"В "Дневнике Писателя "Достоевский сообщает, что жена декабриста Фон Визина подарила ему маленькое Евангелие, которое четыре года каторги пролежало у него под подушкой. После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. Но именно на каторге Достоевский переосмыслил себя и превратился в убежденного консерватора с христианской подкладкой. Петрашевский ссылался в каторжную работу на всю жизнь. Достоевский — на четыре года, а потом — бессрочно в солдаты.
Глава IV Каторга
Достоевский на каторге в Сибири – Это Сибирь! | Для множества современников именно эта книга, посвящённая каторге и тюрьме, оказалась самым важным произведением Достоевского. |
Достоевский и Забайкалье | Читать свежий выпуск газеты ЧО онлайн и бесплатно — Читинское Обозрение | Приговор о казни для 20 ти, в том числе и для Достоевского, был заменён 8-ю годами каторги. |
Писатель, каторжанин, игрок: как жил и творил Федор Достоевский — 12.11.2021 — Lifestyle на РЕН ТВ | Читайте о Достоевский на каторге в Сибири, а также другие интересные статьи о Сибири на сайте Это Сибирь! |
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского | Этих преступлений оказалось довольно для вынесения смертного приговора, пусть и замененного на каторгу, в случае Достоевского — четырехлетнюю. |
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
К счастью, приговор не был исполнен, поскольку в последний момент казнь заменили восьмилетней каторгой. Вскоре царь еще больше смягчил наказание, сократив срок с 8 до 4 лет. После каторги писателя призвали на службу в качестве рядового солдата. Любопытно заметить, что этот факт из биографии Достоевского стал первым случаем в России, когда каторжнику разрешили состоять на службе. Благодаря этому он снова стал полноправным гражданином государства, обладая теми же правами, которые имел до ареста. Годы, проведенные на каторге, сильно повлияли на взгляды Федора Достоевского.
Участие в кружке петрашевцев В 40-е гг. XIX в. Петрашевский, которого позже назовут первым русским социалистом, организовал в Петербурге тайный кружок. Поначалу в него входило 10-20 человек. Но к 1849 г.
Членов общества называли петрашевцами. Участниками были представители разночинной интеллигенции, любители философской литературы, увлекавшиеся модными в те годы либеральными идеями. В начале 1847 г. Собирались участники общества по пятницам. На таких пятничных собраниях они обсуждали идеи социального переустройства России, выдвинутого ранее декабристами. Но в отличие от участников восстания на Сенатской площади, петрашевцы не желали военного переворота. Они говорили: «В России возможно лишь крестьянское восстание, поводом для которого станет крепостное право».
На одной из встреч Федор Михайлович познакомился с коммунистом Н. Спешневым, который в скором времени образовал тайное общество, состоящее из 8 человек. Эта группа людей выступала за осуществление переворота в государстве и за образование подпольной типографии. В 1848 г. Им предъявляют обвинение в попытки государственного переворота. Около полугода Достоевского содержат в Петропавловской крепости, а осенью суд приговаривает его к смертной казни.
С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи. С ней Достоевский обвенчался в 1867 году. Несмотря на 20-летний возраст, Анна Григорьевна прочно взяла в свои руки хозяйство и финансы мужа, помогла ему выбраться из долговой ямы, а после смерти Достоевского собирала документы, рукописи, письма знаменитого романиста, готовила их к публикации. От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. До зрелых лет дожили дочь Любовь Фёдоровна, как и отец, посвятившая жизнь литературному творчеству, и сын Фёдор Фёдорович. Потомки последнего живут в Санкт-Петербурге. Смерть Фёдор Михайлович Достоевский страдал от эпилепсии, первый приступ которой произошёл с ним, вероятно, ещё в подростковом возрасте, а медицинское подтверждение болезнь получила в годы заключения и каторги. Припадки падучей, как тогда называли эпилепсию, преследовали писателя на протяжении всей его жизни и даже нашли отражение в литературном творчестве — той же болезнью страдал главный герой романа «Идиот» князь Мышкин. Однако причиной смерти писателя стала не эпилепсия, а туберкулёз, осложнённый хроническим бронхитом и эмфиземой лёгких. Ухудшение своего состояния Достоевский почувствовал накануне наступления 1881 года.
Спасение каторжанина Достоевского: кому обязан жизнью русский классик
Каторга — это четырехлетний опыт бытия Достоевского в народном теле. Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Достоевский выдержал испытание каторгой с триумфом, потому что он с самого начала принял каторгу как должное. Достоевского после этого ожидало раскаяние. Как Раскольников из «Преступления и наказания», он поедет на каторгу в Сибирь.
Сибирское перерождение Достоевского
Для многих российских чиновников и правителей его книги были опасным оружием, способным стимулировать рост негативных явлений в обществе. В том числе, эти же люди и убедили правительство в необходимости казнить Достоевского. Четвертый и последний фактор, который следует упомянуть — это крайняя жестокость и беспощадность российской правовой системы в те годы. Цели власти были простые — устрашить общество, наказать противников и показать свою силу. В этом контексте решение об отправке талантливого и творческого человека на каторгу казалось логичным и единственно верным. В сочетании все эти факторы привели к тому, что Достоевского отправили на каторгу, где он должен был провести большую часть своей жизни. Однако, как следует из истории, это решение не повлияло на его творчество — наоборот, оно стало непреодолимым стимулом для его духовного и художественного развития. После тюремного срока Достоевский продолжил удивлять своих читателей своими шедеврами, которые стали неотъемлемой частью мировой литературы. В целом, решение об отправке Достоевского на каторгу было результатом сложного сочетания общественного климата, политических аспектов и личных взглядов на жизнь.
Он начал верить в Россию, в ее православсной вере. Ответ на вопрос Ответ на вопрос дан ira2654 за участие в революционной деятельности.. Фёдор Достоевский попал на каторгу потому что он посещал кружок подпольщиков-революционеров. Лидером кружка был Михаил Петрашевский. На собраниях кружка спорили о социализме, читали запрещённую литературу.
Он не испытывал никакого призвания к будущей службе. Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам сочинял. Первую литературную славу ему принес его роман «Бедные люди». С рукописью студента ознакомились Н. Некрасов и В. Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни». В училище же Достоевский знакомится с М. Петрашевским и начинает посещать устраиваемые им «пятницы», где обсуждались вопросы о свободе книгопечатания, перемене судопроизводства и освобождении крестьян.
Он и другие члены либералов Петрашевцев были арестованы с последующим вынесением смертного приговора. Позднее в этом же году, он был подвергнут инсценировке казни. Это было разрушительным моментом в его жизни и психологические шрамы не зажили. Затем его приговор был заменен на 4 года каторжных работ в Сибири. Это был сущий ад для него, люди теснились и жили в кварталах, которые он сравнивал с гробом. Он был освобожден в 1854 и был направлен на службу в Сибирский полк на пять лет. Время, проведенное в тюрьме и в военном полку, значительно изменило его политические и религиозные взгляды. Он стал презирать западную культуру , которая текла необратимо в родную Россию , чьи традиции Федор Михайлович Достоевский высоко ценил. Тюрьма укрепила его русскую православную веру , и он стал писать серьезные работы, в которых описывал темы "душевных мук, религиозного пробуждения и психологической путаницы". Арест Достоевского и каторга Арест Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «... По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Каторга Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинск и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых в том числе Э. Тотлебена - в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. На пороге смерти. О последних днях жизни писателя О последних днях жизни Достоевского имеется простой правдивый рассказ его верной, любимой супруги Анны Григорьевны. В ночь на 25 января у Достоевского случилось легочное кровотечение. Около 5 часов дня кровотечение повторилось. Встревоженная Анна Григорьевна послала за доктором. Когда доктор стал выслушивать и выстукивать грудь больного, кровотечение повторилось и настолько сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашенный священник о. Мегорский через полчаса был уже у нас. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. Когда священник ушел, и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием Св. Таинств, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня. Отослав детей, Федор Михайлович благодарил меня за счастье, которое я ему дала, и просил меня простить, если он в чем-нибудь огорчил меня... Вошел доктор, уложил больного на диван, запретил ему малейшее движение и разговор, и тотчас попросил послать за двумя докторами, А. Пфейфером и профессором Д. Кощлаковым, с которыми муж мой иногда советовался... Ночь прошла спокойно. Проснулась я около семи часов утра и увидела, что муж смотрит в мою сторону. Ради Бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя... Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие". Он сам открыл святую книгу и просил прочесть: окрылось Евангелие от Матфея, глава 3, ст. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду"... Достоевский скончался 28 января 1881 года. Федор Михайлович Достоевский был один из немногих писателей, который оставил нам автобиографию. Краткую историю своей жизни Достоевский на словах передал А. Достоевской, которая их тщательно задокументировала и опубликовала в журнале «Дневник писателя». Многочисленные современники Федора Михайловича говорят о том, что писатель не любил разговаривать о своей жизни. Однако, небольшой рассказ о себе Достоевский все же оставил своим потомкам. В «дневнике писателя» известный классик рассказывает о том, что до 16 лет взросление его проходило под чутким руководством родителей, в Москве. Достигнув возраста, когда пора было определяться с местом дальнейшего обучения , Федор Михайлович, по наставлению родителей, отправился сдавать экзамены в Инженерный институт. Благополучно выдержав экзамен, Достоевский учится в институте вплоть до 1842 года, после чего отправляется в армию. После выхода в отставку, Достоевский стал жертвой обстоятельств, которые определили его дальнейшую деятельность. В 1849 году он был арестован за связь с предателями страны, которые пытались захватить власть в стране. Был отправлен на каторгу, где потерял все свои права гражданина России. Достоевский и антисемитизм Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос». Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …». Писатель Андрей Дикий приписывает Достоевскому следующую цитату: «Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских». Похожую цитату со ссылкой на письмо-ответ Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, приводит Наседкин: «А ведь жид и его кагал — это всё равно, что заговор против русских! Послание великому писателю, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Свое ответное письмо он заканчивает словами «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», а в посвященной еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера. По мнению критика Майи Туровской взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях и в Ковнере, в частности искательства персонажей Достоевского. По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому. Следует отметить, что неприязнь Достоевского к евреям, возможно, была связана с его религиозными убеждениями. Вскоре после публикации «Белых ночей» писателя арестовывают по обвинению в связях с «делом Петрашевского». Суд, не смотря на отрицание обвинений, признается виновным. Смертная казнь была назначена на 22 декабря 1949 года, и в последний момент было объявлено о помиловании и назначении каторжных работ. Все ужасные ощущения перед казнью Достоевский вложил в уста князя Мышкина, героя «Идиота». Каторга писателя длилась четыре года и проходила в Омске, после освобождения он был направлен в седьмой линейный сибирский батальон в качестве рядового. Во время службы он знакомится с Марией Исаевой, с которой венчается в 1857 году в Кузнецке. Достоевский в русской революции Если Гоголь в русской революции не сразу виден и сама постановка этой темы может вызвать сомнения, то в Достоевском нельзя не видеть пророка русской революции. Русская революция пропитана теми началами, которые прозревал Достоевский и которым дал гениально острое определение. Достоевскому дано было до глубины раскрыть диалектику русской революционной мысли и сделать из нее последние выводы. Он не остался на поверхности социально-политических идей и построений, он проник в глубину и обнажил метафизику русской революционности. Достоевский обнаружил, что русская революционность есть феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный. Так удалось ему религиозно постигнуть природу русского социализма. Русский социализм занят вопросом о том, есть ли Бог или нет Бога. И Достоевский предвидел, как горьки будут плоды русского социализма. Он обнажил стихию русского нигилизма и русского атеизма, совершенно своеобразного, не похожего на западный. У Достоевского был гениальный дар раскрытия глубины и обнаружения последних пределов. Он никогда не остается в середине, не останавливается на состояниях переходных, всегда влечет к последнему и окончательному. Его творческий художественный акт апокалиптичен, и в этом он — поистине русский национальный гений. Метод Достоевского иной, чем у Гоголя. Гоголь более совершенный художник. Достоевский прежде всего великий психолог и метафизик. Он вскрывает зло и злых духов изнутри душевной жизни человека и изнутри его диалектики мысли. Все творчество Достоевского есть - антропологическое откровение,— откровение человеческой глубины, не только душевной, но и духовной глубины. Ему раскрываются те мысли человеческие и те страсти человеческие, которые представляют уже не психологию, h онтологию человеческой природы. У Достоевского в отличие от Гоголя всегда остается образ человека и раскрывается судьба человека изнутри. Зло не истребляет окончательно человеческого образа. Достоевский верит, что путем внутренней катастрофы зло может перейти в добро. И потому творчество его менее жутко, чем творчество Гоголя, которое не оставляет почти никакой надежды. Женщины в жизни Достоевского: Русский «Маркиз де Сад» Сказать, что Федор Михайлович Достоевский обладал повышенной сексуальностью, значит, почти ничего не сказать. Это физиологическое свойство было настолько в нем развито, что, несмотря на все старания скрыть его, невольно прорывалось наружу — в словах, взглядах, поступках. Это, конечно же, замечали окружающие и... Тургенев назвал его «русским маркизом де Садом». Не в состоянии совладать с чувственным огнем, он прибегал к услугам проституток. Но многие из них, однажды вкусив любви Достоевского, потом отказывались от его предложений: слишком уж необычна, и, главное, болезненна была его любовь. Его сексуальность носила садомазохистский характер. Ему нравилось превращать женщину в свою игрушку, а после — хотелось самому почувствовать себя ее вещью... Вытерпеть такое могла не каждая. Унять сексуальный жар не помогали ни обливание холодной водой, ни работа до седьмого пота. Такое мог сказать только человек, который сам был обделен красотой и не надеялся когда-либо ею насладиться. Чувствуя себя этаким Квазимодо, Достоевский крайне эмоционально реагировал на всякую красоту. Но прежде всего — на красоту женскую. Еще бы: какая же красавица согласится быть рядом с таким ничтожеством и уродцем?! А именно таким он себя долгое время осознавал. Потому то такой впечатлительной была его реакция на любое красивое личико и особенно... Ох уж эти ножки! Увидит из-под кокетливо приподнятого платья кусочек стройной лодыжки — шлепнется в обморок. Увидит в витрине на дамском манекене чулочек с подвязкой — ищет скамейку, чтобы перевести дух и не потерять сознание. Едва ли не каждое письмо свое к Анне Григорьевне он будет заканчивать мысленным целованием ее ножек: «Целую пять пальчиков на твоей ножке, целую ножку и пяточку, целую и не нацелуюсь, все воображаю это... Особенно люблю то, про что сказано: «И предметом сим прелестным — восхищен и упоен он». Этот предмет целую поминутно во всех видах и намерен целовать всю жизнь», «Ах, как целую, как целую! Анька, не говори, что это грубо, да ведь что же мне делать, таков я, меня нельзя судить... Целую пальчики ног твоих, потом твои губки, потом то, чем «восхищен и упоен я». Его впечатлительность явно выходила за границы нормы. Когда какая-нибудь уличная красотка говорила ему «нет», он падал в обморок. А если она говорила «да», результат зачастую был точно таким же. В постели с Достоевским Говорить о великом писателе, классике мирового масштаба, одном из величайших властителей дум как о любовнике, муже и мужчине "с сексуальными странностями", мягко говоря, нелегко. Во-первых, неимоверно сложно побороть пиетет. А во-вторых, уж больно сама тема "опасна" - когда называешь вещи своими именами, слова становятся тяжеловесными и грубыми, и трудно соблюсти меру, если речь идет о такой гениальной и больной индивидуальности, как Федор Михайлович Достоевский. Певец чудовищной эротики? Многие черты его характера и события жизни продолжают оставаться загадочными и необъяснимыми. Подлинную правду о нем знали только немногие друзья. В своих романах и повестях он так взволнованно говорил о тайнах, провалах и безумиях пола, так настойчиво выводил сластолюбцев, растлителей и развратников, так проникновенно рисовал "инфернальных" роковых и грешных женщин, что совершенно естественно возникает вопрос: откуда пришло к нему исключительное знание тяжелой, порою чудовищной эротики его распаленных героев и героинь? Создал он весь этот мир страстей, преступлений и возмездия, взлетов духа и беснования плоти из наблюдений, фантазий или собственного опыта? Кого и как любил он и каким был Достоевский-муж и любовник? Может быть, кое-что в этом рассказе вам покажется неправдоподобным или маловероятным, но ведь Достоевский был гораздо сложнее, чем любой из его героев. Гениальный эпилептик, прошедший через страшные испытания смерти, каторги, нужды и одиночества, патологический любовник и мятущийся искатель святости, он прожил неповторимую, фантастическую жизнь. Первая любовь Федор Михайлович Достоевский вырос в семье, над которой безгранично властвовал отец-деспот. Вспыльчивый, угрюмый и подозрительный, он доходил до патологических преувеличений в своих обидах и фантазиях. Михаил Андреевич был способен обвинить в неверности жену на седьмом месяце беременности, а потом мучительно переживать свои сомнения. Почти такой же болезненный характер носили вспышки его гнева. В докторе Достоевском хорошо заметны все признаки двойственности и невроза, которые проявились потом и у его сына. Вполне вероятно, они стали причиной возникновения страшной болезни - эпилепсии. Мать умерла, когда Федору еще не исполнилось шестнадцати лет. В тот же год его со старшим братом отправили в Петербургское инженерное военное училище. Подросток Достоевский был замкнутым и робким, у него не было ни "манер", ни денег, ни знатного имени. Если сверстники хвастались знанием тайн любви, полученным в объятиях крепостных девок и петербургских проституток, то Федору оставалось только помалкивать. После с горем пополам оконченного учебного заведения Достоевский сразу же подал в отставку и занялся писательством. Это был единственный способ заработать на жизнь: в восемнадцать лет он остался круглым сиротой с кучей младших братьев и сестер. В 24 года с успехом повести "Бедные люди" перед Достоевским открылись двери петербургских салонов.
Достоевский в местах лишения свободы
Достоевский был заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к расстрелу, который затем был заменен каторгой с последующей службой в армии рядовым. 1. Достоевский входил в кружок петрашевцев, поэтому он попал на каторгу. Однако на какую бы работу ни попадал Достоевский, он, как дворянин, всегда находился в более тяжелых условиях, чем остальные арестанты.
Каторга и благодать: почему Фёдор Достоевский полюбил Сибирь
Влияние каторги на творчество Достоевского | По результатом этой деятельности, Достоевскому дали расстрел, а потом его смягчили до четырёх лет сибирских работ. |
Как Сибирь сделала из Достоевского великого писателя | Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске[131]. |
Каторга и благодать: почему Фёдор Достоевский полюбил Сибирь - Статьи и репортажи РГО | Достоевский был приговорен к каторге из-за своего участия в «Петроградском обществе Белого креста», где он и несколько других членов группы были обвинены в политической деятельности против правительства. |
134 года со дня смерти Достоевского: каторга, «великое пятикнижие» и посмертный портрет
27. Достоевский всю свою жизнь хранил Евангелие, которое ему подарили в Тобольске жены декабристов, по пути на каторгу в Омск. "В "Дневнике Писателя "Достоевский сообщает, что жена декабриста Фон Визина подарила ему маленькое Евангелие, которое четыре года каторги пролежало у него под подушкой. Теоретически Достоевский мог бы попасть за Байкал, когда был осуждён по делу петрашевцев на каторгу в Сибирь. За что Достоевский был арестован и оказался на каторге? 27. Достоевский всю свою жизнь хранил Евангелие, которое ему подарили в Тобольске жены декабристов, по пути на каторгу в Омск.
За что писатель попал на каторгу? Какой духовный переворот произошёл с ним во вр
Год они занимались в приготовительном пансионе К. Фёдора в 1838 году в училище приняли, а Михаила — нет, и братьям пришлось расстаться. Сохранилась их живая переписка того времени, из которой ясно, что оба нисколько не вдохновлялись математикой и инженерными науками, а грезили исключительно литературой. Тем не менее, Фёдор в 1843 году окончил училище и даже поступил в столичную инженерную команду, однако вскоре бросил военную службу и решил целиком посвятить себя русской словесности. Начало писательской деятельности Юношеские литературные опыты, о которых Фёдор Достоевский писал своему брату, не сохранились, однако ясно, что первые произведения Достоевский начал писать ещё во время учёбы в Инженерном училище. После выхода в отставку Достоевский занимался переводами, а в 1845 году завершил свой первый роман «Бедные люди», получивший успех у публики. Достоевский присоединился к кружку В.
Белинского, постепенно обрастая литературными знакомствами. Впрочем, все соратники Белинского, да и сам знаменитый критик, не сумели оценить второе произведение начинающего писателя — повесть «Двойник». Достоевский рассорился и с Белинским, и с Некрасовым, и с Тургеневым и покинул общество редакции «Современника». С 1846 года он публиковался в «Отечественных записках» и продолжал расширять круг своих литературных связей — познакомился с И. Гончаровым, присоединился к литературно-философскому кружку Бекетовых и Майковых. Арест и ссылка В середине 1840-х гг.
В 1846 году он познакомился с М. Петрашевским, объединившим вокруг себя революционно настроенную молодёжь. В обществе петрашевцев распространялись опальные тексты и обсуждались идеи государственного переворота. В 1849 году деятельность кружка была раскрыта, его участники арестованы, в их числе и Фёдор Достоевский, признанный одним из опаснейших преступников. Как и другие петрашевцы, он провёл 8 месяцев в одиночной камере Петропавловской крепости, а затем выдержал процедуру смертной казни, которую отменили в последний момент. После мучительного ожидания смерти их оповестили о помиловании и замене казни на каторгу.
Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. Годы сибирской ссылки писатель провёл в Омске, где, несмотря на запреты, тайно вёл дневник, известный впоследствии как «Сибирская тетрадь». Каторжный опыт писателя впоследствии лёг в основу «Записок из Мёртвого дома». После четырёх лет в сибирском остроге Достоевский отправился на службу в Семипалатинск. Лишь после смерти императора Николая I писатель, как и другие петрашевцы, был помилован Александром II, но вернуться в Петербург смог только в 1859 году. В том же году в печати появились его произведения — повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели».
Негласный полицейский надзор продолжался вплоть до 1875 года.
Надзор над ним сохранялся до 1875 года. Если раньше писатель был сторонником «западного» пути развития России, т. Особая миссия России видится ему в том, чтобы служить примером идеальных духовных ценностей всему человечеству. Последняя истина, по мнению Достоевского, заключена в Божьем слове, высказать которое Бог доверил православной церкви». Из статьи учебника Автор:.
Вo вceм винoвaт Гoгoль? Пepeпискa этa былa вызвaнa вышeдшeй в свeт в 1847 гoдy нoвoй книгoй Гoгoля «Выбpaнныe мeстa из пepeписки с дpyзьями», гдe писaтeль oбpaщaeтся к гyбepнaтopaм, к дyхoвeнствy, к чиновникам и пoyчaeт их, кaк вeсти гoсyдapствeнныe дeлa, пpизывaeт yпoвaть нa Бoгa, вepить в eгo милoсepдиe и вoлю, пoчитaть пopядки и вoспитывaть нapoд бoгoбoязнeнным, тo eсть с тoчки зpeния либepaльнoй мысли XIX вeкa пepeчepкивaeт сaтиpy «Мepтвых дyш». В письмe oт 15 июля 1847 гoдa Бeлинcкий нe вepит, чтo Гoгoль искpeнне верит в Бoгa и «вoспeвaет пpaвoслaвие», пoнoсит pyсскoe дyхoвeнствo, издeвaeтся нaд пoчитaниeм гoсyдapя и пpизывaeт писaтeля oтpeчься oт «этoй вaшeй пoслeднeй книги». Наказание было заслуженным Но неужели духoвнoe зaвeщaниe Гoгoля могло вызвать тaкиe печальные пoслeдствия для Дoстoeвскoгo? Оказывается, нет, потому что произведение Никoлaя Гpигopьeва под названием «Coлдaтcкaя бeceдa», которое было зачитано нa oбeдe y пeтpaшeвцa Cлeпнeвa и про которое Дocтoeвcкий на допросах говорил, что «впeчaтлeниe былo ничтoжнoe», призывало не просто к борьбе, оно напрямую призывало к свержению власти любой ценой. Опус Григорьева изображал царя в виде грубой «держиморды» и призывал к расправе над ним, что вполне соответствовало целям петрашевцев, среди которых были экстремистски настроенные члены кружка литератора Сергея Дурова: они считали, что нет такого деяния, на которое не следовало бы пойти ради революционных идей. Следователь Иван Липранди, который вел дело петрашевцев, писал, что главной целью Дурова и товарищей было создание тайной типографии и подготовка восстания, а устав кружка предусматривал смертную казнь за измену идеям революции. Он писал, что петрашевцы «собирались действовать решительно, ничего не страшась», — в этот кружок входил и Федор Достоевский. Позже, переосмыслив свою жизнь, Достоевский опишет своих вчерашних товарищей в бессмертном романе «Бесы». По окончательному приговору Дуров получил четыре года каторги, а Григорьев — пятнадцать.
В 1869 году он проходил обвиняемым по громкому делу об убийстве студента членами революционного кружка под руководством С. Достоевский внимательно следил за судебным процессом, изучал показания подсудимых, что подтолкнуло его к написанию романа «Бесы». Кузнецов фигурирует в нём под именем Алексея Кириллова. В романе его жизнь обрывается выстрелом: «я, Кириллов, объявляю, что сегодня… октября, ввечеру, в восьмом часу, убил студента Шатова, за предательство, в парке, и за донос о прокламациях и о Федьке, который у нас обоих, в доме Филиппова, тайно квартировал и ночевал десять дней. Убиваю же сам себя сегодня из револьвера не потому, что раскаиваюсь и вас боюсь, а потому, что имел за границей намерение прекратить свою жизнь». В реальности же Алексей Кириллович Кузнецов отбыл срок каторжных работ на Каре, создал музеи в Нерчинске и Чите, занимался научной и просветительской работой, стал одним из организаторов Забайкальского отделения Русского географического общества. Сейчас в Чите ему установлен памятник, его имя носит краеведческий музей. Основания для такого почти невероятного предположения даёт отрывок из воспоминаний чиновника особых поручений Альфреда Кейзерлинга. Он столь интересен, что стоит привести его полностью: «На Пасху я поехал в Нерчинский Завод, чтобы произвести ревизию тюрем, расположенных в его окрестностях. В пасхальное воскресенье принято делать официальные поздравительные визиты, а при этом христосоваться и угощать друг друга. Среди пришедших ко мне пасхальных визитёров был некий господин высокого роста и весьма интеллигентной и благородной наружности, который отрекомендовался как местный представитель одного из крупнейших московских торговых домов. Мы похристосовались и завели весьма приятную беседу, и он рассказал много интересного о каторге и о сибирских обстоятельствах. Когда он оставил меня, я спросил у других гостей, кто этот очаровательный господин.