеза устраивается только один раз в день 1-я, а иногда и 4-я седмицы выделяются тем, что в эти дни указывается сухоядение, т.
Особенности седмичных служб В. Последования Минеи в дни с понедельника по четверг отменяются кроме праздников Обретения главы Иоанна Предтечи 24 февр. Алексия, человека Божия 17 марта , Благовещения Пресв. Богородицы 25 марта и его предпразднства и отдания - Пентковский. На утрене 3 кафизмы по пятницам 2 ; тропарь пророчества поется не перед паремией на 6-м часе, а вместо седальна по 2-й кафизме седален по 1-й кафизме, как и троичен на «Аллилуия» утрени, берется из Октоиха; по 3-й - Триоди; см.
Дневные часы совершаются каждый в свое время со стихословием кафизм Псалтири в Типиконе подробно расписано, на какие гласы следует их исполнять - Там же. После повечерия в келлиях совершается по желанию двенадцати псалмов чин Там же. По Евергетидскому Типикону кон. XII в. Последования святых Минеи переносятся на субботы и воскресенья специально оговорено, что последования вмч.
Феодора Тирона и прп. Марии Египетской вовсе отменяются, т. На утрене кроме понедельника 1-й седмицы В. Среда преполовения В. По Георгия Мтацминдели Типикону , отражающему афонскую практику сер.
Литургические груз. В конце всех служб суточного круга делается 2 раза по 12 поклонов. Много особенностей имеет последование повечерия. Среда 4-й и четверг 5-й седмицы отмечаются разрешением на вино и елей. В Типиконе описан необычный обряд напоминания о покаянии, к-рый совершается каждый будний день поста в то время, когда братия исполняет свои послушания: раз в день один из монахов обходит их, говоря: «Благослови, Господи!
Отцы и братия, будьте внимательны к себе, ибо все мы умираем, умираем, умираем; будем помнить вечное наказание»; монахи в ответ прерывают работу и совершают поклоны.
Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней.
Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз.
Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды.
Правильный пост — это борьба за человеческое в самом себе.
Он — попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» то есть душа будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост — это радость. Как и правильно переживаемое православие. В среднем в году бывает от 180 до 195 постных дней в зависимости от даты Пасхи. Все посты разделяются на многодневные и однодневные. Многодневные готовят нас ко встречи великих православных праздников.
Мы убираем и украшаем свой дом накануне важных событий, и то же самое следует делать со своим телом и духом. Это благодатное время для того, чтобы привести в порядок нашу жизнь и очистить душу. Рождественский пост Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется радостью от ожидания рождения Христа. Но чтобы постигнуть это чудо, нужно достойно подготовиться: в преддверии праздника христиане соблюдают Рождественский пост, который длится сорок дней 28 ноября — 6 января и считается последним из многодневных в году.
Великий пост 2024: смысл, традиции, что можно и нельзя есть
Великий пост: история и календарь, как войти и соблюдать, что можно и нельзя есть | В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. |
Великий пост 2024: в чем суть, как питаться, что запрещено | РИАМО | РИАМО | Великий пост состоит из двух периодов — Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне (оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения) и Страстной седмицы. |
Великий пост | «Четыредесятницей» же Великий Пост называют из-за его сорокадневной продолжительности. |
Великий пост в 2024 году: история и суть, что нельзя делать, меню | Когда начинается и заканчивается Великий Пост в 2023 году, как правильно его соблюдать новичку, что можно и что нельзя. |
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
27 февраля у православных христиан начался Великий пост, который продлится до 15 апреля. Великий пост у православных в 2024 году начинается 18 марта и закончится 4 мая. Что означает пост Даниила и какие продукты можно употреблять в пищу во время такого поста? Этот пост называется Великим не только из-за продолжительности и строгости, но и по причине его великого значения в жизни православного христианина. А чем в духовном смысле Великий пост отличается от других ограничительных практик?
Великий пост в 2024 году: история и суть, что нельзя есть, меню
Кто придумал Великий пост и для чего он нужен? История, факты и его значение | Великий пост традиционно начинается на следующий день после окончания масленичной недели. |
Великий пост в 2024 году: история и суть, что нельзя есть, меню | Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. |
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Великий пост для христиан — семь недель напряжённого духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днём, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни церкви или святого человека. Названия недель — символы, за которыми стоит духовная реальность. Первая неделя — Торжество православия. В эту неделю чтят победу в иконоборчестве. Дань памяти высказывается императрице Феодоре Константинопольской, благодаря которой было восстановлено почитание икон в церкви после запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Именно он объяснил связь между миром и Богом. Церковь почитает этого святого за учение и победу в богословских спорах.
Третья неделя — Крестопоклонная. Крестопоклонной она называется потому, что в этот период поста из алтаря выносится для поклонения украшенный цветами крест. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы Великого поста.
Менялось ли отношение к нему?
Дело в том, что соблюдение Великого поста и строгое, и нестрогое — это перемежающаяся традиция. То есть так было не всегда. И на одного из русских помещиков как-то раз написали донос о том, что он соблюдает Великий пост и поэтому он католик. Это было довольно серьезное дело: его вызвали в полицейский участок, допрашивали, заставили участвовать в обрядах… Он говорил: «Но положено же соблюдать пост!
А сейчас все это поменялось совсем в другую сторону. Сегодня найти католика, который бы строго соблюдал посты, очень сложно. А у нас, наоборот, очень важна обрядовость. Великий пост для русского человека тесно связан с еще одной интересной традицией — Масленицей, которая представляет собой заговенье перед постом.
Но разве в этом празднике не присутствуют элементы язычества? Как вообще православная церковь относится к Масленице? Она была придумана для того, чтобы не дать и дальше увеличивать пост. Но по сути Масленица — это уже и есть постная неделя, потому что некоторые традиции поста в это время уже начинают соблюдаться, то есть литургический институт уже работает.
Пасха как такой институт была связана именно с подготовкой к пасхальному крещению. Но Пасха как время года — это не время каких-то активных аскетических традиций, а время новых знаний и осмысления того, как и почему случились смерть и воскресение Иисуса Христа. Масленица Корни Масленицы — в армянской церкви — Вы сказали, что Масленицу придумали для того, чтобы не позволить и дальше продлевать пост. Что это значит?
Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч.
Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных.
Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц.
Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай!
Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор.
Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная».
Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени.
Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство.
Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник».
За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося.
Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей.
Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти.
То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха.
Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее».
Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником.
Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством.
Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк.
Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа.
Святая Матерь Церковь с любовью относится к своим немощным чадам и, конечно, разрешает послабления на пост болящим, немощным, престарелым людям, женщинам, которые под сердцем носят ребенка или кормят младенца. Но послабление поста совсем не означает полной его отмены, воздержание необходимо, и если требуется вкушение каких-то определенных продуктов, то это совсем не означает, что в пост можно объедаться всевозможными бесполезными или порой даже вредными для здоровья сладостями. Вообще, собственную меру поста необходимо определять индивидуально, посоветовавшись с духовником, который знает ваши немощи. Но пост — это не только употребление в пищу растительных продуктов. Главная задача поста — совсем не лечебное голодание. Пост — это прежде всего время, когда Церковь призывает каждого из нас вглядеться в собственную жизнь — соблюдаются ли заповеди Божии. И очень часто мы замечаем, что там, в глубине нашего сердца, нет места Христу, нет места Божественной любви, что там царит и безраздельно властвует грех — противление Богу, противление Его святым заповедям. Святая Церковь призывает нас в дни Великого поста вести непримиримую борьбу с собственными греховными страстями — гордыней, эгоизмом, самовлюбленностью, духовной ленью, вредными привычками. Каждый вступающий на поприще поста должен помнить — Божия помощь всегда рядом с теми, кто стремится исправить свою жизнь.
Даты Великого поста в 2024 году
- Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
- Что такое пост и для чего он нужен
- Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься
- Значение и происхождение Великого поста
- Великий пост - православная энциклопедия «Азбука веры»
- Великий пост в 2024: даты, суть, что можно и нельзя, молитвы - Российская газета
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
Этот пост называется Великим не только из-за продолжительности и строгости, но и по причине его великого значения в жизни православного христианина. Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. это самый продолжительный и строгий из всех постов Русской православной церкви, именно поэтому его называют Великим. Значение Великого поста.
Что такое пост и для чего он нужен
Уже в IV-V веках церковь назвала Великий пост обязательным для всех верующих. В 2024 году Великий пост начнется 18 марта и продолжится до 4 мая включительно. Великий пост — весенний, его даже называют «духовной весной». Великий пост, смысл и значение которого прочувствовано человеком глубоко внутри, оказывает на его душу великое очищающее действие. Именно пост Христа является прообразом Великого поста, который иначе называют Господним. Что означает пост Даниила и какие продукты можно употреблять в пищу во время такого поста?
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
Великий пост 2024 года для кого-то будет обычной практикой, а для кого-то — первым опытом. Когда начинается и заканчивается Великий Пост в 2023 году, как правильно его соблюдать новичку, что можно и что нельзя. Великий пост, смысл и значение которого прочувствовано человеком глубоко внутри, оказывает на его душу великое очищающее действие. Великий пост длится 48 дней, начинается ровно за семь недель до Пасхи. У православных христиан Великий пост длится семь недель и заканчивается перед Пасхой. Великий пост традиционно начинается на следующий день после окончания масленичной недели.