Всеволод Мейерхольд, памятник которому открыли во двое Новой сцены, это театральный актер, режиссер и педагог. С 17 по 19 мая проходит фестиваль «М.150.11» к 150-летию Всеволода Мейерхольда и 11-летию Новой сцены, названной в его честь. Мейерхольд работал много, спал по пять-шесть часов в сутки, так как управлял театром, был режиссером и актером.
Что смотреть на марафоне Александринки в честь 150-летия режиссера Всеволода Мейерхольда?
В подмосковной Балашихе пожар охватил дачу Всеволода Мейерхольда — российского и советского театрального режиссера-новатора. Всеволод Эмильевич Мейерхольд – театральный режиссер, однин из первых авангардных режиссеров Советского Союза: экспериментировал с декорациями и актерской техникой. Но скандал неожиданно привел к удаче — Мейерхольда пригласили работать режиссером Императорских театров.
Обратите внимание:
- фотографии >>
- Читайте также
- Всеволод Мейерхольд
- Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда
- Казус Мейерхольда
Кирилл Люкевич устроит в Александринке «Кабаре им. Мейерхольда»
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон · Город 812 | Посетители увидят молодого артиста Мейерхольда вместе со Станиславским и Немировичем-Данченко, Мейерхольда – режиссера Императорских театров и Мастера, возглавляющего. |
Казус Мейерхольда | Все про русского и советского режиссера Всеволода Мейерхольда. |
ПРОЕКТЫ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ТЕАТРА К 150-ЛЕТИЮ Вс. Э. МЕЙЕРХОЛЬДА. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ | Пожарные ликвидировали возгорание на бывшей даче режиссера Мейерхольда и актрисы Райх в Балашихе. |
Дача режиссера Мейерхольда сгорела в Балашихе. Видео
Вскоре в Новороссийск вошли деникинцы, отрезав семью от Всеволода Эмильевича линией фронта. Впрочем, сам Мейерхольд тоже вскоре оказался по ту сторону этой линии. В театральных баталиях он подорвал здоровье, и врачи отправили его немного подлечиться в Ялту — как раз накануне того, как белые заняли Крым. Так большевик Мейерхольд оказался «под белыми». Там его, действительно, арестовали, но обошлись мягко: давали читать книги из библиотеки и позволили поставить прямо в тюрьме спектакль. Чтобы задействовать всех арестантов — а их в камере набралось пятьдесят, Мейерхольд избрал многолюдного «Бориса Годунова». Раздевал ли он бояр донага, как предположил Булгаков в «Роковых яйцах» — осталось неизвестным. В конце концов, благодаря униженным просьбам и неустанных хлопотам жены, Мейерхольда выпустили на поруки.
В марте 1920 года в Новороссийск вошли войска Красной Армии, и семья получила возможность уехать. Предполагалось, что скоро они воссоединятся. Кто же мог предположить, что через несколько месяцев Мейерхольд встретит Райх? Кстати, после развода с Ольгой он почти прекратил отношения и с дочерьми. Говорил: «Не хочу, чтобы мне рожали внуков — еще не хватало мне старости! Горе тому, кто зависел от него, как от человека». И в Москве очень скоро в полной мере оценили эти «горе» и «счастье».
Началось с того, что Луначарский назначил Всеволода Эмильевича заведующим Театральным отделом Наркомпроса — что-то вроде комиссара советских театров. Мейерхольд стал носить шинель, гимнастерку, брюки-галифе, военную фуражку с приколотой фотографией Ленина. Пристрастился к фразе: «Я говорю вам от имени революции! И перенял хамоватый, бесцеремонный пролетарский стиль. Друзья качали головами: «Только прирожденный актер может так вжиться в образ! Администратором Мейерхольд оказался смелым, но очень плохим. Его идеи были одна завиральнее другой.
К примеру, упразднить профессиональных актеров и предоставить возможность рабочим и крестьянам самим играть на сцене — в свободное от основной работы время мол, что будет хорошего, если артист будет целый день болтаться в театре? Ну а для быстрого обучения пролетариев актерскому ремеслу Мейерхольд планировал применять биомеханику — им же самим разработанную систему гимнастических упражнений, которая позволит исполнителю роли механически выполнить поставленную режиссером задачу. Заменить театральные билеты жетонами и раздавать их трудящимся и красноармейцам бесплатно по какой-то невероятно сложной и запутанной системе. Луначарский только и успевал отменять все это! Упражнение по биомеханике: Стрельба из лука. Там ударялись в отчаянную «левизну»: с лож содрали перила, с потолка — лепнину, оголили стены до кирпичной кладки, повсюду развесили плакаты и лозунги. Актеры все-таки профессиональные — Мейерхольд быстро убедился, что с одними рабочими и крестьянами театральной каши не заваришь!
Зрителям разрешилось лузгать семечки и курить махорку, но вменялось в обязанность заполнять длиннющие опросные листы — так Мейерхольд «нащупывал» интересы новой, пролетарской аудитории. При этом Мейерхольд был одержим настоящей шпиономанией. Во время каждой репетиции несколько раз прерывался, чтобы осмотреть зал — нет ли здесь каких-либо недругов? Во время спектаклей стоял за кулисами и, прищурившись, напряженно следил за игрой актеров: нет ли какого саботажа? Спиной чувствуя его неподвижный, полубезумный взгляд, бедняги нервничали и играли значительно хуже, чем на репетициях — что, кстати, и считалось саботажем. Мейерхольда многие всерьез боялись. На всех заседаниях, собраниях и съездах он неизменно устраивал сумбур и скандал с истерическими криками, проклятьями, обвинениями вроде: «Вы — охвостье Чайковского!
Гнездо реакции! Враги революции! Наконец, в феврале 1921 года Всеволода Эмильевича сместили с комиссарского поста — ко всеобщему облегчению, не исключая и Луначарского. Сцена из спектакля «Баня» по Маяковскому. В главной роли И. И проруководил им долгих пятнадцать лет! При этом судился со своими актерами по пустякам был однажды даже оштрафован на 300 рублей за клевету, когда он в очередной раз подал в суд на группу «саботажников», посмевших уволиться из театра и вечно опасался, что кто-то из обиженных его застрелит.
Он почему-то предчувствовал, что погибнет от пули… А вот Зинаиде Николаевне напророчили нож — крепко не любившие коллеги вечно шептали ей в спину: «Хоть бы скорее ее зарезали! Не прибили, не отравили, а именно зарезали. Ты отступаешь, ты дрожишь от холода, подставляя копну волос бурному ветру суровой зимы, ты потерял чувство дороги, — мастер, ты гибнешь, величественный, негнущийся Мейерхольд! Решено было вернуться. Мейерхольд оставался в фаворе у советской власти еще несколько лет. В изданной в 1933 году толстенной «Истории советского театра» он — единственный — был прямо обозначен, как гениальный режиссер. Он по-прежнему входил во всевозможные комиссии и комитеты — вплоть до 1936 года.
Но к этому времени художественные пристрастия новой власти стали стремительно меняться. Вот тут-то Мейерхольду и стали припоминать «грешки»: и выезд за границу, слишком похожий на попытку эмиграции, и использование в спектаклях произведений опального Шостаковича в музыке ведь тоже формализму был дан бой, в 1936 в «Правде» вышла разгромная статья про Шостоковича «Сумбур вместо музыки». Действительно же — создателю Красной армии… Словом, стоило в газете один раз появиться подлому словечку «мейерхольдовщина», и началось! Отречения учеников, клятвы «вывести на чистую воду», требования «покончить», рекомендации «разоблачить»… Постановка «Бориса Годунова», на которую Мейерхольд только-только окончательно решился, была запрещена. Может, дело и дошло бы до голых бояр на трапеции — кто ж теперь скажет? Ведь театр был закрыт еще до первой репетиции… Последним спектаклем Мейерхольда и Райх стала «Дама с камелиями» — отчасти это была попытка задобрить власти: мол, и мы возвращаемся к классике, решительно отказываемся от формализма и намерены отныне идти благонадежной дорогой соцреализма. И последние слова героини: «Ты видишь, я улыбаюсь, я сильная… Жизнь идет», — Райх, говорят, произносила с настоящей актерской силой.
Затем она опускалась в кресло спиной к зрителям. После долгой паузы левая рука ее падала с подлокотника и повисала как плеть. Так Мейерхольд показывал смерть. Когда вечером 7 января 1938 года рука Райх повисла в воздухе — это действительно был конец. Была даже иллюзия, что все наладится — Райх взяли в театр Ленсовета, Мейерхольда приютил Станиславский в оперном театре. На первое занятие оперной студии он пришел в мятом костюме, с небрежно завязанным галстуком, нечесаный. У Станиславского сердце сжалось от жалости.
Сломали человека! Кажется, Мейерхольда горячо, до умопомрачения жалела и Райх. Иначе трудно объяснить то, что она сделала. Или она под конец совсем разучилась понимать что-либо, кроме себя самой, своих нужд и переживаний? Ведь она в одночасье лишилась высокого положения, аплодисментов, поклонников… Как бы то ни было, но Зинаида Николаевна, ни с кем ни посоветовавшись, отослала совершенно безумное письмо Сталину. В числе прочих непочтительностей там были и такие: «Как вы, грузин, можете судить о русском театре? Вряд ли она знала, что подписывает и себе, и мужу смертный приговор… Тюремное фото Ограбление по… 20 июня 1939 года в Ленинграде был арестован Мейерхольд.
Ему каким-то чудом удалось позвонить жене, но связь оборвалась, он так почти ничего и не успел сказать. Впрочем, не прошло и часа, как в московскую квартиру Мастера пришли с обыском. Первым делом была изъята копия того самого письма Сталину на 6 листах. В протоколе зафиксирована жалоба гражданки 3. Райх, протестующей против поведения одного из сотрудников НКВД. Говорят, этот сотрудник получил строгий выговор от начальства — «за допущенное протоколирование жалоб обыскиваемого». Мейерхольд тоже пытался жаловаться — написал Молотову: «Меня, 65-летнего старика, заставили лечь на пол лицом вниз и били по подошвам и по позвоночнику резиновым ремнем… Я выл и плакал от боли».
Ответа, понятно, не получил.
Ущерб, нанесенный постройке, устанавливается сотрудниками спецслужб. Ранее из-за пожара, который произошел в соседнем ресторане, пострадала квартира помощницы российского режиссера Константина Богомолова Ольги Росляковой. В момент возгорания она находилась дома, но выбежала на улицу, когда увидела дым. После того как пожар потушили, оказалось, что одну из комнат в квартире Росляковой нужно полностью ремонтировать.
Один раз сидела в комнате с коллегой, слышали, как кто-то с улицы прошел и по лестнице спустился в подвал. Думали, что кто-то из наших, но не выходит. Я пошла по подвалу, не побоялась, обошла все — никого.
Но шаги были точно. Театр — это как кукла Вуду. С ним нужно быть поосторожнее — если ты знаешь, что делаешь, то делай. А если нет, лучше не делай. Вообще я думаю, что жизнь сложнее, чем на первый взгляд, она имеет не один слой. Название совершенно отвратительное — «Жертва долга», будет другое. И перевод нас не устроил, мы долго искали и нашли лучший. Правда, и там есть свои нюансы.
Это абсурдистика. Вообще репертуар лепится из того, что мы можем сыграть и что сегодня интересно. Чтобы приобрести заветные билеты, люди занимают очереди у «Дома» с шести часов утра, а то и раньше. И даже при этом нет гарантии, что им удастся попасть на желаемый спектакль. Относитесь ли вы к этой ситуации как к проблеме и есть ли какой-то способ это изменить? Мы и так приходим в восемь утра в субботу продавать билеты, а они приходят в три. Я же не могу заставить людей не приходить. Нам неудобно, стыдно, но что сделать?..
Нам рекомендовали поднять цены, мы их подняли. Они и сейчас смешные — 300 рублей для студентов и 400 для взрослых, но и люди у нас небогатые. Может быть, поднимем до 500 рублей, имеем на это полное право: актеры трудятся без антракта, отрабатывают полноценный спектакль — 1. И если это произойдет, то количество зрительских мест будет увеличено до 100. Расскажите подробнее об этих планах. Мы действительно мечтаем там поставить театр на 100 мест, посмотрим. Сейчас нас держат с согласованием наши соседи - им принадлежит кусок территории. У них раз в квартал проходит сбор, мы надеемся, в феврале он состоится — переносили с декабря, потом с января.
У нас есть форэскизный проект за 300 тысяч. Но его еще нужно утверждать. Когда мы получим согласование, то будем обращаться к губернатору, искать деньги. Он дал предварительное согласие, сказал: «Давайте попробуем». Сейчас мы находимся в ожидании. Экскурсия до «Дому Мейерхольда» ИА «Пенза-Пресс» предлагает читателям в год 145-летия со дня рождения гениального режиссера-земляка и 35-летия «Дома Мейерхольда» совершить небольшую виртуальную экскурсию по музейной экспозиции. Ее согласилась провести сотрудник театра Наталья Храпова. Он создавался при поддержке внучки Всеволода Мейерхольда Марии Валентей и содействии второго секретаря пензенского обкома партии Георга Мясникова.
Дневниковые записи, в которых он размышляет о создании нового культурно-исторического объекта, можно почитать в материале ИА «Пенза-Пресс». Будущий режиссер вместе с братьями жил не здесь, а во флигеле, от которого, говорят, сегодня остался один фундамент. Об этом здании он вспоминал как о двухэтажном: под тем этажом, где сегодня продают билеты и проходят спектакли, есть еще один. Там были помещения для прислуги, гувернантки, сейчас на их месте располагаются гримерка, пошивочный цех, столовая, хранятся декорации. Это помещение было основной гостиной. Здесь представлен Петербургский период жизни Всеволода Мейерхольда. Его называют «поминками по русскому театру». Премьера состоялась 25 февраля 1917 года в Александринском театре.
С Всеволодом Мейерхольдом много работал художник Александр Головин.
В процессе становления «самим собой» творческое лицо Мейерхольда неоднократно преображалось, а каждый спектакль, по мнению специалистов, мог бы дать начало новому театральному направлению. На выставке будут представлены живописные и графические произведения, документы, афиши, видеоинсталляции. Среди предполагаемых партнеров выставки — Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей истории города, Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Музей Академии художеств.
В Петербурге поставили памятник Всеволоду Мейерхольду
Его играл артист Боголюбов, и умирал, сползал, и дальше ремарка автора Вишневского - в зале плачут, и ведущий говорит: кто там хныкает, нас не надо оплакивать. Но Мейерхольд понимал прек расно, что плакать никто не будет. И надо спровоцировать эту сцену - как на панихиде: кто-то всхлипнул, уже другое состояние вокруг... Он сажает подставных лиц, и когда матрос говорит "нас осталось там... Прием цирковой, абсолютная наглая подстава, но - красиво. Но главное, это же связано с сущностью сцены - не просто придумано вообще, а решена ремарка автора. Хотя ее выбросить было бы самое простое...
Он все время провоцирует на взаимодействие. Устраивает в зрительском фойе инсталляции, как мы это сегодня называем. Ставит спектакль на тему колхозной деревни - в фойе зрителей ждет выставка достижений народного хозяйства: снопы, какие-то тыквы лежат, фрукты... Для нас сегодня это обычное дело. Но тогда это были абсолютные новости. Чужой среди своих В спектакле "Мейерхольд.
Чужой театр" по казано осу ждение режиссера всей труппой. Тогда, да и позже, газета "Правда" была как главный рупор - я это еще застал в советское время. И появление материала того или иного толка означало важный сигнал либо к закрытию, либо к открытию. Большая статья, большой разворот. Мы достали подлинник той газеты 37-го года и хотим поставить ее в витрине в фойе, чтобы люди посмотрели - это тоже интересный факт. На афише постановки - портрет Мейерхольда кисти Бориса Григ орьева.
Это т образ - в основе памят ника во дворе Новой сцены Александринского театра. Фото: Предоставлено Александринским театром Меня мучил вопрос: как это все произошло? Идет блестящая биография, она сталкивается с методом социалистического реализма, который возникает. Метод - это коридор, в который ты должен войти, обязательно в нем жить и существовать, иначе ты не здесь, ты чужой. Чужой театр, и ты чужой... Мы опирались на стенограмму собрания, но там не только документальная стенограмма, есть еще записи мейерхольдовских репетиций.
Выступают актеры, выступают его ученики - те, кто с ним работал с самого начала. То есть это театральная фантазия, конечно, мы не документальную драму делаем, и прежде всего, когда это собрание перемежается воспоминаниями или театральной репетицией, как он репетирует "Ревизора", "Даму с камелиями", как идет его революционный блок 20-х годов и так далее. И когда те же люди, которые выступают, его обвиняют, они как актеры в этом участвуют и абсолютно отдаются этому процессу, потому что это спектакль еще и про то, что есть театр. И в театре актеры его обожают, ему подчиняются, там они все вместе, а потом выходят обратно на собрание - и жизнь заставляет их по-другому себя вести. В 1937 году. На фотографии - Мейерхольд в верхнем правом уг лу с акте рами.
Известно, что после этого собрания буквально через месяц театр закрывается. Дальше Мейерхольда приглашает Станислав ский главны м режиссером к себе в свой музыкальный театр. Там он работает, не успевает поставить спектакль, который готовит при Станиславском, приезжает в Ленинград, в город, который он обожает, договаривается с Вивьеном, тогдашним главным режиссером Александринского театра о постановке двух спектаклей в Александринском театре - тогда в театре Пушкина. Но после этого разговора возвращается на Карповку к себе домой, его арестовывают - Станиславский уже умер к этому времени, не мог заступиться. И в 40-м году Мейерхольда расстреливают.
В Бахрушинском музее продолжаются кадровые зачистки Поделиться Стало известно, что в главном театральном музее страны опять перемены и не в лучшую сторону. Так, в начале марта новое руководство в лице госпожи Трубиновой рассталось с очень ценным сотрудником - Натальей Макеровой, заведующей музеем-квартирой Мейерхольда, который как раз является филиалом Бахрушинки.
Почему здесь с такой лёгкостью разбрасываются опытными кадрами попытался разобраться обозреватель «МК». У Натальи Макеровой безупречная репутация в профессиональной среде. Она 20 лет работает в музее Всеволода Мейерхольда, расположенного в его квартире по Брюсову переулку. Наталья Макерова, сначала работавшая здесь научным сотрудником, после смерти внучки Мейерхольда - Марии Валентей - возглавила это мемориальное место, до недавнего времени жившее интересной насыщенной жизнью. На протяжении всех этих лет - научные конференции, кино- и театральные абонементы лекций, в афише - экскурсии, посвящённые жизни и горькой судьбе театрального новатора, выставки, спектакли, концерты. Даже 100-летие русского джаза не осталось без внимания театрального филиала.
О новшествах и непростой судьбе гения биомеханики, проблемах и чаяниях работников сегодняшнего «Театра доктора Дапертутто» в юбилейный год журналисту ИА «Пенза-Пресс» рассказала его художественный руководитель Наталия Кугель.
Задолго до этого его отец, немец, приехал в Россию — есть мнение, что ради заработка. Но почему его выбор пал именно на Пензу? Наверное, посмотрели по карте, увидели — черноземный район, много фруктов. Отец Мейерхольда же собирался заниматься виноделием. Он делал из местных ягод и местной воды замечательные наливки и настойки. Вполне закономерно, что такой богатый и расчетливый немец, тем более — прусак, приехал именно в центр России. Здесь, возможно, не было большой конкуренции, было дешевле жилье, земля.
Можно ли назвать Пензу того времени театральным городом? Если он не идет по этому пути, не слышит свой голос, то это так же и закрывается. Наверное, многие физики, филологи могли стать прекрасными артистами. Мейерхольд участвовал в домашних спектаклях, их организовывал. Это было тогда интересным. Он себя выражал, искал. И, как я думаю, он хотел выстроить какой-то свой мир.
Он хотел что-то сказать краской театра. Сначала актерской. В то время не было профессии режиссер, даже в крупных театрах. Вообще режиссер как профессия началась с Мейерхольда. Здесь вопрос не в том, куда идти и как, а в том, с чем идти, с какой концепцией. Каждую хорошую пьесу можно поставить по-разному. И три-пять крепких режиссеров смогут поставить совершенно разные спектакли, оставив автора при его интересах, но прокладывая линию другим путем.
Что касается Пензы — говорят, до 80-х годов здесь был вполне сносный провинциальный театр. Пенза была достаточно богатым городом, здесь появилось одно из первых филармонических обществ, 11 любительских театров. По-видимому, была потребность в этом. Что принципиально нового он привнес в этот вид искусства? Поломал многое, выводил актеров из зала, до него такого никогда не было. Вращающийся круг с декорациями на сцене — это тоже Мейерхольд. Он вообще мечтал о театре-трансформере, чтобы площадка могла меняться во время спектакля.
Открытые декорации без занавеса — опять он. Мейерхольд придумывал оригинальные способы передать свою мысль — например, что люди очень мелкие. И человек рядом с ними становился маленьким для зрителей. И таких находок было очень много. Он не просто их придумывал — они возникали в связи с тем, что он ставил. Например, чисто мужской коллектив, отсутствие антрактов, кулис… Все это кажется странным для зрителей, которые привыкли к другому театру. Что это — желание как-то обособиться или результат обстоятельств?
И почему театр назван именно так? Взял это из рассказа Гофмана, там был «доктор Везде», который все может. И поскольку театр имени Мейерхольда уже существовал, мы решили взять его псевдоним. Нам показалось, что так скромнее. В самом начале, когда я придумала «Театр доктора Дапертутто», который бы работал в жанре комедии дель арте, ко мне пришли одни мужики. Их было четверо. И я подумала: «Почему вообще в комедии дель арте должна быть женщина?
Да и потом, у нас нет условий — нет раздельных гримерок, мы актеров держим в подвале.
Люди это запоминают. Надо вести себя так, чтобы никто ничего не заподозрил, а это сложно Она непроизвольно способствовала тому, чтобы судьба Мейерхольда сложилась именно таким образом. Она написала письмо Сталину — не надо было его писать.
Тот и так был раздражен. Ему не нравился Мейерхольд и эстетика его театра еще с двадцатых годов. К Сталину тоже надо относиться соответственно. Все понятно, но он гениальный человек, куда от этого деваться, гениальное чудовище, называйте как угодно, я про него тоже ставил спектакль.
Что-то притягивало его в этой драме белых офицеров: манера МХАТа, психологический театр, мужественные герои. А авангардные эксперименты ему не нравились. Поэтому он и не приходил в его театр, хотя Мейерхольд приглашал Сталина много раз. В хорошие времена все наркомы перебывали в его театре: и Бубнов, и Семашко, не говоря уже про Троцкого, а он не ходил.
Потом возникло такое объяснение: мол, ложи нет, когда будет ложа она была запроектирована в новом здании театра — я приду». Но дело было не в ложе. Можем ли солидаризироваться с его актерами и вместе с ними упрекать за возвеличивание Зинаиды Райх? Возвеличивание Зинаиды Райх — естественный шаг, который может быть свойственен любому человеку.
Как нельзя обвинять этих артистов, потому что мы не знаем, как бы мы повели себя в этих обстоятельствах. Они ведь боролись на этом собрании не за Мейерхольда, они боялись за собственную судьбу, за то, где они будут. Он ничего не делал плохого. Да ,он был сложный человек со своими слабостями, но как художник он был честен.
Мы должны рассматривать его путь как путь художника-новатора, который гениально сформулировал ряд важных законов профессии режиссера и принципы нового театра. Мы используем какие-то приемы в театре, и даже не задумываемся о том, что он это когда-то открыл. Мы зажигаем свет во время спектакля в зрительном зале и не удивляемся этому. А ведь это он одним из первых зажег свет в 1910 году в Александринке, хотя это прием из старинного итальянского театра.
Он использовал его, чтобы взбодрить зрителей. Помню, как я, будучи еще молодым человеком, вздрогнул, когда в Театре на Таганке вдруг зажгли свет в зрительном зале. Это было непривычно. Это только один из примеров.
Есть и более серьезные вещи. Об этом надо думать в связи с его судьбой. И о том, что он был мужественный человек. Написать письмо Молотову и отказаться от показаний, сделанных под пытками, — это непросто.
Он сам принял это решение. Он это сделал. Но нельзя и осуждать других людей.
В подмосковной Балашихе сгорела дача режиссера Мейерхольда
Все, везде и всюду: самые смелые эксперименты Мейерхольда | Вспыхнула от удара молнии: В Подмосковье сгорела дача советского режиссёра Мейерхольда. |
Валерий Фокин: «Для меня главное в судьбе Мейерхольда — его художественный путь» | 24 мая театральный режиссёр Константин Богомолов опубликовал манифест «Диетическое горе», в котором высказался об «особых русских» – современной российской элите. |
Травля Мейерхольда | Режиссёр театра Мейерхольда Л.В. Варпаховский, реабилитированный после семнадцати лет отсидки, рассказал М. Бабановой, что ему после реабилитации показали в прокуратуре. |
Душеспасительная сила искусства
Его называли «красный режиссер» — Мейерхольд одним из первых среди театральных деятелей вступил в коммунистическую партию. Подпишитесь на канал Россия 24 В Санкт-Петербурге сегодня был открыт памятник театральному режиссеру Всеволоду Мейерхольду. Главный режиссер Малого театра кий назвал театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов». Мейерхольда Дмитрий Волкострелов — о разногласиях с директором, горизонтали власти и «катке Станиславского». После ареста Мейерхольда в 1939 году на даче был спрятан архив режиссера.
Что смотреть на марафоне Александринки в честь 150-летия режиссера Всеволода Мейерхольда?
Постановка названа по псевдониму Мейерхольда изначально доктор Дапертутто — персонаж рассказа Гофмана. Главные ее темы — любовь, детство и взросление. С помощью Коломбины, Пьеро и Арлекина зрителя проведут по всевозможным сюжетам и методам мастера. Изображение предоставлено пресс-службой Александринского театра Эскиз декораций к спектаклю «Мейерхольд. Чужой театр» 9 февраля Лекция «Чужой театр. Что именно привело к уничтожению Театра имени Мейерхольда, проработавшего в Москве с 1920 по 1938 год? Как режиссер пытался спасти дело всей жизни?
Какие спектакли ему не дали показать? Дело в том, что Мейерхольд в 1922 году финансировал первый джаз-бэнд в истории Советского союза — коллектив Валентина Парнаха. Солисты ансамбля Федора Кувайцева играют в стилях диксиленд, свинг, босса-нова и не только, а также сами исполняют вокальные партии. Спектакль «Мейерхольд. Имя Мейерхольда — одно из определяющих в его творчестве.
Накануне в Санкт-Петербурге загорелось историческое здание — доходный дом Шрейбера на Захарьевской улице.
Примерно через час усилиями 25 спасателей возгорание локализовали.
А когда возникло электричество, Мейерхольд сразу э то использ овал - в "Дон Жуане". Опять же, для того чтобы зрителя встряхнуть. Он зажигает и гасит свет, он позволяет Варламову общаться со зрительным залом - это тоже прием, который позволяет вывести зрителя из состояния монотона, к которому он привык. По ходу спектакля он поручил Варламову, потому что это был любимец и его все знали, увидев знакомого в зале, с ним здороваться, спрашивать, как семья...
Это все его взаимодействие с формой, с пространством, которое я называю атмосферой спектакля. А дальше революция - и тут уже у него были возможности более активно взаимодействовать. Он выходил на площади, даже физкультурный парад для него был спектаклем. Он действовал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, он очень любил особые обстоятельства. Мейерхольд как режис сер действ овал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, любил особые обстоятельства. На фотографии: сцена из спектакля "Баня" по пьесе Маяковского в постановке Мейерхольда.
Он мог только мечтать об уничтожении рампы, но сделать это не так просто. У него на сцене в желтых, зеленых париках играют, экспериментируют, и он не может выдержать, что в зале люди просто сидят в креслах и все. Он делает помост через весь зал, запускает туда артистов, а в какой-то момент вдруг по этой дороге выезжает мотоцикл с коляской, останавливается посреди зала, и он встает, а он был невероятно популярен, да еще в своем театре, и говорит: товарищи, подписывайтесь на облигации такого-то займа! И уезжает. Я не очень понимаю, как это корреспондируется с дальнейшим действием, потому что такой наглый ход, с моей точки зрения, сильно может разрушать все, что до этого играется и потом. Но это ход очень решительный.
Может, эти заемщики его спонсировали? Это уже догадки, но факт остается фактом. Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества Он идет на такие приемы, чтобы сбить безучастие. Он доходит даже до того, что абсолютно нагло сажает подставных лиц в зал. В "Оптимистической трагедии" был монолог матроса, который погибает, и он писал мелом на доске: нас осталось столько-то... Его играл артист Боголюбов, и умирал, сползал, и дальше ремарка автора Вишневского - в зале плачут, и ведущий говорит: кто там хныкает, нас не надо оплакивать.
Но Мейерхольд понимал прек расно, что плакать никто не будет. И надо спровоцировать эту сцену - как на панихиде: кто-то всхлипнул, уже другое состояние вокруг... Он сажает подставных лиц, и когда матрос говорит "нас осталось там... Прием цирковой, абсолютная наглая подстава, но - красиво. Но главное, это же связано с сущностью сцены - не просто придумано вообще, а решена ремарка автора. Хотя ее выбросить было бы самое простое...
Он все время провоцирует на взаимодействие. Устраивает в зрительском фойе инсталляции, как мы это сегодня называем. Ставит спектакль на тему колхозной деревни - в фойе зрителей ждет выставка достижений народного хозяйства: снопы, какие-то тыквы лежат, фрукты... Для нас сегодня это обычное дело. Но тогда это были абсолютные новости. Чужой среди своих В спектакле "Мейерхольд.
Чужой театр" по казано осу ждение режиссера всей труппой. Тогда, да и позже, газета "Правда" была как главный рупор - я это еще застал в советское время.
Во второй половине 1930-х годов искусство Всеволода Мейерхольда было объявлено чуждым советской действительности. Режиссера обвинили в формализме. В 1938 году ГосТиМ был закрыт. Тогда по приглашению Константина Станиславского Всеволод Мейерхольд поставил оперу «Риголетто» в Государственном оперном театре имени К. Станиславского сейчас — Московский академический Музыкальный театр имени К. Станиславского и Вл. В 1956 году Всеволод Мейерхольд был реабилитирован Верховным судом СССР благодаря упорству и стараниям его внучки Марии Валентей, которой удалось ознакомиться с его делом и доказать, что ее дед не был виновен.
Она же установила памятник на Ваганьковском кладбище Всеволоду Мейерхольду и его второй жене — актрисе Зинаиде Райх, которая была жестоко убита неизвестными в своей квартире в 1939 году. С документами об учебе Всеволода Мейерхольда можно познакомиться в Главархиве по адресу: Профсоюзная улица, дом 80.
Гибель красного режиссера Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
В подмосковной Балашихе сгорела дача театрального режиссера Всеволода Мейерхольда. Всеволод Мейерхольд – театральный режиссер и новатор, прошедший путь от актера до режиссера императорского Александринского театра. Пожарные ликвидировали возгорание на бывшей даче режиссера Мейерхольда и актрисы Райх в Балашихе. Пожарные ликвидировали возгорание на бывшей даче режиссера Мейерхольда и актрисы Райх в Балашихе. Мейерхольд, Богомолов, Пиковая дама и Крем: РБК Life делится подборкой будущих премьер и свежих постановок, на которые стоит обратить внимание в 2024 году. Мейерхольд как режиссер действовал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, любил особые обстоятельства.
Центр им. Мейерхольда
Дача режиссера Мейерхольда сгорела в Балашихе. Видео | 2. Театр им Мейерхольда оказался полным банкротом в постановке пьес советской драматургии. |
Аватар Мейерхольда: что эксперты думают о новом манифесте Богомолова | Театральный режиссер Всеволод Мейерхольд жил и работал в этом доме с 1926 года до ареста в 1939-м. |
О судьбе Мейерхольда посетители узнают на виртуальной выставке | Режиссер присутствовал на сцене, стоял в темноте на кафедре и время от времени читал редкие и скупые ремарки. |
В подмосковной Балашихе сгорела дача режиссера Мейерхольда
Скульптурная композиция размещена во дворе Новой сцены, которая теперь носит имя известного режиссера. На исторической сцене театра Мейерхольд поставил около двадцати спектаклей», — рассказал на своей странице в соцсети «ВКонтакте» председатель Комитета по культуре Федор Болтин. Сегодня здание Новой сцены является одним из лучших примеров современного строительства в России в условиях плотной исторической застройки.
Его деятельное присутствие в театральном процессе заключается в выборе и поддержке тех инициатив, которые выглядят значимыми, если смотреть из ЦИМа. В отличие от Театра наций, который тоже не имеет своей труппы, но сделал ставку на звездные имена, ЦИМ настаивает на стратегии No name, т. Он был выпускником Школы театрального лидера при ЦИМе, где традиционно много думают о социальных обязательствах театра, совместных усилиях менеджеров и художников по созданию образа «театра в идеальном мире», о поиске «новых людей с новыми интуициями» и работе «с новыми потребностями нового зрителя», говоря словами Ковальской. И вот департамент культуры Москвы заключает с Волкостреловым договор, поручив его заботам «независимый сектор», т. Идеи и программа еще в разработке, а пока департамент, ЦИМ и поклонники «театра post» явно ждут, что получится из этого назначения.
Обретем мы нового топ-менеджера, потеряем один из самых интересных театров независимого сектора или случится что-то другое. Пока известно, что Волкострелов охотно согласился на новую работу. Загадки Волкострелова Нелюдимый на вид юноша оказался на редкость увлеченным режиссером: семь спектаклей в 2011 г. Кстати, он был и актером. Недавно я случайно наткнулась на Волкострелова в роли убедительного маньяка в каком-то сериале тех лет. Говорят, Михаил Угаров, гуру Театра. Но как Малевичу ничто не помешало после квадрата вернуться к живописи, так и радикальный жест Волкострелова и Пряжко не помешал им продолжить лабораторные исследования границ и механизмов театра.
Бесспорный кредит доверия «театр post» получил в 2017 г. Хотя до «Поля» была целая жизнь, богатая ни на что не похожими событиями. Была пьеса Пряжко «Я свободен», которая состояла исключительно из фотографий предметов, машин и деревьев. Режиссер присутствовал на сцене, стоял в темноте на кафедре и время от времени читал редкие и скупые ремарки. Зрители бродили по Галерее на Солянке, самостоятельно выбирая маршрут среди 16 сюжетов, не похожих друг на друга.
И — аплодисменты.
Честная работа профессионала, - констатировал далекий от театра фотограф "ВМ" Антон Гердо. Акт второй: «Я не знаю, что такое Мейерхольд» Антракт практически стал водоразделом зрительского интереса. И если читку пьесы Елены Греминой «Мейерхлюндия» зрители слушали внимательно, то на следующем выступлении режиссера Клима Владимир Клименко, новый худрук «Центра драматургии и режиссуры» курс зрительского интереса и лояльности стал стремительно снижаться. Запинаясь, Клим пытался говорить о судьбах Родины, периодически переключаясь на судьбу чеховского Кости Треплева из «Чайки». Зрители сначала терпели, потом пытались «захлопать» действие. Клим продолжал.
Кто-то громко уходил. Режиссер гнул свою линию неумолимо. Провокация если реакция зрителя была запланирована — удалась. Утомленные зрители сбегали — кто в театральное кафе, а кто и вовсе прочь. А кто любит, тот прощает. Но прощать пренебрежение не могу.
Ну нельзя настолько не любить своего зрителя. Спектаклями это сценическое действие назвать язык не поворачивается. Скорее перфоманс. И далеко не лучший. Иван Вырыпаев вот сразу признался, что участвовать не хотел. У него совершенно не было времени готовить что-то, а показывать надо, вот и «вывернулся» он, сотворив на коленке экспромт и припорошил его харизмой и хоть и хорошей, но одной шуткой… Причем оказалось, что Ксения не просто не выдержала театрального марафона, с проектом девушка была знакома: - Проблема не в бесталанности, или неудачном проекте — альманах успел себя зарекомендовать.
Например, прошлогодний альманах «О любви» был разнородный, с удачными и неудачными спектаклями, но живой, а не профанирующий. Мне очень жалко денег, это действо не стоит ровным счетом ничего. Я, конечно, непрофессионал и могла чего-то не понять, но нет чувства заполненности, ощущения, что узнал что-то новое… Впрочем, зрители уходили, а действие продолжалось. Центр Мейерхольда из Херсона предложил вербатимные зарисовки, в которых артисты спрашивали у прохожих о Мейерхольде.
На что Мейерхольд якобы ответил: «Я знаю, вы правы, мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь». А на месте старого театра было решено выстроить новый, самый большой в Москве театр, оснащенный по последнему слову техники. Зрительный зал его должен был вмещать три тысячи мест, в театре планировалась открытая сцена-арена, стеклянный потолок. В этом здании Мейерхольд намеревался поставить «Гамлета», «Отелло» В. Шекспира, «Бориса Годунова» А.
К 30-м годам жена Мейерхольда считалась в его театре безоговорочной примой. Из-за конфликтов с ней из театра ушли многие артисты, в том числе бывшая прима Мария Бабанова. Хотя в этом случае не все однозначно. Приведу слова Н. Действительно, было: и обожаемая жена, из которой Мейерхольд во что бы то ни стало стремился сделать актрису, и гонения на юную Бабанову, которая казалась главной конкуренткой по причине своей необычайной одаренности, и осуществление желанной цели, когда 17 июня 1927 года Мария Ивановна наконец со слезами ушла из театра. Потом всю жизнь эти слезы возвращались каждый раз, как только заходила речь о Мейерхольде. Очень долго формула «Бабанова — Райх» сохраняла актуальность и для самой Марии Ивановны, слишком непосредственно и живо она соединялась со всеми бесконечными несправедливостями, забыть которые не удавалось… И все же к концу своей жизни она стала осознавать, что Мейерхольд явился в той ситуации не озабоченным супругом, а художником, неуемным, неумолимым, ревнивым, своенравно расставляющим фигуры на доске своей неукоснительной волей. Художником, не допускавшим никаких посторонних влияний». По одной из версий, конфликт Бабанова — Райх был предопределен еще и тем, что обе женщины любили Мейерхольда и претендовали на его расположение. Однако в отличие от М.
Бабановой ее соперница была намного решительнее и настойчивее в своих действиях. Дело порой доходило до запрещенных приемов. Например, в спектакле «Ревизор» обе актрисы играли главные роли: Райх — городничиху, Бабанова — ее дочь. Так вот, во время спектакля Райх исподтишка так щипала свою соперницу, что у той после этого на теле долго оставались синяки. Не менее злопамятен и крут нравом был и сам Мейерхольд этот нрав он явно перенял по наследству от отца. Вот как писал Д. Фернандес: «У Мейерхольда был трудный, властный характер. Его прозвали Доктором Дапертутто Везде — намек на инквизиторскую мелочность, с которой он командовал своей школой. Своим актерам он не оставлял ни малейшей свободы. Конечно, отец, но отец — диктатор и тиран».
На людях Мейерхольд и Райх сохраняли видимость семейного благополучия, однако в стенах своего дома в Брюсовом переулке давали волю чувствам. Дочь З. Райх вспоминает, что дома между супругами шла постоянная война. Скандалы следовали за скандалами, и дети боялись, что все рано или поздно закончится разводом. Однако развода так и не последовало. Хотя все предпосылки для него уже были. Следует отметить и тот факт, что Мейерхольд был гомосексуалистом. По словам близко знавшего его И. Романовича, «круг гомосексуальных связей Мейерхольда был достаточно широк, в него входили многие известные люди. Этот факт интимной жизни Мастера, бесспорно, оказывал огромное влияние на его отношения с Зинаидой Николаевной.
В старой России свобода и нетривиальность сексуальной жизни не поощрялись. Возможно, Мейерхольд связывал с большевистским переворотом выход в царство подлинной свободы, в том числе творческой и сексуальной. Он не мог предположить, что этот переворот принесет еще большую несвободу, закрепощение всех и каждого, что гомосексуализм будет преследоваться как уголовное или даже государственное преступление». Касаясь этой щекотливой темы, отмечу, что Мейерхольд довольно часто увлекался актерами своего театра. Например, известно, что он сильно симпатизировал Михаилу Цареву и, как отмечает Т. Есенина, «Мейерхольд постоянно тащил Царева в дом, на дачу. Не отпускал от себя. Постоянно восхищался им и своей дружбой с ним». Подобные же знаки внимания Мейерхольд оказывал и другим молодым актерам: Евгению Самойлову, Аркадию Райкину. Известен случай, когда еще молодой Аркадий Исаакович пришел на репетицию к Мейерхольду и тихо сидел в глубине зала.
Однако режиссер заметил незнакомого молодого человека, познакомился с ним и стал уговаривать его переехать из Ленинграда в Москву, даже предлагал ему квартиру. Между тем в середине 30-х годов над Мейерхольдом начали сгущаться тучи. И хотя вечеринки, которые устраивались для столичной богемы в их доме в кооперативный дом в Брюсовом переулке они переехали в 1928 году , посещали весьма влиятельные люди в том числе и чекисты , сам хозяин дома понимал, что всерьез рассчитывать на их помощь в случае опасности ему не придется. Речь в ней шла о только что поставленной в Большом театре опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В статье обличалось «левацкое искусство», которое «вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова». Фамилии Мейерхольда в этом списке не было. Чтобы хоть как-то оправдаться перед властью, Мейерхольд пускался во все тяжкие. Он взялся поставить сначала пьесу Л. Сейфулиной «Наташа», действие которой происходило в колхозной деревне.
Затем принялся репетировать спектакль «Одна жизнь» по пьесе Е. Габриловича, в основу которой был положен роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Спектакль был представлен пред грозные очи приемной комиссии в ноябре 1937 года.
Всеволод Мейерхольд
- Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон · Город 812
- Условный «Балаганчик» и власть режиссёра
- Музей-квартира Мейерхольда лишилась директора - МК
- Что еще почитать
Все, везде и всюду: самые смелые эксперименты Мейерхольда
Там Всеволод Эмильевич проработал некоторое время, но и так и не сумел воплотить в жизнь свои замыслы — оперы «Дон Жуан» и «Семён Котко». В 1939 году Мейерхольд приезжает в Ленинград — невероятно важный для него город. Именно здесь сформировались его режиссёрский опыт и мастерство: и в студиях, и, конечно же, в Александринском театре, где было поставлено 19 спектаклей. Среди них такие неоспоримые шедевры, как «Гроза», «Дон Жуан» и «Маскарад». Фото: Елизавета Трубина «Последняя постановка подвела черту ухода одной эпохи и начала другой жизни. Это знаменательный, феноменальный спектакль. Премьера была в феврале 1917 года, когда на улицах уже стреляли, когда уже не ходили трамваи и премьера была под угрозой», — подчеркнул Валерий Фокин. Вернувшись в Ленинград, Мейерхольд ведёт переговоры с художественным руководителем Леонидом Сергеевичем Вивьеном по поводу работы в Александринском театре, в те годы называвшемся Пушкинским. Есть в этом что-то мистическое. Ничего в жизни не бывает случайны», — заметил Валерий Фокин К слову, спектакль «Мейерхольд. Чужой театр» не единственная премьера грядущего театрального сезона Александринки.
Вторая постановка в честь юбилея Всеволода Эмильевича называется «Мейер». Это работа Кирилла Люкевича, молодого режиссёра Большого драматического театра имени Г. Товстоногова, представляющая собой фантазию на тему разных постановок и личной жизни Мейерхольда, без вклада которого сложно представить современную театральную реальность.
Ранее из-за пожара, который произошел в соседнем ресторане, пострадала квартира помощницы российского режиссера Константина Богомолова Ольги Росляковой. В момент возгорания она находилась дома, но выбежала на улицу, когда увидела дым. После того как пожар потушили, оказалось, что одну из комнат в квартире Росляковой нужно полностью ремонтировать. Если вы стали свидетелем интересного события или у вас есть история для отдела «Среда обитания», напишите на этот адрес: dom lenta-co.
Программа сезона включает три фестиваля, кросс-культурные, междисциплинарные и межинституциональные проекты. Презентация планов 9-го октября начнётся с музыкально-импровизационного перформанса при участии Дмитрия Тыквина, Константина Оганова и Владимира Грига. Музыканты будут исполнять импровизационный джаз на традиционных, подготовленных, авторских и электронных инструментах.
Большая статья, большой разворот. Мы достали подлинник той газеты 37-го года и хотим поставить ее в витрине в фойе, чтобы люди посмотрели - это тоже интересный факт. Портрет Мейерхольда кисти Бориса Григорьева. Этот образ - в основе памятника во дворе Новой сцены Александринского театра. Фото: Предоставлено Александринским театром Меня мучил вопрос: как это все произошло? Идет блестящая биография, она сталкивается с методом социалистического реализма, который возникает. Метод - это коридор, в который ты должен войти, обязательно в нем жить и существовать, иначе ты не здесь, ты чужой. Чужой театр, и ты чужой... Мы опирались на стенограмму собрания, но там не только документальная стенограмма, есть еще записи мейерхольдовских репетиций. Выступают актеры, выступают его ученики - те, кто с ним работал с самого начала. То есть это театральная фантазия, конечно, мы не документальную драму делаем, и прежде всего, когда это собрание перемежается воспоминаниями или театральной репетицией, как он репетирует "Ревизора", "Даму с камелиями", как идет его революционный блок 20-х годов и так далее. И когда те же люди, которые выступают, его обвиняют, они как актеры в этом участвуют и абсолютно отдаются этому процессу, потому что это спектакль еще и про то, что есть театр. И в театре актеры его обожают, ему подчиняются, там они все вместе, а потом выходят обратно на собрание - и жизнь заставляет их по-другому себя вести. В 1937 году. На фотографии - Мейерхольд в верхнем правом углу с актерами. Известно, что после этого собрания буквально через месяц театр закрывается. Дальше Мейерхольда приглашает Станиславский главным режиссером к себе в свой музыкальный театр. Там он работает, не успевает поставить спектакль, который готовит при Станиславском, приезжает в Ленинград, в город, который он обожает, договаривается с Вивьеном, тогдашним главным режиссером Александринского театра о постановке двух спектаклей в Александринском театре - тогда в театре Пушкина. Но после этого разговора возвращается на Карповку к себе домой, его арестовывают - Станиславский уже умер к этому времени, не мог заступиться. И в 40-м году Мейерхольда расстреливают. То есть по сути дела его последнее посещение - это Ленинград. Его не арестовывают в Москве, он возвращается как бы к себе в любимый город. Тут его ночью арестовывают, сразу этапируют утром, и все на этом заканчивается... Это же была кампания - не только одна статья в "Правде", а высказывания, отзывы, отклики на эту статью Впервые со стенограммой я познакомился благодаря внучке Мейерхольда Марии Алексеевне Валентей. В конце 80-х годов, когда я был назначен председателем комиссии по наследию Мейерхольда, она меня привела, добилась, чтобы мы вместе с ней в ЦГАЛе смотрели архивы Мейерхольда, и я тогда прочитал эту стенограмму - огромный том. Она меня потрясла тогда - это был взрыв бомбы. Во-первых, открылись новые фамилии, которые были известны и которые себя соответственным образом вели на собрании. Я ни в коем случае их не осуждаю. Мы все люди, и еще неизвестно, как мы бы себя вели в этих обстоятельствах. Поэтому осуждать это невозможно, и даже про это говорить... Но были повороты совершенно неожиданные. Это же была кампания - не только одна статья в "Правде", а высказывания, отзывы, отклики на эту статью. Одна статья осудительная была интересно подписана - полковник Валерий Чкалов. Не знаменитый летчик Валерий Чкалов, которого мы знаем, а почему-то полковник Чкалов... Ну и начиная с народных артистов СССР, известных, которые говорили - вы враг, куда вы завели театр... Мы опубликовали часть стенограммы еще в 90-х годах в первом сборнике о Мейерхольде... Биография Мейерхольда с 1907 по 1917 годы была связана с Императорской Александринской сценой.
В Петербурге отменили спектакль "Мейерхольд. Чужой театр" из-за травмы актёра
С 17 по 19 мая проходит фестиваль «М.150.11» к 150-летию Всеволода Мейерхольда и 11-летию Новой сцены, названной в его честь. В первый день конференции состоялась презентация первого двухчастного тома документального труда «Мейерхольд Вс. В подмосковной Балашихе сгорела дача, ранее принадлежавшая театральному деятелю Всеволоду Мейерхольду и актрисе Зинаиде Райх.