Как зарегистрировать самозанятость, плюсы и минусы, налоговый вычет для самозанятого, а также популярные вопросы. Самозанятый — это налоговый режим, благодаря которому вы можете стать прямым партнёром , платить меньше налога и получать справки о доходах онлайн. Самозанятость 2024: что изменилось за пять лет действия налогового режима. субсидии, льготные условия по кредиту и другие варианты помощи плательщикам НПД в России.
Самозанятый или ИП: что выбрать и чем отличаются
Рассмотрим, что из себя представляет самозанятость, как перейти на нее и на какие льготы могут рассчитывать самозанятые граждане в 2023 году. Эксперты «НГ» говорят, что самозанятость часто только выглядит привлекательно, а на деле этот статус может означать отказ от традиционных прав, которыми пользуются наемные труженики. Какими видами деятельности могут заниматься граждане, зарегистрированные в качестве самозанятых, вы узнаете из нашей консультации.
Самозанятые граждане: виды деятельности
При этом в половине случаев клиентами были обычные граждане, а половину занятий она провела с корпоративными клиентами — сотрудниками фирмы. Дарья внесла данные в приложение, и за месяц налоговая выставила ей счет на 1 400 рублей. По сниженной ставке она будет платить налоги еще несколько месяцев — до тех пор, пока не израсходуются 10 000 рублей. Главное — вовремя вносить доходы в программу «Мой налог» и формировать чеки о поступлении денег Какой лимит доходов у самозанятых Доход человека, оформившего самозанятость, не должен превышать 2,4 млн рублей за год. Если вы выйдете на больший доход, придется платить налог уже по другой системе налогообложения. А если доход снизится, то через год можно вновь перейти на НПД. Как зарегистрировать самозанятость Стать самозанятым довольно просто — для этого даже не нужно идти налоговую: всё делается удаленно. Зарегистрироваться можно четырьмя способами: 1. На сайте ФНС. В приложении «Мой налог». В личном кабинете крупных банков понадобится ИНН и паспортные данные.
Популярные вопросы о самозанятости Как выдавать клиентам чеки? Единственная форма отчетности для самозанятого — чеки. Государство обязует самозанятых отправлять клиенту чек за каждый платеж. Кассовый аппарат для этого не требуется. Создавать чеки можно через приложение «Мой налог». При введении суммы необходимо указать, от кого пришел доход — от физического или юридического лица. Да, можно использовать самозанятость как подработку. Но трудоустроиться можно лишь в ту компанию, где человек не оказывает услуги как самозанятый — иное запрещено законом. После оформления самозанятости достаточно вести учет в приложении «Мой налог», и сумма налога каждый месяц будет списываться автоматически. Итак, специалист не выдал чек и не зафиксировал продажу забыл или просто решил не делать этого.
В этом случае есть риск заплатить штраф — если налоговая каким-то образом узнает об этом. Подведем итог Какой вывод можно сделать?
Есть 3 способа зарегистрироваться в приложении: через личный кабинет налогоплательщика, через портал госуслуг или по паспорту. Дальше расскажем, как встать на учет с помощью паспорта.
Скачайте, установите и откройте приложение. Укажите свой номер телефона — на него придет смс с кодом, который понадобится для подтверждения номера. Такая проверка защищает от регистрации в приложении без вашего ведома. Выберите регион.
Укажите регион ведения деятельности. Он может не совпадать с местом регистрации по месту жительства. Отсканируйте паспорт. Поднесите его к камере телефона в развернутом виде — программа распознает данные для заполнения заявления.
Постарайтесь сделать так, чтобы на поверхности защитной пленки в паспорте не было световых бликов, а цифры и надписи хорошо считывались. Проверьте данные. Если данные заполнятся некорректно, отсканируйте паспорт заново или отредактируйте информацию вручную. Сделайте селфи.
Фотографию нужно сделать на камеру телефона, с которого регистрируетесь. Произойдет сверка вашей фотографии с фото в паспорте. Подтвердите регистрацию. Ваше заявление для постановки на учет будет отправлено в налоговую.
Регистрация займет от нескольких минут до шести дней — налоговая пришлет письмо на почту и подтвердит, что все прошло успешно. После этого вы сможете начать работу в статусе самозанятого. Как принимать платежи от заказчиков и покупателей Самозанятый может работать с физлицами, ИП и компаниями. Во всех случаях работа строится по такой схеме: 1.
Самозанятый предоставляет услугу или продает товар. Если самозанятый принимает оплату по безналичному расчету, он передает заказчику банковские реквизиты. При платеже наличными ничего передавать не нужно. Заказчик оплачивает услугу или товар наличными или переводом.
Самозанятый передает чек заказчику. Чек формируется в приложении «Мой налог». Самозанятый оплачивает налог в следующем месяце. Достаточно чека из приложения «Мой налог», чтобы подтвердить факт сделки.
Обычно договор с самозанятыми заключают компании, которые хотят регулярно обращаться к человеку за услугами. Им для отчетности нужно обоснование платежей. А если клиент — какой-нибудь ИП на упрощенке, и он просто заказал у самозанятого сайт и платит один раз, то и договор не обязательно заключать.
Главное условие — это должен быть субъект РФ, включенный в данный эксперимент. Самозанятые лица могут работать с любыми контрагентами: другими гражданами, индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами. Налогом облагается профессиональный доход, полученный от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества.
Физические лица, работающие на таком режиме, освобождаются от уплаты НДФЛ, а индивидуальные предприниматели от НДС за исключением отдельных случаев. Самозанятым не нужно сдавать налоговую декларацию и посещать территориальное отделение ФНС. Весь процесс организуется в приложении «Мой налог». По НПД налоговым периодом признается один календарный месяц. При этом первым налоговым периодом считается промежуток времени, прошедший с момента постановки на учет до конца месяца, идущего после месяца, в котором гражданин зарегистрировался в качестве самозанятого. Самозанятым лицам предоставляется налоговый вычет в размере до 10 000 рублей исчисляется нарастающим итогом.
Об этом написано в п. Для чего может потребоваться получение статуса самозанятого? Можно назвать несколько весомых причин для перехода на специальный налоговый режим НПД. В первую очередь это возможность с минимальными потерями легализовать свой доход. Как известно, каждый человек, получающий финансовую выгоду на территории РФ, обязан уплачивать с нее налоги в бюджет. Уклонение от данной обязанности влечет за собой существенные риски в виде: блокировки счетов банками, санкций со стороны налоговых органов.
Таким образом, получение статуса самозанятого позволяет открыто заниматься своей деятельностью, не переживая о получении штрафа за незаконное предпринимательство. Кроме того, последнее время оформление самозанятости все чаще требуется для работы на биржах фриланса например, eTXT, freelancejob. Еще одна причина для перехода на НПД — возможность начать сотрудничество с солидными заказчиками. Сегодня бизнес предпочитает вести деловые отношения с лицами, имеющими официальный статус ИП, самозанятый. Какими видами деятельности могут заниматься самозанятые?
Как самозанятому платить налоги? Как мы уже говорили выше, работать с налоговой самостоятельно вы будете через приложение «Мой налог». Допустим, вы выполнили заказ, например испекли торт, и получили за свою работу гонорар. Теперь об этом нужно отчитаться в налоговую: Откройте приложение и нажмите на кнопку «Новая продажа». Укажите наименование товара или услуги и его стоимость. Ниже выберите, в адрес какого лица вы выполнили работу — физического или юридического. Затем нажмите кнопку «Выдать чек». Подсчитав, сколько всего денег вы заработали, примерно в середине месяца налоговая пришлёт вам в приложение уведомление об оплате налога за предыдущий месяц. Нажмите «Оплатить».
Оплатила налоги и всплакнула: минусы перехода на самозанятость
Так, самозанятым может быть признан гражданин: не имеющий официального статуса ИП оказывающий услуги для личных и домашних нужд репетиторство, уборка, ведение хозяйства, уход за детьми, пожилыми и больными лицами не привлекающий к деятельности наемных работников. В информационном письме ФНС «О постановке на учет самозанятых граждан» уточняется, что не относятся к самозанятым: иностранцы, работающие по найму у граждан и оказывающие услуги для личных нужд иностранцы, работающие по найму в компаниях или у ИП, а также у частнопрактикующих нотариусов, адвокатов и других лиц, официально занимающиеся частной практикой. Исходя из закрепленных в законе признаков, к категории самозанятых относятся няни, репетиторы, сиделки, домработницы, являющиеся гражданами РФ. Однако в ст. И многие субъекты РФ в качестве самозанятых уже признают парикмахеров, мастеров по маникюру, фотографов, швей и представителей других профессий.
Так, в за 2017 и 2018 годы в УФНС России в качестве самозанятых зарегистрированы: в Республике Тыва - 4 пастуха, 2 ведущих свадеб, 1 экскурсовод и 1 гражданин, оказывающий услуги по стрижке овец; в Кемеровской области - 3 гражданина, оказывающих услуги по ремонту одежды и 4 парикмахера. Учитывая данную регионам свободу в определении статуса самозанятых лиц, можно говорить о том, что к этой категории могут быть отнесены любые граждане, оказывающие услуги для личных нужд и не оформленные как ИП. Обязаны ли самозанятые платить налоги? Граждане, работающие «на себя» без оформления ИП, по закону подлежат постановке на учет в налоговой службе на основании соответствующих уведомлений.
Постановка самозанятого на налоговый учет производится по месту его жительства, либо по месту пребывания, но обратиться с уведомлением о постановке на учет гражданин может в любое отделение налоговой службы, осуществляющее обслуживание граждан. Также уведомление можно направить почтой, или передать в электронном виде. На сегодняшний день регистрация в налоговом органе не несет для самозанятого правовых последствий. В отношении таких лиц действуют налоговые каникулы, при условии, если гражданин стоит на учете в ФНС.
Иными словами, самозанятые, сообщившие о своей деятельности в налоговый орган, освобождены от уплаты налога с доходов за 2017 и 2018 годы. На послабление в виде налоговых каникул государство пошло для стимулирования выхода самозанятых из тени. Однако сегодня можно говорить о том, что принятая властями мера не привела к желаемому результату. Официально сообщить о своей деятельности с начала 2017 года и до августа 2018 года решились только 1829 человек, а за весь 2018 год только 900 человек.
Наибольшее количество самозанятых зарегистрировано в Краснодарском крае — 169 человек, на втором месте город Москва - 179 человек, в Московской области заявили о своей деятельности 124 человека. Большинство самозанятых не хотят раскрывать доходы, и причины такого решения понятны. Действие налоговых каникул закончится, а далее государство будет взымать с самозанятых налоги. Власти систематически предлагают различные варианты налогообложения для рассматриваемой категории лиц, при этом пока о масштабе планируемых изменений можно говорить лишь предположительно.
Сейчас няня или репетитор, работающие неофициально, не платят налоги с заработанных средств, а что будет с их доходом после легализации деятельности, какой вид налогообложения применят власти - не ясно. Индивидуальные предприниматели и самозанятые, в чем отличие?
Расчёты производятся автоматически, поэтому на это времени тратить не нужно. Перечисляется сумма налога до 25 числа месяца, который следует за отчётным. Оплату можно производить с банковской карты. Что делать, если деятельность ведётся вне зоны проведения эксперимента? Увы, этот вопрос настолько же частый, насколько ещё точно в законе не фиксированный. Всё, что есть сейчас — письмо ФНС от 21. Из письма можно понять, что при регистрации самозанятый выбирает регион ведения деятельности.
И это должен быть один из четырёх регионов. Однако при этом вести деятельность в нескольких регионах даже тех, которые в эксперимент не входят он право имеет. Как имеет право и платить за это НПД тот самый налог на профессиональную деятельность, который платят самозанятые. То есть простыми словами, если вы хотите платить НПД, а не налог для ИП, то вам нужно зарегистрироваться как самозанятый в одном из четырёх регионов. В ином случае, придётся платить по полной. Такая ситуация, понятное дело, не устраивает никого. Особенно тех, кто решил всё-таки пойти путём государственных рекомендаций и свою деятельность зарегистрировать. Поэтому идут плотные обсуждения этого вопроса. Сейчас уже известно, что вопрос будет решён в ближайшее время.
Возможно с 2020 года, а может быть даже и осенью 2019 года, работать по НПД разрешат и самозанятым других регионов. Отдельный вопрос возникает по фрилансерам, которые заняты в сети Интернет. Ведь у них нет чёткой привязанности к месту. Когда ситуация прояснится, мы добавим материал в нашу статью. Почему закон называется экспериментом? Потому что правительство ещё не знает, будет ли он настолько действенным, чтобы ввести его на постоянной основе. С 2019 по 2028 год закон действует для четырёх регионов — Москва, Московская, Калужская области и республика Татарстан. Закон «обкатывается» в этих регионах, выявляются минусы и плюсы, по ходу вводятся дополнения, изменения. Задача — получить к 2028 году готовую и чёткую картину того, как закон должен действовать, чтобы всем было удобно.
Виды самозанятости На данный момент чёткого списка разрешённых видов деятельности, которыми может заниматься самозанятый нет. Но есть список профессий, которым запрещено переходить на самозанятость. К ним относятся: Продажа бензина, алкогольной продукции, подакцизных товаров, а также товаров, подлежащих в обязательном порядке маркированию. Деятельность связанная с перепродажей прав на имущество, авто и другие товары. Ведение предпринимательской деятельности в интересах другого лица поручение, агент, комиссия. Предпринимательская деятельность с наймом сотрудников. Также есть ограничения по доходу. Самозанятые не могут получать более 2,4 миллиона рублей в год. Профессии, которые уже официально признаны возможными для оформления статуса самозанятого: Такси Фрилансеры, к которым относят дизайнеров, копирайторов и интернет-маркетологов.
Мастера по типу сантехник, электрик, строитель. Разнорабочие это в первую очередь грузчики и куьеры. Мастера ручной работы. Фотографы и видеооператоры Арендодатели да, те, кто сдают квартирные площади. На данный момент все, кто занимается репетиторством, выполняет функции няни или уборщицы, пока что можно не регистрироваться в качестве самозанятого. Такое положение актуально до 31 декабря 2019 года. Далее возможно в силу вступят новые изменения. Можно ли быть одновременно ИП и самозанятым? Вы можете быть самозанятым, а потом оформить ИП, или наоборот.
Совмещать самозанятость с работой по найму тоже можно. Что выгоднее — быть в статусе ИП или самозанятого? А она равняется ставке самозанятого при расчётах с юрлицами и ИП. Как быть тут? Смотреть на второй фактор. Причём в 2020 году эти суммы будут ещё выше. И да, если у вас нет прибыли, никого это не интересует. Налог при этом вычитается. То есть, если сумма налога меньше взносов, то вы его не платите.
Если больше, то вычитаете из суммы налога сумму взносов, и платите налог в остатке помимо собственно взносов. Пример 1. Доход за год составляет 2 миллиона рублей. Предположим, вы зарабатываете 2 миллиона в год. Если вы самозанятый, то платите при этом налога на 120 000 рублей. Но так как налог больше платы в фонды, из 120 000 рублей эта плата вычитается. То есть налог уже составляет 66 962 рубля. А значит, общая сумма выплат составит те самые 120 000 рублей сами взносы в фонды ведь никуда не деваются. Но при равных выплатах, у ИП больше возможностей.
В комнату входит ФНС и говорит: «Григорий, плоти нологи» так и говорит. И тем более нет желания регистрироваться как ИП — с кассами, отчетами и штрафами. Тогда ФНС говорит: «Ладно, давай я тебе сделаю суперпростую систему, чтобы ты вообще не напрягался, главное — плати хоть немного». Григорий смотрит на ФНС.
ФНС смотрит на Григория. Слышно, как капает кран. ФНС придумала для григориев новый налог — на профессиональный доход. Он призван вывести из тени тех, кто работает на себя и не платит налоги, потому что это дорого и тяжело.
Заодно на эту систему налогообложения могут перейти те, кто легализовался как ИП, но для кого текущая нагрузка тяжеловата и кому хотелось бы ее снизить. Если перейти на этот налог, физическому лицу не нужно будет платить НДФЛ, а индивидуальному предпринимателю — все налоги с доходов, которые он сейчас платит. То есть условный дизайнер, фотограф, мастер маникюра или сантехник сможет официально оформить так называемую самозанятость и платить один небольшой налог. А еще этот налог отменяет страховые взносы.
Не заменяет, а именно отменяет, но этого еще коснемся. Кто считается самозанятым для НПД Налог на профессиональный доход могут платить: Физлица без статуса ИП, которые оказывают услуги или продают что-то, сделанное своими руками.
Здесь стоит отметить, что с 01. То есть такими напитками самозанятым торговать можно; перепродажа товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося для личных, домашних и иных подобных нужд.
Кстати, в Госдуму внесен законопроект , авторы которого предлагают все же разрешить самозанятым заниматься перепродажей чужих товаров; добыча и продажа полезных ископаемых; деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров; доставка товаров с приемом передачей платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения зарегистрированной продавцом товаров ККТ при расчетах с покупателями заказчиками за указанные товары. Кроме того, есть доходы, которые не признаются объектом обложения НПД. Это доходы ч.
Кто такие самозанятые и как получить этот статус
Деятельность самозанятого отличается от деятельности индивидуального предпринимателя тем, что самозанятость это не статус, а специальный налоговый режим, который вправе применять как ИП, так и физические лица, ими не являющиеся. Но это не значит, что самозанятость подойдёт абсолютно всем. А ещё тем, кто не соблюдает установленные правила, грозит штраф или лишение статуса. По вопросам регистрации в качестве самозанятого можно обращаться по телефону единого Контакт-центра ФНС России 8-800-222-22-22. Самозанятые в 2024 году могут регистрироваться во всех регионах России. Такой режим налогообложения, как НПД, имеет свои плюсы и минусы. Все новости. Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента.
Какие изменения ждут самозанятых с 1 сентября 2023 года
Если вы планируете зарабатывать больше, то такой налоговый режим вам не подходит. Нет трудового стажа. Самозанятые не платят обязательные страховые взносы в Социальный фонд России, поэтому их работа не учитывается в трудовом стаже. Соответственно, могут быть проблемы при выходе на пенсию. Нет социальных гарантий.
Больничные, выплаты по уходу за ребёнком или отпускные самозанятому не положены. Нет налогового вычета. Самозанятому отказано и в получении налогового вычета за лечение, покупку недвижимости и образование — как свое, так и детей. Самозанятый может рассчитывать на эти вычеты, только если у него есть другие облагаемые НДФЛ доходы, например зарплата с основного места работы.
Как самозанятому оформить продажу? Каждую продажу получение денег за оказанные услуги самозанятый регистрирует вручную через приложение «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого на сайте ФНС. Для этого надо нажать на кнопку «Новая продажа» и выбрать дату получения оплаты, указать название услуги например, написание статей и ввести её стоимость. Каждую продажу надо регистрировать в приложении.
Затем нажимаете «Выдать чек». Чек нужно передать заказчику в бумажном или электронном виде. Если покупатель заказчик отказывается от чека, то можно его и не передавать, но сформировать чек нужно обязательно. Чек отдают сразу после проведения продажи.
Если оплата пришла на расчётный счёт или самозанятый работал через посредника, то чек надо передать заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за оплатой. Например, продажа была проведена в апреле, значит чек должен быть отправлен не позднее 9 мая. Вместо чека можно выслать заказчику QR-код, который формируется вместе с чеком в приложении «Мой налог». Сколько налогов платят самозанятые Самозанятые могут оказывать услуги как обычным гражданам, так и юридическим лицам то есть, компаниям и ИП.
При регистрации каждый самозанятый получает налоговый вычет — 10 000 рулей. Эти деньги используются для снижения процентов по налогам. Самозанятые платят налоги только с тех доходов, которые они получили от оказания услуг. Если в какой-то месяц доходов не было, то и платить ничего не надо.
Поэтому беспокоиться о том, что с начисления зарплаты с основного места работы, денежных подарков от родственников или других поступлений будут брать налог, не надо. Для самозанятых нет запрета на работу из-за границы. То есть если самозанятый-фрилансер переезжает в другую страну и продолжает брать заказы, например, на специальной бирже, то в плане налогообложения ничего не меняется. Важно, чтобы среди заказчиков был хотя бы один из РФ, иначе не будет оснований для применения статуса самозанятости.
Сроки уплаты налогов для самозанятых Сумма налога за отработанный месяц появляется в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого с 9 по 12 число следующего месяца — то есть за апрель данные появятся с 9 по 12 мая. Оплатить налог надо до 25 числа, иначе за каждый день просрочки будут начисляться пени. Размер налога рассчитывается автоматически на основе проведённых продаж. К примеру, репетитор провёл за апрель месяц 30 уроков стоимостью 1 000 рублей каждый и заработал 30 000 рублей.
Считаем, 10 уроков по 1 000 рублей равно 10 000 рублей, делим эту сумму на 100 и умножаем на 4. Получается 400 рублей. Остальные занятия репетитор провёл с сотрудниками компании. Получается 1 200 рублей.
Оплатить налог можно в приложении или на сайте ФНС по банковской карте или в любом банке по платёжному поручению, которое формируется в личном кабинете или в приложении «Мой налог». Отчитываться о том, что налог был уплачен перед ФНС не надо, но и уклоняться от выплат тоже не стоит. Если хотя бы одно из этих требований нарушить, то санкции со стороны налоговиков неизбежны. Не указали информацию о доходе, не заплатили налог, занялись запрещённой деятельностью?
Будьте готовы к последствиям. Какие штрафы платят самозанятые? Пока налоговые органы относятся к самозанятым достаточно лояльно, по крайней мере, о массовых проверках мало что известно. Но, несмотря на это, за нарушения всё же придётся отвечать, тем более, что проверки могут проходить «задним числом», то есть за предыдущие годы.
О скрытых доходах ФНС может узнать с помощью тайного покупателя или после жалобы клиента самозанятого, которому выдадут чек на меньшую, чем он заплатил сумму.
По прогнозу Минтруда, число самозанятых должно было превысить 10 млн человек к 2030 году, об этом на Петербургском международном экономическом форуме 2021 года говорил глава ведомства Антон Котяков. Ожидалось, что к 2024 году число самозанятых превысит 5 млн человек, но очевидно, что этот график уже сильно превышен. Котяков уверял, что рост обусловлен в том числе ориентацией выпускников вузов на работу на себя, а не на компанию. Проблема, однако, заключается в том, что рост количества россиян, зарегистрированных как самозанятые, говорит не только о желании граждан выйти из тени и работать легально. Рост идет и за счет того, что компании переводят сотрудников с официального трудоустройства на самозанятость, чтобы не платить отчисления в Социальный фонд и экономить на налогах. Чтобы заплатить наемному работнику, например, 87 руб. При переводе сотрудника на самозанятость ему обещают платить больше — в нашем примере 100 рублей.
Таким образом, работодатель за ту же работу будет расходовать только 106 руб. То есть в моменте работникам особенно молодым эта система может казаться выгодной. Но им нужно учесть, что, переходя из статуса наемного работника в статус самозанятого, молодой человек лишается полноценной пенсии, больничных, декретных выплат, права на налоговый вычет.
Как узнать больше об организационно-правовых формах бизнеса и системах налогообложения Кто такой самозанятый и какие он получает преимущества Термина «самозанятый» в законодательстве нет. Так неофициально называют граждан, которые получают доход от личной деятельности, работают без работодателя и работников и уведомили государство о переходе на НПД. НПД — налог на профессиональный доход. Это специальный налоговый режим, который действует во всех регионах России в качестве эксперимента до 31 декабря 2028 года. Цель эксперимента — дать людям, которые работают сами на себя например, в рамках подработки , возможность сделать личный доход официальным. Режим НПД доступен всем гражданам, а также, с некоторыми ограничениями, индивидуальным предпринимателям. Об ограничениях будем говорить ниже. На НПД не платят страховые взносы, а налог уплачивают только с доходов и по пониженным ставкам — обязательных фиксированных платежей нет. Также на этом налоговом режиме не нужно вести отчётность и заполнять декларации — все взаимодействия с налоговой проходят через приложение « Мой налог » или в личном кабинете налогоплательщика НПД.
С 1 января 2025 Роструд начнет вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости. Порядок формирования такого реестра установит Правительство РФ ч. Как безопасно заключить договор с самозанятым с 1 марта 2024 года Учитывайте изменения в работе с самозанятыми с 1 марта 2024 года. Далее подробно рассмотрели возможные ситуации. Компания ИП планирует заключить договор с самозанятым Заключая новые договоры с самозанятыми, придерживайтесь следующих принципов. Формулировки из Трудового кодекса — под запретом. Например, проверьте, чтобы в договоре не было таких терминов, как «график работы», «социальные гарантии», «должность». Указывайте в договоре ГПХ не период оказания услуг выполнения работ , а конкретный срок — дату, к которой должны быть оказаны услуги выполнены работы. Лучше, чтобы эта дата не совпадала с датой выплаты зарплаты, которая установлена в вашей компании. Привлекайте самозанятых к прочим задачам. Самозанятые не должны дублировать вашу основную деятельность. Например, нанять бухгалтера для консультации по налоговым изменениям или для получения господдержки — это нормально.
Самозанятость: плюсы и минусы
Это означает, что самозанятый должен выполнять работу, производить товары и затем продавать их только самостоятельно. субсидии, льготные условия по кредиту и другие варианты помощи плательщикам НПД в России. Мы рассказали, что значит быть самозанятым, в каких регионах это возможно в 2023 году, оценили плюсы и минусы данного режима. Самозанятость 2024: что изменилось за пять лет действия налогового режима. Эксперты «НГ» говорят, что самозанятость часто только выглядит привлекательно, а на деле этот статус может означать отказ от традиционных прав, которыми пользуются наемные труженики.
Кто такие самозанятые
Поэтому давайте посмотрим на другой пример. Пример 2. Доход за год 500 000 рублей. Получается сумма неналоговых платежей будет 38 038 рублей.
Но так как налог меньше, чем неналоговые платежи, ИП его не платит. То есть за 500 000 рублей дохода за год, он заплатит в общей сложности только 38 038 рублей. Это всё равно больше, чем заплатит самозанятый.
А если взять пример, когда самозанятый зарабатывает за год эту сумму только на физлицах, то его налог вообще составит 20 000 рублей. Вывод: Самозанятым выгоднее быть, только если годовой доход не превышает 700 тысяч рублей. Или если не требуется заниматься деятельностью, которая самозанятым не разрешена.
Теперь, когда мы на цифрах поняли, кому выгоднее быть самозанятым, давайте обсудим плюсы и минусы, которые есть в этом новшестве от правительства. Плюсы самозанятости Простота системы налогообложения, которая позволяет вести и сдавать отчётность через собственный телефон. Принимать деньги можно на банковскую карту, наличными, а также через системы электронных платежей.
Чеки выдаются через мобильное приложение. Самозанятость официально подтверждает доход, что необходимо, например, при подаче документов на ипотеку. Нет необходимости платить налог, когда нет доходов.
Стабильность до 2028 года не факт, что не введут что-то раньше, но пока что так. А также, если доход за год превышает 2,4 миллиона рублей, то самозанятость запрещается законодательно. Не все виды деятельности доступны для самозанятых.
Для большинства тех, кто действовал по-серому, зарабатывая небольшие суммы «шабашкой» отдавать часть денег — всегда минус. Можно ли самозанятому открыть расчётный счёт в банке? Очень частый и актуальный вопрос, который требует разъяснений!
Но прежде, чем на него ответить, нужно разобраться с тем, какие счета открывают банки вообще. Дело в том, что есть два основных вида счетов. Это счёт для физических лиц и счёт для ведения предпринимательской деятельности.
Так как мы говорим о том, что самозанятый планирует получать оплату на счёт за свои услуги и товары, то значит нужен нам именно счёт для предпринимательской деятельности. Вот только банки открывают этот счёт после предоставления ряда документов, которые подтверждают статус ИП или ООО. А этих документов у самозанятого быть не может.
Получается, что самозанятый для предпринимательской деятельности открыть расчётный счёт в банке не может. Ему доступен только счёт для физических лиц. Но он для получения дохода от товаров и услуг не подходит.
Существует проблема связанная со счетами и оплатой за услуги самозанятых. Дело в том, что если самозанятый откроет обычный счёт для физлиц, а организация переведёт ему на этот счёт деньги в качестве оплаты его работы, то банк такой счёт сразу заблокирует. Потому что это будет предпринимательская деятельность, не позволительная для обычных счетов.
Этот нюанс уже привёл к многочисленным проблемам у тех, кто решил получить статус самозанятого. Поэтому, мы рекомендуем быть аккуратнее, и пока вопрос не решён на законодательном уровне, не пользоваться схемой перечисления на счета от юридических лиц. Примечание: уже разрабатывается проект специального банка для самозанятых, а также разрабатываются поправки.
Закрывающие документы у самозанятых Очень частный и важный вопрос. Что считать закрывающими документами от самозанятых. Особенно это актуально для фирм и ИП, которые с ними работают, ведь им нужно подтверждать свои расходы.
Если такого чека нет, то есть основание получить отказ по учёту расхода. Это нужно обязательно помнить бухгалтерам. Регламентирует такой порядок письмо ФНС от 20.
Примечание: хранить чек можно, в том числе и в электронном виде, это не запрещено. Также можно при желании его распечатать. Можно ли считать акт о выполненных услугах заменой чеку?
В том же письме от ФНС этот вопрос также регламентируется. Что делать, если самозанятый не хочет выдавать чек? Этот вопрос специально для тех, кто с самозанятыми работает.
Но и самим плательщика НПД не лишним будет знать, что следует за невыдачу чека. Во-первых, чек нужен в качестве закрывающего документа. Во-вторых, на самозанятого можно пожаловаться в налоговую.
Но необходимо будет подтвердить свою жалобу. Штрафы для замозанятых Переходя от предыдущей темы, давайте посмотрим, что грозит самозанятому, если он чек не выдал. Штраф может быть назначен, если самозанятый гражданин не выдал чек, а также, если нарушил сроки выдачи чека, о которых мы уже писали выше.
Если нарушение зафиксировано повторно в течение шести месяцев, взимается штраф в размере невыданного чека, но в этот раз уже не менее 5000 рублей. Нужна ли самозанятому печать? Прежде всего, нужно знать, что отдельного федерального закона об обязательности печати нет.
Это, во-первых. Во-вторых, самозанятый работает через мобильное приложение «Мой налог» и другие закрывающие документы, кроме как чек из этого приложения не выдаёт. Соответственно для этого ему печать не понадобится.
Нужна ли самозанятому печать? Прежде всего, нужно знать, что отдельного федерального закона об обязательности печати нет. Это, во-первых. Во-вторых, самозанятый работает через мобильное приложение «Мой налог» и другие закрывающие документы, кроме как чек из этого приложения не выдаёт. Соответственно для этого ему печать не понадобится. Но в то же время, если самозанятый планирует работать с юридическими лицами, то документы он заверять должен будет. Вот только сегодня документы заверяются подписью уполномоченного лица. Ведь для официальных бумаг достаточно подписи с расшифровкой. Запретов на получение печати для самозанятого тоже нет. Поэтому, есть смысл её оформлять только в том случае, если самозанятый планирует работать с юрлицами не забудьте, что не до конца ещё ясен вопрос с переводом оплаты на счета , или если самозанятый планирует заключать официальный договор.
Во всех остальных случаях, печать будет только тратой средств. Но если вы всё-таки решили заказать печать, то что же на её оттиске должно быть? Любые дополнительные данные — на усмотрение самозанятого. Теперь перейдём к следующему глобальному вопросу. Как стать самозанятым? Для того, чтобы самозанятые платили налоги, им стараются упростить всё по максимуму. В том числе и процесс регистрации. Шаг 1. Скачать приложение. Для того, чтобы зарегистрироваться в статусе самозанятого, вам понадобится скачать на мобильное устройство приложение «Мой налог».
Сделать это можно на официальном ресурсе ФНС. На этой странице есть подробная инструкция по приложению, а в самом её низу две ссылки на скачивание из магазинов AppStore и GooglePlay. Шаг 2. Сделать это можно двумя способами. Первый — через личный кабинет налогоплательщика, если он у вас есть. Потребуется пароль от него и ИНН. Второй — с помощью паспорта. Его нужно будет отсканировать. Шаг 3. Ожидайте проверки данных.
Примечание: Если вы переходите из статуса ИП на самозанятость, то потребуется в течение 30 дней после регистрации отправить заявление в налоговый орган о том, что вы переходите на другую систему налогообложения. Если этого не сделать, то вам привяжут общую систему налогообложения, что не очень приятно. Нужно ли самозанятому выдавать чек? Сделать это можно через то же приложение «Мой налог». Чеки выдаются, если: У вас официальный статус самозанятого. Если вы ведёте предпринимательскую деятельность в регионах, где действует эксперимент. Если вы получаете оплату за товары собственного производства или услуги, которые разрешены самозанятым. Какие сроки у выдачи чеков? Сроки для самозанятых регламентируются точно также, как и для всех остальных предпринимателей. Из закона следует, что чек формируется и отдаётся покупателю в момент расчёта наличными, или электронным переводом.
В случае если имеет место банковский перевод на счёт, то чек нужно выдавать не позднее 9ого числа следующего месяца. Да, с тем, чтобы выбивать чек сразу иногда могут возникнуть сложности. Но налоговая служба обещает пока что к самозанятым относится лояльнее и не штрафовать в сложные моменты. Как передать чек покупателю? Так как чек выдавать нужно в момент совершения оплаты, самозанятые могут делать это в электронном формате: Способ 1. На мобильный номер или на электронную почту. Для этого потребуется сначала получить данные от клиента. Способ 2. Через QR-код. Такой код содержится в чеке, который формируется у вас в приложении.
Всё что нужно покупателю — просканировать его своим телефоном для этого устанавливаются отдельные приложения, позволяющие считывать QR-коды. Что указывается в чеке? Примечание: все реквизиты формируются автоматически, вам не нужно ничего вводить вручную. Название документа Дата и время проведения расчётной операции. ФИО продавца, который также является налогоплательщиком. ID продавца. Указание на то, что применяется НПД. Номер налогоплательщика-покупателя обязанность сообщения своего номер возлагается на него, поэтому продавец может об этом не беспокоиться. ID налогоплательщика-оператора, если он участвует в формировании чека. Номер чека.
Со временем количество реквизитов может измениться, если будут введены новые поправки в закон.
Если опоздали с уплатой начисленного налога НПД , штрафа не будет — начислят пени. Включение в черный список работодателей.
С 1 января 2025 Роструд начнет вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости. Порядок формирования такого реестра установит Правительство РФ ч. Как безопасно заключить договор с самозанятым с 1 марта 2024 года Учитывайте изменения в работе с самозанятыми с 1 марта 2024 года.
Далее подробно рассмотрели возможные ситуации. Компания ИП планирует заключить договор с самозанятым Заключая новые договоры с самозанятыми, придерживайтесь следующих принципов. Формулировки из Трудового кодекса — под запретом.
Например, проверьте, чтобы в договоре не было таких терминов, как «график работы», «социальные гарантии», «должность». Указывайте в договоре ГПХ не период оказания услуг выполнения работ , а конкретный срок — дату, к которой должны быть оказаны услуги выполнены работы. Лучше, чтобы эта дата не совпадала с датой выплаты зарплаты, которая установлена в вашей компании.
Привлекайте самозанятых к прочим задачам.
Уплата страховых взносов для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, производится в соответствии со статьей 29 Федерального закона 15 декабря 2001 г. Минимальный размер страховых взносов определяется как 22 процента минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, ,увеличенные в 12 раз. Для лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также для физических лиц из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, являющихся получателями пенсий за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12. В случае уплаты меньшей суммы в страховой стаж будет засчитан период, пропорциональный уплате. В 2022 году для лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также для физических лиц из числа адвокатов, являющихся получателями пенсий за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12. За расчетный период 2023 год — 343 031,04 руб.
За расчетный период 2024 год — 406 391,04 руб. Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. Код бюджетной классификации для уплаты страховых взносов на страховую пенсию физическими лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, утверждается Приказом Минфина. Обращаем внимание, что с 01.
Кто такой самозанятый, как им стать и платить меньше налогов. Объясняем простыми словами
Что такое самозанятость: плюсы и минусы, виды деятельности и особенности статуса | Роскачество | Таким образом в добровольном формировании пенсий участвует 7% всех самозанятых, для которых работа на себя является основным источником дохода. |
Как оформить самозанятость через Госуслуги в 2023 году: пошаговая инструкция | Рассмотрим, что из себя представляет самозанятость, как перейти на нее и на какие льготы могут рассчитывать самозанятые граждане в 2023 году. |
Для 42% самозанятых работа на себя является только подработкой - Российская газета | Но недавно Светлана узнала, что можно получить статус самозанятого, платить небольшой налог — и проблем со справками о доходе не будет. |
Для 42% самозанятых работа на себя является только подработкой | Узнайте о том, что такое самозанятость: плюсы и минусы, как получить статус самозанятого. |
Самозанятые: вопросы и ответы
Подробнее о больничных листах при НПД мы писали в статье. Еще о пенсиях самозанятых можно прочитать здесь. Как рассчитать сумму взносов, если ИП зарегистрировался как самозанятый, рассказал Минфин. Получите пробный доступ к системе и бесплатно узнайте мнение чиновников. Среди очевидных недостатков: Ограничение по срокам применения налогового режима. Действовать он будет до 2028 года включительно п. Будет ли он продлен, пока не известно. Ограничение лимита дохода суммой в 2,4 миллиона рублей п. При превышении лимита гражданину придется переходить на «предпринимательский» режим налогообложения.
Если гражданин не сделает этого самостоятельно, налоговый орган переведет его на ОСН автоматически. Запрет на торговлю подакцизными товарами, продукцией, имеющей специальную маркировку. Данный недостаток актуален в связи с тем, что ассортимент маркируемых товаров регулярно расширяется. Наличие специальных санкций ст. Так, за любое нарушение порядка или просрочку передачи данных налогоплательщик будет автоматически оштрафован на сумму в 20 процентов от суммы налога, неуплаченного правильно и своевременно.
Может ли ИП оформить самозанятость Самозанятые и ИП отличаются по таким критериям: лимиты по годовому доходу. У индивидуальных предпринимателей их нет; наемный персонал. На других режимах есть ограничения. Самозанятым же привлекать работников запрещено; регистрация. ИП занимается официальным оформлением в ФНС. Самозанятость оформляется за несколько минут в приложении для смартфона; налоговая ставка. ИП делает их обязательно, самозанятые — добровольно; отчетность. На разных режимах предприниматели сдают годовую или квартальную отчетность. Плательщики НПД ее не сдают вообще. Что лучше — самозанятость или ИП — нужно решать с учетом специфики бизнеса. Например, для стандартного интернет-магазина, который продает товары не собственного производства и имеет сотрудников в штате, режим НПД не подойдет. Однако в законе предусмотрена возможность оформления самозанятости для действующих предпринимателей, если они занимаются деятельностью, не запрещенной режимом. Закрывать ИП при этом нет необходимости. Достаточно подать заявление нужного образца в налоговую. Но совмещать НПД с другими режимами не получится. Поэтому от прежней системы необходимо отказаться в течение месяца после подтверждения нового статуса. Плюс, стоит учитывать общие ограничения. Как и физлицу, ИП на спецрежиме нельзя нанимать персонал и превышать планку относительно годовой прибыли.
В Минтрансе РФ уже заявили, что вопрос упрощения предрейсового или предсменного техосмотра транспортных средств прорабатывается. В настоящее время в России насчитывается более 2,5 млн самозанятых водителей, из них только 9,5 тысячи зарегистрировались во ФГИС «Такси» и получили разрешение на оказание услуг. Отток самозанятых перевозчиков был спровоцирован ужесточением регулирования в сфере такси в 2023-м. С прошлого года таксисты обязаны получать разрешение во ФГИС «Такси» на себя и автомобиль, проходить ежедневные технические и медицинские осмотры, а в некоторых регионах проводить дорогостоящую оклейку или окраску машин.
Особое внимание представители комиссии будут обращать на подмену трудовых договоров и заключение гражданско-правовых договоров с самозанятыми или физическими лицами. Новые правила выплат самозанятым с 1 марта 2024 года Под особый контроль попали выплаты самозанятым. ФНС уже начала передавать специальным комиссиям сведения о работодателях, которые переводят самозанятым больше 20 000 рублей в месяц. Если комиссия докажет факт нелегальной занятости, работодателя внесут в реестр под контролем Роструда. Он заработает с 1 января 2025 года и будет включать в себя общедоступную информацию, размещенную на сайте ведомства.
У самозанятых растут издержки и снижаются доходы
Мы рассказали, что значит быть самозанятым, в каких регионах это возможно в 2023 году, оценили плюсы и минусы данного режима. Что такое самозанятость и как ее оформить в 2024 году: гайд для физлиц. Помимо этого, самозанятому нет необходимости регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а процедура оформления самозанятости достаточно простая. Таким образом в добровольном формировании пенсий участвует 7% всех самозанятых, для которых работа на себя является основным источником дохода. По вопросам регистрации в качестве самозанятого можно обращаться по телефону единого Контакт-центра ФНС России 8-800-222-22-22. С 1 марта 2024 года начали действовать новые правила работы с самозанятыми — плательщиками НПД.