Операция «Оверлорд» началась с высадки союзных войск в Нормандии 6 июня 1944 года. Отдельно хочется упомянуть, что среди высаживающихся войск союзников, канадцы были наиболее обученными войне, получившими боевой опыт в Африке. Высадка войск союзников в Нормандии, а именно англичан и канадцев, не встретила серьёзного сопротивления на своих участках. И только когда крах Третьего рейха стал всем абсолютно очевиден, тогда уже последовала высадка союзников в Нормандии, только и всего", – заявил Гаспарян.
Высадка союзников в Нормандии. Операция «Оверлорд» (6 июня — 24 июля 1944 г.)
Под его командой эта дивизия высадилась в Нормандии 1 августа 1944г., а затем воевала во Франции, причем особенно отличилась. 6 июня 1944 года войска союзников численностью 2 миллиона 876 тысяч человек начали высадку в Нормандии. В июне 1944 года после высадки союзных войск в Нормандии Ян Кёнджон был захвачен в плен американскими десантниками. Успех высадки войск союзников в Нормандии 6 июня 1944 года превзошел все ожидания. Войсками западных держав, высадившихся в Нормандии командовал.
Высадка союзников в Нормандии: когда Гитлера обвели вокруг пальца
В декларации, принятой на конференции, провозглашалась решимость трех держав осуществлять совместные действия в войне против гитлеровской Германии и послевоенное сотрудничество. Решения Тегеранской конференции содействовали укреплению антигитлеровской коалиции и вселили в сознание народов уверенность в достижении победы. Известный писатель, переводчик и дипломат В. Бережков в книге «Страницы дипломатической истории» пишет с. Инициативу, как уже сказано выше, проявил Сталин. Президент Рузвельт подчеркнул, что операция через Ла-Манш является очень важной и особенно интересует Советский Союз.
Рузвельт сказал, что западные союзники уже на протяжении полутора, лет составляют соответствующие планы, но все еще не смогли определить срока этой операции из-за недостатка тоннажа. Между тем Ла-Манш — это такая неприятная полоска воды, которая исключает возможность начать экспедицию до 1 мая. Поэтому план, составленный англичанами и американцами в Квебеке, исходит из того, что экспедиция через Ла-Манш могла бы начаться около 1 мая 1944 г. Он сказал: — Если мы будем проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то экспедицию через Ла-Манш, возможно, придется отложить на два или три месяца. Поэтому мы хотели бы получить ответ от наших советских коллег в этом вопросе, а также совет о том, как лучше использовать имеющиеся в районе Средиземного моря войска, учитывая, что там в то же время имеется мало судов.
Мы не хотим откладывать дату вторжения через Ла-Манш дальше мая или июня. В то же время имеется много мест, где могли бы быть использованы англо-американские войска: в Италии, в районе Адриатического моря, в районе Эгейского моря, наконец, для помощи Турции, если она вступит в войну. Все это мы должны здесь решить. Мы очень хотели бы помочь Советскому Союзу и оттянуть часть германских войск с советского фронта. Мы хотели бы получить от наших советских друзей совет о том, каким образом мы могли бы лучше всего облегчить их положение».
В начале 1944 г. Англия и Соединенные Штаты вели интенсивную подготовку к вторжению в Западную Европу. Главный удар планировалось нанести в Северо-Западной Франции через пролив Ла-Манш операция «Оверлорд» и вспомогательный — на юге Франции операция «Энвил», от англ.
Также по теме Историк: Германия была бы разбита и без вмешательства союзников На роль главной битвы Второй мировой войны претендуют многие события, однако в Европе не сомневаются, что ей стала Нормандская... Наиболее сильную группировку гитлеровское командование держало в районе Па-де-Кале. В Нормандии были сосредоточены, согласно данным различных источников, 10 000—24 000 нацистских военнослужащих. Союзники же только в первый эшелон включили около 156 тыс.
Побережье Нормандии было поделено англо-американским командованием на пять секторов, получивших кодовые наименования «Юта», «Омаха», «Голд», «Джуно» и «Сорд». Ночью 6 июня 1944 года силами двух американских и одной британской дивизии в Нормандии был высажен парашютный десант. Десантники захватили мост через реку Орн и заняли город Сент-Мер-Эглиз, ставший первым освобождённым населённым пунктом на территории Франции. Вскоре после рассвета началась массированная высадка союзных войск со стороны моря. Ввиду бездарной подготовки наступления самой сложной ситуация оказалась на пляже «Омаха»: из-за тумана авиация отбомбилась в другом месте, а корабельная артиллерия промахнулась. В итоге пехота наступала на укреплённое побережье под огнём невредимых гитлеровцев», — рассказал Юрий Кнутов. Высадка союзников в Нормандии AFP 6 июня при создании плацдарма в секторе «Омаха» войска союзников потеряли 1700 человек убитыми и пропавшими без вести и порядка 3000 ранеными.
Нацисты в тисках В конце июня союзникам удалось создать на побережье Нормандии плацдарм с протяжённостью по фронту до 100 км и до 40 км в глубину. Они также овладели глубоководным портом Шербур, что существенно облегчило выгрузку техники и войск. В июле численность контингента союзников в Нормандии достигла почти 1,5 млн военнослужащих. Благодаря полному превосходству в воздухе силам союзников удалось 25 июля прорвать фронт в районе Авранша и устремиться вглубь Франции. Попытки немецких войск ликвидировать прорыв оказались безуспешными. В середине августа в ходе Фалезской операции крупные силы нацистов попали в котёл, из которого вырвались со значительными потерями.
Ведущее десантное судно, на которых переправлялись военнослужащие 4-й дивизии, было затоплено. Лишенные лидера, двигаясь в тумане, остальные суда пристали к берегу почти на два километра к югу от запланированного места, где они должны были столкнуться с глубоко эшелонированной обороной немцев. В результате американцам удалось создать укрепленный плацдарм, перебросить на него значительное количество живой силы и техники и развить успешное наступление. На пляже Юта погибли 43 американских пехотинца и еще 69 получили ранения. К вечеру 6 июня на побережье высадились до 150 тысяч солдат союзников, были доставлены более 20 тысяч единиц техники. Общие потери превысили 10 тысяч человек. Однако первая основная задача кампании в Нормандии, заключавшаяся в создании надежного плацдарма с соответствующими путями снабжения в районе между Шербуром и устьем реки Орн, была полностью осуществлена только к концу июня. Итоги операции "Оверлорд" трудно переоценить. Практически каждое немецкое соединение, получившее приказ прибыть на театр боевых действий, несло тяжелые потери, которые достигали 2500—3000 человек в день. Танки уничтожались в огромных количествах, и заменить их было нечем. Самолеты союзников нарушили систему транспортных перевозок в Нормандии и уничтожали все движущиеся в дневное время по дорогам объекты. Немецким коммуникациям был нанесен такой ущерб, что поставки на фронт практически прекратились. Он позвонил в бункер Гитлера и сказал офицеру-штабисту, что не может выполнить этот приказ. Эйзенхауэр Дуайт "Крестовый поход в Европу" "Марш победителей" Ровно через 60 лет после событий "Дня-Д" Нормандии снова предстоит пережить высадку десанта, не менее масштабную, но куда более бессмысленную. Первым, видимо, достанется трудная доля штурмовой бригады во время марша по основным мемориальным комплексам Нормандии. Канцлеру останется демонстрировать глубокую скорбь и раскаяние зажатого в дзоте пулеметчика вермахта. Остальные "десантники" будут играть роль второго эшелона, обеспечивающего прикрытие плацдармов торжественных приемов. Риторика подготовительных мероприятий, равно как и военные маневры, мало чем отличаются от оригинальных. Если в 1944 году Уинстон Черчилль обсуждал с Эйзенхауэром и его штабом масштабы возможных потерь среди мирного населения в результате вторжения союзников, а Эйзенхауэр уверял его, что граждане Франции с пониманием воспримут неизбежность жертв, то через 60 лет организаторы торжеств обещают, что "постараются минимизировать неудобства для местного населения", которое, в свою очередь, "должно понимать, что все продиктовано реалиями сегодняшней обстановки в мире". Если в штурме укреплений "Омахи" в 1944 году принимали участие несколько тысяч американских солдат, то и сегодня для охраны почетных гостей на пляже высадятся две тысячи морских пехотинцев. Кроме этого, около двух с половиной тысяч французских солдат и жандармов возьмут под контроль дороги и населенные пункты. В воздушном пространстве над местом проведения торжеств будет господствовать, как и 60 лет назад, союзная авиация, а на земле будут размещены мобильные комплексы ПВО, получившие полномочия сбивать все частные самолеты, оказавшиеся над головой "десантников". В море будут курсировать боевые корабли НАТО, полные решимости оказать необходимую огневую поддержку берегу, а 3800 журналистов пойдут во втором эшелоне и составят славную летопись "подвигов" как тостующих, так и тостуемых. На этом фоне, скорее всего, совершенно потеряется та тысяча ветеранов, которым будет позволено посетить памятные места и с благоговением выслушать отеческие поздравления потомков Рузвельта, Черчилля и Сталина. Как и 60 лет назад, подготовка операции не обошлась без забавных и досадных казусов. Так, Ассоциация ветеранов Нормандии выступила категорически против участия в мероприятиях канцлера Германии. По мнению членов ассоциации, если Шредер возложит венки на могилы погибших солдат антигитлеровской коалиции, ветераны воспримут это как оскорбление. Некоторое смятение в стане союзников вызвали и результаты опроса, который был проведен по случаю юбилея в школах Великобритании. На просьбу рассказать о "Дне-Д" значительная часть школьников отрапортовала, что речь идет о событиях, произошедших в период с 1060 по 1948 год, когда президент США Дензел Вашингтон приказал американским войскам вторгнуться на территорию Новой Зеландии для освобождения последней от нацистов. Серьезное волнение среди организаторов торжеств вызывает непредсказуемое поведение американского президента.
В ней участвовало более 3 млн. Решение о создании второго фронта в Западной Европе против фашистской Германии было принято представителями стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — еще весной 1942 года на переговорах в Лондоне и Вашингтоне, а на Тегеранской конференции 1943 года западные союзники утвердили сроки — они обязались открыть второй фронт в мае 1944 года. Операция была крайне засекречена, и ей предшествовала крупная работа по дезинформации противника о времени и месте начала операции. Именно данный факт, а еще внезапность высадки крупной группировки войск на необорудованном побережье и тесное взаимодействие сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил обеспечили возможность переброски в сжатые сроки через проливную зону большого количества войск и материальных средств. Основными силами союзников, принявшими участие в операции, были армии США, Великобритании, Канады и французского движения Сопротивления. Началась Нормандская операция рано утром 6 июня 1944 года, ее целью было завоевания плацдарма на континенте, прорыв и наступление по территории Франции.
Открытые второго фронта в Европе. Высадка в Нормандии
Эйзенхауэр столкнулся с разногласиями по поводу приоритетных целей этих бомбардировок. Командующие бомбардировочной авиацией англичанин Артур Харрис и его американский коллега Карл Спаатц настаивали на продолжении операции «Пойнтблэнк». Харрис свято верил в то, что способен одержать победу силами своих «ланкастеров», а это делало вторжение союзников в оккупированную Францию ненужным. Траффорд Ли-Мэллори, командующий авиационными соединениями операции «Оверлорд», настаивал на стратегических бомбардировках немецких транспортных узлов во Франции. Операция эта, под кодовым названием «Транспортировка», началась несколькими днями ранее. В месяцы, предшествовавшие вторжению, операция «Транспортировка» доказала свою эффективность. В результате 200 000 боевых вылетов было уничтожено или приведено в негодность большое количество немецких железных дорог и складов, мостов были уничтожены все мосты через Сену и Луару , электростанций, одна радиолокационная станция, сорваны приготовления к укреплению оборонительных сооружений. Увы, цель удалось достичь высокой ценой — 2000 самолетов союзников были сбиты, 12 000 летчиков погибли. Тем не менее эти усилия в немалой степени способствовали успеху операции в Нормандии и последующих боевых действий в Европе.
Впрочем, кроме погибших летчиков союзной авиации имелись и другие жертвы. В ходе этих налетов погибло около 15 000 французских и бельгийских граждан, почти 20 000 человек было ранено. Черчилль усомнился в правомерности столь огромного числа жертв среди тех, кого англичане и американцы намеревались освободить. Командующие английской авиацией были с ним не согласны. По их мнению, победа стоила того, чтобы заплатить за нее такую цену. В противном случае потери в операции «Оверлорд» окажутся существенно выше предполагаемых. Черчилль, которого они не смогли убедить, обратился к Рузвельту. Американский президент, хотя и сожалел о «сопутствующих жертвах среди мирного населения», приказал продолжить авианалеты.
Операция имела целью ослабить переброску немцами подкрепления к месту будущей операции «Оверлорд». Успех бомбардировок оказался настолько велик, что немецкое военное командование было вынуждено незамедлительно приступить к ремонту разрушенной сети железных дорог, используя для этого рабский труд насильно угнанных гражданских лиц и военнопленных. Свой вклад в приближение дня «Д» внесло также французское движение Сопротивления. Его участники развернули диверсионную деятельность против немецких оккупационных властей и коллаборационистского правительства режима Виши. Риск поимки и ареста был велик. Пойманных патриотов ждали допросы и пытки в застенках гестапо. Учения По мере приближения дня «Д» боевая подготовка усилилась. Солдатам было сказано лишь то, что им полагалось знать: они определенно не имели понятия о том, когда и куда их отправят воевать.
Их обучали садиться на десантные боты и высаживаться с них. Плоскодонные десантные боты имели массу 10 тонн и вместимость 38 человек. Они могли развивать скорость до десяти узлов в час, тогда как другие, большие десантные корабли, могли перевозить до трехсот человек и шестидесяти танков. И те и другие могли подходить к самому берегу. Во время одного из таких учений с использованием боеприпасов случилась трагедия. Целью учений было приучить солдат к тем условиям, которые будут ждать их в районе будущей высадки на участке «Юта». Части из них было приказано имитировать погибших в бою. Жители шести окрестных деревень в количестве 3000 человек были эвакуированы.
Им пообещали, что в соответствующее время они вернутся обратно. Когда именно, никто не знал. По периметру разместили часовых. На следующий день имели место еще большие потери, когда девять немецких торпедных катеров случайно пересеклись с конвоем десантных кораблей ВМФ США. Конвой сопровождал английский корвет небольшой военный корабль сопровождения , но главный эскорт, эскадренный миноносец, побывавший за день до этого в бою, был выведен из строя и находился на ремонте. В 01:30 немцы открыли огонь по американским десантным кораблям. Кое-кто из американских солдат принял нападение немецких катеров за учения. Не обученные обращению со спасательными жилетами, многие десантники, находившиеся на борту кораблей, утонули в полной боевой экипировке.
Затем воспламенилось топливо, и многие солдаты получили сильные ожоги. Во время этих двух событий погибло 946 человек, еще 200 получили ранения — что превысило количество жертв при настоящей высадке на участке «Юта» в день «Д». Чтобы не подрывать моральный дух солдат, трагедию во время учений «Тигр» срочно засекретили и тщательно скрывали. Мертвых спешно похоронили, оставшихся в живых заставили принести присягу о неразглашении тайны. Врачам, лечившим раненых, приказали не задавать лишних вопросов. Масштаб потерь был точно неизвестен вплоть до 1970-х гг. Десять человек из пропавших без вести — их можно было считать погибшими — имели высокие звания и располагали секретной информацией. Командование опасалось, что они могли попасть в плен к немцам.
Случись именно так, вся операция «Оверлорд» оказалась бы под угрозой срыва. К большому облегчению командования, водолазы подняли со дна тела всех десятерых. Накануне вторжения 1 июня В четверг 1 июня Эйзенхауэр переместил свой штаб в особняк Саутвик-Хаус, расположенный в местности севернее Портсмута. Совещания проводились дважды в день. Интенсивная работа и приготовления предыдущих месяцев сделали свое дело. Теперь все зависело от одной вещи, на которую был бессилен повлиять даже Эйзенхауэр, — от погоды. Погода играла важнейшую роль в выборе времени и даты операции «Оверлорд». В предшествующие дни Эйзенхауэр регулярно получал метеосводки от главного офицера метеорологической службы Джеймса Стэга, в том числе сведения о перемещениях приливных масс и фазах луны.
Прогноз не слишком обнадеживал — по мнению Стэга, мягкая майская погода должна была смениться продолжительными дождями, сильными ветрами и большой облачностью. Стэгу можно было только посочувствовать: главный армейский метеоролог находился под мощным прессингом. Не улучшил ему настроения и Фредерик Морган со своей шуткой: «Удачи, Стэг… Но помни, если ты сделаешь неправильный прогноз, мы вздернем тебя на ближайшем фонаре». Чем дальше откладывалась операция, тем больше времени появлялось у немцев для подготовки к неприятельскому вторжению, тем сильнее была вероятность того, что им станет известно о планах англо-американцев. Величайшим оружием Эйзенхауэра был элемент внезапности. Каждому роду войск для максимально успешных действий требовались особые условия. Пехоте — прилив в предрассветные часы. Десантникам — ясная луна.
Морякам — штиль. Метеорологи склонялись к тому, что наиболее благоприятными датами будут 5, 6 и 7 июня. После этих дней изменятся часы прилива. Позднее идеальные условия можно ожидать лишь в течение пяти дней начиная с 17 июня. Англо-американцы были не единственными, кто живо интересовался июньской погодой. Немцы считали, что противнику перед вторжением понадобятся четыре дня хорошей погоды. Таким образом, прогноз исключал первые числа июня. Благодаря британским «взломщикам кодов», Эйзенхауэр знал об этом.
Действительно, погода 5 июня была настолько отвратительной, что немцам пришлось отозвать на базу свои патрули в водах Ла-Манша. Более того, их противник контролировал воды Атлантического океана вокруг Ирландии. В результате немецкие синоптики не располагали информацией о передвижениях воздушных масс с запада и, в отличие от Стэга, не ожидали временного улучшения плохой погоды. Утром 1 июня газета The Daily Telegraph непреднамеренно вызвала переполох в штабе Эйзенхауэра: в напечатанном на ее страницах кроссворде оказалось слово «Нептун».
Когда англичане захватили Палестину?
Ход операции Операция "Нептун" состояла из двух основных этапов - воздушно-десантной операции и морской десантной операции. Первый этап включал десантирование 24 тысяч британских, американских, канадских и французских парашютистов, а второй этап - морскую десантную операцию на побережье Нормандии. Высадка в Нормандии проходила на участке побережья шириной 80 км между устьем реки Орн и коммуной Озвиль. Этот участок был разделен на 5 основных секторов вторжения - "Юта", "Омаха", "Голд", "Джуно" и "Сворд".
К концу июня союзники расширили плацдарм до 100 км по фронту и 20-40 км в глубину. На нём было сосредоточено свыше 25 дивизий в том числе 4 танковые , которым противостояли 23 ослабленные немецкие дивизии в том числе 9 танковых. Оперативных резервов немцы не имели, так как их основные силы были скованы на советско-германском фронте, где Красная Армия вела успешное наступление в Белоруссии. К 21 июля войска 1-й американской армии продвинулись в южном направлении на 10-15 км и заняли город Сен-Ло , английские и канадские войска после ожесточённых боев овладели городом Кан. Потери за период с 6 июня по 24 июля составили у союзников около 122, а у немцев — около 117 тыс.
Плацдарм, захваченный в ходе Нормандской операции до 110 км по фронту и глубиной 30-50 км , был в 2 раза меньше того, который предусматривалось занять по плану операции, однако в условиях абсолютного господства в воздухе оказалось возможным сосредоточить на нём достаточные силы и средства для проведения в последующем крупной наступательной операции в Северо-Западной Франции. Продвижению войск сильно мешали «боккажи» — живые изгороди , которые, посаженные местными крестьянами, за сотни лет превратились в непреодолимые препятствия, даже для танков, и союзникам приходилось придумывать ухищрения для преодоления этих «живых» заборов. Кадр из игры « Call of Duty 2 » Фильмы.
Вторая Мировая война началась с вторжения Германии в. К начальному этапу Второй Мировой войны относится. Основателем французского Движения Сопротивления "Свободная Франция" был. Войсками западных держав, высадившихся в Нормандии командовал.
Войсками западных держав, высадившимися в Норвегии, командовал ?
«Нептун» выходит на берег: девять фактов о высадке союзников в Нормандии | Высадка в Нормандии или операция Оверлорд В плен сдавались пачками, зачастую не попытавшись сделать даже и одного выстрела по высадившимся десантникам. |
6 июня - высадка союзников в Нормандии (день в истории 14) | Пикабу | Нормандская операция, или операция Оверлорд стратегическая операция союзников по высадке войск в Нормандии, начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года, после чего союзники пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили. |
Высадка в Нормандии | Высадка в Нормандии стала крупнейшим морским вторжением в истории, в котором приняли участие почти 5000 десантных и штурмовых кораблей, 289 эскортных судов и 277 тральщиков. |
Открытие в Европе второго фронта, высадка союзников в Нормандии | Вскоре стало очевидно, что для высадки есть только два варианта – район Кале или местность в 225 км западнее, побережье Нормандии на полуострове Котантен. |
"Оверлорд" в цифрах: чего стоило открытие второго фронта 75 лет назад | Перед вами страница с вопросом Войсками западных держав, высадившимися в Норвегии, командовал?, который относится к категории История. |
Дипломатическая прелюдия
- Подготовка войск к высадке в Нормандии
- Войсками западных держав, высадившимися в Норвегии, командовал:
- Свежие статьи
- Высадка союзников в Нормандии: когда Гитлера обвели вокруг пальца
Нормандская операция (1944)
О том, что никакая высадка в Нормандии не была бы возможна без успехов Красной армии, не говорится ничего. Главная» Новости» Высадка нормандии. Уточненный план высадки Союзников в Нормандии.
Высадка в Нормандии - Normandy landings
Американские войска столкнулись с организованным сопротивлением немецких войск и понесли серьезные потери. Генерал Омар Брэдли, командующий 1-й американской армией, был на грани отмены высадки на этом участке, но американские десантники смогли прорваться сквозь оборонительные позиции немцев. Общая реакция немецких войск на высадку союзников в Нормандии была вялой и плохо организованной. Благодаря диверсионным акциям Сопротивления и отрядов британских коммандос, а также господству союзной авиации, немцы не смогли эффективно противостоять высадке. В результате союзники установили плацдармы на французском побережье и продолжили наступление на оккупированную территорию.
Однако немецкие части были разбросаны на большом пространстве и не могли быть оперативно собраны в одном месте. Некоторые дивизии вообще были "стационарными", с низкой подвижностью. Поэтому союзники могли без труда создать локальное превосходство в произвольной точке высадки. Вместе с тем, не вполне верны легенды о пропустившей высадку союзников "дивизии желудочников". Это соединение из ограниченно годных солдат находилось на подступах к Амстердаму и, как ни странно, держалось довольно долго.
Большие споры среди немецких командующих вызвал выбор стратегии отражения десанта. Имевший значительный опыт войны с союзниками командующий группой армий "Б" Эрвин Роммель считал, что вопрос об успешности высадки будет решен в первые 24 часа сражения. Поэтому он выступал за удержание прочной обороны на побережье и предлагал создать вдоль него "жемчужное ожерелье" танковых частей. Другого мнения придерживались главнокомандующий немецкими войсками на Западе Герд фон Рундштедт и командующий танковой группой "Запад" Гейр фон Швеппенбург. Они предлагали держать танки в глубине континента, а в случае высадки разгромить противника в маневренном сражении. Фон Швеппенбург указывал, что на побережье танки попадут под огонь корабельной артиллерии. Роммель в ответ напоминал о господстве союзников в воздухе висящие над головой истребители-бомбардировщики затрудняли любые перемещения войск. В итоге Адольфом Гитлером было принято компромиссное решение: три танковые дивизии получил Роммель, три - Рундштедт и Гейр, и еще четыре находились в резерве верховного командования. Серьезным препятствием на пути реализации обоих вариантов было то, что многие немецкие подвижные соединения в Нормандии были недавно выведены с Восточного фронта на переформирование и мало боеспособны.
Из вышеупомянутых десяти дивизий в Западной Европе только две были полностью боеготовы. Наихудшим для немцев было соотношение сил в воздухе. В распоряжении 3-го воздушного флота находилось около 500 самолетов. Союзники же могли противопоставить им более 7 тыс. Высадке предшествовало воздушное наступление, длившееся несколько недель и приведшее к сильным разрушениям на севере Франции. Авиаударам подвергалась дорожная сеть, но одновременно разрушались жилые постройки, под бомбами союзников гибли французские мирные жители. Определенные надежды на успех немцам давал строившийся с 1942 года "Атлантический вал" - полоса укреплений вдоль побережья. Однако в первую очередь укреплялись порты и прилежащее к ним побережье. Снабжение бетоном строительства "Атлантического вала" на других участках осуществлялось по остаточному принципу.
Поэтому идея союзников с сооружением искусственной гавани открывала им дорогу для атаки наименее укрепленных позиций. Помимо препятствий и ДОТов на берегу немцами были построены заграждения в море. Металлические ежи, бетонные пирамиды должны были пробивать днища десантных кораблей.
Вермахт и руководство Германии ждали этой высадки почти два года, лихорадочно готовились к ней, возводили невероятные противодесантные сооружения, но вся эта подготовка оказалась бесполезной. Впрочем, нужно отдавать себе отчет: в немалой степени успеху операции «Нептун» способствовали мужество и героизм Красной армии, перемалывавшей на Восточном фронте самые боеспособные части германской армии. На Западном фронте гитлеровцы держали гораздо менее боеспособные дивизии, в чем и убедились английские и американские десантники и пехотинцы. Кто придумал операцию «Нептун» Союзники начали планирование операции по высадке во Франции в конце января 1943 года, и тогда она еще не носила названия «Нептун». Ответственным за разработку деталей плана назначили британского генерал-лейтенанта Фредерика Моргана, получившего назначение на должность начальника штаба Верховного командования союзных экспедиционных сил. Первый вариант подготовленного руководством Моргана плана высадки был готов к 1 марта, но как только союзники предприняли первые шаги по его воплощению, начались корректировки. Самое, пожалуй, серьезное предложение, обеспечившее в итоге успех высадки, внес британский генерал Бернард Монтгомери.
Он настаивал на том, что первоначально запланированная численность десанта — три дивизии в первом эшелоне и шесть во втором — категорически недостаточна. В итоге численность войск выросла до полутора сотен тысяч человек, что обеспечило союзникам существенный перевес в силе над соединениями вермахта, оборонявшими побережье Франции. Цель — Нормандия! Весь опыт десантных операций и Первой, и Второй мировых войн говорил о том, что наиболее успешной высадка будет в том случае, если в самом ее начале удастся захватить крупный порт. Это было очевидно командованию союзников. Но столь же очевидно это было и для командования вермахта. Крупнейшие порты на ближайшем к Великобритании побережье Франции — Кале и Булонь-Сюр-Мер — были, пожалуй, самыми защищенными с точки зрения противодесантной обороны. И тогда выбор разработчиков операции пал на Нормандию, где плотность гитлеровской обороны была ниже, а глубина ее меньше. Крупных портов в тех местах не было, а идея высаживать на длинные песчаные пляжи крупный десант, способный взломать прибрежные укрепления и захватить серьезный плацдарм, выглядела утопической. Этим заблуждением и воспользовались союзники, выбрав в качестве места высадки Нормандию.
К тому же до нее могли свободно долетать истребители союзников, а обеспечение господства в воздухе было одним из важнейших условий операции.
Было создано более чем двукратное превосходство над немцами в орудиях и минометах и 61-кратное в самолетах. Высадку обеспечивали 6 тысяч кораблей и судов, 11 тысяч боевых и 2400 транспортных самолетов, 850 десантных планеров.
На берег должны были высадиться 156 тысяч человек. Экспедиционные силы располагали танками с тралами, которые должны были делать проходы в минных полях, танками-амфибиями и пр. Союзное командование провело анализ графиков приливов и отливов: необходимо было увидеть тысячи препятствий на мелководье.
Днем «D» Decisive Day — «решающий день» было назначено 6 июня 1944 г. С утра 5 июня 200 тральщиков начали проделывать фарватеры для продвижения десантных судов и боевых кораблей. Во второй половине дня десантные отряды начали выходить из пунктов выгрузки.
Авиационная подготовка операции началась 5 июня в 22. До 2600 бомбардировщиков сбрасывали свой груз на побережье и тылы немцев в Северо-Восточной Франции. Оборона противника на побережье Сенекой бухты была полностью подавлена.
После часа ночи 6 июня в 5—10 км от побережья Нормандии были высажены три воздушно-десантные дивизии, которые должны были подготовить условия для высадки морского десанта. Авиация и корабли засыпали северное побережье Нормандии градом бомб и снарядов. Они подавляли немецкие батареи, разрушали оборонительные сооружения, уничтожали минные поля и повреждали линии связи.
Первый эшелон авиадесантных дивизий выбрасывался на парашютах, второй перебрасывался на планерах и высаживался в районах, захваченных парашютистами. Всего по воздуху было переброшено 24 500 человек, 560 автомашин, 360 орудий, 18 легких танков и 400 тонн грузов. Авиадесантные дивизии создали условия для высадки морского десанта.
Общий порядок высадки был следующим. В самом начале на берег под прикрытием плавающих танков высаживались штурмовые группы, в задачу которых входило пройти сквозь заграждения и обеспечить своим огнем высадку инженерно-саперных групп и последующую их работу по расчистке заграждений.
Продолжение высадки в Нормандию
- Операция «Оверлорд». Открытие второго фронта в Европе
- Нормандская операция (1944)
- Остались вопросы?
- Читайте также
Операция «Оверлорд». Открытие второго фронта в Европе
ОПЕРАЦИЯ «ОВЕРЛОРД». ВЫСАДКА СОЮЗНОГО ДЕСАНТА В НОРМАНДИИ И ОТКРЫТИЕ ВТОРОГО ФРОНТА | И только когда крах Третьего рейха стал всем абсолютно очевиден, тогда уже последовала высадка союзников в Нормандии, только и всего", – заявил Гаспарян. |
Высадка в Нормандии: «величайшая операция» или жуткое позорище? | Армия США в 1941-43 также не обладала необходимым количеством живой силы для высадки в Европе и была сосредоточена на тихоокеанском театре военных действий. |
Высадка союзников в Нормандии. Операция «Оверлорд» (6 июня — 24 июля 1944 г.) | Операция «Оверлорд» началась с высадки союзных войск в Нормандии 6 июня 1944 года. |
Нормандия: Высадка союзников и память поколений.
Во Франции прошли торжества, посвященные 65-летию высадки союзных войск в Нормандии. Реальность такова: Войсками командовал Роммель, который ещё в Африке, видя к чему идёт дело в СССР, делился со своими подчинёнными мыслями о том, что Коммунистам проиграть нельзя и нужно сдаваться Америке и иже с ними. Кто командовал союзными войсками в Северной Африке руководил высадкой в Нормандии?
Операция «Оверлорд». Открытие второго фронта в Европе
Наихудшим для немцев было соотношение сил в воздухе. В распоряжении 3-го воздушного флота находилось около 500 самолетов. Союзники же могли противопоставить им более 7 тыс. Высадке предшествовало воздушное наступление, длившееся несколько недель и приведшее к сильным разрушениям на севере Франции. Авиаударам подвергалась дорожная сеть, но одновременно разрушались жилые постройки, под бомбами союзников гибли французские мирные жители. Определенные надежды на успех немцам давал строившийся с 1942 года "Атлантический вал" - полоса укреплений вдоль побережья.
Однако в первую очередь укреплялись порты и прилежащее к ним побережье. Снабжение бетоном строительства "Атлантического вала" на других участках осуществлялось по остаточному принципу. Поэтому идея союзников с сооружением искусственной гавани открывала им дорогу для атаки наименее укрепленных позиций. Помимо препятствий и ДОТов на берегу немцами были построены заграждения в море. Металлические ежи, бетонные пирамиды должны были пробивать днища десантных кораблей.
Поэтому союзным командованием было решено высаживаться во время отлива, когда все эти препятствия показывались из-под воды. За время до прилива саперы должны были подорвать заграждения, мешающие подойти к берегу. Первоначально датой высадки было назначено 5 июня 1944 года. Утром 4 июня высадка была задержана на сутки в ожидании улучшения погодных условий. Вечером того же дня Эйзенхауэр принял решение - вторжение на континент должно начаться во вторник 6 июня.
В пользу союзников сработал кажущийся малозначительным факт вытеснения немецких метеостанций из Северной Атлантики. Однако именно это помешало немцам увидеть приближающееся улучшение погодных условий, в отличие от метеослужбы англо-американских войск. Эрвин Роммель даже уехал к семье, будучи твердо уверен, что в ближайшее время высадки не будет. Ход высадки Операция "Оверлорд" началась 6 июня 1944 года, через несколько минут после полуночи, когда десантники союзников начали один за другим покидать транспортные самолеты. В Нормандии высадились 82-я и 101-я американские и 6-я английская воздушно-десантные дивизии.
Десантникам удалось счастливо избежать "спаржи Роммеля" специальных противодесантных заграждений - они высаживались ближе к побережью, чем рассчитывали немцы. Из-за потери ориентировки десант был рассеян на большой площади, но задачи свои в конечном счете выполнил. Были захвачены несколько важных мостов, а некоторые из них - взорваны, чтобы не допустить немецкие подкрепления в район высадки. В 03:00 побережье атаковали две тысячи английских и американских бомбардировщиков. За налетом в 05:25 последовала бомбардировка немецких позиций с кораблей.
Первый этап включал десантирование 24 тысяч британских, американских, канадских и французских парашютистов, а второй этап - морскую десантную операцию на побережье Нормандии. Высадка в Нормандии проходила на участке побережья шириной 80 км между устьем реки Орн и коммуной Озвиль. Этот участок был разделен на 5 основных секторов вторжения - "Юта", "Омаха", "Голд", "Джуно" и "Сворд". Вторжение союзных войск в Нормандии происходило с разной степенью успеха. На большинстве плацдармов достижения союзников были значительными, однако на участке "Омаха" ситуация вышла из-под контроля.
Положение Красной Армии в начале войны было крайне тяжёлым, если не сказать — катастрофическим. О причинах такого положения — объективных и субъективных — написано немало. В соответствующей главе мы подробно расскажем об этом. Черчилль, ссылаясь на ограниченность английских ресурсов, заявил о невозможности вторжения в Западную Европу в 1941 году, но обещал усилить налёты английской авиации на территорию Германии. С 7 ноября 1941 года в США начала действовать в отношении Советского Союза система ленд-лиза, то есть система передачи взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, продовольствия и других товаров.
В соответствующей главе мы подробно рассмотрим виды и объём продукции, поставленной Советскому Союзу по ленд-лизу, а также значение этих поставок в борьбе с фашистской Германией. Вопрос об открытии второго фронта был главным вопросом в отношениях между союзниками в 1942 и 1943 годах. В 1943 году англо-американские войска после побед в Северной Африке высадились в Италии, что привело к краху фашистского режима Муссолини. Этот положительный результат Италия в сентябре 1943 года вышла из войны мало чем помог Советскому Союзу, продолжавшему вести борьбу с основными силами германского вермахта. Наконец, 6 июня 1944 года началась высадка войск союзников Великобритании, США и Канады на северо-западном побережье Франции, в Нормандии — второй фронт в Европе был открыт. Десантная операция по высадке союзных войск в Нормандии была самой крупной десантной морской операцией Второй мировой войны. Операция получила условное наименование «Оверлорд». Несмотря на постоянную разведку, немцам так и не удалось получить точные сведения о времени и месте высадки союзных войск. Минимальная ширина пролива Па-Де-Кале англ. Strait of Dover — Дуврский пролив в самом узком месте составляет 32 км.
Именно в этом районе пролива Па-Де-Кале германское командование и ожидало высадки союзников. Здесь немцы сосредоточили главные силы, здесь же находилась наиболее укреплённая часть так называемого «Атлантического вала» - системы оборонительных сооружений на французском побережье. В состав группы входили 7-я и 15-я армии и 88-й отдельный корпус. Экспедиционные силы союзников под командованием генерала Бернарда Монтгомери были объединены в 21-ю группу армий 1-я американская, 2-я английская, 1-я канадская армии. Накануне высадки в Нормандии союзники имели подавляющее превосходство в силах: их войска насчитывали около 1,6 миллиона человек. В числе высадившихся были и войска Франции и Бельгии во главе с генералом де Голлем. Это была основная часть французских и бельгийских сил из тех 123 тысяч человек, которым удалось эвакуироваться из Дюнкерка в первые дни июня 1940 года. Для немецкого командования высадка союзников в Нормандии оказалась полной неожиданностью. Операция началась с высадки в ночь на 6 июня 1944 года под прикрытием мощных ударов авиации двух крупных воздушных десантов 18 тыс. На рассвете 6 июня на северное побережье Нормандии корабли и авиация союзников совершили огневой налёт: на позиции немецких войск обрушились десятки тысяч авиабомб и снарядов.
В результате часть немецких артиллерийских батарей и оборонительных сооружений были подавлены и разрушены, немецкие войсковые части понесли потери в личном составе. Под прикрытием мощного огня к берегу подошли многочисленные десантные суда. Утром 6 июня на участке длиной около 100 километров между рекой Орн и восточной частью полуострова Котантен были высажены морские десанты, которые захватили три крупных плацдарма глубиной от 2-х до 9-и километров. Высадка союзников в Нормандии Для высадки десанта было задействовано свыше 6 тысяч различных плавсредств. Это были боевые корабли, транспортные, десантные и вспомогательные суда. Немцы, имея превосходство в подводных лодках, не смогли помешать высадке десанта благодаря умелым действиям надводных кораблей и авиации союзников. К исходу 6 июня на побережье Нормандии высадились 156 тысяч солдат, а на захваченные плацдармы было переправлено более 20 тысяч единиц техники. Оказать серьёзное сопротивление союзным войскам сразу после их высадки в Нормандии немцы не могли, так как их силы в этом районе были незначительными.
Правда, на этом этапе лидеры двух стран придерживались диаметрально противоположных взглядов на дальнейшее развитие боевых действий. По мнению Черчилля, фокус войны в Европе следовало перенести в Италию, начав с высадки союзных войск на Сицилии. Главным приоритетом Рузвельта были военные действия на Тихом океане. Сталин также получил приглашение на конференцию, однако в Касабланке так и не появился, ибо следил за ходом Сталинградской битвы. Отсутствовал на конференции и другой авторитетный политический лидер, глава патриотического движения «Свободная Франция» генерал Шарль де Голль. После падения Франции в июне 1940 г. Вишистское правительство Филиппа Петена, сотрудничавшее с немецкими захватчиками, заочно признало де Голля виновным в измене и приговорило к смерти. Отношения де Голля с союзниками были далеко не теплыми. Особенно его не любил Рузвельт. Американский президент отказывался признавать самопровозглашенного французского лидера, опасаясь, что такое признание укрепит статус де Голля. В планы союзников отнюдь не входило содействовать освобождению Франции лишь затем, чтобы во главе страны встал де Голль. Рузвельт настаивал на том, что до проведения выборов в стране должна действовать военная администрация. Президент США и премьер-министр Великобритании намеренно держали де Голля в неведении относительно планов высадки во Франции и известили его лишь за два дня до начала операции. Операция получила название «Оверлорд» и включала в себя морскую десантную операцию «Нептун». Морган занял пост начальника штаба Верховного командования союзных экспедиционных сил, хотя в то время союзники еще не решили, кто именно станет их Верховным главнокомандующим. Тем не менее штаб Моргана, располагавшийся в Лондоне на Сент-Джеймс-сквер, приступил к работе. Было известно, что во Франции немцы держат 59 дивизий. Начальник штаба столкнулся с настоящей головоломкой — как десантировать на французский берег максимально возможное количество солдат, которое было бы способно противостоять немцам до прибытия подкрепления. Атака на какой-либо порт, как то показал рейд в Дьеп, исключалась. Морган и его штаб предложили высадку на берег. Но где именно? При этом следовало обеспечить превосходство в воздухе еще один урок, извлеченный из дьепского рейда , а значит, участок берега должен был располагаться в пределах оперативной досягаемости с территории Англии. Двумя годами ранее Би-би-си обратилась к соотечественникам с просьбой присылать в военное министерство фотографии и открытки с изображением прибрежной Европы. Англичане с воодушевлением откликнулись на этот призыв и передали военным почти 10 миллионов открыток. И вот теперь штаб Моргана внимательно их изучал, по крупицам отыскивая нужную информацию. Одновременно британские разведывательные самолеты совершали полеты над побережьем стран оккупированной немцами Европы, собирая сведения, относящиеся к местному рельефу. Люфтваффе практически не препятствовало им, поскольку большая часть немецких самолетов была задействована в боях на Восточном фронте. Разведывательные полеты совершались над всем атлантическим побережьем — от Голландии до Испании. Такой широкий охват был намеренным. Делалось это для того, чтобы немцы не догадались, где именно начнется вторжение. Имели место и вылазки небольших разведгрупп для фотографирования, а также сбора образцов песка и прибрежного грунта с тем, чтобы установить возможность высадки на берег танков. Еще одним источником информации были пленные немцы — так называемые «языки». Вскоре стало очевидно, что для высадки есть только два варианта — район Кале или местность в 225 км западнее, побережье Нормандии на полуострове Котантен. Хотя Нормандия и была в пределах досягаемости самолетов-истребителей, Кале имел преимущество по причине большей близости к южному берегу Англии. Расстояние составляло всего 33 км, что позволяло десантным кораблям быстрее пересечь Ла-Манш. Однако высадка в Кале имела существенный недостаток: этот участок береговой линии надежно охранялся немецкими танковыми дивизиями и именно здесь ожидалась десантная операция англо-американских войск. Морган остановил выбор на Нормандии. Его штаб приступил к планированию операции. По замыслу Моргана высадка пехоты должна была состояться на 48-километровом отрезке береговой линии, в то время как сброшенным с самолетов десантникам надлежало захватить столицу Нормандии, город Кан, расположенный в 12 км от берега. Закрепившись там, пехота сможет захватить порт Шербур в западной части полуострова Котантен, что позволит переправлять сюда припасы и снаряжение. Одновременно началось планирование еще одного вторжения, на юге Франции, под кодовым названием «Дракон». Причалы «Малберри» Более всего Моргана и его штаб волновала следующая проблема: без доступа к глубоководному порту транспортные корабли не имели возможности пристать к берегу. Для успешной высадки союзников на побережье Нормандии огромную важность имела максимально быстрая доставка подкрепления и припасов транспортными судами. В этих целях было придумано уникальное решение: построить в Англии два плавучих причала — один для англичан, другой для американцев и канадцев, — которые будут отбуксированы на другую сторону Ла-Манша и установлены возле берега. Черчилль одобрил это предложение: «Разработайте лучшее решение. Не оспаривайте этот вопрос. Трудности скажут сами за себя». Причалы, изготовленные точно по размерам порта в Дувре, состояли из нескольких бетонных волнорезов и понтонных причалов, которые предполагалось удерживать на месте при помощи якорей. Понтоны соединялись отрезками стального настила, для которого они служили опорами. Для борьбы с морскими волнами к побережью Нормандии предстояло отправить примерно 60 старых торговых судов. Их следовало затопить там рядами, создав тем самым условия, близкие к условиям защищенной гавани. Одновременно начались первые в истории работы по прокладке подводного трубопровода протяженностью 112 км для перекачки топлива от острова Уайт до французского Шербура. Саперы также разработали сборные взлетно-посадочные полосы, которые можно было разместить на пляжах Нормандии, чтобы облегчить высадку последующих волн десанта и обеспечить эвакуацию раненых. Пожалуй, самым известным был танк-амфибия, для которого пехотинцы придумали прозвище «Дональд Дак» «Утенок Дональд». Оснащенный винтами и складным водонепроницаемым экраном-чехлом, он мог проплыть несколько километров до берега, где этот самый чехол снимался и далее танк-амфибия мог действовать как обычный танк, поддерживающий наступление первой волны пехоты. Танк-тихоход под названием «краб» был оснащен вращающимся барабаном с массивными цепями — они вызывали детонацию мин, которые могли встретиться на пути бронемашины. Были и такие танки, которые раскатывали позади себя длинные парусиновые дорожки, не позволявшие машинам, идущим сзади, увязнуть в песке. Были танки-огнеметы и танки, способные нырять на глубину до 3 м для буксировки подбитых машин. Последние могли вытягивать наружу те танки, что увязли в прибрежном иле. Были танки, снабженные пандусами — их можно было использовать как подвижные мосты. Изобретательность была воистину поразительной. С мая 1941 г. При подготовке ко дню «Д» и в последующие дни сражения в Нормандии британская разведка благодаря «Энигме» предоставляла в штаб союзников ценнейшую информацию, касающуюся передвижений и планов немецких войск, что позволяло англо-американцам при необходимости менять собственные планы и готовиться к ударам противника. Дезинформация Союзники прекрасно понимали, что сосредоточение огромной массы войск, боевой техники и снаряжения вряд ли ускользнет от внимания немецкой военной разведки — абвера. По этой причине была разработана масштабная операция под кодовым названием «Бодигард» «Охранник» , нацеленная на дезинформацию противника. Немцев следовало убедить в том, что высадка в Нормандии — небольшая, второстепенная операция, а настоящее грандиозное вторжение состоится в другом месте. Первая была призвана убедить немцев, что главный удар противник нанесет в Кале. Таким образом, значительная часть немецких сил будет оттянута от пляжей Нормандии, в результате чего у союзников будет больше времени для высадки пехоты, которая сможет надежно закрепиться на прибрежных плацдармах прежде, чем немцы перебросят туда свои войска. С этой целью союзники сформировали фальшивую группировку, «1-ю группу армий США», базировавшуюся близ Дувра, напротив Кале. Руководство ею было поручено знаменитому генералу Джорджу Паттону-младшему. В целях введения в заблуждение воздушной разведки немцев в указанном районе были размещены макеты танков и планеров. Тем же целям служили фальшивые радиосообщения, фальшивые военные лагеря и штабы, макеты нефтевозов. Старшие офицеры тщательно подготовили актера Клифтона Джеймса, которому предстояло сыграть роль генерала Монтгомери во время «инспекционных» поездок в Гибралтар и в Северную Африку. Джеймс, лишившийся в сражениях Первой мировой войны пальца, был вынужден обзавестись протезом, а на время операции бросить пить и курить — настоящий Монтгомери был трезвенником и не выносил табака. Для дезинформации немцев задействовалась и агентурная сеть. Пожалуй, самым ценным агентом в Британии был испанец Хуан Пужоль Гарсия, двойной агент по кличке Гарбо по имени знаменитой актрисы Греты Гарбо , известный в Германии как Арабель. За полгода до дня «Д» Гарбо отправил в Германию более пятисот шифровок, большая часть которых содержала настоящие сведения, призванные завоевать доверие противника.
30 фото высадки союзников в Нормандии — (День Д) операция «Оверлорд» в 1944 году
Черчилль после высадки союзных войск в Нормандии. К сожалению, это не всегда имело место со стороны западных союзников. Нарушение взятых обязательств особенно наглядно видно при рассмотрении вопроса об открытии Второго фронта на Западе Европы. Была достигнута договоренность об открытии Второго фронта в 1942 году. Однако правительство США и Англии не выполнили своего обещания ни в 1942, ни в 1943 году. Это объясняется стремлением правящих кругов этих стран переложить на СССР тяготы войны.
В Национальном архиве Соединенных Штатов хранится протокол заседания объединенного англо-американского штаба от 20 августа 1943 года, в ходе которого рассматривалась перспектива политики США и Англии в отношении СССР. Параграф девятый протокола «Военные соображения в отношениях с Россией» указывает, что обсуждался вопрос о том, «не помогут ли немцы» вступлению англо-американских войск на территорию Германии, «чтобы дать отпор русским». Трудно представить, что в 1943 году, когда Советский Союз в тяжелейшей борьбе с Германией прокладывал путь к победе антифашистской коалиции, руководящие военные деятели США и Англии обсуждали этот вопрос. Тем не менее, это было так [7]. Почему же Второй фронт был открыт в 1944 году?
Большинство исследователей исходит из того, что к лету 1944 года судьба фашистской военной машины фактически была предрешена на советско-германском фронте, хотя предстояла еще тяжелая борьба, чтобы одержать окончательную победу. Советский Союз был способен ее одержать и освободить порабощенные фашистами народы. Такой исход войны не соответствовал политическим целям правящих кругов США и Англии. Именно это и стало одной из важнейших причин, побудивших их открыть Второй фронт в Западной Европе. Такова правда об открытии Второго фронта в Европе и его значение в борьбе против фашистской Германии.
Ряд западных историков поддерживает версию о решающей роли США в достижении победы над фашистским блоком: США изображаются фабрикой оружия для врагов Германии, а их военная экономика, промышленный потенциал объявляются основой победы стран антифашистской коалиции; утверждается, что без материальной помощи союзников русские не смогли бы устоять в 1941—1942 годах и тем более провести наступательные операции в 1943—1945 годах [8]. Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне. В публикациях российских авторов подчеркивалось, что усилению боевой мощи СССР, несомненно, способствовала военно-промышленная, сырьевая и продовольственная помощь, оказанная США и Англией, осуществляемая в соответствии с законом о ленд-лизе официально он назывался «Акт содействия обороне США». Советские люди выражали свою признательность американскому и английскому народам, которые помогали Красной армии громить дивизии вермахта. В советской печати и в трудах историков подчеркивалось, что помощь союзников вооружением и различными материалами сыграла положительную, но незначительную роль в борьбе советского государства против фашистской агрессии.
Такая оценка аргументировалась сравнительными данными соотношения поставок по ленд-лизу к продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства; военной техники, поступившей из США, Англии и Канады и произведенной в СССР в годы Великой Отечественной войны. Особое значение для СССР имели поставки союзниками боевой техники и оружия, которые в огромном количестве требовались фронту.
С утра 5 июня 200 тральщиков начали проделывать фарватеры для продвижения десантных судов и боевых кораблей. Во второй половине дня десантные отряды начали выходить из пунктов выгрузки. Авиационная подготовка операции началась 5 июня в 22.
До 2600 бомбардировщиков сбрасывали свой груз на побережье и тылы немцев в Северо-Восточной Франции. Оборона противника на побережье Сенекой бухты была полностью подавлена. После часа ночи 6 июня в 5—10 км от побережья Нормандии были высажены три воздушно-десантные дивизии, которые должны были подготовить условия для высадки морского десанта. Авиация и корабли засыпали северное побережье Нормандии градом бомб и снарядов. Они подавляли немецкие батареи, разрушали оборонительные сооружения, уничтожали минные поля и повреждали линии связи.
Первый эшелон авиадесантных дивизий выбрасывался на парашютах, второй перебрасывался на планерах и высаживался в районах, захваченных парашютистами. Всего по воздуху было переброшено 24 500 человек, 560 автомашин, 360 орудий, 18 легких танков и 400 тонн грузов. Авиадесантные дивизии создали условия для высадки морского десанта. Общий порядок высадки был следующим. В самом начале на берег под прикрытием плавающих танков высаживались штурмовые группы, в задачу которых входило пройти сквозь заграждения и обеспечить своим огнем высадку инженерно-саперных групп и последующую их работу по расчистке заграждений.
После расчистки прибрежных участков начиналась высадка первого атакующего эшелона. В день высадки разыгрался пятибалльный шторм. Море швыряло мелкие десантные суда, немало их было выброшено на рифы или опрокинуто. Лишь в двух пунктах высадки удалось спустить на воду танки-амфибии. Заграждения у берега в условиях шторма невозможно было полностью устранить, поэтому они стали причиной значительных потерь.
Изнуренные морской болезнью американские, канадские и английские пехотинцы с трудом выбирались на берег.
Так, британский премьер У. Черчилль настаивал на «барахтании» в Средиземном море и высадке на Балканах с целью отсечь Красную Армию от Восточной Европы. А вот лидер США Ф. Рузвельт был сторонником высадки в Западной Европе здесь его позиция была близка к Сталину. Это вызывало крайнее неудовольствие советского правительства. Вмешалась геополитика Союзники явно выжидали, кто из противников возьмет верх на Восточном фронте.
В 1943 году Красной Армии удалось переломить военную обстановку. Всем стало ясно, что разгром гитлеровской Германии — дело времени. Они прекрасно понимали, что если Советский Союз и дальше будет действовать так же успешно, то под его влияние может попасть Восточная, а за ней и вообще вся Европа. Плюс к тому международный авторитет СССР, который резко повысился, и по всему миру росла популярность левых и коммунистических идей. Это очень пугало западных лидеров и их спонсоров — капиталистов, получавших огромные деньги на военных заказах и производстве. Они не могли допустить, чтобы Европа стала красной. Как мы уже упоминали, Черчилль очень боялся Советского Союза, всеми силами тянул одеяло на себя, а значит, — в сторону Балкан, Греции и Средиземноморья в целом.
На этом театре пошли «обкатку» методы проведения крупных десантов. Операция «Факел» в Северной Африке, высадка на Сицилию и в Италию — всё это стало прелюдией и хорошей тренировкой к будущей нормандской операции. Черчилль не смог продавить свою позицию, и высадку решено было проводить во Франции. Всё было бы хорошо, только в это время продолжали гибнуть наши бойцы, а большая часть нацистских войск продолжала воевать на Востоке. Их составе было 37 дивизий включая 10 бронетанковых и 4 воздушно-десантных и 12 бригад. Для десантной операции выделялось 1213 боевых кораблей, свыше 4100 десантных судов, барж и катеров, около 1600 торговых и вспомогательных судов.
Гавани «Малберри» Отказываясь от высадки в районе французских портов, командование союзников понимало, что ему придется найти способ построить их у берега Нормандии буквально из ничего. Так родилась идея гаваней «Малберри» — одного из самых необычных инженерных сооружений Второй мировой войны.
Их основу составляли 292 бетонных кессон-поплавка весом от 1672 до 6044 т каждый! Кессоны в глубочайшей тайне начали строить еще весной 1943 года, а когда началась высадка, их на буксирах притащили к французскому берегу. Опущенные на дно, они стали стационарными волнорезами, оградившими акваторию временного порта, а списанные суда послужили основной для плавучих причалов. Две гавани «Малберри» — по одной в американской и английской зоне высадки — позволили наладить бесперебойное снабжение высадившихся войск. Нефтеносный «Плутон» Если доставка снаряжения, подкреплений, боеприпасов и других подобных грузов могла осуществляться морем, то перевозить танкерами горючее союзники не рискнули, опасаясь немецких подлодок. Поэтому для снабжения высадившихся в Нормандии войск топливом были проложены подводные трубопроводы. Операция по их постройке называлась «Плутон». Расшифровывалось это название просто: Pipeline Under The Ocean, то есть «трубопровод под океаном».
Чтобы проложить гибкие трубы по дну Ла-Манша, их наматывали на гигантские катушки, весом в два тогдашних эсминца каждая. Зато с их использованием трубопровод длиной в 130 км укладывался всего за 10 часов! Любопытно, что английские инженеры нашли отличный способ, чтобы трубы не сплющило давление на глубине: опуская, их заполняли водой, которую потом выдавливало топливом. Интернациональный «Нептун» Высадка в Нормандии была многонациональной. Больше всех было американцев, для которых эта высадка стала первой боевой операцией в Европе в ходе Второй мировой войны. В ней участвовали 73 000 человек, из которых 58 000 высадились на побережье Франции 23 250 — в секторе «Юта» и 34 250 — в секторе «Омаха» , а остальные участвовали в воздушном десанте. Англичане высадили в секторах «Суорд» и «Голд» 61 715 человек, а канадцы — 21 400 бойцов в секторе «Джуно». Потери американцев в первый день операции составили 2500 человек погибшими, из которых подавляющее большинство было потеряно в секторе «Омаха», и более 4100 ранеными, пленными и пропавшими без вести.