В конце своего творчества Шекспир написал несколько трагикомедий, а также сотрудничал с другими писателями. Уильям Шекспир (William Shakespeare) родился в 1564 году, по преданию 23 апреля, в городе Страдфорд-он-Эйвон, в графстве Уоркшир, в центре Англии. Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне, графство Уорикшир в Англии. Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564, по преданию, 23 апреля.
Так был или не был Уильям Шекспир? Вот в чем вопрос, точнее, главная загадка мировой литературы
Уильям был третьим из восьми детей, родившихся в семье Шекспиров. Так или иначе, город, где родился, Шекспир покинул в конце восьмидесятых XVI столетия. Легенда 2. Шекспир родился в богатой семье.
К 450-летнему юбилею – 20 малоизвестных фактов о Шекспире
Сохранилось мало исторических свидетельств о жизни Шекспира, и теории о его жизни создаются на основе официальных документов и свидетельств современников, поэтому в научном сообществе до сих пор обсуждаются вопросы относительно его внешности и религиозных воззрений, а также существует точка зрения, что приписываемые ему работы созданы другим человеком; она популярна в культуре, хотя и отвергается подавляющим большинством учёных-шекспироведов. Большинство работ Шекспира написаны в период с 1589 по 1613 год. Его ранние пьесы в основном относятся к комедиям и хроникам, в которых Шекспир значительно преуспел. Затем в его творчестве настал период трагедий, включающих произведения «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» и «Макбет», которые считаются одними из лучших на английском языке. В конце своего творчества Шекспир написал несколько трагикомедий, а также сотрудничал с другими писателями. Многие пьесы Шекспира издавались ещё при его жизни. В 1623 году два друга Шекспира, Джон Хеминг и Генри Конделл, опубликовали Первое фолио, собрание всех, кроме двух, пьес Шекспира, в настоящее время включаемых в канон.
Позже Шекспиру различными исследователями было с различной степенью доказательности атрибутировано ещё несколько пьес или их фрагменты. Уже при жизни Шекспир получал похвальные отзывы о своих работах, но по-настоящему он стал популярен только в XIX веке. В частности, представители романтизма и викторианцы так преклонялись перед Шекспиром, что Бернард Шоу назвал это «bardolatry», что в переводе с английского означает «бардопоклонство». Произведения Шекспира остаются популярными и в наши дни, они постоянно изучаются и переосмысливаются в соответствии с политическими и культурными условиями. Нашли ошибку?
Уильям учился в грамматической школе, считавшейся одной из лучших; основными предметами в ней были английский, латинский и древнегреческий языки. В 18 лет Шекспир женился на дочери соседа-помещика. Жена его была старше на 8 лет, в семье было трое детей. Около 1587 года Уильям перебрался в Лондон, примерно в 1593 году вступил в театральную труппу Р. Бербеджа, работая и как актер, и как режиссер, и как драматург. Он пишет поэмы — «Венера и Адонис» 1593 и «Лукреция» 1594 , сонеты, пьесы.
H, которое и по сей день не разгадано. Наиболее вероятное время создания сонетов — 1593-1600. В соответствии с жанровыми требованиями пьеса полна театральных эффектов и неожиданностей. Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. Она, как и другие члены семьи Шекспира, была неграмотна в сохранившихся документах вместо её подписи — знак. Самые популярные материалы апреля для вашего класса:.
Уильям Шекспир
Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в живописном городке Стратфорд-он-Эйвон в графстве Уорикшир в Великобритании, расположенном на реке Эйвон. Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне. Avon) родился Уильям Шекспир. 3. Умер Шекспир в тот же день, что и родился, 23 апреля 1616 года в возрасте 52 лет в своем родном городе Стратфорд-на-Эйвоне. День рождения Шекспира — история, как отмечать День Шекспира, тема следующей статьи на
23 апреля - день рождения и смерти Уильяма Шекспира
Великий драматург Уильям Шекспир появился на свет в 1564 году. Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в семье торговца и почтенного горожанина Джона Шекспира. Однако, поскольку Шекспир родился по юлианскому летоисчеслению, то по григорианскому календарю датой его рождения является 3 мая. Великий драматург Англии эпохи Ренессанса, национальный поэт, получивший мировое признание, Уильям Шекспир появился на свет в городке Стратфорде, который находится севернее Лондона. Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне (англ. Загадка Шекспира Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в городе Стратфорд-он-Эйвон, скончался 23 апреля 1616 года.
9 интересных фактов из жизни Уильяма Шекспира
Величанского [5] В церкви воздвигнут также раскрашенный бюст Шекспира, рядом с которым ещё две эпитафии — на латыни и на английском. Латинская эпитафия сравнивает Шекспира с мудрым пилосским царём Нестором , Сократом и Вергилием. Шекспира пережила вдова, Энн ум. Три сына Джудит Шекспир в замужестве Куини умерли молодыми, не оставив потомства. Творчество Основная статья: Список работ Уильяма Шекспира Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную поэмы и сонеты и драматическую. Белинский писал, что «слишком было бы смело и странно отдать Шекспиру решительное преимущество пред всеми поэтами человечества, как собственно поэту, но как драматург он и теперь остаётся без соперника, имя которого можно б было поставить подле его имени» [11]. Драматургия Основные статьи: Трагедии Уильяма Шекспира , Комедии Уильяма Шекспира, Хроники Уильяма Шекспира Английская драма и театр времён Уильяма Шекспира В начале правления Елизаветы Elizabeth I of England, 1533—1603 , которая взошла на престол в 1558 году, ещё не было специальных строений для показа спектаклей, хотя тогда уже существовало достаточно много работающих актёрских трупп. Для этих целей использовались постоялые дворы или залы учебных заведений и частные дома. Оно было возведено за городом, на окраине Шордич Shoreditch. Когда в 1597 году Джеймс Бёрбедж умер, истёк срок аренды земельного участка, на котором располагался The Theatre.
Пока решался вопрос о новом помещении, представления труппы проходили в расположенном неподалёку театре «Куртина» The Curtain, 1577—1627 , основанном Генри Лэнмэном Henry Lanman. Тем временем, The Thearte был демонтирован и по частям перевезён на другой берег реки. В начале 1599 года строительство было завершено, и открылся новый театр, который назвали «Глобус» The Globe. Сыновья Бёрбеджа Катберт и Ричард Cuthbert Burbage and Richard Burbage, 1567—1619 , стали владельцами половины здания, остальную часть его стоимости они предложили разделить между несколькими пайщиками из состава труппы. Так Шекспир стал одним из совладельцев «Глобуса». В 1613 году во время представления «Генриха VIII» вспыхнула соломенная кровля театра, и он сгорел до основания. Через год на том же месте построили «второй Глобус» The second Globe , c черепичной крышей. В то время в английской театральной среде создание новых пьес часто происходило на основе использования уже существующих текстов, которые переделывались и дополнялись. В своём творчестве Уильям Шекспир также пользовался этим методом, совершенствуя материалы, найдённые в разных источниках.
В период с 1595 по 1601 годы происходит активное развитие его писательской карьеры. Мастерство Шекспира приносит славу его произведениям и труппе [12]. Английские драматурги-предшественники и современники Уильяма Шекспира Основная статья: Елизаветинская драма В эпоху Шекспира наряду с успешным в то время театром «Глобус» в Лондоне существовало ещё несколько заметных театров, которые соперничали между собой. Театр «Лебедь» The Swan, 1595—1632 , который построил ювелир и торговец Фрэнсис Лэнгли Francis Langley, 1548—1602 , Театр «Фортуна», строительство которого началось в 1600 году, и другие. Одним из самых знаменитых драматургов-предшественников Шекспира был талантливый поэт Кристофер Марло Christopher Marlowe, 1564—1593 , под влияние которого, несомненно, попал Шекспир в самом начале своего творчества, и все пьесы которого ставились тогда в театре «Роза». Наряду с ними трудились и другие, не имевшие университетского образования, литераторы, сочинения которых в той или иной мере оказали влияние на творчество Шекспира. Театральная техника в эпоху Уильяма Шекспира Основная статья: Театральная техника в эпоху Шекспира Театральная техника в эпоху Шекспира — шекспировскому театру несомненно соответствует система спектакля, первоначально устраивавшегося группами бродячих комедиантов на постоялых и гостиничных дворах; эти гостиничные дворы обычно представляли собой здание, обнесенное по второму этажу открытым ярусом-балконом, по которому располагались комнаты и входы в них. Бродячая труппа, въехав в такой двор, у одного из прямоугольников стен его устраивала сцену; во дворе и на балконе располагались зрители. Сцена устраивалась в виде дощатого помоста на козлах, часть которого выходила на открытый двор, а другая, задняя, оставалась под балконом.
С балкона опускалась завеса. Таким образом сразу образовались три площадки: передняя — впереди балкона, задняя — под балконом за завесой и верхняя — самый балкон над сценой. Первый публичный стационарный театр был сооружен в Лондоне вернее за Лондоном, вне городской черты, так как в черте города устройство театров не разрешалось в 1576 актёрской семьей Бэрбеджей. В 1599 году был создан театр «Глобус», с которым связана большая часть творчества Шекспира. Шекспировский театр не знает ещё зрительного зала, а знает зрительный двор yard , как реминисценцию гостиничных дворов. Такой открытый, не имеющий крыши зрительный двор, обносился галереей или двумя галереями. Сцена покрывалась крышей и представляла собой те же три площадки гостиничного двора. Передняя часть сцены вклинялась почти на треть в зрительный двор — стоячий партер осуществлявший таким образом буквально свое название «par terre» — на земле. Наполнявшая партер демократическая часть публики густым кольцом окружала и подмостки сцены.
Более привилегированная, аристократическая часть публики располагалась, — лежа и на табуретках, — на самой сценической площадке по краям её. История театра этого времени отмечает постоянную вражду и перебранку, иногда переходившую даже в драку, этих двух групп зрителей. Классовая вражда ремесленного и рабочего партера к аристократии сказывалась здесь довольно шумно. Вообще, той тишины, какую знает наш зрительный зал, в театре Шекспира не было. Задняя часть сцены отделялась раздвижным занавесом. Там обычно исполнялись интимные сцены например, в спальне Дездемоны , там же играли, когда нужно было сразу быстро перенести действие в другое место и показать действующее лицо в новом положении например, в драме Марло «Тамерлан» есть ремарка: «занавес отдернут, и Зенократа лежит в постели, Тамерлан, сидящий возле неё», или в «Зимней сказке» Шекспира: «Полина отдергивает занавес и открывает Гермиону, стоящую в виде статуи». Передняя площадка была главной сценой, ей же пользовались для излюбленных тогда в театре шествий, процессий, для показа чрезвычайно популярного тогда фехтования сцена в последнем акте «Гамлета». Здесь же выступали клоуны, жонглеры, акробаты, развлекавшие публику между сценами основной пьесы антрактов в шекспировском театре не было. Впоследствии при позднейшей литературной обработке шекспировских драм часть этих клоунад-интермедий и шутовских реплик была включена в печатный текст.
Каждый спектакль заканчивался обязательно «джигой» — особого рода песенкой с пляской, исполняемой клоуном; сцена могильщиков в «Гамлете» во времена Шекспира была клоунадой, патетикой её наполнили потом. В шекспировском театре ещё нет резкой разницы между драматическим актёром и акробатом, шутом. Правда, эта разница уже вырабатывается, ощущается, она в становлении. Но грани ещё не стерты. Связь, соединяющая шекспировского актёра с скоморохом, гистрионом, жонглёром, шутовским «чёртом» средневековой мистерии, с фарсовым буффоном, ещё не порвана. Вполне понятно, почему котельщик из «Укрощения строптивой» при слове «комедия» прежде всего вспоминает фокусы жонглера. Верхняя сцена употреблялась, когда действие должно было изображаться логикой событий наверху, например, на стенах крепости «Кориолан» , на балконе Джульетты «Ромео и Джульетта». В таких случаях в сценарии имеется ремарка «наверху». Практиковалась, например, такая планировка — верх изображал крепостную стену, а отдернутый внизу занавес задней площадки означал одновременно городские ворота, открываемые перед победителем.
Такой системой театра объясняется и структура шекспировских драм, не знающих ещё ни деления на акты деление это было проделано уже после смерти Шекспира, в изд. Столь характерный для елизаветинских драматургов параллелизм фабул в одной и той же пьесе объясняется в последнее время своеобразным устройством сцены, открытой для зрителей с трёх сторон. На этой сцене господствует так называемый закон «временной непрерывности». Развитие одной фабулы давало возможность другой как бы продолжаться «за кулисами», чем заполнялся соответствующий промежуток «театрального времени» между отрезками данной фабулы. Построенное на коротких активно-игровых эпизодах действие с условной быстротой переносится с места на место. В этом сказывается ещё традиция мистериальных сцен. Так новый выход того же лица, а то и просто несколько шагов по сцене с соответствующим текстовым объяснением обозначали уже новое место. Например в «Много шуму из ничего» Бенедикт говорит мальчику: «у меня в комнате на окне лежит книга, принеси её сюда, в сад» — это обозначает, что действие происходит в саду.
Большинство работ Шекспира написаны в период с 1589 по 1613 год. Его ранние пьесы в основном относятся к комедиям и хроникам, в которых Шекспир значительно преуспел.
Затем в его творчестве настал период трагедий, включающих произведения «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» и «Макбет», которые считаются одними из лучших на английском языке. В конце своего творчества Шекспир написал несколько трагикомедий, а также сотрудничал с другими писателями. Многие пьесы Шекспира издавались ещё при его жизни. В 1623 году два друга Шекспира, Джон Хеминг и Генри Конделл, опубликовали Первое фолио, собрание всех, кроме двух, пьес Шекспира, в настоящее время включаемых в канон. Позже Шекспиру различными исследователями было с различной степенью доказательности атрибутировано ещё несколько пьес или их фрагменты. Уже при жизни Шекспир получал похвальные отзывы о своих работах, но по-настоящему он стал популярен только в XIX веке. В частности, представители романтизма и викторианцы так преклонялись перед Шекспиром, что Бернард Шоу назвал это «bardolatry», что в переводе с английского означает «бардопоклонство». Произведения Шекспира остаются популярными и в наши дни, они постоянно изучаются и переосмысливаются в соответствии с политическими и культурными условиями. Уильям Шекспир Уильям Шекспир родился в городе Стратфорд-апон-Эйвон графство Уорикшир в 1564 году, крещён 26 апреля, точная дата рождения неизвестна. Предание относит его появление на свет к 23 апреля: эта дата совпадает с точно известным днём его смерти.
Кроме того, 23 апреля отмечается день святого Георгия, покровителя Англии, и к этому дню предание могло специально приурочить рождение величайшего национального поэта. С английского языка фамилия «Шекспир» переводится как «потрясающий копьём». Его отец, Джон Шекспир 1530-1601 , был состоятельным ремесленником перчаточником , часто избирался на различные значимые общественные должности. В 1565 году Джон Шекспир был олдерменом, а в 1568 году - бальи главой городского совета. Он не посещал церковных богослужений, за что платил большие денежные штрафы возможно, что он был тайным католиком. Мать Шекспира, урождённая Мэри Арден 1537-1608 , принадлежала к одной из старейших саксонских семей. Всего у четы было 8 детей, Уильям родился третьим. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе» англ. Некоторые учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорде-на-Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт, однако школьные журналы не сохранились, и теперь ничего нельзя сказать наверняка. В 1582 году, в 18-летнем возрасте, он женился на Энн Хатауэй, дочери местного землевладельца, бывшей на 8 лет его старше.
В момент заключения брака Энн была беременна. В 1583 году у супругов родилась дочь Сьюзен крещена 23 мая , в 1585 году - двойня: сын Хемнет, умерший в 11 лет в августе 1596 года, и дочь Джудит крещены 2 февраля. О дальнейших в течение семи лет событиях жизни Шекспира существуют лишь предположения. Первые упоминания о лондонской театральной карьере относятся к 1592 году, и период между 1585 и 1592 годами исследователи называют «потерянными годами» Шекспира. Попытки биографов узнать о действиях Шекспира в этот период привели к появлению многих апокрифичных историй.
Материальное состояние писателя заметно улучшилось. Литературное творчество Первая книга гениального драматурга появилась в 1594 году.
Она принесла ему успех, деньги и признание. Одухотворенный успехом, автор продолжил создавать шедевры: «Укрощение строптивой»; «Гамлет»; «Ромео и Джульетта». Литературное творчество можно условно разделить на четыре периода: комедии и поэмы, романтические произведения, глубокие философские книги. Последние работы характеризуются отточенным слогом и изящным поэтическим мастерством. Бернард Шоу считал Шекспира устаревшим писателем.
Дом же самого писателя не сохранился по весьма нелепой причине. Пол Тейлор, хранитель музея: «Шекспир был богатым человеком и в конце XVI века купил себе один из самых больших домов в городе. После смерти дом был продан, и нового хозяина раздражали толпы туристов, просившихся посмотреть на место, где жил драматург.
Потеряв терпение, новый владелец снес дом и уехал из города». День рождения Шекспира привлекает в Стрэтфорд-на-Эйвоне тысячи туристов, но похвастать отцам города почти нечем: первое издание шекспировских трагедий, отпечатанное после смерти писателя, перстень с его инициалами — был найден несколько веков спустя. Завещание писателя, в котором ни слова о его пьесах. Зато в популярной культуре и высоком искусстве Шекспир оставил глубокий след: портрет драматурга на брелках и кружках, пластмассовые «шекспирчики» и даже писатель из сибирской сосны — скульптура русского художника. Родной город Шекспира Стрэтфорд-на-Эйвоне теперь полностью существует за счет туристов. Здесь на каждого местного жителя приходится четыре туриста, которые ежегодно приносят в городскую казну сотни миллионов фунтов.
23 апреля - день рождения и смерти Уильяма Шекспира
К 1608 году Шекспир в основном написал трагедии, такие как « Гамлет », « Король Лир » и « Макбет », ставшими одними из лучших его произведений. В последний период своего творчества он писал трагикомедии [1]. Ещё при жизни был уважаемым поэтом и драматургом, однако пик славы его произведений пришёлся на период после XIX века, когда сторонники романтизма объявили Шекспира гением. В ХХ веке его произведения неоднократно переосмысливались новыми течениями в гуманитарном и театральном искусстве. Его произведения до сих пор остаются одними из самых популярных и постоянно изучаются, исполняются и переосмысливаются в различных культурных и политических контекстах по всему миру [1].
Биография Уильям Шекспир был сыном Джона Шекспира, успешного землевладельца, и Мэри Арден, дочери другого влиятельного влиятельного землевладельца. Родился в Стратфорде-апон-Эйвоне. Крещен 26 апреля 1564 года. Точная дата его дня рождения неизвестна, но традиционно считается 23 апреля.
Он был третьим ребёнком из восьми и самым старшим выжившим сыном в семье. Хотя никаких записей о его посещении какой-либо школы не сохранилось, подавляющее большинство ученых считают, что Шекспир получил образование в Стратфордской гимназии, получившей лицензию в 1553 году, и находившейся примерно в четверти мили от его дома [2]. Во времена Елизаветы I гимназии имели разную степень качества образования по всей Англии, но везде ход обучения регулировался законом, и гиманзия должна была обеспечить качественное знание латинского языка и классической литературы. В восемнадцать лет Шекспир женился на 26-летней Энн Хатауэй.
Епископский суд Вустерской епархии выдал разрешение на брак 27 ноября 1582 года [3]. Через шесть месяцев после свадьбы у них родилась первая дочь Сьюзан, которую крестили 26 мая 1583 года.
Через два года у пары родились двойняшки — мальчик и девочка, которых назвали Хемнет и Джудит. К сожалению, Хемнет прожил всего 11 лет и скончался в августе 1596 года точная дата смерти неизвестна. Биография Шекспира имеет немало белых пятен. Историки до сих пор не могут восстановить ее полностью. Так, известно, что из города, где родился Шекспир, он через 3 года после свадьбы переехал в Лондон.
Но причины этого переезда достоверно неизвестны. Некоторые исследователи утверждают, что это произошло из-за того, что будущий драматург бежал из родного города из-за гнева помещика, который выяснил, что Вильям занимается браконьерством на его угодьях. Начало творческой карьеры С переезда в Лондон началась новая глава биографии Уильяма Шекспира. Но и про эти годы жизни поэта достоверно известно далеко не все. Считается, что сразу после приезда он устроился работать в театр на самую низшую должность — в его обязанность входило присматривать за лошадьми господ, посещающих храм Мельпомены. Есть информация, что он занимался не лошадьми, а переработкой старых пьес на современный лад. Также имеются предположения, что Шекспир попытался стать актером, но потерпел неудачу.
Что из краткой биографии поэта известно достоверно — Уильям входил в театральную труппу «Слуги лорда-камергера». И он был не только актером, выступавшим на сцене, но и одним из соучредителей. Также он писал для труппы пьесы. Поставленные на основе произведений автора спектакли пользовались невероятным успехом у лондонских жителей из всех слоев общества — аристократии, простых горожан. Благодаря быстрорастущей популярности к поэту пришел и финансовый успех. В 1599 год участники труппы основали свой театр под названием «Глобус», который находился на левом берегу реки Темза. Еще через несколько лет 1608 г.
С этого времени поэт стал считаться одним из самых богатых людей Лондона.
Большинство исследователей убеждены, что Шекспира крестили согласно тогдашней традиции, через три дня после его рождения. Поэтому весь мир отмечает день рождения Шекспира 23 апреля. Он играл в составе театральной труппы «Слуги лорда-камергера» в своих собственных, равно как и в чужих пьесах. Умер Шекспир в тот же день, что и родился, 23 апреля 1616 года в возрасте 52 лет в своем родном городе Стратфорд-на-Эйвоне. Основные сведения о биографии Лебедя Эйвона историки откопали в его собственных произведениях, в особенности, в сонетах. До наших дней сохранилось очень немного церковных и официальных документов, в которых упоминается имя Шекспира. О детстве и школьном образовании Уильяма Шекспира нет никаких сведений.
Большинство экспертов считает, что он посещал школу короля Эдуарда VI в родном Стратфорде, в которой, в частности, изучал труды античных авторов. В ноябре 1582 года 18-летний Шекспир женился на Энн Хатауэй.
Картина Томаса Ньюленда. Вернее, придумать можно что угодно, но невозможно заставить язык принять все эти изобретения — тем более что Шекспир далеко не сразу стал великим драматургом в сознании носителей английского.
Миф о «словарном запасе» еще лет десять назад окончательно развеяли ученые, в том числе канадский шекспировед Холгер Сайм и британский лингвист Дэвид Кристал. Правда, двадцать пять или тридцать тысяч и прочие подобные дикие числа получаются, только если считать вообще все словоформы как отдельные слова. По подсчетам филолога Хью Крейга, среди драматургов, от которых сохранилось хотя бы три пьесы, Шекспир по этому показателю находится на условном седьмом месте. В России миф о Шекспире-словотворце особенно популярен в том числе потому, что его пропагандировал антистратфордианец Илья Гилилов.
Он считал, что способность к словотворчеству — признак гениальности настоящего Шекспира, графа Ратленда, Логодедала, как Гилилов называл своего героя. В 1880-х годах в Великобритании начал выходить очень авторитетный Оксфордский словарь английского языка. Миф укрепился, а потом вошел и в массовую культуру. И хотя филологи, кажется, уже многих убедили, что не писатели чаще всего создают новые слова и что язык работает не так, все равно то тут, то там выскакивает что-то вроде «Всех этих слов мы бы не знали без Шекспира».
Самоучитель английского языка для сквернословов Легенда 7. Шекспир воровал чужие сюжеты Вердикт: это неправда. Шекспир читает. Картина Уильяма Пейджа.
Во всех остальных случаях Шекспир брался за обработку сюжетов, придуманных до него. Но следует ли называть такую практику плагиатом? Сочинять, опираясь на опыт предшественников, Шекспира, как и других его современников, учили в школе. Для этого необходимо внимательно изучать классические тексты и использовать их в качестве образца при сочинении собственных.
Считалось, что поэту главным образом следует находить и приспосабливать к своей теме проверенные временем сюжетные ходы, идеи и образы — в надежде, что читатель оценит его ученость. Об оригинальном авторстве в современном смысле и тем более об авторском праве речь тогда еще не шла — соответствующий закон в Англии появился только в начале XVIII века. Особенно распространены были заимствования на театральной сцене: все лучшие драматурги конца XVI века адаптировали чужие сюжеты. Шекспир не делал ничего, что в его время считалось бы предосудительным.
При этом он так необычно и смело перерабатывал сюжеты, найденные у других авторов, что иначе как в высшей степени оригинальным — даже по нашим строгим меркам — его творчество не назовешь. Например, взяв у древнеримского комедиографа Плавта пьесы «Менехмы» и «Амфитрион», Шекспир смешал и объединил их таким образом, что получилось совершенно новое произведение — «Комедия ошибок». Если в «Менехмах» действовала одна пара неотличимых друг от друга братьев-близнецов, то Шекспир усилил путаницу за счет еще одной пары близнецов-слуг, а в конце показал счастливое воссоединение разбросанной по свету семьи, чего в его источниках не было. Или другой характерный пример — историю короля Лира записали еще в XII веке и позже многократно пересказывали, в том числе в форме трагикомедии, которая шла на лондонской сцене в начале 1590-х годов.
В конце пьесы он дерзко обманул ожидания зрителей: все думали, что трагедия закончится, как и привычная версия сюжета о Лире, наказанием жестоких дочерей и новым воцарением старого короля при поддержке Корделии, оставшейся в живых. Эти и многие другие подобные примеры показывают, что Шекспир пользовался известными ему и его публике сюжетами не потому, что ленился придумывать новые. Наоборот, каждая его пьеса свидетельствует о напряженной работе воображения и постоянных экспериментах с разным материалом. Легенда 8.
Шекспир никогда не публиковал свои пьесы Вердикт: это точно не известно. Уильям Шекспир. Картина Джерарда Суста. Мы знаем, например, что при жизни Шекспира отдельными изданиями в формате ин-кварто вышли 16 его пьес, некоторые — не по одному разу.
Но на титульном листе большинства из них имя автора не упомянуто. Для того времени это была обычная практика. Они покупали у него рукопись, чтобы превратить ее в сценарий будущего спектакля. Получив деньги, автор расставался и с пьесой, и с правами на ее.
Если актеры решали продать пьесу книгоиздателю, тот указывал на титульном листе название труппы и мог еще добавить, когда, где и сколько раз ее играли. Чем более известной была труппа и чем выше был ранг тех, перед кем она выступала, тем скорее пьесой можно было заинтересовать покупателей. Почти во всех прижизненных изданиях шекспировских пьес есть редакторский и типографский брак, а некоторые и вовсе заслужили репутацию «плохих кварто» — они трудночитаемы, полны темных мест, сюжетных неувязок и прочей невнятицы. Правда, издавать пьесы в то время было объективно сложнее, чем поэзию.
Сперва драматург отдавал черновики переписчику, который снимал беловую копию. Перед публикацией этот театральный сценарий со множеством пометок на полях надо было еще раз переписать. Чистая рукопись попадала к издателю, который также мог внести в нее какие-то исправления. Наконец, за работу брались наборщики, часто действовавшие механически, без внимания к смыслу будущей книги.
Для скорости над одним набором могли трудиться несколько человек, нередко обладавших разным уровнем квалификации, а какая-то часть страниц в силу особенностей технологии могла набираться задом наперед. К тому же английская орфография тогда еще не устоялась — разные люди писали и набирали одни и те же слова по-разному. Так от копии к копии в тексте накапливались ошибки, опечатки, помарки и неточности. Не говоря уже о том, что Шекспир, по-видимому , имел привычку дописывать и редактировать свои пьесы и после премьеры.
Тем не менее положение драматургов менялось, и уже в 1598 году первое кварто «Бесплодных усилий любви» и переиздания «Ричарда II» и «Ричарда III» вышли с именем Шекспира на титульных листах. Такая практика не сразу устоялась — впоследствии издатели еще не раз обходились без указания его авторства. Но не исключено, что отношение Шекспира к своим пьесам могло быть другим. Он был не только драматургом, но и пайщиком труппы, а значит, участвовал в принятии решений относительно судьбы своих произведений.
Этим может объясняться наличие разных по объему редакций одной и той же пьесы. Так, первое кварто «Ромео и Джульетты» содержит 2225 строк, а второе, вышедшее через два года, — уже более 3000. Первое кварто «Гамлета», его принято называть «плохим», состоит из 2155 строк, а второе, «хорошее», — уже из 3660. Лекции театроведа Алексея Бартошевича и все остальное, что нужно знать о шекспировском театре, его эпохе, зрителях и героях Легенда 9.
Королева Елизавета любила пьесы Шекспира Вердикт: это точно не известно. Шекспир и королева Елизавета. Гравюра Томаса Стотарда. При этом Иакова театр интересовал куда больше, чем его предшественницу.
Получив английскую корону, он почти сразу приблизил к себе шекспировскую труппу — теперь ее актеры были слугами уже не лорда-камергера, как раньше, а самого короля. Иаков чаще, чем Елизавета, звал коллектив «Глобуса» ко двору и пересматривал пьесы из их репертуара, написанные и поставленные до его воцарения, в том числе шекспировские. При нем Шекспир создал почти все свои великие трагедии. Возможно даже, что он писал их с учетом вкусов нового монарха.
Трудно сказать нечто подобное о королеве Елизавете. Она, несомненно, видела представления слуг лорда-камергера, регулярно выступавших при дворе на Масленицу и Рождество. Почти наверняка перед ней играли и пьесы Шекспира — точно мы этого не знаем. Однако нет оснований утверждать, что она отдавала предпочтение шекспировской труппе перед ее конкурентами — слугами лорда-адмирала.
В сохранившемся документе 1595 года, где говорится о расчетах двора с актерами за рождественские постановки, указано, что слуги лорда-камергера получили награду за исполнение двух пьес, а слуги лорда-адмирала — трех. Сам Шекспир, в отличие от некоторых современных ему поэтов и драматургов, никогда не стремился открыто угождать Елизавете. Шекспиру тогда было одиннадцать лет, и он вполне мог видеть пышные торжества собственными глазами — они проходили не так далеко от Стратфорда.
К 450-летнему юбилею – 20 малоизвестных фактов о Шекспире
Портрет работы неизвестного художника. В остальном я хочу сегодня сделать этакую видео и аудио программу. Итак, начнем сначала, со знакомства: «Энциклопедия.
Один раз отец даже был избран мэром.
Уильям учился в грамматической школе, считавшейся одной из лучших; основными предметами в ней были английский, латинский и древнегреческий языки. В 18 лет Шекспир женился на дочери соседа-помещика. Жена его была старше на 8 лет, в семье было трое детей. Около 1587 года Уильям перебрался в Лондон, примерно в 1593 году вступил в театральную труппу Р.
Бербеджа, работая и как актер, и как режиссер, и как драматург.
Также были высказаны предположения, что под псевдонимом «Шекспир» скрывается группа авторов. Интересные факты О жизни Уильяма Шекспира известно очень мало, а интерес к его персоне и по сей день огромен. И, как и с любой выдающейся личностью, с именем Шекспира связано множество интересных фактов, некоторые из которых стали известны совсем недавно. Шекспир в кино Экранизаций произведений Шекспира — сотни, пожалуй больше, чем у какого-либо другого писателя. Среди них прямые экранизации, переделки, пародии, фильмы «по-мотивам», осовремененные версии и многое другое. Фильм Сергея Юткевича «Отелло», созданный в 1955 году, стал первым советским фильмом, дублированным на английском языке.
Но особый интерес вызывает первая экранизация «Гамлета», выпущенная в 1900 году во Франции. Этот фильм назывался «Дуэль Гамлета» и длился всего три минуты, а главную роль в нём исполнила женщина — Сара Бернар. Пожар в «Глобусе» Первый театр «Глобус» сгорел ещё при жизни Шекспира. Выстреливающая во время представления театральная пушка дала осечку, отчего воспламенились деревянные балки и соломенная крыша. Из сохранившихся описаний данного события известно, что в пожаре никто не погиб, а пострадал лишь один человек, который пытался потушить загоревшиеся на нём брюки бутылкой эля. Современное здание театра было воссоздано по описаниям и обнаруженным при раскопках остаткам фундамента в 1997 году. Расположено оно примерно в 205 метрах от места первоначального театра.
Это первое здание с соломенной крышей, которое разрешили построить в современном Лондоне со времени Великого пожара 1666 года. Самый узнаваемый писатель Казалось бы, практически любой человек может без проблем представить себе облик Уильяма Шекспира — число портретов выдающегося драматурга так велико, что опережает коронованных особ того времени. Но при этом не существует ни одного прижизненного изображения Шекспира, а единственным достоверным портретом считается гравюра Мартина Друшаута с титульного листа посмертного Первого фолио драматурга. Популярны также Чандосовский портрет Джона Тейлора первое десятилетие XVII века и Коббовский портрет, владельцы которого - семья Коббе — полагают, что сам Шекспир позировал для него в 1613 году. Существует ещё так называемая Кессельдштатская маска, обнаруженная в 1849 году в лавке старьевщика в Майнце, но нет никаких прямых доказательств, что это действительно посмертная маска Шекспира.
Миф укрепился, а потом вошел и в массовую культуру. И хотя филологи, кажется, уже многих убедили, что не писатели чаще всего создают новые слова и что язык работает не так, все равно то тут, то там выскакивает что-то вроде «Всех этих слов мы бы не знали без Шекспира». Самоучитель английского языка для сквернословов Легенда 7. Шекспир воровал чужие сюжеты Вердикт: это неправда. Шекспир читает. Картина Уильяма Пейджа. Во всех остальных случаях Шекспир брался за обработку сюжетов, придуманных до него. Но следует ли называть такую практику плагиатом? Сочинять, опираясь на опыт предшественников, Шекспира, как и других его современников, учили в школе. Для этого необходимо внимательно изучать классические тексты и использовать их в качестве образца при сочинении собственных. Считалось, что поэту главным образом следует находить и приспосабливать к своей теме проверенные временем сюжетные ходы, идеи и образы — в надежде, что читатель оценит его ученость. Об оригинальном авторстве в современном смысле и тем более об авторском праве речь тогда еще не шла — соответствующий закон в Англии появился только в начале XVIII века. Особенно распространены были заимствования на театральной сцене: все лучшие драматурги конца XVI века адаптировали чужие сюжеты. Шекспир не делал ничего, что в его время считалось бы предосудительным. При этом он так необычно и смело перерабатывал сюжеты, найденные у других авторов, что иначе как в высшей степени оригинальным — даже по нашим строгим меркам — его творчество не назовешь. Например, взяв у древнеримского комедиографа Плавта пьесы «Менехмы» и «Амфитрион», Шекспир смешал и объединил их таким образом, что получилось совершенно новое произведение — «Комедия ошибок». Если в «Менехмах» действовала одна пара неотличимых друг от друга братьев-близнецов, то Шекспир усилил путаницу за счет еще одной пары близнецов-слуг, а в конце показал счастливое воссоединение разбросанной по свету семьи, чего в его источниках не было. Или другой характерный пример — историю короля Лира записали еще в XII веке и позже многократно пересказывали, в том числе в форме трагикомедии, которая шла на лондонской сцене в начале 1590-х годов. В конце пьесы он дерзко обманул ожидания зрителей: все думали, что трагедия закончится, как и привычная версия сюжета о Лире, наказанием жестоких дочерей и новым воцарением старого короля при поддержке Корделии, оставшейся в живых. Эти и многие другие подобные примеры показывают, что Шекспир пользовался известными ему и его публике сюжетами не потому, что ленился придумывать новые. Наоборот, каждая его пьеса свидетельствует о напряженной работе воображения и постоянных экспериментах с разным материалом. Легенда 8. Шекспир никогда не публиковал свои пьесы Вердикт: это точно не известно. Уильям Шекспир. Картина Джерарда Суста. Мы знаем, например, что при жизни Шекспира отдельными изданиями в формате ин-кварто вышли 16 его пьес, некоторые — не по одному разу. Но на титульном листе большинства из них имя автора не упомянуто. Для того времени это была обычная практика. Они покупали у него рукопись, чтобы превратить ее в сценарий будущего спектакля. Получив деньги, автор расставался и с пьесой, и с правами на ее. Если актеры решали продать пьесу книгоиздателю, тот указывал на титульном листе название труппы и мог еще добавить, когда, где и сколько раз ее играли. Чем более известной была труппа и чем выше был ранг тех, перед кем она выступала, тем скорее пьесой можно было заинтересовать покупателей. Почти во всех прижизненных изданиях шекспировских пьес есть редакторский и типографский брак, а некоторые и вовсе заслужили репутацию «плохих кварто» — они трудночитаемы, полны темных мест, сюжетных неувязок и прочей невнятицы. Правда, издавать пьесы в то время было объективно сложнее, чем поэзию. Сперва драматург отдавал черновики переписчику, который снимал беловую копию. Перед публикацией этот театральный сценарий со множеством пометок на полях надо было еще раз переписать. Чистая рукопись попадала к издателю, который также мог внести в нее какие-то исправления. Наконец, за работу брались наборщики, часто действовавшие механически, без внимания к смыслу будущей книги. Для скорости над одним набором могли трудиться несколько человек, нередко обладавших разным уровнем квалификации, а какая-то часть страниц в силу особенностей технологии могла набираться задом наперед. К тому же английская орфография тогда еще не устоялась — разные люди писали и набирали одни и те же слова по-разному. Так от копии к копии в тексте накапливались ошибки, опечатки, помарки и неточности. Не говоря уже о том, что Шекспир, по-видимому , имел привычку дописывать и редактировать свои пьесы и после премьеры. Тем не менее положение драматургов менялось, и уже в 1598 году первое кварто «Бесплодных усилий любви» и переиздания «Ричарда II» и «Ричарда III» вышли с именем Шекспира на титульных листах. Такая практика не сразу устоялась — впоследствии издатели еще не раз обходились без указания его авторства. Но не исключено, что отношение Шекспира к своим пьесам могло быть другим. Он был не только драматургом, но и пайщиком труппы, а значит, участвовал в принятии решений относительно судьбы своих произведений. Этим может объясняться наличие разных по объему редакций одной и той же пьесы. Так, первое кварто «Ромео и Джульетты» содержит 2225 строк, а второе, вышедшее через два года, — уже более 3000. Первое кварто «Гамлета», его принято называть «плохим», состоит из 2155 строк, а второе, «хорошее», — уже из 3660. Лекции театроведа Алексея Бартошевича и все остальное, что нужно знать о шекспировском театре, его эпохе, зрителях и героях Легенда 9. Королева Елизавета любила пьесы Шекспира Вердикт: это точно не известно. Шекспир и королева Елизавета. Гравюра Томаса Стотарда. При этом Иакова театр интересовал куда больше, чем его предшественницу. Получив английскую корону, он почти сразу приблизил к себе шекспировскую труппу — теперь ее актеры были слугами уже не лорда-камергера, как раньше, а самого короля. Иаков чаще, чем Елизавета, звал коллектив «Глобуса» ко двору и пересматривал пьесы из их репертуара, написанные и поставленные до его воцарения, в том числе шекспировские. При нем Шекспир создал почти все свои великие трагедии. Возможно даже, что он писал их с учетом вкусов нового монарха. Трудно сказать нечто подобное о королеве Елизавете. Она, несомненно, видела представления слуг лорда-камергера, регулярно выступавших при дворе на Масленицу и Рождество. Почти наверняка перед ней играли и пьесы Шекспира — точно мы этого не знаем. Однако нет оснований утверждать, что она отдавала предпочтение шекспировской труппе перед ее конкурентами — слугами лорда-адмирала. В сохранившемся документе 1595 года, где говорится о расчетах двора с актерами за рождественские постановки, указано, что слуги лорда-камергера получили награду за исполнение двух пьес, а слуги лорда-адмирала — трех. Сам Шекспир, в отличие от некоторых современных ему поэтов и драматургов, никогда не стремился открыто угождать Елизавете. Шекспиру тогда было одиннадцать лет, и он вполне мог видеть пышные торжества собственными глазами — они проходили не так далеко от Стратфорда. В той же пьесе упоминают «царящую на Западе весталку» и говорят, что эта «царственная жрица… чужда любви» У. Полное собрание сочинений в восьми томах. Перевод Татьяны Щепкиной-Куперник.. Подобное описание как нельзя лучше подходило Елизавете, культивировавшей образ королевы-девственницы. Однако в той же пьесе Титания, королева эльфов и фей, под воздействием волшебного цветка влюбляется в осла — точнее, в мужлана с ослиной головой. Как было хорошо известно при дворе и в литературных кругах, в образе королевы фей Глорианы поэт Эдмунд Спенсер воспел королеву Елизавету Речь идет о поэме «Королева фей».. Перевод Евгении Бируковой. Позже графа часто называли прообразом юного друга из шекспировских сонетов.
Великобритания празднует: 450 лет назад родился Уильям Шекспир
День рождения Шекспира привлекает в Стрэтфорд-на-Эйвоне тысячи туристов, но похвастать отцам города почти нечем: первое издание шекспировских трагедий, отпечатанное после смерти писателя, перстень с его инициалами — был найден несколько веков спустя. Уильям был третьим из восьми детей, родившихся в семье Шекспиров. Главная» Новости» Юбилей шекспира в 2024. Писатель Уильям Шекспир родился в апреле 1564 г. Точная дата неизвестна до сих пор. День рождения Шекспира — история, как отмечать День Шекспира, тема следующей статьи на
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Шекспире
Обратимся к описанию обстоятельств рождения Шекспира авторитетным исследователем жизни и творчества поэта Питером Акройдом: «Принято считать, что Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года, в день Святого Георгия. Шекспир родился в небольшом провинциальном городке Стратфорде, по преданию, 23 апреля (ст. ст.) 1564 года, в семье зажиточного горожанина, что позволило мальчику обучаться в местной школе. Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в живописном городке Стратфорд-он-Эйвон в графстве Уорикшир в Великобритании, расположенном на реке Эйвон. Наконец, Шекспир был и актером, и автором пьес, и пайщиком театральной труппы, он почти двадцать лет провел репетируя и выступая на сцене.
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Шекспире
Драматург Роберт Грин высмеивал его в своем памфлете, назвав писателя «потярсателем сцены» [3]. Насмешка Грина — одно из первых задокументированных упоминаний о театральной карьере Шекспира. Учёные расходятся во мнениях относительно точного значения слов Грина, но большинство согласны с тем, что Грин обвинил Шекспира в том, что он поднялся выше своего ранга, пытаясь не отставать от таких писателей с университетским образованием, как Кристофер Марло , Томас Нэш и сам Грин. Шекспироведы предполагают, что его карьера должна была начаться между серединой 1580-х годов и самим памфлетом Грина. С 1594 года пьесы Шекспира ставились только труппой « Слуги лорда-камергера », труппа, принадлежавшая группе актёров, одним из которых был сам Шекспир. Эта ассоциация быстро стала ведущей театральной труппой Лондона. После смерти королевы Елизаветы в 1603 году компания получила королевскую хартию от нового короля Якова I , и сменив название, стала именоваться «Слуги Короля». Труппа сделала Шекспира богатым человеком, о чём свидетельствуют записи об инвестициях писателя и покупке различных видов недвижимости [2]. В 1597 году он купил второй по величине дом в Стратфорде, место своего последнего упокоения. В 1599 году общество членов труппы построило собственный театр «Глобус» на южном берегу Темзы. В том же году Шекспир переехал в Садек, чтобы быть рядом с театром.
С 1597 года некоторые пьесы Шекспира издавались. С 1598 года Шекспир приобрел широкую известность. После успеха приобретенного в качестве драматурга он продолжал исполнять роли в собственных и чужих пьесах [4]. Примерно через полтора века после смерти Шекспира начались споры об авторстве традиционно приписываемых ему произведений, которые продолжаются и по сей день.
В 18 лет Шекспир женился на дочери соседа-помещика.
Жена его была старше на 8 лет, в семье было трое детей. Около 1587 года Уильям перебрался в Лондон, примерно в 1593 году вступил в театральную труппу Р. Бербеджа, работая и как актер, и как режиссер, и как драматург. Он пишет поэмы — «Венера и Адонис» 1593 и «Лукреция» 1594 , сонеты, пьесы. Только сонетов в период с 1592 по 1600 год им написано более полутора сотен.
Этот период в творчестве Шекспира завершился поистине выдающимися комедиями «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего», «Виндзорские проказницы».
Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Своим творчеством он сформировал основу современной грамматики, оставив в наследие соотечественникам более 1700 новых слов. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов. По отдельности многие из драматических произведений были изданы еще при его жизни. Но полное собрание сочинений, в которой вошли практически все канонические пьесы , появилось лишь в 1623 году. Книга включала 36 пьес и называлась "Первое фолио".
Это положение, со многими оговорками верное только для европейской и американской литературы XIX века, с легкостью переносилось на другие эпохи и культуры. Он также не мог знать, как говорят и думают титулованные особы, не располагал теми обширными сведениями в самых разных областях знаний, которые встречаются в его пьесах, и не бывал за границей в том числе в Италии, где нередко разворачивается действие его комедий. Такой человек скорее должен был питать низменные интересы и больше думать о барышах, чем об искусстве, — это особо страшный грех в глазах романтиков. На это у антистратфордианцев наготове множество ответов, хотя все они, по сути, вариации одной теории заговора. Вслед за первым вопросом неизбежно встает другой: если заговор действительно имел место, то почему мы до сих пор не нашли ни одного документального свидетельства о нем? Согласно наиболее популярным антистратфордианским гипотезам, в подобных заговорах участвовало немало людей, порой несколько десятков, и получается, что все они унесли тайну с собой в могилу. Истории многих реальных заговоров подсказывают нам, что все тайное рано или поздно становится явным. Так, при жизни Шекспира и в первые десятилетия после его смерти Точнее, до 1642 года, когда в Англии началась пуританская революция и театры оказались надолго закрыты. Не все они сопровождались упоминанием автора, но начиная с 1598 года отдельные пьесы Шекспира стали продаваться под его именем. Им Шекспир стал в 1596 году, после того как его отец подтвердил свое право на герб. Всего в XVII веке вышло четыре шекспировских фолио. В Стратфорде, Лондоне и других городах Великобритании сохранились свидетельства крещения, брака и смерти как самого Шекспира, так и его родителей, братьев, сестер, жены и детей. Главные ответы на шекспировский вопрос Легенда 2. Шекспир родился в богатой семье Вердикт: это точно не известно. Комната, в которой родился Шекспир. Картина Генри Уоллиса. У них родилось восемь детей, из которых выжило пять. Уильям был третьим ребенком в семье, но самым старшим из выживших. Затем в жизни Шекспиров что-то произошло: Джон перестал участвовать в делах города, не ходил даже в церковь, за что попал в списки уклонистов. Одно из объяснений — возможно, отец Шекспира был тайным католиком см. Например, как управляющий городским хозяйством в 1563—1564 годах он должен был вымарать фрески в Гильдейской часовне Стратфорда. Запись об этом сохранилась в протоколах заседаний городского совета, фрески в итоге забелили и полностью раскрыли только несколько лет назад. Потом Шекспиры обеднели — это произошло после неудачных финансовых операций Джона. Семья потеряла наследство матери Уильяма: ферму под Стратфордом ее передали родственнику , а также все дома и земельные участки, которые Джон купил, чтобы сдавать в аренду. Несомненно, ему нужны были наличные деньги, а учитывая, что активы распродавались поспешно и не всегда с выгодой, они явно требовались срочно. Целый ворох мифов рассказывает о бедности юного Уильяма: то он перестал ходить в школу, потому что отец выбыл из числа тех, чьих детей обучали бесплатно, то ему якобы приходилось много работать в лавке, чтобы семья могла свести концы с концами, то подрабатывать учителем, а то и бежать в Лондон, чтобы начать там новую жизнь. Несколько лет назад профессор Глин Парри сделал без преувеличения одно из важнейших шекспировских биографических открытий за последние 100 лет. Работая в британском Национальном архиве, он отыскал 21 новый документ, в котором упоминается отец Шекспира. Все находки связаны с судебными делами против Джона из-за неуплаченных долгов и штрафов. Листы написаны кратко и приводят минимум деталей, но ясно, что за Шекспиром-старшим следили частные информаторы, которые за долю от долга сообщали о его сделках и о том, укрывает ли он средства. Джон Шекспир c семьей и пятью выжившими детьми, очевидно, относился к числу укрывателей. Ясно, что главным и наиболее денежным бизнесом отца Шекспира была нелегальная торговля шерстью — в Англии того времени это называлось броггинг brogging. Занимаясь демпингом то есть искусственно занижая цены , он мог продавать большие партии товара и незаконно конкурировать с легальными торговцами. И до открытий Парри было известно, что Джону Шекспиру выставляли за такую торговлю штрафы. Одним из актеров труппы был Шекспир.. Наемному драматургу за пьесу платили пять-шесть фунтов, а пайщик в популярной компании к концу XVI века получал доход не менее 60—70 фунтов в год, а то и около 100. Легенда 3. На самом деле Шекспир был актером, а пьесы писал на досуге Вердикт: это не совсем правда. Шекспир и его друзья в таверне «Русалка». Картина Джона Фейда. Например, в марте 1595 года имя Шекспира появилось в отчете королевского казначея — в нем указана сумма в 20 фунтов, выплаченная труппе лорда-камергера за постановку двух пьес при дворе во время рождественских празднеств. В таких случаях обычно упоминались два-три ведущих актера. О том, что Шекспир продолжал выходить на сцену и в более поздние годы, мы знаем благодаря изданиям двух пьес Бена Джонсона — комедии «Всяк в своем нраве» и трагедии «Сеян». В обоих списках упомянут Шекспир. Наконец, актером его называют составители Первого фолио и даже помещают во главе списка других актеров, которые играли во всех пьесах, включенных в этот том. Когда же Шекспир писал пьесы? Разумеется, когда не выступал на сцене и не был занят на репетициях. Актеры и представители других театральных профессий елизаветинской и яковианской эпох должны были постоянно заботиться о своем предприятии ради повышения заработков. Конкуренция между театрами и отдельными труппами была высокой, спектакли шли практически каждый день и начинались примерно в два часа дня, пока еще было светло. Скорее всего, утро отводили под репетиции, а вечер был временем разучивания новых ролей. Получается, что для сочинения пьес Шекспиру оставались поздний вечер и часть ночи. Но можно ли назвать это время досугом? Непосредственное участие в спектаклях и близкое общение с труппой были необходимы Шекспиру-драматургу. Например, главные роли в шекспировских трагедиях и исторических хрониках, включая Ричарда III, Ромео, Гамлета и короля Лира, создавались для звезды труппы — Ричарда Бёрбеджа, а роль Фальстафа как нельзя лучше подходила Уиллу Кемпу Когда в 1599 году Кемп рассорился с другими пайщиками и покинул труппу, Фальстафа пришлось в срочном порядке «умертвить», хотя зрителям было обещано, что они увидят полюбившегося им «толстого Джека» в новой исторической хронике «Генрих V». Для Шекспира игра на сцене и работа над новыми пьесами были неразрывно связаны. Легенда 4. Многие пьесы Шекспира написаны в соавторстве с другими драматургами Вердикт: это отчасти правда. Идеальный портрет Уильяма Шекспира. Картина Джорджа Холла. Еще примерно 750 известны нам по названиям и иногда по кратким пересказам. Всего в этот период могло быть написано до 4000 пьес. Шутки шутками, но шекспироведы прекрасно понимают, что ради развития науки приходится обращаться к проблемам, которые раньше считались нерешаемыми. Давно известно, что работа драматургов в соавторстве была довольно характерна для английского театра той эпохи. Мы очень мало знаем о том, как именно работали соавторы, хотя доказанных примеров коллабораций существует немало. В единственной сохранившейся приходно-расходной книге театрального антрепренера и совладельца труппы слуг лорда-адмирала Филипа Хенсло есть записи о выдаче денег драматургам авансом или после сдачи пьесы. Например, в 1599 году Хенсло сначала выдал аванс Генри Четтлу за часть пьесы «Терпеливая Гризельда», а через месяц — еще один, но уже трем авторам — Четтлу, Томасу Деккеру и Уильяму Хотону Потом авансы получали отдельно Деккер, отдельно Хотон и снова все трое. Если бы не сохранилась расходная книга Хенсло, мы бы никогда не узнали, кто работал над «Гризельдой».. Однако расходные книги шекспировской труппы до нас не дошли. Если судить по пьесам, вошедшим в Первое фолио, Шекспир участвовал в коллаборациях в самом начале и в самом конце своей карьеры. Редакторы собрания предполагают, что это были Кристофер Марло для всех трех частей , Томас Нэш для первой части и еще один или несколько неизвестных нам авторов. При создании своих поздних пьес Шекспир выступал, вероятно, как мэтр, правя и дополняя работу своих младших коллег, прежде всего Томаса Мидлтона и Джона Флетчера штатного драматурга шекспировской компании после смерти Шекспира. Какое-то время она сохранялась в архиве распорядителя королевских увеселений он выступал и как театральный цензор , а теперь находится в Британской библиотеке. Рукопись состоит из шести частей, написанных разными почерками.