С января 2013 года Николай Цискаридзе оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина.
Николай Цискаридзе: «У театра поехала крыша. Эпохи великих больше не будет»
В конце января Цискаридзе заявил РИА Новости, что администрация Большого ведет против него "планомерную травлю". Цискаридзе рассказал о покушении: Начался ад. По мнению Перелыгиной, ситуация может обернуться увольнением Цискаридзе с должности ректора Академии русского балета. Директор Большого театра Анатолий Иксанов резко изменил свое мнение относительно Николая Цискаридзе, который мог быть причастен к нападению на худрука балетной труппы Сергея Филина. Главная» Новости» Цискаридзе николай последние новости где работает. Возвращаться в трупу и выходить на сцену Дмитриченко выражал желание только под руководством Николая Цискаридзе.
Обожженный кислотой Филин обвинил Цискаридзе в шантаже
По факту нападения на Сергея Филина возбуждено уголовное дело. О результатах расследования пока никакой информации не поступало. Материалы по теме: 18 января 2013 Сам художественный руководитель заявил, что знает, кто стоит за нападением, но отказался назвать имена. Следователи допросили несколько сотен свидетелей, в том числе Николая Цискаридзе, однако официальных обвинений пока не выдвинули. После преступления Филин рассказал, что ему угрожали на протяжении нескольких месяцев: взломали почту и страницы в социальных сетях.
Первый ему открыто угрожал и намекал о готовящемся "сюрпризе", а второй является близким другом Дмитриченко и был в курсе всех дел худрука. Управляющий балетной труппой Руслан Пронин первоначально попал под подозрение не только как близкий друг Павла Дмитриченко, но и как человек, который знает о многих сторонах профессиональной деятельности Филина. Через два дня после покушения, будучи в больнице, балетмейстер вспомнил, что в день нападения Руслан Пронин спрашивал его, будет ли он смотреть спектакль в Большом театре.
Филин сообщил, что вечером собирается во МХАТ. Пронин стал единственным, кто задавал Сергею Филину вопросы о планах на вечер 17 января. Однако позже выяснилось, что его попросил узнать о местонахождении Филина не кто иной, как Павел Дмитриченко - под предлогом того, что хочет передать худруку письмо от имени профсоюза о назревших в театре проблемах. Первое гласило: "Филин пришел, заходи по поводу профсоюза". А во втором сообщалось, что худрук балета уже покинул театр. Николай Цискаридзе, как и Руслан Пронин на момент подготовки материала оказались недоступны для комментариев. Подробности вечера 17 января, Сергей Филин восстановил поминутно.
Возвращаясь из театра, он подвез до улицы Каретной свою коллегу Ольгу Смирнову, а затем заехал во двор своего дома. Пройдя от стоянки до металлической калитки, находящейся перед подъездом, он стал нажимать клавиши на домофоне, однако устройство сразу не сработало.
Когда Советский Союз рухнул, мы стали разбазаривать наше богатство. Артисты наши стали уезжать... Николай Цискаридзе: Я понял смысл нашей трудной профессии - делай честно свое дело. А почему вы остались? Николай Цискаридзе: Я никогда не хотел поменять страну и язык. Для меня самое ценное то, что я русский артист.
У нас в семье всегда твердо знали, что хорошо, а что плохо. Мы жили небогато, но достойно. Мама с детства приучала меня относиться к театру как к храму. В два годика я ходил туда в галстуке и костюме. В следующем году у вас юбилей. В роддом мама пришла поздно ночью. Я вечерний ребенок весом в два с небольшим килограмма. Когда меня ей показали, она увидела "ноги, одни только ноги".
Мама рассказывала, что в тот вечер в Тбилиси шел снег. Снег для Тбилиси нечто экстраординарное. Я - зимний Никола. На Старый новый год в нашей квартире появилась няня. Когда она развернула пеленки и увидела мои ноги, серьезно сказала: "Балеруном будет! Николай Цискаридзе: "Ца" означает небо, "кари" - врата. Если слово произносить утром, то это означает - заря, если вечером - первая звезда. Какой мама вела предмет?
Великолепно играла в шахматы. Но при всем своем аналитическом уме ничего не могла продать - только подарить. Мама научила меня всему - готовить, стругать, шить, чинить кран... Каким было ваше первое впечатление от Большого? Николай Цискаридзе: В Большом театре я оказался в 1985 году. Мы с мамой опоздали на "Щелкунчика", и балет я смотрел на четвертом ярусе сквозь огромную хрустальную люстру. В антракте я пробегал мимо огромного зеркала - и вдруг остановился. Я увидел себя в трех возрастах: я - маленький, я в сорок лет и - в семьдесят.
В 2005 году я пришел в Большой театр перед его закрытием на реконструкцию.
После суда он перестал давать интервью без соответствующей санкции руководства а. Однако еще до этого в эфире программы НТВ "Железные леди" он вновь выразил полную готовность возглавить Большой театр. А между тем… Знаменитый танцовщик пробует себя и в других видах деятельности. Так, в прошлом году он решил получить второе высшее образование в 1992 году Цискаридзе окончил академию хореографии и поступил на факультет юриспруденции в магистратуру Московской государственной юридической академии, набрав при поступлении 90 из 100 возможных баллов.
Цискаридзе попробовал свои силы и на литературном поприще, написав несколько рассказов для книги "Полета вольное упорство", в которой в основном собраны статьи о нем. На презентации издания танцовщик сразу отметил, что в книге "нет ничего жареного, соленого, грязного", это рассказ о великих хореографах, его учителях. Из автобиографии читатель узнает, кем Цискаридзе мечтал стать в юности. Оказывается вовсе не танцовщиком. Автор признался читателям, что если бы сейчас ему пришлось выбирать между пением и танцами, то чаша весов склонилась бы к опере, на худой конец — к мюзиклу.
Я не собираюсь писать мемуары, так как не люблю врать. А если я начну писать о своей жизни всю правду, то "Джейн Эйр" в сравнении с моей биографией покажется скромной детской книжечкой. Я не желаю пачкаться. У меня все хорошо", — рассказал Цискаридзе в одном из интервью по случаю выхода издания. Биография Балетмейстер-репетитор, премьер Большого театра, народный артист РФ Николай Максимович Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси Грузия в семье скрипача и учительницы.
Мать — Ламара Николаевна Цискаридзе, ученый-физик, работала на атомной электростанции в Обнинске, затем преподавателем математики и физики в средней школе в Тбилиси. Отец — Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач. Однако Николай воспитывался отчимом. В 1984-1987 годах учился в Тбилисском хореографическом училище. В 1992 году окончил Московское хореографическое училище класс Петра Пестова , в 1996 году — педагогический факультет хореографического института ныне училище и институт объединены в Московскую государственную академию хореографии.
В 1992 году был принят в труппу Большого театра. С сентября 2004 года Николай Цискаридзе является педагогом-репетитором Московской академии хореографии и ведет класс в Большом театре. Входит в состав Совета по культуре и искусству при президенте РФ.
Обожженный кислотой Филин обвинил Цискаридзе в шантаже
Чем закончился "кислотный" скандал в Большом театре. Дальнейшая судьба обвиненного танцора. | Война с Цискаридзе и «кислотное дело». «Понятно, кто заказчик»: Цискаридзе рассказал подробности новой травли в свой адрес. |
Чем закончился "кислотный" скандал в Большом театре. Дальнейшая судьба обвиненного танцора. | Как оказалось, Цискаридзе считает, что актер, подавшийся в блогеры, нападает на него, преследуя свои корыстные цели. |
Скандал с Филиным
- «Крыша» против «Фаворита»: кто и зачем атакует Николая Цискаридзе?: o_kalnickoi — LiveJournal
- Николай Цискаридзе: «Филин был человеком-провокатором»
- Борис Праздников: «Я послал Цискаридзе на три буквы»
- Бывший адвокат Михаила Ефремова: "Шанс выйти по УДО есть! Даже после отказа!"
Правила комментирования
- Борис Праздников: «Я послал Цискаридзе на три буквы»
- Цискаридзе — это миф!
- Кислотное дело Филина: директор ГАБТ изменил мнение о Цискаридзе - Аргументы Недели
- Цискаридзе — это миф!
Война с Цискаридзе и «кислотное дело»
Директор Большого театра Анатолий Иксанов резко изменил свое мнение относительно Николая Цискаридзе, который мог быть причастен к нападению на худрука балетной труппы Сергея Филина. Главная» Новости» Цискаридзе николай новости. Николай Цискаридзе Николай Цискаридзе навестил писателя Дмитрия Быкова Дмитрий Быков в студии его шоу «Жалкая Замена Литературы», чтобы поговорить о балете, возрасте и об интригах в стенах Большого театра. Худрук Большого театра говорил следователям, что Цискаридзе угрожал ему компроматом и мог быть замешан в историю с кислотным нападением.
Действительно ли Николай Цискаридзе уходит из мира балета?
Ранее заслуженная артистка России, певица Яна Иванилова в беседе с ФАН рассказала о востребованности жанра камерной вокальной музыки в России. Ошибка в тексте?
Он не скрывает, что подражал Филину, ставил его выше других и даже настоял на том, чтобы вместе с Сергеем они делили одну гримерку. Судя по мемуарам, основной разлад произошел в тот момент, когда Сережу назначили худруком Большого. Однако складывается впечатление, что и сам Цискаридзе не всегда может сохранить самообладание. Оттого скрупулезно перечисляет все казусы и провалы с участием бывшего побратима. Например, что за Филиным, бегущим с факелом сочинской Олимпиады, неслась стая бездомных собак. Что на гала-концерте по случаю открытия исторической цены ГАБТа новоиспеченный худрук получил из рук капельдинера программку со словами: - Приходите в наш театр, у нас очень хороший репертуар. А еще, как, едва заняв кресло начальника, Филин просил всех знакомых именовать себя исключительно Сергеем Юрьевичем и тут же повесил на дверь кабинета заранее изготовленную табличку: «Художественный руководитель, Народный артист России Сергей Филин».
Цискаридзе смакует тот факт, что возмездие последовало быстро. Вскоре после воцарения конкурента на этаже театра, где он сидел, прорвало канализацию. Поганый дух стоял долго и не выветривался: «Словно Большой театр изрыгал из себя то, что ему навязали». Николай побывал на дне рождения Дома актера в Москве и встретил там подругу - 79-летнюю солистку Московского театра оперетты Светлану Варгузову Родькин и алебарда Много внимания Цискаридзе уделяет своим ученикам: Денису Родькину и Анжелине Воронцовой. Про Родькина, нынешнего премьера Большого, говорит сурово. Мол, максимум, на что мог претендовать парень - это стоять на сцене с алебардой. Денис был красив и хорошо сложен, но у него не оказалось никакой выучки в ногах. Когда молодой артист впервые пришел на урок к Николаю, тот был уверен, что второй раз симпатягу не увидит. Однако, к его удивлению, Родькин пришел и на следующее занятие, и на другое...
Однажды парень прыгнул так высоко и легко при его росте 190 см, что строгий педагог подумал: «А из него выйдет толк». Так совпало, то на момент появления прыгучего парнишки Николай переживал «свинский уход» талантливого ученика Артема Овчаренко. Вложил в него много сил, но в итоге получил СМС, начинающееся словами: «Вы - самый непорядочный человек на земле... Хотел доказать, что способен создать артиста даже из такого непростого материала. А с другой стороны, ему нужен был партнер для его любимой подопечной Анжелины Воронцовой. Коля еле доказал Светлане Павловне, что рваный свитер у него по моде и так было задумано модельерами Неудовлетворенная просьба Талантливую ученицу Коле «сосватала» еще легенда балета Екатерина Максимова. Дело было на фестивале в Перми. Хочу, чтобы ты на нее посмотрел. Она из Воронежа, - скривился Цискаридзе.
Я его знаю с детства. Он всегда был истериком, истеричным ребенком. Он уточнил, что сам привез Воронцову из Воронежа. Узнал про нее, посмотрел отчетный концерт и предложил переехать в Москву, чтобы доучиваться в Московской академии хореографии. Филин рассказал, что сам договорился с руководством академии, чтобы балерину туда взяли, а также за свои деньги оплатил ей комнату. Собеседник добавил, что после окончания учебы Анжелина не пришла к нему в театр Станиславского, а ушла в Большой театр.
У меня вопрос: какая цель могла у меня быть, когда я пришел в Большой [театр] домогаться Анжелину Воронцову, которую я знал уже много лет? Вам такой подход не кажется странным? Филин уточнил: до потери зрения он выглядел так, что ему не нужно было никого домогаться. Если я кого-то в своей жизни домогался, то эти женщины становились потом моими женами Сергей Филин. И каждая из них со мной до сих пор, потому что я никогда не поступаю так с женщинами.
Я - зимний Никола. На Старый новый год в нашей квартире появилась няня. Когда она развернула пеленки и увидела мои ноги, серьезно сказала: "Балеруном будет!
Николай Цискаридзе: "Ца" означает небо, "кари" - врата. Если слово произносить утром, то это означает - заря, если вечером - первая звезда. Какой мама вела предмет? Великолепно играла в шахматы. Но при всем своем аналитическом уме ничего не могла продать - только подарить. Мама научила меня всему - готовить, стругать, шить, чинить кран... Каким было ваше первое впечатление от Большого? Николай Цискаридзе: В Большом театре я оказался в 1985 году.
Мы с мамой опоздали на "Щелкунчика", и балет я смотрел на четвертом ярусе сквозь огромную хрустальную люстру. В антракте я пробегал мимо огромного зеркала - и вдруг остановился. Я увидел себя в трех возрастах: я - маленький, я в сорок лет и - в семьдесят. В 2005 году я пришел в Большой театр перед его закрытием на реконструкцию. Целовал стены, трогал стулья - я с ним прощался. В хореографическое училище вы поступили с третьей попытки. Николай Цискаридзе: В январе 1986 года мы поехали поступать в Московское хореографическое училище. В период директорства Софьи Головкиной ничего равного ему не было.
Когда я стал ректором Академии Русского балета имени А. Вагановой, на столе поставил портрет Софьи Николаевны. Каждый раз, когда я принимаю какое-то важное решение, как ректор, я веду с ней диалог. Я суеверный. Когда меня посадили в гримерку Владимира Васильева, я стал танцевать один сольный спектакль за другим Московскую прописку я получил 11 февраля 1991 года. Комната, где меня прописали, находилась в доме Министерства обороны на Фрунзенской набережной, прозванном Пентагоном. Моя хозяйка была парикмахершей генералов, ее муж - водителем. В Москву мы ехали со всем скарбом.
Мама говорила в поезде, что "если она решилась, я должен стараться". Мама пожертвовала всем. Отчим сказал: "Нет Москве", мама ответила, что сын дороже. Как вас приняли в Большой театр?
Жителя Мурманской области ждёт суд за жестокое преступление 22-летней давности и ловлю рыбы
- СМИ: Цискаридзе лишат должности из-за интимной переписки с Юдашкиным ✿✔️
- Николай Цискаридзе: «Филин был человеком-провокатором»
- Новый виток нелюбви
- Новости дня : Дмитриченко: следователь предлагал назвать Цискаридзе заказчиком кислотной атаки
- «Кого-то раздражало»: Николай Цискаридзе покинул высокий пост в Академии балета
- Цискаридзе предположил, почему в России закончилась эпоха великих артистов — РТ на русском
Почему Николай Цискаридзе хочет уйти из мира балета — видео | Удивительный, всеми любимый Николай Цискаридзе стал гостем «МК» и рассказал нашим читателям обо всем: о балете и о своей жизни вне сцены. |
Он брызнет в меня кислотой: Данко заявил, что боится Николая Цискаридзе | это специально спланированная против него акция 08 февраля, 14:36 Дарья ШЕРЕМЕТЬЕВА Премьер Большого театра Никола Цискаридзе обвинил руководство Большого театра в попытках дискредитировать его. |
Он брызнет в меня кислотой: Данко заявил, что боится Николая Цискаридзе | делай честно свое дело. |
В деле покушения на Филина всё громче звучит имя Цискаридзе | Скандал получил новый виток, когда администрация театра объявила Цискаридзе три выговора, один из которых в суде был признан необоснованным. |
Кто заказал Цискаридзе? | Николай Цискаридзе рассказал, останутся ли зарубежные театры без отечественной классики. |
Николай Цискаридзе: те, кого он любил
Российский артист балета и педагог Николай Цискаридзе является истероидным нарциссом, которому важно демонстрировать свое превосходство, заявила психолог Вероника Степанова на своем YouTube-канале. Смотрите видео онлайн «Николай Цискаридзе: «У театра поехала крыша. Вместо Николая ЦИСКАРИДЗЕ роль вдовы Симона будет исполнять Иван Васильев!
«Крыша» против «Фаворита»: кто и зачем атакует Николая Цискаридзе?
Сплетни о балетных (продолжение) | Художественный руководитель Большого театра сказал следователям, что Цискаридзе ранее шантажировал его компроматом и может быть замешан в кислотном нападении. |
Цискаридзе рассказал о покушении: Начался ад | Теперь он решил продолжать издевательства над Цискаридзе и заявил о том, что он – плохой человек. |
«С 15 лет преследовали и унижали»: Цискаридзе заявил о вопиющих домогательствах в Большом театре
Слушания по иску Николая Цискаридзе к Большому театру прошли 12 апреля в присутствии большого количества журналистов. Решение было вынесено на редкость быстро и выглядело, как еще одна попытка примирить враждующие стороны. Суд частично удовлетворил иск Цискаридзе: один выговор был снят. Второй, полученный Цискаридзе после интервью Би-би-си, оставлен. Такое положение дел устроило Большой театр.
Адвокаты заявили, что удовлетворены решением, вопрос обжалования его в апелляционной инстанции будет решен позже. Что касается Цискаридзе, то он объявил о намерении обжаловать решение, поскольку не видит разницы между двумя выговорами — оба они кажутся ему одинаково несправедливыми. О том, что два срочных контракта Цискаридзе истекают в конце июня, сам танцовщик неоднократно упоминал в СМИ. После суда он перестал давать интервью без соответствующей санкции руководства а.
Однако еще до этого в эфире программы НТВ "Железные леди" он вновь выразил полную готовность возглавить Большой театр. А между тем… Знаменитый танцовщик пробует себя и в других видах деятельности. Так, в прошлом году он решил получить второе высшее образование в 1992 году Цискаридзе окончил академию хореографии и поступил на факультет юриспруденции в магистратуру Московской государственной юридической академии, набрав при поступлении 90 из 100 возможных баллов. Цискаридзе попробовал свои силы и на литературном поприще, написав несколько рассказов для книги "Полета вольное упорство", в которой в основном собраны статьи о нем.
На презентации издания танцовщик сразу отметил, что в книге "нет ничего жареного, соленого, грязного", это рассказ о великих хореографах, его учителях. Из автобиографии читатель узнает, кем Цискаридзе мечтал стать в юности. Оказывается вовсе не танцовщиком. Автор признался читателям, что если бы сейчас ему пришлось выбирать между пением и танцами, то чаша весов склонилась бы к опере, на худой конец — к мюзиклу.
Я не собираюсь писать мемуары, так как не люблю врать. А если я начну писать о своей жизни всю правду, то "Джейн Эйр" в сравнении с моей биографией покажется скромной детской книжечкой. Я не желаю пачкаться. У меня все хорошо", — рассказал Цискаридзе в одном из интервью по случаю выхода издания.
Биография Балетмейстер-репетитор, премьер Большого театра, народный артист РФ Николай Максимович Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси Грузия в семье скрипача и учительницы.
И Сергей Филин в каком-то интервью подтверждает: «Я с Николаем разговаривал, мы вместе танцевали. Я ему сказал: «Коля, забудь ты про эту должность. Я уже назначен, так что не будем об этом». Раз не получилось с руководителем балета, Цискаридзе задумал стать генеральным директором театра. Усков: То есть письмо деятелей культуры Путину с просьбой назначить Цискаридзе генеральным директором было отправлено по просьбе Цискаридзе? Иксанов: Конечно.
Он ходил лично, сам ходил к тем подписантам, они мне говорили об этом. И понятно, что он этого хотел при очень серьезной поддержке. Снова сорвалось. Министр культуры подписал со мной договор на следующие два года. Тогда Коля стал претендовать на пост художественного руководителя театра вместо Синайского. Такова вторая категория людей, которые рвутся к руководству Большим, — творческие амбициозные люди. Цискаридзе привык к тому, что он звезда.
И пережить своего падения не может. Неспроста он на телевидении выступает, везде появляется, ему не хватает масштабных творческих дел. Следующая категория людей — друзья-приятели больших руководителей, которым в качестве поощрения или в благодарность подыскивают достойное место. Если говорить о театральной сфере, то нет более значимой должности, чем любая руководящая позиция в Большом. Еще одна группа лиц — это, как ни странно, жены состоятельных людей, у которых есть свои салоны. Им нравится, что у них дома или на яхте тусуется такой-то артист. Эта категория опасна еще и тем, что они хотят свои салоны расширить — до уровня Большого театра.
Чтобы Большой театр стал их салоном, куда они приглашали бы своих друзей, подружек. Есть, наконец, государственная номенклатура, выходцы из культурных департаментов правительства, администрации президента. У них свои специфические номенклатурные приоритеты. С их точки зрения, ценность гендиректора Большого театра — постоянная связь с первыми лицами государств. К тому же в театре бывают еще и главы иностранных государств. Где-нибудь потом можно будет ввернуть: «Мы тут с руководством страны беседовали. За последние десятилетия годовой бюджет достиг ста двадцати миллионов долларов.
А в 2000 году было двенадцать миллионов. За десять лет в десять раз! Одно дело — ты руководишь предприятием в двенадцать миллионов долларов, другое дело — в сто двадцать миллионов долларов. И мы видим по другим отраслям экономики, будь то Министерство обороны, Министерство сельского хозяйства, что, как только увеличивается бюджет того или иного направления, там возникает борьба за места, там министры каким-то образом исчезают, начинаются уголовные дела и скандалы. Скандалы с «Оборонсервисом» или «Госагролизингом» ничуть не менее шумные, чем скандал в Большом театре, просто другой масштаб. Или космические аппараты: только начали ГЛОНАСС финансировать, бюджеты стали в сотнях миллионов исчисляться — видим, оказывается, и гендиректор не такой, и главный конструктор не такой и так далее. Увеличение бюджета является самостоятельной приманкой для людей определенного склада характера и ума.
Существует и еще одна приманка: как только человек оказывается одним из руководителей Большого театра, он сразу входит в мировую театральную элиту. Это почет, уважение, контакты на самом высоком уровне. Об этом можно не говорить, но вот, пожалуйста, французский орден Почетного легиона или орден Командора Итальянской Республики мне вручили за международную деятельность. Сам я не амбициозный человек — в конце концов, тринадцатый год во главе театра, — но есть категория людей, которые до болезненного состояния хотят светиться и быть известными в мире. Усков: Все эти группы лиц, все эти обстоятельства были всегда. Почему именно зимой произошло такое обострение ситуации? Иксанов: Очень просто — появились новые люди в правительстве, которые захотели порулить Большим театром — не реально, сидя здесь, а через своих ставленников или тех людей, которые им близки.
Ситуация постоянно нагнеталась с мая месяца. Усков: Вы назовете конкретные имена в правительстве, в деловых кругах, кто ратует за смену руководства Большого театра? Иксанов: Извините, это было бы некорректно. Усков: Хорошо, но ведь борьба ведется не только вокруг должностей. Многие постановки Большого подвергаются критике за чрезмерную смелость, даже дерзость. Иксанов: За последние пять-семь лет на художественную политику театра оказывается совершенно феноменальное давление. Должен ли Большой оставаться репертуарным театром, в котором идут только известные всему миру постановки, действительно составляющие славу театра на протяжении сотни лет.
Или театр должен также ставить новые вещи, в том числе экспериментальные, разговаривать с современным зрителем на современном языке. Некоторые люди очень болезненно воспринимают эксперименты, в частности на нашей новой сцене. В ход идет тяжелая артиллерия, дескать, Большой театр отказывается от традиций. А в нашей ментальности «отказ от традиций Большого театра» — это как измена родине, предательство и шпионаж одновременно. Я же считаю, что эксперименты обязательно должны быть. Поиск новых форм, нового языка — признак здоровья, жизни, наконец. Классика в Большом театре есть, она восстанавливается, она воспроизводится.
Но дайте возможность нашим гражданам — раз это лучший и ведущий театр страны — увидеть все новые тенденции в мире оперы, балета, оркестров, хоров. Здесь схватка носит уже принципиальный характер. Это мировоззренческий выбор, каким должен быть Большой театр. И, честно скажу, мы потеряли даже нескольких членов попечительского совета, хороших, умных, великолепных, которые считали, что попечительский совет имеет право настаивать на том, что Большой театр должен делать, а что — нет. Вот Жерар Мортье, один из самых известных интендантов, в недавнем интервью сказал, что сегодня из европейских театров самый живой — это Большой. После «Руслана и Людмилы», Мортье был на премьере, мы встретились, и он заметил: «Слушай, я знал, ты смелый человек, но не думал, что настолько. Тебя же сейчас вообще заклюют».
У нас есть понимание миссии театра — сохранить все лучшее, но не останавливать также поиски нового. Это придает нам стойкость в борьбе. Я не за должность сражаюсь. Если мне, например, не разрешат ставить новое, экспериментировать, скажу «до свидания». Усков: Другое постоянно предъявляемое вам обвинение - ошибки при реконструкции Большого. Тот же Цискаридзе жалуется на отсутствие окон в гримерках, на скользкие полы в коридорах, на низкие потолки в репетиционных залах, которые, например, не позволяют поднять балерину. Иксанов: Это все во многом притянуто за уши или просто ложь.
По поводу залов скажу: у нас главный балетный зал на исторической сцене — такого в мире просто нет по размеру, по высоте, по всему. Второе: это же не новое строительство, мы вписывались в старое здание, поэтому два репетиционных зала этажом ниже, слева и справа, боковые, они под наклонной крышей, и, конечно, там высота не такая, как в главном зале. Но эти залы предназначены — один для миманса, в котором нет поддержек, второй зал для разминок, утренних классов, и там тоже никто никого не поднимает. Вот и все. Плюс к этому у нас есть репетиционные залы во вспомогательном корпусе, которые были построены еще в начале 2000-х годов. Цискаридзе может говорить все что угодно. Он скажет, а я оправдывайся — вот какая у него задача.
Это чушь собачья! Коля надеется прежде всего скомпрометировать руководство театра, которое к реконструкции, скажем так, не имело прямого отношения. Реконструкцию курировали многие десятки организаций: научноисследовательские, пожарные, санэпидемстанция — они все участвовали и ставили подписи. Если нет одной подписи, то все, проект не может быть реализован, тратить государственные деньги запрещено. У нас, например, на триста кресел сократилось количество мест в зрительном зале. Да потому что пожарники потребовали увеличить расстояние между креслами. Это потеря денег для театра.
Но, если бы мы не убрали места, подрядные организации, дирекция по реконструкции Минкульта не имели бы права потратить ни одной копейки. Там были сотни согласований! И последнее — Главгосэкспертиза. И только после ее заключения начинается работа. А со слов Цискаридзе получается так, что генеральный директор такой-сякой, не отследил чего-то, не проверил. Кстати, заметьте, Цискаридзе все время говорит про балет. А то, что Большой театр — это и опера, и оркестр, и хор, — об этом ни слова.
Никогда в Большом театре не было репетиционных залов для хора. Теперь — двухсветный зал, огромный. Никогда не было своего зала для оркестра. Теперь огромный двухсветный. И залы для групповых занятий оркестра — никогда их не было. Об этом умалчивается. Объем театра увеличился в два раза от исторического здания за счет подземного пространства.
Об этом ничего не говорится. Мы сохранили историческое здание 1856 года. Все стены, от внутренних до наружных, были инъектированы на расстояние полуметра, в проделанные отверстия нагнетались специальные укрепляющие составы. Правда, в ходе реконструкции нам четко продемонстрировали, кто является собственником в стране. Собственник здания — государство, финансирует государство, государство создает свою структуру для этих работ, а у вас есть там на основной сцене коллектив, вот и руководите им. Поэтому когда напрямую говорят: руководство Большого театра виновно в каких-то недоделках, — это ложь! Это все равно что сказать: руководство издательского дома Conde Nast в Нью-Йорке виновато в том, что потолки в их офисе на Таймс-сквер низкие.
Усков: И все-таки, неужели вы не могли вносить коррективы? Иксанов: Мы довольно часто говорили с проектировщиками и подрядчиками: нам это неудобно, — ответ был очень простой: мы рассмотрим. Рассматривают и сразу — нельзя: санитарные нормы, эти нормы, пожарные нормы, такие нормы, ну, все-все. В результате, когда мы получили это здание, мы сразу же принялись адаптировать его под наши нужды, даже иногда шли на нарушение правил. Возьмем хотя бы плитку в коридорах — нам вообще было запрещено покрывать ее коврами из соображений противопожарной безопасности. Но мы покрыли. Там и скользко, и прохладно.
Полы утепляли, переделывали наладку вентиляции, кондиционирования. Строители нам тупо сдали: вот, по нормам получите. А дальше мы адаптируем. И адаптировать будем еще не один год, чтобы всем было удобно. Более того, есть вещи, которые мы не имеем права трогать, пока не прошел гарантийный срок. Усков: А акустикой вы довольны? Иксанов: Абсолютно доволен!
Акустику сделали уникальную. И опять эти вбросы специальные, что акустика в Большом ужасная. Да она в разы стала лучше! Потому что мы удалили бетон, которым в 1949 году был залит пол, чтобы здание не рухнуло. Еще тогда боялись, как бы террористы не проникли в здание по канализации для того, чтобы убить Сталина. В Большом праздновали его семидесятилетие.
Следствие подтвердило полную непричастность Цискаридзе к преступлению, так как у него было неопровержимое алиби. После руководство театра отказалось продлевать договор с артистом, очень уж он был неудобен, постоянно выступал с критикой, указывал на недостатки проведённой реконструкции Большого, обвинял в унижении молодых и перспективных танцоров. В результате ему самому объявили 3 выговора, один из которых был признан судом необоснованным, а потом началась серия провокационных публикаций в средствах массовой информации. Бесценная поддержка Николай Цискаридзе и Максим Галкин. Многочисленные публикации в СМИ были очень несправедливы по отношению к нему и носили откровенно заказной характер. Именно тогда началась дружба артиста с Максимом Галкиным. Комик оказался одним из немногих, кто открыто выступил в поддержку Цискаридзе, даже написал об этом пару заметок в газеты. Бывший премьер Большого до сих пор благодарен Максиму Галкину за товарищескую помощь, она была очень важна для танцора. Тем более что даже те коллеги, которые за кулисами говорили об уважении к Цискаридзе, открыто проявлять свою позицию не решались. А Галкин не побоялся его поддержать. Поэтому после отъезда Максима Галкина из страны Николай Цискаридзе стал одним из тех, кто не стесняется говорить о дружбе с комиком, несмотря на разность их политических позиций. А позже он сказал в интервью о том, что всегда будет относиться к Максиму Галкину с любовью и уважением, независимо от того, какой у него статус, политическая позиция и место жительства. Цискаридзе не намерен забывать о событиях, случившихся больше 10 лет назад, и поддержке человека, которого не постесняется назвать другом никогда. И статус иноагента, полученный Максимом Галкиным, в этом случае ничего не меняет. Сам Николай Цискаридзе не осуждает свою страну за проводимую внешнюю политику, напротив, он уверен, что Россия и постсоветские страны должны объединяться. При этом многие друзья даже прекратили общаться с танцором, но всё же он не собирается отказываться от своего мнения. Николай Максимович считает, что людям нужно уметь находить точки соприкосновения с теми, кто не разделяет твою точку зрения. У него никогда не было желания эмигрировать, к тому же он видел, как относятся за рубежом к тем, кто бежал из России. Они навсегда остаются эмигрантами, даже если они — лучшие.
И понятно почему. Он это объясняет. Кехман бизнесмен, и когда он возглавил Михайловский театр, вложил свои деньги — молодец! Премьер Большого Николай Цискаридзе никогда не стеснялся высказывать нелицеприятную правду генеральному директору Анатолию Иксанову прямо в глаза Другая группа лиц, вступивших в борьбу за Большой, — это люди, у которых есть совершенно конкретные творческие амбиции. Например, Николай Максимович Цискаридзе. Он заканчивает свою карьеру, закончил фактически. Но при этом Николай Максимович — человек с сумасшедшими амбициями. Он видит свою дальнейшую жизнь только в Большом театре, причем как его руководитель. Попытки были и раньше. Цискаридзе хотел стать художественным руководителем балета — не получилось. Помните историю с Яниным? Я тогда принял решение пригласить Филина, хотя поляна была широкая, у меня была целая колода карточек с именами. Усков: Цискаридзе причастен к скандалу с Яниным? Иксанов: Для меня в этом нет сомнений. Кому выгодно устранение Янина? Тогда Цискаридзе бился конкретно за должность художественного руководителя балета. Не вышло. Я ему сказал: «Коля, забудь ты про эту должность. Я уже назначен, так что не будем об этом». Раз не получилось с руководителем балета, Цискаридзе задумал стать генеральным директором театра. Усков: То есть письмо деятелей культуры Путину с просьбой назначить Цискаридзе генеральным директором было отправлено по просьбе Цискаридзе? Иксанов: Конечно. Он ходил лично, сам ходил к тем подписантам, они мне говорили об этом. И понятно, что он этого хотел при очень серьезной поддержке. Снова сорвалось. Министр культуры подписал со мной договор на следующие два года. Тогда Коля стал претендовать на пост художественного руководителя театра вместо Синайского. Такова вторая категория людей, которые рвутся к руководству Большим, — творческие амбициозные люди. Цискаридзе привык к тому, что он звезда. И пережить своего падения не может. Неспроста он на телевидении выступает, везде появляется, ему не хватает масштабных творческих дел. Если говорить о театральной сфере, то нет более значимой должности, чем любая руководящая позиция в Большом. Еще одна группа лиц — это, как ни странно, жены состоятельных людей, у которых есть свои салоны. Эта категория опасна еще и тем, что они хотят свои салоны расширить — до уровня Большого театра. Чтобы Большой театр стал их салоном, куда они приглашали бы своих друзей, подружек. Есть, наконец, государственная номенклатура, выходцы из культурных департаментов правительства, администрации президента. У них свои специфические номенклатурные приоритеты. С их точки зрения, ценность гендиректора Большого театра — постоянная связь с первыми лицами государств. К тому же в театре бывают еще и главы иностранных государств. За последние десятилетия годовой бюджет достиг ста двадцати миллионов долларов. А в 2000 году было двенадцать миллионов. За десять лет в десять раз! Одно дело — ты руководишь предприятием в двенадцать миллионов долларов, другое дело — в сто двадцать миллионов долларов. Скандалы с «Оборонсервисом» или «Госагролизингом» ничуть не менее шумные, чем скандал в Большом театре, просто другой масштаб. Или космические аппараты: только начали ГЛОНАСС финансировать, бюджеты стали в сотнях миллионов исчисляться — видим, оказывается, и гендиректор не такой, и главный конструктор не такой и так далее. Увеличение бюджета является самостоятельной приманкой для людей определенного склада характера и ума. Существует и еще одна приманка: как только человек оказывается одним из руководителей Большого театра, он сразу входит в мировую театральную элиту. Это почет, уважение, контакты на самом высоком уровне. Об этом можно не говорить, но вот, пожалуйста, французский орден Почетного легиона или орден Командора Итальянской Республики мне вручили за международную деятельность. Сам я не амбициозный человек — в конце концов, тринадцатый год во главе театра, — но есть категория людей, которые до болезненного состояния хотят светиться и быть известными в мире. Усков: Все эти группы лиц, все эти обстоятельства были всегда. Почему именно зимой произошло такое обострение ситуации? Иксанов: Очень просто — появились новые люди в правительстве, которые захотели порулить Большим театром — не реально, сидя здесь, а через своих ставленников или тех людей, которые им близки. Ситуация постоянно нагнеталась с мая месяца. Усков: Вы назовете конкретные имена в правительстве, в деловых кругах, кто ратует за смену руководства Большого театра? Иксанов: Извините, это было бы некорректно. Усков: Хорошо, но ведь борьба ведется не только вокруг должностей. Многие постановки Большого подвергаются критике за чрезмерную смелость, даже дерзость. Должен ли Большой оставаться репертуарным театром, в котором идут только известные всему миру постановки, действительно составляющие славу театра на протяжении сотни лет. Или театр должен также ставить новые вещи, в том числе экспериментальные, разговаривать с современным зрителем на современном языке. Некоторые люди очень болезненно воспринимают эксперименты, в частности на нашей новой сцене. В ход идет тяжелая артиллерия, дескать, Большой театр отказывается от традиций. А в нашей ментальности «отказ от традиций Большого театра» — это как измена родине, предательство и шпионаж одновременно. Я же считаю, что эксперименты обязательно должны быть. Поиск новых форм, нового языка — признак здоровья, жизни, наконец. Классика в Большом театре есть, она восстанавливается, она воспроизводится. Но дайте возможность нашим гражданам — раз это лучший и ведущий театр страны — увидеть все новые тенденции в мире оперы, балета, оркестров, хоров. Здесь схватка носит уже принципиальный характер. Это мировоззренческий выбор, каким должен быть Большой театр. И, честно скажу, мы потеряли даже нескольких членов попечительского совета, хороших, умных, великолепных, которые считали, что попечительский совет имеет право настаивать на том, что Большой театр должен делать, а что — нет. Вот Жерар Мортье, один из самых известных интендантов, в недавнем интервью сказал, что сегодня из европейских театров самый живой — это Большой. После «Руслана и Людмилы», Мортье был на премьере, мы встретились, и он заметил: «Слушай, я знал, ты смелый человек, но не думал, что настолько. Тебя же сейчас вообще заклюют». У нас есть понимание миссии театра — сохранить все лучшее, но не останавливать также поиски нового. Это придает нам стойкость в борьбе. Я не за должность сражаюсь. Если мне, например, не разрешат ставить новое, экспериментировать, скажу «до свидания». Тот же Цискаридзе жалуется на отсутствие окон в гримерках, на скользкие полы в коридорах, на низкие потолки в репетиционных залах, которые, например, не позволяют поднять балерину. Иксанов: Это все во многом притянуто за уши или просто ложь. По поводу залов скажу: у нас главный балетный зал на исторической сцене — такого в мире просто нет по размеру, по высоте, по всему. Второе: это же не новое строительство, мы вписывались в старое здание, поэтому два репетиционных зала этажом ниже, слева и справа, боковые, они под наклонной крышей, и, конечно, там высота не такая, как в главном зале. Но эти залы предназначены — один для миманса, в котором нет поддержек, второй зал для разминок, утренних классов, и там тоже никто никого не поднимает. Вот и все. Цискаридзе может говорить все что угодно. Он скажет, а я оправдывайся — вот какая у него задача.