Иверская икона Божьей Матери: где находится, значение и история, о чем молятся перед ликом, сотворенные образом чудеса, иконография.
Иверская икона Божией Матери – в чем помогает?
В день Иверской иконы Божией матери верующие стараются посетить храм, политься Богородице об утешении в горе, избавлении от разных жизненных проблем. Само существование Иверской иконы Божией Матери свидетельствует о том, что Пресвятая Богородица взяла весь род людской под свое Святое заступничество. Иверская икона Божьей Матери, также известная как Вратарница или Привратница, является православной иконой, изображающей Деву Марию с Младенцем Христом. Сделав несколько снимков икон цифровым фотоаппаратом, я прочитал акафист Иверской иконе Божией Матери и пошел спать, но уснуть никак не давалось.
Примеры молитвенной помощи Божьей Матери в древние времена
- День иконы Иверской Божьей Матери: от чего спасает и о чем просят в молитвах
- О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери , смотреть онлайн
- 7 фактов об Иверской иконе Божьей Матери - Русская семерка
- Иверская икона Божией Матери. Свято-Никольский монастырь
- Также рекомендуем
- Иверская икона — история
История Иверской иконы
Иверская икона Божией Матери | — Обновившийся образ Иверской иконы Божией Матери был предан нашему мужскому Михаило-Архангельскому монастырю в начале 1999 года. |
День иконы Иверской Божьей Матери: от чего спасает и о чем просят в молитвах | Сельский труженик | История Иверской иконы Божией Матери» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. |
Иверская икона Божией Матери «Вратарница» – с пронзенным ликом
Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина Федченкова, впоследствии митрополита. Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье рю Петель, 5 , где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт.
Николая на виа Палестра, 69 в Риме. Возвращение Фото с сайта diveevo. Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан новый список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.
Известен список Иверской иконы из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы — 12 25 февраля.
После революции список исчез и до сих пор не найден. Представленная на фото икона более поздняя. Монреальская Иверская икона, мироточивая Иверская икона Божией Матери. Фото с сайта prosymbol-ru.
Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир — образ перевозил из храма в храм его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес. Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор невыясненных обстоятельствах, а икона исчезла.
Мироточат и списки с Монреальской иконы. В 1768 г. Они взяли с собой и чтимый образ. Путники заночевали на берегу Терека, у города Моздока.
Той же ночью Божия Матерь явилась одному богатому греку Мануилу Константиев и приказала ему помочь инокам. Грек заплатил за них нужную пошлину и отказался от дара, который Никон впоследствии из благодарности прислал ему. Но Божия Матерь за усердие к ней впоследствии даровала ему великие выгоды в торговле. Никон великолепно украсил икону, покрыв её ризой из чистого чеканного золота, жемчугом, алмазами и сапфирами. Стоимость ризы была около 44 тыс. Предстательство Божией Матери явленное в разных чудесных случаях, особенно во время эпидемии холеры в 1848 году, укрепляло веру православных людей в покровительство Пречистой Царицы Небесной.
В 1849 году Государь Император утвердил определение Святейшего Синода об учреждении из Иверского монастыря крестного хода с чудотворной иконой, который совершается ежегодно 28 июля вокруг города Валдай в вечное воспоминание граждан об избавлении от смертоносной эпидемии холеры, после обнесения той иконы вокруг города Валдая. Позже были установлены крестные ходы в городе Боровичи и Демянске. Кроме того крестные ходы отправлялись в дни престольных праздников: Успения Божией Матери, Богоявления, во Вторник Светлой Седмицы после Пасхи, в честь празднования святаго праведного Иакова Боровичского. Валдайская Иверская икона Божией Матери В 1861 году на чудотворную икону Иверской Божией Матери сделана новая риза; в ней чистого золота 25 фунтов и серебра, чрез огонь золоченного 60 фунтов. Риза была украшена бриллиантами, изумрудами, сапфирами, алмазом, жемчугом. Кругом всей ризы вычеканены сверху Архангелы и по бокам 12 апостолов.
В художественном отношения отделка представляла верх совершенства. Весь внутренний уклад монастыря не изменялся и не нарушался вплоть до кровавых событий октябрьского переворота. После 1917 года монастырь стал оскудевать. В 1927 году монастырь был закрыт, а чудотворная икона увезена в неизвестном направлении. Находящаяся в настоящее время Чудотворная икона Иверской Божией Матери написанная ориентировочно в 1854 году как благословение Валдайскому ополчению, шедшему на Крымскую войну, является копией чудотворного образа. Главное служение Иверской иконы в наши дни выражено словами тропаря «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к Ней, тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй Благая, и тело исцели благодатью Твоею, Пречистая».
И в самом деле, за всё время существования в России ни от одной из чтимых икон Божией Матери не было столько чудесных исцеления, сколько совершалось их от Иверской иконы.
Сегодня эти ворота называются Воскресенскими, а раньше их звали Триумфальными: ведь именно через них русские цари торжественно въезжали на Красную площадь. Петр I, москвич по происхождению, из-за непочтения к Иверской однажды навлек на себя недовольство горожан.
Эксцесс произошел в 1699-м: вернувшись из своего первого путешествия в Европу, семнадцатилетний Петр не поехал к Иверской, как это делали до него цари, а скорей поскакал в Лефортово - к Анне Монс. Неизвестно, то ли общественное мнение сыграло свою роль, то ли нашлись внутренние, духовные причины, но уже в 1721 году, после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира, Петр I Иверскую икону уже не игнорировал. Царь-победитель с триумфом въехал в Кремль через Воскресенские ворота, освящаемые Иверской, празднуя то, что одолел шведов - своих учителей.
Народ, духовенство, военные встречали победителей прямо у Иверской часовни: произносились речи о славе русского оружия, юноши в белых одеждах пели кантаты. С тех пор все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, первым делом спешили поклониться московской святыне. Да что цари!
Устоялась традиция: перед тем, как войти в Кремль, помолись у Иверской. В 1929-м Иверскую часовню разобрали, тогда же чудотворная икона была изъята, где она теперь, неизвестно, документов о передаче образа в какие-либо госучреждения нет. В 1995 году Иверскую часовню восстановили и по просьбе патриарха Алексия II на Афоне с древнего образа сделали новый список "милосердной Заступницы нашей".
Так что соберетесь в Кремль - загляните сначала в часовню к Иверской, помолиться.
Там святая икона пребывает и доныне. Иверская часовня в Москве Читать далее… Иверская часовня у Воскресенских ворот. Фото 1900 г. В память встречи Иверской иконы у Воскресенских ворот в Москве была построена часовня. Для нее был написан еще один список, получивший наименование Московского. Вскоре от него начали совершаться чудеса, и в часовне была заведена рукописная книга для их записи. Насколько сильно почитали святую икону жители Москвы и всей России, приезжавшие в столицу, можно было видеть из того, что, начиная с раннего утра и до вечера, часовня постоянно была переполнена молящимися.
Кроме общих молебнов, почти непрерывно служились молебны заказные. Едва ли тогда в Москве можно было найти человека, который в течение своей жизни не прибегал бы с молитвой к святой иконе и не находил бы в этой молитве надежды и утешения. Иверская часовня у Воскресенских ворот, фото начала XX века. В часовне хранилась икона написанная царскими иконописцами в XVII в. Московская Иверская. Архиепископ Арсений Жадановский вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий.
На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы. Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе.
История Иверской иконы Пресвятой Богородицы
Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия И. Об этом возвестил прп. Нил Мироточивый , неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг. Феофану Нил Афонский, прп. Посмертные вещания прп. Феодор Поздеевский. В Греции особо почитаются копии И. Нерукотворный список И. Dublin, 1897.
Афонский Иверский мон-рь: Ркп. Тифлис, 1901 на груз. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и ее списки в России. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. The Monks of Athos. Ashgate, 2005; Хрисанф, иером. Сыны Света: Воспоминания о старцах Афона.
Славянские Сказания об И. Предания об И. Это обстоятельство затрудняет решение вопроса о том, возникли ли слав. При этом надо учитывать, что 2 из 3 слав. Евхаитская икона Божией Матери. Все версии объединяет сюжет странствования чудотворной иконы из первоначального места пребывания по воздуху или по морю на Афон. Происхождение чудотворной иконы из Иверии Грузии в первых 2 версиях Сказания связывает их с афонско-иверским циклом легендарных сказаний «Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския... Иконописец В.
Гурьянов частное собрание, Москва Иверская икона Божией Матери. Гурьянов частное собрание, Москва Согласно 1-й версии Сказания об И. После смерти купца его имущество было расхищено приказчиками, воспользовавшимися малолетством наследника, к-рый сумел сохранить только семейную икону в драгоценном окладе. Отрок обратился к Богоматери с сетованием на опекунов, умоляя Ее защитить икону и его от житейских напастей. После этого он отправился в порт и с плачем и молитвой пустил икону по воде, а она поднялась в воздух и исчезла. Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря не названного в тексте Иверским. Здесь ее увидел монастырский повар, пришедший за водой, и трижды пытался взять образ, но тот троекратно «отскочи от руку его».
Игумен, узнав от повара о чуде, отправился с крестным ходом к морю, взял икону и торжественно перенес в собор, где ее поставили у царских врат. Отрок, вынужденный просить в родном городе милостыню, впосл. Придя на Афон, он стал обращаться в разные мон-ри с просьбой постричь его в монашество, однако по Божественному Промыслу ему повсеместно отказывали, чтобы впосл. Когда юноша достиг этого мон-ря, то, войдя в собор во время литургии, увидел икону и, узнав ее, пал перед ней на колени и начал с плачем молиться. После этого он поведал игумену и братии историю образа и свои злоключения, но ему не поверили, решив, что он хочет похитить драгоценную икону «Ты ходишь в нищетне образе, а сказываешь ся такова отца сын, да и икону сказываешь свою - неси ты добр человек. Мы того человека слыхали, а иныя от братья нашея и знали. Он бе от великих вельмож - того деля сказываешь себе отцем, нечто хочешь у нас икону сию украсть» , и выгнали его из мон-ря, «не поив, не кормив». Юноша в печали обратился с плачем к Богоматери, упрекая Ее в том, что Она не заступилась за него.
От усталости он заснул прямо на солнцепеке. Тогда чудотворная икона покинула храм и встала над ним на воздухе, защищая от солнечных лучей. Игумен и братия, пришедшие в собор на вечерню, обнаружили пропажу и решили, что икону похитил подозрительный паломник. Выйдя за стены мон-ря, они увидели чудо, раскаялись в своих подозрениях и приняли юношу в обитель. Со временем он стал игуменом, а мон-рь, бывший до этого беднейшим на Св. Горе, разбогател Шмидт. Происхождение И. В ряде списков, в т.
Старший известный список сохранился в составе Сборника, переписанного в 1536 г. Язык Сказания лишен выразительных южнославянизмов, текст производит впечатление рус. Боброва, что появление текста на Руси может быть связано с Герасимом Поповкой , а письменная фиксация - с Пахомием Логофетом Бобров. Сказание включено наряду с Повестью о Ватопедском мон-ре и «Воспоминанием отчасти Святыя горы Афонския... Максима Грека перечень списков см. Максим Грек в России. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография.
Пересказ 1-й версии Сказания об И. Вероятно, не позднее сер. Лукьянова; список сделан в 1769 в Угличе служителем ц. Эта версия, ограниченно распространенная даже в рус. Афон: История Афона. Третья версия Сказания об И. Ее слав. В этом варианте, озаглавленном «О священней обители Иверской и честней иконе Портаитской», Сказанию предшествует история основания Иверского мон-ря.
Во всех вариантах этой версии Сказания происхождение И. Сюжет о ранении иконы и чудесном истечении крови Kretzenbacher. По словам Павла Алеппского , архидиакона Антиохийского патриарха Макария III , оставившего сочинение о путешествии иерарха в Россию, «Ея ланита поранена и кровь течет из нея, ибо, как рассказывают, магребиты, завладев Святой Горой, ударили по иконе ножом, и тотчас потекла из нея кровь» Павел Алеппский. Кутаисский Тимофей Габашвили , посетивший Иверский мон-рь в 1755 г. Григорович-Барский в 1744 г. Это Сказание об И. Богородицы сб. В 1685-1686 гг.
Самуилом Бакачичем. Перевод известен не менее чем в 39 южнослав. Начиная с 1808 г. Хотя сборник Агапия был переведен в кон.
Благочестивому иноку Гавриилу Святогорцу явилась во сне Пресвятая Богородица и велела ему не страшась идти по воде и взять из моря образ. Что он и сделал, и принес икону в монастырь, ее поместили в храме. Она простояла там ночь, а наутро ее увидели над вратами монастыря. Образ внесли в храм, и на следующее утро все повторилось. Богородица еще раз явилась во сне Гавриилу: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет». После этого монахи построили храм над воротами монастыря и поместили туда обретенную икону. Она получила название «Портаитисса» — то есть «Вратарница» или «Привратница». Там она находится и теперь. Считается, что эта святыня не должна никогда покидать место своего пребывания, иначе она снова исчезнет. Но списки с нее делались много и часто. Первый список заказал афонским монахам царь Алексей Михайлович. К нему в 1647 году приезжала группа афонских монахов и рассказала о чудесном образе. Алексей Михайлович попросил привезти ему список с этой иконы.
Версия для печати 06. Начнем с того, что последняя женщина, которая ее видела, жила более 1200 лет назад. По преданию, это была вдова из Никеи, хранившая образ у себя в доме и во времена иконоборчества пустившая икону плыть по морским волнам, чтобы не допустить ее поругания. В X веке икону увидели стоящей на море монахи афонского монастыря Ивирон Иверского, Грузинского. Подвижник высокой жизни Гавриил смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы. Многие афонские реликвии и чудотворные иконы выносятся на «большую землю» для поклонения. Достаточно вспомнить принесение в прошлом году в Москву из монастыря Ватопед пояса Пресвятой Богородицы. В настоящее время десятки тысяч людей приезжают в Салоники поклониться принесенной туда из столицы Афона Кареи иконе Божией Матери «Достойно Есть». В отличие от них «Иверская» никогда Афон не покидала. Напротив, существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона. Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Даже Гавайская… Иверская икона достаточно большая — 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. Ныне и присно и во веки веков. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» — сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х. Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом — в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами. Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб.
Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники». В советские годы Иверская часовня была разрушена. Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом. Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина Федченкова, впоследствии митрополита. Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье рю Петель, 5 , где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме. Возвращение Фото с сайта diveevo. Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан новый список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди. Известен список Иверской иконы из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы — 12 25 февраля. После революции список исчез и до сих пор не найден. Представленная на фото икона более поздняя.
История Иверской иконы
О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери , смотреть онлайн | Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России, — названа по имени Иверского монастыря на Святой Горе Афон. |
Иверская икона Божией Матери: история и чудеса православной святыни | Александр Копировский: Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. |
Иверская икона Божьей Матери, Панагия Горгона | И́верская ико́на Пресвято́й Богоро́дицы, или Врата́рница, или Привра́тница — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная. |
Иверская икона Божией Матери: появление в России, утрата, обретение | Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря (не названного в тексте Иверским). |
Иверская икона Божьей Матери — история обретения, почитания и чудес
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. День Иверской иконы Божией Матери отмечается 26 октября. Икона Божией Матери «Иверская»: иконография, значение в православии, история происхождения, о чем просить, как правильно молиться и где расположить в доме. День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля.
«Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери
По благословению настоятелю Иверской обители архимандрита Василия и при усердных молитвах иверских иноков в кратчайший срок икона была написана талантливым и благочестивым иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой. Иверский образ Богоматери сопровождали двенадцать иноков Святой Афонской Горы во главе с архимандритом Василием, официальные представители Греции. На аэродроме икону торжественно встретили Святейший Патриарх Алексий, архиереи, духовенство и множество верующих. Был построен почетный караул. Из аэропорта в специальном автобусе в сопровождении иноков-святогорцев и московских священнослужителей икона была перевезена в Богоявленский кафедральный собор, где уже совершалось праздничное всенощное бдение. С чувством радости и благоговения духовенство и верующие москвичи встретили святую икону у входа в собор. Под звон колоколов и пение тропаря икону внесли в собор для всеобщего поклонения. В течении всей ночи перед ней непрерывно совершались молебны и читался Акафист. На следующий день утром 26 13 по старому стилю октября крестный ход с Иверской иконой Пресвятой Богородицы прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил святейший Патриарх Алексий.
Около часа дня крестный ход со святой иконой прошел от Казанского собора через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне. Святейший Патриарх Алексий в сослужении иерархов и духовенства совершил чин освящения Иверской часовни и Воскресенских ворот. Вдохновенно пел объединенный хор Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии под управлением архимандрита Матфея. Обращаясь к архипастырям, духовенству, верующим, присутствовавшим главам правительства России и Москвы, послам Греции и Кипра с поздравительным словом, святейший Патриарх Алексий сказал: «Сегодня все мы являемся свидетелями знаменательного события наших дней — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы — в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот... С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь «Домом Божией Матери». И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал благодарность Царице Неба и земли за Ее великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты истории нашего Отечества... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией матери, мы твердо верим, что, как в былые времена нашей отечественной истории, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свое предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом и поможет нам на пути к Сыну Своему, Господу нашему Иисусу Христу».
Исторический день освящения воссозданной Иверской часовни положил начало неиссякаемому потоку верующих людей к чтимой иконе Божией Матери, Которая обещала быть нашей Заступницей и Хранительницей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни. История её обретения такова. В начале 90-х, когда храмы Волгоградской епархии только начинали восстанавливаться, двое молодых людей, мужчина и женщина спаси их, Господи! Сделав такой подарок монастырю, эти люде не пожелали открыть своих имён, не смотря на уверения, что о них будут молиться. Долгое время обретённый образ находился в Свято-Духовом монастыре. Когда в 1996 году открывалась часовня в парке на центральной набережной, то Господь управил так, чтобы она была названа Иверской. Туда-то митрополит Герман и благословил передать подаренную монастырю Вратарницу.
Испуганные воины согласились оставить икону в доме, однако потребовали большой выкуп, в противном случае грозились донести властям. Женщина уговорила их придти за деньгами с утра. Спасая икону от поругания, мать и сын отправились к морю, и, помолившись, пустили икону по волнам. Святыня не упала на воду, а чудесным образом стоя поплыла на запад. Сын по просьбе матери ушел из дома и принял постриг в одном из Афонских монастырей, где и рассказал о чуде. Много лет спустя монахи Афонского Иверского монастыря увидели на морских волнах икону, поддерживаемую столбом света. Им не удалось приблизиться к ней на лодках — икона удалялась от них. Богоматерь явилась во сне отшельнику преподобному Гавриилу Иверскому, и возвестила, что именно он должен принять икону — Ее дар обители. Образ, чудесно обретенный во вторник Светлой седмицы, поместили в алтаре собора. Но икона дважды покидала храм и оказывалась над вратами монастыря. Пресвятая Богородица, снова явившись преподобному Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. Вразумленная братия оставила икону Пречистой на месте, выбранном Ей Самой. Так икона получила название «Портаитисса», то есть «Вратарница» или «Привратница». Богородица по молитвам братии перед ее иконой много раз спасала монастырь от голода, пожаров, нашествия врагов. Со временем была построена специальная часовня у ворот, в которой икона пребывает по сей день. Иеромонах Ямвлих. Благодаря этому до нас дошли все подробности истории появления образа в Москве. Укрепление греко-русских связей в конце XV - XVI веках вело к притоку из Греции, особенно с Афона, различных святынь и духовной литературы. Познакомившись с монахами-посланниками Иверского монастыря и узнав от них о чудотворной иконе, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх Московский, попросил прислать ему список образа. Через год, 13 октября 1648 года икону уже встречали в Москве. В сопроводительных грамотах иверский игумен Пахомий подробно описал процесс создания иконы монастырским иконописцем Ямвлихом: «Вернувшись в свою обитель я собрал 365 братьев и сотворили великий молебен от вечера и до утра, а утром святили воду со святыми мощами, и той святой водой омывали святую и чудотворную древнюю икону Богородицы, и собрали ту святую воду в большой сосуд и ею омывали новую икону, которую я изготовил из кипарисового дерева, и вновь собрали ту святую воду. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона»[2]. По одной из версий после прибытия в Москву икона находилась в одной из церквей царского дворца. В 1654 — 1655 годах она сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, тогда находившийся под властью Речи Посполитой. По возвращении из победоносного похода она была вложена царем в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Другая версия гласит, что сначала икона пребывала на подворье Иверского монастыря, потом в монастыре Святителя Николая «Большая глава», и по возвращении из похода была помещена при Воскресенских вратах Китай-города.
В память принесения Иверской иконы в Москву в этот день было установлено ежегодное празднование. На протяжении трех с половиной столетий с 1654-го список Иверской иконы пребывал в Новодевичьем монастыре, а после его закрытия —хранился в фондах Государственного Исторического музея. Иверская икона Богородицы была возвращена в монастырь лишь 6 мая 2012-го. Затем святыню перенесли в Успенский собор, где он пребывает по сей день. В 1656-м с Афона доставили второй список Иверской иконы — для Валдайского Иверского монастыря. Третий список Иверской иконы Божией Матери сделали уже в Москве с первого афонского образа. Его поместили в Иверской часовне в 1669-м в Москве у Воскресенских ворот Китай-города. В 1929-м часовню уничтожили, икону передали в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где она пребывает и поныне. Патриарх Алексий II в ноябре 1994-го освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. Новый список чудотворной Иверской иконы, написанный с благословения Иверского игумена, прибыл в Москву с Афона в 25 октября 1995-го. Так «Вратарница» вернулась на главные ворота. Только однажды святыня покинула столицу — в сентябре 1812 года вместе с Владимирской иконой ее вывезли во Владимир, спасая от французов. Смысл и значение Иверской иконы Великое освящение Успенского собора Свенского монастыря и дарование Иверской иконы. На иконе Пресвятая Богородица представлена в поясном изображении. Левой рукой она держит Богомладенца — правая рука в молении протянута к Спасителю, одновременно указывая на Него. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория, зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери. На правой щеке Божией Матери видна рана, из которой сочится кровь. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскую икону. Голова Спасителя приподнята, и лицо немного повернуто к Богоматери, склонившей к Нему голову. Правая рука младенца Иисуса вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом.
Гавриил идёт по водам к Иверской иконе Божией Матери. Грузинская икона Прошло более полутора веков. В течение нескольких дней видя огненный столп в море, восходящий до неба, иноки пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести его на сушу, но икона отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин , по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте.
О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери
Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. Отличительная черта иконы Иверской Божьей Матери – след от раны, которую нанес лику солдат еще в IX веке. Иверская икона Богородицы принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия», что преводится как «Указующая путь», «Путеводительница». После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону.
История Иверской иконы Пресвятой Богородицы
Что за день Иверской иконы Божией Матери и чего категорически нельзя делать 6 мая | У иконы Иверской Божьей матери целых три даты празднования: две постоянные и одна переходящая. |
Иверская икона Божией Матери (Вратарница): в чем помогает, как правильно молиться, история образа | Иверская икона Божией Матери — одна из чудотворных святынь, которая была обретена более тысячелетия назад. |
Иверская икона Божьей Матери (Вратарница) — значение, в чем помогает, история образа
Но в мае 2012 года президент Путин вернул первый русский список Иверской иконы Богородицы верующим, передав его Новодевичьему монастырю. Второй русский список Иверской прибыл в Россию в 1652 году, и в 1656-м он украсил вновь возведенный Валдайский Иверский монастырь. Этот образ тоже был прославлен множеством чудотворений, например спасением жителей Валдая от холеры 1848 года. К сожалению, после реквизиции 1918 года святыня был утеряна, а сам монастырь разорен. В 2001 году, посещая Валдай, Путин принял решение восстановить Валдайский Иверский монастырь из средств резервного президентского фонда и передал обители список Иверской, датированный 1854 годом. Сейчас красивейший монастырь восстановлен. Иверский образ Божьей Матери стал иконой прирастания России новыми землями Что касается знаменитой московской Иверской, с которой я и начала свой рассказ, то это уже русский список с привезенной афонской копии. К сожалению, имя иконописца и дата письма неизвестны. Ясно только, что с 1699 года эта Иверская освящала вход на Красную площадь и дальше - в Кремль. Сегодня эти ворота называются Воскресенскими, а раньше их звали Триумфальными: ведь именно через них русские цари торжественно въезжали на Красную площадь.
Петр I, москвич по происхождению, из-за непочтения к Иверской однажды навлек на себя недовольство горожан. Эксцесс произошел в 1699-м: вернувшись из своего первого путешествия в Европу, семнадцатилетний Петр не поехал к Иверской, как это делали до него цари, а скорей поскакал в Лефортово - к Анне Монс.
Описание иконы Иверская икона написана по типу «Одигитрия» Путеводительница. Младенец находится справа, сидит на левой руке Богородицы. В левой руке Его — свиток, а пальцы правой руки сложены для благословения. Голова Пресвятой Богородицы покрыта омофором со звездами. На голове Ее — царская корона.
У этой иконы есть отличие от других, на правой щеке Пречистой — рана от меча, из которой струится кровь. Это изображают в воспоминание того события, происшедшего с иконой во время иконоборчества. День памяти Иверской иконы Дней памяти у образа несколько: 25 февраля; 26 октября; 6 мая. Еще один день празднования иконы — переходящий, бывает во вторник Светлой Седмицы. По месту нахождения иконы Грузинский монастырь, то есть Иверский она получила название «Иверская». Другое название образа — Портаитисса, что значит Привратница. Так Ее называют потому, что Она Сама пожелала находиться над воротами обители.
В чем помогает Иверская икона Божия Матерь помогает всегда людям, обращающимся к Ней с различными просьбами.
Перевод: Наглость ненавидящих образ Господа, власть нечестивых иконоборческая ересь безбожно наступила в Никее, и посланные бесчеловечно мучают вдову, благочестиво почитающую икону Богоматери, но вдова с сыном ночью отпустили икону в море взывая: «Слава Тебе, Чистая, так как непроходимое море подставило Тебе как плечи свои волны , слава прямому пути Твоему, Единственно Нетленная». Перевод: Хотя и в море была погружена святая икона Твоя, Богородица, вдовой, которая не могла спасти икону от врагов, но была обретена и стала Хранительницей Афона и Вратарницей обители Иверской, устрашающей врагов, и в Православной Российской стране, почитающих Тебя, от всех бед и несчастий избавляющая.
Судьба «той самой» Иверской иконы до сих пор неясна. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что «та самая» Московская Иверская икона Божией, образ которой был написан в 17 веке специально для российской столицы, сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.
Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом. Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина Федченкова, впоследствии митрополита. Парижская Иверская икона сейчас хранится на Трехсвятительском подворье рю Петель, 5 , где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны.
Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме. Возвращение Фото с сайта diveevo. Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан новый список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.
Известен список Иверской иконы из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы — 12 25 февраля. После революции список исчез и до сих пор не найден.
Представленная на фото икона более поздняя. Монреальская Иверская икона, мироточивая Иверская икона Божией Матери. Фото с сайта prosymbol-ru. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир — образ перевозил из храма в храм его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес.
Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор невыясненных обстоятельствах, а икона исчезла. Мироточат и списки с Монреальской иконы.
История чудесного явления Иверской иконы Божьей Матери
- День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля
- Иверская икона Божией Матери: значение, история, в чем помогает
- Празднование
- История Иверской иконы Божией Матери
- Сегодня верующие отмечают праздник Иверской иконы Божьей Матери | Новгородские ведомости
- «Хочу Сама быть Хранительницей вашей». История Иверской иконы Божией Матери – Святые Online
И́ВЕРСКАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ
Истории икон и истории людей в документальном проекте «Лики Богородицы». Смотрите новый выпуск проекта «Лики Богородицы». Показать больше.
Старец открыл волю Богоматери настоятелю; все иноки с молебным пением, кадилами и лампадами пошли к морю. Икона Пресвятой Богородицы приближалась к ним. Гавриил вошел в море и взял икону.
Когда он вышел на берег и поставил на нем икону, из земли потекла чистая, сладкая вода, текущая и доселе. Это место находится в четверти часа ходьбы от обители и здесь устроена была часовня. После усердной молитвы, икону торжественно внесли в соборный храм обители. На другой день инок, зажигавший лампады в храме, войдя в него, не нашел иконы Богоматери на ее месте во храме. Ее нашли над воротами обители на наружной стене и опять поставили в храм; но на другой день она опять явилась над воротами, и это повторялось несколько раз.
Наконец, Богоматерь явилась старцу Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи инокам, чтобы более не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. И вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». С этого времени икону оставили на избранном ею месте над воротами, и потому она называется Иверскою Портаитиссою, то есть, Вратарницею.
Вскоре после этого на месте пребывания иконы у ворот выстроили храм во имя Богоматери, Хранительницы обители. Много раз Иверская обитель, находясь на берегу моря, подвергалась нападениям врагов, но Пресвятая Владычица Своим заступлением сохранила ее и доныне. Много чудес и исцелений было от святой иконы Иверской, Вратарницы. Все чудеса, бывшие от этой иконы, невозможно описать по их многочисленности, а потому приводим здесь некоторые. Евфимий, сын настоятеля Иверской обители, святого Иоанна, Ивира, в молодости так захворал, что и не надеялся выздороветь.
Иоанн, видя, что его сыну уже люди не могут помочь, оставил его в келии, а сам пошел в храм Пресвятой Богородицы и, пав пред Ее иконою, со слезами молил Ее исцелить отрока, и Царица Небесная услышала его молитву; после молитвы Иоанн попросил иерея причастить Евфимия Святых Тайн Христовых.
У кого? Но вот однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море напротив монастыря огненный столп, достигавший неба. Такой столп, наверное, видел избранный народ в своих скитаниях по пустыне. Чудесное явление повторялось несколько дней и ночей. И боялись приблизиться к удивительному столпу. Сошлись к тому месту монахи из соседних монастырей и калив, стояли на берегу, поражённые чудом, крестились с благоговением, не решаясь сесть в лодку и приблизиться к огненному чуду. Однажды ослабел свет, исходящий от столпа, и все увидели, что огненный столп уходит в небо от иконы Божией Матери. Тогда решились они взять лодку.
Однако чем ближе подплывали они к сияющему образу, тем дальше в море отодвигалась икона и столп над ней. Вернулись монахи в монастырь, вошли в храм и вместе с настоятелем со слезами стали молиться Богу и Божией Матери, чтобы удостоиться им принять на руки удивительную святыню, чтобы поставить её в обители для почитания и молитвы. Однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море огненный столп, достигавший неба Глубокой ночью старцу-грузину Гавриилу явилась во сне Пресвятая Богородица, осиянная небесным светом, и промолвила: «Скажи настоятелю и братии, что Я хочу даровать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец Гавриил был истым монахом: строгой жизни и вместе с тем по-детски кроткого, простого нрава. Вершины неприступных скал были его прибежищем летом, а зимой он сходил в обитель. Из одежды на нём оставалась только власяница, питался он лишь овощами и водой. В соответствии с церковными песнопениями братия называла его земным ангелом и небесным человеком. Старец поведал о своём сне настоятелю. И вот утром монахи с кадилами и свечами вышли на берег и совершили молебен.
Гавриил с молитвой пошёл по воде, «яко по суху». Все мы помним, как засомневался апостол Пётр и начал тонуть. Страшна цена сомнения. Старец Гавриил призвал на помощь Бога и Матерь Божию и с верой, которая горами двигает, направился к святой иконе и принял её в руки. На берегу послышался дружный и радостный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь. Так же, ступая по воде, вернулся Гавриил на берег. На берегу послышался дружный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь Тут же на том месте поставили часовню и три дня и три ночи служили благодарственные молебны. Где хранить такую святыню? Конечно же, в алтаре, в святая святых соборного храма.
Так и сделали. Ранним утром перед заутреней один из монахов по послушанию начал зажигать лампады в алтаре и обнаружил, что икона исчезла. Скоро её нашли над вратами обители. Не вразумились насельники и снова внесли икону в алтарь. Однако ещё дважды повторялся самовольный и чудесный переход образа Богородицы из храма на монастырские врата. И опять благодаря старцу Гавриилу, разрешилось недоумение. Явилась ему Богородица в светлом сиянии и повелела: «Объяви братии: не хочу быть охраняемой вами, но желаю Сама стать вашей Хранительницей. Доколе вы будете видеть Мою икону на вратах, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарность насельники грузинской обители воздвигли надвратный храм и поставили в нём икону.
Как известно, она пребывает там и ныне. Поэтому греки называют её Портаитиссой, а русские Вратарницей. Ибо Она сама благоволила выбрать место Своего пребывания — на вратах. Глубоко символично это именование чудотворной иконы. Богородица охраняет врата обители от врагов, которые не раз нападали на монастырь. Однажды персы под предводительством воеводы Амиры на 15 кораблях приплыли к Афонской горе. Сойдя на берег, они окружили обитель. Монахи, взяв из храма драгоценные священные сосуды и чудотворную Иверскую икону, спрятались в одной из башен. Персы опутали канатами столпы соборного храма и пытались обрушить его.
Насельники со слезами взывали к Богородице о спасении. И вдруг на море поднялась сильная буря, и корабли с оставшимися на них воинами потонули. Предводитель Амира остался в живых. Он не только покаялся в содеянном, но и пожертвовал много золота и серебра на восстановление монастырских стен, которые потом укрепили, сделали выше прежних. Но не только о такой реальной защите и покровительстве идёт речь. Богородица Вратарница также закрывает врата для «духов злобы поднебесных». И вместе с тем она отверзает врата! Возьмём в руки акафист и найдём ответ: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая! На оборотной стороне оклада Иверской иконы находится надпись на грузинском языке.
Спаси душу господина моего Куаркуара, сына Кай Хозроя. Я же, раб Твой, благодарю Тебя, что Ты удостоила меня недостойного позолотить и украсить святую икону Твою Вратарницу. Се приношу Тебе малый дар; приими оный от мене грешного и в жизни сохрани мя непорочным, и в день исхода души моей заступи и невидимым сотвори рукописание грехов моих, поставляя и меня грешного одесную Сына Твоего и Бога, яко Ему подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Знаменитый путешественник по святым местам В. Барский 1723—1747 так описывает икону: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, поименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руке Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждой и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных Царей, князей и благородных бояр, дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских Царей и Цариц, Императоров же и Императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся Варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком». Ведь благодаря Иверской часовне при входе на Красную площадь она стала оной из самых почитаемых икон не только в Москве, но и на всей Руси. И надо сказать, что москвичи увидели чудотворную афонскую икону довольно поздно — в середине XVII века. В те времена православное духовенство из Греции нередко приезжало на Русь для сбора пожертвований.
И вот прибыл в Москву архимандрит Пахомий собирать приношения для Афонских монастырей. Будущий Патриарх Никон, бывший тогда настоятелем Ново-Спасского монастыря, по совету с Царём Алексеем Михайловичем заказал у него точный список чудотворной Иверской иконы. Образ прибыл в Москву в 1648-м году с тремя иноками Иверской обители. Они доставили и грамоту, в которой подробно описывалась работа афонского иконописца. Вот отрывок из письма: «Как есми приехал архимандрит Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую то есть афонскую Иверскую Вратарницу , и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную и Святую литургию с великим дерзновением и верою, и после Святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону. И та икона новый список Иверской Портаитиссы не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая, аки старая». Иверскую икону встречали у Воскресенских ворот Китай-города: присутствовали Царская семья, Патриарх и множество народа. На том месте и построили Иверскую часовню.
И лишь после основания Иверского монастыря была перенесена туда.
Незадолго до этого она покинет монастырь, указывая монахам время, когда нужно будет оставить Афон. Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери установлено по новому стилю 25 февраля и 26 октября, а также во вторник Светлой седмицы неделя после Пасхи. Иконография образа Иверская икона Божией Матери иконографически является вариантом написания «Одигитрии» Путеводительницы. В русской иконографии такой тип написания получил названия «Милостивая». Формат иконы вертикально вытянутый. Пресвятая Богородица изображена по пояс, держащей на левой руке Сына Божия. Ее правая рука находится в молитвенном жесте на уровне груди. Пальцы правой руки сложены в двуперстие для благословения, а левой рукой Он держит свернутый свиток символ принесенной в мир благой вести , который опирается на колено. Для иконы характерны крупные черты лица Богоматери, большие миндалевидные глаза.
Существует живописная традиция изображать на иконе сюжеты обретения этого образа. Икона была специально написана афонским иконописцем для Москвы. Чтобы на новописанный список снизошла благодать от чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, настоятель Иверского монастыря вместе со всей братией отслужили молебен и святой водой омыли чудотворный образ. Воду собрали и отдали иконописцу, чтобы он при написании списка, добавлял ее в краски. После 1917 года местонахождение этого списка Иверской иконы Богоматери оставалось неизвестным. В 2012 году произошло второе обретение иконы. Сейчас она находится в Новодевичьем монастыре Москва. Сейчас эта копия занимает почетное место в Иверской часовне Воскресенские ворота Московского Кремля. Монреальский список В 1981 году был написан список Иверской иконы Божией Матери, который впоследствии получил название «Монреальский».
Иверская икона Божией Матери (Вратарница): в чем помогает, как правильно молиться, история образа
Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году. История Иверской иконы Богородицы. Иверская икона Богородицы одна из самых прославленных в мире икон. Молитва Иверской иконы Божией Матери об успокоении души, от внезапной смерти, бед и напастей, скорби, болезни и зла. Поэтому Иверскую икону Божией Матери называют "Вратарница", пишет Икона Богоматери Иверской, по словам Самой Пречистой Владычицы нашей Богородицы, была дана афонскому монастырю как хранительница «не только в настоящем, но и в будущем веке».