Пост худрука Театра имени Вахтангова покинул литовский режиссер Римас Туминас, который занимал это кресло 14 лет. Советский и литовский театральный режиссер, бывший художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас умер в возрасте 72 лет в Италии, сообщил директор театра Кирилл Крок.
Римас Туминас. Великий режиссёр мирового театра
Не стало режиссера Римаса Туминаса. Римас Туминас — литовский режиссер драматических спектаклей, его постановки с успехом шли на сценах России и Европы. СМИ сообщили о внезапной кончине бывшего художественного руководителя Театра им. Вахтангова Римаса Туминаса. Все спектакли в постановке режиссера Римаса Туминаса остаются в репертуаре Вахтанговского театра, сообщает РИА Новости со ссылкой на директора учреждения культуры Кирилла Крока.
Содержание
- Режиссер Римас Туминас уволен из театра Вахтангова— причина
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Материалы с тегом
- «Плевать на нас хотел»
- К театру Вахтангова несут цветы в память о Римасе Туминасе
К театру Вахтангова несут цветы в память о Римасе Туминасе
Актерам Театра имени Вахтангова объяснили причину увольнения режиссера Римаса Туминаса, который был его художественным руководителем. Первым спектаклем Римаса Туминаса стал «Январь» Й. Радичкова в Литовском государственном академическом театре драмы (ныне Национальный драматический театр Литвы, 1978), а первой постановкой в Москве – «Мелодия для павлина» О. Также в СМИ появились новости о его увольнении из Театра им. Вахтангова. Недавно выяснилось, что режиссер Римас Туминас собирается сотрудничать с покинувшей страну актрисой. Театр Вахтангова открыл 103 сезон с главным режиссёром и поддержкой Римаса Туминаса. Евгением Богратионовичем Вахтанговым, и Римасом Туминасом - по масштабу влияния на развитие театра?
Литовца Туминаса может заменить патриот - сын Юрия Яковлева
Да, дядя Ваня там был отвратительный, больше в театр Вахтангова идти не захотелось. С 2007 года Туминас был художественным руководителем Московского театра имени Евгения Вахтангова, он ушел в отставку в 2022 году. Театр имени Вахтангова Туминас покинул в мае 2022 года. Руководитель театра имени Вахтангова добавил, что в прошлом году Римас Туминас оставил свою должность худрука и уехал на лечение в Литву.
Стала известна причина смерти Римаса Туминаса — умер в Италии
Римас Туминас ушел из жизни 6 марта 2024 года в возрасте 72 лет после продолжительной болезни. Нашли ошибку? Сообщите нам, и мы устраним этот недочет. Сообщить об ошибке.
Мы заложники — и Востока, и Запада. И те и другие бряцают оружием. И перед лицом этого безумия размышляешь о человеке — как его защитить. Может быть, возвысив человека, мы не пошлём его на эту войну? Может быть, мы научимся любить и уважать себя?
Эта нелепость привела меня к человеку. А не к поиску врагов. Ведь раньше, когда ставили спектакли, мы все были диссидентами. Наше поколение постоянно боролось. А потом, когда врагов вроде бы не стало, мы стали искать врагов в своей среде. Чтобы чем-то питаться. Вернулись к литовскому характеру, стали душить сосед соседа. Кто разрушает нашу гармонию?
Те или эти? И те, и эти. Просто нужно послать всё это как можно подальше от себя. Потому что всегда ведь — надо не надо, но найдут, тебя в чём-то заподозрят, обвинят, увидят то, чего нет и не было. Истолкуют так, как им нужно. Не нужно обращать внимание, потому что они всё равно будут видеть так, как им хочется видеть. Давайте отстранимся от этого и найдём человека, давайте услышим его, пусть даже это сизифов труд. Я и пытаюсь это сделать.
Из Москвы в Вильнюс вы возвращаетесь с наградами и творческими победами, но тянете за собой российский шлейф. Из Литвы в Москву — с ярлыком врага Литвы. Вам не трудно работать, творить, думать и сохранять любовь к театру, к человеку, даже физические силы в такой ситуации? В театре не может быть войны. В Москве я живу совсем рядом с театром Вахтангова. Если нужно пойти на какую-нибудь премьеру коллег или юбилей, — такая мука. Москва агрессивная, когда в неё выходишь. Выходить в неё нет никакого желания, разве что на какую-нибудь выставку, юбилей.
Но юбилеев этих становится всё меньше. Похорон больше. Не успеваю встретиться с друзьями, актёрами, режиссёрами, поговорить о развитии театра, о наболевшем, о студентах… А их уже нет. Олег Табаков, который тоже, будучи больным, учил меня: «Римас, врачи говорят, что нужно есть много манго». Я начал их есть, но так и не успел сказать Олегу, знаешь, они мне не нравятся, слишком сладкие. А он умер с манго в руках. Мы всегда в жизни опаздываем. Но смерть была.
Ушёл не один талантливейший актёр театра. Год назад — и ваш постоянный соратник композитор Фаустас Латенас. Их уход был ударом для вас. Смогли ли вы оправиться от этих горьких потерь? Я был возмущён. Кто позволил? Ушли, не попрощавшись, не предупредив, поэтому и не могу их простить. Фаустас так и остался для меня живым.
Я его не похоронил. Он отправился в Вечный путь, и я по-прежнему с ним. Пауза была очень тяжёлой. Я думал, что это конец. Но Фаустас, его смерть, когда я это пережил, помог мне. Я был за него и с ним. Он постоянно меня подталкивал. Ведь мы часто говорим — если бы родители, учителя видели, что бы они сказали?
Что бы сказал Фаустас? Думаю, он гордился бы. Потому что созданную им основную тему из «Вишнёвого сада» композитор Гедрюс Пускунигис красиво вплёл в «Войну и мир». В память о Фаустасе. Мы так договорились. И Фаустас успокоился, и я успокоился. Но когда я снова буду что-то ставить, видимо, снова начну возмущаться: «А где же ты, почему не помогаешь? Туминас на «Первом канале» российского телевидения дал называемому рупором Кремля журналисту Владимиру Познеру.
Многие осудили режиссёра за некоторые его ответы, хотя мало кто видел интервью целиком. Интервью длилось 52 минуты, из которых всего 2,5 минуты Р. Туминаса расспрашивали о том, как он понимает определение «оккупанты» До этого В. Познер пытался поговорить с Р. Туминасом о литовцах как об убийцах евреев. Но, услышав ответ режиссёра о том, что Холокост расценивается как преступление против человечности, больше к этой теме не возвращался. Более того, выяснилось, что интервью было отредактировано с использованием кремлёвских пропагандистских приёмов. Владимир Познер В.
Вы ответили: «Я думаю, что Россия спасла мир от фашизма и что мы выиграли войну, потому что русские не жалели себя и приносили жертвы на алтарь победы. Мой отец дошёл о Берлина и вернулся домой в 1945 году. Он редко говорил о войне, но считал себя победителем. Война не покидала его до конца жизни, он поселился в ней навсегда». Это ваши слова? Римас Туминас Р. Ваш отец русский или литовец? Он поверил в строй и сменил имя.
Имя Антанас казалось ему провинциальным. Он назвал себя Владимиром.
Почему это? Так давайте отстанем от него, от других будем спрашивать и от других требовать, а его оставим», — честно ответил Туминас. Во время шоу стало известно, что ранее он пожелал бомбардировок Москвы и того, чтобы русские деятели культуры были «удалены и стерты из памяти», — аудиозапись беседы, в которой звучали эти слова, представил приглашенный гость выпуска публицист Михаил Шахназаров. Туминас не стал отрицать подлинность этой записи и признал, что «использовал много нецензурных слов в адрес России», поэтому не знает, что с ним будет дальше. Человек не понимает, в какой реальности он находится, или не хочет понимать.
Или хочет играть на двух полянах», — возмутился Шахназаров. Она назвала Туминаса «врагом народа». Они нас ни во что не ставят! Он плевать на нас хотел.
Режиссёр Римас Туминас в беседе с пранкерами согласился поставить спектакль о Бандере Ранее Лайф рассказывал о скандале, который разразился вокруг Туминаса, когда в авторской программе пранкеров Вована и Лексуса деятель культуры нелестно высказался в адрес России в связи со спецоперацией на Украине. Сам Туминас был уверен, что общается с министром культуры Незалежной Александром Ткаченко. В разговоре с "лжеминистром" худрук рассказал, как он "обрабатывает" политическую позицию российских артистов, а также согласился поставить спектакль о Бандере.
В гостях хорошо
- Режиссер Римас Туминас прекращает работу в Театре имени Вахтангова
- Что еще почитать
- Metro поговорило с одним из ветеранов фестиваля Театра "Балтийский дом"
- Российский литовский режиссер
- Что еще почитать
Римас Туминас уволен с поста худрука Театра им. Вахтангова: причина
Возможно, именно "В ожидании Годо" в режиме онлайн будет читаться лучше, нежели другие спектакли. На экране покажут больше крупных и средних планов. Зритель сможет более детально рассмотреть героев, почувствовать их отстранённость. Я верю, что будет интересно. Должен был приехать еще один ваш спектакль из Неаполя… - Спектакль "Эдип в Колоне" должен был ставить Эймунтас Някрошюс. Когда его не стало, итальянцы попросили меня сделать эту работу. Я согласился с тем условием, что он будет посвящен Някрошюсу.
Премьера состоялась в Неаполе у подножия Везувия. Потом на сцене. Посмотреть спектакль приехала делегация из Петербурга, и генеральный директор "Балтийского дома" Сергей Шуб сразу пригласил эту работу на фестиваль. Я очень надеялся, что мы приедем, актеры были счастливы и ждали встречи. Когда в марте все закрыли, были уверены, что в октябре уже точно все закончится. Но не случилось.
Как вы сами пережили карантин? Жил на хуторе и о театре не думал совершенно.
Однако в беседе с театральным обозревателем «Московского Комсомольца», состоявшейся почти три недели спустя после скандала, режиссер объяснил свой поступок — оказывается, он был заранее предупрежден о розыгрыше пранкеров и тоже «пошутил». На вопрос, почему он не «послал» шутников, творец туманно ответил, что «как у Толстого, поймали мою бессмертную душу... Но вот Туминас ушел. Стоит отметить, что режиссер действительно болен и давно планировал покинуть театр в силу состояния здоровья.
О деятельности театра Ранее пресс-служба Минкультуры РФ сообщила, что право назначать художественного руководителя получает директор Театра имени Евгения Вахтангова. При этом с должности худрука снимаются административные задачи, чтобы он мог сосредоточиться на творческой составляющей. Соответствующие изменения по просьбе Туминаса были внесены в устав культурного учреждения в январе 2022 года.
Римас Туминас родился 20 января 1952 года в городе Кельме Литва. Туминас стал художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова в 2007 году.
Теперь буду работать в Италии, в Венеции, где ставлю «Привидения» Ибсена. Я рад этому предложению, потому что там смогу спрятаться от этой трагедии в январе. Утешает только то, что Федерико Феллини тоже родился 20 января. Но пока работаю в Италии, мне придётся продолжать лечение. Лекарства с собой не возьмёшь и не попросишь. Они должны провести свои исследования. Поэтому на один день придётся возвращаться из Венеции в Литву, пройти процедуры и уехать обратно.
Сказали, что нельзя прерывать двухгодичный цикл процедур. Я улыбнулся, услышав это, — значит, ещё два года обязан жить. Наверное, сотни гудящих мыслей. Может, о том двухлетнем обещании? Давным-давно вы пророчески говорили: «Актёр — это только половина театра. Другая сторона — это постоянная борьба со смертью». Эта борьба — точка разлома и в вашем творчестве? Я хотел бы продолжить распространение этого посыла. Мне потребуется ещё несколько лет, чтобы полностью понять, что это такое, дать этому название и, подобно миссионеру, распространять это понимание, осознание, открытие того, что значимо, может быть, только для меня, того, к чему я стремился, к чему шёл, чего боялся… Того, что я победил этих демонов, вернувшись к жизни после реанимации, пребывания в полной темноте.
Неужели зрители поверят, что театр такой — как можно больше грязи, наглости, шума?.. Я думал — уйду, неужели так и останется? Ведь есть театр! Хотелось сказать — есть чистота, есть боль, есть ценности. Не нужны камни, экраны, инсталляции». Вы всё ещё верите в театр, который создавали 45 лет? И какой театр вы хотели бы после себя оставить, какой продолжать создавать? Я последовательно шёл по этому пути, не обращая внимания на успехи, сопровождавшие меня в Москве. Это был всего лишь конец долгого пути, начавшегося в Литве.
Когда уже можно подойти к воротам загадки театра. Их ещё не открыть, возможно, и не нужно открывать, а нужно только подойти к этим воротам, к тайне этого так называемого чёрного ящика. Сейчас я, кажется, подошёл к этим воротам. И уже есть мотивация вернуться в Литву, хочется делиться этим, быть миссионером. Художник, учёный и мыслитель. Его анализ человека, исследование его анатомии, строения. Я понял, что миссия театра — тоже исследование человека. Я и раньше робко говорил, что театр — это лаборатория, в центре которой — человек. Но я всё боялся отойти от преследовавшего меня академизма.
Боялся отойти от этого, потому что тогда, возможно, я ничего не сделаю. Я ведь никогда не был авангардистом. Но это понимание сейчас пришло ко мне. Я понял, что могу построить человека и исследовать его. Как Леонардо да Винчи. И я испытал такое удовольствие! Мне больше ничего не нужно. Я отказался от используемых в театре средств изображения, инструментов, которыми я умею управлять. Я просто заставил себя отказаться от них.
Мне показалось, что они уже не те. Я сам сделал новые. И понял, как легко и весело с ними работать. Я никогда не репетировал так легко, как спектакль «Война и мир». Его реакция, история, строение психики. Через него смотреть на историю, связанную с культурой, общественным устройством, политикой, природой. Только через него. Не вносить театр в человека, а идти от человека. Не вкладывать в актёра знания, мудрость и потом управлять им.
Актёр, даже самый талантливый, не может всё воспринять. Нужна одна нота, чтобы он мог зазвучать и не задохнуться. Инструменты — это те, кто связан с жизнью человека. Театральные средства, эффекты, экраны я всегда игнорировал. Отказавшись от всего, я заново открыл для себя человека, которого видел и Леонардо да Винчи. Я чувствовал, что иду по непривычному для себя пути. Рисковать я не боялся. В это время, как я уже говорил, меня мучили страшные боли, голос почти пропал, я говорил в микрофон. Я лишился возможности кричать, а боль не давала выбегать на сцену и показывать актёрам.
Всё здесь переплелось. И Литва, и литовские полки, и Наполеон. Через этого человека, ставя его в ситуацию войны, понимаешь боль, несправедливость, презрение, которые ему нужно пережить. Я увидел человека великим и уже не могу от него отказаться. Только могу найти то, что показало бы его ещё более великим, высоким, мудрым. Вы сейчас по-другому понимаете миссию актёра? Смотрел не на то, что сделал я, а на то, что делают актёры. Я, пожалуй, впервые наблюдал воочию, как актёр-человек становится творцом и творит прямо здесь, без всяких вспомогательных средств, режиссёрских приспособлений. Статичность была моим коньком, моим Богом.
Но сейчас всё было приведено в движение — и история, и судьбы. Мне трудно рассказать об этом словами. Но я достиг того, что критики сейчас называют в рецензиях новым театральным действием, которое, по их словам, должно быть проанализировано. Я совершил некое преступление в театре, и теперь неизвестно, что с ним делать. Но это случилось, с крахом и, может быть, с гордостью. И неважно, что это произошло в том спектакле, в Москве. Главное, что я уже знаю, что делать дальше. Я понял, что нашёл путь, который назвал бы путём человека.
Литовца Туминаса может заменить патриот - сын Юрия Яковлева
Режиссер Римас Туминас на репетиции спектакля «Война и мир» в Вахтанговском театре в 2021 году. В Театре имени Евгения Вахтангова опровергли госпитализацию худрука театра, режиссера Римаса Туминаса. Литовский театральный режиссер Римас Туминас, в 2007–2022 годах возглавлявший Московский театр имени Евгения Вахтангова, скончался после долгой болезни 6 марта в Италии. Римас Туминас был художественным руководителем Театра имени Евгения Вахтангова с 2007 года. Режиссер Римас Туминас уволен из театра Вахтангова— причина. Римас Туминас сегодня — Мишустин отменил распоряжение о награждении премией правительства РФ Римаса Туминаса.
«Реверанс перед Туминасом»: критик – о назначении Шульева главным режиссёром театра Вахтангова
Художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас с 6 мая прекращает свою деятельность в учреждении. 6 марта в итальянской клинике умер театральный режиссер Римас Туминас. «С 5 мая 2022 года Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, прекращает свою деятельность в Театре имени Евгения Вахтангова. Интерфакс: Художественный руководитель Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас сообщил "Интерфаксу", что остается в этом театре, а решение о его сотрудничестве с Вильнюсским малым театром будут принимать власти Литвы. Римас Туминас покинет должность худрука Театра имени Вахтангова.
Литовца Туминаса может заменить патриот - сын Юрия Яковлева
Не так чтобы — отстранили и кончилось. С проводами! Нет информации о том, как давно Римас переехал в Италию, однако именно там он сегодня и скончался.
А 20 марта память постановщика почтут в Вильнюсском государственном малом театре, который Туминас основал в 1990 году. В Москве неравнодушные поклонники возложили цветы у Театра имени Вахтангова Габриэле продолжит дело отца и приложит все силы, чтобы его не подвести. Каждый, кто работал, жил, дружил с ним, открыл в нем учителя.
Рядом с ним человек раскрывал свои самые красивые цвета. Оно горело в огромном пламени, и нам было так приятно и тепло рядом… Здесь смерти не будет! В России тоже вспомнили Римаса Владимировича добрым словом: Алена Хмельницкая, Николай Цискаридзе, Сергей Маковецкий посвятили трогательные строки, а у Театра имени Вахтангова поставили огромный портрет, под которым все желающие возложили цветы.
Создатель Малого театра Вильнюса 1990. Работал его художественным руководителем вплоть до 2022 года. В 2007 году Римас Туминас стал худруком московского Театра имени Вахтангова. Благодаря его спектаклям, театр вошел в число самых известных драматических театров России. Об отставке Туминаса стало известно в мае 2022 года. Тогда же была предана огласке информация о том, что с марта того же года из-за болезни, которая нуждалась в лечении, худрук театра жил в Литве.
Ещё в 2014 году ему поставили страшный диагноз — рак. Он прошёл лечение и надеялся, что навсегда расправился с коварным недугом, но потом ему снова стало хуже. В одном из интервью, которое Туминас дал незадолго до наступления кризиса, он говорил: «Я должен уйти любя и с цветами. Не так чтобы — отстранили и кончилось.