27 февраля начинается Великий пост, который продлится до 15 апреля.
Как правильно провести это время
- Календарь постов на 2024 год
- Календарь постов на 2024 год для православных
- Рождественский пост: время добрых дел. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 28.11.2023
- Что можно кушать в пост, какие продукты разрешены, а какие нет
Рождественский пост: строгости не строгого поста. Устав, история, тонкости
Рассказываем нестрого о Строгановском в наших еженедельных выпусках. Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания. В целом строгий пост полон лишений и ограничений. С обычном, нестрогом посте разрешается все кроме молочного и мясного, даже рыбу. Православный Рождественский пост 2023: в какой день начинается и заканчивается, правила питания.
Как нужно соблюдать Рождественский пост и что в эти дни нельзя делать
После разгульной Масленицы у православных верующих начался один из самых строгих постов, установленный в память о 40-дневном воздержании Иисуса Христа в пустыне. Православный Рождественский пост 2023: в какой день начинается и заканчивается, правила питания. Пост Установление Рождественского (Филиппова) поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. 27 февраля начинается Великий пост, который продлится до 15 апреля. Соблюдать нестрогий пост собрались 214 человек (15%), а поститься по все канонам решили только 56 человек (4%).
Комментарии в эфире
- Нестрогие решения - Городская социальная сеть Народ Един
- Написать пост с помощью нейросети
- Ошибки постящихся - Православный портал «Азбука веры»
- Великого поста строго придерживаются 2% россиян, не строго — 26%
- Subscription levels
- Мюнхен: время неопределенности
РПЦ призвала во время Великого поста отказаться от соцсетей, если от них есть зависимость
Поэтому если что-то мы съели в несоответствии с постом, то значит, на следующий день и последующие дни мы пытаемся вновь вернуться. РИА Новости: Агент СБУ Хрестина до покушения на Прозорова ездила в Британию. У православных начался Великий пост. Каждый год верующие спорят о том, что можно делать в этот период, а что нельзя. О главных мифах — в материале РИА Новости. РИА Новости.
Как нужно соблюдать Рождественский пост и что в эти дни нельзя делать
Пост Установление Рождественского (Филиппова) поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. 631, сохранений - 40. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост! Этот пост нестрогий. Разрешается вкушение рыбы и растительного масла. Если задать такой вопрос: «Зачем нужен пост?». Пост Установление Рождественского (Филиппова) поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. В свою копилочку рецептов его могут забрать и те, кто соблюдает пост, и вегетарианцы, и те, кто страдает проблемами с ЖКТ. Читайте новости Нижнего Новгорода об нестрогим, а также содержащие упоминание об нестрогим.
Если еда — не главное в пост, то можно не поститься?
Структура новости в блоге Правильная компоновка материала важна, но не привязывайтесь к этой форме, возможно, вы найдете более интересный способ подачи для конкретной новости. Заголовок Он должен зацепить, описать, о чем будет статья, но не раскрыть при этом главной интриги. Короткие существительные и необычные глаголы усилят ваш заголовок. Старайтесь не пользоваться избитыми штампами, они уже всем надоели.
Плохой пример: «Потрясающая новость! Будьте осторожней! Классический пример из желтой прессы: нет описания новости, но зато присутствуют восклицательные знаки и чужой вывод о «потрясности».
Я бы такое читать не стал.
В праздники и выходные разрешено также выпить немного вина. Послабления в посте разрешаются людям пожилого возраста, больным, маленьким детям, беременным и кормящим женщинам, путешествующим, служащим в армии и находящимся в заключении.
Но не нужно говорить каждому встречному, друзьям, прихожанам: «А мне батюшка благословил так поститься». Это твой путь, твоя аскеза, твоя мера поста, она обсуждается только между тобой и духовником. Пост — он же не только в еде. Все органы чувств, данные нам Богом, должны равноценно поститься вместе с желудком: и глаза, и уши, и язык. А мы перекладываем пост только на желудок, а остальное запускаем. Мы можем часами обсуждать друг друга по телефону или в Интернете, смотреть сериалы и так далее. Дай отдохнуть и своему слуху, и глазу, и языку, настрой, направь их на другое.
У поста есть определенная цель. А мы пытаемся обставить себя какими-то вспомогательными вещами, не имея цели: мы ее не видим, мы к ней не идем. Мы создаем себе красивую обстановку, такой «окрашенный гроб», как говорится в Евангелии, и думаем, что в этом смысл. Вот у меня дети ходят в школу, и я не заставляю их поститься, они растут и сами выбирают, съесть им пирожок в школе или воздержаться. Это их жизнь, они начинают получать собственный опыт. Я не буду их выспрашивать: «А что вы сегодня ели? Они могут не поститься, их никто не накажет, но они сами себя воспитывают, ведь это им дальше жить. Они должны получить свой опыт, не папин, не мамин. Где я сейчас, например, буду искать финики, потому что где-то прописано определенное количество фиников в пост? Это образ, это пример.
У человека должен быть разум, духовный опыт, к которому он присоединяет вот этот идеал, эту азбуку, по которой его учили читать. Но если мы на этот пример сейчас кого-то сподвигнем, то я буду виноват. Представляете, человек придет через неделю и скажет: «У меня нет сил не то что на молитву, у меня нет сил даже на то, чтобы с постели встать». Есть очень поучительные примеры в житиях святых. Вот первый день поста, например, начался с памяти Прохора Печерского, у которого было прозвище «лебедник». Он ел практически только лебеду, пек из нее хлеб.
Но не только в физиологии дело. Если человек не станет наполнять сердце свое молитвой и мыслями о том, как угодить Богу, то неминуемо разум его наполнится помышлениями о еде, которой он себя добровольно лишил, и, не обретая ее в желаемом качестве или количестве, начнет раздражаться и срываться на близких.
К тому же и лукавый приложит максимум сил, чтобы подогреть страсти, поможет вспомнить старые обиды и подкинет дурные мысли. Вновь обратимся к святоотеческой мудрости. Святитель Григорий Нисский утверждает: «Молитва — страж целомудрия, исцеление от раздражительности, обуздание кичливости, очищение от памятозлобия, истребление зависти, уничтожение неправды, исправление нечестия». А вот, что пишет прп. Никон Оптинский : «Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем больше хочется есть». Если мы утолим только голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал. Тогда как-то чувствуется, что сущность жизни не в еде, не в чем-либо земном, а в высшем духовном мире человека, не в утолении страстей, а в стремлении познать истину — это есть первый признак духовной жизни человека.
Без этого человек духовно умирает. Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души. Нас не интересуют тогда высшие духовные вопросы, весь наш интерес сосредотачивается исключительно на земном удовлетворении страстей и похотей плоти. Жалок тогда человек, хотя очень часто не сознает этого. Напротив того, человек постящийся, так сказать, отрезвляется, совершенствуется нравственно. Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной заботой, не имеет почти никакой цены. Пост есть не цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование». Таким образом, чтобы видеть духовную пользу от поста, нужно не только воздерживаться телесно, но и молиться усердно.
Отсутствие баланса между молитвой и постом Крайне важно понимать, что чем усердней мы стараемся воздерживаться телесно, тем сильней искушения. Бороться с искушениями нужно столь же усердной молитвой. Совсем не лишним будет частое посещение храма для исповеди и причастия. Преподобный Макарий Великий вопрошает: «Воздерживающийся без молитвы как устоит без ее помощи? Если взять на себя строгий телесный пост и при этом не молиться или молиться мало, то страсти поглотят, и никакого толка от такого поста не будет. Также и сытый постник — плохой молитвенник. Поэтому необходимо в посту сохранять баланс между телом и духом, не брать на себя более, чем может понести тело, и не налагать на себя большого молитвенного правила, не очищая при этом тело строгим постом. Неумение соблюдать пост в гостях Порой случается, что во время поста приглашают в гости.
Если хозяева — люди воцерковленные, то проблем с постным столом не возникает. Даже если по какой-то причине кто-то в семье не постится, то ради уважения к гостю и для остальных членов семьи приготовят постное. Но бывает, что хозяева не воцерковленные, иноверцы или вовсе неверующие. Они могут даже и не знать, что идет пост, но готовиться к приходу гостя обязательно будут и приготовят вкусные, но, скорее всего, скоромные блюда. И вот перед гостем стоит дилемма — есть или не есть, уважить хозяев или демонстративно отказаться? Обычно, когда хотят ответить на этот вопрос, приводят слова апостола Павла: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» 1Кор. Написаны эти слова об идоложертвенной пище, и разговор тут идет непосредственно о посещении домов язычников, где апостол вполне мог бы отведать идоложертвенное. Но для чего апостол ходил по домам язычников, где мог вкусить идоложертвенную пищу?
Ответ прост — он делал это ради проповеди, подражая Христу, Который без малейшего сомнения входил в дома грешников и фарисеев ради того, чтобы обратить их на истинный путь. О чем он пишет в следующих строках: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись». Поэтому, чтобы понять, как правильно поступить, надо честно ответить самому себе на вопрос — для чего я иду в гости? Скорее всего, большинство ответит — не для проповеди. Для одних поход в гости — это возможность общения с друзьями, для других это деловой ужин, для третьих — какой-либо иной повод. В таких случаях слова апостола «все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования» не могут быть руководством к действию. Часто люди готовы вкушать скоромное в гостях ради того, чтобы не обидеть хозяев.
Ситуации могут быть очень разными и единого рецепта на все случаи жизни быть не может. Но очевидно, что если пост нарушен не из малодушия и желания угодить, а по любви, то оправдания этого достаточно, ибо нет ничего превыше любви. Так поступали святые. Святой праведный Алексий Мечёв рассказывал: «Когда бываешь в чужом доме и подают скоромное, не следует отказываться и тем осуждать других. У меня отец был близок к митрополиту Филарету и вот было так: митрополит Филарет часто бывал у одного там… Раз приходит как-то, застал обед, а пост был. Хозяин сконфузился, не знает, как быть — пост, а у него курица, что ли, там… А митрополит Филарет подошел к столу и сам попробовал всё. Не надо осуждать других; в чужом доме, если подадут что скоромное в постный день, не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением либо телесного поста, а главное, духовного: т.
Действительно, «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. Ведь частенько за столом, особенно после пары бокалов вина или чего покрепче, начинаются пересуды, пустословие и прочие грехи языка. Все это, конечно, случается и не только в посту, но пост — это особое время воздержания и не нужно забывать об этом. Если не хочется нарушать, то лучше и вовсе не идти в гости. Но если пришли, то «кушайте же во славу Божию все предлагаемое вам без сомнения. А вместо этого положите вы хранение устам своим от празднословия, смехословия и осуждения. Это будет выше вашего поста» прп. Антоний Оптинский.
Неправильный выход из поста разговение , многоядение Вкусная трапеза и духовная радость — это непременные атрибуты праздника, следующего за многодневным постом. Однако в порыве радости можно очень неумеренно разговеться. Особенно это актуально на Пасхальной неделе и на Святках, когда нет поста в среду и пятницу, и праздничные дни насыщены обильными трапезами.
Subscription levels
- Как соблюсти Великий пост без последствий для здоровья - Новости -
- Правила Великого поста: главное не ограничения, а работа души
- Ожидайте...
- Ошибки постящихся - Православный портал «Азбука веры»
- Доска объявлений и Совместные закупки
- ВЗГЛЯД / Поддержавшему ВСУ студенту МГУ сократили срок пребывания в России :: Новости дня
Как написать пост — новость?
На первый взгляд кажется, что список запрещенных продуктов гораздо больше разрешенного, и этот факт всегда пугает тех, кто постится впервые. Что можно, а что нельзя есть в пост Основой питания в пост является растительная пища. В эти дни разрешено есть фрукты, овощи, грибы, крупы, орехи, сухофрукты, мед, растительное масло. К запрещенным продуктам относятся: Мясо и любые мясные продукты: колбаса, сосиски, копчености и тд. Яйца и продукты, в составе которых они есть.
Например, человек годами вел неправильный образ жизни, губил свое тело. И теперь ему тем более надо поститься и каяться в том, что он себя губил. Будем же поститься нелицемерно, не напоказ людям, но смиряться духом перед братией, если не можем поститься в полной мере.
Но и не превозноситься над ближним, когда все исполняем. Исполнение — хорошо. Но если мы это используем как оружие для душевной победы над ближним, считаем себя выше его, то это обращается уже во зло. Бог отвергнет нас, как кичливого фарисея, осудившего мытаря в тот момент, когда его Бог оправдал. А когда почувствуем, что у нас мало сил и терпения, будем просить Бога помочь нам в подвиге поста. Если по какой-то немощи случится нарушить пост, «оскоромиться», то не следует падать духом и вообще оставлять пост. Если человек на пути поскользнулся, то он не лежит, а встаёт и идет дальше.
И делает так, сколько бы раз ни упал. Авва Моисей сказал: В чем сила тех, кто хочет стяжать добродетели? В том, что они, если и падут, не унывают, но вновь берутся за труд. Приложим и мы все усилия к деланию добродетелей! И Он непременно сотворит с нами Свою милость и подаст нам в изобилии Свою благодать. Иерей Иоанн Севастьянов: Устав Великого поста нужно соблюдать на максимуме своих физических и духовных сил. Писанный Устав дает нам некие ориентиры.
Но мы понимаем, что для опытного христианина это может даваться легче, а начинающему может быть невыносимо блюсти такие рекомендации. Первую неделю действительно лучше не есть первые четыре дня. И не пить воду. Я знаю, что некоторым пожилым людям это дается. А некоторым молодым христианам — никак. Тут требуется внутренне понимание своего максимума и настроенности. Сухоядение понимается по-разному.
Одни считают, что это питание без первого блюда, а некоторые, что это вообще невареная холодная пища даже без чая. Поэтому не погрешите, если сухоядением будет пища без жидкого первого блюда. Говоря о посте, обычно рассуждают о тех или иных пищевых запретах. Однако что можно сказать по поводу духовного времяпровождения? Допустимо ли прослушивание в пост музыки, чтение книг, просмотр фильмов и пр.? Иерей Иоанн Курбацкий: Пост — время покаяния. Святитель Василий Великий в первом слове о посте так говорит: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей; потому что истинный пост есть устранение от злых дел.
Разрешай всяк соуз неправды. Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. Не в судех и сварех поститеся. Не ешь ты мясо, но поядаешь брата. Воздерживаешься от вина; но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера; но тратишь день в судебных местах». Пост не должен пройти впустую, то есть мы должны не просто пройти это время, но принести плод, достойный покаяния, переплыть это море, как корабль торговца полный товаром, а не порожняком.
Пост для того и дан, чтобы мы приблизились к Богу молитвами, чтением житий святых и их творений, воздержанием от всякого зла, от зрелищ, от пустословия и праздности.
По состоянию здоровья Людям с хроническими заболеваниями категорически запрещено поститься, поскольку жесткая аскеза может самым негативным образом сказаться на и без того ослабленном организме. И прежде всего это лица с онкологией, сахарным диабетом, тяжелыми патологиями почек и печени, а также те, кто только недавно перенес операцию или проходит лечение. Не рекомендован пост и тем, у кого выявлена анемия, подагра или нарушен обмен веществ. Людям с хроническими заболеваниями категорически запрещено поститься, поскольку жесткая аскеза может самым негативным образом сказаться на и без того ослабленном организме Детям, беременным и кормящим Беременные, кормящие мамы и дети также должны отказаться от поста. В первых двух случаях нехватка питательных элементов, содержащихся в продуктах питания, может негативно сказаться на развитии ребенка. Если говорить о детях, организм которых активно развивается, то строгие ограничения приведут к острой нехватке полезных веществ и могут замедлить не только физическое, но и умственное развитие. Кроме того, строгое соблюдение поста может привести к серьезным гормональным нарушениям. Пожилым Не стоит поститься и людям преклонного возраста, ведь скудный рацион может негативно сказаться на состоянии их здоровья.
Все дело в том, что у них достаточно много хронических заболеваний, течение которых может обостриться при отказе от систематического питания. Если же желание поститься слишком велико, то стоит обратиться к лечащему врачу и пройти комплексное обследование, после которого можно будет принимать окончательное решение. Настоятельно рекомендуется воздержаться от аскезы и людям преклонного возраста, поскольку отказ от полноценного питания может спровоцировать обострение хронических заболеваний или стать своеобразным триггером для новых недугов Рекомендации именинникам Великий пост предполагает отказ от определенных продуктов, алкоголя, танцев, походов в кино и т. Но что же делать тем людям, у которых на этот период выпадают именины? Духовные наставники единогласно рекомендуют отказаться от бурного празднества. Лучше всего собрать родных за скромной трапезой, поблагодарить родителей и близких за все, что они для вас сделали или совершить какое-нибудь праведное дело. Конечно же, человек вправе самостоятельно решать, как провести свой праздник, но что делать, если поступило приглашение от родственников. Многие не могут отказаться, поскольку это может внести разлад в семью. Да и не стоит, ведь всегда можно найти компромисс.
Обычно на праздничном столе обязательно найдется несколько постных блюд. Если же таковых нет, то стоит принять, то, что предлагают вам хозяева. После такого ужина будет достаточно помолиться Господу и продолжить пост, поскольку его нарушение было вынужденным. Существует множество правил, которым человек должен следовать во время Великого поста. Но вместе с тем, не стоит посыпать голову пеплом, если не удастся избежать нарушений, главное, не обижать своих ближних, прилагая максимум усилий для очищения своей души. Оцените статью.
В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники.
Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим. Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме. В таком случае тоже следует получить благословение", — подчеркнул Ермолин.
Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не превосходить себя", — объяснил Авдюгин. Кроме того, по его словам, не стоит подражать посту другого человека. Тот же, который принят на себя добровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благоприятен для спасения души", — сказал протоирей. Советы врача Прежде чем принять решение о соблюдении Великого поста, необходимо обратить внимание на свое здоровье, рассказала главный внештатный специалист по общей врачебной практике Минздрава РТ, доцент кафедры госпитальной терапии КГМУ Люция Фейсханова. Она не рекомендует поститься беременным женщинам, людям с хроническими заболеваниями, в частности, связанными с сердечно-сосудистой системой, желудочно-кишечным трактом. По ее словам, готовиться к посту лучше всего за неделю: сначала можно ограничить употребление мяса, но оставить в рационе рыбу, сливочное масло и молочную продукцию. Фейсханова предупредила: в первые несколько дней поста возможны усталость, слабость и головокружения. Поэтому рекомендуется взять пару выходных дней на работе или снизить нагрузку.
Как соблюсти Великий пост без последствий для здоровья
Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уверен, что многие в тот день непременно придут и приступят к этой духовной Жертве. Итак, чтобы нам сделать это не к вреду и не в осуждение, но во спасение души нашей, я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам… Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать». Очевидно, что к началу V века существовала традиция пятидневного приготовления, хотя святитель не говорит конкретно о посте, однако вполне допустимо, что без пищевых ограничений здесь не обходилось. В это же период на Западе формируется традиция Адвента то есть Пришествия , но первоначально христиане здесь постились либо неделю к ряду, либо выборочные дни. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон в XII веке признавал, что в его эпоху еще не существовало канонов, регулирующих Рождественский и Петропавловский посты, потому как они «не были переданы канонически божественными отцами».
Свидетельства же о Рождественском посте, не требующие интерпретаций, относятся к IX-X векам, и здесь все очень интересно. С той эпохи сохранилось два важных письменных памятника, имеющих отношение к затронутой теме. Первый — это «Томос» Константинопольского собора 920-го года, примирившего церковные партии, разделившиеся в результате четвертого брака императора Льва Мудрого. Здесь есть простое упоминание, без указания продолжительности, что Рождеству Христову предшествует пост. Второй — палестинский церковный календарь, где говорится о 8-недельном посте.
Но помимо этого там идет речь еще о нескольких 8-недельных постах, практически полностью покрывающих весь год, что ставит под сомнение их реальное, строгое соблюдение. Если говорить о канонах, то правила о Рождественском посте, приписываемые святителю Никифору Исповеднику жившему в IX веке имеют более позднее происхождение и были надписаны именем святого ради большей авторитетности. Известный толкователь канонов Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон в XII веке признавал, что в его эпоху еще не существовало канонов, регулирующих Рождественский и Петропавловский посты, потому как они «не были переданы канонически божественными отцами». Но с другой стороны, в объяснении 69 апостольского правила он пишет: «Заметь же из настоящего правила, что в строгом смысле слова существует один сорокадневный пост, относящийся к Пасхе, — ведь если бы были и другие, правило упомянуло бы их тоже. Однако хоть мы и постимся в другие посты, относящиеся к праздникам: святых апостолов, Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова, мы не подвергнемся за это стыду».
В послании к жителям Антиохии Федор Вальсамон отмечает, что в каноническом смысле Четыредесятницей может быть только пост перед Пасхой, остальные же — должны соблюдаться не менее пяти дней, но в Константинополе, где он постоянно проживал, принята традиция сорокадневного пощения и в канун Рождества.
Если мы живем в отрыве от традиции и говорим, что еда не важна, то можно тогда вообще пищу заменить суррогатной едой — высчитывать витамины, минералы, калории, изобрести какие-то пилюли, включающие все эти калории и микроэлементы — съел и все нормально, вроде как и мяса не ешь, и постишься. Разве в этом смысл поста? Человек всегда найдет себе оправдание. Вспомним Адама первозданного: Господь его подводит к покаянию, а он — то Ева виновата, то Ты сам виноват.
Вот и мы так же, подобно первозданному Адаму, находим себе оправдания: «Это не главное, можно здесь обойти, здесь слишком дорого, Господь все равно простит». А вот свой внутренний человек — он как воспитывается? На какой дисциплине? Какой аскезой ты его воспитываешь? Самооправданием мы не достигнем ничего.
Батюшка же не зверь, он должен знать и помнить, что у этого диабет, у того проблемы с желудком, у третьего курсант военного училища в доме. Это нормальная практика, для того он и духовник, что знает некоторые нюансы нашей жизни. Но не нужно говорить каждому встречному, друзьям, прихожанам: «А мне батюшка благословил так поститься». Это твой путь, твоя аскеза, твоя мера поста, она обсуждается только между тобой и духовником. Пост — он же не только в еде.
Все органы чувств, данные нам Богом, должны равноценно поститься вместе с желудком: и глаза, и уши, и язык. А мы перекладываем пост только на желудок, а остальное запускаем. Мы можем часами обсуждать друг друга по телефону или в Интернете, смотреть сериалы и так далее. Дай отдохнуть и своему слуху, и глазу, и языку, настрой, направь их на другое. У поста есть определенная цель.
А мы пытаемся обставить себя какими-то вспомогательными вещами, не имея цели: мы ее не видим, мы к ней не идем. Мы создаем себе красивую обстановку, такой «окрашенный гроб», как говорится в Евангелии, и думаем, что в этом смысл. Вот у меня дети ходят в школу, и я не заставляю их поститься, они растут и сами выбирают, съесть им пирожок в школе или воздержаться. Это их жизнь, они начинают получать собственный опыт.
А вот отказаться от вредных привычек или хотя бы минимизировать их стоит. Реже курить, не сквернословить и по возможности вообще меньше разговаривать, ограничить употребление кофе, не так часто смотреть развлекательные передачи… К чему же такие строгие запреты и насколько важно их соблюдать? Духовное удовольствие На самом деле пост — прежде всего «духовное упражнение», «малая жертва Богу», пояснили на сайте Русской православной церкви. Иными словами, верующие сознательно — и, что важно, с удовольствием! Например, вместо того чтобы съесть любимое блюдо или выкурить сигарету, идут в церковь. Вместо того чтобы посмотреть кино, поговорят по душам с родным человеком или в чем-то ему помогут. Это значит, что нужно придерживаться такого поста, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения», — пояснили в РПЦ. Церковь и сама разумно подходит к ограничениям, связанным с Великим постом, и признает, что невозможно установить единый пост даже для монахов, духовенства и мирян. Миряне не обязаны строго следовать монастырскому уставу, особенно если у них есть хронические заболевания или если это дети и пожилые люди. А в этом году, например, РПЦ разрешила военнослужащим, участвующим в спецоперации, поститься по облегченной программе или вовсе не поститься, написал ТАСС. РИА «Новости» Верующие перед постом часто просят у священнослужителей благословения на то, чтобы соблюдать ограничения не так строго. Например, поститься только в первую и последнюю недели.
В отношении пощения мирян Устав говорит лишь единожды — когда предписывает им разговение на мясо в праздник Рождества, не зависимо от дня недели. И еще одно: в 48-й главе во вторник и четверг предписывается поститься сухоядением, если в эти дни на утрене вместо «Бог Господь» поется «Аллилуйя». В итоге получается три параллельных классификации постных дней: на основании указаний 33 главы, и две — на основании 48 главы. Содержание Типикона указывает на то, что все его предписания отнесены к «братии», то есть касаются монахов, о чем дополнительно говорит употребление термина «обитель» в предписаниях поста в престольные праздники. Происхождение Рождественского поста Выдающийся русский ученый и профессор дореволюционной Московской духовной академии Иван Данилович Мансветов указывает, что точкой зарождения этой традиции был однодневный пост в канун Богоявления. Если помните, изначально Рождество не имело своей отдельной даты, а праздновалось в один день с Богоявлением. Когда произошло разведение праздников, то, помимо Богоявленского, появился еще и Рождественский сочельник. В эти дни, как и накануне Пасхи, христиане вообще воздерживались от вкушения какой-либо пищи. Постепенно количество подготовительных к Рождеству Христову дней начало расти. Так, например, в 386 году, в слове, сказанном в Антиохии, святитель Иоанн Златоуст отметил: «Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уверен, что многие в тот день непременно придут и приступят к этой духовной Жертве. Итак, чтобы нам сделать это не к вреду и не в осуждение, но во спасение души нашей, я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам… Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать». Очевидно, что к началу V века существовала традиция пятидневного приготовления, хотя святитель не говорит конкретно о посте, однако вполне допустимо, что без пищевых ограничений здесь не обходилось. В это же период на Западе формируется традиция Адвента то есть Пришествия , но первоначально христиане здесь постились либо неделю к ряду, либо выборочные дни. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон в XII веке признавал, что в его эпоху еще не существовало канонов, регулирующих Рождественский и Петропавловский посты, потому как они «не были переданы канонически божественными отцами». Свидетельства же о Рождественском посте, не требующие интерпретаций, относятся к IX-X векам, и здесь все очень интересно.
«Если по какой-то немощи случится нарушить пост, не следует падать духом и вообще оставлять его»
Вместо картофельного отвара можно использовать воду, а если вы не соблюдаете пост, то и молоко. Читайте новости Нижнего Новгорода об нестрогим, а также содержащие упоминание об нестрогим. Мы попытаемся разобраться, какие предписания на Рождественский пост содержаться в Типиконе и откуда он вообще произошел.